О том, как Ярик Бусинка учился в Китеж-граде — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

О том, как Ярик Бусинка учился в Китеж-граде

2021-06-30 11
О том, как Ярик Бусинка учился в Китеж-граде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тайны семейства Буслаевых

 

Валентину Сергеевну удивило то, как скоро Ярик пошёл на поправку. Хотя в чудесное исцеление не очень верилось, ведь теперь сын с лихорадочным блеском в глазах нёс совершенную околесицу.

Будто бы он во сне скакал на лягушке, а потом летал на вороне и драконе, и что он сражался с лихорадкою, и что он побывал у русалок на озере Светлояр. У русалок!.. Это же надо!

– Ах! Я уверена: мальчик всё ещё очень болен! Да вы рассудите здраво, чт'о он тут нагородил! Что за дикая игра воображения! Говорящие лягушки, летающие русалки, мяукающие драконы! Не горячка ли это возвращается? Я так беспокоюсь.

Да вот ещё… И это слишком!

Теперь Ярослав возился с неизвестно откуда взявшимся рыжим котёнком. Тот успел уже опрокинуть банку с молоком и расцарапать любимые мамины туфли. Затем с диким «мявом» он прыгнул в шкаф и рылся там, в грудах простыней.

Да что там – котёнок!.. Валентину Сергеевну куда более смутило то, что Алексей Елисеевич к этим выдумкам отнёсся со всей серьёзностью.

Он протёр очки и высокопарно поздравил сына, пытавшегося вызволить котенка из бельевого плена, с удачным приключением.

Теперь его занимало всё, любая подробность высекала искры интереса в стеклах его очков. Ведь Китежские сказания – это был его конёк! Тема научных изысканий! «Искушенного ума непраздный плод», говоря высоким штилем…

– Китеж! Это не просто затонувший в озере древний и священный город. Это же давняя, неизбывная мечта о праведном царстве, о потерянном рае… А ещё здесь сберегается древняя мудрость и укрываются праведники…

– Ну и почему же они прячутся? От кого? – вопросил Ярослав, продолжая в поисках котёнка рыться в шкафу.

– От зла, властвующего во внешнем мире… От нашего несовершенства и дикости… От тех, кто не верит в волшебство…

Наконец, котёнок был освобождён и шмыгнул из шкафа. Он метнулся между ног Алексея Елисеевича и, увернувшись от веника Валентины Сергеевны, вскочил прямо на руки Ярику. Лизнув того в щёку, он глянул на всех сквозь лукавый прищур…

Валентина Сергеевна, отставив веник, пригрозила котёнку пальчиком и стала укладывать разбросанное бельё. А Алексей Елисеевич продолжил в волнении мерить шагами комнату и восторгаться…

 

Особо прельстила его та волшебная книга из сна, в коей Ярослав видел своё будущее. «Интересно! Весьма!» Тут он потёр руки. «И о ней есть предания! Удивительные!» Отец достал книжку в потрёпанном от времени переплёте. «Эпос Северной Европы» красовалось на её обложке. Перелистав, Алексей Елисеевич ткнул в строку:

– Вот! Здесь сказано… «А затем, по завершении таинства, чародей вошёл в возведённый чудесным зодчим среди Китеж-града высокий Семиверхий замок и сокрыл в нём от мира дольнего тайну великую, ибо приковал он там к престолу златою цепью Звёздную книгу…»

Алексей Елисеевич ещё перелистал сборник сказаний и воскликнул:

– Это волжская легенда… А вот записанная на финском севере. О той же книге, вот что важно! И уже стихами… «Письмена на досках старых, крышки книги золотые, украшения литые…» И ещё! «Мудрость жизни, тайны мира в этой книге начертал он… – то, что золота дороже, что оплот добра и правды…» Ах, какая чудесная книга!..

– Ну, будет, будет! – охладила его пыл Валентина Сергеевна, всё ещё убираясь в комнате и выметая пыль из углов. – Ярославке нужно жить в настоящем мире, а не в сказках и снах. Ведь ты же знаешь, чем это может кончиться!

– Ну и чем, Валя?

– А тем, что вырастет он неприспособленным к жизни. И будет без толку спорить с такими же профессорами в стоптанных ботинках и заштопанных носках о чём-то никому не нужном… – Валентина смахнула непрошенную слезинку… Воображение рисовало ей ужасающие картины. – И будет он ездить на расхлябанном «москвиче», и даже не куда-нибудь дикарём на Чёрное море, и даже не на свою подмосковную дачу. А вот сюда же, в эту избушку, она же к той поре и вовсе рассыплется в труху…

– И выберет в жёны себе такую же мечтательницу и неудачницу… – Алексей Елисеевич примирительно улыбнулся. – Ну, к примеру, учительницу английского языка… А она будет мечтать о поездке в Англию и жить душою в эпоху короля Артура и рыцарей Круглого стола… – Тут следует заметить, что Валентина Сергеевна обучала английскому языку в том же университете, где и Алексей был профессором филологии. – Это же замечательно, дорогая! Что может быть лучше?..

Алексей Елисеевич обнял супругу, сразу размякшую от ласки и выронившую веник: «Ну, будет-будет! Ведь нам так хорошо вместе…»

Они часто так спорили о смысле их бытия. «О! Английская литература – это же так увлекательно… – настаивала Валентина. – Ну, а русская… да от неё одно лишь расстройство, вызовы на ковёр и академические взыскания… Тебе это известно лучше всех…»

Алексей Елисеевич и сам давно смирился с тем, что научная стезя, на кою он некогда вступил, ничуть не напоминала ухоженные торные дороги европейской филологии. Скорее, это был просёлок в чащобе с лешими и кикиморами вместо научных оппонентов. «А в конце дороги той плаха с топорами…» звенела в мозгу песня известного барда….

Иногда он казался самому себе героем старой сказки, случайно прочитавшим в колдовской книге заклинание и тем пробудившим во тьме некое чудовище. Оно пока слепо, щупает вокруг лапами и не может найти и достать его, но это до времени…

«Ярик ещё в начале пути и не ведает, какие впереди ждут овраги и буреломы, ежели он не свернёт с сей стези. Он пока не умеет защищаться от соловьев-разбойников и прочей нечисти… Ему ведь ещё расти, учиться и набираться сил. Но кто же, кроме него, сумеет пройти далее?» – вот так мыслил Алексей Елисеевич.

Валентина же уверяла: лучше не забивать ребёнку голову сказками и не ломать судьбу… Но Алексей Елисеевич убеждал её, что всё ещё может перемениться…

 

Кстати, не потому ли Володя и Света избрали совсем иные пути по жизни? Вот Володя решил стать физиком: «Только физика соль, остальное всё ноль!» – напевал он старую университетскую песенку, когда родители спорили. Познание микромира, тайн космоса, земных недр и глубин океана… Вот где происходят настоящие чудеса! А старые сказки оставим несмышлёным детям!

Так Володя и думал поначалу… Наука! Вот где свет! Однако в последнее время навь столь усилилась, что от неё не стало спасу даже в самой физике. Ныне и в университете среди пиджаков и мантий профессоров затесались рясы служителей Чёрного владыки… А на научных семинарах всё более популярной становилась игра в крестики и нолики… Причём победа крестиков всё равно оставляла нолики в умах студентов.

Ну, а Светка… А что Светка! Она пока пропадала в музыкальной школе за гаммами. В гимназии же перебивалась тройками, не понимая, зачем ей чему-то другому учиться, ведь она будет жить музыкой! Она пока не подозревала, что и в мире музыки метроном отстукивал свой ритм, укрыться от власти Чёрного дирижёра не удавалось и тут…

 

Ярослава же всё равно увлекали сказки и легенды. Причём любые. Он не понимал, о чём родители спорят.

«Ведь это всё так интересно! И эльфы и вилы! И гномы с ундинами, и домовые с русалками!» Словом, он любил и папу, и маму.

Когда же Ярик Бусинка нашёл путь в град Китеж и подружился с саламудриком Зилашею, он бесповоротно решил, что его дорога в волшебную сказку – здесь, а не за морями-океанами. Ведь избушка бабушки Прасковьи с домовыми и кикиморами, лес с лешими, и озеро Светлояр с невидимым градом Китежем – всё это было более ярко и живо, чем их московская «настоящая» жизнь.

Волшебные сны захватили его настолько, что он порою уже терял уверенность: что правда, а что сновидение…

«Нет, то не просто сны, не смутная игра воображения!.. Там есть врата в иной мир… А он живой, хоть и запечатан каким-то древним и очень коварным волшебством…».

Те врата подались его усилиям… Раскрылись… А за ними был звёздный млечный путь. И он пошёл по нему, ведомый огненным драконом…

О нет! Это был совсем не сон!.. Сны оказались лишь его способом выйти за пределы обыденности… А там была жизнь – и чудесная, сказочная, и пугающая, завораживающая…

Почему так случилось, и что с этим делать? И как другим помочь найти путь в сказку? Этого он ещё не знал. Но ведь ему помогут найти верный путь и папа, и мама, и все учителя волшебной школы, и обретённые здесь друзья…

– Это и есть то, к чему я всегда стремился! Ведь так! – шептал Ярик, засыпая…

 

Устав Китежской школы

 

Теперь каждую ночь, переносясь в сон, Ярослав спешил к озеру Светлояр.

Проще всего было попасть туда верхом на драконе. Ведь драконы, даже только что рождённые, весьма проворны и легки на крыло. Так что, если у вас ненароком заведётся дракон, летайте только на нём, не опасаясь куда-либо опоздать.

После первых перелётов Ярослав обучился переноситься в Китежскую школу уже сам. Теперь дракоша лишь выжигал щёлочку меж мирами, а Ярик Бусинка, обернувшись бусинкою, вкатывался в неё.

Обычно он оказывался сразу на уроке или на перемене – внутри текущей по своим законам иной жизни. Ведь так всегда во снах и происходит. Обычно мы не придаём значения тому, что спим, и сразу оказываемся внутри некой истории…

 

«Ах, а какая в Китеже развесёлая жизнь! – ликовал Ярослав. – Здесь не тащат за шиворот в школу, не гоняют с урока на урок и не дают задания на дом… Вечный праздник! Гуляй – не хочу!..»

Ярик заметил, что из дел, кроме ремесла и торговли разным волшебным товаром, здесь в особом почёте были искусства – живопись, музыка и пение, а ещё мистерии. Какое бы дело выбрать для себя? Всё так интересно!

А какие чудеса-кудеса украшали театральные представления, затевавшиеся тут чуть не каждую неделю в любое время года! Сценарий же мистерий был написан звёздами на небесах в седую старину, как говорят – «во время 'оно».

 

Впрочем, не только на небесах… Звёздная книга!

Ярослав сразу же понял, что главные чудеса и загадки, прошлое и будущее Волшебной страны, были запечатлены на её страницах. По слухам, эта книга, прикованная златой цепью к престолу в Семиверхом замке Китежа, была написана звёздами и хранила величайшие тайны мироздания.

И, о да, это был не только лишь сборник звёздных преданий, летописей и древних заветов. Сама книга была живою, обладала разумом и волей. И если не желала, чтобы её просто читали, то лишь потому, что истина невыразима словами.

– Дабы постичь непостижимое, нужно учиться, не учась… – загадочно изрекал Велияр. – Молчание, кое говорит без умолку, – вот выражение высшей мудрости. И посему только чтение книги, кою нельзя прочесть, может воистину просветить разум.

 

Такую премудрость постичь было непросто. Зилаша же истолковал её так:

– Это как ловить солнечный зайчик! И охотишься, и не охотишься! Главное, подскакивать выше и не унывать!

Ярослав же соглашался с волшебником.

– Да, учитель! – говорил он без тени иронии. – Я и вправду ничегошеньки не понял… А это и значит, что я приблизился к пониманию того, чего и вовсе нельзя понять…

– Именно это я и имел в виду! – веселился волшебник Велияр.

Итак, из всего сего вытекало, что Ярику пора было приниматься за учебу.

Ведь прежде чем научиться читать не читая, нужно просто уметь читать! Познать непознаваемое, как и вместить беспредельное, может лишь свободный разум. Но нельзя же освободить разум от знания, если его ещё нет?

 

* * *

 

Вообще-то, напрасно кому-то может показаться, что обучение в Китеж-граде заключалось в праздном времяпровождении. Отнюдь нет!

Обучение здесь было, только шло оно по старому уставу. Мастера искусств были заняты каждый своим делом, а их ученики-подмастерья помогали как могли, слушали их наставления и так невольно и незаметно для себя обучались.

Каждому подмастерью из родов жителей Китеж-града, – альвину, русалке, оборотню или дракону, – была приписана своя мастерская, где они и постигали премудрости, присущие только их естеству и месту в волшебном мире.

Оттого-то к мудрости альвинов приобщали тоже альвины, а искусству быть русалкою или драконом обучали русалки и драконы… Вместе же они осваивали древнюю историю их мира, играли в общих мистериях и просто дружили…

«А люди? Как определились с людьми?» – интересовался Ярослав, знакомясь с уставом Китежской школы, свитки коего раздал новичкам владыка Велияр.

Выяснилось, что людей тоже наставляли люди. Поначалу. Ведь их жизнь сама была подготовкою к жизни будущей, в которой они вполне могли родиться и не в человечьем облике. Обладая бессмертной душою, люди легко, будто ветошь на новьё, меняли свои смертные оболочки.

Да и альвины, русалки и даже драконы в прошлых жизнях зачастую были людьми. Так что и двери в мастерские альвинов, русалок и драконов для людей не были закрыты.

– Только ведь со смертными так не просто, – печалился Велияр, разъясняя правила жизни и китежский устав. – Посему мы и закрывались в прошлом на сотни лет… Необходимая мера предосторожности! Иначе люди начинали пользоваться полученным знанием во зло себе, а нам приходилось умирять страсти…

Однако, как утверждал волшебник, Китеж жил не только и не столько в нашем мире. Он жил вне времени, в том мире грёз, который создал сам… И он был соединён волшебными вратами со многими временами и мирами.

– Так повелось исстари. И это и есть величайшее из чудес Китеж-града!

 

Так что Китежская школа никогда не переставала работать и для людей. Просто учеников, да и учителей, набирали из разных эпох.

И обычно в мастерской того или иного волшебника собирались вместе ученики, одетые по моде и ста, и трёхсотлетней давности, а рядом мог оказаться кто-то в одеяниях и вовсе футуристических – из далёкого будущего.

Прошлое, да и будущее, конечно, для Китежа имело смысл. Однако город жил во времени волшебном, а оно текло иначе, чем время людей… Время Китежа то летело будто птица, то текло бурной рекою, то уходило в болота и сотни лет стояло на месте…

Оттого в Китеже ныне и учились школяры, набранные за многие прошедшие века. Учителями же были лучшие из лучших за все эпохи.

Правда, непросто было понять тех, кто говорил на языке, вышедшем из употребления сотни, а то и тысячи лет назад.

 

* * *

 

Кстати, из нашего смутного времени в Китежскую школу тоже кое-кого призвали – Алексея Елисеевича Буслаева, блистательного знатока славянских древностей.

Между прочим, многие из славного рода Буслаевых закончили сию школу. Да и самое открытие её для людей связывали с именем легендарного их предка, князя-волхва Буса. Давно же это было, однако, – даже для нестареющего Китежа это было далёкое прошлое… Но традиция и поселе не угасла.

Конечно, Китежская школа работала и прежде – но в те давние эпохи её заканчивали лишь альвины, учителя учителей, как и иные бессмертные.

Теперь же её заканчивали кроме разных волшебных существ и просто люди, кои нередко и сами потом учили в Китежской школе. Да и в мире людей они становились известными деятелями, мыслителями, художниками или писателями. Сколько славных имён!

Конечно, мало кто из них помнил свою учёбу в волшебной школе. Ведь и мы часто не помним свои сны, пробудившись. Однако знание, кое они усваивали, и кое становись частью их сути, просыпалось потом по первому зову…

 

Алексей Елисеевич также до времени не помнил своё обучение. Почему ему так легко давались древние языки, и почему его так волновали Китежские сказания?.. Но это стало ясно сразу, как только Ярик рассказал о своих приключениях.

– Да я же сам – учитель в Китеж-граде!… – Алексея Елисеевича словно озарило вспышкою. Перед его глазами мелькнула вереница снов, бесконечные полки книг, кои он изучил, и белобородый старец, что посвятил его… – И не только в Китеж-граде он преподаёт, и в академии Мартина Маргуса тоже! Здесь, в Волшебной стране, его зовут – мастер Велекса… И его весьма ценят за знание языков.

И, оказалось, не только он здесь учительствует. Вот бабушка Прасковья в Китеже учит лесной науке, знанию целебных трав и цветов… Помнит ли она свои сны? По крайней мере, отчасти! Все её сказки об этом… Её имя в сём мире – Параскея…

Да и Валентина Сергеевна носит в сём мире другое имя – Валинес… Она тоже преподаёт в академии Мартина Маргуса, в Зазеркальной Москве… Бывает она и в Китеже, особенно летом, помогает познать традиции иноземные… Но сему не придаёт значения: подумаешь сны! Такой уж характер!

 

А Володя и Света – они-то как? Они, правда, не слишком блистают успехами, но и не из совсем отстающих… Володя уже перевёлся из Китежской школы в московскую академию Мартина Маргуса. Светлана же пока учится в классе свирели и ни о чём более слушать не хочет… С её отметками в академию ей путь заказан.

Конечно, было немного обидно, что они наяву пока не могут вспомнить свои сны – в отличие от младшего сына, от Ярослава…

– Но, может быть, со временем и они вспомнят? – волновался Алексей Елисеевич. – Я же вспомнил!..

 

Мастер Велекса рассказывает…

 

– У града Большого Китежа – славная история… – просвещал Алексей Елисеевич, мастер Велекса, на уроке Всеобщей истории Волшебной страны.

Его голос мерно разносился под сводами:

– Наш город был заложен при князе Яре на месте урочища Китаврула. От сего зодчего Китаврула, – его ещё звали волшебник Кит, Китюшка, – град Китеж и получил своё имя…

Изумрудная зала башни Семилучевой звезды была забита до края. Круг сцены заливал свет, исходящий из Большого хрустального шара в середине. Ряды слушателей разлетались от сцены спиралью и вздымались вверх, образуя чашу амфитеатра.

 

Ярик, только что очутившийся во сне, осознал себя в этой зале. Очевидно, он и дракоша несколько запоздали на урок. Потому, переступая через ежехвостов и шилишиг, они пробирались к средним рядам, там полулежали на широких скамьях разного рода оборотни… Они старались не шуметь.

– Ух ты, какой… Ой, простите! – то и дело извинялся Ярик, невольно задевая разных странных существ, к виду коих он ещё не привык.

Перед рядами оборотней, у самой сцены, сгрудились квакли, кикиморы и прочие низкорослые обитатели болот, мнившие себя самыми умными. Они шикали на Ярика с Зилашею: «Тише! Осторожнее! Не наступите на нас!..»

Выше всех, на галёрке, устроились лешие, пнеголовые и друдни, как самые отстающие в учёбе. Там же, на задних рядах, с ними заигрывали русалки – им не было никакого дела до того, что говорилось со сцены, они просто красовались в венках.

А люди занимали места повсюду среди тех, кто был им ближе по духу. Более легкомысленные находили друзей среди леших и русалок – Светка, конечно, была там. Маленькие, либо шибко умные и в очках, устраивались в первых рядах… Ранее там сидел Володька, но ныне он перешёл в академию…

 

Как странно!.. Понемногу Ярик стал припоминать… Перед его духовным взором стали всплывать куски из прожитого – он теперь знал, чем он был занят и до урока. Может быть, пока он жил себе в Берендеевке, часть его сознания пребывала в Китеже?

Да… Ярик до урока уже успел познакомиться со своими однокашниками из людей, а Зилаша – с однодракашниками. Тогда к нему первыми подошли Емеля и Иванка – самые бойкие из школяров, что красовались здесь в белых плащах с золотыми застёжками.

Поприветствовав новобранца, они растолковали что тут к чему.

– Мы – святиборцы! – с гордостью заявил Емеля. – И ты можешь стать одним из нас. Вступай в дружину защитников Китежского Святолесья!

– Но не всякому даётся наш белый плащ, – заметил из-за плеча товарища Иванка. – Чтобы быть достойным, тебе нужно будет пройти испытания и чем-то отличиться.

– Да, пока что ты только новичок, недоросль! – хохотнул Емеля. – Но ничего! Все мы когда то такими были. Главное, не смущайся, будь смелее!

 

Они перезнакомили Ярика со всеми белыми плащами. Рядом с Яриком и Зилашей среди оборотней и саламандр сидели также волгарь Стёпка и уралец Салават, пришедшие из того времени, когда ходили в армяках и лаптях. Тут же устроились и их приятели-казачата Булавка, Лютик и Илейка, а также горец Асик из черкасов. Все они числились в ватаге витязей из святиборцев, вожатым их и был Емеля.

Чуть выше, среди друд, леших и русалок, веселились Алеко-виршец, Никоша-вещун, да ещё и Маёшка-рифмач – это были святиборцы-виршеплёты. Впереди, у самих подмостков, среди потомков премудрой царевны-лягушки, можно было видеть хитродеев: Михая-рыбаря и Афоню, а третьим хиродеем был Иванка, или – как его еще звали – Иван-хитрован.

Ярик обратил внимание и на девчонок – это был просто цветник, весьма тешащий глаз. Конечно, среди них особые умницы встречались не часто. Разве что Линда Златовласка – неболтливая, ибо с Прибалтики, сидела в первом ряду и задирала нос. А, может, она просто умничала?

Олеся, худенькая полесская девчонка с серебристыми волосами, и румяная, черноволосая киевлянка Оксана не столь важничали, просто веселились среди русалок и бродниц.

Там же можно было видеть и стайку цветочных вил, от коих по залу плыл чудесный аромат весеннего или летнего луга…

 

– А там, кто? – Ярослав обратил внимание на ярус, заполненный чёрными плащами, который высился скалою среди пёстрых рядов слушателей.

– Это темнозорцы! Чёрные плащи! – ответил ему Иванка. – Они пришли сюда, пройдя подземелья и норы колдунов-панов…

– А я думал, что в Китеже есть только праведники… Да как же их сюда пустили? – изумился Ярослав, всматриваясь в ряды темнозорцев.

– Как будто договор такой был, старый… – пожал плечами Иванка. – Да и не такие уж они и чёрные, это дань традиции. Велияр как-то сказал, что «темнозорцы учатся здесь, ибо сердце тьмы озаряется небесным огнём». Их в подземельях Китежа наставляет его брат Вальяр Сивоус, он тщится вывести их к свет…

– А, ну тогда понятно… – протянул Ярослав. – Как всё непросто.

– И они нужны нам! Иначе с кем было бы мериться силою? – пояснил Емеля. – Да и как, не потрепав чёрные плащи, заслужить белый плащ?

– Они нужны нам, как чёрный перец! – подхватил мысль Зилаша. – Без такой приправы жизнь была бы пресна!

 

…Тем временем урок продолжался. Ярослав с нарастающим интересом вслушивался в слова отца, мастера Велексы.

– Китеж-град не раз переносился во времени и по лицу Земли, – рассказывал учитель. – Был он в старые годы на канувших в океан-море Борейских землях, был и в Индерии, и в Белых горах Кавказа, а в нашей эпохе встал на Ра-реке. И во все века Китеж пребывал также в Волшебной стране, именуемой иначе Астерией…

Шар, вращавшийся посреди залы на колонне, обернулся старинным глобусом. Мастер Велекса указывал земли лучевой указкою. Он высветил на глобусе надпись «Великая Ра-река». Надпись была выведена старинными буквами над синею струйкою.

Учитель пояснил, что Ра-рекою раньше величали Волгу. Затем он указал и на место озера Светлояр, а также града Китежа на карте.

– И всякий раз, по велению Велеса Сурича, сына Солнца, наш чудесный град строил волшебник Китаврул, – продолжал мастер Велекса с восхищением. – И чародей тоже не раз перевоплощался в разных эпохах и землях.

Велекса, блистая учёностью, указывал на отрывки старых хроник. Получалось, что первым строителем был Кит Звёздный, почитавшийся как лик бога Святовита. Помнили хроники и о Китавруле Святибориче, и о Китальве сыне Кологривы… А ещё его всегда звали Скитальцем, ибо он любил скитаться по выстроенным им в разных концах земли скитам. Всё это лики и воплощения древнего зодчего Китеж-града.

 

Ярик Бусинка пристально всматривался в сцену. Там из хрустального шара, вращающегося на колонне, исходили лучи. В них являлись полупрозрачные светящиеся образы старинных преданий.

Сцена была заполнена мерцающими видениями, рассыпающими искры. Отец расхаживал по подмосткам, как бы участвуя в мистерии. Он и рассказывал, и суфлировал, и показывал как играть, то и дело заговаривая с видениями. Те же, будто актёры, следовали его указаниям, стараясь по мере сил.

Вот явилось на сцене и видение самого искусника Китаврула – волшебника-полуконя с топориком. Он бодро проскакал по подмосткам, из-под его копыт вылетали искры.

Им было построено здесь всё. И сама Семиверхая башня, и посад, и врата, соединяющие град с разными мирами и временами.

«Интересно… А конские копыта не мешали ему прыгать по строительным лесам? – озадачился Ярик и усмехнулся, вообразив Китаврула балансирующим на жердочке. – Хотя коню-то удобнее двигать телеги с брёвнами… А потом, надо полагать, эти номера его утомили. И он создал оборотные зеркала, проходя кои, волшебник терял задние ноги и копыта. Эдак-то удобнее…» – сообразил Ярик.

– Выстроив наш город, чародей Китаврул его покинул… – мастер Велекса вновь обратился к карте и завращал волшебный глобус. – Он основал школу в Тавриде, так в античные времена называли Крым. Воспитывал великих героев классической древности. Построил солнечный Сурож-град и служил князю Бусу… – Ярослав припомнил, что это их сказочный предок. – Возводил он и другие города, основал также Академию Чудес вместе с мастером Маргусом…

На глобусе там и сям вырастали волшебные города. Причём Ярослав заметил, что кроме описанных отцом там показались также и города глубоко в Азии, в Западной Европе… и даже в Америке! Воистину удивительный строитель!

В хрустальном шаре замелькали горы, пустыни и степи, где по мановению чародея вырастали волшебные замки и чудесные башни…

– А об иных его скитаниях по далёким землям после перерыва расскажет наша гостья из академии Мартина Маргуса, преподаватель Валинес. – Мастер Велекса бойко позвонил в колокольчик. – Перерыв! Перерыв!

Шар перестал вращаться и погас. А школяры шумно бросились со своих мест перекусить…

 

В трапезной Китеж-града

 

В китежской трапезной было не протолкнуться. Лешие лезли вперёд, отдавливая ноги оборотням. Те огрызались и скалились.

С ветвей друдней свешивались русалки и берегини за порцией морской капусты. Повсюду сновали ежехвосты, прыгали через всех квакли, пыхали огнём саламандры, расчищая путь к горам всевозможной волшебной снеди.

Люди жались у отдельной стойки, и там тоже порядок едва соблюдался. И всё по вине темнозорцев, не желавших никого пропускать вперёд.

 

Ярослав, глядя на темнозорцев, начал припоминать… Да. Он же знает всех… Вот этот с тёмно-бурыми спутанными волосьями – Гришка Кутерьма. Он заводила, пускается во все тяжкие. Подземные тайны придают его глазам дикий блеск, сводящий с ума дивьих прелестниц…

А вот и его приятели: верзила Громилка и толстяк Сластёнка. Каждый из них хорош в своём роде… Громилка неповоротлив, но горе тому, кто попадёт под его руку. Сластёнка же, несмотря на лишний вес, весьма подвижен и сметлив.

За такими сорванцами нужен глаз да глаз! Хотя и одного, всевидящего, глаза было достаточно, посему Велияр и нанял следить за порядком в подземельях Китежа старого одноглазого служаку Блавора, бродящего по подземным ходам с трихвостой плетью и троеглавым дракопсом Вакою.

Главою же подземной школы он поставил своего брата Вальяра Сивоуса, некогда отверженного и проведшего в подземельях долгие годы..

 

Старые знакомцы! Ярик задумался… Он и впрямь знает многих из темнозорцев давным-давно… Ведь это его сон, а сны не имеют начала и конца, они всегда продолжение уже пережитого. Выходит, он уже учился в Китеже ранее и продолжает теперь, когда он стал осознавать себя здесь.

И эти темнозорцы, они вышли из его прошлого, из воспоминаний, или даже из его тени, незаметно для него самого. Меж темнозорцами и им есть какая-то таинственная связь… Ну, да будет беспокоиться о том, не все загадки Китежа разгадаешь за раз.

 

Лучше пока веселиться с друзьями святиборцами! Наконец-то у него столько друзей! И какие это славные ребята.

Вот, к примеру, Алеко, Маёшка и Никоша – они, вроде как из девятнадцатого века… Какие забавные, и горазды на выдумки и розыгрыши. Сочиняют на учителей эпиграммы, а темнозорцев одаривают дразнилками.

– Не грустите темнозорцы, веселей глядите, а то скиснет молоко, и не уследите! – так задирали они чёрные плащи. Витязи-святиборцы и хитродеи, стоящие подле, подхватывали их вирши.

А Гришка Кутерьма отвечал им:

– Сами и пейте своё молоко! Раз оно кислое! Мы предпочитаем томатный сок.

Он размазывал сок вокруг рта и становился похожим на вурдалака, дабы попугать стоящих подле девочек.

Но из рядов святиборцев неслось:

– Темнозорцы-лукоморцы, красные, как помидорцы! Отчего же красные? Да для всех опасные!..

 

* * *

 

В трапезной был пир горой. Лакомства выставлялись на все вкусы. Святиборцы, конечно, предпочитали вегетарианскую еду – фрукты-овощи и всякую зелень.

Впрочем, им, как и темнозорцам, делали послабление и подавали также рыбу, выловленную в озере. И не только пресноводную, но и морскую, ибо в мире снов и волшебства озеро Светлояр вполне могло пригрезиться и морем. Мясо, конечно, здесь было не в чести. Правда, в подземельях и это правило не имело значения.

Между прочим, даже и любители зелени здесь не почитались самыми большими защитниками природы.

– Ах! – восклицала вила Купавка. – Ведь и укроп, и морковка, и салат – они все живые, как и цветы… У них тоже есть, пусть едва святящиеся и слабые, но души!

Сама-то она, как и прочие вилы, мавлинки, а также альвины, питалась нектаром, мёдом и амброзией. Наверное, потому все они и были бессмертными…

 

Ярик Бусинка вместе с Зилашею нашёл незанятый столик. Разложил там фрукты, салаты и пирожное с брусничным чаем.

Он всё ещё был под впечатлением от лекции отца и шушукался с Зилашею:

– Как думаешь, а что стало с чародеем Китом? Где он сейчас? Ну, вот он всё здесь построил… Такое чудо сотворил! А потом пропал!

– Ну да! Строил-строил… А потом взял и расстроился! И сгинул! – пискнул Зилаша, уплетая раскалённую, как лава, перцовку.

– Надо бы родителей… то есть мастера Велексу и Валинес расспросить… – Ярик глянул туда, где на возвышении трапезничали преподаватели.

Там его отец, мастер Велекса, сидел рядом с мамою, учителем Валинес. Они о чём-то весело переговаривались и чокались кубками.

 

– Х-хе!.. – тут в разговор встрял, усевшийся напротив Гришка Кутерьма. – Тоже мне, история! Ушёл, потому как это не круто. Деревня!.. Китежская глушь. Негде волшебнику развернуться… Вот он и подался в столицу вместе с Маргусом.

– Э… нет! – огрызнулся из-за соседнего стола пан. – Он пошёл по тёмному пути! Говорю вам! Его тень всё ещё здесь, скрывается в подземельях…

– Я в это не верю, – возразил Ярик Бусинка. – Он просто стал невидим… Это магия!

– Да… Он скрылся за зеркалами! – выдала свою версию Линда. Она рядом черпала ложечкой мороженое. – Китаврул, ведь, великий мастер зеркал. Поставил два друг против друга и ушёл по зеркальному ходу…

Её соседки, Олеся и Оксана, вынули зеркальца, поставили их друг против друга и показали такой ход. Туда тотчас порхнула и выпорхнула обратно Купавка.

– Вот так всё и было! – щебетнула она. – Я точно знаю, мне дедушка рассказывал.

– Точно! Он отразился и потерялся! – вспыхнул очами Зилаша. – Вот с драконами такого не случается. Мы ведь неотразимы!

– Ой, да! Ведь ты – огневик, и значит, не можешь видеть себя в зеркале… А это жаль! – вздохнула Купавка. – Ведь ты такой хорошенький!…

Девочки, окружившие и ласкавшие весьма довольного собой дракошку, рассмеялись:

– Да, он – прелесть! Просто прелесть!

И впрямь, Зилаша, как и прочие саламандры, не отражался в зеркалах и не отбрасывал тени. Но это не мешало ему сиять, принимая отовсюду знаки восхищения.

 

Между прочим, в Китеже волшебных зеркал, сотворённых в старые годы Китаврулом, было много. Одни показывали всё как есть, снимая оборотные чары. Другие смешили, искажая внешность, но являя внутреннюю суть.

Ещё были зеркала, кои разговаривали и даже пели. Иные показывали другие места и времена, пророчествовали или наводили иллюзии.

Но более всего было зеркал, служащих для переходов меж мирами, путешествий, и для охраны. Таковые были и при входе в Семиверхий замок. Зилаше, чтобы пройти сквозь них, приходилось поворачиваться к ним спиною и прыгать назад через голову: от ворот поворот, шиворот-навыворот!

Все эти зеркала тоже установил некогда Китаврул. Однако – вот незадача! – он и сам в них затерялся…

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.175 с.