История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-06-30 | 18 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Кроме уроков, общих для всех, кои проходили в Изумрудной зале Башни Звезды, китежцы нередко наведывались и в волшебные мастерские. Каждый, следуя своей склонности.
Ярик и Зилаша вместе ходили на занятия в Башню Молнии.
Это были уроки дракологии, кои вёл отец Зиланта Златокрыла мастер Мерлантий Огнезарый. Искусство быть огненным драконом, а также правила драки, весьма важные для его сына, дракороль не мог доверить более никому. Обучение мастерству саламандр должно быть идеальным!
Уроки эти пришлись по душе саламандрам, ну и тем, кто был не прочь показать себя в поединке, – святиборцам, да их «закадычным» противникам темнозорцам.
Иные заглядывали на уроки в Башне Молнии изредка, пока им было любопытно, чему же учат тут. Первыми отсеялись русалки и мавлинки, боящиеся обжечь свои крылышки и хвосты у печей, за ними последовали и лешие с друдами, не слишком любящие огонь. Да и изнеженным девочкам-свитежанкам эта наука также была ни к чему.
Самые отъявленные повесы из темнозорцев, называвшие себя «бандой тёмников», обычно заявлялись на урок ранее всех и скапливались в дверях мастерской саламандр.
Расступаясь перед входившими, они потешно, и как бы в знак уважения, кланялись и расшаркивались. Когда же те, опасливо оглядываясь, шли мимо, им били как бы дружески по плечам, а затем посылали вдогон такой шлепок по спине, что несчастные влетали в мастерскую на всех парах, спотыкались, а то и падали под громкий и отнюдь не дружеский хохот.
С умниками и виршеплётами «братание» легко сходило с рук. Они дулись и крутили пальцем у виска. Девчонок, после случая с зеркальцем, пускали не трогая, те гордо ступали мимо, вздёрнув носики.
|
Однако с носителями белых плащей из ватаг витязей такие забавы кончались потасовкой. Илейка, Булавка, Лютик и Асик, а также Емеля со Стёпкою и Салаватом, приходившие вместе, задерживались пред бандой тёмников. Они молча стояли, сложив руки на груди, и ждали лишь повода затеять драку.
Это было важно – кто начнёт задираться первым. Так учил их сам Мерлантий Огнезарый. Согласно правилам вызова на поединок: «кто первым обзывается, тот сам так называется!». И ещё он говорил на уроках дракологии: «Тот, кто затевает войну, уже не прав. А неправый слабее правого, и значит будет бит. Посеявший распрю, пожнёт поражение!»
Однако темнозорцы чтили другие заветы: «сильный всегда прав!», «кто смел, тот и съел!» и прочее. Потому они первыми пускали в ход кулаки, несмотря на внушения дракона.
Мерлантию приходилось разнимать забияк, а особо буйных и непослушных отправлять под яростное око стража порядка Блавора, который и запирал задир в подвале.
– В старые и недобрые времена, – важно вещал дракороль Мерлантий, – не было ни законов, ни уставов, ни правил. И некому было положить предел беззаконию… Не от кого было ждать защиты слабому и сирому…
Заснувший в яви Ярик Бусинка в этот раз опять перенёсся мыслями в Край грёз в Башню Молнии.
Он очнулся вдруг посреди урока и огляделся… Мастерская саламандр была полна школяров, сидящих на расставленных там и сям стульях и даже на ступенях витых лестниц, уходящих куда-то на верхотуру, откуда свешивались разные диковинного вида кузнечные инструменты, а по стенам было развешано оружие и броня.
– В то унылое безвременье, – продолжал стращать дракороль Мерлантий, – войны следовали за войнами. Не было ни королей, ни дракоролей, кои бы учредили законы и заставили им следовать. И так каждый был сам за себя…
Дракороль явился Ярику в облике учителя, в тёмно-синей хламиде с блёстками. Его драконью природу выдавал лишь хвост, видневшийся из-под мантии. Он вещал из-за наковальни, похожей на кафедру. Время от времени учитель бил по ней молотом, призывая школяров ко вниманию. Наковальня стояла на уступе перед пылающей печью, представлявшей камин; в огне его вились саламандры.
|
– Хорошее было времечко… Весёлое! – прошептал сидевший рядом Гришка Кутерьма так, чтоб все вокруг слышали. – Ни тебе уставов, ни королей, ни учителей… Делай, что вздумается!
Его приятели гы-гыкнули: «Ага!.. Ну, ещё бы!..»
– Ну да… – кивнул ему и Ярослав. – Весело было… просто до слёз!
– Также забавно, как если дракошке хвост прищемить… – шикнул на темнозорцев Зилаша.
– Только вообразите, как жилось без законов, – продолжал дракороль. – Также живут малые дети, не ведающие что хорошо, а что плохо. Мне хочется твою игрушку, мне понравился твой леденец… Отдай! Моё! Да ещё это всегдашнее желание выяснить, кто сильнее, кто выше, кто кому хвост прищемит…
Тут мастер-дракон почему-то грозно воззрился на Зилашу.
– А я что, а я ничего! – заёрзал тот под строгим взглядом отца.
Но учитель Мерлантий уже отвернулся.
– Ведь до чего доходило! – продолжил он. – Чтобы ввязаться в драку, довольно было косого взгляда… Да часто и без этого обходились. Просто встреча в чистом поле двух закованных в железо удальцов непременно вела к сече… А уж если где-либо заводился дракон, то все, даже и мутузившие доселе друга-дружку, объединялись и нападали на редкое и красивое, и к тому же волшебное, животное… А зачем? Разве дракон им мешал жить? Нет! Просто драконы более заметны, чем горные козлы или, там, кабаны… Их головы, как трофеи, красивее смотрелись над камином…
Ярик невольно глянул в сторону камина, в огне коего резвились саламандры.
– А ведь, верно, из-за обычая украшать камины головами драконов и вы, саламандры, сроднились с огнём… – шепнул он Зилаше.
– М-мурр… не может быть! – возразил Зилаша. – Хоть мы, как кошки-дракошки, и любим нежиться у жаркого огня… Но вот головы драконов над каминами нас бы опечалили. Пссс… Хорошо, что этот дикий обычай уже не в чести!
– Все изменилось, когда пришло время королей!.. – вещал меж тем Мерлантий. – Появились законы, правила поведения в приличном обществе, носовые платки и канделябры… Дикие доселе огни и пылающие страсти были укрощены, и взрослые, наконец, перестали шалить. Теперь если рыцари встречались в чистом поле, они приветствовали друг друга, потом прославляли прекрасных дам, и только после сего брались за мечи. А если где-то поблизости заводился дракон, то они, прежде чем броситься в битву, читали какой-нибудь стих или пели псалом, а этого всегда хватало, чтобы тот заметил их и принял меры.
|
– Какие меры? – поинтересовался Ярик.
– А такие… – шепнул ему Зилаша. – Чем обычно грозят драконы поющим псалмы рыцарям? «На одну ладонь положу, а другой прихлопну. Только мокренькое место останется…» Отсюда и пошёл обычай рукоплескать певцам!
После умозрительных занятий и экскурсов в историю, пора было приступать к упражнениям, в коих можно было бы задействовать полученные знания.
Дракороль Мерлантий вызвал святиборцев и темнозорцев на ристала. И школяры, похватав со стенок тренировочное оружие, встали друг напротив друга, заполнив парами всю мастерскую – белые плащи супротив чёрных.
Ярик взял затупленный меч с деревянным щитом и вышел против Гришки Кутерьмы. Рядом встали Емеля против Громилки, а также Иванка против Сластёнки. Они являли собой разительную противоположность: Емеля был рыж и буйно весел, а Громилка – черноволос и хмур, Иванка же был русым и худым, а Сластёнка – белёс и толст.
Зилашка же, обратившись саламандрою, перед началом ристал нырнул в камин, где выстраивались в бойцовские пары его сородичи.
И тут Гришка Кутерьма, не дождавшись колокола, вдруг кинулся на размечтавшегося Ярика Бусинку. Он огрел его булавою и сбил с ног. Ярик упал и потерял меч и щит.
На помощь ошеломлённому и раздосадованному Ярику сразу бросились друзья – Емеля с Иванкою. Емеля саблею выбил из рук Гришки Кутерьмы булаву. А Иванка подставил ему ножку, так что тот тоже растянулся на плитах пола.
– Ты чего? Так нельзя… – завозмущались, перебивая друг друга, Емеля с Иванкою. – Кто же так, исподтишка, нападает!.. Это же нечестно!.. Это не по правилам!..
Поддержать Гришку бросились Громилка со Сластёнкою. Они вместе накинулись на Емелю с Иванкою и на вставшего Ярика. Тот, прийдя в себя, теперь лихо отражал удары и наскоки Гришки Кутерьмы.
Борьба мигом перекинулась и на все белые и чёрные плащи, так что разнимать их и расставлять по местам пришлось уже учителю-дракоролю, обратившемуся в гневе в пышущего огнём дракона.
|
– Вы всё забыли, чему вас учили! – рычал он, ставя забияк на место. – Прежде чем начать поединок, посылайте вызов! Будьте учтивыми, как и полагается благородным воинам!
Наконец все угомонились, и дракороль подал знак начала состязания, ударив в колокол.
Разгорячённые поединщики принялись сыпать друг во друга учтивые оскорбления, а потом одаривать неприятелей ласковыми ударами и нежными тычками… Дело пошло на лад.
«Сложное это искусство – благородная драка! – изрёк под конец урока Зилаша. – Это как обжигающее мороженое! Или холодный огонь!»
На перемене…
Обычно после удара школьного колокола, завершающего занятия, святиборцы и темнозорцы бросались из мастерских и келий, опрокидывая стулья. Они галдели, пели и плясали, и растекались по двору.
Недоросли принимались играть в чехарду, учась полётам у вил; они перелетали друг через друга, махая руками, как крыльями. Ватаги витязей и ведьмаков затевали шуточные ристала, пробуя приёмы с урока Мерлантия. Они бились палками, а хитродеи заставляли их в разгар потасовки цвести.
Алеко-виршец забирался на ветви растущей во дворе ивы и бормотал вслух о «несбыточных мечтах», «золотых днях» и о «сердце, пронзённом стрелою…». На другом конце двора Маёшка распевал про то, как он, «молодой орёл», томится «в сырой темнице»… А Никоша потешался над ними, хотя и сам втайне что-то черкал в тетради, а потом рвал её и бросал листы в огонь камина.
«Кого-то они мне напоминают… – размышлял Ярик Бусинка, глядя на своих китежских друзей. – Но кого именно?..» Это он пока не мог сообразить.
Темнозорцы же развлекались иначе… Вот и теперь Ярик наблюдал за их очередной, и ещё не самой жестокой, забавой.
Гришка Кутерьма, как-то раз будучи в заточении за очередную проказу, выловил в подвале мышь. А после уроков выпустил её под нос дракошек-саламандр.
Те, хоть и были обращены в школяров, не могли удержаться и с визгом восторга стали метаться за нею по двору. А мышка искала хоть какую-нибудь щёлочку, куда можно было бы забиться, но никак не находила. И, наконец, в порыве отчаяния, она ворвалась в приоткрытую дверь, ведущую Зеркальную залу, заставленную волшебными зеркалами.
За нею вслед вломились и дракошки, а за ними поспешили и святиборцы, коих тоже увлекла погоня. Раздался треск, звон битого стекла… Первым настиг мышь Зилаша. Он уже обратился в кота, проскочив какое-то из оборотных зеркал, и потому схватил мышь и закогтил её, хищно оскалившись…
Тут Ярик заметил, что стоящая рядом Линда сжала губки:
– Ой, да ведь мышке-то больно!.. Ну, помогите же ей! Спасите её!
|
Ярик тоже испугался за мышь… И тут в продолжении прыжка Зилаша пролетел сквозь другое зеркало преображений и превратился опять в школяра, а мышь вырвалась из его рук, утративших когти.
Тогда Ярик подскочил, подставил напротив зеркала переходов своё зеркальце, позаимствованное им только что у Линды… Мышка сразу же сообразила в чём дело! Это было спасение! И она, благодарно подмигнув, вильнула хвостиком и нырнула в открывшийся проход. Только её и видели!
Темнозорцы, ввалившиеся Зеркальную залу, бегали вокруг, галдели, бранили Ярика и показывали, куда скрылась мышь: сюда, сюда, скорее же! Но что толку! Ход закрылся, Ярик уже вернул зеркальце Линде. И та на радостях вдруг поцеловала его в лоб. Святиборцы же хлопали его по плечам: молодец!
Один Зилаша был не слишком доволен, он даже дулся на друга: «Подумаешь, мышь спас! Спаситель мышей, а вот я для них – душитель!»
Вдруг Ярик заметил странное… В одном из зеркал – как выяснилось, это было само Зеркало Истины – он увидел отражения сокурсников. За стеклом они изменялись, взрослели, обзаводились бородами, бакенбардами, усами и лысинами…
«Вот в чём дело! – изумился Ярик. – Вот почему мне они показались знакомыми! Да я же их лица уже видел… в книгах! Вот это же Пушкин, там Лермонтов и Гоголь, а это Ломоносов, а там кто?.. Нужно ещё заглянуть в энциклопедию!»
В больших зеркалах, что стояли друг против друга, отражения ребят множились. Ярик заметил, что рядом с каждым из них проявились сразу несколько призраков в костюмах разных эпох. За Емелькою и Ивашкой он увидел как будто и героев сказок, и настоящей истории. А за Гришкою Кутерьмою, как и за собою, – длинный ряд неизвестных ему личностей в одеяниях разных эпох, кои с возмущением взирали друг на друга. Ещё немного, и они затеют меж собою драку!
Зилашка же, будучи саламандрою, в зеркале не отражался. Он опять обернулся дракошкою и, мурлыкая, ластился к Ярику.
– Ты видишь это? Отражения? – спросил Ярик саламудрика.
Зилаша, не понимая о чём речь, вопросительно глянул ему в глаза. Другие, очевидно, также не замечали ничего необычного. Это, оказывается, видел только он! Но почему?
Тут к нему кто-то приблизился и тронул за плечо… Ярик удивился, ибо не увидел его отражение в зеркале рядом со своим. Он обернулся…
Это был сам владыка Китеж-града волшебник Велияр. «Он не только тени не имеет, но и не отражается? Что за чудо?»
– Пойдём со мною… – Волшебник чуть усмехнулся, заметив, что впечатлил Ярика. Потрепав его волосы, он приободрил его и повёл прочь из Зеркальной залы. И так они долго петляли по коридорам и витым лестницам Семиверхого замка.
Поднявшись на хитром подъёмнике, в корзине, втягивающейся на веревках, они оказались в келье волшебника, находившейся в надстройке под шатром Башни Семилучевой Звезды.
Келья волшебника была забита всякой всячиной. Полки по стенам ломились от толстых старинных книг и свитков; в углу побулькивал, испуская разноцветные пузырьки, огромный котёл; старинный стол был завален шкатулками, бутылями и плетёными вазочками с разной чародейской снедью.
Ярик вспомнил, что он видел уже эту келью… Да-да! В хрустальном шаре. Тут ещё должна быть Звёздная книга на поставце… Однако книги не было. Место её пустовало… Поставец есть, а книги нет.
Не так ли было и в прошлый раз?.. Она же должна быть за зеркалом!
Велияр сел на подобие трона, за коим было огромное пыльное зеркало, укрытое наполовину гардиною. Напротив на колченогий стул присел и Ярик.
Уже присаживаясь, Ярик краем глаза глянул в зеркало. Да… Книга есть там, в Зазеркалье… Прикована золотой цепью к поставцу. И по-прежнему скрыта охранительным заклинанием.
– Ну что, Ярослав Буслаев! – рёк ему волшебник, приспустив гардину так, чтобы странное отражение в зеркале скрылось. – Нынче ты уже многое видел из того, что другие не замечают…
– Но почему это произошло? Я не понимаю… – Ярик развёл руками.
– Острый глаз у тебя… Да и, к тому же, у твоего рода есть право видеть то, что иным недоступно… – ответил волшебник и вдруг строго свёл брови. – Но ты, может быть, желаешь открыть своим друзьям, кто они есть на самом деле, и кем они станут?.. Вот этого делать не следует.
Ярик задохнулся… Пока они шли, он это и обдумывал. Вот взять да и рассказать друзьям всё об их будущей жизни! И попытаться так уберечь их от бед, коих каждому из них предстояло пережить в избытке… Сложно это, конечно, ибо вряд ли они о сём вспомнят, пробудившись.
Однако почему бы не рискнуть? Есть же и вещие сны, и кое-кто придаёт им значение.
– Я не понимаю, учитель.. Почему же нет?
– А потому, что они ещё дети, кто из них выйдет – ещё не определено до конца. Не стоит опрометчиво вмешиваться в плетение нитей судеб… А время всё расставит по местам. Ведь со временем не шутят! Потому заклинаю тебя не играть с предсказаниями. Пусть колесо времён не нарушит свой ход!
Пока произносились эти слова, Велияр достал из хрустальной шкатулки перо, испускающее голубое сияние. И провёл им по губам Ярослава.
– Это перо птицы Гамаюн… Некогда оно заставило молчать одну волшебную книгу, и с твоих уст отныне не слетят лишние слова…
Когда Ярослав вышел от волшебника Велияра, навстречу ему попался саламудрик:
– И о чём же с тобою говорил владыка? – затеребил его дракоша.
– Ммм… о молчании, вообще-то… – Ярик с трудом распечатал заговоренные губы.
– А, ясно! – улыбнулся саламудрик. – О том, как молчать безумолку, или вещать, держа рот на замке….
– Ну да, похоже! – в ответ усмехнулся Ярик. – Владыка всегда говорит загадками.
– А вы не говорили о том, что молчание – золото? – не унимался дракоша. – И не всё то золото, что блестит… Вот это блестящая мысль!..
* * *
Так и проходили уроки Ярика и Зилаши в Китеж-граде.
Можно было бы рассказать и ещё… Например, о том, как Зилаша забрался в Подземелья Китежа и гонялся за дракопсом Вакою, или как он всё-таки поймал солнечный зайчик и был тем сильно разочарован… Но тогда историям о китежском учении не было бы конца. Так что ограничимся сказанным.
А днём-то чем они занимались? Чем-чем… Ну, тогда вы в деревне не живали. Уж тут-то всегда занятие найдётся.
Нет, я не о хозяйстве. После снов о волшебниках, вилах и драконах хлопотать по дому или в огороде?
Вот с соседскими детьми в лапту играть, это дело! Ещё с Зилашей гоняться за собаками. Весело!
Часть 3
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!