Правомерность применения приёмов самбо — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Правомерность применения приёмов самбо

2021-06-30 106
Правомерность применения приёмов самбо 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Приёмы самбо применяются как средство защиты от нападения и для задержания, когда другими средствами невозможно преодолеть сопротивление задерживаемого, и применяются только в тех случаях, когда меры убеждения не привели к прекращению правонарушения. Без предупреждения они применяются лишь при нападении преступника. В Уставе патрульно-постовой службы милиции сказано:

 

«Приёмы самбо применяются в случаях:

 

— защиты от нападения хулиганов и других лиц, угрожающих жизни и здоровью граждан или работников милиции;

 

— задержания преступника, оказывающего сопротивление;

 

— физического сопротивления лица, доставляемого в милицию в соответствии со ст.ст. 103-105 настоящего Устава;

 

— физического сопротивления при законном производстве обыска, выемки, административного выселения».

 

Характер воздействия приёмов самбо на человека весьма разнообразен, одни приёмы сковывают действия, причиняя лёгкую боль, другие могут привести к серьёзным повреждениям.

 

Приёмы самбо являются правомерным средством предупреждения и пресечения правонарушений, но опасные приёмы и удары применяются лишь в исключительных случаях. Применение таких приёмов считается правомерным, если эти действия совершены «…при защите интересов Советского государства, общественных интересов, личности или прав обороняющегося или другого лица от общественно опасного посягательства путём причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Превышением пределов необходимой обороны признаётся явное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства» (ст. 13 УК РСФСР).

 

Запрещается применять приёмы самбо с причинением телесных повреждений (за исключением случаев вооружённого нападения) в отношении:

 

— женщин;

 

— лиц, не достигших 16-летнего возраста;

 

— инвалидов (с явными признаками инвалидности);

 

— лиц, доставленных в органы милиции за действия, влекущие ответственность в административном порядке.

 

Работник милиции, причинивший телесные повреждения в результате применения приёмов самбо, обязан:

 

— оказать неотложную медицинскую помощь лицу, получившему повреждения, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности от внезапного нападения;

 

— доложить дежурному по органу милиции.

 

За незаконное применение приёмов самбо, превышение пределов необходимой обороны работник органа МВД подлежит ответственности по закону.

 

 

Акопов А.А., Вашурин К.М. Боевые приёмы самбо. Учебно-методическое пособие. — М., 1970

Глава 4. Общие организационно-методические указания

 

 

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Основной формой занятий при обучении приёмам самбо является урок, носящий учебно-тренировочный характер. Продолжительность урока может быть один или два часа.

 

Урок состоит из подготовительной, основной и заключительной частей и проводится по следующему примерному плану:

 

I. Подготовительная часть 10-20 минут

 

Задачи   Организация занимающихся. Общее укрепление организма и подготовка его к более напряжённой работе в основной части урока.   Содержание   Построение, проверка, сообщение содержания и задач урока. Ходьба и бег различными способами. Общеразвивающие и специальные упражнения. Подготовительные упражнения к приёмам, изучаемым в основной части урока.

 

II. Основная часть 32-65 минут

 

Совершенствование двигательных навыков. Развитие физических и волевых качеств. Изучение и тренировка приёмов боевого и спортивного разделов самбо.   Выработка навыков применения усвоенных приёмов в сложных условиях.   Приёмы боевого и спортивного разделов самбо, предусмотренные программой. Учебно-тренировочная схватка в стойке и лёжа. Комплексная тренировка.

 

III. Заключительная часть 3-5 минут

 

Приведение организма в относительно спокойное состояние.   Спокойная ходьба, упражнения на расслабление мышц и глубокое дыхание. Подведение итогов занятия. Оценка усвоения приёмов. Задание на самоподготовку.

 

Примечание. Первое — для одночасового урока, второе — для двухчасового.

 

Подготовительная часть урока проводится групповым методом. Вначале выполняются упражнения в ходьбе различными способами (на носках, пятках, наружной и внутренней частях стопы и т.д.), с постепенным увеличением темпа, с последующим переходом па бег (1-1,5 мин.). Замедляя темп бега, группа переводится на быструю ходьбу и, переходя к нормальному шагу, выполняет упражнения на успокоение дыхания. Затем выполняются общеразвивающие упражнения в движении и на месте, с чередованием нагрузки па различные группы мышц. Сначала упражнения выполняются медленно и с небольшой амплитудой, постепенно темп и амплитуда увеличиваются. Особое внимание при выполнении упражнении обращается на правильное дыхание.

 

Специальные упражнения (кувырки вперёд, назад, переворот в сторону и т.д.) целесообразно проводить поточно, по 2-4 человека одновременно в зависимости от размеров зала.

 

С целью предотвращения случаев травматизма на занятиях по самбо первые два урока целесообразно посвятить изучению приёмов страховки и самостраховки. На всех последующих занятиях в конце подготовительной части каждого урока выделять время (3-5 мин.) для совершенствования приёмов страховки и самостраховки.

 

В основной части урока изучаются приёмы боевого и спортивного разделов самбо, предусмотренные программой. Выполняются упражнения для развития физических и морально-волевых качеств (силы, быстроты, выносливости, смелости, инициативности и др.). Отводится время на учебно-тренировочные и вольные схватки в стойке и лёжа. Проводятся комплексные тренировки.

 

Заключительная часть урока проводится с задачей постепенного снижения нагрузки, приведения организма занимающихся в относительно спокойное состояние и подведения итогов занятия.

 

В содержание заключительной части урока входят медленный бег, ходьба, упражнения на глубокое дыхание и расслабление мышц в движении и на месте.

 

При подведении итогов занятия даётся оценка поведению и успеваемости занимающихся на уроке, отмечаются успехи и замеченные недостатки.

 

Затем даётся задание на самоподготовку, а для слабоуспевающих курсантов назначаются дополнительные занятия в часы консультаций.

 

Занятия по изучению приёмов самбо складываются из обучения и тренировки. Обучение заключается в целенаправленной и последовательной передаче преподавателем и усвоении обучаемыми знаний, умений и навыков, необходимых для технически правильного выполнения приёмов боевого и спортивного разделов самбо.

 

Тренировка заключается в систематическом, многократном повторении разученных приёмов с постепенным усложнением условий их выполнения и нарастанием физической нагрузки.

 

Процессы обучения и тренировки на уроке неразрывно связаны между собой и составляют единый комплекс технической, физической и морально-волевой подготовки курсантов.

 

При обучении и тренировке преподаватель должен добиваться от занимающихся сознательного усвоения учебного материала и понимания ими сущности и значения приёмов самбо для практической деятельности. Осмысленное восприятие программного материала повышает эффективность занятий, содействует прочности усвоения знаний, навыков и умений.

 

Личный интерес обучаемых к занятиям, сознательное отношение к ним повышают активность занимающихся.

 

Активность на занятиях достигается интересным проведением урока с использованием разнообразных средств и методов, оценкой и поощрением занимающихся, предоставлением им времени для самостоятельного выполнения приёмов.

 

В процессе обучения и тренировки необходимо широко использовать наглядность, которая позволяет быстрее и точнее получить представление об изучаемых приёмах и облегчает их усвоение.

 

Наглядность достигается хорошим показом и доходчивым объяснением изучаемых приёмов, использованием учебных кинофильмов, фотографий, диапозитивов, плакатов, рисунков, схем и других наглядных пособий.

 

В целях лучшего усвоения изучаемого материала преподаватель должен предлагать занимающимся доступные приёмы (упражнения), которые соответствуют их технической подготовке и уровню физического развития.

 

При обучении самбо необходимо соблюдать последовательность в переходе от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному.

 

Систематическое проведение занятий, повторение изученных приёмов в разнообразных условиях, с постепенным повышением физической нагрузки, способствуют прочности приобретённых знаний, умений, навыков и выработке физических и морально-волевых качеств.

 

Обучение на занятиях по самбо осуществляется в такой последовательности:

 

— ознакомление с приёмом;

 

— разучивание приёма;

 

— тренировка в выполнении приёма.

 

Ознакомление должно создать у обучаемых правильное представление о приёме. Для этого необходимо:

 

— назвать приём;

 

— указать, в каких случаях применяется;

 

— образцово показать выполнение приёма в целом;

 

— дать возможность занимающимся опробовать (выполнить) приём.

 

Разучивание, в зависимости от подготовленности занимающихся и сложности приёма, осуществляется:

 

— в целом, если приём несложный для выполнения;

 

— по частям (по разделениям), если приём сложный, но может быть расчленён на части; после освоения по частям приём выполняется в целом;

 

— при помощи подводящих упражнений, если приём трудный для выполнения и не может быть расчленён на части.

 

Обучение ведётся групповым методом: группа рассчитывается на первые и вторые номера и строится в две шеренги лицом друг к другу. Показав выполнение приёма по разделениям и объяснив, что делают первые и вторые номера шеренг на каждый счёт, преподаватель командует: «Первые номера делай раз, делай два, делай три и т.д.». Первые номера выполняют приём одновременно. После каждого счёта преподаватель проверяет и тут же исправляет замеченные ошибки. Вначале исправляются более существенные и общие для занимающихся ошибки, затем — менее существенные и индивидуальные.

 

Когда элементы приёма правильно освоены, их объединяют, добиваясь слитного выполнения приёма в целом.

 

После изучения приёма первыми номерами в той же последовательности разучивают приём вторые номера, затем даётся время для самостоятельного выполнения приёмов занимающимися. Все приёмы изучаются и выполняются в обе стороны (влево, вправо) на правую и левую руку. После изучения приёмов приступают к их тренировке.

 

Тренировка осуществляется в следующей последовательности:

 

— выполнение приёмов на точность всех движений в быстром темпе без сопротивления партнёра, с сопротивлением партнёра в полсилы;

 

— выполнение приёмов по сигналам (командам) из различных исходных положений: при подходе друг к другу, после поворота кругом и т.д.;

 

— выполнение приёмов в различных сочетаниях (комплексная тренировка).

 

Например. Тренировка изученных приёмов в усложнённой обстановке, которую создаёт преподаватель: группа, стоящая в строю, на расстоянии 4-6 метров друг от друга в шахматном порядке, получает от преподавателя индивидуальные задания на нападение, а проходящие через строй, не зная, какое будет нападение, должны в каждом случае правильно защититься и провести ответный приём. Такая тренировка развивает у обучаемых самостоятельность, инициативу, быстроту, решительность и другие необходимые качества.

 

Для оказания помощи преподавателю на занятиях и осуществления индивидуального подхода к занимающимся в каждой учебной группе должны быть инструктора-общественники, которые по заданию преподавателя помогают курсантам усваивать изучаемый материал.

 

Инструктора-общественники готовятся по 40-часовой программе из наиболее физически подготовленных курсантов по 3-4 человека на каждую учебную группу.

 

Накануне каждого занятия с инструкторами проводятся инструктивные занятия под руководством преподавателя, где они повторяют учебный материал, который будет излагаться на следующем занятии, и совершенствуют методические навыки в преподавании данного материала.

 

С курсантами, плохо усваивающими программный материал, проводится индивидуальная работа в виде дополнительных занятий, которые назначаются, по усмотрению преподавателя, в часы самоподготовки.

 

Форма одежды обучаемых на ковре — спортивная, вне ковра — повседневная.

 

В целях приближения занятий к реальной обстановке целесообразно проводить уроки в повседневной форме одежды. Для совершенствования приёмов самбо следует широко использовать утренние часы физзарядки (отрабатываются приёмы без бросков). В занятия по самбо необходимо включать военно-прикладные упражнения в сочетании с приёмами боевого раздела, используя для этой цели гимнастические снаряды, искусственные и естественные препятствия.

 

Для привития курсантам инструкторско-методических навыков в проведении занятий по самбо следует привлекать их к практическому проведению урока, сначала по частям, затем в целом.

 

При проведении занятий по изучению и тренировке приёмов самбо должны соблюдаться меры по предупреждению травматизма.

 

К таким мерам относятся:

 

— высокая организованность и дисциплина на занятиях;

 

— хорошая подготовка (разминка) занимающихся к основной части урока;

 

— самостраховка — умение падать на бок, спину, вперёд на руки, сохранение равновесия, напряжение мышц, мгновенная сигнализация в случае болевого ощущения голосом «есть» или хлопком ладони по партнёру или ковру;

 

— страховка — плавное проведение приёмов, мгновенное освобождение захвата по сигналу партнёра, поддержание падающего за одежду, отпускание руки партнёра для самостраховки, избежание падений на партнёра;

 

— запрещение заниматься на одном ковре разучиванием бросков и приёмов борьбы лёжа одновременно;

 

— выполнение бросков в одну сторону или от центра ковра к его краям;

 

— строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий мест занятий;

 

— покрышка ковра должна быть чистой и туго натянутой, ковёр должен иметь ровную поверхность (без ям и выступов), вокруг него необходимо иметь обкладные маты;

 

— не допускать к занятиям лиц, имеющих: кожные заболевания, грязную форму, длинные ногти, крючки, пряжки на одежде, часы на руке и т.д.;

 

— приёмы удушения проводить плавно, удары отрабатывать на мешках и боксёрских лапах, а на партнёре только обозначать.

 

Для лучшего усвоения приёмов на каждом занятии нужно отводить время для повторения пройденного материала и проводить опрос с проставлением оценок в журнал. После прохождения всей программы принимаются зачёты. На зачётах проверяются знания основ самбо и практическое выполнение приёмов. Выполнение приёма оценивается:

 

— «отлично» — приём проведён быстро, чётко и без технических ошибок;

 

— «хорошо» — приём проведён недостаточно быстро или была допущена одна техническая ошибка (технической ошибкой считается неточный захват, потеря равновесия, несогласованные действия рук, ног или корпуса);

 

— «удовлетворительно» — при проведении приёма были допущены две технические ошибки;

 

— «неудовлетворительно» — при проведении приёма допущено более двух технических ошибок или приём не выполнен.

 

Общая оценка слагается из оценки знаний основ и оценки практического выполнения приёмов боевого и спортивного разделов самбо.

 

Для обеспечения занятий по борьбе самбо рекомендуется иметь в зале следующий спортинвентарь:

 

Ковёр борцовский — 1.
Куртки самбо — на всех занимающихся.
Макеты ножей — на половину занимающихся.
Макеты пистолетов — на половину занимающихся.
Верёвки 2 м длины — на половину занимающихся.
Мешки с опилками — 4-5.
Боксёрские лапы — на половину занимающихся.
Боксёрские груши — 4-5.
Чучела тренировочные — 4-5 различного веса.
Набивные мячи — 12-15 различного веса.
Секундомеры — 2.
Судейские свистки — 2.
Плевательницы с водой — 1.
Штанги — 2.
Пылесос — 1.
Гири — 6 (16, 24, 32 кг).
Гантели — 20 пар различного веса.
Шесты — 10 (для отработки приёмов самостраховки).
Ботинки самбо или гимнастические тапочки — на всех занимающихся.

 

Местом для проведения занятий по борьбе самбо может быть: в летних условиях — площадка или лужайка, а для отработки бросков и падений — яма с опилками, покрытая брезентом; в зимних условиях — комната без посторонних предметов, а для отработки бросков и падений — борцовский ковёр.

 

 

Акопов А.А., Вашурин К.М. Боевые приёмы самбо. Учебно-методическое пособие. — М., 1970

Глава 5. Поурочные планы-конспекты для проведения занятий по самбо (примерные)

 

 

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО САМБО
(примерные)

 

Тема 2*. СПЕЦИАЛЬНЫЕ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

* Тема 1 — 2 часа. Лекция «Физическое воспитание — неотъемлемая часть коммунистического воспитания. Теоретические основы самбо». Читается преподавателем по разработанным тезисам.

 

Й УРОК.

 

Содержание. Приёмы страховки и самостраховки при падении вперёд на руки, на бок и спину. Удержание сбоку.

Задача. Ознакомление и разучивание.

 

Время. 2 часа (90 минут).

 

Подразделение. Учебная группа (взвод)*.

 

* В дальнейшем под «учебной группой» подразумевается и «взвод».

 

Форма одежды. Спортивная (куртка, трусы, плавки, ботинки самбо или тапочки).

 

Материальное обеспечение. Куртки для самбо — на каждого занимающегося.

 

Ковёр для самбо — один.

 

Ход урока

 

Содержание урока   Организационно-методические указания

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.