Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-06-24 | 27 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В.Н. Порхачев, Д.Ю. Кувшинов
Кемеровский государственный медицинский университет, г. Кемерово
[email protected], [email protected]
Аннотация
Космическая живопись отражает как успехи современной науки и техники, историю отечественной космонавтики, так и творческим воображением проникает в миры будущего, ищет варианты вхождения человечества в Большой Космос. В статье представлен вклад отечественных художников – А.А. Леонова, А.К. Соколова, В.А. Джанибекова, Г.Г. Голобокова и ряда других в художественное осмысление Космоса.
В 2021 году исполняется 60 лет с того момента, когда дерзновенный полет Ю.А. Гагарина ознаменовал наступление новой эры – эры космического человечества. Но задолго до полета Юрия Алексеевича люди мечтали о полетах к иным мирам, о расширении горизонтов бытия. Освоение нового, безграничного мира, поиск путей в будущее человечества нашли отражение в живописи, в скульптуре, в графике, в литературных произведениях и кино. Выдающийся отечественный физиолог, один из основоположников космической медицины академик Олег Георгиевич Газенко в своей книге «Притяжение Космоса» тщательно собрал литературные произведения, посвященные полетам в космос – от Плутраха («О лике, видимом на диске Луны») и Лукиана («Икароменипп») до современной фантастической литературы [1]. Компендиум отечественной литературы обширен, а имена писателей-фантастов И.А. Ефремова, А.П. Казанцева, А.Р. Беляева, И.В. Можейко, В.В. Головачева широко известны, тиражи их книг достигают сотен тысяч и миллионов. Безусловно, наступление космической эры нашло отражение и в живописи. Но для страны, впервые вышедшей в космос, творцы кино и живописцы, на наш взгляд, сделали недостаточно. Этот феномен отметил И.А. Ефремов в рассказе «Пять картин»: «В прошлом искусство сильно отставало от жизни. Было поразительно, с каким упорством художники на пороге выхода людей в космос продолжали писать свои ландшафты и натюрморты или забавлялись пустяковыми открытиями в перспективе или игре цветов, которые временами достигали полного отрицания содержания и формы. Годы поисков не помогли найти даже одной-единственной космической картины, написанной по канонам того времени – на холсте, прочными минеральными красками на масляной основе…» [2].
|
Какие же живописные произведения были созданы в нашей стране? Певец авиационных полетов А.А. Дейнека создал в 1961 году полотно «Покорители космоса» (как эскиз мозаичного полотна для московского Дворца съездов). На переднем плане изображены, по всей видимости, конструкторы, собирающие модель ракеты, а за окном взлетает настоящая ракета. В 1961 году увидела свет символическая картина «Тебе, человечество!» Таира Салахова, на которой две устремленные фигуры мужчины и женщины несут светочи, напоминающие первый спутник, в глубины Вселенной. Картина хранится в Национальном музее искусств, в Баку. Большое количество интересных образов в 1950-70 г.г. создал Николай Михайлович Кольчицкий, его иллюстрации украшали журналы «Техника Молодежи», «Огонек», «Юный Техник», книгу М.В. Васильева «Путешествия в космос», Детскую энциклопедию и др. Работы в реалистическо-героическом стиле, зритель ощущает могущество разума человека и гордость за наше Отечество – первопроходца космических просторов. Интересны работы Ю.П. Швеца, в частности, «Луна. Океан бурь. Проспект им. Гагарина. 1996 год» (1972 г.). А в 1934 году Юрий Павлович вместе с К.Э. Циолковским создавал декорации к первому советскому научно-фантастическому кинофильму «Космический рейс».
Заслуживает внимания картина Л.П. Тихомирова и О.В. Тихомировой «Во имя человечества» 1968-71 г. Это гимн первооткрывателям космоса, утверждающий нравственный идеал советского человека. Академик С.П. Королев открывает окно – как бы в безбрежный мир космоса. Центральная фигура – Ю.А. Гагарин – изображен с вымпелом Советского Союза в руке. В профиль изображен В.М. Комаров – первый советский космонавт, который погиб, выполняя свою миссию.
|
Гигантскими фигурами, подобно титанам эпохи Возрождения, на культурном поле отечественной космической живописи возвышаются фигуры А.А. Леонов и А.К. Соколова. Так, А.А. Леонов создал новый жанр – космический портрет и автопортрет (картина «Над Черным морем»). «В картине «Над Черным морем» я постарался изобразить Землю такой, какой видел ее с высоты около пятисот километров. Район Черного моря выбран не случайно, ведь именно тут был осуществлен выход из корабля. Кроме того, здесь в поле зрения попадают самые характерные детали земной поверхности – море, горы, равнина». Во время эксперимента «Союз-Аполлон» А.А. Леонов рисовал портреты и шаржи на советских и американских космонавтов, сделал массу набросков видов Земли, космоса; эксперимент «Искусственное солнечное затмение» зарисован в бортовом журнале. Алексей Архипович отмечает: «…Я увидел, когда вышел в космос, полную цветовую гармонию. По цветам я четко разделил их на колеры Рокуэлла Кента и Рериха. Когда двигаешься с Солнца на ночь – это Кент, а в обратную сторону – Рерих».
Андрей Константинович Соколов (1931 – 2007) с 1965 г. сотрудничал с А.А. Леоновым. Живописные полотна выполнены в реалистическом стиле. Поражает тщательность проработки деталей, колористическое богатство полотен, глубина философских обобщений. Символичным, например, является триптих: «Юность мира» «Зрелость мира», «Мудрость мира» – мириады звезд, галактические вихри, грандиозные процессы, длящиеся миллионы и миллиарды лет. Пожалуй, только в живописи А.А. Леонова и А.К. Соколова так ярко поднята проблема выхода в Большой Космос. В СССР было издано 6 сборников работ художников – с 1967 по 1984 год [3, 4]. Творчеству А.К. Соколова посвятил рассказ «Пять картин» И.А. Ефремов.
Очарование космоса испытали на себе все космонавты, многие из них привезли с орбиты прекрасные фотоснимки. Но живописцев среди них немного – и потому нельзя не отметить вклад в космическую живопись Владимира Александровича Джанибекова.«Я не только вижу космос таким. Я хочу понять его, разгадать, что несет он с собой… не только зафиксировать, но и разобраться в сокровенной сущности космического пространства». Известны его работы «Перед стартом», «На работу», «Космонавт», «Звёздное детство человечества (Встреча двух миров)», «Памяти Ю.А. Гагарина».
|
На наш взгляд, незаслуженно забыт самобытный художник Геннадий Григорьевич Голобоков (1935-1978). Полупарализованный с 16 лет, он написал около 200 фантастических работ. Примеры Алексея Маресьева, писателя-коммуниста Николая Островского помогли найти ему свой путь. Поражает картина «Великое Кольцо Вселенной. Контакт», по-своему осмысляющая идею И.А. Ефремова о космическом братстве – Великом Кольце. Античным оптимизмом веет от картины «Ч аша с солнцем». Картины «Земная белка» «Прощание с Землёй» «Труженики космоса», «Выход из анабиоза», « Улетающая на столетия», « Возвращение» рисуют панораму космонавтики будущего. Д ве работы художника находятся в центре авиации и космонавтики в Хьюстоне (США).
В постсоветское время факел космической живописи подхватило, увы, немного художников. Так, энтузиасты проекта «СССР-2061» пытаются привлечь современных авторов к новому художественному прорыву.
Образы, созданные талантом и мыслю художников-космистов, остаются зовущими маяками в светлое сужденное будущее.
Список использованной литературы.
1. Газенко О.Г., Шаров В.Ю. Притяжение Космоса. – М.: Изд-во «РТСофт», 2011. – 256 с.
2. Ефремов И.А. Пять картин. М.: Изд-во «Престиж Бук», 2020. – С.531-541.
3. Леонов А. А., Соколов А.К. Ждите нас, звезды! – М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1967. – 106 с.
4. Леонов А.А., Соколов А.К. Человек и Вселенная. – М.: Изобразительное искусство, 1984. – 222 с.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!