Общие принципы развески оконных драпировок — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие принципы развески оконных драпировок

2021-06-24 105
Общие принципы развески оконных драпировок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главная функция оконных драпировок — предохранять мебель от прямого солнечного света. Помимо этого, драпри регулируют интенсивность освещенности интерьера и, наконец, служат украшением — не только окон, но и интерьера в целом. Что касается декоративной стороны, драпировка — тот связывающий элемент, который объединяет конструктивно обнаженную и чрезвычайно активную форму окна с прочими элементами архитектуры и убранства: стенами, мебелью, каминами (экраны), задрапированными потолками, а к середине XIX в. — и с дверями.

Несмотря на то, что драпировки — эффектное украшение и, казалось бы, нужны в каждой комнате (ибо в каждой комнате есть мебель), они применялись не всегда. Даже «В больших (т. е. парадных — И. К.) окнах прочнаго дома не всегда бывали занавесы, иногда даже они бывали без «драпрей», хотя и лучше было, чем с драпрями: но если не замечалось претензии на какую-либо стильность, то на всем лежала печать художественного подлинника, которого не заменишь никакими заморскими затеями современного полубарства» (141.5).

В жилых комнатах ткани на окнах могли отсутствовать. Примерно четверть всех окон — не задрапирована, притом без драпировок могли быть окна зданий разного времени (в пределах первой половины XIX в.), любого типа расстекловки, любой по назначению комнаты, любой отделки интерьера.

Комнаты, которыми не пользуются, обычно зашторены, в них темно. С приездом гостей шторы раздвигаются, комнаты освещаются. Шторы жилой комнаты, спальни задергивают на время болезни или беременности хозяйки. Закрывают шторы на ночь, в яркий солнечный день или даже из боязни грозы.

Драпировки по плотности можно разделить на две большие группы: полупрозрачные (белые занавески) и непрозрачные (шторы). Первые лишь смягчают свет в окне, вторые могут регулировать степень освещенности вплоть до полной изоляции от улицы. Существовал еще один подтип: цветные полупрозрачные шторы. Часто различные типы применялись одновременно на одном окне в различных комбинациях.

Полупрозрачные занавески могут закрывать окно частично или полностью. Одним из самых распространенных вариантов можно считать опускающуюся занавеску. Такая занавеска имеет два типа устройства:

1) занавеска наматывалась на стержень в верхней части окна. Чтобы она без складок равномерно и ровно опускалась и поднималась, в нижней части ее вшивали утяжеляющий тонкий стержень, под которым обычно подшивали фестончики. Этот вид занавесок использовался как внутри проема, в рассветах так и на поверхности внутренней стены (рис. 125—127).

2) занавеска наматывалась на нижний валик. Разумеется, в этом случае фестончиков быть не могло (рис. 128, 129).

Занавески более простые, раздвижные по натянутым веревочкам также широко бытовали в жилом интерьере (рис. 130).


Рис. 125. Гостиная. Занавеска с отвесом внутри проема в опущенном положении. Вторая треть XIX в.

Рис. 126. Гостиная. Занавеска с отвесом внутри проема в поднятом положении. Вторая треть XIX в.

Рис. 127. Гостиная. Занавеска с отвесом снаружи проема. 1830-е годы

Рис. 128. Жилая комната. Занавеска с валиком, в нижней части в опущенном положении. 18,30-е годы

Рис. 129. Жилая комната. Занавеска с валиком, в нижней части в поднятом положении. 1830-е годы

Рис. 130. Мастерская художника. Занавеска раздвижная. Первая четверть XIX в.

Рис. 131. Общая комната. Занавеска стационарная. 1820-е. годы

Рис. 132. Комната хозяйки. Драпри полупрозрачные, стационарные 1820-е годы

В мастерской художника окно или часть окна должны быть задрапированы. Для создания мягкого, рассеянного и в то же время направленного света в комнате художник может завешивать все окна, кроме одного. «Он достал из угла натянутый на раму холст, который готовил давно для портрета Веры, взял краски, палитру. Молча пришел он в залу, угрюмо, односложными словами, велел Василисе дать каких-нибудь занавесок, чтобы закрыть окна, и оставил только одно...» (43, т. 4, с. 45).

В детской занавески должны быть закрыты, — чтобы солнце не напекло детям голову.

Если на Арбате, в дворянском районе Москвы окна не зашториваются и каждый вправе видеть внутреннюю жизнь дома, то в Замоскворечье, где ведут замкнутый образ жизни, окна занавешены. Разумеется, различие это продиктовано не территориальными причинами, а сложившимся сословным укладом жизни.

Основная ткань для полупрозрачных занавесок — кисея. Нередки и хлопчатобумажные занавески. В гостиной мещанского дома в Петербурге на Выборгской — «ситцевые полинялые занавески» (42, 299). В комнате иконописца — миткалевые занавеси (81, 133) — дом низкого имущественного уровня. Коленкоровые занавески с бахромой — также характерны для мещанского быта (43, т. 3, с. 158). И, наконец, в богатом дворянском доме могут быть и штофные занавески.

Цвет занавесок чаще всего белый. Может быть белый с полосами, это кисейные занавески. Коленкоровая ткань обычно либо белая, либо одноцветная. Вообще ампирные драпировки тяготеют к однотонности. В комнате юной девицы занавески могут быть лилового цвета (43, т. 3, с. 259). Штофные занавески в дворянском доме — зеленого цвета (130, 104—105). Допускались и красные занавески (130.3). Интерьер комнаты хозяйки мог быть с зелеными стенами и красными оконными драпировками: здесь зеленый и красный уравновешивают друг друга.

Полупрозрачные стационарные драпировки также часто применялись в жилых домах. В первой половине XIX в. был распространен тип, характерный для позднего классицизма и драпировавший окна в различных вариантах: верхняя часть и боковые свисающие по сторонам окна. Эти драпировки белые (рис. 131—137).

Плотные, непрозрачные драпировки по принципу развески и рисунку мало чем отличаются от полупрозрачных статических, неподвижных (рис. 138—149). Плотной в окне может быть только верхняя полоса (рис. 150, 151).

Встречается также тип без верхней горизонтальной статической развески: драпировки могли раздвигаться по деревянному стержню на кольцах (рис. 142). Большинство же плотных драпри стационарно закреплены в верхней части и имеют свисающие элементы. Часть из них достает до пола, часть ниже подоконника, но бывает и выше подоконника. Некоторые драпри по необходимости полностью закрывают окно, остальные не регулируют интенсивность светового потока, а призваны лишь смягчать его и декорировать проем. Нередки комбинированные сочетания плотных и полупрозрачных тканей, в некоторых случаях использовали на одном окне по три типа драпировок.


Рис. 133. Гостиная. Драпри полупрозрачные, стационарные. Начало XIX в

Рис. 134. Кабинет хозяйки. Драпри прозрачные стационарные. 1840—1850-е годы

Рис. 135. Гостиная. Драпри Полупрозрачные стационарные. 1830-е годы

Рис. 136. Кабинет. Драпри полупрозрачные стационарные. 1830-е годы

Рис. 137. Гостиная. Драпри полупрозрачные стационарные. 1840-е годы

Рис. 138. Гостиная. Драпри плотные и полупрозрачные. Первая четверть XIX в.

Рис. 139. Гостиная на антресолях. Драпри плотные. Вторая четверть XIX в.

Рис. 140. Кабинет. Драпри плотные. 1820-е годы

Рис. 141. Комната жилая. Драпри плотные. 1820-е годы

Французская асимметричная развеска была модной в первой половине XIX в. и свидетельствует о необязательном следовании принципу декоративной симметрии в эту эпоху (рис. 152, 153).

Достойны внимания драпировочные композиции не отдельных окон, а всей наружной стены в два, а то и в три окна. Два окна объединяют полупрозрачные, непрозрачные, либо комбинированные ткани. Комбинированные драпировки могут охватывать не только окна, но и объединять их с предметами интерьерного убранства (рис. 154—159).

Драпировки навешивали, вселяясь в новую комнату, «Приехав в усадьбу... Юлия повесила на маленькие окна драпировку...» (134, 174). Аксаков вспоминает, как приезжая погостить, его родители привозили с собой гардины, а уезжая, увозили их (3, 123; 3, 167; 2, 57).

Штофные ткани наиболее пригодны для декорирования проемов плотными драпировка «и. На стенах и окнах могла быть одинаковая ткань — мериносовая (шерсть мериносовой овцы). Наиболее распространенная драпировочная ткань — шелк.

В кабинете и вообще в любой жилой комнате шторы могут быть изготовлены из грубой и толстой парусины, так называемого равендука. Такие шторы могли быть и в богатых домах. Перед праздниками и знаменательными событиями их снимали для стирки.

Как правило, драпировки стационарные крепятся на стержне, который может быть полностью скрыт тканью, а может быть выведен за ее пределы в виде шишек или стрел. И в том, и в другом случае к стене стержни могут крепиться открытым креплением, а могут выходить на поверхность в виде металлических или задрапированных тканью круглых рельефных розеток. Такими же розетками крепили ленты в нижней части окна для перехвата собранных портьер. Ткань над окном может навешиваться без стержня, на двух розетках. Крепление к стержню в верхней части может быть сплошным или точечным. Точечные крепления были и при раздвижном устройстве штор на кольцах. «Между окнами на некоторой высоте были золоченые жерди, с которых спускались движущиеся на кольцах розовато-лиловатые драпировки...» (238, 122). Верхняя конфигурация стационарной драпировки может иметь различную форму, не обязательно прямую или вогнутую, но в любом случае вся затея непременно покоится на арматурном стержне.

Карнизы, венчающие драпировку и скрывающие арматуру, получили широкое распространение во второй половине XIX в., но встречаются они и в ампирные времена.


Рис. 142. Гостиная. Драпри плотные. 1850-е годы

Рис. 143. Классная комната. Драпри плотные. Начало XIX в.

Рис. 144. Детская. Драпри плотные. Вторая четверть XIX в.

Рис. 145. Закрытая веранда. Плотные драпри. 1830-е годы

Рис. 146. Кабинет. Плотные драпри. Середина XIX в.

Рис. 147. Гостиная. Плотные драпри. 1860-е, годы

Рис. 148. Гостиная. Плотные драпри. 1850-е годы

Рис. 149. Кабинет. Плотные драпри. 1830-е годы

Рис. 150. Кабинет. Драпри плотные и полупрозрачные. 1850-е годы

Рис. 151. Кабинет. Драпри плотные и полупрозрачные. 1830-е годы

Рис. 152. Спальня. Французская развеска. Первая половина XIX в.

Рис. 153. Гостиная. Французская развеска. 1830-е годы

Принято было подшивать тыльную сторону штор белой тканью, т. к. разные по цвету в различных комнатах занавеси не должны создавать колористический разнобой со стороны фасада. Это правило выполнялось не всегда, цветные полупрозрачные шторы могли быть и без подкладки.

В комнате барыни или барышни нередки пунцовые занавески. Пунцовые шторы могут быть и в кабинете хозяина в дворянском особняке, при этом стены — светло голубого цвета. Розовато-лиловые драпировки могли быть и на окнах залы. В жилых комнатах и спальнях наиболее распространенный цвет драпировок — зеленый. В квартире, которую снимал Обломов, хозяйка сменила старые линялые занавески на новые: «... окна и двери гостиной и кабинета осенялись синими и зелеными драпри с кисейными занавесками с красными фестонами — вся работа рук Агафьи Матвеевны» (42,457).

В середине XIX в. гостиная могла быть синяя, а кабинет — зеленый — по традиции, но двери уже задрапированы по новой моде, а на занавесках красные фестончики, контрастные общему цветовому решению.

В голубой гостиной оконная амбразура вечером могла затягиваться голубым пологом (238, 123).


Рис. 154. Гостиная. Драпировочная композиция на два окна. 1830-е годы

Рис. 154. Гостиная. Драпировочная композиция на два окна. 1830-е годы

Рис. 156. Кабинет хозяйки. Драпировочная композиция на два окна. Середина XIX о.

Рис. 157. Комната хозяйки. Драпировочная композиция па два окна. 1830-е годы

Рис. 158. Жилая комната. Драпировочная композиция на два окна. Первая четверть XIX в.

Рис. 159. Гостиная. Драпировочная композиции на три окна. Вторая четверть XIX в.

Цвета стены и драпировок чаще всего идентичны. «На стенах драпировка мериносовая, цвета шамуа, как и на окнах» (171, 168). Зеленому колеру стен кабинетов, спален, жилых комнат соответствует зеленый цвет драпировок. В голубых спальнях — голубые драпировки. В зеленых и синих гостиных — зеленые и синие шторы, в желтых и серых залах — золотистые и серые драпри. При белых стенах в парадных комнатах (зала, гостиная) шторы могут быть красными.


 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.