Оконные проемы и заполнения первой половины XIX века — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Оконные проемы и заполнения первой половины XIX века

2021-06-24 446
Оконные проемы и заполнения первой половины XIX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Функциональный спектр оконного проема весьма широк: освещение интерьера; изоляция микроклимата интерьера от неблагоприятных внешних условий; проветривание; возможность визуальных связей интерьера и внешней среды. Функции окон во многом зависят от функционально-ярусной зоны дома, ориентации фасада и места окна в общей композиции фасада. Эти факторы и определяют количественные и качественные характеристики оконных проемов и заполнений.

Окно — основной модульный композиционный элемент, главный инструмент формирования композиции фасадов. Окна различных этажей в эпоху классицизма имели одинаковую ширину и располагались по вертикальным осям не только из эстетических соображений, но и для прочности конструкции стены.

В эпоху зрелого классицизма инструктивные источники предписывали нечетность оконных осей главного фасада (организация дворовых фасадов была прерогативой владельца). В основу принципа нечетности легло традиционное требование акцентировать центральную часть фасада, где устраивался портик, портал, либо фронтон, а при их отсутствии — среднее окно центрической нечетно-осевой композиции.

Когда функционально необходимое число окон на фасаде было несоизмеримо с числом окон, необходимым в интерьерах, устраивались ложные окна, создававшие дополнительные оси и сообщавшие зрительному ряду требуемую номинальную нечетность.

Четное число осей, как правило, обусловлено определенными декоративными или композиционными причинами. Одной из них являются спаренные в средней части фасада окна, которые и представляют собой центр композиции. Объединение центральных окон могло производиться не только сближением их, но главным образом, с помощью декоративных средств.

Еще более распространенный случай четности осей возникает при наличии на фасаде боковых ризалитов и отсутствии при этом центрального.

Во второй половине XIX в. многие ограничения были сняты. В 1857 г. застройщики получили разрешение строить дома с четным или нечетным числом фасадных осей — на свое усмотрение.

Исходя из главной функции окна — освещение интерьеров, рассмотрим лишь два аспекта, влияющих на формирование проемов: соотношение площади окон с пространством интерьеров и соотношение габаритов окна с общим и частными габаритами наружной стены в интерьере.

В связи с тем, что окна формируют масштаб фасадов, в значительных по размерам сооружениях их делают шире, в небольших — уже. В основе выбора габаритов окон лежит принцип уравновешивания двух начал: желание как можно лучше осветить интерьеры, с одной стороны, и при этом не ослабить стены и не сделать помещения холодными в зимний период, с другой стороны. Для жилых комнат, коридоров и кладовых требования к освещенности различны. Решающую роль в степени освещенности комнат, как показал анализ, играет функциональность зоны. Наиболее освещены в доме парадные комнаты. При этом самая освещенная из них — зала (среднее соотношение суммарной площади окон к площади пола около 1:4), по вполне понятным причинам: зала расположена в угловом помещении и освещается окнами, как с главного, так и с бокового фасадов. По этой причине площадь окон может составлять до половины площади пола.

По освещенности гостиная и спальня примерно соответствуют друг другу (в среднем 1:5—1:6). В жилых комнатах уровень естественной освещенности заметно снижается: в жилых комнатах бельэтажа мы уже наблюдаем соотношение 1:7—1:8, а в антресолях и того меньше: 1:9. В антресолях главного дома усадьбы Кусково 1:14— 1:23, что объясняется большой площадью помещений, зависящих от планировки комнат бельэтажа, а также малой площадью окон, продиктованных архитектоникой фасадов.

Пропорциональное построение окна обусловлено рядом факторов. Пропорции окон зависят от парадности этажа. Окно бельэтажа должно составлять около двух квадратов «... или несколько выше или ниже...» (160, ч. I, 44). Таким образом, допускаются вариантные отклонения от чистой пропорции (1:2) и безусловно исключаются циркульные методы абсолютного пропорционирования.

Так называемые полуокошки устраивались в непарадных зонах. Их высота часто или равна ширине, или составляет 2/3 ширины. Пропорции окон зависели также от избранной ордерной системы. Например, в тосканском и дорическом ордерах соотношение ширины и высоты стремились приблизить к 1:2, а в ионическом и коринфском — 1:2,5.

Безусловна зависимость параметров окон от композиции фасадов, соблюдение центричности, нечетности, строгого соответствия осям. Расстояние от наружного карниза до верха парадного окна должно составлять не менее ширины окна. Это также не директива для абсолютного следования ей в практике, а некий художественный идеал, к которому следует стремиться, приближаться максимально. От подоконника до земли должно быть не менее 2-х аршин, если нижележащий этаж перекрыт не сводами, а балочными, плоскими перекрытиями.

Существовали и нормативные ориентиры интерьеров. В жилых домах средней величины высота парадного окна рекомендовалась от 7 до 8 футов (2,1м — 2,4м), ширина 3,5—4 фута (1,1 —1,2 м). В то же время высота окна зависит от высоты помещения; их соотношение определяется как 4:7. Минимальное расстояние от верхнего света до потолка должно составлять не менее 12 вершков (53 см). Композиция или пространственные координаты окон обусловлены функциональными причинами и определяют не только ширину окна, но и высоту подоконника над уровнем пола; эта величина не должна превышать три фута (91 см). Подоконник обычно располагали от пола на высоте 1—1,25 аршина (71—89 см) или 14—18 вершков (62—80 см), ширина его не менее 1,5 аршина (106 см). В церкви, в классной окна могли располагаться выше, чтобы не отвлекать внимание верующих или учащихся; в больницах и некоторых мастерских — во избежание низового сквозняка. В антресольных же комнатах подоконник мог быть всего на 20—40 см выше уровня пола, в непосредственной близости к нему, или даже ниже.

Анализ натурного материала показал, что высота окна находится в прямой зависимости от высоты комнаты: ширина окна также обусловлена функциональными причинами. В окно должны одновременно иметь возможность смотреть два человека. Минимальная ширина окна 1,5 аршина (105 см). Характерная для конца XVIII в. подоконная ниша обусловлена двумя факторами: функциональным и конструктивным. Утонение стены под окном делалось как для более удобного подступа к стеклу, так и для уменьшения нагрузки на перемычку нижележащего окна.

В первой половине XIX в. подоконных ниш, как правило, уже не делали.

Регулярность фасада требует равного расстояния между окнами относительно осей симметрии; простенки должны быть шире окон, а окна разных этажей должны размещаться на одной оси. В больших зданиях простенки могли составлять лишь 3/4 ширины окон. Большого числа окон стремились избегать, т. к. это уменьшало прочность сооружения, а зимой, в условиях нашего климата, такие дома плохо сохраняли тепло. Простенки так называемых венецианских или пятиколодных окон должны быть несколько шире узких боковых полуокон. В деревянных же, где позволял материал, простенок мог быть уже, но ненамного, здесь старались сделать хотя бы равными ширину проема и простенка: открытые ставни не должны нахлестываться друг на друга.

В оконных проемах с внутренней стороны рекомендовалось делать откосы для лучшего освещения интерьеров.

Рассветы в каменных и деревянных домах различны по величине. В каменных домах наблюдается корреляция с датировкой, в деревянных — с шириной проема. Рассветными могут быть не только боковые и притолочные откосы, но и подоконники, поднятые высоко над уровнем пола. Низкие подоконники — горизонтальны, или с небольшим уклоном, они могут служить полкой, на которую ставят различные вещи.

Коробки делают в проемах теплых помещений или помещений, граничащих с неотапливаемой зоной — для уменьшения теплообмена. Коробки в каменных стенах различают закладные и прислонные. Закладные коробки непрактичны по двум причинам: во-первых, они могут быть повреждены во время производства работ и, во-вторых, их трудно заменить при ремонте. Поэтому прислонным коробкам в первой половине XIX в. все больше отдают предпочтение. Коробки вяжутся по углам, остругиваются, зафальцовываются, просмаливаются, а при установке проконопачиваются. Прислонные коробки крепятся к стенам железными заершенными закрепами.

Проем в деревянной стене совмещен с косяком, который входит в состав стены и неотделим от ее конструкции, удерживая и закрепляя гребень сруба. Косяк укладывается на подушку. С наружной стороны он вынесен на величину пробоины с тем, чтобы на него можно было набить обшивку. В ряде случаев косяк может быть вынесен на величину, меньшую толщины прибоины. В косяке выбирается паз, в который вводится гребень сруба и делается рассвет как для лучшего освещения интерьеров, так и для удобства крепления зимних рам, которые, имея также скошенные боковые обвязки, вклиниваются в косяк, не требуя при этом дополнительных крепежных приспособлений. Упором для зимних рам служит четверть с внутренней стороны косяка.

Открывание летних рам в деревянных домах производилось наружу даже в конце XIX в., когда наиболее удобным стали считать внутреннее открывание. При тонкой деревянной стене открытые внутрь рамы выходили за внутреннюю поверхность стены и создавали дополнительные помехи и неудобства. Четверть летних рам выбиралась в наружной поверхности коробки на толщину переплетов. Над косяком оставлялся паз для усадки в 1/10—1/20 высоты проема, который расклинивался. Клинья подбивали по мере усадки, а после окончательной усадки они удалялись, а остаточный паз проконопачивался паклей.

Коробки обычные одинарные в каменных стенах представляют собой брус с двумя четвертями на лицевой поверхности — для летних и зимних переплетов с промежуточной заглушиной между ними. Ширине заглушины уделялось особое внимание, т. к. она служила определяющей в создании воздушной теплоизоляционной прослойки. Ширина заглушины увеличивается с течением времени, причем каменные стены способствуют этому в большей степени, нежели деревянные. В конце XIX в. стремились делать эту величину как можно больше, в некоторых случаях даже устраивали не одну, а две отдельные коробки (двойная коробка), чтобы расстояние между переплетами было максимальным.

В коробках четверти для переплетов, открывающихся в разные стороны, одинаково заглублены относительно заглушины. Четверти у переплетов, открывающихся в одну сторону, имеют ступенчатую поверхность, четверть летней рамы выступает относительно заглушины.

Косяки в стоечных деревянных конструкциях стен соединялись с сопряженным стояком в шпунт с выступами со стороны фасада и интерьера для штукатурки.

Коробки в дощатых стенах (в холодных помещениях) делались только для одной рамы и примерно соответствовали толщине стены.

Внутренний выпуск в косяках, рассчитанный на штукатурку, делали редко. Поначалу окантованные стены сруба оклеивали изнутри обоями, заводя на торцы наличников, а затем, если их штукатурили, штукатурка обычно не выходила за пределы утолщенных наличниковых торцов.

Как в коробках, так и в косяках прислон зимней рамы мог профилироваться приcлонной калевкой.

На протяжении первой половины XIX в. наиболее популярным типом прислонной калевки была выкружка — в ряде случаев с четвертью, реже — без четверти. Изредка прислон профилировали каблуком или четвертным валом. В 1850—1860 гг. отбирали «четвертной вал с выкружкой» на приcлоне зимней рамы. Прислонная калевка отбиралась только на боковых и верхней частях коробки (косяка), подушка и подоконная доска не профилировались.

В XVIII в. было принято профилировать откосы и заглушины нишами с криволинейными профилями, а иногда и фигаррейными филенками. Верхние филенчатые откосы могли соответствовать филенчатым внутренним ставням, которые в открытом состоянии вставлялись в специальные рассветные ниши и создавали впечатление боковых филенчатых рассветов.

В первой половине XIX в. инерция профилирования заглушин изредка встречается на коробках, они предельно упрощены и представляют собой простые неглубокие ниши. Ретроспективные стилистические течения второй половины XIX в. вернули криволинейную профилировку заглушин.

Глубина зимней четверти коробки (косяка) зависит от датировки: от начала к середине она увеличивается.

Наружный подоконник — чрезвычайно важная составная часть окна, осуществляющая отвод влаги от проема. В кирпичных домах подоконники обычно из кирпича или белого камня — монолитные либо составлены из двух блоков, соединенных в четверть. Верхняя плоскость — наклонная, для стока воды, нижняя часть профилирована: выкружкой, каблучком или четвертным валом. Белокаменные подоконники заводились торцами в массив стены. Профиль мог быть простой полочкой, нередко опирающейся на два блока простого профиля.

Деревянные наружные подоконники деревянных домов несут декоративную функцию. Они набивались на нижнюю часть окна, а щель между обшивкой и подоконником закрывалась сливным железом. Верх деревянного подоконника скошен, а низ — профилирован.

Назначение внутренних подоконников (рис. 79) — отводить воду, стекающую с запотевших или замерзших окон. Материалом внутренних подоконников в деревянных домах является дерево хвойных пород, преимущественно сосна. В каменных домах могли на верхнюю поверхность подокония класть тонкую мраморную плиту.

Подоконная доска укрепляется двумя шпонками, а у края ее снизу мог выбираться желобок для стока воды от конденсата влаги на стеклах.

Хронология развития форм подоконников показана на рис. 79.

Наиболее распространенным типом внутреннего подоконника является простая полочка, которая употребляется практически всю первую половину XIX в. (рис. 79.4). Она применялась как в парадных помещениях, так и в жилых, антресольных, сенях, мансардах.

Весьма популярен был профиль, скругленный в верхней части (четвертной вал), и выкружка в нижней (рис. 79.1, 79.2). В период позднего ампира применяли сочетание полочки с выкружкой. Вместо верхнего скругления могли делать фаску (рис. 79.7). Фаска могла быть и в нижней части подоконника (рис. 79.5, 79.9).

Рис. 79. Хронология развития форм профилировки подоконных досок

 

Внутренние подоконники раскреповывались, т. е. заходили торцевой частью на внутреннюю поверхность стены. Торец раскреповки мог иметь ту же схему профиля, что и лицевая часть, но не был абсолютно идентичен ему по кривизне. Торцы могли быть и обрезанными, плоскими.

При сопряжении наличника и внутреннего подоконника неукоснительно соблюдалось правило: нижний торец наличника должен упираться в плоскую верхнюю поверхность подоконника, а не в профиль (рис. 80).

Наружные наличники в каменных домах первой половины XIX в. не были популярны. Чаще всего окна не имели обрамлений, а только нишу.

В деревянных домах наличники были в большинстве случаев, хотя в эпоху классицизма встречается и пластическая разработка окон на фасаде нишами. Если деревянный дом снаружи оштукатурен, штукатурка, даже рустованная, примыкала к рейке, набитой на коробку. В большинстве случаев окна деревянных обшитых тесом домов также снаружи обрамлялись наличниками.

Типология наружных наличников ограничена. Один из типов идентичен внутренним мысиковым наличникам (рис. 81). Другой тип, более распространенный, применявшийся в ампирное время — желобковый (рис. 82); наиболее распространенным можно назвать наличник с накладным мысиком (рис. 83).

Ширина наружного наличника зависит от датировки в значительно большей степени, нежели от ширины проема. Анализ материалов натурных исследований убеждает, что ширина внутреннего наличника зависит не только от ширины проема, но и от датировки: от начала к середине XIX в. ширина наличника увеличивается. Толщина же наличника в этот период, наоборот, уменьшается.

 

Рис. 80. Сопряжение наличника с подоконной доской Рис. 81. Наружный наличник мысикового типа

 

Рис. 82. Разновидности наличника желобкового типа

Рис. 83. Разновидности наличника с накладным мысиком

 

Хронология развития форм наличников показана на рис. 84. Практически все внутренние наличники подчинены общей схеме формообразования: они плоские у примыкания к рассвету коробки и утолщенные с другой стороны наличниковой доски. Переход утолщенной части наличника к плоской осуществляется в первой половине XIX в. с помощью выкружки, реже — каблучка, еще реже — полувала или четвертного вала (рис. 84.2—84.9).

Существовал желобковый тип наличника, весьма популярный в первой половине XIX в., у которого утолщения были с двух сторон, причем на ребре, сопряженном с откосом косяка, отбирался малый профиль (рис. 84.11, 84.12).

Рис. 84. Хронология развития форм наличников

 

Малый профиль наличника может служить ориентиром для датировки. Каблук характерен для раннего ампира, хотя местами встречается до третьей четверти XIX в. (рис. 84.5). Четвертной вал стал активно применяться позже, в 1830-х годах XIX в., просуществовав до последней четверти XIX в. (рис. 84.6). В 1840-х годах стали применять фаску как наиболее простой и дешевый профиль (рис. 84.7). И, наконец, малый профиль мог отсутствовать вообще (рис. 84.2—84.4). Нередко наличники этого типа не набивались на косяк, изготовленный отдельно, а отбирались в массиве коробки или наклеивались на нее. Некоторые наличники снабжены отживкой, которая играет исключительно декоративную роль, в отличие от ранних дверных отживок (рис. 84.8, 84.9).

Общепринятое мнение о том, что главная функция наличника — закрывать щели между срубом и косяком, не вполне правомерно, т. к. в окнах наличник не всегда закрывает эту щель, а в дверях — почти никогда.

Хронологически переплеты развиваются по пути разряжения горбыльков, уменьшения их числа — до полного упразднения: горбыльки препятствуют проникновению в интерьер определенной доли света. Площади стекла соответственно укрупняются.

Расстекловочная схема, т.е. рисунок переплета, зависит от пропорций проема и датировки (рис. 85). При одних и тех же пропорциях в разное время могли применять разные расстекловочные схемы. Окно освобождалось от горбыльков, начиная с фрамуги. Сначала, в период позднего ампира, горбылек фрамуги, прежде соответствовавший по ширине вертикальному среднику, уменьшился до 20—30 мм (рис. 85.2). В 1830-е годы фрамуга начинает освобождаться от горбылька, причем фрамуга (чистая фрамуга), поначалу равная по высоте высотам нижележащих ячеек, со временем уменьшается (рис. 85.4—85.6).В 1830-е годы появляется расстекловка с узенькими ячейками в верхней и нижней частях, ориентированными горизонтально, по всей вероятности для того, чтобы композиционно уравновесить форточку (рис. 85.5). И, наконец, наступает момент, когда оконные рамы окончательно лишаются горбыльков. Нижняя хронологическая граница их приходится на 1830-е годы, а в петербургских строениях — на 1820-е (рис. 85.6).

Рис. 85. Хронология развития расстекловочных схем переплетов

 

Каждый тип существовал на протяжении определенного промежутка времени, каждый имел свои стилевые хронологические характеристики. Однако ни один из них не имеет жестких границ, и при анализе таблицы нетрудно заметить, что в 1840—1860-х годах каждый из типов мог быть применен с той или иной степенью вероятности.

Существовал еще один тип, сходный с классицистическими раннеампирными схемами, который однако, получил распространение лишь во второй половине XIX в. Он отличается от ампирных непропорционально увеличенной высотой фрамуги.

Пропорциональный анализ обмеренных в натуре окон с регулярной расстекловкой позволяет сделать следующие выводы. При пропорции переплетов, близкой к 2:1 (высота к ширине) пропорции отдельной ячейки от начала к середине XIX в. удлиняются в высоту. Это легко объяснить, если при этом обратить внимание на расстекловку. Раннеампирные переплеты, имеющие восемь стекол, разбиты на ячейки, близкие к квадрату. Когда модной становится шести- и даже пятистекольная схема, пропорции удлиняются по вертикали и составляют примерно 1:1,5 (рис. 86, 87). Восьмистекольные окна с одинаковыми членениями ячеек и фрамуги доживают до середины XIX в. Более поздние восьмистекольные окна могут иметь увеличенную по высоте фрамугу. Разумеется, все окна группы 2:1 — парадные. Они же и служат тонким резонатором смены традиций, появления в архитектуре модных нововведений.

 

Рис. 86. Переплеты с широким фрамужным средником: 1 — восьмистекольный переплет; 2 — шестистекольный переплет Рис. 87. Переплеты с фрамужным горбыльком: 1 — восьмистекольный переплет; 2 — шестистекольный переплет

 

Изнашиваются прежде всего створные рамы, снабженные приборами и открываемые наружу, подверженные интенсивному воздействию погодно-климатических факторов. С течением времени заменить только створные рамы оказывается экономически более целесообразно, нежели все переплеты целиком. Поэтому нередко можно видеть взаимное пропорциональное несоответствие фрамуг и створных рам XIX в.: квадратные ячейки фрамуги и сильно вытянутые в высоту ячейки створных рам. Это результат замены во второй половине XIX в. по новой моде створных рам с оставлением старой, еще пригодной к эксплуатации фрамуги.

 

Рис. 88. Переплет с чистой фрамугой Рис. 89. Шестистекольпый переплет с фрамужным горбыльком и с пропорциями 1:1,5

 

Фрамуга — один из главных инструментов формирования художественного образа переплетов. Фрамуги ампирных окон (рис. 88) не всегда равны по высоте ячейкам, отклонение 1+3% можно отнести к случайным факторам, отклонение 6—8% следует рассматривать как преднамеренное и свидетельствующее о позднем происхождении переплетов (третья четверть XIX в.).

Фрамуги пятистекольных окон в первые годы освобождения их от горбылька по высоте равны ячейке (рис. 88). С середины XIX в. фрамуга начинает уменьшаться по высоте и далее существуют параллельно переплеты с чистой фрамугой, равной по высоте с ячейкой створки, наряду с неравной.

Существует гипотеза об увеличении высоты ячейки снизу вверх в связи с перспективным сокращением. Эта гипотеза в целом не подтверждается при анализе высот ячеек в пределах одного окна. Несмотря на то, что абсолютной метрической идентичности не наблюдается и разница между высотами бывает существенной, стабильной закономерности увеличения ячеек нет.

Окна второстепенных фасадов, задние, антресольные, и, в особенности, окна подсобных помещений (чуланные, чердачные) могли еще долго сохранять черты и признаки предыдущей эпохи. Окна, близкие по пропорциям к 1:1,5, обслуживали, как правило, непарадные комнаты, в том числе антресольные. Здесь наблюдается та же картина, что и у предыдущей группы окон: ячейки раннеампирных шестистекольных окон по пропорциям ближе к квадрату, нежели ячейки более поздних четырехстекольных (рис. 89,90).

Группа квадратных окон освещает, как правило, антресоли, и при четырехчастном делении их ячейки либо близки к квадрату, либо больше в высоту, чем в ширину.

Окна распластанные (в ширину больше, чем в высоту) освещают помещения, обычно стоящие на самой низкой ступени функциональной иерархии: чердаки, ретирады, чуланы, но нередко и рангом повыше: антресоли, мезонины и нижние непарадные этажи (рис. 91).

Фрамужные окна функционально и конструктивно оправданы могут быть лишь начиная с определенной высоты окна. Рекомендации первой половины XIX в. советовали делать фрамугу, если верх окна не выше уровня человеческих глаз или высота окна не менее 142 см. Анализ натурных подлинников показал, что качественный переход от бесфрамужных окон к фрамужным является пороговым и осуществляется на границе примерно 1,85 м (верхнего света от уровня пола). Этого уровня фрамуга становится целесообразной по следующим причинам: 1. облегчается вес рам, а вместе с ним и нагрузка на петли; 2. уменьшается длина верхнего шпингалета, а следовательно, его стоимость и вес.

В антресольных этажах, где подоконник был близок к полу, фрамугу могли монтировать в нижней части проема (рис. 92).

Ячейки, ориентированные горизонтально в верхней и нижней частях рам — весьма распространенный тип расстекловки, начиная с позднего ампира (рис. 93).

В переплетах второй трети XIX века с Т-образной трехстекольной расстекловкой фрамуга составляет 1/3 всей высоты окна, в парадных окнах раннего ампира встречаются фрамуги, составляющие 1/4 окна (рис. 94).

Криволинейный верх окон в первой половине XIX в. обычно был полуциркульным (рис. 95). Чаще всего в полуциркульной фрамуге делали два горбылька, которые могли быть как прямыми, так и дуговыми. Во втором случае они формировали во фрамуге элементы стрельчатой формы.

В 1840-х годах завершения окон стали принимать лучковую форму, ретроспективно возвращаясь к лучковым перемычкам эпохи барокко (рис. 96).

Основные расстекловочные схемы полуциркульных окон: первая — центрического типа (рис. 97, 98) и вторая — решетчатая (рис. 99, 100), образована пересечением обвязок под прямым углом, таким образом, что центральная распашная часть имеет регулярную расстекловку, за счет деления вертикального средника на равные части. Боковые рамы — глухие, как в итальянских окнах. Трехчастные окна, как простые, так и сложные, по большей части можно назвать итальянскими, их боковушки примерно вдвое уже центральной части окна (рис. 101 —104). Но встречаются трехчастные рамы, все три заполнения которых — равноценны. Боковые рамы итальянских окон — глухие, средние переплеты — обычные, створные, с поковкой, могут быть с фрамугой. Средние рамы итальянского окна могут быть дверными, верхняя часть которых остеклена, низ — филенчатый.

 

Рис. 90. Переплеты с пропорциями 1:1,5: 1 — шестистекольный переплет с фрамужным средником; 2 — четырехстекольный переплет Рис. 91. Распластанные переплеты: 1 — восьмистекольный переплет; 2 — двухстекольный переплет Рис. 92. Переплет с нижней фрамугой

 

Рис. 93. Переплеты с ячейками, ориентированными горизонтально Рис. 94. Трехстекольные переплеты: 1 — переплет с фрамугой в 1/4 окна; 2 — переплет с фрамугой в 1/3 окна

 

Рис. 95. Переплеты с полуциркульным завершением

 

Рис. 96. Переплеты с лучковым завершением Рис. 97. Полуциркульное окно центрического типа, со створными рамами Рис. 98. Глухое полуциркульное окно центрического типа

 

Рис. 99. Полуциркульное окно решетчатого типа с двухчастным горизонтальным членением Рис. 100. Полуциркульное окно решетчатого типа с трехмастным горизонтальным членением Рис. 101. Итальянское окно с восьмичастиым центральным переплетом

 

Переплеты могут быть глухими и подвижными. Глухие закреплены в проеме неподвижно (зимние рамы, фрамуги, боковушки итальянских окон). Подвижные подразделяются на створные и подъемные.

Створные — самая распространенная конструкция, крепятся петлями к коробке или косяку.

 

Рис. 102. Итальянское окно с шестичастным центральным переплетом Рис. 103. Итальянское окно с трехчастным центральным переплетом Рис. 104. Итальянское окно с горизонтально ориентированными ячейками

 

Подъемные рамы делали двух типов: 1) переплет с подъемной кареткой конструктивно состоит из двух частей: фрамуги, устанавливаемой в коробке неподвижно, и каретки отдельно от фрамуги, движущейся в специально выбранном в коробке пазу; 2) единая рама с фрамугой, по которой движется каретка.

Как створные, так и подъемные рамы могли быть цельносоставной конструкции: единая с фрамугой рама, на которую в нижней части на петлях навешены створки или в которой движется по полочкам каретка подъемной рамы.

Переплеты оконные подразделяются на зимние и летние. Летние наружные могут быть створчатыми (створными) или подъемными. Внутренние, зимние рамы чаще всего бывали цельными, на всю площадь оконного проема, либо составными. Переплет состоит из отдельных обвязочных брусков, связанных по углам в шип, на нагелях, чаще всего с промежуточными средниками и горбыльками.

Обвязочный брусок содержит в своем составе обязательную четверть остекления с наружной стороны и калевочный профиль с внутренней. Четверть остекления имеет неравные грани: примерно 8 и12 мм, глубина больше ширины. Чем больше окно, тем толще должны быть переплеты. Толщина оконной столярки 1820—1830 гг. редко превышает 50 мм. Толщина летних рам находится в прямой зависимости от габаритов проема и времени создания. Толщина зимних рам зависит только от времени создания. Средниковый притвор створных рам — обычно двух типов: в четверть (рис. 105.1) и в шпунт (рис. 105.2).

Притворы петлевых обвязок рам, примыкающие к коробке — косые (рис. 106). Створные рамы могут иметь усложненные формы петлевых обвязок — в четверть (рис. 107) или в шпунт (рис. 108). Вертикальные средники зимних рам по ширине меньше летних примерно на 7 мм. Горизонтальный средник зимних рам также меньше, чем у летних. Притвор фрамуги со створными рамами — в четверть. Внутреннее световое ребро обвязки профилируется различными обломами.

Хронология развития форм калевок представлена на рис 108.

В середине XVIII в. был распространен трехчетвертной вал (рис. 108.1). Во второй половине XVIII в. вал стал четвертным и уплощенным (рис. 108.2). Этот профиль просуществовал всю первую половину XIX в. и даже нередко употреблялся в 1850—1860 гг. Без преувеличения можно утверждать, что это наиболее распространенный профиль эпохи классицизма.

Существовали и модификации четвертного вала — с одной четвертью (рис. 108.3) либо вообще без четвертей (рис. 108.4). Четвертной вал в четвертях в XVIII в. — небольших размеров, в начале XIX века он укрупняется, а затем, к 1850-м годам, вновь становится мельче.

В эпоху классицизма широко был распространен и каблук (рис. 108.5). Для первой половины XIX века характерны два главных профиля — четвертной вал и каблук, причем каблук более характерен для раннего ампира (рис. 108.2, 108.5). Габариты каблука находятся в прямой зависимости от габаритов окна.

Фаска (рис. 108.6) могла употребляться либо в помещениях подсобного назначения, либо в окнах, расположенных высоко над уровнем пола. Четверть — редкий профиль (рис. 108.8), в эпоху классицизма она могла быть применена и в остекленных дверях.

 

Рис. 105. Средниковый притвор створных рам: 1 — притвор в четверть; 2 — притвор в шпунт Рис. 106. Простой косой притвор петлевой обвязки Рис. 107. Усложненные формы притвора петлевой обвязки: 1 — притвор петлевой обвязки в четверть; 2 — притвор петлевой обвязки в шпунт

 

Рис. 108. Хронология развития форм калевок

 

Рис. 109. Зависимость профилировки горбылька с калевкой каблук от ширины горбылька

Рис. 110. Зависимость профилировки горбылька с фаской от ширины горбылька

Рис. 111. Бескалевочное ребро при разной ширине горбылька

Рис. 112. Зависимость профилировки горбылька с калевкой четвертной вал в четвертях от ширины горбылька

Рис. 113. Зависимость профилировки горбылька с калевкой четвертной вал с одной четвертью от ширины горбылька

Рис. 114. Зависимость профилировки горбылька с калевкой четвертной вал бея четвертей от ширины горбылька

 

Нередко пользовались следующим приемом: обвязка не профилирована, а горбыльки окалеваны — четвертным валом, либо фаской, главным образом в окнах функционально второстепенных помещений.

В 1850—1870 гг. самым распространенным профилем стал четвертной вал с выкружкой (рис. 108.9). Эту калевку часто ошибочно употребляют при воссоздании окон эпохи классицизма. Многосложные профили (рис. 108.10—108.12) характерны для второй половины XIX — начала XX в., причем в это время стали профилировать и наружную сторону оконной рамы. Профилировка горбылька зависит от его ширины (рис. 109—114), которая, в свою очередь, находится в прямой зависимости от длины горбылька. Встречаются разные формы калевки горбыльков в пределах одной рамы. Причиной этому служила различная ширина горбыльков в одном переплете. Соединение горбыльков обвязочным бруском — в гнездо, либо в шип с расклинкой. Один из типов сопряжения горбыльков показан на рис. 115. Различные сопряжения горбыльков с контурной обвязкой показаны на рис. 116—120. Помимо горбыльков встречаются разделки, примыкающие к стеклу (рис. 95, 102,121).

Нащельники в первой половине XIX в. делались только с наружной стороны летних рам, изнутри нащельников не делали. Роль нащельника — закрывание притворной щели от влаги. Внутренние нащельники стали делать, начиная с середины XIX в. В нижней части рамы наружный нащельник примыкает к отливу. Хронологическое развитие форм нащельников показано на рис. 122. Наиболее популярный нащельник первой половины XIX в. изображен на рисунке 122.2.


Рис. 115. Сопряжение горбыльков

Рис. 116. Соединение горбылыка с контурной обвязкой при калевке каблук

Рис. 117. Соединение горбылъка с контурной обвязкой при калевке четвертной вал

Рис. 118. Соединение горбылька с контурной обвязкой при бескалевочном ребре

Рис. 119. Соединение горбылька с контурной обвязкой. Горбылек окалеван

Рис. 120. Соединение обвязок. Вертикальная обвязка окалевана четвертным валом, горизонтальная не окалевана

Рис. 121. Сопряжение разделки с обвязкой

 


Рис. 122. Хронология развития форм нащельников

Рис. 123. Хронология развития форм отливов

 

Ширина нащельника типов 122.1и122.2 зависит от времени изготовления, 122.3 — от площади переплетов.

Отливы служат для закрытия нижерасположенной притворной щели от атмосферной влаги (рис. 123). Желобок в нижней части отлива отбирали не всегда. Отливы, как и нащельники, выбирались в массиве обвязки, приклеи


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.