Толщина обвязки непарадных дверей, мм — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Толщина обвязки непарадных дверей, мм

2021-06-24 87
Толщина обвязки непарадных дверей, мм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Толщина

Годы

1800 1810 1820 1830 1840

Двустворные двери

2.0 м 40 43 46 49 52
2.1 м 42 45 48 51 54
2.2 м 44 47 50 53 55
2.3 м 46 49 52 54 57
2.4 м 48 51 54 56 59
2.5 м 50 53 56 58 61
2.6 м 52 55 57 60 63
2.7 м 54 57 59 62 65
2.8 м 56 58 61 64 67
2.9 м 58 60 63 66 69
3.0 м 60 62 65 68 71

Одностворные двери

1.7 м 48 48 49 49 50
1.8 м 46 47 47 48 48
1.9 м 45 45 46 46 47
2.0 м 43 44 44 45 45
2.1 м 42 42 43 43 44
2.2 м 40 41 41 42 42
2.3 м 39 39 40 40 41
2.4 м 37. 38 38 39 39
2.5 м 36 36 37 37 38
2.6 м 34 35 35 36 36

Плинтус должен быть масштабен двери, т. к. он не обусловлен антропометрическими ограничениями, как средники и нижняя филенка, однако обычно учитывается взаимная габаритная адекватность высоты дверного плинтуса с тумбой наличника и плинтусом комнаты, который, в свою очередь, не будучи связан антропометрией, мог зависеть от размеров печного керамического плинтуса.

Плинтусы различаются формой профилировки и наличием либо отсутствием уступа.

Большинство ампирных плинтусов лишено уступа. В первой половине XIX в. лишь каждый четвертый плинтус — с уступом. Он обычно прост, полочкой, и составляет по высоте 1/3 либо 1/4 всей высоты плинтуса. Изредка, как в ранних, так и поздних (ампирных) плинтусах можно встретить профилированный уступ — это также ретроспективный рудимент раннего и развитого классицизма. Самые распространенные типы венчающей профилировки — выкружка и каблучок. В конце XVIII в. и в эпоху позднего ампира популярны каблучок и валик. Каблук в плинтусе развитого позднего ампира — явление если не исключительное, то достаточно редкое. Реже встречается валик — он характерен для развитого классицизма и позднего ампира. В период раннего и развитого ампира избегали применять этот профиль. Еще реже применялась фаска (преимущественно в дверях позднего ампира), либо профилировка отсутствовала (прямой обрез кромки).

Торцы плинтусового бруска на уровне калевки также профилировались, т. е. отборка заворачивала на узкую боковую грань. Лицевой и боковой профили, будучи тождественны по типу, резко различаются по кривизне и пластической активности. Профиль боковой грани значительно более вытянут по горизонтали: учитывалось визуальное восприятие различных ракурсов. Встречаются случаи профилировки лицевой и боковой граней разными по типу обломами, например, один из них каблучок, а другой — выкружка. При обмерах следует обращать на это особое внимание и фиксировать отдельно лицевую и боковую отборку.

В плинтусах доминирует выкружка, каблучок реже встречается в ампирных дверях. Выкружка применялась двух подтипов: с четвертью и без нее. Валики позднего классицизма уплощены и вытянуты, в отличие от валиков развитого классицизма. Фаска, отобранная в период позднего ампира, не наклонена к граням под углом 45°, а составляет тупой угол с лицевой плоскостью обвязки.

На одинаковых дверях, при абсолютной их идентичности, в одном доме могут быть разные отборки плинтуса. Разные плинтусы в конце XVIII в. могли быть и на одной двери — с разных сторон. Такую дверь, даже при прочих одинаковых деталях, можно назвать двухфасадной. Первый случай (на одинаковых дверях разные отборки плинтуса) вряд ли следует считать осознанным, запланированным действием, скорее всего это ошибка строителей, — которая, однако, не выходила за пределы художественных допусков эпохи. Второй случай (разнофасадные двери XVIII в.) — уход от навязчивого единообразия, осознанная тенденция дифференцирования на уровне деталировки не только различных функциональных зон, но и отдельных помещений.

Нащельники в первой половине XIX в. получили распространение только на наружных двустворных дверях, на внутренних же они практически не встречаются. Изготавливаются из того же материала, что и створка. Могут быть монолитны с обвязкой, а могут изготавливаться отдельно, а потом крепиться на полотнище клеем, гвоздями или шурупами. Профилированы обломами.

На парадных дверях эпохи позднего классицизма наличие нащельника может быть продиктовано отсутствием притворной четверти. Отсутствие четверти, в свою очередь, обусловлено необходимостью фанеровать поверхность притвора красным деревом и технологическими неудобствами, которые возникают при наличии четверти. Таким образом, необходимость в нательнике в этом случае продиктована особенностями примененного материала, а не соображениями художественного порядка.

При выборе калевки поздний классицизм с неизменным постоянством питал пристрастие к двум типам обломов: каблуку и выкружке. В одном доме могут быть двери, изготовленные одновременно, но с различными калевками. Сечения калевки практически никогда не имеют правильного геометрического построения.

Каблук — простая форма, мягкая и чрезвычайно выразительная, излюбленная калевка раннего ампира (рис. 183). Изредка встречаются комбинации каблука и выкружки на одном полотнище, примененные либо на разных фасадах, либо на разных филенках.

Ранний ампир, генетически унаследовавший художественные традиции развитого классицизма, делал валиковую часть каблука припухшей, утолщенной (рис. 183.1). Развитый и зрелый ампир несколько заострили эту часть, таким образом, что она стала равна или даже меньше вогнутой (рис. 183.2).

У кромки профиль зачастую заострен и приподнят — это, с одной стороны, активизирует форму, и в то же время утолщает фальцы, несущие филенку, придавая им необходимую прочность (рис. 183.3).

Выкружка применялась в сочетании с четвертью (рис. 184), и этим по форме настолько близка к каблуку, что при многослойном покрытии краской, напластованной за полторы сотни лет, определить без расчистки принадлежность облома к определенному типу бывает весьма затруднительно.

Изредка встречаются промежуточные формы, у которых выход из обвязочной кромки параллелен пласти обвязки, что имитирует одну из плоскостей четверти выкружечного профиля, однако ребро четверти, переходящее в криволинейный профиль, скруглено, как у каблучка.

Выкружка по форме практически никогда не представляет собой четверть круга с хордой под 45° к обвязке. Все выкружки различны по построению кривой, но ни одна из них не стремится к регулярности в сечении, зато все они изготовлены с поправками на ракурс и конструктивные издержки. Большинство из них вытянуты параллельно обвязочной пласти. Край профиля, сопрягающийся с внутренней кромкой, часто заострен, приподнят (рис. 184.2), и это явление более выражено у безотживочных профилей, что легко объяснимо необходимостью создания иллюзии большей глубины, чем позволяли ограниченная толщина обвязки и отсутствие отживки. По этой же причине безотживочные выкружки обладают удлиненным сечением, в особенности в период раннего ампира. В эпоху зрелого ампира пропорции профиля становятся менее уплощенными, в результате утолщения дверного полотна.

Составной многообломный профиль применялся на дверях XVIII в. Уже в 1790-х гг. он постепенно сменяется на упрощенный, однообломный, чаще всего каблук. Многообломный профиль представляет собой комбинацию крупного каблука, примыкающего к обвязочной пласти или к отживке, — и мелких профилей, соседствующих с внутренней кромкой, чаще всего полу- или трехчетвертного валика. Возможны более усложненные варианты, когда добавляется каблук либо выкружка. Измельчение профилей к филенке создает безусловную иллюзию пространственной глубины, подобно перспективным рамам для живописных полотен. Неслучайно филенки нередко становились основой для декоративной росписи и даже сюжетной живописи.

В редких, единичных случаях большой каблук мог быть заменен выкружкой. В парадной двери дома 5 в Козицком переулке могли сосуществовать и два больших профиля: выкружка и каблук, при одинаковом малом профиле — полувалике.

В 1850—1860-х годах получил широкое распространение в дверных заполнениях четвертной вал с выкружкой. Более широко и устойчиво с середины XIX в. начинает употребляться ретроспективное повторение составного многообломного профиля XVIII в., масштабно более укрупненного. Двери с этой калевкой преобладали на строительном рынке второй половины XIX — начала XX в., включая эпоху модерна, несмотря на активное отрицание этим самобытным стилем формальных традиций классицизма и эклектики.

Большинство четвертных валов применено на обвязках, обрамляющих нижние филенки остекленных дверей (рис. 185). Некоторые из них с абсолютной точностью тождественны калевке обвязок остекления и, по всем признакам, отбирались одним инструментом. Форма валиков не стремится к приближению к четвертьокружности, все профили уплощены, но в натуре они хорошо читаются благодаря четвертям.

Четвертной вал в нижней части двери мог быть применен в сочетании с каблучковой калевкой обвязок остекления в верхней части. Валик в нижней филенке мог быть применен в комбинации с каблучком в верхней четырехчастной филенке, близкой по конструктивной структуре к остеклению.

Валик может быть накладным (рис. 185.2) в виде штапика.

Поздний классицизм в своем неуклонном стремлении к монументализации и лаконизму форм достиг максимализма в случаях, характерных отсутствием криволинейной калевки. Явление это представлено не единичным случаем, а целым рядом дверей, что позволяет выделить его в отдельный устойчивый и характерный тип (рис. 186).

Дверные заполнения в антресольных помещениях с прямоугольной профилировкой пребывают в стилистической связи с парадной дверью бельэтажа, снабженной несколько более усложненной ступенчатой калевкой (рис. 186.2),

Упрощенной может быть и профилировка парадных дверей. На двухфасадной двери фигаррейная филенка, обращенная в прихожую, может быть обрамлена криволинейной калевкой-выкружкой; прямая же филенка фасада, ориентированного в сени, обрамлена простым, бескалевочным профилем. Нередки случаи применения упрощенного профиля по периметру средниковых филенок, в то время как верхняя и нижняя филенки той же двери обрамлены традиционными криволинейными обломами.

Встречаются двери, профилированные одной лишь отживкой (рис. 186.3). Несколько более усложненные типы — ступенчатые либо с отживкой — объединяет общая характерная черта: все они лишены криволинейных обломов.

Калевки дверного остекления полностью адекватны обломам остекления оконного. В дверях выходных (на балконы, веранды, террасы, галереи, портики) калевки остекления отбирались тем же отборником, что и окна фасада, в ряду которых эти двери сохраняют номинальную непрерывность.

Типология калевок остекления первой половины XIX в. представлена двумя группами: каблук и уплощенный четвертной валик. Отживка (рис. 187) соседствует с калевкой с тыльной стороны. В сущности, ее можно рассматривать как составляющую часть отборки, которая пребывает в определенных пространственных и пропорциональных соотношениях с криволинейным профилем. В XVIII в. отживка конструктивна. Незначительные толщины дверных полотен требовали некоторого утолщения, чтобы создать облом необходимой глубины и выразительности, и в то же время фальцы, держащие филенку, имели бы достаточную толщину. В первых десятилетиях XIX в., когда перемещение замково-шпингалетной фурнитуры с фасадов полотнища внутрь обвязки вызвало значительное утолщение дверей (почти в 1,5 раза) и тем самым избавило их от надобности в отживке, форма, полюбившаяся и прижившаяся, остается и продолжает сопутствовать калевке уже в качестве декоративного компонента.

Отживка в XVIII в. — это узкая полоса шириной около 10 мм. В XIX в. ее ширина увеличивается и к середине века уже может составлять около 20 мм. В сечении отживка обычно представляет собой полку с прямыми углами, независимо от размеров и даты изготовления. Однако наблюдаются исключения, и самым распространенным из них можно назвать скос с тыльной, не калевочной стороны. Эти случаи встречаются в постройках позднего ампира. В XVIII в. с этой же тыльной стороны вместо скоса встречается выкружка. Частота применяемости отживки с разными калевками различна. В сочетании с каблуком (рис. 187.2) она встречается значительно чаще, чем с выкружкой (рис. 187.1).

Нельзя утверждать, что применение отживки совсем не практиковалось в дверях жилых помещений в период позднего ампира, однако с тех пор, как она освободилась от конструктивной нагрузки и стала декоративной рамкой, ее употребление связано с художественной дифференцированностью дверей различных функциональных зон.

Отживка может быть монолитна с массивом обвязки, как и калевка. Нередки случаи отдельно изготовленных отживок и приклеенных к массиву полотна, вместе с калевкой они составляют штапик. Встречаются отживки, наполовину принадлежащие обвязке, наполовину — окладной калевке. Отживка может быть единственной декоративной деталью, оформляющей сопряжение обвязки с филенкой. В этом случае она применяется без калевки сама по себе, неся исключительно декоративную функцию, — функцию калевки. В композиции фасада дверного полотна отживка может обходить по периметру каждую филенку, включая средниковую. В конце XVIII — первой трети XIX в. появляются двери с рисунком фасадов, требующим непрерывности ее по всему периметру полотнища. К середине XIX в. такие двери снова уступают место створкам с отживкой по периметру каждой филенки.

Филенка представляет собой щит, склеенный из двух—трех досок встык с последующим размещением в обвязках двери волокнами по вертикали. Если двери не красятся, а обрабатываются под лак, текстура отдельных досок тщательно подбирается. Филенки фигаррейные применялись чаще, чем плоские. В связи с тем, что в XVIII в. толщина обвязки меньше, чем в XIX в., глубина филенки также меньше. На одной двери филенки могут быть применены как плоские, так и фигаррейные. Фигаррейные чаще верхняя и нижняя, а околозамочная — плоская. На разных фасадах филенка может быть разнотипной. Фигаррейные филенки в XVIII веке окалеваны мелким профилем. Чаще всего профилировано место сопряжения фигаррея и плоскости филенки: четверть с выкружкой; валик с выкружкой; четвертной вал; четвертной вал с одной внешней полкой; каблук с полочкой выкружка.

Последний профиль, ясный, четкий и крупномасштабный, более характерен для последней стадии развития классицизма. В период раннего ампира профиль мог отбираться также и на филеночной нише.

В XVIII в. фигаррей мог быть двухступенчатым, с перепадами, профилированными двумя различными обломами. Самый распространенный тип фигаррея в эпоху зрелого классицизма предельно лаконичен и сопрягается с пластью достаточно простым и в то же время лаконичным профилем-полочкой (рис. 188).

Прямая филенка лишена фигаррея. Самая простая из всех возможных разновидностей филенок — плоская, лишенная рельефа, рисунка, профиля — прямоугольный в сечении щит, вставляемый в обвязку.

Гофры в XVIII в. — один из самых распространенных и излюбленных приемов декорировки средниковых филенок (рис. 160.1, 160.2, 167.1, 167.4, 167.5). Развитый ампир относится к ним сдержанно (рис. 163.5), в эпоху же позднего ампира гофрированный рецидив вспыхивает с новой силой (рис. 168.6, 169.1).

В период раннего и развитого классицизма гофры вырезались на поверхности фигаррейной филенки. В 1790-х годах и в эпоху позднего классицизма гофры представляют собой декорированную накладную каннелюрированную доску, которая вставлялась в нишу, образованную перепадом между обвязкой и плоской конструкцией прямой филенки. Когда ложки расположены вплотную друг к другу, то гребни острые, когда на некотором расстоянии — усеченные.

При анализе сочетаний форм филенок и обвязочных калевок выяснилось, что самый распространенный, лаконичный и выразительный тип филенки — фигаррейный с полкой — приемлет сочетание со всеми практически типами обвязочных калевок позднего классицизма, а именно: скаблуком; каблуком с отживкой; выкружкой; выкружкой с отживкой; безкалевочным профилем; четвертным валом; выкружкой с четвертным валом. Профилированные фигарреи XVIII в. сочетаются с усложненной профилировкой обвязок в два, а то и в три облома.

В середине XIX века усложнившемуся профилю филенки может сопутствовать простая калевка обвязки.

Фигарреи с выкружкой, захвативший как завершающий этап развитого классицизма, так и ранний период позднего, одинаково успешно сочетается и с простыми, и со сложными калевками.

Ниша на филенке употребляется предпочтительно с каблучковым профилем обвязки, а наплав — с выкружкой. В середине XIX в. наплав может сочетаться с составным профилем этого времени — комбинацией четвертного вала с выкружкой. Для бесполочного фигаррея возможны сочетания с любыми типами калевок. Выкружки и простые обвязочные калевки предпочитали сочетать с прямой филенкой.

Пласти филенок в рядовых домах декорировались плоскими нишами различной конфигурации, либо наплавом. В эпоху раннего и развитого ампира предпочитали ниши, позднего — наплав, причем наплавы преимущественно на фигаррейных филенках, на плоских же — ниши. Прямоугольная, вытянутая по вертикали верхняя филенка — самый распространенный тип. Она по преимуществу фигаррейного сечения, реже — прямого. Прямые средниковые филенки могут сочетаться с фигаррейными верхней и нижней.

Околозамочный средник может быть один, и тогда средниковая филенка отсутствует (рис. 165, 166). Часто околозамочный средник, будучи достаточно массивным, не декорирован рисунком.

В большинстве случаев прямоугольной верхней филенке соответствует прямоугольная, близкая к квадрату нижняя филенка, которая жестко ограничена в пропорциях антропометрическими условиями, В редких случаях нижняя филенка геометрически декорирована, в отличие от верхней.

Форма средников (рис. 165, 166) и средниковых филенок (рис. 160—164) сводится в основном к восьмиугольнику различных пропорций, нередко вытянутыми по горизонтали — популярными в одинаковой степени. Поздний ампир стал применять, наряду с восьмиугольными, и шестиугольные рисунки средников, вытянутых по горизонтали (рис. 165.1, 166.1, 166.4). Иначе их можно трактовать как ромб с усеченными углами. Нижняя, либо верхняя шестиугольная филенка сочетается с таким средником в ином положении: тупые углы у нее сверху и снизу.

Излюбленным приемом в эпоху позднего ампира стала филенка, примыкающая к среднику, а не отстоящая от него на величину фигаррея (около 40 мм), как это было принято в иные эпохи. В подавляющем большинстве случаев средник при этом не окалеван (рис. 162.3, 165.2, 166.4, 168.1, 168.2, 168.4, 168.5, 169.5).

Крестообразный средник, организующий четыре филенки на месте единой верхней филенки, по форме и конструкции имитирует остекление.

Шестиугольник в прямоугольнике характерен для позднего ампира. Шестиугольник совмещен с прямоугольником таким образом, что боковые углы его соприкасаются с боковыми сторонами прямоугольника. Такое совмещение, в особенности в сочетании с выпуклым, наплавным рельефом рисунка, характерно в непарадных дверях для позднего ампира (рис. 166.5). Сочетание в верхней филенке не соприкасающихся прямоугольников и шестиугольников также характерно для позднего ампира (рис. 164.6). Здесь рисунок образован, как и в первом случае, наплавом. Нижняя филенка в подавляющем большинстве случаев в это время также содержит шестиугольник. Нагромождение одинаковых фигур, в особенности когда средниковый рисунок — также шестиугольник, придает двери тяжеловесный характер (рис. 165.1, 166.1, 169.4, 170.3).

Шестиугольник верхней филенки может существовать самостоятельно, без прямоугольника. В этом случае он образован либо обычной полкой в фигаррейной филенке, либо нишей в прямой филенке. Этот рисунок также характерен для позднего ампира. Может сочетаться с шестиугольником, прямоугольником, восьмиугольником или крутом нижней филенки (рис. 162.4, 164.4, 164.5, 165.1, 165.5, 166.1).

Вытянутый по вертикали восьмиугольник — излюбленная фигура эпохи позднего классицизма. Если он, не соприкасаясь, вписан в прямоугольник, — это признак раннего и развитого ампира (рис. 161.2, 161.6, 162.6, 163.3, 163.5). Автономный восьмиугольник, не вписанный в прямоугольник, — признак позднего ампира (рис.

168.6, 169.6). Вписанный восьмиугольник верхней филенки сочетается с вписанным восьмиугольником или кругом нижней. Нижняя филенка, по пропорциям близкая к квадрату, охотно приемлет вписанный квадрат.

Общий вытянутый по вертикали восьмиугольник во всю высоту дверного полотна как бы разрезается средником. Рисунок геометрической фигуры образован в большинстве случаев нишей. Средниковая фигура — восьмиугольник. Это явление характерно для позднего ампира (рис. 165.2).

Прямоугольная верхняя филенка с усеченными нижними углами — признак позднего ампира (рис. 164.1).

Особый случай — скругление средней части верхнего и нижнего торцов верхней филенки (рис. 163.1). Она образована нишей и вписана в прямоугольник. Нижняя филенка практически таким скруглениям не подвержена. Средниковая фигура — правильный восьмиугольник с вписанным кругом, характерна для развитого классицизма.

В самостоятельный тип можно выделить дверные полотнища с верхней филенкой и верхним средником. Верхний средник — деталь конструктивная, но он определяет многочисленную группу художественной типологии дверных заполнений (рис. 167—170). При этом верхняя филенка может обладать любым характерным для своего времени рисунком и сечением. Венчающая филенка, незначительная по размерам и в большинстве случаев вытянутая по горизонтали, принимает разнообразные формы: стрелу, овал, восьмиугольник, шестиугольник, прямоугольник, полукруг и пр.

У верхней филенки может отсутствовать рисунок. Это группа дверей с филенками прямого типа. Среди них — двери антресолей, жилых или подсобных комнат. Иногда при этом декорируется нижняя филенка, значительно чаще — средник.

Обычно двери членились средником на высоте около 90—100 см от пола, таким образом двери, даже самые небольшие по высоте (170 см), за редким исключением членились на две неравные части: верхняя филенка оказывалась больше, чем нижняя.

Восьмигранную среднюю (замковую) филенку в двухстворных дверях делали при значительной высоте двери. При высоте двери около 2 м и восьмигранной равносторонней средней филенке нижняя и верхняя филенки должны быть равными по высоте.

В эпоху классицизма делали и более высокие двери с равными верхней и нижней филенкой, что повышало место установки внутреннего замка и соответственно дверной фалевой ручки.

В наплавных филенках острые углы наплава не допускались. Профилировка была простой, двух типов: фаска и скругление. Фаска не под углом 45° к граням филенки, а составляет с филенчатой пластью тупой угол.

В эпоху развитого ампира самый распространенный тип профилировки плинтуса — выкружка — употребляется независимо от типа обвязочной калевки. Сочетание большого профиля наличника «каблучок» с каблучком обвязочной калевки крайне редко в эпоху зрелого классицизма и характерно скорее для позднего ампира и для конца XVIII в., художественные принципы которого стали ретроспективно повторять в 1830—1850-е гг.

Обвязочному каблучку без отживки сопутствуют плинтусы, по преимуществу венчаемые каблуком или валиком, однако считать это сочетание устойчивым на протяжении всего позднего классицизма нельзя, т. к. безотживочный каблук обвязочной калевки — явление, характерное для позднего ампира, когда каблук и вал плинтуса, в подражание плинтусам XVIII в., стали употребляться по преимуществу.

В эпоху развитого и зрелого ампира часто обвязочная выкружка, профиль весьма сухой, сочетается с еще более сухим и лаконичным профилем малой отборки наличника: полочка, четверть, фаска. При этом большой профиль наличника, как правило, — выкружка.

Упрощенным непрямолинейным типам обвязочных калевок вовсе не сопутствуют такие же упрощенные профили других элементов, хотя в определенном числе случаев они встречаются, например, малый профиль наличника. Значительный процент в группе сопутствующих простым обвязочным калевкам занимает наличник желобкового типа, могущий быть скошенным либо окалеванным. Филенки при этом — прямого, безфигаррейного типа, т. е. тоже упрощены.

Обвязочной калевке «четвертной вал с выкружкой» середины XIX в. сопутствуют обычные ампирные плинтусы, наличники и филенки, несколько огрубленные.

В XVIII в. усложненным формам обвязочных отборок соответствуют не менее сложные профили наличников и фигаррейных филенок.

Глухие фрамуги интерьерных парадных дверей изготавливаются из дерева. Они филенчатые, с членениями и рисунком, соответствующим дверным. Способы крепления: 1) на гвоздях, шурупах, задвижках; 2) на импостах.

Наличники дверей, как правило, деревянные. Конструкции наличников деревянных: 1) вырезаны в коробке и монолитны с ней; 2) изготавливаются отдельно и прибиваются костыльковыми гвоздями, либо приклеиваются. Наличники соединяются по углам «в ус». Ширина наличника масштабна размерам двери. Ширина, толщина и форма наличника зависит от масштаба проема, места и времени его применения. В деревянных стенах наличники применяются с обеих сторон стены. В подсобных помещениях (чуланы, коридоры, чердаки, кладовые, ретирады), а также при неокантованном срубе наличники могут отсутствовать.

В каменных домах деревянные наличники применяются со стороны помещения, в которое коробка обращена одной из боковых плоскостей. Они применяются только при размещении коробки в четверти на углу ребра проема. При закладных коробках, устроенных не в четверти а также прислонных, примыкающих к каменным фальцам, деревянные наличники устраиваются в тех случаях, если откосы обшиты щитовыми коробками.

В интерьерах наличники изготавливаются из дерева, реже из гипса и искусственного мрамора. Наружные наличники в деревянных неоштукатуренных стенах, реже в оштукатуренных и каменных — деревянные. Наружные наличники каменных домов — из естественного камня, кирпича или штукатурные.

Деревянные наличники крепятся к коробке коваными костыльновыми гвоздями, либо гвоздями с плоскими шляпками, вбиваемыми в тонкие сечения наличника. Со стороны открывания полотнищ наличники крепятся на расстоянии 10—15 мм от края, чтобы разместить в зазоре полушарнирные петли. В XVIII веке зазор не делали, место для более мелких шарнирных петель вырезали в наличнике. С обратной стороны стены кромка наличника установлена заподлицо с коробкой. С полом и плинтусом наличник обычно сопрягается посредством тумбы, особенно в парадных комнатах. Тумба схематически и упрощенно следует профилю наличника. Учебные источники XIX в. рекомендуют делать тумбу и плинтус одинаковой высоты, в натуре это соблюдалось не всегда.

Наличник с тумбой соединяются, как правило, впритык, однако встречаются сложные соединения, например крепление в ласточкин хвост или в сковородень. Тумба во втором случае не крепится к коробке гвоздями.

При двойных дверях наличники обязательны с обеих сторон стены. Материалом для изготовления деревянных наличников служит тот же материал, что и для дверей, обычно это сосна (ель), реже — дуб.

Наличники кирпичные и из естественного камня изготавливаются из простого, тесаного, формованного кирпича, либо естественного камня. Штукатурные, гипсовые и искусственного мрамора наличники тянутся шаблонами по маякам. Штукатурные и гипсовые затем окрашиваются, искусственный мрамор шлифуется. Эти типы наличников в деревянных домах получают предварительную подготовку дранкой и войлоком по дереву, в каменных наносятся непосредственно на лицевую поверхность кладки.

Общераспространенное мнение, что наличник предназначен закрывать щель между коробкой и стеной, не всегда правомерно. Ширина бруса коробки составляет 16—20 см, в то время как ширина наличника редко превышает 14 см. Основной функцией наличника можно считать декоративное обрамление дверного проема.

Тумбы прибиваются после настилки пола и установки наличников.

Самым распространенным в первой половине XIX в. был тип наличника с лекальным выпуклым рельефом мысика. Выступающая часть наличника XVIII в. (мысик) достаточно глубока (50—60 мм), его сечение криволинейно, движение формы направлено в сторону от дверей. Профилировка сложна, активна и громоздка, тяготеет к тяжеловесным формам рококо. В 1850—1860-х годах делались попытки ретроспективно повторять формы XVIII в., однако наличник этого времени сочетает в себе структуру и типовой набор элементов позднего классицизма, и только валиковая выступающая часть, пассивная, нединамичная, но в то же время вздутая полувалом, является схематической трактовкой оплывших амфорных форм наличников XVIII в..

У ампирных наличников вершина мысика плоская (рис. 189—195). Она сопрягается с узкой в сечении частью мягким переходом с помощью крупного профиля, чаще выкружки (рис. 189, 191, 193). Переход узкой в сечении части к поверхности коробки осуществляется плавно, с помощью нисходящего профиля, в большинстве случаев это уплощенный четвертной вал (рис. 190), либо каблучок (рис. 189, 191, 192) (по размерам и форме они близки к калевкам оконных заполнений этого времени). Нередко малому профилю ампирных наличников сопутствует отживка, которая редко встречается на наличниках XVIII в. Функция ее здесь исключительно декоративна (рис. 191, 192). Малый профиль для всех типов наличников стереотипен и представлен, как правило, одним из двух обломов: каблучком или четвертным валиком. Реже можно встретить фаску (рис. 193, 195), четверть (рис. 194), четвертной вал с выкружкой, выкружку. Для раннего ампира более характерен каблучок, в позднем ампире возможны различные варианты, но преимущество отдается четвертному валику.

Тыльный уголок мысика ампирного наличника может быть смягчен профилем: чаще всего выкружкой (рис. 190), но встречаются и каблучки (рис. 191), реже валики (рис. 192), а в эпоху позднего ампира — фаски (рис. 189). Отсутствие четверти у мысиковой плоскости более характерно для позднего ампира (рис. 193). Такой тип широко бытовал и в 1850— 1860-х годах.

Лотковый тип наличника встречается редко, в период раннего ампира, однако типологические разновидности вероятны для всего периода позднего классицизма (рис. 192).

В отдельную, численно сравнительно небольшую, но вполне автономную группу можно выделить наличники с большим мысиковым профилем, представленным каблуком, осуществляющим плавный пластический переход от мысика к узкой в сечении части (рис. 190). Реже встречаются валики (рис. 194). Чрезвычайно редки ступенчатые наличники — они обрамляют двери в простых, функционально второстепенных помещениях (рис. 195).

Отдельную самостоятельную группу составляют желобковые наличники с мысиком-полочкой. Упрощенная типологическая схема может быть представлена наличником, у которого два простых мысика (рис. 196, 197). Тот из них, который примыкает к двери, может декорироваться малым профилем, и тогда смежный с ним мысик можно трактовать как отживку (рис. 198). Простые типы наличников применялись не только в функционально второстепенных помещениях. Предельная лаконичность форм позднего классицизма допускала наличники такого типа и в бельэтаже (рис. 199).

Наличник дощатый мог быть применен на парадной двери со стороны коридора. Со стороны парадного помещения (залы) у той же двери — другой, более сложный мысиковый наличник. Такие ситуации не стереотипны. Обычно наличники одинаковы, либо различаются в меньшей степени.

На рубеже XVIII—XIX вв. при отделке дверей был широко распространен прием обрамления проемов (как дверных, так и оконных) декоративным бумажным бордюром. Бумажная полоса шириной около 14 см наклеивалась на стену по периметру вплотную к наличнику. Прием этот применялся в тех случаях, когда стены оклеивались обоями, чаще однотонными либо с неактивным, простым орнаментом.

Сосновые двери в большинстве своем окрашивались после обработки поверхности олифой масляной краской за два—три раза. Встречаются случаи дифференцированной окраски, т. е. часть деталей окрашена одним колером, другая — иным (рис. 200, 201). Дубовые и фанерованные двери покрывались прозрачным лаком. Бывают случаи, когда внутренние сосновые двери окрашены масляной краской, а наружные, идентичные им по формам дубовые, — покрыты лаком. Сосновые двери также могли покрываться прозрачным бесцветным лаком. При этом встречаются случаи, когда поверхность двери предварительно фрагментарно обрабатывали морилкой, формируя определенный геометрический рисунок (рис. 202).

Щитовые двери устраиваются в подсобных, второстепенных помещениях; на чердаках, в подвалах, в чуланах, в ледниках, конюшнях, амбарах, реже в жилых комнатах. Щит выполнен из вертикально ориентированных досок на шпонках.

Соединение отдельных досок продольными кромками осуществляется встык, в четверть, в шпунт (гребень), в рейку и в потайной шип. Самое распространенное соединение — в четверть. Доски отфуговывают, плотно сжимают, выравнивают, затем отбирают нагродные шпунты глубиной от 1/2 до 1/4 толщины досок. Нагродный шпунт по сечению соответствует утопленной части шпонки, т. е. имеет форму сковородня. Помимо этого, по длине он клиновиден, утоняется в одну сторону. Шпонки изготавливаются длиннее ширины двери — для подгонки. Если материал сырой, по мере его высыхания шпонку подбивают. После подгонки дверей и их остружки шпонки обрезают, а по краям шпонки могут врезать нагеля. Для удобства эксплуатации шпонку обрабатывают фасками.

Важным условием изготовления наружных щитовых дверей является их тщательная остружка, чтобы влага не задерживалась в микрорельефе и не разрушала дерево. С этой же целью шпонки также устраивались на внутренней стороне полотна.

Плотницкие двери, связанные в наконечник, применяются, в основном, в качестве наружных. В торцевых кромках сплоченных щитов отбирается гребень, а в наконечнике — паз, затем их склеивают. Наконечник может быть соединен со щитом при помощи шипов, выбранных на отдельных досках в торцевых кромках, которые вставляют в проушины или гнезда наконечника. Чтобы соединение не было видно на продольных кромках двери, концы наконечников соединяют с вертикальными досками двери в ус, косым прирубом в ус, либо замком потемочным в ус.

Когда щит состоит из обвязок и заполнения, причем вся конструкция представляет плоский щит, то такая конструкция щита называется «в раму». Такие двери могут иметь средники, как горизонтальные, так и вертикальные. Конструкция щитов тождественна филенчатой с той только разницей, что филенка не заглублена относительно обвязки, а заподлицо с ней, образуя ровную плоскую поверхность.

Щитовые двери «в елку», как и наплавные, делаются с целью предупреждения промерзания. Дверной щит обшивается березовыми, ольховыми или липовыми планками (клепками) по диагонали.

В остекленных дверях стекло обычно монтируется на месте верхних филенок (за исключением, так называемых французских окон). Остекление дверей парадных комнат в наружных стенах, как правило, повторяет оконную расстекловку, а потому характерно для рисунка оконных переплетов своего времени.

Двери, освещ


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.