Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-06-24 | 24 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Впервые упомянут в летописи под 1261 год в качестве архимандрита Авраамиева ростовского Богоявленского монастыря, когда великий князь Александр Ярославич и ростовские князья Борис и Глеб Васильковичи назначили его в помощь Ростовскому епископу Кириллу II (1231-1262), который к тому времени был очень стар. Св. Игнатий "бысть причетник церкви Св. Богородицы в Ростове"[151].
19 сентября / 2 октября 1262 года он был хиротонисан во епископа Ростовского. Хиротонию возглавил Киевский митрополит Кирилл III (II).
Епископ Игнатий был одним из шести иерархов, участвовавших в Соборе 1273 года[152], созванном митрополитом Кириллом III с целью поставления на Владимирскую кафедру епископа Серапиона и обсуждения церковных нестроений.
Летописи фиксируют участие еп. Игнатия в событиях, связанных с ростовским княжеским домом. В 1266 г. в костромском Феодоровском соборе он венчал костромского князя Василия Ярославича, в январе 1277 г. там же отпевал и хоронил его (уже как великого князя Владимирского). В 1269/70 году епископ Игнатий совершил предсмертный постриг в схиму юрьевского кн. Дмитрия Святославича; вероятно, он же отпевал князя в Юрьев-Польском Михаило-Архангельском мужском монастыре[153]. 9 / 22 декабря 1271 года совершил отпевание вдовы ростовского кн. Василия (Василько) Константиновича княгини Марии в основанном ею Спасо-Преображенском монастыре в Ростове. В Ростовском Успенском соборе святитель отпевал супругу кн. Глеба Васильковича княгиню Феодору (20 декабря 1273 – это было бы 2 января 1274 г.), князей Бориса Васильковича (13 / 26 ноября 1277) и Глеба Васильковича (13 / 26 декабря 1278). 31 июля / 13 августа 1278 года в Ярославском соборе Пресвятой Богородицы еп. Игнатий обвенчал дочь св. кн. Феодора Ростиславича Чёрного с Михаилом Глебовичем, кн. белозерским. В 1286/1287 году на княжеском дворе по благословению святителя была заложена церковь во имя св. князей Бориса и Глеба. В 1281/1282 году епископ участвовал в примирении ростовских князей Дмитрия и Константина Борисовичей.
|
Согласно Московской академической летописи, отразившей краткий ростовский свод XV в., незадолго до своей кончины митр. Кирилл III "по оклеветанью разгневася на епископа Игнатья и, расмотрив, пакы благослови его"[154]. Более подробно конфликт изложен в летописях, восходящих к владимирскому своду, - Троицкой и Симеоновской. В этих текстах гнев митрополита на епископа Игнатия объясняется историей погребения кн. Глеба Васильковича. Князь был отпет и погребен в Ростовском Успенском соборе. Через девять недель в полночь еп. Игнатий "изрину" тело из княжеской усыпальницы и повелел похоронить его в соборе Спасо-Преображенского монастыря, основанного матерью Глеба княгиней Марией Михайловной. Митр. Кирилл запретил свт. Игнатия в служении, поскольку тот осудил кн. Глеба прежде суда Божия и поступил "не по правилом". Можно предположить, что причиной поступка епископа Игнатия было давление на архиерея со стороны нового ростовского кн. Дмитрия Борисовича, не признававшего прав покойного дяди на Ростов и не желавшего видеть его могилу в усыпальнице ростовских князей. Дмитрий Борисович ходатайствовал перед митрополитом, и тот простил Ростовского епископа.
В 1280 году[155] епископ Игнатий побывал в Орде "за причет церковный" (по-видимому, архиерей ездил к хану Менгу-Тимуру по поручению митрополита Кирилла испрашивать ярлык Русской Церкви), при этом летопись отмечает, что это была вторая поездка святителя в Орду.
В 1280/81 году по распоряжению святителя Успенский собор в Ростове был покрыт оловом, пол вымощен «мрамором красным». В конце ноября 1281 года в Переяславле еп. Игнатий с Новгородским архиеп. Климентом и Владимирским еп. Феодором совершили отпевание митр. Кирилла III[156].
|
Согласно Житию прп. Петра, царевича Ордынского, составленному на основе местного предания, скорее всего, в конце XV века[157], прп. Петр по благословению свт. Игнатия основал в Ростове монастырь во имя св. апостолов Петра и Павла[158], после того как они явились святителю во сне.
Скончался епископ Игнатий 28 мая /10 июня 1288 года в Ростове.
Почитание
Житие свт. Игнатия, по-видимому, было написано в конце XIII века[159]. Известны 115 списков памятника[160]. Исследователи Жития отмечают, что оно лишено биографических подробностей, "написано с соблюдением агиографического канона... деятельность Игнатия охарактеризована общими чертами"[161]. Однако в тексте приведены дата и даже время кончины святителя: "В лето 6796-е преставися к Богу священноепископ Игнатии месяца маия в 28 день, в пяток, по вечерни", а также перечислены лица, присутствовавшие на отпевании. Подробно описаны несколько чудес, происшедших при погребении. Монахини Феодосия и Аксиния, а также другие молящиеся видели, как свт. Игнатий поднялся из гроба, пошел по воздуху, встал над церковью и благословил людей и город. Потом святитель "съступи над нижнюю комару, еже пред жертвенником, ту положиша тело его святое Божиим изволением". Второе чудо произошло с архим. Стефаном, который получил исцеление, прикоснувшись скрюченной от рождения рукой к телу святителя. Третье чудо состояло в том, что свт. Игнатий, словно живой, "простер руку, прият" свиток с именами всех рукоположенных им священников и диаконов[162]. Источником Жития свт. Игнатия, вероятно, послужила записка, составленная очевидцем погребения святителя[163].
Местное прославление еп. Игнатия совершилось между концом XIII и началом XV века, вероятно вскоре после его кончины. Сохранились два списка службы святому, один из которых создан, вероятно, в Ярославле[164], другой - в Переславле-Залесском[165]. Канон изобилует молениями к святому о заступничестве «от нашествия иноплеменных», что свидетельствует о составлении службы до 1380 г. Память свт. Игнатия имеется в месяцеслове пергаменной Псалтири с восследованием первой трети XV века[166], возможно связанной с Кирилловым Белозерским в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем[167].
Прославление свт. Игнатия совершилось в годы управления Ростовской епархией архиеп. Вассиана I (Рыло), вероятно между 1474 (прославление свт. Исаии Ростовского) и 1480 годами. Свт. Игнатий впервые упоминается как святой в 1480 году в «Послании на Угру» архиепископа Вассиана великому князю Иоанну III Васильевичу. Послание завершается словами: "С сим же всеми да будет милость великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молитвами Пречистыя Его Матери и святых великих чудотворцев Леонтия, и Исаии, и Игнатия, Ростовских чудотворцев, и всех святых"[168]. Очевидно, в это время был создан канон Ростовским святителям Леонтию, Исаии и Игнатию. В каноне празднование Ростовским святителям (23 мая / 5 июня (память свт. Леонтия)) уподобляется совершению памяти святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Имя святителя Игнатия встречается в месяцесловах XV века[169]. В 1563 г. царь Иоанн IV Васильевич писал митрополиту св. Макарию, что Полоцк был взят русскими войсками по молитвам в т. ч. к семи Ростовским святым, среди которых назван свт. Игнатий[170]. В Уставе служб Московского Успенского собора, составленном по распоряжению патриарха Филарета в 1621 года, на память свт. Игнатия 28 мая / 10 июня предписывалось: "Игнатию Ростовскому: благовест в лебедь, трезвон средней" (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 208). Память была исключена из числа «нарочитых» праздников между 1666 и 1743 гг.[171].
|
К началу XX в. мощи святителя почивали в Успенском соборе Ростова, в стоявшей слева от иконостаса серебряной раке, которая была сделана по заказу Ярославского и Ростовского архиеп. Арсения (Верещагина) (1783-1799). 25 апреля 1920 года по постановлению десятого уездного съезда Советов мощи святителя Игнатия вместе с мощами святителей Исаии и Димитрия Ростовских, преподобных Авраамия Ростовского и Евфросинии Полоцкой, несмотря на протесты верующих, были выставлены в центре собора, с них сняты облачения. Через неделю раки с мощами были возвращены на свои места. В том же году рака святителя Игнатия была изъята из собора. В советское время мощи святителя находились в деревянной раке в Успенском соборе (в храме богослужение не совершалось). В конце 1980-х годов часть мощей была перевезена в Троице-Сергиеву лавру, часть передана Ярославскому и Ростовскому архиеп. Платону (Удовенко). 5 июня 1999 года Ярославский и Ростовский архиеп. Михей (Хархаров) передал в Ростовский Успенский собор, где возобновилось богослужение, ковчег с частицами мощей святителей Игнатия и Исаии, а также прп. Даниила Переяславского.
|
Иконография
Иконописные подлинники второй четверти XVII - 1840-х годов под 28 мая / 10 июня отмечают две особенности изображения свт. Игнатия: его борода короче бороды свт. Алексия, митр. Московского, на голове белый клобук: "Рус, в белом клобуке, а брада аки Алексеа митрополита и короче, риза камочною статью, вохра с белилы"[172]; "сед, брада Алексия митрополита, покороче, на главе клобук бел, камка амфор, Евангелие, риза камка лазорь з белилом, испод багор…"[173]; "сед, брада короче Власиевы, клобук бел, риза камочною статью"[174]. В рукописи XVIII в., принадлежавшей Г. Д. Филимонову: "Подобием сед, брада аки Алексея митрополита, на главе клобук бел, ризы святительския камчатыя лазоревыя, исподняя багряная, в омофоре, в руках Евангелие"[175]. В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 года об облике свт. Игнатия сказано: "...типа русскаго, старец, сед, с большою бородой, волосы просты; в фелони и омофоре, на голове архиерейская шапка, в руках евангелие с подписью: Азъ есмь Пастырь добрый, и проч."[176].
Литература
Использованные материалы
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!