Роговая музыка в XIX -начале XX веков — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Роговая музыка в XIX -начале XX веков

2021-06-23 29
Роговая музыка в XIX -начале XX веков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В XIXстолетии роговой оркестр переживает периоды взлетов и падений. Императоры по-разному относились к придворным торжествам, и соответственно менялась мода на роговую музыку. Так, известное враждебное отношение Павла Iк порядкам, существовавшим при его матери, Екатерине Великой, привело к значительному сокращению увеселений: перестали звучать и роговые оркестры, ранее участвовавшие почти во всех праздниках.

Новый император Александр 1 возродил пышные придворные торжества: балы, парады, маскарады – с ними вернулась и роговая музыка. Появился и личный роговой оркестр у императора – он состоял из более чем 300 рогов (Кружнов, ч.2), а оркестры придворных насчитывали порядка 120-130 инструментов. (там же). Так, А.Л. Нарышкин возродил «музыку на воде»: как пишет в «Отечественных записках» Свиньин, «…он возобновил одну…из национальных петербургских забав – забытые, оставленные неизвестно почему… петербургские серенады, бывшие в большом употреблении в царствование императрицы Екатерины Великой. Перед домом его (что на Английской наб.) с 6 час. Вечера и до поздней ночи разъезжали на Неве шлюпки с разного рода музыкою: роговою, духовою, хором певчих с рожками, бубнами и тарелками»(Вертков, с. 36).

Такой пышный расцвет роговой музыки после запретов на увеселения Павлом 1 говорит о том, что роговая музыка в этот период своего упадка, конечно же, не исчезла полностью, а лишь сильно сократилась. Роговые оркестры звучали на домашних концертах вельмож, участвовали в местных концетах; исчезли лишь пышные, грандиозные придворные торжества и праздники. Популярность роговой музыки в правление Александра 1 стала расти. Так, к началу 19 века владельцами роговых оркестров могли стать не только представители знатных фамилий, но и выходцы из других слоев населения – купцы, помещики, провинциальные любители музыки. В книге Верткова «Русская роговая музыка» приводится такой пример: помещик П. И. Юшков устроил в 1811 году на своей даче 18 балов, шедших непрерывно один за другим; по воспоминаниям Н. И. Шенича, монахини новодевичьего монастыря и рабочие окрестных фабрик проводили все время, «…глядя на фейерверк и слушая цыган и роговую музыку» (Вертков, с. 36). Появились роговые оркестры и при ресторанах – гербергах. Например, в герберге купца Николая Гужевского «почтенные посетители могут получить стол,…а для увеселения по праздникам будет играть музыка духовая и роговая».(Вертков, с.40)

Активно продолжалась и концертная жизнь роговых оркестров. В 1801 году по случаю коронации Александра 1 были устроены большие концерты, на которых играл шереметевский роговой оркестр. В традицию вошли и концерты полковых роговых оркестров в Царском Селе и в Павловске.

Продолжали рога звучать и в постановках опер, на концертах вместе с симфоническим оркестром. Так, по сообщению «Московских ведомостей», шереметевскийроговой оркестр играл на концерте певицы Анастасии Филипповской в 1804 году (Вертков, с. 39)В концертах 1812 года известного русского пианиста композитора и дирижера Д. Н. Кашина участвовала «инструментальная», «вокальная» и «роговая» музыка. Итальянский композитор Д. Сарти также давал в Петербурге и Москве концерты с роговой музыкой. В 1811 году оратория «Освобождение Москвы» композитора С. А. Дегтярева исполнялась, помимо искуснейших певцов, оркестром, который, как говорится в «Московских ведомостях», «…составлен из огромнейшего хора музыки инструментальной, роговой и вокальной» (Вертков,с.39) Из тех же «Московских ведомостей» узнаем, что в 1814 году в доме С. Апраксина прошел концерт, на котором звучала «…кантата аллегорическая на итальянском языке под названием:«Твердость и случай», исполненная «…при многочисленных оркестрах, составленных из роговой и духовой музыки…». Этот концерт, а также концерт Дегтярева имели большой успех и были повторены.

Роговая музыка сопровождала балы и маскарады. Так, с 1808 по 1813 год в Эрмитажном театре стали устраиваться придворные новогодние маскарады, необычно декорированные художником ПьетроГонзага. Оформление заключалось в большом помосте (соединявшем авансцену с амфитеатром), на котором была устроена «хрустальная палатка». Онапредставляла собой нити из стеклянных трубочек, которые тянулись от потолка до спинок кресел. Таким образом и создавалась «палатка», внутри которой были накрыты столы для императорской фамилии и приближенных. Роговой оркестр А. Л. Нарышкина, исполнявший марши и «столовую музыку», располагался у стен театра, и, когда гасили люстры и музыканты становились невидимыми, создавалась иллюзия звучания оркестра словно «ниоткуда».(Кружнов, ч.2)

Не была забыта и традиция участия рогов в постановках опер.Например, в 1801 году в московском Петровском театре, «с большим оркестром, хорами и роговою музыкою» прошла опера Д. Н. Кашина «Наталья, боярская дочь». В постановке принимала участие знаменитая певица Елизавета Сандунова. Использовались рога и на петербургской премьере оратории Гайдна «Сотворение мира» в 1801 году, однако в данном случае рога заменили отсутствующие тромбоны (Вертков, с. 38) Отмечая функции рогов в симфоническом оркестре, Шпор писал: «Горнисты исполняли роль органа и придавали хору…большую силу и твердость. В некоторых небольших соло их воздействие было захватывающим».(Вертков, с.38) Таким образом, по данной заметке можно судить о той роли, которую играли роговые ансамбли в симфонических оркестрах при исполнении опер и балетов. Это было либо дублирование басов для усиления духовой группы, либо небольшие сольные фрагменты, создающие особый колорит звучания.

Роговой оркестр в первой четверти 19 века был популярен настолько, что не только звучал на публичных и домашних концертах и праздниках, но и сопровождал разного рода цирковые номера, демонстрации механических «диковинок». Так, в «Московских ведомостях» за 1805год содержится объявление купца Матвея Колесникова о том, что он «…в удовольствие публики, доставит разные увеселения: во-первых, на мостовых воротах ежедневно играть будет роговая музыка, а по воскресеньям и праздничным дням пускаем будет бумажный шар с парашютом, с посажением животного…» (Вертков, с.40) Также роговая музыка звучала при запуске фейерверков -например, Хр. Дерингом в Нескучном саду в 1810 году; при показе гидростатической и акустической машин ХристианаВейстера в 1812 году, причем последняя играла «разные творения Гайдена, Моцарта, Бедговена…, русские песни с вариациями» (там же) Во время пребывания вел. Князя Павла Петровича в Берлине в 1776 году был дан завтрак в Зверинце. Как сообщает газета «Санкт-Пеьербургские ведомости» за 1776 год,встреча великого князя сопровождалась «полевой» музыкой, под которой надо подразумевать роговой оркестр. (муз. Спб, с. 196).

Позднее, в 1820-х годах популярность роговой музыки несколько ослабевает. Члены императорской фамилии стали избавляться от роговых оркестров -так, рога из оркестра Александра 1были подарены им Д.Л. Нарышкину, а великий князь Константин Павлович подарил свой оркестр герцогу Саксен-Кобург-Готскому Эрнсту 1. Позднее, в 1890-х гг, эти рога вместе со стопкой нот были обнаружены композитором Н.Ф. Соловьевым в замке великой герцогини Кобург-Готской, урожд. Марии Александровны, дочери Александра 2. Император Николай 2 купил комплект рогов в 1897 году и передал его в музыкальный музей имени Александра 3 при Придворном оркестре. Ныне эти старинные рога хранятся в «Музее театрального и музыкального искусства» в Шереметевском дворце Санкт-Петербурга. (Кружнов, часть 3)

В это же время (1820-е) роговые оркестры существовали лишь в двух полках – Конногвардейском и лейб-гвардии Конном, а в 1830-х полковыероговые оркестры были упразднены.

Роговой оркестр, постепенно выходя из употребления в 1830-х гг. 19 века, перестал участвовать и в «петербургских серенадах». Одно из последних воспоминаний о рогах, звучавших над водой, относится именно к этому времени и принадлежит а. П. Керн; речь идет об оркестре Д. Л. Нарышкина: «Известная всей Европе роговая музыка была и для нас большим наслаждением…по будням же она…разъезжала тихо в большой лодке по Неве и своими чарующими звуками, далеко разносившимися по реке, доставляла удовольствие тысячам людей»(По Кружнову, ч. 4). А. П. Керн в своих мемуарах отмечает очень важное свойство рогового оркестра – масштабность его звучания; именно благодаря тому, что рога наиболее естественны и благозвучны на открытом пространстве, они становятся доступны «доставлять удовольствие тысячам людей». Наконец, громоздкая роговая музыка в 1840-х гг. уст уступила место вокальной музыке. На воде стали исполнятьсяканты, романсы, лирические крестьянские и застольные песни. Многие композиторы создавали хоровые произведения специально для исполнения на воде. Мелодии таких песен и хоров были медленные, плавные; писали хоры А. Л. Гурилев, А. С. Даргомыжский, братья Павел и Петр Булаховы. (то же) Таким образом, роговая музыка ушла из традиции петербургских серенад, которые сохранялись вплоть до 1850-х гг, но уже с другим содержанием, с хоровой и вокальной музыкой.

 

Однако традиция домашних роговых оркестров продолжала существовать, и в «Указателе жилищ и зданий» С. Аллера за 1823 год упомянуты десятки дач (на Аптекарском, Елагином, Каменном, Крестовском островах), хозяева которых имели роговой оркестр (Богданов, Кружнов, с.46). В середине 1820-х ставалась в моде и музыка на воде, и сохранилось множество свидетельств о красоте роговой музыки, оставленных такими прославленными художниками, как Глинка, Пушкин, Вяземский, Дельвиг. В это же время активно распространяется практика обучения игре на рогах, многие бывшие крепостные музыканты предлагали свои педагогические услуги через объявления в газетах. Сохранились и несколько имен капельмейстеров рогового оркестра – С. Д. Карелин, П.М. Козлов, М. Сухоруков.

Важным событием были и заграничные поездки русского рогового оркестра. Первая из них состоялась в 1817 году, когда петербургский оркестр выступил в Мангейме.В 1824 году четверо музыкантов из Императорского рогового оркестра бежали из России по вине тяжелых условий и намеревались выступать за границей квартетом. Об этом мы узнаем из лондонского журнала «Harmonicon». Трагична судьба музыкантов из оркестра графини В. Ф. Салтыковой, которые, будучи обманутыми и ограбленными своим антрепренером И. Н. Унтермарком, после гастролей вынуждены были скитаться по Европе. В Россию вернулись 17 из 23-х музыкантов, которые устроились в Петербурге на службу в Театральную дирекцию. Сохранилось прошение оркестрантов к директору Императорских театров А.М. Гедеонову, в котором музыканты рассказывают о своих злоключениях и просят о трудоустройстве в Театральную дирекцию. Стоит сказать несколько слов о выступлениях рогового оркестра Салтыковой. Капельмейстером оркестра служил П. М. Козлов; музыканты посетили Англию, Францию, Австрию, Данию, Пруссию, Бельгию, Саксонию. Сохранились восторженные отзывы таких критиков, как Ф. Фетис и Э. Ганслик. Известна полная программа лондонского концерта 1830 года: в первом отделении звучали увертюра к опере «Калиф Багдадский» Буальдьё, Русская мелодия с вариациями, Русская песня; во втором отделении – увертюра к опере «Похищение из сераля» Моцарта, опять же Русская мелодия с вариациями и Русская песня (но уже другие), Полонез Юлия Мюллера. Третье отделение состояло из Русской мелодии с вариациями, Русской песни и AndanteиRondoМюллера. Известно, что Русские мелодии с вариациями были исполнены на свирелях, а русские песни – вокалом с аккомпанементом кларнета. (Богданов, с. 158-163)

Познакомившись с роговым оркестром благодаря его заграничным гастролям, иностранные композиторы начинают вводить рога в свои сочинения. Так, рога включены в партитуры кантаты А.-Ф. Анакера, оперы Д.-Ф. Обера «Лесток».

Если императорские роговые оркестры перестали существовать в конце 1810-х гг, то в провинции процесс «вымирания» роговых оркестров затянулся до 1840-х гг. В периодической печати за это время встречаются лишь единицы упоминаний о роговой музыке. Интересны воспоминания А. П. Керн, которая описывала один из немногих оставшихся в 1830-е годы роговой оркестр. Он принадлежал Д. Л. Нарышкину и сохранял до последнего традиции «музыки на воде». В воспоминаниях О.А. Пржецлавского роговая музыка Нарышкина названа «отжившей свой век» (Вертков, с.56-58). Это доказывает нам, что данный вид музицирования к 1840-м годам практически сошел на нет.

Второй взлет в своей истории роговая музыка переживает в 1880-е. По инициативе принца Александра Петровича Ольденбургского при Музыкантском хоре в 1882 году был организован, помимо симфонического, и роговой оркестр. Сам император Александр 3, в правление которого произошло данное событие, еще будучи цесаревичем мечтал о воссоздании роговой музыки. Опираясь на очерк об истории рогового оркестра Гинрихса и по образцу двух рогов, найденных в музее Преображенского полка,мастер Федоров изготовил комплектиз 65 рогов. Новый оркестр разучил произведения, например, гимн «Боже, царя храни!», хор «Коль славен» Бортнянского, хор «Славься!» Глинки, песни Мендельсона и др. Впервые роговой коллектив прозвучал в 1883 году в помещении Музыкантского хора на Екатерининском канале;на концерте присутствовал известный дирижер Э. Направник. (Кружнов, ч.3)Оркестр звучал при коронациях Александра 3 и Николая 2, выезжал в Гатчину, Павловск, Петергоф, играл в опере «Жизнь за царя» вместе с хором «Славься!»(Кружнов, ч.3). В правление Николая 2 к оркестру было добавлено еще 37 инструментов, изготовленных тем же мастером Федоровым. В последнее десятилетие 19 века роговая капелла в основном сопровождала придворные церемонии, и лишь изредка выступала в публичных концертах, например, в Петергофе, Ораниенбауме или в Народном доме императора Николая 2, в котором роговой оркестр прозвучал в последний перед многолетним перерывом раз, в 1915 году. (кружнов, ч.3)

В 20 столетии были попытки возрождения роговой музыки, однако они оказались безуспешными. Первая попытка относится к 1964-65 годах. Музыканты-энтузиасты решили воспользоваться рогами из Музея музыкальных инструментов, но старинные рога были не приспособлены для исполнения и испорчены временем. Другая попытка состоялась в начале 1990-х годах по инициативе композитора Олега Каравайчука и дирижера Георгия Страутмана. Музыканты вновь воспользовались рогами Музея, ведь опыта изготовления рогов в 20 веке еще не было. Энтузиастам удалось исполнить и записать несколько несложных пьес, но дальше этого дело не пошло. Однако и эти попытки являлись важными, подготовив почву для возрождения рогового оркестра уже в 21 веке.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.