Возникновение рогового оркестра. Распространение в 18 веке — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Возникновение рогового оркестра. Распространение в 18 веке

2021-06-23 132
Возникновение рогового оркестра. Распространение в 18 веке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1

История рогового оркестра

Глава 1

История рогового оркестра

Возникновение рогового оркестра. Распространение в 18 веке

«Нигде кроме России неизвестная и несуществующая роговая музыка в своем роде … единственна и особлива», - так сказал о роговом оркестре автор первого труда о ней, Иоганн Христиан Гинрихс. И действительно, ни одна страна до сих пор не имеет своей роговой капеллы, которая, как и 300 лет назад, остается достоянием русской музыкальной культуры. Несомненно, данный музыкальный феномен был возможен благодаря традиции пышных, роскошных торжеств в императорском дворе и у вельмож 18-19 вв, а также в условиях крепостного права, когда малограмотного крестьянина можно было обучить игре инструменте, издающем одинзвук.

Предшественником музыкального рога был рог охотничий. Они также изготавливались из меди и, либо копировали форму рога животного, либо имели вид свернутой в круг трубки, подобно валторне. На охоте использовался особый код звуковых сигналов. Позднее охотничьи рога стали использовать как музыкальные инструменты в ансамблях. Так произошла валторна. Однако, охотничьи рога кроме охоты использовались в художественных целях – рога настраивали в разных тонах и объединяли в ансамбли. Звучание таких охотничьих «оркестров» было нестройным, т.к. инструменты были «такими, какими выходили из рук медника: одни были целым тоном выше, другие – ниже» Гинрихс, Вертков, стр 11. Таким образом, проблема первоначальных роговых оркестров заключалась в настройке каждого отдельного рога. Такой ансамбль охотничьей музыки имел Семен Кириллович Нарышкин, гофмаршал императрицы Елизаветы Петровны; именно он распорядился «согласить у своих охотников все рога в стройность», то есть идеясоздания роговой музыки принадлежит Нарышкину. За выполнение приказа в 1751 году принялся знаменитый чешский валторнист Ян-Антон Мареш, служивший в то время в придворном оркестре (время службы 1747-1792 гг).Созданный ансамбль состоял сперва из 16 рогов, разделенных на 2 группы –однаа из них быал настроен в ре-мажорном трезвучии, а другая – в ля-мажорном, с октавным удвоением.Позднее количество рогов увеличилось до 24 и настройка стала хроматической. Ансамбль также включал 12 валторн по 2 трубы и по 2 почтовых рожка, а также ударные инструменты, изобретенные Марешем. Они представляли собой барабаны с 4 колоколами, подвешенными внутри. Эти барабаны издавали тоническое и доминантное трезвучие. Рога, усовершенствованные Марешем, были сделаны из листовой меди и имели мундштуки, сходные с валторновыми.

   Особенность рогового оркестра заключалась в том, что каждый рог издавал звук одной высоты, что создавало определенные трудности в управлении оркестром. Капельмейстер дирижировал, отстукивая ритм палочкой. Сложность игры в роговом оркестре заключается и в том, что на протяжении всего произведения музыканту необходимо следить за паузами, сильно концентрируя внимание, что вызывало большое утомление.

    Когда Нарышкин приказал Марешу заменить платных валторнистов своими крепостными, Мареш решил выйти из положения, исполняя музыку без валторн, только на рогах. Идея Мареша не была одобрена Нарышкиным, и музыканту пришлось создавать оркестр втайне. Спустя некоторое время роговой оркестр Мареша продемонстрировал Нарышкину 2 маленькие трехголосные песни, собственного сочинения (Мареша). Музыка рогов вызвала восхищение у Нарышкина и его гостей; как пишет Гинрихс, «…с того времени положено было, чтобы роговая музыка играла одна без помощи других инструментов» (кружнов ч.1);после такого успеха чешский валторнист мог свободно заниматься усовершенствованием своего оркестра. Теперь он состоял из 36 рогов и исполнял более сложную четырехголосную музыку, а также переложения популярных произведений – оперных арий и увертюр.Это было возможно и благодаря выдвижным муфтам и клапанам на рогах, позволяющим точно настраивать инструмент и издавать на нем уже не один, а два звука.

   Когда в 1752 году на охоте императрица Елизавета Петровна услышала дотоле неизвестный роговой оркестр, она выразила желание приобрести таковой, а Мареша назначила руководителем оркестра. Так возник Придворный роговой оркестр, просуществовавший до 1820-х гг. (Кружнов, 1) С этого момента среди знати стремительно нарастает мода на роговые оркестры. Так, «охотничью музыку» содержали Н.П. Шереметев, Потемкин, камергер Ф.Ф. Вадковский, С.К., А.Л. и Д.Л. Нарышкины, Г. Орлов, П.П.Бекетов, К.Г. Разумовский, А.С. Строганов, К.П.Романов – фамилии все хорошо известные и принадлежащие людям из высшего света. Но и местная знать не отставала от столичной моды: роговые оркестры были во Владимире (у князя Долгорукова), Николаеве (у адмирала Языкова), в поместье Романово(у графа Ильинского), в Воронежской губернии(у графа Девнера), Саратове (у вице-губернатора Никулидзева), Арзамасе и Костроме. (Вертков, с.43-45). Роговые оркестры имелись и в гвардейских полках – Егерском, Конногвардейском, Преображенском.

 Информацию о широком распространении роговой музыки в 18 столетии дают объявления из газет того времени – Санкт-Петербургских и Московских «ведомостей». Именно благодаря этим источникам исследователи установили множество музыкальных событий, в которых участвовал роговой оркестр(например, торжества в годовщины побед, на масленице, в честь высочайших особ и т п); об этих празднованиях будет сказано ниже.

    Впоследствии рога были усовершенствованы: для точности настройки Мареш изобрел подвижные медные муфты, надеваемые на раструб рога, что позволило менять его длину и, соответственно, тон.Трехоктавные оркестры уступили место четырех- и пятиоктавным. К 1795 году роговой оркестр насчитывал порядка 90 рогов и 40 музыкантов.

Трагичны те страницы истории роговой музыки, которые повествуют о том, какой ценой добивались «чудесного» звучания роговой музыки. Исполнителями на рогах становились крепостные люди и солдаты, которые в буквальном смысле муштровались для достижения красивого звучания оркестра. А игра на рогах требовала огромного напряжения – как внимания, так и легких. Часто у музыкантов возникали легочные заболевания, и ослабленный организм угасал от чахотки. Нередко музыкант с детства на всю жизнь становился исполнителем одной ноты на одном и том же инструменте; в связи с этим часто приводится воспоминание графа В. А. Соллогуба о том, как в полицейском участке задержанные музыканты заявили: «Я нарышкинский Ц» и «Я нарышкинский Фис». До какой степени человек терял самосознание, чтобы отождествлять себя с нотой!

Однако не следует считать единственно верным мнение о том, что искусство роговой музыки появилось в России, как пишет искусствовед Ю. Кружнов, «благодаря крепостному праву, ибо оно требовало муштры и изнурительных тренировок, а это с бесправными людьми только и было возможно». В 19 веке появлялись и добровольно созданные роговые оркестры, что подтверждает несостоятельность вышеприведенного утверждения. (Кружнов, ч.2)

На первых порах «охотничьямузыка» была прерогативой царского двора. Роговой оркестр сопровождал пышные торжества,звучал на коронациях, именинах царственных особ, праздниках. Так, в 1763 году на масленицу была устроена «Дианина гора» на санях, запряженных волами – грандиозное сооружение в виде горы с деревьями и чучелами лесных зверей. Среди них и  был спрятан роговой оркестр, игравший в течение всего времени, пока «Гора» проезжала через Немецкую слободу.(Вертков, с. 30)

К приезду в Россию прусского принца Генриха в 1770году под Петербургом были устроены иллюминации и театральные инсценировки русской и финской свадеб, а также «Дианина гора» с роговым оркестром.

  В 1773году роговую музыку в качестве сюрприза услышали воспитанницы Новодевичьего монастыря. Ученицам музыка необычайно понравилась и вызвала восторженные отзывы. Годовщина «Воспитательного дома благородных девиц» также отмечалась с участием рогового оркестра.

  Роговая музыка звучала в 1775 году на годовщину заключения мира с Портой, в 1791 году на празднике, устроенном Потемкиным в Петербурге, его же (Потемкина) оркестр играл в 1787 году в Херсоне по случаю встречи с австрийским императором Иосифом 2. Известно даже произведение, исполнявшееся музыкантами – фуга Сарти, созданная им специально к случаю.

 

Роговая музыка связана и с еще одним музыкальным явлением Санкт-Петербурга – с так называемыми «Петербургскими серенадами», во время которых устраивались концерты «на воде» - реках Неве, Фонтанке, Черной речке, Малой и Большой Невках. Невские серенады, как их еще называли, известны с 1750-х годов, когда роговая музыка только возникла, и являли собой целые театрализованные представления.Музыканты (певчие) садились в лодки – рябики или трескоты – и плыли с пением по воде летним вечером, приводя в восторг гостей своих хозяев. Например, катаясь по Неве, Григорий Орлов вперед своей яхты пускал лодку «…с сорока приблизительно молодцами, производящими музыку, какой я в жизни не слышал», - так писал Шлецер (Вертков, с.33).  Если поначалу в серенадах участвовали только вокалисты, то вскоре к ним присоединилась и роговая музыка. Звучание ее разносилось далеко на открытом пространстве, и слушать такую музыку можно было издалека, за 2-3 километра.

В екатерининское время популярность невских серенад значительно выросла, они стали уже прочной традицией, и музыка на воде сопровождала приезд иностранных гостей. Например, по словам Сумарокова, звучание «роговой и духовой музык оглашало спокойные берега» в 1796 году во время прибытия в Россию шведского короля.

Император Павел 1, сокративший пышные придворные увеселения, упразднил и серенады. Они вновь возродились уже в правление Александра Первого. Так, в «Отечественных записках» сохранились сведения о пышно обставленных серенадах Д. Л. Нарышкина, проходивших в 1822 году. Еще ранее, в 1816 году, были организованы гуляния с роговой музыкой «на воде» в Павловске, в Новом Шале. Приведем здесь и описание посланника сардинского короля Жозефа де Местра: «Порою нам встречались щеголевато украшенные шлюпки; весла на них уже убрали, и они тихо предались безмятежному течению…Гребцы затянули народный напев, меж темкак их хозяева в молчании наслаждались красотою видов…Русские музыканты, сидевшие между гребцами, устремляли вдаль шумные звуки своих рогов.Подобного рода музыка принадлежит одной лишь России» (по Кружнову, ч. 4). Легко себе представить, какое воздействие на слушателей производило мягкое, глубокое звучание роговой музыки теплым летним вечером!.. Стоит отметить, что часто роговые оркестры располагались и на берегах водоемов. Для того, чтобы удивить гостей, вельможи прятали музыкантов в помещениях на берегу; таким образом оркестр становился невидимым, а само звучание далеко распространялось по воде.

Важной областью применения роговой музыки была концертная практика. Роговой оркестр нередко сопровождал симфонический во время представлений опер и балетов, усиливая группу духовых или создавая особую тембральную краску. Так, в 1774 году в театре С. К. Нарышкина вместе с «охотничьей» музыкой были представлены опера Раупаха «Альцеста» и балет «Диана и Эндимион». «Московские ведомости» за 1775 год сообщают о том, что «рожечный звук и псовый лай, олени и другие живые звери, явившиеся на театре, производили удивительное действие». Из этой же газеты узнаем имена музыкантов, участвовавших в постановке оперы – певицы Кравлина, Санковская, Грановская и певец Кирнаков. (Вертков, с37). Известна и постановка в 1787 году в домашнем театре князя П. М. Волконского оперы Филидора «Томас Жон, или Найденыш»Как сказано в описании оперы в «Драматическом словаре», «…более придает великолепия в сей пиесероговая музыка».(Вертков,с. 38) Звучали рога и при постановке оперы-мелодрамы Я. Б. Княжнина и Е. И. Фомина «Орфей», при исполнении духовных сочинений – например, оратории Д. Сарти «Тебе Бога хвалим!» (Кружнов, ч. 1).

Знатные вельможи устраивали во дворцах специальные концерты, на которых звучал «хор роговой музыки». Так, в 1786 году на концерте венских валторнистов братьев Бек в Петербурге играл роговой оркестр Потемкина, а в 1791 году в на маскараде в доме Лиона звучали 4 оркестра, один из которых был роговой. (Вертков, с.39) Одним из видов музицирования в те времена была игра во время праздничных обедов – так называемая столовая музыка; в ней принимал участие и роговой оркестр. Так, в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1776 год часто встречаются объявления, где вместе с описанием придворного праздника соседствует и такое сообщение: «Во время стола играла Инструментальная, Вокальная, Придворная Камерная, и особо в другом подле Залы покое, духовая Музыка». (муз.спб, с.202) Надо полагать, здесь под «духовой музыкой» подразумевается именно роговой оркестр, сопровождавший стол.

Важно отметить и факт появления роговой музыки в образовательной сфере. Так, в 1783 году чешские музыканты Антон Диль и Михаил Керцелли открыли в Москве музыкальную школу, в которой помимо многих других инструментов преподавалась игра в роговом оркестре. Сам Михаил Керцелли впоследствии объявлял в Московских ведомостях о том, что он «…намерен обучать роговой музыке в течение 3 лет…»; уже в 19 столетии, в 1801 году, Иваном Комедиантовым была издана книга «Начальное основание о гармонии», в предисловии к которой автор пишет о своем намерении издать специальную роговую школу; Комедиантов называет роговую музыку «из первейших инструментов». (Вертков, с. 46-48)

 

Таким образом, в 18 веке роговой оркестр был в основном распространен в среде достаточно состоятельных людей -при дворе, у богатых вельмож и помещиков. Однако, на пышных торжествах звучание роговой музыки было доступно всем слоям населения – ведь звучание рогов разносилось на большие расстояния и на открытом пространстве приобретало особую прелесть.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.