Глава 3 Репертуар рогового оркестра — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 3 Репертуар рогового оркестра

2021-06-23 36
Глава 3 Репертуар рогового оркестра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучая репертуар роговых оркестров, необходимо отметить, что он сохранился в весьма малом количестве и составлен из разных источников. В данной работе мы опираемся на репертуар, собранный и описанный советским исследователем К. А. Вертковым. До 1937 года были известны лишь партии оркестра брата Александра I-Константина Павловича Романова. Когда композитор Н. Ф. Соловьев в 1882 году обнаружил в подвалах кобургского дворца коллекцию рогов Романова, при них лежала и «пачка нотных книжек» (по Богданову, воспоминания Штакельберга, с.168). При покупке рогов Николаем II «под личным наблюдением» герцога Альфреда Эдинбургского были вывезены не только инструменты, но и ноты. (то же, с.170)

В 1937 году среди нотных собраний Разумовского были обнаружены еще два сборника роговых партий. Основной причиной такого немногообразия роговых нот Вертков считает то, что после выхода оркестров из употребления ноты соответственно уничтожались за ненадобностью как некий хлам.

Важными источниками, по которым можно частично восстановить репертуар роговых оркестров XVIII-XX веков, являются всевозможные газетные заметки, статьи, воспоминания, в которых названы произведения, исполнявшиеся роговой капеллой. К ним мы обратимся в первую очередь.

В самом начале своего существования роговой оркестр мог исполнять самые простые пьесы, а репертуар был совсем скромным. Как пишет Якоб фон Штелин, «первое обучение этому совсем новому виду исполнения одной-единственной пьесы …стоило, конечно, особого терпения».(с.150, известия о муз. В России, по Богданову)Во время первого концерта оркестр Нарышкина исполнил сочиненные Марешем две небольшие трехголосные пьесы. Но уже через год капельмейстер создает более сложные четырехголосные произведения, делает и переложения популярных в то время авторов. Также некоторое время с Марешем сотрудничал и сочинял для рогового оркестра Иоганн Гумпенхубер, затем и скрипач Тевес(Вертков, с. 14-15; 78) Роговая музыка, набирая популярность,постепенно охватывает все более сложный репертуар; совершенствуется и мастерство исполнения. В «Известиях о музыке в России» Я. Штелина говорится о том, что «…музыканты исполняют вместе не какие-то скучные и медленные, а красивейшие полностью вновь сочиненные охотничьи пьесы, марши, арии, целые симфонии с аллегро, анданте и престо, и другие мелодии превосходной гармонии, даже различные многоголосные пьесы с тремоло и очень быстрыми руладами и пассажами…» (Богд., с 154) Штелин упоминает и роговые репетиции, во время которых музыканты «…упражняются в присутствии мастера в сложных пьесах» (то же, с.154).

К. К. Штакельберг в своих воспоминаниях также подчеркивает удивительную виртуозность рогового оркестра Мареша (Нарышкина), а также перечисляет пьесы, исполнявшиеся в то время: «Судя по дошедшим до нас нотам, исполнялись русские песни, гавоты, сарабанды, галопы, оперные номера и пр. Известный музиколог и писатель Арнольд рассказывал мне, как он …в 30-х годах прошлого столетия (XVIII -го) слышал …исполнение роговым хором увертюры к опере «Волшебный стрелок» Вебера…» (богданов, с. 166)Приезжавший в Россию известный скрипач Людвиг Шпор также указывает на искусность исполнителей на рогах. По его словам, «горнисты сыграли увертюру Глюка, при этом с такой быстротой и точностью, которая была бы трудна даже для струнных инструментов…».

Оркестр Мареша уже исполнял такие сложные вещи, как увертюры к операм Гульельми («Дезертир»), Мартини («ГенрихIV»), Гретри («Земира и Азор»), произведения Моцарта, Гайдна. (Вертков, с.80)

Музыку для роговых оркестров, переложения популярных произведений делали сами капельмейстеры; среди них сохранились имена Карла Лау, Силы Карелина, Матвея Сухорукова. Хотя музыканты и публиковали в газетах объявления о продаже роговых нот, они не указывали своего имени. Поэтому мы не можем судить, какие произведения какому композитору принадлежат. Сохранилось лишь немного подписанных объявлений(1810-1814 гг), например, капельмейстера Н. А. Фитолиума, который предлагал «симфонии, концерты, увертюры, фуги, рондо, темы с вариациями» своего сочинения и «переделанные» произведения Гайдна, Плейеля, Роде, Крейцера. Из другого объявления узнаем, что знаменитый русский пианист Д.Н. Кашин создал несколько произведений для разных составов с роговым оркестром: этоувертюра для рогового оркестра к опере «Сельский праздник», хоры с роговым оркестром «Гремит ужасный гром» и «Господь природы бесконечной», «Слава славян» для солиста, хораи рогового оркестра, а также песня «Посею ль я лебеду на берегу» для фортепиано-соло, хора и рогового оркестра. Кашиным сочинены и два полонеза для оркестра, хора и роговой музыки. (там же).Композитор Козловский, прославившийся своими полонезами, писал их и для инструментального ансамбля с роговым оркестром. Известны сочинения для рогового оркестра С. А. Дегтярева. В 1811 году прозвучала его оратория «Освобождение Москвы», с музыкой «…инструментальной, роговой и вокальной…». (вертков, с. 39). В 1814 году был дан концерт, представленный «кантатой аллегорической» «Твердость и случай», на музыку итальянских композиторов.

В концертах, данных русским роговым оркестром в 1830-1834 гг, звучали увертюры к операм Буальдье «Калиф Багдадский», Моцарта «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», Мегюля «Двое слепых», а также русские мелодии с вариациями, сочинения антрепренера оркестра Юлия Мюллера. (Вертков, с.53-54).

Появление рогового оркестра в Европе сподвигло некоторых западных композиторов создать сочинения для симфонического оркестра и рогов. Такова, например, кантата немецкого композитора А.-Ф. Анакера «Bergmannsgruss», или опера Ф. Обера «Лесток».(Вертков, с. 56)

 

Часто роговой оркестр выполнял колористическую функцию, присоединяясь к симфоническому оркестру или хору; так, известна кантата Д. Сарти «Слава в вышних Богу» для 2 симфонических оркестров, 2 хоров, пушек, колоколов и рогового оркестра; подобным образом роговой оркестр использовался в оратории «Освобождение Москвы» Дегтярева, «TeDeum» Козловского, мелодраме «Орфей» Фомина. (Вертков, с 81) Также известно, например, об участии рогового оркестра при исполнении оперы Г. Раупаха «Альцеста» в 1774 году, в театре С. К. Нарышкина (Вертков, с. 17, 37) В этом же спектакле был представлен и «преизрядный охотничий балет «Диана и Эндимион», где тоже были использованы рога. Однако, как отмечает Вертков, звучание рогового оркестра было столь мощным, что он не играл во время вокальных номеров оперы. Известны и некоторые другие постановки опер с участием рогового оркестра: в 1787 году прошла опера Филидора «Том Джонс» по роману Генри Филдинга; в 1801 году – опера Д. Н. Кашина «Наталья, боярская дочь».(Вертков, с. 38)

Прежде чем подробно рассматривать сохранившиеся роговые партии, стоит прояснить некоторые вопросы нотации роговых партий. Еще Марешем в середине XVIII века была изобретена специальная система записи партий, где ноты изображались обычным, общепринятым способом, а паузы – особыми значками. Ноты писались на нелинованном листе в одну строчку; тактовая черта обозначалась точкой или запятой. Один из известных роговых капельмейстеров, С. Д. Карелин впоследствии стал использовать пятилинейную нотацию. (Вертков, с.19-20)

 

Рассмотрим теперь исторический материал – сохранившиеся роговые партии из разных архивов и собраний. Два сборника из библиотеки Разумовского называются соответственно «Попурри из 12 разных русских песен» и «Роговой музыки разные штуки и песенки(sic)» и относятся к 1790-м годам. Система нотации – Карелина; в каждой тетради по 8 партий. Произведения часто не имеют названия, также редко указывается автор. Так, сборники Разумовского составлены из следующих пьес:

-увертюра к опере Мартин-и-Солера «Lacosarara»;

-арияПаизиелло «Nelcorpiu non mi sento»;

-9 инструментальных пьес, менуэт, рондо;

-3 марша.

-15 народных русских и украинских песен и танцев(«Била жинка мужика», «Во лузях», «Охотничья песня», «На бережку у ставка», «Казачек», «Светит месяц», «Ой посылала мене маты» и др.)

Партии романовского оркестра представляют собой тетради в 1/4 листа, всего 33 партии, из которых 4 дублетные. Каждая партия предназначалась для 2 или 3 рогов (один и тот же музыкант менял их на протяжении произведения).Благодаря надписям, сохранившимся на некоторых партиях, возможно установить время, к которому они относятся; так, партия рога E-Discanto, принадлежащая И. Г. Мартиненкову, датируется 1801 годом; на других партиях стоят разные даты – 1803, 1819, 1820, 1827года. (Вертков, с.64-65)

В партиях оркестра Романова сохранились только названия произведений; композиторы нигде не указаны. Анализ, проведенный исследователем К. Вертковым, позволяет составить список сочинений, входивших в репертуар оркестра. Приводим перечень, данный в книге Верткова «Русская роговая музыка»: -13 симфоний (в роговых партиях часто назывались «синфониями», с указаниями «бравая штука», «очень хорошая», «вроде концерта»);

           -13 увертюр, среди которых, например, к опере Моцарта «Похищение из Сераля», к опере Мегюля «Два слепых», Соколовского-Фомина «Мельник», Глюка «Ифигения в Авлиде», Буальде «Калиф Багдадский»;

            -14 номеров из разных опер («Орфей» Глюка, «Каирский караван» Гретри, «Жоконд» Изуара, «Казак-стихотворец» Кавоса, «Леста, днепровская русалка» Давыдова);

           - 6 программных сочинений (например, французская ария «Ah,vousdiraije,maman» или «Эхо»);

           - 9 инструментальных пьес;

           - 29 различных танцев (среди них менуэты, полонезы, кадрили, вальсы, экосезы, мазурки);

           - 2 попурри из танцевальной музыки (например: экосез-мазурка-по улице мостовой-вальс-казак);

           - 10 маршей;

           - 1 соната;

           - 1 концерт («Охота», программный концерт, состоящий из 18 частей: 1) Изображение утра 2) Охотничя 3) Марш 4) Охотники торопятся к позывщику… 5)Allegro 6) Перелай 7) Охотники травят 8) Гоньба гончих 9) Противная партия 10) Изображают драку…11) Охотничья пиеса 12) Переход из острова в остров 13) Галопад 14) Охотничья песня 15) Марш 16) Изображение, как с лошадей слезают 17) Охотничья песня 18) Кода);

           - 2 квартета;

           - 2 хора (культовый хор «Иже херувимы»);

           - 3 вариации;

           - 42 обработки русских и украинских народных песен. (Вертков, с.66-67)

Еще один ценный источник, с помощью которого можно ознакомиться с репертуаром роговых оркестров 18-19 веков – партия басового рога из архива А. А. Алябьева. Это тетрадь, датируемая 1792 годом, включает в себя 107 пьес, среди которых – 7 симфоний, увертюра-симфония, инструментальные произведения, танцы и вариации на народные песни.(вертков, с.78)

Несколько иной репертуар был у оркестра, возрожденного в 1882 году при Александре 3. Прежде всего, оркестр предназначался для сопровождения торжественных придворных событий, например, таких, как коронация.Следовательно, и репертуар был соответствующий – состоящий из сочинений величественного, возвышенного характера. Так, в исполнении придворного рогового оркестразвучали гимн «Боже, царя храни!», хор «Коль славен» Бортнянского, хор «Славься!» Глинки, песни Мендельсона, хор Чайковского «Был у Христа-младенца сад». К коронации Николая 2 были разучены фанфары из увертюры Чайковского «Гамлет»; в 1915 году на концерте в Народном доме Николая 2 был исполнен гимн Сарти «Тебе Бога хвалим!». (Кружнов, ч. 3)

Таким образом, обобщая рассмотренные источники (сохранившиеся роговые партии из архивов Разумовского, Алябьева, а также партии оркестра К. П. Романова) и данные различных мемуаров, записок, периодической печати, можно составить достаточно полную картину рогового репертуара 18-19 веков. Основными произведениями, исполнявшимися роговыми оркестрами, были обработки народных песен и вариации на народные темы, а также танцевальная музыка. Часто в концертах звучали сочинения известных западных (Моцарт, Гайдн, Глюк, Крейцер) и русских (Фомин, Козловский, Кавос) композиторов. Роговой репертуар XVIII - XIX веков диктовался теми целями, ради которых содержались оркестры: для сопровождения застолий и балов была необходима танцевальная музыка; народные песни в исполнении рогов на открытом пространстве оставляли у слушателей неизгладимое впечатление; торжественные церемонии императорского двора требовали помпезной музыки; полковые роговые оркестры исполняли марши. Наконец, в концертной практике вельможи могли продемонстрировать непревзойденную виртуозность своих крепостных оркестрантов и мастерство капельмейстера, исполнявших, например, увертюру к опере «Вольный стрелок» Вебера. И, конечно, неповторимый никаким другим инструментом тембр рога использовался композиторами для колористического эффекта в операх и балетах.

 

 

Интервью

-Каков репертуар современного рогового оркестра?

- Он небольшой. Чем больше музыкантов, тем больше возможность сыграть произведение.

-От состава оркестра многое зависит?

-Да, количество музыкантов; раньше ведь было от 24 по крайней мере; это 24 ноты – вот если мы возьмем произведение, разложим и посмотрим, сколько нот, там от 20 до 40, ну, может, чуть больше,45 – было бы 45 человек – каждый бы играл и все, только ноты меняй, произведения меняй.

- то есть чем меньше музыкантов, тем сложнее пьесу сыграть и тем проще она должна быть.

- Смотрите: например, 12 человек- мы можем сыграть 20 песен, а если одного убери- уже где-то 15; еще одного убери -уже где-то 8. Количество резко сокращается. Необходим полный оркестр. Например, у Потемкина до 300 человек …

- Каков нынешний состав вашего оркестра?

- Вы видели 12 человек, но надо бы, конечно, побольше народу

-А где вы набираете учеников, у вас есть учебное заведение?

-В Герцена подготавливаем сейчас, т.е. у нас есть своя студия, и кто узнает- все разными путями приходят.

-Для игры на рогах нужны сильные легкие?

-Нет, сильные легкие не нужны; наша музыка вообще противоречит взглядам устоявшимся (на игру на духовых инструментах – Е.З.) Ведь нормальный человек – это что: ему даешь духовой инструмент и он сделает что? Дунет со всей силы; как бы это логика подсказывает. На самом деле это (передувание _Е.З.) сразу вред страшный. Я проанализировал русские народные сказки, и все отрицательные герои выдавливают, выдувают (Соловьи-разбойники, Кикиморы) из себя; долго искал – а где же противоположность? А противоположность – это колокол, его держишь внутри – и появляется звучание. А колокол, рн же не меняется, не шарахается. И вот мы переходим на это. Для этого не нужны сильные легкие. Выдувать – это, как я ребятам говорю, углекислым газом играть; потому что чем больше мышц участвует, тем быстрее кислород в углекислый газ превращается; это значит, организм хочет освободиться, и вдох сделать, а надо в расслабленном таком быть состоянии,

- Как вы относитесь к тем фактам, что раньше музыканты болели, умирали от чахотки?

-Потому что они играли по-другому; вот они как раз «выдавливали», и они даже в помещениях не играли,

-Вы согласны со сравнением, что роговой оркестр – это живой орган?

-Конечно. Смотрите, есть инструмент такой – колокол; в помещениях нельзя играть, почему? Там очень много подзвуков (обертонов), и им мало закрытого пространства. Колокола звучат на звонницах, на открытых площадках. И раньше несмотря на то, что они выдували, на открытой площадке улетало все (звук), разносилось. И даже были отзывы, будто воздух «кипел», потому что такая была высокая плотность звука.

-Как вы думаете, почему роговой оркестр – это именно русский феномен?

-Во-первых, если мы посмотрим, чем же Россия-то отличается от других стран?Конечно, широтой…И какой инструмент найдется отобразить широту? Конечно, у которого вот эти обертона природные уходят вдаль. Я однажды слушал армянский дудук; я его слушал и думаю: надо же, такой малюсенький звук, а как он уходит в историю, в глубину…дудук сам-то по себе куцый, но вот разница между нами какая: дудук отображает Армению, а рог Россию отображает.Все наверное неслучайно…Вы же знаете, как звучат труба, тромбон, балалайка, скрипка – они все куцые для России, на мой взгляд. А звук рога, натуральный тон, он чем богат – у него призвуки есть, как у колоколов. И конечно же надо играть определенным принципом, не то что не передувая, не дуть вообще! Вот как мы говорим сейчас…

-А может ли человек без музыкального образования играть в роговом оркестре?

-Ну это скорее от педагога зависит, потому что надо чувствовать, по какому пути вести…нам-то пришлось пересмотреть все основы музыки! О музыке-то написано очень много; но вы не встретите книгу, которая бы рассказывала: а какая музыка нужна человеку? А сколько ее должно быть? А как она влияет на человека?

-Ну это скорее музыкальная психология…

-да, но я беру более глобальные вопросы. Мы, конечно, в этом покопались. Во-первых, в музыке есть какое-то содержание. Это охотничья музыка, она агрессию не несет, она легкая, свободная… А по длительности это где-то 3-5 минут. Это любой человек выдержит.

-

Любые произведения, но не все ложится на рога. Бывает даже приходится упрощать аранжировки, потому что засилье обертонов, оно тоже приводит к отрицательным последствиям.

-А какая сейчас используется нотация?Пятилинейная?

-Да, обычная нотация.Если один музыкант играет на нескольких рогах, то партии надо правильно скомпановать, чтобы музыкант успел поменять инструменты. Аранжировки мы сами делаем.

 

-Я пришел на завод музыкалтных инструментов в Купчино, говорю, помогите создать инструменты, они отвечают – это невозможно. Как это невозможно? Да нам, говорят, Большой театр заказывал рога – ничего не получилось. Я рассмеялся, говорю:вы же делаете сложные инструменты, а нужны-то простые! Если нам нужен простой инструмент, значит надо найти простое решение. Приехал домой, взял ватман, скрутил рожочек, и как пошел звук – такой красивый!

-Ведь есть факт о том, что в Астрахани в 19 веке были сделаны картонные рога, и значит, это не выдумка?

-да, это правда, бумага звучит, все звучит

-Отличаются ли современные рога от старинных?

-Отличаются.Я посмотрел коллекцию в Шереметьевском дворце, попробовал даже играть, там они собраны из разных коллекций, а поставлены современные мундштуки. Они все дело портят. Но есть и несколько старинных рогов (полностью, со старинными мундштуками -Е.З.) Когда я начал делать рога, я понял, что инструмент должен быть прямой. Почему? Во-первых, если он кривой, то в сторону играть не удобно; а потом я как-то аспросил у одного очень хорошего мастера: чем отличается плохой инструмент от хорошего? Он ответил: хороший инструмент создает меньше препятствий для звука. И зачем нам тогда эти изгибы?

-А у вас есть рога, которые издают не 1, а 2 звука, с клапанами?

-Вы понимаете, смысл ведь в том, чтобы сохранить натуральное звучание, все богатсьво звука. Оно исчезает, если поставить клапаны.

-Вы играете с симфоническим оркестром, в ансамбле? Какие произведения вы исполняете?

-Играем, да; например, Сарти, «Тебе Бога хвалим» на взятие Очакова. Композитор слышит инструмент, и думает, как его применить; но раньше по-другому играли, немножко давили, выдавливали., и Сарти учитывал это. Еслибы он нас услышал, он бы наверняка по-другому написал бы. Или хотя бы наш опыт; мы можем обогащать любые произведения. Вот хор звучит, ну хорошо. В этот хор добавь бас профундо – весь хор меняется, нижний голос если поставишь…Так и здесь – добавь рога,и произведение по-другому звучит.

-А современные композиторы пишут для рогового оркестра?

-Я вам такой пример приведу. Я играл в симфоническом оркестре, и у них по воскресеньям звучит прогон произведений современных композиторов, ну, студентов.И я разговорился с композитором, я спрашиваю: аты почему так пишешь?На валторне-то вот так правильнее! А он говорит: нас так педагог учит. Всех ведут по шаблону. Когда композитор пишет для рогов, надо считаться с натуральным звуком.Он – от Создателя, от природы.И нам достался Божий звук! И как мы будем им распоряжаться? Надо дорасти немножко мировоззренчески…а может и оставаться ребенком, как Господь велел: будьте как дети. То есть надо быть проще.Вот сегодня один мальчик со школы ну он настолько щепетильно и трепетно относится что вот это вот желание не ошибиться все дело испортило: он весь зажался, сковался.

- к вопросу о том, что роговой оркестр – русский феномен; вы говорили об идее соборности, заложенной в роговом оркестре

-да, при этом каждый музыкант как солист, играет 1 ноту. Мы только вместе можем создать произведение. Каждый ты как бы никто, а вместе, сообща, создаем музыку – так и было на Руси.

-Как вы относитесь к мнению, что роговой оркестр мог сложиться только в условиях крепостного права?

-Знаете, о музыке вообще очень трудно разговаривать, потому что это такой очень непростой предмет, он скорее абстрактный что ли, вот картина нарисована – не вырубишь топором, а музыка она прошла, оставила след, впечатление, ощущение, а это же субъективно. И композитор задумал одно, музыканты сделали другое, и при стечении каких-то обстоятельств, множество факторов влияет.И если разбирать глобально, надо тогда брать историю всего человечества. Я однажды наткнулся на книгу 5 века, Боэций… они же в Древней Греции рабовладельцы были, чем они занимались – философствовали, бездельничали…

-Роговой оркестр по-разному звучит в зале и на открытом пространстве?

-Ну конечно, если ты стоишь на открытом пространстве и ветер дунет сильный – звук улетит в другую сторону, Лучше, если сзади отражатель какой-либо,стена чтоб была. Не случайно в парках ракушки такие стоят. А в Москве у князя Голицына на берегу речки сделана колоннада, музыканты прятались за колонны, а звук по воде разносился. Однажды к ним какие-то женщины подошли и говорят: мы 1,5 км шли! Купаемся, услышали звуки и пошли на них -1,5 км шли! А он (Голицын) прятал оркестр, никто не знал, откуда звуки разносятся…

-Были ли в наше время попытки создать роговой оркестрзаграницей?

-ну такой-то – нет.Только альпийские рога – там до 150 человек собираются…Они и играют как на валторне, на одном инструменте можно издавать звуки разной высоты -а мы не играем обертонами, мы играем только натуральным звукомЦенность-то – в богатстве звука! Поэтому и в произведениях некоторые вещи приходится отсекать, потому что перебор звуков (обертонов- Е.З.) тоже влияет.

-То есть крастоа звучания рогового оркестра именно в этом натуральном звуке.

-Да, именно.

-Как вы думаете, в наше время возможно широкое распространение рогового оркестра?

-Ну здесь трудно сказать. Для чего нужен такой оркестр, немножко неповоротливый? Тембр- он отображает черты русского характера, Россию отображает.

-Вы исполняете духовную музыку?

-Это самое главное. Есть несколько произведений.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.