Оценка знаний с помощью тестов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Оценка знаний с помощью тестов

2021-06-23 28
Оценка знаний с помощью тестов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оценивая познания своих учеников, начинающий учитель сталкивается с двумя основными проблемами. Во-первых, какими пользоваться тестами - предполагающими однозначные ответы или же развернутые ответы творческого характера. Во-вторых, какие факторы следует учитывать, оценивая прогресс учащегося. Присмотримся повнимательнее к каждой из этих проблем.

Тесты, предполагающие развернутые нестандартные ответы. Противников у этих тестов немало. Но два главных возражения против их использования сводятся к тому, что оценка таких тестов - процесс сугубо субъективный и что они дают лишь ограниченное представление о знаниях учащихся. Противники тестов этого типа утверждают, что если один и тот же вопрос допускает несколько верных ответов, то учителю очень трудно найти объективный критерий для оценки каждого ответа. Более того, продолжают они, учитель волен посчитать ответ неправильным только по той причине, что он не совпадает с его "предвзятым мнением". Уже не раз было замечено, что одна и та же работа оценивается различными учителями по-разному. Выполнение теста этого типа занимает много времени, и поэтому на уроке можно задать лишь несколько вопросов, требующих развернутых ответов. Противники тестов нестандартной направленности полагают, что такая методика оценки недостаточно выявляет подлинное состояние знаний. Другие возражения против использования этих тестов сводятся к следующему: на оценку работы могут влиять ее внешнее оформление, почерк, личное мнение учителя о данном ученике, не говоря уже о таких факторах, как его расположение духа в данный момент, степень утомления и т. п.

У сторонников тестов, требующих нестандартных ответов, аргументы не менее веские. Они придерживаются той точки зрения, что данный тип тестов хорошо выявляет определенные мыслительные процессы. Такие, как способность структурировать, синтезировать, сравнивать, противопоставлять, интерпретировать и оценивать. К тому же тесты этого типа предполагают более активные усилия и высокий уровень знаний со стороны школьника, поскольку весь ответ он должен составить самостоятельно. Иное дело тест, предусматривающий однозначные ответы, когда школьнику предлагается элементарный выбор одного из вариантов ответа. И наконец, последний довод в пользу тестов, требующих развернутых ответов: их использование позволяет судить о способностях ученика и дает ему возможность практиковаться в столь необходимом умении, как письменное изложение своих мыслей.

Тесты, предполагающие однозначные ответы. Тесты этого типа состоят из отдельных вопросов, ответами на которые могут быть слово, буква, цифра либо иной символ. Подобные тесты получили широкое распространение.

Сторонники тестов, предполагающих однозначные ответы, считают, что они в отличие от тестов творческого типа имеют следующие достоинства. Во-первых, исключается элемент субъективности, поскольку каждый вопрос имеет только один верный ответ. Поэтому любой, кто располагает ключом к подсчету результатов, придет к одинаковой общей оценке. Во-вторых, ввиду того, что ответы на вопросы могут быть выражены тем или иным словом или символом, выполнение такого теста не занимает много времени. Тем самым в ходе урока учащимся может быть предложено большее количество контрольных вопросов, что позволяет провести широкое зондирование знаний учащихся. Объективность при подсчете результатов и широкий охват материала - вот два существенных преимущества тестов этого типа. Противники "однозначных" тестов оспаривают эту точку зрения, утверждая, что этим преимуществам приносятся в жертву многие другие важные вещи: учащийся лишается возможности самовыражения, демонстрации умения структурировать, синтезировать оценивать познавательный материал. Хотя контрольные вопросы в этих тестах могут требовать от учащегося умения оценивать, сравнивать и т. д., тем не менее тестирование на этой основе далеко уступает тестовому контролю знаний, который предполагает творческую работу со стороны учащихся.

Комбинированные тесты. Указанные подходы к тестированию знаний учащихся не являются взаимоисключающими. Тесты обоих типов могут и должны использоваться, причем лучше всего в сочетании, что позволяет сохранить присущие им преимущества. Большееколичество вопросов, предполагающих однозначные ответы, позволяет провести широкое выявление уровня усвоения материала. В то же время включение в комбинированный тест нескольких "творческих" вопросов дает возможность школьнику выразить свои мысли. Обыкновенно выбор типа теста зависит от тематического материала либо от цели, которую поставил перед собой учитель. Если задача педагога на данном уроке проверить знание фактического материала, то ученикам достаточно выполнить тест, предусматривающий однозначные ответы. Но если учитель ставит своей целью определить, как глубоко школьники поняли этот материал и могут ли применять его на практике, то более подходящим становится тестирование, предполагающее нешаблонные, творческие ответы.

Структура оценки. Один и тот же вопрос не дает покоя всем начинающим учителям: "Что следует принимать во внимание, оценивая успехи учащегося?" В значительной мере итоговая оценка знаний школьника определяется в основном подсчетом баллов за выполненные им различные тесты. Однако при оценке его познавательного прогресса следует принимать во внимание и другие факторы, такие, как качество выполнения домашних заданий, письменных и иных самостоятельных работ, а также устные ответы в классе. Поскольку объем домашних, письменных и устных заданий колеблется в зависимости от конкретного предмета и педагогических подходов того или иного учителя, то не может быть раз и навсегда установлен удельный вес каждого из этих аспектов учебной работы при выведении итоговой оценки по предмету. Скажем, на уроках иностранного языка устной работе уделяется гораздо больше внимания, чем на занятиях по химии. Следовательно, итоговая оценка выводится исходя в основном из устных ответов учащегося. Некоторые учителя усиленно поощряют внеаудиторную работу над самостоятельными заданиями-проектами, другие обходятся без этой формы обучения. Одни школьные курсы требуют проведения лабораторных занятий, другие их не предусматривают. Разное внимание уделяется домашним заданиям и т. д. В конечном итоге удельный вес каждого рода занятий определяется непосредственно самим учителем - ведь сами ситуации и постановка обучения в его классе в чем-то отличаются от того, что можно обнаружить в классах других учителей. Поэтому при выведении промежуточного или итогового балла учитель должен прежде всего принять решение относительно составляющих компонентов оценки, а затем определить удельный вес каждого из них. Поясним это на примере, который носит, разумеется, условный характер.


Djjpvj;ysrjvgjytynsbnjujdjqjwtyrb

Подобная система выведения итоговой оценки обладает рядом преимуществ, поскольку дает возможность учитывать множество аспектов учебной работы школьника. В его актив зачисляются работа в классе, выполнение внеаудиторных заданий, каждодневная подготовка, способность усваивать материал и оперировать им. Комплексный подход к выведению итоговой оценки означает, что школьник должен с большой отдачей заниматься по всем аспектам учебной работы, если он хочет получить высокий итоговый балл. Это побуждает его к постоянной активности и не позволяет ему расслабляться в ожидании проводимых время от времени тестов.

Итак, с оценкой познавательного прогресса школьников связан целый ряд проблем. Надеемся, что предлагаемые ниже рекомендации, касающиеся этой немаловажной стороны работы начинающего учителя, сберегут ему немало нервной энергии.

Общие рекомендации по оценке знаний и тестированию

Разъясните учащимся свой подход к выставлению оценок. Приступив к работе с классом и в ходе дальнейших занятий учитель должен четко разъяснить своим воспитанникам, какие моменты будут иметь существенное значение при оценке их прогресса в учении. Ему также следует обратить их внимание на значение каждого вида учебной работы при выведении окончательной оценки. Такой подход в значительной мере способствует устранению недоразумений и недовольства среди учащихся. Благодаря этому удается свести к минимуму такие, например, комментарии: "Я заслуживал хорошей оценки, а он поставил посредственно".

Разумные требования. Общеизвестно, что у некоторых учителей для получения высокой оценки школьникам приходится работать с полной отдачей. У других педагогов для этого достаточно приложить лишь минимум усилий. Одни учителя предлагают "невыполнимые", по мнению учащихся, тесты. В то же время тесты других учителей рассматриваются ими как "пустяковые". Учителя, впадающие в такие крайности, поступят вполне, разумно, если пересмотрят требования, подходы и правила, которыми они руководствуются при выставлении оценок. В любом случае достижение учебных целей должно быть для школьника трудной, но осуществимой задачей. Педагог, постоянно выставляющий низкие оценки, возможно, обнаружит, что предлагаемые им тесты чрезмерно сложны, а требования к учащимся слишком завышены, и кто знает, быть может, его методика обучения страдает явными изъянами. И наоборот, учитель, постоянно выставляющий высокие оценки, правильно сделает, если повысит свои требования и возьмется за доработку тестов. Начинающий учитель должен стремиться к достижению "золотой" середины. По мере приобретения педагогического опыта это будет ему даваться все успешнее.

Объективность в оценках. Всегда найдется кто-нибудь, перед кем учителю понадобится отстоять обоснованность выставленной им оценки. Прежде всего педагог должен быть полностью уверен в своей правоте. Совесть его будет чиста, коль скоро он опирается на объективные данные о познавательном прогрессе школьника. К ним относятся результаты тех или иных тестов, письменные работы, домашние и специальные задания. В этом случае учитель без труда сможет доказать свою правоту, если ученик засомневается в справедливости выставленной ему оценки. Бывает и так, что учителю приходится вступать в дискуссию с рассерженным родителем, действующим на основе искаженной или неполной информации, по поводу той или иной оценки, выведенной его отпрыску. В подобной ситуации педагогу достаточно предложить обратиться к объективным данным, чтобы убедить родителя в справедливости той или иной оценки.

Четкие инструкции учащимся относительно тестов. Некоторые школьники порой не справляются с учебной работой только потому, что неверно истолковывают даваемые им задания. В особенности это относится к тестам. Прежде чем класс приступит к их выполнению, педагогу следует подробно разъяснить ученикам, что от них требуется. Размноженные в нужном количестве экземпляры тестов должны сопровождаться четкими письменными инструкциями, с которыми ученики могут сверяться в любой момент выполнения работы.

Ясно формулируйте вопросы. Большая тщательность необходима при составлении вопросов к тестам. Учитель должен быть уверен в том, что его терминология понятна учащимся. Вопросы необходимо четко соотносить с каким-то одним понятием или проблемой. Следует избегать многовариантности, то есть когда учитель ожидает нескольких ответов на один и тот же вопрос, содержащийся в тесте. Такой подход лишь дезориентирует учащихся.

Основа теста - тщательно проработанный учебный материал. При проведении теста цель учителя заключается отнюдь не в том, чтобы запутать, сбить с толку или озадачить учащегося. Речь в данном случае идет об оценке его знаний, умений и навыков их применения на практике то есть всего того, что учитель рассматривает как нечто важное и полезное для своего подопечного.Несправедливо и бессмысленно спрашивать школьника по темам, о которых в классе едва упоминалось. Тот факт, что учитель уделял им весьма незначительное внимание на своих уроках, говорит о том, что он сам не придает этому материалу особого значения. Поэтому вопросы по этим темам не должны входить в тест. Исключение составляет проверка внеклассной учебной работы, например домашнего чтения.

Будьте внимательны при проведении теста. Во время проведения теста учителю не следует отвлекаться на посторонние дела. Он может в другой раз заняться проверкой тетрадей или почитать книгу. Для удобства наблюдения за учениками педагог обязан постоянно быть на ногах и прохаживаться между рядами, чтобы удостовериться в том, что они не пользуются шпаргалками. Когда учитель стоит лицом к классу, ему не составляет ни малейшего труда уловить любое движение школьника, например едва заметный поворот головы по направлению к работе соседа. Давно известна такая уловка: тот или иной хитрец задумчиво сидит за столом, подперев лоб рукой так, чтобы не видно было, куда он смотрит. Но, слегка переместившись в сторону, учитель тотчас увидит, заглядывает ли его подопечный в работу соседа или просто решил передохнуть.Другая уловка может состоять в том, что ученик часто посматривает на учителя во время выполнения контрольной работы. Он проделывает это для того, чтобы проверить степень бдительности своего наставника и убедиться в возможности безопасного списывания. Некоторые, в попытке поделиться информацией со своими приятелями, держат работы прямо перед собой, как будто они их перечитывают. Можно упомянуть и другие ухищрения, достаточно распространенные среди школьников и призванные провести учителя: написание шпаргалок на ладони, запястье или на клочках бумаги.

Многие учащиеся и не пытаются ловчить при выполнении тестов. Они возмущаются, когда другим это удается из-за беспечности учителя. Негодование таких учеников объясняется тем, что свои оценки они заслужили честным путем, тогда как некоторые их одноклассники получают такие же оценки без всякого труда. Подобное возмущение вполне оправданно.

Заранее составьте образец для проставления оценок. До того как. приступить к проверке теста, учитель должен составить образец правильных ответов на все содержащиеся в нем вопросы. Такой образец экономит массу времени при проверке работ, в особенности если тест содержит большое количество вопросов, требующих однозначных ответов. Если тест предполагает развернутые нестандартные ответы, составленный заранее образец не позволит учителю упустить из виду какие-то важные моменты и сделает проверку более объективной.

Разбор теста с учащимися. Учитель должен проверить и вернуть тесты как можно скорее. Возвращая работы, следует разъяснить, каковы должны быть правильные ответы на все вопросы. Такой подход позволяет учащимся увидеть свои ошибки и содействует усвоению учебного материала. К тому же сокращается число вопросов отдельных учеников, желающих выяснить, почему тот или иной их ответ оценивался как неправильный. При разборе теста эффективным приемом может быть привлечение школьников, хорошо справившихся с заданием: их можно попросить зачитать свои ответы вслух. Это не только продемонстрирует всему классу реальную возможность полных и правильных ответов, но и послужит стимулом для остальных при выполнении последующих тестов.

Как правило, не меняйте выставленных оценок. Добросовестный подход педагога к выставлению оценки за тест либо итоговой оценки - это нечто само собой разумеющееся. Тем не менее всегда найдутся ученики, стремящиеся всеми правдами и неправдами выклянчить более высокий балл. В этом случае, если только учитель не допустил явной оплошности, следует безоговорочно разъяснить, почему выставлена именно эта оценка. Педагог, не способный проявить твердость, когда дело касается оценок, рискует снискать себе репутацию мягкотелого учителя. Ему не будет покоя от всевозрастающего числа учеников, претендующих на более высокие оценки, чем те, которые они заслуживают.

Не позволяйте своим личным симпатиям и антипатиям влиять на оценку. Выставление оценки подвержено риску влияния так называемого "эффекта ореола". Учитель может симпатизировать своему ученику или недолюбливать его, но это никак не должно влиять на те оценки, которые он ему выставляет. Оценка призвана отражать уровень успеваемости учащегося, в этом ее единственное назначение. Преподаватель, не испытывающий симпатий к определенному ученику, может поддаться искушению снизить ему оценку, чего он никогда не сделает по отношению к тем своим подопечным, которые явно ему импонируют. Подобный подход совершенно недопустим, Когда речь идет об успеваемости, к учащимся должны предъявляться единые требования.

Регулярно информируйте учащихся об их успеваемости. Возвращая классу важный по своему значению тест, учитель должен предоставить каждому своему подопечному возможность сопоставить свою работу с работами одноклассников. Педагогу понадобится всего лишь несколько минут, чтобы представить классу общую картину распределения выставленных оценок. Для этого достаточно воспользоваться доской. Тогда каждый ученик сможет удостовериться, в какую категорию попадают результаты выполненного им теста. Проиллюстрируем это на простом примере.


Распределение оценок по категориям

Такое распределение оценок по категориям ясно демонстрирует ученику, в каком положении он находится по сравнению с остальными. Эту картину можно сделать еще более детальной и полезной для школьника, если оперировать интервалами в пять, а не в десять баллов.

Сходная процедура возможна при информировании учащихся об их учебных успехах или же при выполнении ими текущих тестов. По истечении недели или двух учитель вправе вывести каждому ученику средний балл за этот период. Затем он может отобразить на доске картину распределения "средних" оценок всего класса. Тем самым каждый получает четкое представление о своей успеваемости по сравнению с другими.

Известно, что осознание своего прогресса в учении создает побудительный стимул для дальнейших усилий по овладению знаниями, побуждает школьников не останавливаться на достигнутом, добиваться еще большего успеха или исправлять положение, Нужно предоставлять им всю информацию на этот счет, чтобы они не терялись в догадках по поводу собственной успеваемости.

Сомнения трактуются в пользу ученика. Если педагог, выводя итоговую оценку, видит, что ученик по успеваемости попадает как бы в промежуточную категорию, надо отбросить сомнения и выставить ему высшую из двух оценок. Не так уж безупречны и непогрешимы методики определения оценок и тесты чтобы можно было выявлять уровень познавательного прогресса ученика без всякого риска допустить ошибку. Такой риск всегда существует. В особенности когда успеваемость измеряется с помощью тестов, составленных начинающим учителем. Не следует забывать и о том, что некоторым школьникам невидимые глазу подспудные мелочи мешают показать все, на что они способны при выполнении теста. По этой же причине в какой-то момент может замедлиться темп его познавательного прогресса в целом, Итак, если начинающего учителя одолевают сомнения относительно "пограничной" оценки, то они должны разрешаться в пользу ученика.

Приводимые ниже проблемы, иллюстрирующие вопросы выведения и выставления оценок, в целом не представляют особых трудностей. Тем не менее они довольно часто встречаются в работе начинающего педагога.

Школьник пользуетсяснисходительностью учителей.

Хотелось бы утверждать, что с Джимми мне удалось достигнуть большего успеха, но это не так. Он учится в одиннадцатом классе, где я преподаю биологию. Это довольно бесцветная личность, средних способностей школьник, которого отличает безразличное отношение к учению. Его основное увлечение - танцы, главный интерес - девушки. Джимми весьма высокого мнения о своих способностях очаровывать представительниц прекрасного пола, у которых, кстати, он пользуется успехом. Не удивительно, что каждый вечер у него свидание с какой-нибудь девушкой.

В своем классе Джимми пользуется репутацией малоприятного и самодовольного типа. Он постоянно стремится привлечь к себе внимание и этим все время раздражает как учителей, так и своих более добросовестных одноклассников. О дурном поведении Джимми не раз приходилось уведомлять его родителей.

Но надо сказать, что мое первое впечатление о нем было довольно благоприятным. Казалось, что этот школьник искренне проявляет готовность работать на занятиях. Но прошла всего лишь одна неделя, и обнаружилась его склонность к заносчивости и нарушениям дисциплины. Я немедленно побеседовал с Джимми о его поведении, и он обещал исправиться. Чтобы пробудить у него интерес к занятиям, я поручил ему выполнять в классе ряд нехитрых обязанностей: раздавать бумагу, устанавливать необходимое оборудование, работать с фотокамерой и т. д. К сожалению, все это не способствовало его успехам в учении. Первый же контрольный тест Джимми выполнил из рук вон плохо.

Пришлось еще раз побеседовать с ним о его отношении к занятиям. Он заявил, что ненавидит биологию и другие естественные науки. Я попытался убедить его в том, какое большое значение имеют сегодня эти науки, но мои аргументы не произвели на Джимми никакого впечатления. Он упрямо заявил, что учиться не желает.

Ситуация прояснилась после консультации с моими коллегами. Отец Джимми гарантировал парню сразу по окончании школы хорошо оплачиваемую работу. Поэтому было вполне естественно, что Джимми выбрал программу обучения по наименее сложному профилю и не слишком себя утруждал. К тому же отец предоставил к его услугам свою машину. Мать Джимми также проявляла по отношению к сыну полнейший либерализм и мало волновалась по поводу его развлечений. Благодаря всему этому Джимми пользовался значительным влиянием у некоторых своих одноклассников.

Поведение его на занятиях становилось все хуже. Разными способами я все же пытался как-то увлечь парня. Стоило Джимми ответить на простейший вопрос или успешно выполнить пустяковую контрольную работу, и я не скупился на похвалу. Я поручил ему почетную роль курьера между классом и школьной канцелярией и позволил помогать мне при демонстрации опытов. Все было бесполезно. Джимми распускался все больше и больше, так что пришлось его отсадить подальше от других. Но даже это не помогло.

В очередной раз пришлось беседовать с Джимми о его поведении, и я наконец понял, почему он позволяет себе наплевательски относиться к занятиям. В ходе нашего разговора он нагло заявил: "Я начисто завалил почти все последние тесты у мистера... а он выставил мне удовлетворительные оценки. Он никого не заваливает, так что и вы не старайтесь, ведь вы у него в подчинении". Речь шла о педагоге, под руководством которого я проходил практику з школе. Джимми был прав: можно было не утруждать себя учебой, поскольку я действительно был лицом "подчиненным".

В конце концов после бесчисленных предупреждений я был вынужден отправить Джимми к директору, настолько нетерпимым стало его поведение. Парень получил выговор, и после этого у нар с ним дисциплинарных проблем не возникало. Что касается успеваемости - Джимми так и не сдвинулся с места. К его удовольствию и моему недоумению, он продолжал числиться успевающим учеником.

Учащиеся обвиняют педагога в предвзятости. Все шло гладко в начале моей работы в школе до тех пор, пока я не объявил первые зачетные оценки. На еле" дующий день в классе воцарилась не совсем обычная атмосфера. Нельзя было сказать о ней ничего определенного, но чувствовалось, что ученики явно чем-то недовольны. Они не проявляли никакого желания работать и вели себя крайне отчужденно. Я уже собирался отмахнуться от этого, как вдруг загадка раскрылась.

Сразу после звонка с урока я нечаянно услышал, как одна ученица в разговоре с подругой обвиняла меня в предвзятости. Ее слова задели меня, так как более всего я хотел ' быть справедливымпо отношению к ученикам. Я подозвал школьницу к своему столу и попросил объяснений, но получил уклончивый ответ. Я продолжал настаивать, пока наконец она не открыла причину своей обиды. Она и ее подружка в среднем успевали примерно одинаково, но вот за последний период ей выставлено в зачетной карточке всего лишь "хорошо", тогда как подружка получила "отлично". Чувство обиды усиливалось еще и тем, что подруги соперничали между собой. Обе были привлекательны, пользовались популярностью в классе и имели высокие оценки. Поскольку средний балл у обеих по моей дисциплине раньше всегда был одинаковым, у школьницы создалось впечатление, что я оказываю несправедливое предпочтение ее подруге.

Я тотчас же сверил их средний балл и оценки. Из моего журнала следовало, что обеим выставлена зачетная оценка "хорошо". Я подумал, что, возможно, одна из школьниц солгала другой, чтобы вызвать у подружки чувство зависти. Тогда я проверил их зачетные карточки. Они ясно показывали, что обе ученицы говорили правду. Одна из них действительно получила отличную оценку. Об этом казусе я решил поставить в известность своего куратора. Оказалось, он просто забыл сообщить мне о том, что исправил одну оценку на "отлично", принимая во внимание отменную работу этой ученицы еще до того, как я принял класс. Коллега предоставил мне полное право объявить перед классом, что оценку изменил именно он. Я последовал его совету, и недоразумение было устранено раз и навсегда, так как с того дня в классе не было никаких проявлений обид по поводу выставляемых мной оценок.

Школьница не согласна с выставленной оценкой.

Уже на первых порах преподавательской работы в школе я понял, что составление хорошего теста требует гораздо больших усилий, чем я предполагал. Прежде всего следовало определить состав задаваемых вопросов и упражнений. Чтобы сделать тест более разнообразным, я включил в него вопросы, требующие как однозначных, так и развернутых ответов, а также контрольные упражнения. Я решил не включать в тест вопросы с множественным выбором ответов, так как их составление требует слишком много времени. Я тщательно разобрал весь учебный материал, отбирая только то, что было необходимо для тестовых вопросов и упражнений. Наконец, последним этапом была перепечаткаи размножение теста. Процесс подготовки теста отнимал по крайней мере два-три часа.

Я приложил максимум стараний при составлении теста, тем не менее ученики совершали ошибки либо из-за неверного истолкования вопросов, либо из-за невнимательного их прочтения. В результате оценки за тест оказались ниже тех, которых можно было ожидать, а это порой служит причиной недоразумений между учащимся, и преподавателем. Именно такой случай произошел со мной во время проведения первого экзаменационного теста.

Тест состоял из пятидесяти "однозначных" и трех "творческих" вопросов. Я предполагал, что эта работа займет у моих подопечных весь урок, но тем не менее предупредил их: "Кто закончит тест раньше, пусть сдаст работу и возьмется за следующее задание".

К моему удивлению, одна из школьниц, Сьюзан, через тридцать пять минут подошла ко мне с работой. Я было решил, что у школьницы какой-то вопрос по тесту, но оказалось, что она уже все сделала. - Ты уверена, что полностью ответила на вопросы? - спросил я.

- Да,- ответила ученица и возвратилась на место.

До конца урока, который длился пятьдесят минут, лишь еще один ученик выполнил работу досрочно.

Мне было интересно, как Сьюзан справилась с тестом, и поэтому я проверил ее работу одной из первых. Она неплохо ответила на "однозначные" вопросы, но явно не совладала с вопросами творческого характера. Вместо того чтобы аргументировать свои ответы, Сьюзан ограничилась простым перечислением фактов. Поэтому за каждый из этих ответов я снизил ей оценку на пять баллов.

Через несколько дней я раздал проверенные работы. После урока ко мне подошла Сьюзан и спросила, почему я снизил ей оценку за некоторые ответы. Я ответил, что следует внимательнее вчитываться в вопросы - они подразумевают развернутые пояснения. Я спросил ученицу, видит ли она разницу между "объяснением" и "простым перечислением".

- Конечно,- ответила школьница.- Когда объясняешь - приводишь доводы, когда просто перечисляешь - доводы не нужны.

- Теперь ты понимаешь, почему я снижал тебе баллы?

Она ответила утвердительно, но ее следующее замечание доказало, что она совсем по-другому оценивает ситуацию.

- Не думаю, что вы снизили мне оценку по этой причине. Вы разозлились на меня за то, что я раньше других закончила работу!

Я заверил Сьюзан, что никогда бы так не поступил, что подобная мысль даже не приходила мне в голову.

- Я вам не верю,- отрезала ученица, повернулась и ушла.

Правда, после этого инцидента Сьюзан отказалась от подобных выходок по отношению ко мне. Я видел, что и следующий заданный мною тест, школьница закончила раньше других, но сдавать работу не спешила. Ученице явно не хотелось рисковать и навлекать на себя мой "гнев". Чего, кстати, не было и не могло быть. Во всяком случае, из-за подобного пустяка.

Ученик ищет оправдания своим действиям. Во время моего первого контрольного теста я обратила внимание на то, что Дональд буквально не отрывает взгляда от работы соседа. Естественно, первой моей мыслью было, что Дональд ловчит, чтобы заработать удовлетворительную оценку. Не обращаясь поименно, я громко попросила не смотреть по сторонам. Дональд понял, к кому относится это предостережение, и углубился в свою работу.

Меня заинтересовал уровень способностей этого школьника, и я посмотрела его личное дело. Выяснилось, что коэффициент интеллекта у Дональда составляет 115 баллов и по всем дисциплинам он занимается по меньшей мере на "хорошо". Принимая все это во внимание, я никак не могла понять, для чего ему понадобилось списывать. У меня мелькнула догадка, что он обеспечивает себе хорошие оценки нечестным путем. Другой возможной причиной могла быть элементарная лень и зависимость от соседей по классу при выполнении тестов. Я твердо решила найти объяснение поведению Дональда.

Во время следующего теста я пересадила всех учащихся и постаралась, чтобы Дональд оказался поближе к моему столу. Любое мошенничество было исключено. К моему удивлению, Дональд показал по этому тесту четвертый результат в классе. Полученный школьником высокий балл заставил меня усомниться в прежних предположениях.

Тогда я решила побеседовать с Дональдом. Я сказала, что видела, как он без конца заглядывал в работу соседа при выполнении первого теста. Дональд этого не отрицал, уверяя, однако, что он и не думал ловчить. Он утверждал, что выполнил всю работу задолго до соседа и просто сверял свои ответы из желания сделать ее безупречной. Пришлось заметить, что подобная подстраховка своей работы все же слишком напоминает обман. Я постаралась убедить его в том, что он может получать превосходные оценки и без таких сомнительных методов проверки. В качестве примера я привела результаты последнего теста, по которому Дональд занял в классе четвертое место, несмотря на то что сидел отдельно от остальных, В конце беседы я сказала ему, что, подстраховывая себя подобным образом, он уже приобрел своего рода дурную привычку, чреватую для него серьезными неприятностями в будущем. Дональд заверил меня, что постарается отказаться от этой привычки.

Чтобы помочь ему в этом, во время проведения двух следующих тестов я предлагала Дональду сесть подальше от остальных. Сумма баллов по обоим тестам была высокой: работа Дональда попала в число двадцати процентов лучших работ. При очередном тесте я оставила Дональда на его прежнем месте в классе. Лишь однажды он не удержался и заглянул в работу соседа. После урока Дональд признался, что старался изо всех сил преодолеть искушение, но чувствовал себя неуверенно. На это я заметила, что подобное чувство неуверенности будет уменьшаться с каждым последующим тестом, выполненным без привычной подстраховки.

Ежедневные контрольные проверкиповышают успеваемость. Прежде чем приступить к преподаванию алгебры, я побеседовал со своим куратором о возможности применения своей собственной методики обучения. Мой коллега практиковал объемные домашние задания, а в классе регулярно проводил устные опросы по заданиям предыдущих дней. Кроме того, по завершении каждой темы он проводил тесты, рассчитанные на целый урок. Вместо этого я предлагал следующее: в конце урока выполняется часть домашних заданий; в классе непременно проверяется предыдущая домашняя работа; вопросы, вызывающие затруднения, я разъясняю у доски. После этого проводится контрольная письменная проверка по двум или трем вопросам. Мой коллега одобрил этот план.

Я объяснил учащимся, что от них требуется. Они обрадовались, что домашние задания будут по объему гораздо меньше прежних, но были встревожены по поводу ежедневных контрольных проверок, Я сказал, что они предоставят мне возможность судить о степени усвоения текущего материала. Таким образом, станет ясно, необходимо ли отводить время на дополнительные разъяснения.

Поскольку класс еще не закончил изучение одной из глав учебника, пришлось несколько отложить реализацию задуманного мной плана. Кстати говоря, результаты теста по этой главе были весьма удручающими. Ни один учащийся не набрал 100 баллов, средняя оценка равнялась 62.

Приступив к изучению очередной главы учебника, я воспользовался новой методикой. Контрольные проверки обычно предполагали решение двух-трех алгебраических уравнений или задач разной степени Сложности. Это делалось для учета индивидуальных особенностей учащихся. Вот результаты моих нововведений:

- школьники начали готовить домашние задания гораздо более добросовестно, они поняли, что списывание не обеспечивает подготовки к ежедневным контрольным проверкам;

- во время первой же такой проверки обнаружилось, что трое учеников не сумели правильно решить ни одной задачи. Лишь четверо из всего класса верно решили обе задачи;

- результаты ежедневных тестов день ото дня улучшались. Во время четвертой по счету контрольной проверки лишь пятеро из двадцати семи учащихся не справились с задачами полностью: они решили две из трех задач;

- при проведении итогового часового теста по всей главе два ученика заслужили оценку 100 баллов, один получил оценку ниже 60, а средняя оценка класса равнялась 84 баллам. Я не могу делать каких-либо обобщений по результатам этого подхода, поскольку его применение было ограничено сравнительно небольшим сроком. Перед уходом из школы я попросил своих,учеников, не указывая фамилий, высказать письменно свои критические соображения о моей методике. Учащиеся единодушно заявили, что им нравится идея небольших домашних заданий. Семнадцать школьников, то есть подавляющее большинство, не возражали против регулярных контрольных проверок в классе, которые давали им ясное представление о продвижении в знаниях. Конечно, с выводами не стоит спешить.

Но я знаю, что продолжу разработку своей методики, как только приступлю к постоянной преподавательской работе.

Начинающий учитель разрабатывает свою систему оценок. Для меня одной из самых острых проблем во время преподавательской практики был вопрос тестирования и оценки знаний учащихся. Я слышал и читал о сравнительных достоинствах различных тестов успеваемости, но так и не пришел к определенным выводам.

Поскольку меня увлекала идея "творческих" тестов, дающих учащимся возможность самовыражения, я остановился на тесте именно этого типа для проведения первой контрольной проверки знаний моих подопечных. Результаты этого теста послужили мне суровым напоминанием о том, что я работаю с учениками средней школы, а не со студентами колледжа. Одна из ошибок состояла в том, что мои вопросы отличались крайней абстрактностью. Позднее я обнаружил, что учащиеся средней школы очень мало читают. Они заботились главным образом о механическом зап


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.