Отношение к педагогической теории — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Отношение к педагогической теории

2021-06-23 28
Отношение к педагогической теории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пожалуй, наиболее серьезную ошибку будущие учителя совершают еще до своего появления в школе: они поддаются ложному убеждению, что между педагогической теорией и практикой существует огромный разрыв. Будущие учителя нередко откровенно пренебрегают теоретическим содержанием своей профессионально-педагогической подготовки, уделяя явно недостаточное внимание практическому применению. своих знаний. И это несмотря на то, что их университетские наставники не жалеют усилий, чтобы им в этом помочь. Будущие учителя слишком редко задаются такими вопросами: "Каким образом можно применить профессионально-педагогические знания в школе? Насколько эти знания помогут мне в работе?" Вместо этого они аккуратно выполняют положенные тесты, получают за них нужные им зачетные баллы и входят в класс в качестве учителей, благополучно расставшись со "скучной теорией". Мне приходилось сталкиваться с такими людьми неоднократно. Большинство их неурядиц разрешалось с помощью элементарных вопросов: "Помните, что говорилось в курсе педагогической психологии о причинах эмоциональной неадаптивности, об основных методах ее преодоления?" или: "Не припомните ли из курса педагогического тестирования, каковы существенные признаки образцового контрольного теста?" В каждом таком случае начинающий учитель в ответ молча улыбался, затем долго раздумывал, заглядывая в глубины собственной памяти, и наконец находил подходящий вариант решения возникшей перед ним проблемы.

Во время теоретических занятий будущие учителя слушали, но не слышали того, что им объясняли. Смотрели - но так и не увидели сути. Не случись этого, они бы, несомненно, избежали многих ошибок,

Стойкость духа

Допуская время от времени те или иные ошибки или замечая, что его класс не так успешно продвигается вперед, как ему бы хотелось, начинающий учитель не должен отчаиваться. При добросовестном отношении к своим обязанностям учитель никогда не будет полностью удовлетворен своей работой. Он постарается проанализировать сделанное за день и про себя признает, что "такому-то вопросу следовало уделить больше внимания" или "разумнее было поступить так, а не иначе". В то же время учитель с удовлетворением отметит: "учеников явно заинтересовала предложенная дискуссия" или "объяснение прошло гладко". Если учитель честен перед самим собой, он непременно найдет в своей работе как слабые, так и сильные стороны. Для поддержки бодрости духа и продуктивного труда немаловажную роль играет моральное удовлетворение, а его всегда дает перевес "плюсов" над "минусами" в работе. Это чувство заставит забыть о неудачах и разочарованиях. Начинающему учителю не следует тревожиться о том, в какую сторону склонится чаша весов и чего будет больше - удач или огорчений,- при условии, что он работает на совесть. Большего от него не требуется, меньшего он себе не может позволить.

В последующих главах будут подробно рассмотрены наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются начинающие учителя американской средней школы. Некоторые справляются с этими проблемами весьма успешно, другие совершают те или иные ошибки, на которые мы уже обратили внимание. По мере рассмотрения этих проблем читатель может поставить себя на место школьного учителя и постараться в каждой ситуации найти наиболее целесообразные и оправданные педагогические подходы. И хотя каждая проблема возникает на фоне преподавания той или иной конкретной школьной дисциплины, с большинством из них начинающие учителя могут столкнуться в любом классе независимо от преподаваемого предмета.

Глава вторая. Проблемы дисциплины

Начинающего учителя всегда волнует вопрос, будет ли он в состоянии поддерживать в классе дисциплину. "Способен ли я увлечь учеников?", "Насколько я должен быть с ними строг?", "Найдутся ли в классе возмутители спокойствия?", "Если да, как мне с ними управиться?" Начинающие учителя мысленно то и дело возвращаются к такого рода вопросам.

Начало педагогической деятельности всегда связано с немалыми волнениями. Напряженное ожидание первой встречи с классом для учителя столь же естественно, как для оратора состояние тревожного возбуждения перед произнесением речи. Столь же естественным образом волнения и страхи проходят после нескольких дней преподавательской работы.

Несомненно, у начинающих преподавателей возникнет не одно затруднение. По большей части они не окажутся значительными, если с самого начала к ним будет проявлен правильный подход. Но пустяковые проблемы могут превратиться в трудноразрешимые, стоит лишь упустить момент и начать действовать вразрез с признанными принципами. Наряду с обычными заботами и проблемами, с которыми приходится сталкиваться в любом классе, учитель обыкновенно обнаруживает одного-двух учеников, требующих к себе особого внимания. Взаимоотношения с ними потребуют от учителя максимума знаний в области психологии, а также всей его изобретательности. Подобные проблемы следует рассматривать как возможность проверки педагогического профессионализма учителя, а не как источник постоянной гнетущей тревоги.

Умение начинающего учителя решать вопросы дисциплины укрепляют у него сознание удовлетворенности своим профессиональным уровнем. И наоборот, учитель, безуспешно пытавшийся сохранить в классе порядок, ощущает горечь поражения вместо чувства радости от своего труда. Без должной дисциплины в классе учителя ждет явная неудача, так как это необходимое условие эффективности процесса обучения. До тех пор пока преподаватель не установит надлежащий контроль над классом, уважения со стороны учащихся ему не дождаться, а это служит источником все новых и новых проблем. Под грузом внезапно навалившихся забот и осложнений многие начинающие учителя отказываются от профессии педагога. Кто-то уходит по доброй воле, а с кем-то решат не возобновлять контракт. В педагогической работе умение поддерживать дисциплину можно рассматривать как залог успешной деятельности учителя, его здорового эмоционального состояния наконец, возможности выстоять в жизненной борьбе.

Что такое дисциплина? Этот термин понимают по-разному. Но как правило, дисциплина ассоциируется с умением учащихся контролировать свое поведение и способами содействия этому процессу. Следовательно, дисциплину можно определить как выработку самоконтроля и правильного поведения учащегося при активной систематической помощи со стороны школы и учителя. Таким образом, мысли, поступки, эмоциональные состояния ученика должны направляться на достижение надлежащих целей. Необходимо также согласие ученика на активное сотрудничество, а это требует самоконтроля, иными словами, готовности делать не только то, что интересно, но и то, что воспринимается как нечто скучное и ненужное.

Наилучший вариант самоконтроля основан на понимании и добровольном принятии учеником определенных ценностных установок. Он, например, живо участвует в занятиях на уроке, так как они его интересуют или благодаря тому, что он сознает познавательную ценность изучаемого предмета. Он соблюдает на уроке соответствующие правила поведения, ибо понимает, что это в его интересах.

К сожалению, учащиеся вследствие своей социальной незрелости не всегда могут выбрать правильную линию поведения. В этом случае требуется вмешательство со стороны, чтобы стимулировать самоконтроль и привести их поведение в соответствие с требуемыми нормами. Естественно, что к нерадивым должны быть приняты надлежащие меры за невыполнение домашних заданий, нарушение порядка в классе и так далее. Во избежание наказаний многие учащиеся работают должным образом и соблюдают общепринятые в школе нормы, хотя их мотивация в данном случае оставляет желать лучшего.

Одна из основных задач учителя состоит в том, чтобы выработать внутреннюю мотивацию у своих учеников. Тогда на основе собственной доброй воли они легче преодолеют трудности учебной работы. Учитель изо дня в день воспитывает у своих подопечных чувство самоконтроля. Тем не менее возмутители спокойствия не забудут напомнить о себе. То же можно сказать об отстающих в учебе. Причины для этого всегда найдутся: иногда вину должен взять на себя учитель, иногда - учащийся.Бывает, что винить не следует ни того, ни другого, а окружение ученика или состояние его здоровья. Каковы бы ни были причины тех или иных конфликтных ситуаций, выявив их, учитель должен внести необходимые поправки в свою работу.

Невозможно перечислить все причины возникновения проблем дисциплины. Не исключено, что учитель обладает недостаточной профессиональной подготовкой, что он не знает личностных особенностей своих учеников, закономерностей их психологии. Учащийся может попасть в затруднительное положение, стремясь во что бы то ни Стало быть "своим" в группе закоренелых нарушителей дисциплины, с которыми он себя отождествляет. Или, добиваясь признания окружающих любым способом, он изо всех сил старается быть "не таким, как все". Причинами плохого поведения могут служить и физические недостатки, побуждающие компенсировать возникший комплекс неполноценности хотя бы путем негативного самоутверждения, Не надо забывать и о возможном игнорировании в семье основных психологических потребностей ребенка. А это приводит в свою очередь к эксцессам его поведения в школе.

Решая каждую проблемную ситуацию, какой бы она ни была типичной, нельзя забывать о том объективном факте, что не существует на свете двух одинаковых учащихся. Пытаясь объяснить для себя поведение ученика, надо прежде всего учитывать его особенности как конкретной личности. Именно специфические факторы индивидуального развития могут оказаться решающими для понимания и решения проблем некоторых школьников

Рекомендации по поддержанию дисциплины

Придерживайтесь твердых правил и требований. В педагогической работе исключительно важным моментом является хорошее начало. Впервые войдя в класс, учитель должен сразу же разъяснить учащимся тот порядок действий, правила и стандарты, которых он намерен придерживаться, и обосновать их. Ведь учащиеся хотят знать, что от них требуется и как будут организованы занятия в классе.

Однажды обсудив эту тему с учениками, учитель обязан настаивать на выполнении установленных им норм и правил. Любое отступление от этого принципа влечет за собой отрицательные последствия для педагогического процесса. Принимая от одного ученика неряшливо выполненную работу, учитель поощряет дальнейшую нерадивость. Не собрать тетради с письменной работой для проверки - значит предоставить ученикам дополнительную возможность пренебречь выполнением домашних заданий. Сделать вид, что не замечаешь, как двое учеников, не стесняясь, разговаривают на уроке,- значит дать повод другим последовать их примеру.

Готовьтесь к каждому уроку. Тщательная подготовка к работе в классе позволяет учителю точно спланировать каждый момент урока, пути достижения своих целей, а это в свою очередь дает ему возможность с уверенностью проводить занятия. К тому же у учеников обычно пропадает желание выискивать слабые места и провоцировать педагога, который производит впечатление компетентного преподавателя.

Перед началом урока убедитесь в готовности класса к работе. До тех пор пока в классе не будет установлен надлежащий порядок, об эффективности учебного процесса не может быть и речи. Учитель должен безраздельно владеть вниманием учащихся. Перешептывание, обмен записками, хихиканье, шарканье ног, заточка карандашей - все это должно прекратиться к моменту начала урока. Если учитель позаботится об этом сразу, он задаст правильный тон работе класса и с удовлетворением обнаружит, что завоевал признание и уважение учащихся.

Поощряйте активность учащихся. Учащимся, занятым делом, некогда думать о шалостях. Составленный учителем план урока непременно должен предусматривать постоянную активность учеников и пути ее достижения - во время устного опроса, письменных работ, работы у доски, лабораторных занятий.

При традиционной организации занятий во время ответов перед классом возникают проблемы особого рода. Как поддерживать внимание всей аудитории, когда у доски работают лишь двое-трое или же отвечает вообще один учащийся? Проблема работы в данном случае разрешается достаточно просто. Для этого необходимо, чтобы ученики, сидящие за своими столами, получили конкретные задания. Например, они могут делать упражнения, аналогичные тем, которые выполняются у доски. Или часть учащихся просят внимательно проследить за результатами работающих у доски. Таким образом, в учебном процессе активно участвует вся аудитория.

При пересказе выученного материала эффективным способом поддержания активности учащихся будет предупреждение о том, что каждый из них может быть вызван продолжить ответ одноклассника. Понимая, что в любой момент их знания могут подвергнуться контролю, учащиеся, как правило, внимательно следят за ходом урока. Педагог может предложить дополнить ответ, уточнить некоторые факты или обобщить материал, изложенный вызванным учеником.

Разнообразие методических приемов. Это всегда вносит в преподавание свежую струю. Владеть вниманием учащихся на уроке с помощью одних и тех же приемов - задача не из легких.

Несмотря на то что набор методов и приемов эффективного преподавания того или иного предмета довольно ограничен, учитель не должен забывать о возможности варьирования ими. Наряду со словесным изложением материала учитель может использовать работу учащихся у доски, наглядные показы, тренинг с целью выработки автоматических навыков, общеклассные и групповые дискуссии, ролевые игры, индивидуальную и групповую работу над специальными заданиями, не говоря уже об аудиовизуальных средствах обучения.

Среди начинающих учителей средних школ, пожалуй, наиболее распространенной ошибкой является чрезмерное увлечение лекционным методом. Учителя разъясняют, описывают, излагают, а школьники конспектируют. Такая методика, если речь идет о непрерывном потоке словесной информации, притупляет интерес и внимание к тому, что говорит учитель. И это естественно, поскольку учащиеся средних школ, еще не владеющие в должной мере навыками самоконтроля, просто не в состоянии проявлять устойчивое произвольное внимание на протяжении длительных отрезков времени. Если без лекционного изложения материала не обойтись, учителю рекомендуется чаще делать паузы в своей речи, чтобы задавать вопросы, предложить учащимся обобщить сказанное, вызвать в классе дискуссию на тему излагаемого материала, наконец, ответить на вопросы учеников. Разнообразив таким образом урок, учитель может вернуться к словесному методу преподавания, но вновь лишь на короткий отрезок времени.

Индивидуальный подход к каждому ученику. Начинающему учителю рекомендуется как можно быстрее запомнить имена и фамилии своих питомцев. Школьникам претит обезличенная манера общения с ними. Обращаясь к ученикам по имени, учитель укрепляет у них чувство собственной индивидуальности. В этом случае взаимоотношения между педагогом и классом сразу обретают благоприятную тональность.

Чем больше школьный педагог знает о "семейном фоне" и интересах своих учеников, тем эффективнее будет его деятельность. Располагая такой информацией, учитель сможет легче разобраться в причинах успехов и неудач учащихся. Тогда они скорее осознают, что учитель проявляет к ним неподдельный интерес, видит личность в каждом. Иногда достаточно просто спросить: "Как твои успехи на репетициях спектакля?", заметить: "Ты отлично водишь машину!" или сочувственно осведомиться о состоянии здоровья близкого человека, и это сразу вызовет благодарную ответную реакцию. Педагог, не жалеющий душевного тепла, искренне сочувствующий трудностям своих учеников, редко сталкивается с проблемами дисциплины.

Проявляйте справедливость. Учитель, поступающий со своими учениками несправедливо, проявляющий к ним необъективное отношение, неминуемо окажется перед серьезными затруднениями в работе с классом. Вполне естественно, что одни учащиеся импонируют учителю больше, другие меньше. Однако, оценивая их учебные успехи, он во всех случаях должен сохранять беспристрастность. Стоит учителю хоть раз поступиться этим принципом, как класс сразу же осознает, что для учителя существуют две категории учащихся - "любимчики" и "серая масса". Ясно, что у обойденных благосклонностью учителя такое отношение вызывает чувство обиды, порой настолько острой, что они перестают сотрудничать с ним и лишь пассивно участвуют в занятиях. Иногда школьному педагогу действительно приходится, учитывая какие-то особые обстоятельства, сочетать принцип справедливости со снисходительностью, но это приемлемый подход, имеющий мало общего с пристрастностью в оценках, обусловленной эмоциями.

Не теряйте чувства юмора. В школьной практике нередки случаи, когда ученик вдруг отпустит такую шутку или поступит настолько смешно, что весь класс буквально заливается смехом. Вместо того чтобы расценивать подобную ситуацию как нарушение порядка - что свойственно некоторым учителям,- лучше не пожалеть минуту-другую и позволить этой реакции свободно завершиться. Более того, если ситуация позволяет, учитель может от всей души посмеяться вместе с учащимися. Бывает, что и учитель Допустит смешную оговорку, но ученики не решаются смеяться. Прояви учитель чувство юмора, и ученики тут же разразятся добродушным смехом. Лучше пусть они смеются открыто, вместе с учителем, чем за его спиной. В таких случаях учащиеся уважают учителя за признание им своей ошибки, а также за способность посмеяться над собственной персоной. Такое поведение учителя во многом способствует установлению добрых взаимоотношений с классом и поддержанию дисциплины.

Работа с недисциплинированными учащимися

Существует немало способов установления в классе порядка и дисциплины. Одни способы эффективнее других, но никому еще не удалось найти какой-то один, универсальный способ, одинаково надежный во всех случаях. Поэтому начинающий учитель всегда должен действовать в зависимости от обстоятельств. Если избранный им подход не решает проблему, нужно прибегнуть к другому, использовать третий - и так до тех пор, пока не будет найдено эффективное решение в каждой конкретной ситуации. Но учитель должен быть реалистом и понимать, что, как бы он порой ни старался, нельзя застраховаться от тех или иных неудач.

Методы обращения с недисциплинированными учащимися, которые мы рекомендуем, прошли испытание в практике работы многих учителей. Оцениваются эти методы неоднозначно. Мы попытаемся рассмотреть их с точки зрения того, насколько эффективными они оказались, судя по опыту большого числа начинающих учителей.

Беседа с глазу на глаз. Речь идет о наиболее действенном методе разрешения вопросов дисциплины и различных проблемных ситуаций вцелом. Искренний, откровенный разговор чаще всего убеждает ученика в том, что для учителя он - личность и что сообща можно попытаться решить возникшую проблему. Беседа с глазу на глаз располагает ученика к большему сотрудничеству: в такой ситуации ему не нужно опасаться за свое достоинство перед одноклассниками и привлекать к себе их внимание.

Порицающие замечания. Это один из наиболее часто используемых методов борьбы с такими незначительными нарушениями дисциплины, как перешептывание, разговоры, невнимательность. Порицания со стороны учителя обычно бывает вполне достаточно для восстановления порядка. Правда, на закоренелых нарушителей дисциплины это далеко не всегда действует, и поэтому к ним приходится применять более крутые меры воздействия. Эффективность порицающего замечания зависит от индивидуальности каждого ученика. Некоторые школьники всеми силами стремятся избежать неодобрения со стороны учителя. Другие в ответ на его замечания лишь пожимают плечами, и, следовательно, учителю приходится думать о каких-то других, дополнительных мерах, способных восстановить в классе должный порядок.

Саркастический тон. Метод порицающего замечания вполне приемлем для восстановления порядка, чего нельзя сказать о саркастическом тоне. Порицание выражает простое неодобрение учителем того или иного поступка учащегося. Но саркастический тон, язвительные суждения унижают чувство собственного достоинства учеников. Не исключено, что саркастическая реплика заставит школьника приутихнуть. Но она же вызовет у него внутренний эмоциональный протест и чувство обиды, что может послужить источником возникновения более серьезных проблем во взаимоотношениях. Делая подобные замечания, учитель рискует потерять уважение учеников. Поскольку с помощью саркастического тона нельзя добиться ничего позитивного, его следует решительно избегать.

Частый опрос. Задавая вопросы по материалу урока ученику, отличающемуся болтливостью и невнимательностью, можно быстро добиться нужного результата - отучить его от склонностей подобного рода. Такой ученик очень скоро обнаруживает, что при недисциплинированном поведении ему приходится отвечать на вопросы учителя гораздо чаще. В результате ученик начинает больше следить за своим поведением в классе, становится более внимательным*.

* (Соображения автора вызывают ряд возражений. В принципе опрос не должен превращаться в "дисциплинарную" меру. Еще более недопустимо, чтобы он служил наказанием за нерадивость. В подобных случаях опрос лишается своего первоначального предназначения, утрачивает конструктивные дидактические функции, а это неизбежно приводит к снижению уровня учебного процесса.)

От устной работы к письменной. Если значительная часть класса проявляет недисциплинированность, восстановить порядок можно немедленно, стоит только прекратить устный опрос и предложить классу короткий письменный тест по теме урока. В результате класс моментально успокаивается. Этот прием позволяет учителю в какой-то мере застраховаться от подобных беспорядков в будущем. Оценки за внеочередную письменную работу, как правило, будут ниже, чем за обычную. Проверив работы, учитель может с полным основанием сказать учащимся, что это результат их легкомысленного поведения. Но не стоит придавать слишком большое значение этим работам при выведении итоговых оценок: нужно учитывать, что обстоятельства, в которых выполнялись тесты, не давали возможности ученикам показать свои истинные знания.

Консультации с родителями. Очень часто учитель может получить содействие от родителей учеников в решении той или иной сложной и "хронической" проблемы, и не надо этим пренебрегать. Но иногда родители не допускают мысли о том, что их дети могут нарушать школьную дисциплину. Это в особенности относится к тем, кто не стремится к встрече с педагогом и не посещает родительские собрания.Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же получает необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем конкретного ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия учителю. А школьник, знающий о тесном сотрудничестве родителей и учителя, становится, как правило, более покладистым.

В общении с родителями учитель должен проявлять максимум тактичности. Не нужно стыдить родителей и уж совсем не следует намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. В принципе подход учителя должен быть таким: "Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?" Тактичность особенно важна с теми родителями, которые полагают, что их дети неспособны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, учитель неминуемо столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества - несмотря на то, что речь идет о благополучии их ребенка.

Иногда ту или иную проблему дисциплины можно разрешить весьма просто, стоит только пригрозить ученику вызовом родителей в школу. Эффективность этого приема зависит от того, насколько высок авторитет родителей в глазах ученика. О любопытном варианте этого приема сообщил один начинающий учитель, у которого возникли трудности с недисциплинированным учеником. Однажды во время урока, к которому ученик не проявлял ни малейшего интереса, учитель поинтересовался его домашним адресом и, не останавливаясь, продолжал объяснение материала. После урока учащийся спросил учителя, для чего понадобился его домашний адрес. Учитель ответил, что родителям ученика будет небезынтересно узнать о его поведении в школе. Школьник стал упрашивать ничего не сообщать родителям, обещая исправить свое поведение. Учитель согласился и при-" обрел еще одного образцового ученика.

Содействие лидера группы. Каждая группа имеет своего признанного лидера. В особенности это характерно для подростков, которые порой слепо подчиняются авторитету своих кумиров и готовы безоговорочно следовать за ними. Если учителю удастся привлечь на свою сторону лидера определенной группы в классе, то у него заметно поубавится трудностей в работе. Заручиться поддержкой такого неформального лидера можно, например, попросив его помощи в каких-то повседневных делах, касающихся всего класса. Однажды оказав помощь, он будет содействовать учителю и в последующих начинаниях.

Само собой разумеется, что привлечь на свою сторону неформального лидера класса непросто. Основной путь к этому-беседа с глазу на глаз, во время которой учитель может уважительно отозваться о лидерских качествах своего подопечного и предложить ему активно использовать их для содействия другим учащимся. Обращение к самосознанию ученика наряду с признанием его лидерских качеств может сделать его союзником учителя.

Изоляция. Подросткам свойственно стремление быть своими в группе и ею признанными. Физическая или психологическая изоляция от группы (класса) является весьма эффективной мерой педагогического воздействия на нарушителей дисциплины.

При физической изоляции ученика обычно сажают отдельно где-нибудь в последнем ряду, откуда ему будет гораздо труднее привлекать к себе внимание одноклассников. Нелишне разъяснить школьникам, что их товарища изолировали по той причине, что он мешает заниматься всему классу, но как только нарушитель порядка проявит готовность соблюдать дисциплину, он получит разрешение вновь присоединиться к классу.

В тех случаях, когда двое или более учащихся, сидящих по соседству, явно соревнуются в нарушениях дисциплины, их необходимо немедленно рассадить. Сделать это можно открыто или незаметно - пересадив не только их, но и некоторых других учащихся.

Применяя прием психологической изоляции, учитель разрешает ученику оставаться на своем рабочем месте, но игнорирует его и тем самым исключает из общей деятельности. Вопросов ему не задают, не обращают внимание на его попытки участвовать в работе класса и т. д. Этот прием эффективен в той степени, в какой учащийся ищет одобрения учителя*.

* (Эти соображения автора представляются весьма сомнительными. Психологическая изоляция скорее отрицательно сказывается на учебной работе школьника. Этот подход допустим лишь в качестве чрезвычайной меры дисциплинарного воздействия. Психологической изоляции можно подвергнуть учащегося за поведение, в равной степени неприемлемое как для учителя, так и для всего класса в целом. Однако сама необходимость прибегать к этому приему воздействия, как правило, свидетельствует о просчетах, допущенных учителем в предшествующей работе.)

Оставление в школе после уроков. Эта широко распространенная форма наказания эффективна только тогда, когда нарушаются последующие планы ученика. Если учащийся после школы спешит в клуб,на футбольную тренировку или же опаздывает на ту или иную работу, он всеми силами будет избегать действий, которые повлекут за собой вынужденную задержку. Но когда школьник не знает, куда себя девать, эта мера воздействия теряет всякий смысл.

Рекомендуется учитывать некоторые недостатки данной формы наказания. Во-первых, она создает большие трудности ученикам, зависящим от перевозок школьными автобусами. Во-вторых, учащийся может быть лишен возможности участвовать во внеклассной деятельности, которая принесет ему больше пользы, чем наказание такого рода. В-третьих, это может поставить под угрозу работу учащегося по найму с неполным рабочим днем или помешать выполнению домашних обязанностей. В конце концов, и сам педагог оказывается жертвой такого наказания, ибо и ему приходится оставаться в школе после уроков*.

* (Автор неправомерно рассматривает оставление ученика после уроков как меру дисциплинарного воздействия, которая носит однозначно "репрессивный" характер. Между тем, оставляя ученика после уроков, педагог не может и не должен прекращать взаимодействие с ним. Оставление после уроков возможно как в целях специальной беседы с учеником о его поведении, так и в целях организации его дополнительной учебной деятельности. В любом случае основной педагогической целью должно быть не наказание как таковое, а конструктивное целенаправленное воздействие на ученика. Прибегая к данной мере, учителю не следует подчеркивать момент наказания. Действия учителя и их восприятие учеником (и его одноклассниками) должны быть подчинены основной учебно-воспитательной задаче: корректировке учебной деятельности или поведения учащегося.)

Дополнительные задания. Известно, что дополнительные задания не должны служить наказанием за плохое поведение. Правда, среди определенной части учителей бытует мнение, что подобная мера наказания весьма эффективна, и поэтому они ее решительно отстаивают. Опасность в этом случае заключается в том, что у учащегося может возникнуть ассоциация между занятиями в школе и наказаниями, в результате чего он буквально возненавидит учение. Тем не менее поборники такой меры наказания утверждают, что учащиеся слишком не любят дополнительных заданий, поэтому будут вести себя безупречно, лишь бы избежать их. Может быть, в этом есть доля истины, но сам по себе такой метод едва ли вызовет у школьников желание трудиться. Разумнее поступает тот учитель, который не обременяет своих подопечных дополнительными заданиями ради наведения должного порядка в классе.

Занижение оценки. Оценка учащегося по предмету должна основываться на его действительных успехах, а не на поведении. Конечно, иногда зарвавшегося ученика можно утихомирить угрозой занижения оценки, но практика эта не заслуживает одобрения, поскольку искажает картину реальных познавательных достижений школьника. Если же учитель все-таки примет решение снизить оценку, перед ним возникнет масса проблем. Не говоря уже о возмущении учащихся, эта мера чревата еще и тем, что школьная администрация и родители могут потребовать от учителя объяснить подобное решение, а это будет непросто.

Удаление из класса. Мера эта серьезная. Она сродни исключению из школы на определенный срок. Разница лишь в том, что в данном случае речь идет о запрете на посещение уроков не по всем, а по одному предмету. Отсутствуя в классе, учащийся, естественно, значительно отстанет. Поэтому прибегнуть к такому наказанию учитель может, только исчерпав все остальные методы воздействия. Решившись на эту меру, учитель тем самым демонстрирует свою неспособность справиться с создавшейся ситуацией.

Ни при каких обстоятельствах учителю не следует удалять из класса ученика, не указав при этом, чем ему надлежит заняться. Если учитель просто велит школьнику покинуть класс, тот, по всей вероятности, с радостью проведет предоставленное ему свободное время по собственному разумению. Вместо этого учитель должен потребовать, чтобы ученик сообщил о случившемся школьной администрации. Как только учитель освободится, он обязан проверить, выполнено ли его указание. Рекомендуется предупредить учащегося, что он будет допущен в класс, лишь получив письменное разрешение от администрации школы.

Публичное извинение. Для учащегося нет большего унижения, чем стоять лицом к классу и публично каяться в неблаговидном проступке. С точки зрения взаимоотношений учителя с учениками такие извинения не приносят никакой пользы. Тлеющая в душе ученика обида не побуждает его к учебной работе. Пожалуй, лишь в одном случае публичное извинение можно как-то оправдать: в ситуации, когда ученик оскорбил весь класс.

Телесное наказание. Метод "убеждения силой" вызывает неутихающую полемику. В принципе к этому методу прибегать не следует, ибо возникающие проблемы можно решить с помощью гораздо менее крутых мер. Тем не менее можно представить себе ряд случаев, когда учителю необходимо применить силу: например, можно решительно выставить за дверь ученика, затеявшего драку. Или утихомирить учащегося, ведущего себя нагло и вызывающе. За учителем остается и право на самозащиту в случае угрозы его безопасности со стороны ученика. Такие случаи происходят нечасто, и хороший педагог редко с ними сталкивается.

Верховный суд Соединенных Штатов подтвердил правомерность телесных наказаний в школе, если для этого имеются веские причины. Тем не менее власти на местах соблюдают известную предусмотрительность. Приступив к работе, молодой учитель должен поинтересоваться у администрации, существует ли практика применения телесных наказаний в данном школьном округе. В любом случае учителю лучше их избегать, поскольку учащиеся и их родители, как правило, возмущаются подобными действиями. Кроме того, всегда существует опасность нанесения физического увечья ученику, за что учителя могут привлечь к суду. Если начинающий педагог полагает, что возникшую проблему можно решить исключительно путем применения физического наказания (что крайне маловероятно), он все-таки должен посоветоваться с более опытными коллегами или с директором школы *.

* (Применение телесных наказаний в американских школах отражает такие уродливые социальные явления, как стремительный рост преступности среди молодежи школьного возраста, вандализм, нападения на учителей. В этих условиях учителя бывают вынуждены принимать меры для пресечения агрессивного поведения отдельных учащихся и даже прибегать к самообороне. Упоминаемое автором решение Верховного суда США о допустимости телесных наказаний в школе является вынужденным официальным признанием неспособности американской школы справиться с острыми социально-педагогическими проблемами.

В советской школе категорически исключается применение не только физических наказаний, но и любых других наказаний, унижающих человеческое достоинство.)

Приводимые ниже примеры дисциплинарных проблем часто встречаются в практике начинающих учителей *. С некоторыми из них молодые педагоги справлялись вполне успешно. В остальных случаях учитель лишь обострял ситуацию, подходя к ней неверно или действуя с промедлением.

* (Автор использует отчеты своих студентов, начинающих учителей.)

Беседы с классом помогают восстановить дисциплину.

До встречи с этим седьмым классом мне достаточно о нем порассказали. То, что я слышал, ничего доброго не предвещало. Из различных источников поступали сведения об учащихся как о "тупицах" и "будущих отбросах общества". О прочих ярлыках не хотелось бы упоминать. Психологически я был готов к встрече с "монстрами".

Я никогда не забуду свою первую встречу с этим классом. Джон, не переставая, болтал. Грег не желал сидеть с Луиз, потому что она была, по его выражению, "неряхой". Джо бродил по классу, когда ему того хотелось. Энн гораздо больше нравилось заниматься укладкой волос и косметикой, нежели учебой.

Я перепробовал сам


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.