Источники мотивации учащихся — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Источники мотивации учащихся

2021-06-23 28
Источники мотивации учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Здесь автор, по существу, смешивает разнородные понятия: источники внешнего мотивирующего воздействия (педагоги, родители, группа сверстников), его виды (поощрения, замечания) и внутренние побудительные факторы мотивации (желания, интересы ученика). Например, воздействие на ребенка со стороны учителя может носить характер одобрения, порицания, поощрения. В свою очередь желания и интересы школьника могут при этом стимулировать или тормозить его учебную деятельность.)

Особые интересы учеников. Вполне допустимо, что у учащегося наблюдается очевидная склонность и интерес к изучению определенных предметов и в то же время явное отвращение к другим конкретным дисциплинам. Свой любимый предмет школьник не обделит вниманием. Иное дело - концентрация усилий на изучении нелюбимого предмета. Например, учащегося привлекают абстрактные математические рассуждения и в то же время ему в тягость изучение иностранного языка. Другой получает удовольствие при одной мысли, что сможет разговаривать на иностранном языке, а математика вызывает у него чувство подавленности. Хотя педагогу иногда удается пробудить интерес там, где его ранее не существовало, тем не менее факт остается фактом: склонности учащихся к той или иной области познавательной деятельности отличаются исключительным индивидуальным своеобразием.

Осознание ценности предмета. Даже если учащийся не интересуется предметом, он может прилагать немалые усилия для его изучения. В этом случае школьник сознает, какую реальную ценность эта дисциплина представляет для него лично, как она важна и необходима в повседневной жизни, а также с точки зрения его перспектив и планов на будущее. Учащийся, у которого, скажем, не лежит душа к изучению грамматики английского языка, тем не менее станет усердно ею овладевать, как только уяснит для себя универсальную полезность этого предмета.

Желание добиться признания. В той или иной мере всем свойственно желание быть признанными. Не удивительно, что движущим мотивом учения для некоторых школьников является стремление завоевать признание учителей, родителей или друзей. Для этого школьнику не обязательно нужно добиться блестящих успехов. Однажды убедившись, что стабильный прогресс в учении, повышение успеваемости приносит ему одобрение со стороны людей, на которых он ориентируется, школьник и в дальнейшем будет стремиться оправдать их ожидания.

Желание добиться особых успехов. Лишь сравнительно небольшая часть учащихся в состоянии добиться действительно выдающихся успехов в учении и соответствующего их признания. Связанные с этим побудительные мотивы отличают лишь тех, кто имеет особые способности. Но педагогам не стоит игнорировать желание добиться подлинных успехов в учении в качестве источника мотивации и у менее одаренных учеников. У них могут обнаруживаться свои интересы и склонности к тем или иным конкретным дисциплинам. Изучая их, такие школьники готовы упорно трудиться. Нет нужды говорить и о том, что далеко не всем одаренным учащимся свойственно желание добиться блестящих успехов в учении.

Стремление избежать неудачи. Это негативный тип мотивации, но тем не менее он порой приносит пользу школьнику. Прекрасно сознавая, что занимается совершенно недостаточно и рискует "завалить" предмет, ученик заставляет себя работать с большим напряжением - только бы избежать провала. Бывает и так, что ученики лишь имитируют требуемый уровень учебной работы. Иногда школьники недооценивают объем познавательных усилий, необходимых для усвоения хотя бы минимума знаний по определенному предмету, и внезапно оказываются на грани провала. Ценой огромных усилий они пытаются наверстать упущенное, чтобы получить необходимый зачетный балл.

Осознание своего познавательного прогресса. Стимулом к прилежной учебной работе, несомненно, служит предоставление ученику объективной информации о его индивидуальном познавательном прогрессе, причем в соотнесении с другими учащимися. Такую информацию школьникам должен давать сам учитель, ведущий учет успеваемости каждого своего подопечного. Педагог сообщает учащимся о результатах письменных тестов, вывешивает образцовую работу на доске объявлений, публично высказывает одобрение в адрес стремительно прогрессирующих учеников. Если школьник осведомлен о том, какое низкое место по успеваемости он занимает в общем ряду, это может побудить его исправить положение. В то же время учащиеся с наивысшими показателями будут вынуждены трудиться изо всех сил, чтобы не сдать свои позиции.

Соперничество. В стенах школы соперничество служит для стимулирования учеников к более активной работе. В педагогических кругах нет единодушного мнения о пользе духа соперничества. Сторонники его утверждают, что сама жизнь требует закалки, умения выстоять в конкурентной борьбе. Пользуясь методами соревнования в школе, можно не только предвосхитить будущие жизненные ситуации, но и научить школьников с достоинством встречать неудачи, радоваться достигнутым успехам. Противники этой теории считают, что соперничество вынуждает их питомцев соотносить себя с другими. А это в свою очередь выставляет некоторых из них в невыгодном свете, поскольку всегда есть победители и побежденные. У проигравших может развиться чувство безысходности и собственной неполноценности, что в свою очередь влечет за собой аварийное эмоциональное состояние - стресс.

Если учитель использует методы соревнования для укрепления мотивации учащихся, то связанные с ним опасности и издержки могут быть сведены к минимуму - стоит лишь уравнять состязающиеся группы таким образом, чтобы у каждой из них была своя доля побед и поражений. Заметив, в процессе соревнования, что у кого-то из учащихся наступило состояние чрезмерного эмоционального напряжения, учитель должен избавить их от участия в дальнейшем соперничестве *.

* (В стенах американской школы всячески поощряется индивидуальное или групповое соперничество. В этом находит свое отражение дух конкурентной борьбы, присущий американскому образу жизни. На принципиально иной основе проводится соревнование учащихся в советской школе. Оно рассматривается как одно из средств разностороннего стимулирования учебной и общественно полезной деятельности школьников. В рамках этого педагогического приема состязательное начало не является самодовлеющим, а подчиняется стремлению школьников к успеху общего дела, сочетается с товарищеской взаимопомощью учащихся, психологической поддержкой педагогов. Таким образом, соревнование в советской школе включается в общую систему средств организации коллективной работы школьников и способствует решению актуальных задач коммунистического воспитания подрастающего поколения.)

Одобрение со стороны учителя. Образно выражаясь, похлопывание по спине за хорошо выполненную работу неизменно стимулирует учащегося продолжать усердно трудиться. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим ученикам, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной работе. Более того, разумная одобрительная оценка со стороны учителя может произвести настоящую метаморфозу со слабоуспевающим учеником, который учится ниже своих возможностей.

Порицание со стороны учителя. Эффективность порицания зависит от индивидуальных особенностей того, кому оно адресовано. Некоторые учащиеся обостренно воспринимают критику учителя. Такие ученики во избежание повторных порицаний готовы трудиться не покладая рук, в особенности если критические замечания сделаны уважаемым и любимым педагогом. На других порицания учителя не оказывают никакого воздействия. В целом критические замечания призваны побудить учащихся устранить вызвавшие их причины. Разумеется, критика достигнет своей цели только в том случае, если учащийся осознает ее справедливость.

Поощрение. Некоторые учителя считают этот источник мотивации очень эффективным. Его можно поставить в один ряд с одобрением, поскольку поощрение также является внешним выражением признания хорошей работы. Учителями используются различные формы поощрения. Освобождение лучших учеников от выполнения зачетного контрольного теста может заставить остальных подтянуться до их уровня. Поощрение в виде вынесения благодарности, награждения особым значком или предоставления определенных привилегий за незаурядные успехи в учении, безусловно, стимулирует школьников к дальнейшему улучшению учебы *.

* (Соображения автора требуют в данном случае существенных поправок. Современная психология выделяет внутреннюю и внешнюю мотивацию - в зависимости от характера стимулов. Внешними являются такие стимулы, которые не связаны непосредственно с учебным познанием, но побуждают к нему. В их числе находятся рассматриваемые автором наказания, награды, соперничество, похвала, возбуждение честолюбия, ожидание будущих поощрении или пользы и т. п. Советская педагогика и психология рекомендуют учителю активно воздействовать на мотивационную сферу личности, опираясь на внутренние стимулы, такие, как любознательность, интерес к самим знаниям, стремление овладеть теми или иными умениями и навыками, увлеченность процессом решения учебно-познавательных задач и т. д. Не отрицая необходимости разностороннего учета и использования широкого диапазона мотивационных приемов, в том числе и внешних стимулов, советская педагогика отводит ведущее место внутренней мотивации, связанной с чувством удовлетворения от самого процесса учения.)

Наказания. Для учащегося наказание создает побудительный стимул негативного характера и действует как сдерживающий фактор. Многие учащиеся стараются учиться лучше, только бы избежать наказания. Но как источник мотивации этот метод вызывает большие сомнения, поскольку он основан на страхе. Тем не менее к нему целесообразно прибегать в тех случаях, когда ученик отвергает все другие источники мотивации.

Влияние родителей. От самих родителей зависит, станут ли они мотивирующей силой в интеллектуальном развитии своих детей. Родители, знающие цену образованию, постоянно поощряющие своих детей учиться, проявляющие живой интерес к делам школы, подают хороший пример молодому поколению. И наоборот, родители, не интересующиеся учением своих детей, по меньшей мере косвенно принижают значение образования и формируют у них пренебрежительное отношение к школе.

Другой тип мотивации, исходящий от родителей, основан на чувстве страха у ребенка перед их неодобрением *.

* (Автор подходит к влиянию родителей как к фактору, не зависящему от учителя. Советская педагогика рассматривает этот вопрос с совершенно иных позиций, выдвигая требование не просто пассивно учитывать общее отношение родителей к учебе Детей, но целенаправленно его формировать - добиваться положительного отношения родителей к жизни школы, их активного содействия организации учебной и внеклассной работы учащихся.)

Тесты. Тестирование преследует различные цели: обычно оно должно выявлять точную картину успеваемости, давать диагностику отставания в учении или же обеспечить классификацию школьников в зависимости от уровня их способностей. Полезность тестов как стимула в учебной работе периодически ставится под сомнение некоторыми педагогами. Они полагают (и вполне обоснованно), что процесс обучения школьников не должен сводиться к успешному выполнению тестов. Но тестами продолжают пользоваться для получения некоего подобия объективной оценки познавательного прогресса ученика. Он об этом знает и прилагает дополнительные усилия для получения более высокой оценки за тот или иной тест. Таким образом, даже если ученик работал лишь ради преодоления тестового барьера, этому сопутствуют благоприятные результаты: он стремился четко усвоить изучаемый материал, сознательно повторял и запоминал его. Конечно, у школьников должен быть более привлекательный стимул для учения, чем простое стремление преодолеть тестовый барьер, но если такого стимула нет, то его место занимают тесты.

Многие из вышеописанных проблемных ситуаций, относившихся к вопросам дисциплины, связаны и с проблемами мотивации *. В последующих примерах мотивации уделяется преимущественное внимание, хотя в отдельных случаях речь идет и о трудностях дисциплинарного плана. Эти примеры свидетельствуют о наличии эффективных методов перестройки пассивного отношения к учебной работе, пробуждения интереса к ней. Как правило, этой перемене способствовал учитель, внимательно разобравшийся в ситуации и добросовестно выполняющий свои обязанности.

* (Очевидна слабость общей теоретической позиции автора в понимании связи проблем дисциплины и мотивации учебной деятельности. В действительности эти две группы вопросов являются гранями одной и той же проблемы мотивации: 1) мотивация соответствующего поведения учащихся в классе (вопросы дисциплины) и 2) мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся. Отсюда вытекает внутренняя связь, обусловливающая общность приемов воздействия учителя при решении проблем дисциплины и проблем стимулирования учебно-познавательной деятельности.)

Нежелание изучать грамматику английского языка.

Вскоре после начала моей работы в школе я предложил всему классу написать краткое сочинение о пользе изучения английского языка. От Джо я получил сочинение следующего содержания:

"Английский язык для меня - что для вас греческий. Предмет этот несносный и глупейший. Какой смысл в изучении определений и примеров существительных, сказуемых, дополнений и чего там еще? Кому нужны будут все эти определения, когда я закончу школу? В колледж ведь я поступать не собираюсь. Может, английский нужен будущим студентам, но никак не нам, учащимся с профессионально-технической ориентацией. Мы смогли бы заняться чем-то гораздо более полезным, чем изучение такого противного предмета, как английский. Он такой скучный, что лично меня ко сну клонит. К слову сказать, надеюсь, что за откровенное высказывание мне не будет снижена оценка. В заключение смею вас заверить, что по-прежнему терпеть не могу уроки английского".

Судя по этому и некоторым другим сочинениям, стало очевидно, что дела обстоят далеко не блестяще. Джо и его приятели просто не выносили ни английскую грамматику, ни писание сочинений. Каким образом мог я, неопытный учитель, заинтересовать учеников?

Проблема касалась всего класса. Однако особое внимание я уделил Джо: мне понравилась его искренность. Парнишка как по своим личностным качествам, так и по внешнему облику не привлекал к себе внимания. По характеру он был не лидер и скорее склонен следовать за другими. Понять особенности его душевного склада мне помогло одно письменное задание, в котором я просил школьников составить список хороших и плохих поступков. В качестве примеров хорошего поведения Джо написал: "Помогать домашним, работать и не есть хлеб задаром, быть послушным и не брать взаймы денег". Плохие поступки, по его мнению, были следующие: "Неподчинение, бесконечные ночные шатания, общение с дрянными мальчиками и девочками, занятие делами, которые не относятся к твоей работе".

Несколько раз побеседовав с Джо, я понял, что мальчишка очень уважает своих родителей, восхищается людьми, добившимися в жизни большого успеха, ничуть не завистлив, наконец, совершенно не уверен в себе. Говоря о школе, мальчик заметил: "В этом году я разочаровался в ней. Все получается не так, как я задумал".

Учился Джо гораздо ниже среднего, но неудачи в школе его мало беспокоили. Он любил повторять, что высокие оценки нужны лишь будущим студентам колледжей.

Мне хотелось помочь Джо найти решение двух его личных проблем: преодолеть чувство собственной неполноценности и неприязнь к изучению английского языка.

Прежде всего мне нужно было внести в свои уроки больше живости и энтузиазма. Во время упражнений и общих дискуссий я начал приводить примеры из повседневной жизни, стараясь использовать увлечения учащихся. Например, когда речь зашла о главных и придаточных предложениях, я привлек внимание класса к музыкальным инструментам: "Аккордеон можно рассматривать как оркестр в себе, не так ли? А барабан? Исполнитель на аккордеоне играет сам по себе, ему не всегда требуется аккомпанемент. Иное дело барабанщик, ему без аккомпанемента не обойтись: он как бы зависит от других". Вопросы эти и пояснения на первый взгляд не имели ничего общего с грамматикой английского языка, но они побудили учащихся задуматься о принципах построения сложных предложений. Я прилагал неимоверные усилия, придумывая доступные и оригинальные примеры. Шло время, и мне казалось, что у Джо, да и у его одноклассников растет интерес к английскому языку. Большую пользу принесло чтение на уроках газет и журналов вместо упражнений, содержащихся в учебнике. По мере того как прогрессировал весь класс, я старался уделять побольше внимания Джо. Он весьма неохотно отвечал с места, поэтому вопросы я задавал ему чаще, чем другим ученикам. Письменные домашние работы я просил школьников зачитывать вслух перед классом. Но стоило мне вызвать Джо, как он заявлял, что не подготовился. Хотя в конце урока аккуратно сдавал выполненную дома работу. Как-то в разговоре с парнем я поинтересовался, отчего он никогда не читает написанное вслух. Оказывается, Джо полагал, что его работы не настолько хороши, чтобы читать их перед всем классом. При каждом удобном случае я старался убедить ученика в том, что он не прав. В конце концов парень стал читать вслух собственные работы. Однажды Джо подошел ко мне после уроков и сказал: "Знаете, говорить перед всем классом вовсе не так трудно, как я думал. Мне-то всегда казалось, что класс будет смеяться при каждой моей ошибке. А они не смеются. Мне это даже странно".

Я надеюсь, что за время моей работы в классе Джо узнал немного больше о своих способностях и у него стало исчезать чувство собственной неполноценности. На прощание Джо сказал мне: "Пожалуй, теперь английский не такое занудство, как прежде. Признаюсь, вы его сделали интереснее, но тем не менее я остаюсь при своем прежнем мнении".

Ученица хочет бросить школу. Нэнси училась в десятом классе, где я вел биологию. Она была невысокого роста, отличалась внешней привлекательностью, особым интеллектом не блистала. В классе ее любили. Приступив к работе, я почти сразу же обнаружил, что Нэнси ненавидит школу. Вместо того чтобы заниматься с интересом и вниманием, как большинство ее одноклассников, она предпочитала либо болтовню на уроках, либо витание в облаках.

К концу первой недели моего пребывания в школе я предложил классу выполнить тест. Как и ожидалось, единственной не справившейся с работой оказалась Нэнси. Причем неудача была полнейшей. В тот же день на перемене я поинтересовался у нее, что произошло. Выяснилось, что Нэнси не учится и не ведет записи ни по одному предмету. Именно тогда она сказала мне, что ненавидит школу.

Нэнси к концу года хотела бросить школу, но этому противился ее отец, который, как я знал, не имеет среднего образования. Я был в детстве в аналогичной, ситуации и решил, что мой откровенный рассказ как-то поможет ученице.

Дело в том, что мой отец не кончил средней школы, но страстно желал, чтобы его сын получил самое лучшее образование, Учеба в школе меня всерьез никогда не интересовала, и я считал отца чудаком. Помню день выпуска - у моего отца в глазах стояли слезы. Он сказал: "Ты добился того, на что у меня никогда не было возможности. Не останавливайся на достигнутом, иди дальше, пока хватит сил". Я последовал его совету, о чем не жалею по сей день. Я сказал Нэнси, что теперь, наблюдая за судьбами некоторых своих друзей, бросивших школу, я испытываю чувство глубокой благодарности к отцу. Мои выбывшие из школы приятели бесконечно меняли места работы, но так и не нашли себе дело по душе. И наконец я сказал Нэнси, что, за небольшим исключением, человек с дипломом добивается в жизни гораздо большего, чем человек без среднего образования.

После продолжительной беседы Нэнси призналась, что ей хотелось бы стать учительницей, но у нее слишком низкие оценки, чтобы думать о колледже. Я объяснил, что большинство колледжей зачисляет студентов, основываясь на их успеваемости за последние два школьных года, а также учитывая результаты вступительных экзаменов. Я убеждал Нэнси, что для получения хороших оценок требуется не так уж много - внимание в классе и выполнение домашних заданий. И еще я сказал ученице, что двери моего дома всегда открыты для нее.

Я сделал все, что в моих силах, чтобы помочь Нэнси. Я пересадил ее поближе к двум успевающим ученикам, не склонным к разговорам во время уроков. Не давая Нэнси отвлекаться, я часто спрашивал ее. Если она оказывалась в затруднении, я помогал ей наводящими вопросами, а при верных ответах не скупился на похвалу, И вскоре Нэнси стала делать такие очевидные успехи, что мне было искренне жаль завершать свою педагогическую практику в этой школе. После этой истории я не сомневаюсь в том, что понял суть правильных взаимоотношений между учителем и учениками. В свое время я перечитал немало книг на эту тему, но только сейчас задумался над тем, как важно заставить школьника поверить в свои силы, поддержать в нем оптимистическое настроение.

Возвращение чувства собственного достоинства школьнице из малообеспеченной семьи. Приобретая опыт педагогической работы, я пытался понять индивидуальность каждого своего ученика, устанавливая с ними личный контакт. Особый интерес и озабоченность вызвала у меня одна девушка по имени Роуз. К испанскому языку, который я преподавал, она была равнодушна, на уроках вела себя крайне пассивно.

Педагог, курировавший мою работу, рассказал, что Роуз и в его классе ведет себя столь же индифферентно. Из личного дела явствовало, что в начальной школе Роуз училась блестяще: у нее были высшие баллы по всем предметам. К моему удивлению, ее успеваемость неуклонно снижалась с седьмого по одиннадцатый класс. Правда, ни по одному предмету у Роуз не было неудовлетворительных оценок.

Девушка в равной степени была красива и умна. Тем не менее бросалось в глаза, что она ни с кем не общается. Однажды я наблюдал, как симпатичный одноклассник пытался завязать с ней дружеские отношения, но ее реакция была откровенно негативной.

Между тем у меня появилась информация о семейных обстоятельствах Роуз. Ее мать, домохозяйка, в свое время закончила среднюю школу. Отец также получил образование и работал сборщиком мусора в городе. Кроме Роуз, в семье росло еще шестеро детей.

Ситуация стала понемногу проясняться. В седьмом классе девочка одновременно училась и работала по программе оказания помощи малоимущим семьям. О программе были осведомлены все учащиеся школы, и многие в ней участвовали. Роуз явно смущало то обстоятельство, что ее имя ассоциируется с этой программой помощи бедным. Девушка превосходно сознавала, что занимает низкое социальное положение по сравнению с одноклассниками, и все больше замыкалась в себе. Ее гардероб выглядел более чем скромно, и это резко контрастировало с модными нарядами остальных учениц.

Я упорно хотел доказать Роуз, что, несмотря на плохое материальное положение ее семьи, она равна со всеми, а в некоторых областях явно превосходит своих сверстниц. Девушка успевала по всем предметам, а по музыке просто блистала. Мне подумалось, что было бы неплохо применить ее музыкальные способности на уроках испанского языка.

Один раз в неделю я пользовался музыкальными иллюстрациями и попросил Роуз помогать мне в подборе материала. Девушка согласилась. Работая вместе со мной, Роуз проявляла неподдельный интерес и задавала множество вопросов. Она радовалась порученному делу. На пишущей машинке Роуз печатала неумело, и тем не менее она выполнила задание, отпечатав текст песни, необходимой мне для проведения очередного занятия. На уроке стало очевидно, что девушка обладает превосходными вокальными данными. Я попросил Роуз руководить классом при исполнении песен на испанском языке. Поначалу она смущалась, но со временем стала выполнять свои обязанности с гордостью. Весь класс восхищался ее пением.

Мой план оказался успешным. Роуз превосходно проявляла себя не только на еженедельных музыкальных занятиях, но и на всех уроках испанского. Наибольшее удовлетворение я испытал, узнав о вступлении Роуз в Испанский клуб.

Не думаю, что мне удалось как-то изменить характер этой девушки. Тем более разрешить ее жизненные проблемы. Однако я уверен, что помог Роуз обрести чувство собственного достоинства, которого ей так недоставало.

Приобщение школьника к естественным наукам. Приступив к занятиям с классом, я сразу понял, что Рик не проявляет интереса к естественным наукам. Мой куратор, также преподававший в этом классе, полностью подтвердил мою догадку, добавив, что парень просто убивает время, ожидая, когда сможет покинуть школу. В классе он вел себя тихо, а отличительной его чертой было безразличие к учебной работе. В разговоре со мной Рик откровенно заявил, что совершенно равнодушен к тому, какой итоговый балл ему выставят. Я поинтересовался, почему ему так скучны естественные науки. Рик ответил, что особой причины здесь нет, просто он не видит никакой выгоды от изучения этих дисциплин. Как ни странно, но этот ответ почему-то меня обрадовал. Я поверил в возможность доказать ученику всю пользу естественных наук.

Поскольку в это время мы изучали магнетизм и электричество, я решил на следующем уроке обратиться за помощью к Рику для изготовления электромагнита.

Под моим наблюдением он собственноручно изготовил электромагнит, и мне показалось, что это занятие не оставило школьника равнодушным. К тому же Рик воочию убедился в практической пользе того, что мы изучали в школе. Он живо заинтересовался явлениями магнетизма, стал задавать вопросы, активно работать в классе, выполнять домашние задания.

Во время одного из опытов, проводимых в классе, я поручил Рику и еще троим ученикам собрать телеграфный аппарат, используя оборудование, полученное в физической лаборатории. В течение четырех дней ребята работали под моим руководством, Продемонстрированные нами опыты возбудили интерес к этой науке у остальной части класса, о чем свидетельствовали град вопросов, желание работать и более высокие оценки за выполняемые тесты.

Не скрою, мне доставил удовлетворение тот факт, что я сумел привить интерес к естественным наукам ученику, который относился к ним безразлично и, более того, отличался явно отрицательным отношением к школе.

Любовь к природе и мотивация. Мне предстояло преподавать биологию в десятом классе, где многие школьники учились ниже среднего уровня. В первый же день я столкнулся с проблемным учеником. Я уже слышал о том, что он прогульщик, к учебе относится крайне отрицательно и от него вполне можно ожидать разных неприятностей.

Так оно и оказалось в действительности. Ученик устраивал в классе потасовки, даже не думал заглядывать в учебник, периодически пропускал занятия без уважительной причины. Мальчишка представлял собой вариант современного Гекльберри Финна, нечесаного, в жеваных, видавших виды рабочих брюках.

Жил он в пригороде, неподалеку от реки. Единственное, что можно было одобрить в его отношении к занятиям, так это то, что он охотно снабжал весь класс экземплярами саламандр, головастиков, безобидных живородящих змей. Он вообще чувствовал себя гораздо более непринужденно, держа в руке не карандаш, а змею.

Казалось, "Гек" затаил чувство обиды на учителей, на всех имеющих над ним власть. Я понял, что моей первой задачей должно стать завоевание доверия ученика и что этого можно добиться, проявив к нему искренний интерес. Я взял себе за правило как можно больше общаться со школьниками вне стен класса. Особенно много усилий я тратил на установление контакта с "Геком".

Однажды я устроил на уроке своеобразное испытание: каждый, кто верно отвечал на вопрос товарища, получал право задавать вопрос любому из одноклассников. "Гек" удивил меня своим энтузиазмом. Я всячески поощрял все его ответы. Прошло не так уж много времени, и подросток начал все больше и больше интересоваться биологией. Зная о его любви к охоте, рыбной ловле, всему, что связано с природой, я всегда советовался с ним по этим вопросам. Таким образом, связав его интересы с биологией, мне удалось заинтересовать подростка своим предметом. И когда предстояла демонстрация слайдов или подготовка микроскопов к работе, он проявлял искреннее желание и готовность помочь.

В течение полугодия у него наблюдался медленный, но стабильный прогресс. Прогулы полностью прекратились. Более того, он вызвался контролировать поведение потенциальных нарушителей дисциплины. Больше всего я волновался в конце полугодия, когда инспектор-методист устроил опрос всему классу. Ответы моих подопечных произвели на него очень хорошее впечатление.

Беседа с глазу на глаз способствует добросовестной учебе. Сьюзан пятнадцать лет, она учится в классе, где я преподаю историю, и полностью игнорирует все, что связано с учебой. Проверяя успеваемость Сьюзан, я обнаружил, что у нее нет зачетного балла ни по одному предмету в текущем учебном году. Я задумался над тем, как ей помочь.

Прежде всего необходимо было взглянуть на личное дело Сьюзан. Выяснив, что родители девочки образованные люди, а две сестры в свое время успешно учились в средней школе, я заключил, что ее домашние условия не могут препятствовать учебе. Трижды Сьюзан проходила тесты на коэффициент интеллекта и набирала от 97 до 108 баллов *. А это означало, что девочка была в состоянии работать по программе средней школы. Записи в ее характеристике свидетельствовали о дружелюбии Сьюзан, о том, что она легко поддается влиянию других, любит привлекать к себе внимание, отличается непостоянством интересов.

* (Коэффициент интеллекта - (англ. - Intelligencequotient -" I. Q.) - показатель уровня интеллекта, принятый в зарубежной психологии, определяется на основе выполнения испытуемым стандартизованных тестовых заданий.

Как отмечают советские специалисты, измерение I. Q. позволяет оценить лишь текущее состояние отдельных аспектов умственного развития (например, скорость мыслительных процессов, объем словарного запаса и умение оперировать им, счетные навыки, умение производить некоторые абстрактно-логические операции с символами и т. д.). В то же время совершенно неправомерно представлять I. Q. в качестве общего показателя интеллекта, критерия умственного развития в целом (см., например: Психологическая диагностика: проблемы и исследования. Под ред. К. М. Гуревича. М, 1981, с. 42-43). К такому выводу приходят и многие прогрессивные зарубежные психологи.

Использование I. Q. в качестве показателя общих умственных способностей и обучаемости школьников, принятое в американских школах, не только антинаучно, но и глубоко реакционно по своим социальным последствиям (см. подробнее гл. V с. 186 и комментарий на с. 189).)

Располагая такой информацией, я почувствовал, что теперь имею гораздо больше шансов на успех. Я стал чаще вызывать Сьюзан непосредственно во время занятий в классе, стараясь при этом установить с ней дружеский контакт. Подчеркнутое внимание с моей стороны принесло успех: Сьюзан стала с большей готовностью отвечать на вопросы по теме урока.

Почувствовав, что девочка поняла мою озабоченность, я решил поговорить с ней. Мы обсудили ее низкую успеваемость, и я сказал: "Сьюзан, твой долг перед собой, твоими родителями и обществом - учиться лучше. Не каждому дано родиться гением. Но каждый может и должен много работать. Никто не ожидает от тебя невозможного. Тебе нечего стыдиться и расстраиваться из-за того, что у других дела. обстоят лучше. Просто старайся изо всех сил. Никто не потребует от тебя большего".

После этого разговора Сьюзан. принялась за работу. Мне казалось, что она и в самом деле старается изо всех сил. Во всяком случае, куда больше, чем до нашей беседы. Вскоре она получила зачетный балл по истории.

Мотивация всего класса. Один из выпускных классов, в котором я преподавал, состоял из учащихся, ориентируемых на поступление в колледж. С ними мне пришлось нелегко. Еще не приступив к работе, а лишь наблюдая за этим классом, я честно признался самому себе, что он вызывает у меня самые серьезные опасения.

Вначале школьники казались мне не такими уж безнадежными с точки зрения их отношения к учебе, хотя оснований для особого оптимизма у меня тоже не было. Но постепенно они начали настолько "выходить из рамок", что я был вынужден задуматься над тем, как быть дальше.

Класс состоял из тридцати шести учащихся. От коллег я узнал, что большинство из них очутились на подготовительном курсе в колледж лишь в результате откровенного давления со стороны родителей. Только считанные единицы действительно желали продолжить образование после окончания средней школы. Это портило все дело, поскольку учебный план строился в расчете на тех, кто искренне стремился учиться в колледже.

Одним из первых предпринятых мною шагов с целью внести перелом в сознание и мотивацию школьников было усиленное использование аудиовизуальных средств. Моим подопечным это явно понравилось. Обучение стало для них процессом гораздо более занимательным и доходчивым. Однако дело осложнялось тем, что в классе образовалась небольшая группа смутьянов, всем своим поведением демонстрировавшая полнейшее пренебрежение к учебе.

Но постепенно мне удалось справиться с ними. Поначалу я прибегнул к системе снижения баллов. Но это оказалось эффективным в отношении только одной девушки. Остальные игнорировали любые оценки - для них школы не существовало. Более того, даже временное исключение из школы они рассматривали как своего рода каникулы.

Мне посоветовали применить физические наказания. Этого мне очень не хотелось. Я был не в состоянии вообразить себя в роли экзекутора. Совет пришлось отклонить, поскольку я остался убежденным противником физических наказаний.

Увенчался успехом совершенно иной план действий. Необходимо было так активизировать работу учащихся, чтобы школьники постоянно были заняты настоящим делом и чтобы на праздное время препровождение в классе не оставалось ни минуты. Это означало, что и мне, и моим ученикам следовало работать с полной отдачей. В конце концов дело сдвинулось с места: один из тех, с кем я никак не мог сладить, вызвался сделать в классе доклад по пройденному материалу. Обстановка на занятиях резко изменилась к лучшему. Нам предстояло чтение "Макбета" вслух в классе, и все учащиеся наперебой претендовали на роли в этой пьесе. В особенности нравилось быть актерами нарушителям дисциплины. Теперь у них появилась великолепная возможность продемонстрировать свои способности перед классной аудиторией, обратить на себя то самое внимание, которого они так жаждали и ради которого будоражили весь класс.

Однажды, стоя у доски, я окончательно убедился в правильности своего подхода. Один из самых отчаянных возмутителей спокойствия обернулся к своему приятелю и велел ему "заткнуться". Эффект превзошел мои ожидания: дружок повиновался! Одному богу известно, как я тогда обрадовался.

Активная работа учащихся накладывала на меня массу дополнительных обязанностей, в особенности это относилось к методике подготовки и проведения занятий. Но говоря честно, игра стоила свеч: бывшие смутьяны на глазах становились искренними и уважительными ребятами, готовыми с интересом учиться.

Учитель использует художественные способности "трудного" подростка. Более точного слова, чем "трудный", для определения личности Тони не подобрать. Вся его жизнь состояла из бесконечных проблем и сложностей, что, несомненно, оказывало на него отрицательное воздействие.

Некоторые его затруднения зарождались в родительском доме. Семейная жизнь его родителей была неудачн


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.