Формирование грамматического строя. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Формирование грамматического строя.

2021-06-23 29
Формирование грамматического строя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Формируем умение анализировать наглядную ситуацию и выделять предмет и действие: Кто, что сделал?. Коля лепи! Что Коля слепил? Коля слепил утку. Так составляются сначала простые, а потом и более сложные ситуации. Дети воспроизводят действия, потом сами оречевляют свои действия.

2. Дети учатся вслушиваться в изменение падежных окончаний слов. Постепенно закрепляется практическое употребление в речи винительного, дательного, родительного, творительного и предложного падежей. 

3. Дети учатся вслушиваться в речь, сравнивать, выделять, правильно называть грамматические категории. Все это способствует дальнейшему формированию речи ребенка.

 

4. Много ошибок в неправильном употреблении предлогов. Поэтому обучаем (положи ложку на стол, а вилку в ящик),.

5. Учим сравнивать выполнение и результат действий. (Одинаковые ли они совершают действия? Если разные, что различается?)

 Игра «Что изменилось?» На столе выкладываются игрушки, одна убирается, они угадывают что убрали.

Игра «Найди ошибку». Показываем действие – положи в сумку, на сумку, за сумку. Правильно составленные фразы чередуются с ошибочными.

6. Отрабатываем согласование прилагательных и существительных (голубая…, голубой…). Аналогично дети учатся подбирать однородные слова-признаки (ваза какая? большая, голубая…)

 

Итог: вся работа по практическому усвоению грамматического строя создает основу для дальнейшего развития связной речи.

 

Развитие связной речи.

1. Дети учатся составлять предложения по демонстрации действий. Предложения принимают форму небольшого рассказа, объединяются в рассказ. В нем используются усвоенные грамматические формы. Пример: Я вырезал белые лепестки и приклеил их к желтой серединке. Сделал три ромашки, поставил в вазу и подарил их маме.

2. Дети используют существительные в разных падежах, одновременно выполняя эти действия. Пример: Мы пошли в лес, Вова вел собаку.

3. Дети распространяют предложения за счет введения слов-признаков. Пример: Мы пошли в дальний лес, Вова вел мохнатую собаку.

4. Используются сравнения, основа: цвет, форма, размер, вкус. Пример: Вова вел собаку, мохнатую как медведь.

5. Логопед дает рассказ-образец. Дети его повторяют, составляют самостоятельно свой.

6. Аналогично составляется рассказ по плану, предложенному логопедом.

7. Самостоятельное составление рассказа.

8. Работа с деформированным текстом.

9. Работа с текстом на развитие творческого воображения детей. Пример: мама принесла рыбу и положила ее на стол. Дети увидели рыбу и …

10. Составление предложения по опорным словам, материалу. Пример: девочка, пластилин, мяч; девочка, карандаши, кошка.

11. Более сложные виду работы: выборочный пересказ, краткий пересказ, творческий пересказ.

Формирование звуковой стороны речи включает в себя:

- комплекс подготовительных упражнений (артикуляционная, пальцевая, дыхательная гимнастики и т.д.).

- развитие фонематического слуха,

- коррекция произношения дефектных звуков,

- коррекцию слоговой структуры слова.

 

Для того, чтобы вынести звук на фронтальное занятие, предварительно в индивидуал. порядке отрабатывается артикуляция звуков и их первоначальное различение. Существует три вида фронтальных занятий:

- занятия по развитию звукопроизношения,

- занятия по развитию лексико-грамматич. стороны речи,

- занятия по развитию связной речи.

 

Цели фронтального занятия по формированию звукопроизношения:

1. Закрепление правильного произношения звуков, уточненных и исправленных на индивидуальных занятиях. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах разной степени сложности.

2. Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения на слух оппозиционных звуков.

Фонематич. слух (звуков раннего онтогенеза) формируется к 4 годам, фонематич. восприятие (звуков позднего онтогенеза) – к 5 годам.

3. Воспитание готовности к начал. навыкам звукового анализа и синтеза.

- Учим выделять звук из ряда других звуков. «Я буду называть разные звуки, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук А».

- Учим выделять звук в ряду слогов. «Я буду называть разные слоги, а вы хлопните в ладоши, если услышите кусочек слова со звуком А».

- Учим определять наличие звука в слове.

- Определять наличие ударного звука в слове.

- Анализировать односложные слова типа: мак, сук, суп.

- Учим играть в игру «Живые звуки». Детки становятся звуками слова. Каждый звук (ребенок) звучит по очереди. По хлопку дети разбегаются, потом встают снова.

(!) Все занятия по развитию звукопроизношения сочетаются с развитием дикции и работой над слоговой структурой и звуконаполняемостью слова.

На занятиях этого типа лексический материал должен быть доступен детям – все слова понятны, не содержат дефектных звуков.

Включаем задания на развитие внимания, памяти, логического мышления.

 

 

Обучение элементам грамоты:

Формирование звукопроизношения тесно связано с обучением детей 5-6 лет элементам грамоты.

Цели коррекционных занятий:

1. Сформировать у детей готовность к обучению грамот.

2. Сформировать у детей первоначальные навыки овладения чтением и письмом.

3. Обучение грамоте идет на базе правильно произносимых звуков.

4. Детей учат делить слова на слоги, используя при этом разные схемы.

5. Дети складывают из букв разрезной магнитной азбуки слоги типа: ма, му, па, пу.

 

Этот навык складывания и чтения слогов закрепляется в субботу-воскресенье – родителями.

 

6. Систематически идут занятия по преобразованию слогов в слова.

7. Дети учатся вставлять пропущенные буквы в слова, напечатанные на карточках, составлять из слогов слово читать его слитно. К концу обучения дети могут читать фразы: Тата спит, Дима ест суп. Состав предложения усложняется постепенно.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.