Психолого-педагогическая характеристика детей с 3 уровнем развития. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Психолого-педагогическая характеристика детей с 3 уровнем развития.

2021-06-23 37
Психолого-педагогическая характеристика детей с 3 уровнем развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психолого-педагогическая характеристика детей с 3 уровнем развития.

 

3 уровень речевого развития: развернутая фразовая речь с выраженными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматич. недоразвития. Дети владеют  фразовой речью, но она насыщена ошибками, страдает словарь, грамматика и т.д.

+ У детей довольно большой словарь, развернутая фразовая речь, наличие правильно построенных предложений (простых), меньшее количество дефектов звукопроизношения, т.к. появилось много звуков раннего онтогенеза. Нет заметных грубо выраженных лексико-грамматических и фонетических нарушений.

- На уровне развернутой фразовой речи у детей сравнительно большой глагольный словарь, но редкие действия называют неправильно (вместо вырезать – рвать, вместо ковать – выпиливать подкову, вместо вязать – шить, вместо доит – моет).

- Неточное употребление слов (вместо налить похлебку – положить похлебку, вместо высокий кувшин – длинный кувшин).

 - Ребенок часто старается заменить трудные слова другими, более проверенными. При этом многих слов дети вообще не называют (подоконник, решето, подбородок, конура, тигр, слон).

- Ряд предметов обозначается неверно (вместо гребень у петуха – грива, грива заменяется на гребешок, волосы, гривенник; вместо телега – сани, вместо поезд – паровоз с вагонами).

-

- Аграмматичное построение фраз: опускаются предлоги (посадила клетку вместо в клетку), неправильное согласование в роде, числе, падеже (моя папа пришла вместо мой папа пришел, мухи кусал вместо мухи кусали, лиса облизывал вместо лиса облизывала; по все талелку – по всей тарелке).

 

- В свободной речи преобладают нераспространенные предложения, часто встречается аграмматизм:

а) Неправильное согласование в роде (две ягода, красная ведро, две уши, белый скатерть). Высказывание ребенка с нормой: Положите ее, Христа ради, на место. Ребенок – я эту христарадю всегда на место кладу.

б) Неправильное употребление глаголов (пускай меня цалевна порубись – пускай меня царевна полюбит. Когда поспать, тогда придет – когда посплю, тогда придет. Девочка выглядит с дома – девочка выглядывает из-за дома.)

в) Нарушение согласования в числе (Красненькие флажок, грибы растет, зеленые одеяла.)

г) Неправильное употребление падежных окончаний (Иванушка пустили – Иванушку пустили. Нет дрова – нет дров. По дорога – по дороге. Девочка идет портфель – девочка идет с портфелем.).

е) Неправильное употребление предлогов, союзов (Собака уходит в свои дома – собака выходит из конуры. Корова уходит с сарая – корова выходит из сарая.).

ж) не могут образовывать форму единственного числа от множественного и наоборот.

 

Понимание речи:

+ Дети понимают большинство грамматических форм, различают число существительных и прилагательных, мужской и женский род.

- Плохо понимают значение предлогов и почти всех падежных окончаний. Трудности вызывает творительный и родительный падежи.

- С трудом понимают средний род существительных и род глаголов.

 

Недостатки произношения:

- Отсутствие звуков (нулевое произношение или замена на другие звуки).

- Неправильное произношение звуков (горловое р, межзубные свистящие, шипящие, губные, щечные, промежуточная артикуляция).

 

Нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости:

- Неправильное использование звуков. Ребенок может артикулировать звуки, но не пользуется этим умением или пользуется нестойко. При этом, ребенок демонстрирует умение воспроизводить четырех-, пятисложные слова и пользоваться ими в речи. Пример: конвета – конфера, телепаха – черепаха, локошатка – шоколадка, гнездышко – гнездешка. Детям надо показывать правильный образец речи, исправлять их.

- Опускание, перестановка, замена слогов, звуков. Пример: Кобалса – колбаса, сетка – беседка, сокваетка – сковородка, вер – лев, напетик – пакетик, кастартина – скарлатина, галибоб – гардероб, караташ – карандаш, сверкла – свекла, гулсы – огурцы, ножичи – ножницы).

 

*Дополнительно.

Методика коррекционной работы с детьми с третьим уровнем речевого развития.

Развитие связной речи.

1. Дети учатся составлять предложения по демонстрации действий. Предложения принимают форму небольшого рассказа, объединяются в рассказ. В нем используются усвоенные грамматические формы. Пример: Я вырезал белые лепестки и приклеил их к желтой серединке. Сделал три ромашки, поставил в вазу и подарил их маме.

2. Дети используют существительные в разных падежах, одновременно выполняя эти действия. Пример: Мы пошли в лес, Вова вел собаку.

3. Дети распространяют предложения за счет введения слов-признаков. Пример: Мы пошли в дальний лес, Вова вел мохнатую собаку.

4. Используются сравнения, основа: цвет, форма, размер, вкус. Пример: Вова вел собаку, мохнатую как медведь.

5. Логопед дает рассказ-образец. Дети его повторяют, составляют самостоятельно свой.

6. Аналогично составляется рассказ по плану, предложенному логопедом.

7. Самостоятельное составление рассказа.

8. Работа с деформированным текстом.

9. Работа с текстом на развитие творческого воображения детей. Пример: мама принесла рыбу и положила ее на стол. Дети увидели рыбу и …

10. Составление предложения по опорным словам, материалу. Пример: девочка, пластилин, мяч; девочка, карандаши, кошка.

11. Более сложные виду работы: выборочный пересказ, краткий пересказ, творческий пересказ.

Формирование звуковой стороны речи включает в себя:

- комплекс подготовительных упражнений (артикуляционная, пальцевая, дыхательная гимнастики и т.д.).

- развитие фонематического слуха,

- коррекция произношения дефектных звуков,

- коррекцию слоговой структуры слова.

 

Для того, чтобы вынести звук на фронтальное занятие, предварительно в индивидуал. порядке отрабатывается артикуляция звуков и их первоначальное различение. Существует три вида фронтальных занятий:

- занятия по развитию звукопроизношения,

- занятия по развитию лексико-грамматич. стороны речи,

- занятия по развитию связной речи.

 

Цели фронтального занятия по формированию звукопроизношения:

1. Закрепление правильного произношения звуков, уточненных и исправленных на индивидуальных занятиях. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах разной степени сложности.

2. Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения на слух оппозиционных звуков.

Фонематич. слух (звуков раннего онтогенеза) формируется к 4 годам, фонематич. восприятие (звуков позднего онтогенеза) – к 5 годам.

3. Воспитание готовности к начал. навыкам звукового анализа и синтеза.

- Учим выделять звук из ряда других звуков. «Я буду называть разные звуки, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук А».

- Учим выделять звук в ряду слогов. «Я буду называть разные слоги, а вы хлопните в ладоши, если услышите кусочек слова со звуком А».

- Учим определять наличие звука в слове.

- Определять наличие ударного звука в слове.

- Анализировать односложные слова типа: мак, сук, суп.

- Учим играть в игру «Живые звуки». Детки становятся звуками слова. Каждый звук (ребенок) звучит по очереди. По хлопку дети разбегаются, потом встают снова.

(!) Все занятия по развитию звукопроизношения сочетаются с развитием дикции и работой над слоговой структурой и звуконаполняемостью слова.

На занятиях этого типа лексический материал должен быть доступен детям – все слова понятны, не содержат дефектных звуков.

Включаем задания на развитие внимания, памяти, логического мышления.

 

 

Обучение элементам грамоты:

Формирование звукопроизношения тесно связано с обучением детей 5-6 лет элементам грамоты.

Цели коррекционных занятий:

1. Сформировать у детей готовность к обучению грамот.

2. Сформировать у детей первоначальные навыки овладения чтением и письмом.

3. Обучение грамоте идет на базе правильно произносимых звуков.

4. Детей учат делить слова на слоги, используя при этом разные схемы.

5. Дети складывают из букв разрезной магнитной азбуки слоги типа: ма, му, па, пу.

 

Этот навык складывания и чтения слогов закрепляется в субботу-воскресенье – родителями.

 

6. Систематически идут занятия по преобразованию слогов в слова.

7. Дети учатся вставлять пропущенные буквы в слова, напечатанные на карточках, составлять из слогов слово читать его слитно. К концу обучения дети могут читать фразы: Тата спит, Дима ест суп. Состав предложения усложняется постепенно.

 

Развитие понимания речи.

Учим детей понимать и различать:

- предмет, его части, признаки, назначение. Пример: принеси маленький стульчик; покажи, где у него спинка.

- направления действий и местонахождение предмета (предлоги в, на, под). Пример: положи книгу в ящик, а куклу на полку.

- принадлежность предмета (мы, моя, твой, твоя).

- переходность действий на предмет с указанием его признака. Пример: Собери все зеленые карандаши; выложи все красные фломастеры.

- направление действия на предмет или на его назначение. Пример: Дай мне красный карандаш, а Вове зеленый; Принеси щетку, которой стирают со стола.

 

На этапе формирования умения действий на основе словесных указаний мы даем трех-, четырехступенчатые инструкции. Пример: Возьми куклу, раздень ее, положи на кровать, укрой одеялом. Позднее эти действия оречевляются (на следующий день).

 

Даются упражнения по развитию понимания речи.

1. Выбрать одно из двух слов, наиболее подходящее к данной ситуации. Пример: сломал-разорвал, режет-мнет, штопал-вышивал. Найти в предложении лишние слова: Маше жарко и холодно, она надела пальто.

2. Заменить в предложении одно слово другим, нужным по смыслу. Пример: Вшшшш9щ

  комнате душно, закрой форточку.

На логопедическом занятии учат не только отвечать на вопросы, но и задавать их. Детей ставят в такое положение, когда они должны задавать вопросы, чтобы выполнить задание. Например: ситуация – свадьба. Образцы речи детей: свабдя –это жених и невета, на ивете пате, но пате не пате (на невесте платье, но не платье). Скажи, а что это на голове невесты: шапка, коробка, варежка или фата. Спроси, как ты думаешь, что это? И ребенок спрашивает: Маша, это что? Маша: это фата.

 

 

ОНР 3 уровень Р.Р.

Фр. занятия по л-г строю 2 раза в неделю.

Задачи обучения: __________________

 

Периода обучения.

 Темы по развитию лексико-грамматического строя и связной речи.

 

- развитие понимания устной речи, умения выделять

названия предметов, признаков, действий.

- формирование обобщающих понятий слов;

- формирование навыков диалогической речи

(отвечать и задавать вопросы);

- навыки практического употребления слов с уменьшительно-

ласкательными суффиксами и некоторых приставочных глаголов;

- усвоение притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ и их согласование с существительными;

- навыки практического употребления существительных (ед. и мн. число),  глаголов прош. время муж. и жен. Род, существительных в винительном, дат.,  творит. падежах;

- преобразование глаголов повелительного наклонения в изъявительное (иди – иду);

- составление простых предложений по моделям:

(Кто? Что делает?)

(Кто? Что делает? Что?)

                                                   Чем?

                                                   Кому?

- формирование навыка объединения простых предложений в короткий рассказ   

 

Конспект

 

 

                                 2 период обучения.

 

- уточнение знаний об основных цветах, их оттенков, их названий;

- овладение навыками практического употребления относительных прилагательных со значением отнесенности с продуктами питания,

растениям, некоторым материалам.

Учим задавать вопросы Какой? Какая? Обращаем внимание детей на совпадение окончаний вопроса и прилагательного;

- учим изменять глаголы по формам (лежи, лежит, лежу);

- учим понимать и употреблять простые предлоги: на, в, под (встраивать их в структуру предложения);

- распространять простое предложение однородными членами. Вводить первые навыки составления сложных предложений;

- закреплять навыки ведения диалога;

- составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказ-описание, пересказ.  

                           

 Содержание фронтальных занятий по звукопроизношению строится согласно программе коррекционного обучения (Гласные. Простые согласные и т.д.).

 

                                 3 период обучения.

4 раза в неделю фр. занятия по л-г строю речи и 

1-2 по звукопроизношению.

 

Темы:

- закрепление навыков употребления приставочных глаголов;

- образования относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

- образование ум. - ласк. форм прилагательных;

- образование наиболее простых прилагательных антонимов (добрый - злой);

- уточнение значений обобщающих слов;

- знакомство с предлогами К, С, Со, От.

- Закрепление навыка согласования сущ. с прилаг. в роде, числе и падеже;

-  Составлять предложения из 5-7 слов; Вводить союзы «а», «или», «потому что».

- Изменение лица рассказчика в рассказе;

- Закрепление навыка рассказывания по картине, серии картин;

- Введение элементов творческого рассказа (Изменение начала, середины, конца рассказа; рассказ по теме логопеда; изменение действующего лица).

Конспект. 

 

Психолого-педагогическая характеристика детей с 3 уровнем развития.

 

3 уровень речевого развития: развернутая фразовая речь с выраженными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматич. недоразвития. Дети владеют  фразовой речью, но она насыщена ошибками, страдает словарь, грамматика и т.д.

+ У детей довольно большой словарь, развернутая фразовая речь, наличие правильно построенных предложений (простых), меньшее количество дефектов звукопроизношения, т.к. появилось много звуков раннего онтогенеза. Нет заметных грубо выраженных лексико-грамматических и фонетических нарушений.

- На уровне развернутой фразовой речи у детей сравнительно большой глагольный словарь, но редкие действия называют неправильно (вместо вырезать – рвать, вместо ковать – выпиливать подкову, вместо вязать – шить, вместо доит – моет).

- Неточное употребление слов (вместо налить похлебку – положить похлебку, вместо высокий кувшин – длинный кувшин).

 - Ребенок часто старается заменить трудные слова другими, более проверенными. При этом многих слов дети вообще не называют (подоконник, решето, подбородок, конура, тигр, слон).

- Ряд предметов обозначается неверно (вместо гребень у петуха – грива, грива заменяется на гребешок, волосы, гривенник; вместо телега – сани, вместо поезд – паровоз с вагонами).

-

- Аграмматичное построение фраз: опускаются предлоги (посадила клетку вместо в клетку), неправильное согласование в роде, числе, падеже (моя папа пришла вместо мой папа пришел, мухи кусал вместо мухи кусали, лиса облизывал вместо лиса облизывала; по все талелку – по всей тарелке).

 

- В свободной речи преобладают нераспространенные предложения, часто встречается аграмматизм:

а) Неправильное согласование в роде (две ягода, красная ведро, две уши, белый скатерть). Высказывание ребенка с нормой: Положите ее, Христа ради, на место. Ребенок – я эту христарадю всегда на место кладу.

б) Неправильное употребление глаголов (пускай меня цалевна порубись – пускай меня царевна полюбит. Когда поспать, тогда придет – когда посплю, тогда придет. Девочка выглядит с дома – девочка выглядывает из-за дома.)

в) Нарушение согласования в числе (Красненькие флажок, грибы растет, зеленые одеяла.)

г) Неправильное употребление падежных окончаний (Иванушка пустили – Иванушку пустили. Нет дрова – нет дров. По дорога – по дороге. Девочка идет портфель – девочка идет с портфелем.).

е) Неправильное употребление предлогов, союзов (Собака уходит в свои дома – собака выходит из конуры. Корова уходит с сарая – корова выходит из сарая.).

ж) не могут образовывать форму единственного числа от множественного и наоборот.

 

Понимание речи:

+ Дети понимают большинство грамматических форм, различают число существительных и прилагательных, мужской и женский род.

- Плохо понимают значение предлогов и почти всех падежных окончаний. Трудности вызывает творительный и родительный падежи.

- С трудом понимают средний род существительных и род глаголов.

 

Недостатки произношения:

- Отсутствие звуков (нулевое произношение или замена на другие звуки).

- Неправильное произношение звуков (горловое р, межзубные свистящие, шипящие, губные, щечные, промежуточная артикуляция).

 

Нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости:

- Неправильное использование звуков. Ребенок может артикулировать звуки, но не пользуется этим умением или пользуется нестойко. При этом, ребенок демонстрирует умение воспроизводить четырех-, пятисложные слова и пользоваться ими в речи. Пример: конвета – конфера, телепаха – черепаха, локошатка – шоколадка, гнездышко – гнездешка. Детям надо показывать правильный образец речи, исправлять их.

- Опускание, перестановка, замена слогов, звуков. Пример: Кобалса – колбаса, сетка – беседка, сокваетка – сковородка, вер – лев, напетик – пакетик, кастартина – скарлатина, галибоб – гардероб, караташ – карандаш, сверкла – свекла, гулсы – огурцы, ножичи – ножницы).

 

*Дополнительно.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.