Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-06-23 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Лидерство.
Управленческий потенциал руководителя и его составляющие
План:
1. Составляющие управленческого потенциала (интеллект, креативность, агрессивность, ассертивность).
2. Особенности поведения успешного руководителя.
3. Приложения.
1 Составляющие управленческого потенциала
1.2 Интеллект
В эпоху рыночных отношений, кроме частной собственности на средства производства, жилье, землю, существует и интеллектуальная собственность личности. Знания, умения и навыки, полученные и приобретенные в процессе обучения и практики, владение технологиями, методами и методиками рациональной организации деятельности становятся своеобразным товаром и входят в сферу услуг, которые может сегодня предложить рынок.
Необходимо ввести понятие об интеллекте и креативности как важнейшие характеристики личности.
Интеллект (от латинского intellectus — разумение, постижение) – это относительно устойчивая структура умственных способностей, являющая собой сплав опыта и знаний, наложенных на такие природны качества, как любознательность, изобретательность, сообразительность Это способность личности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению, классификации,. Это умение творчески применять полученные знания, определять цели, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспосабливаясь к окружающей среде и жизненным обстоятельствам.
В структуре интеллекта выделяют такие факторы, как словарный запас, понимание слов, беглость речи, легкость оперирования информацией, пространственная ориентация, ассоциативная память, скорость восприятия, логическое мышление.
Показателем интеллекта является уровень умственного развития (УУР или IQ) (коэффициент интеллекта). Это способность к свободному оперированию знаниями и умениями, обеспечивающая усвоение новых знаний и умений. Это состояние познавательных и творческих возможностей личности. IQ определяются тестами.
|
Что касается природы интеллекта, то взгляды современных психологов можно соотнести с тремя основными позициями относительно того, какой процент в количественных показателях IQ (УУР) можно отнести за счет генетических различий между людьми (1), а какой за счет влияния среды (2), обучения и воспитания (3).
Возможные соотношения влияний наследственности
И среды в интеллекте
Таблица 1
Влияние наследственности, % | Влияние среды, % | |
1 | 80 | 20 |
2 | 50 | 50 |
3 | 20 | 80 |
Как видим, в любом случае признается возможность совершенствования, коррекции интеллекта за счет факторов среды.
Установлена значимая связь IQ с доходом семьи, уровнем образования, профессией родителей, типом школы, качеством воспитания и обучения в дошкольных учреждениях.
У городских детей оказался более развитым вербальный компонент интеллекта, у деревенских — практический, прикладной.
Cамый благоприятный возраст для формирования интеллекта – дошкольный и младший школьный. В подростковом возрасте этот процесс поддается коррекции, а к 16—27 годам достигается стабильность в показателях интеллекта. Поэтому этот возраст считается самым благоприятным для получения специального образования, открытий, продвижения в карьере. Предположение о том, что с возрастом интеллект снижается, серьезных подтверждений не получило.
1.2 Креативность
IQ не единственные критерии возможностей личности. Уровень интеллекта дополняется уровнем креативности.
Креативность (от латинского creato — сотворение, создание) — это способность к творчеству, необычным и неожиданным решениям, восприимчивость к новым идеям, преодоление устоявшихся стереотипов. Это способность удивляться и умение находить решения в нестандартных ситуациях.
|
Такое определение креативности дал П. Торренс (США), который ввел его в психологию и показал, что уровень креативности коррелирует (связан) с достижениями в организаторской деятельности (менеджмент), а также в учебной и профессиональной. Люди с нормальным и высоким коэффициентом интеллекта, но не обладающие высоким уровнем креативности, редко достигают большого успеха даже при полном владении управленческими и профессиональными технологиями. Однако обязательным признаком творческой одаренности является уровень интеллекта не ниже верхней границы средней нормы, так как именно этот уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
Какова же природа креативности? Если природа интеллекта связывается как с врожденными, так и социальными факторами, то относительно креативности пока нет единого мнения. Одни считают, что творческий потенциал человека — это есть нечто данное природой, другие (а их сегодня большинство) утверждают, что он тоже поддается формированию и коррекции. Уже имеющийся опыт школ и курсов по развитию креативности в США, Японии и Европе, а также в России и на Украине свидетельствует, что специально организованное обучение способам креативного поведения, моделированию творческих действий в различных сферах деятельности (и особенно в области менеджмента) показывает существенный рост показателей креативности и усиление таких качеств личности, как открытость новому опыту, любознательность, изобретательность, способность к нестандартным решениям.
1.3 Агрессивность
Управление по гибкому алгоритму, ставящее в центре взаимодействие личность, ее потребности, несовместимо с агрессивностью участников делового или социального взаимодействия. Новая парадигма управления исключает агрессивность как личное или ситуативное качество руководителя и персонала. При подборе кадров и работе с ними уровень агрессивности является одним из показателей профессиональной пригодности.
Агрессивность определяется как повышенная активность, не мотивируемая ситуацией, стремление доминировать, подавлять и решать конфликты силовыми методами.
Вполне вероятно, что деструктивный компонент нашей активности является одним из созидательных факторов деятельности (вспомним вечный закон единства и борьбы противоположностей, открытый задолго до К.Маркса). Нормальное развитие личности приводит к тому, что формирует у человека способность к преодолению препятствий и стремление справиться с фрустрационными состояниями. Для выживания в социуме каждая личность должна, по мнению психологов, иметь определенный уровень агрессивности. Закомплексованность, связанная с авторитарной направленностью воспитательной системы, приводит к пассивности, неспособности к волевому акту, конформности.
|
В основном агрессия — это разрушительное поведение, противоречащее нормам морали и этики и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее им физический ущерб либо вызывающее у них психический дискомфорт.
Агрессивные действия чаще всего выступают в качестве средства достижения какой-нибудь цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности, как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. При этом агрессивные действия далеко не всегда адекватны ситуации.
Виды агрессии:
· физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;
· косвенная агрессия — агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (сплетни, шутки), и агрессия без направленности (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу);
· раздражительность — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;
· негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета или руководства. Это поведение в границах от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся традиций или законов;
· обида — зависть или ненависть к окружающим, обусловленная чувством гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;
· подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что окружающие намерены причинить вред;
|
· вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через звуковую форму (визг, крик), так и через содержание словесных фраз (проклятия, ругань, брань);
· чувство вины — убеждение индивида в том, что он является плохим человеком, наличие у него угрызений совести (так называемая агрессия вовнутрь).
Ассертивность
Ассертивность (assertiv — англ. — уверенность в себе, своих притязаниях) — это способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Это умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику и решительно говорить себе и окружающим "нет", когда этого требуют обстоятельства.
Не овладев азами ассертивности, трудно добиваться решения задачи при наличии препятствий, менять, когда это нужно, тактику своего поведения.
В какой степени мы решительны и не позволяем вить из себя веревки, а в какой слишком деликатны и податливы и нам не хватает решительности, чтобы отстоять себя и настоять на своем?
Человек, ведущий себя ассертивно, способен четко и ясно сформулировать, о чем идет речь, какой ему видится ситуация. Его отличает позитивное отношение к другим людям и адекватная самооценка. Он не скрывает, что ему известно и насколько справедливо и выполнимо его требование. Он показывает, что у уважаемой им противоположнойстороны нет других интересов, нежели положительно решить данный вопрос. Он достаточно уверен в себе, умеет слушать других и идти на компромисс. Он способен изменить свою точку зрения под давлением аргументов. Считая изначально других людей порядочными, он не стесняется попросить об одолжении и со своей стороны тоже готов оказать любезность.
Для ассертивного поведения индивида характерно спокойствие, уравновешенность. Создается впечатление, что ему (его вербальным и невербальным проявлениям) несвойственна напряженность и натянутость. Речь такого человека выразительна и вразумительна. Темп речи — равномерный. Взгляд — открытый, не бегающий. Человек, ведущий себя ассертивно, создает вокруг себя благоприятную ауру. От него исходит уверенность, он ничего не внушает себе заранее. Если у него что-то не получается, он не винит в неудаче других людей. В случае неудачи он способен убедить себя, будто это, собственно, его успех (нет поражений, есть обратная связь). Он уважает моральные принципы и не считает аморальное поведение ассертивным.
Психологический анализ шкалы ассертивности (различия между пассивностью, ассертивностью и агрессивностью)
На одном полюсе шкалы ассертивности расположены пассивность, закомплексованность, на другом — агрессивность, т.е. уверенность в своем праве решать все за других и манипулировать ради своей выгоды окружающими.
|
1. Человек, ведущий себя пассивно (хотя и субъективно страдающий от этого), не умеет четко заявлять о своих желаниях и потребностях. В такой же мере он беззащитен перед сильными и наглыми требованиями других, даже очень близких людей. В его действиях прочитывается неуверенность в себе, он мучается от того, что не может должным образом противостоять натиску и тем самым выразить свое истинное отношение к ситуации. Пассивный человек не обладает иммунитетом против манипуляционных трюков. В напряженных ситуациях он всегда занимает позицию "ведомого". При этом достаточно малой толики критики, содержащейся в обращении противоположной стороны, и он начинает каяться, извиняться, объясняться и оправдываться, беря на себя часто (если собеседник — руководитель) его грехи и промахи. Неудачи ослабляют и без того не слишком сильное его самосознание (самооценка его падает, а уровень притязаний занижается, он машет на себя рукой и примиряется с навязанной ему позицией "ведомого"). Иногда он пытается овладеть ситуацией при помощи интриги, что, в сущности, не что иное, как одна из форм скрытой агрессии.
Однако, продолжая анализ этой категории людей, необходимо учитывать, что не всегда уступка другой стороне или отказ от удовлетворения каких-либо личных потребностей является проявлением пассивности. Каждый человек вполне может решить, что данное конкретное дело не стоит тех усилий, которых оно требует от него ("Зачем я буду с ними связываться? Зачем мне это нужно?"). Каждый из нас имеет право проявить великодушие. Тогда, уступая окружающим, мы реализуем свои желания. Действуя осознанно, мы в дальнейшем не изводим себя мыслями по поводу того или иного факта и не твердим себе, что нужно было поступить иначе.
2. Человек, ведущий себя агрессивно, старается добиться своего любой ценой и чаще всего в ущерб другим. Он не считается с их доводами. Поступая подобным образом, он разрушает доверие к себе окружающих. И хотя он достигает желаемого, однако тем самым настраивает окружающих против себя. И при случае они платят ему той же монетой. "Измена" самых "верных" и "преданных" членов "команд" своему "руководителю" в управленческих и даже политических структурах власти — примеры тому. Сегодня этим никого не удивишь. Руководитель, ведущий себя агрессивно (т.е. работающий по "жесткому" алгоритму), чаще всего достигает лишь одного — временного избавления от напряжения. Его самомнение скорее всего переходит в псевдосамосознание. Поэтому он старается свои неудачи перевести в успехи. А если это и не получается, то обвиняет свое окружение в том, что оно постоянно вставляет ему палки в колеса.
Агрессия — это не только нанесение физического ущерба или вербальная форма ее проявления. Формой агрессии могут быть сарказм и ирония, равно как и медоточивые речи, которые часто к делу не относятся и только объективно способствуют деградации личности того, кому они предназначены. Чем более "причесанным" и изощренным является этот вид агрессии, тем меньше агрессивности усматривает ее носитель в своих действиях. Вот только окружение чаще всего понимает и улавливает наличие подтекста, хотя и не всегда способно вовремя дать ему правильную оценку и тем самым вернуть чувство меры и реальности своему лидеру.
3. Пассивные и агрессивные действия во многом они сходны. Противоположная сторона расценивается как "противник", и последующая цель – навредить ему. Следовательно, необходимо быть осторожным, не всегда говорить то, что думаешь, любую информацию подавать избирательно. Различие между пассивным и агрессивным поведением в том, что агрессивный человек наносит упреждающие "превентивные" удары, тогда как пассивный открыто дает понять, что не претендует на победу.
4. Человек, ведущий себя ассертивно, способен четко и ясно сформулировать, о чем идет речь, какой ему видится ситуация. Его отличает позитивное отношение к другим людям и адекватная самооценка. Он не скрывает, что ему известно и насколько справедливо и выполнимо его требование. Он показывает, что у уважаемой им противоположной стороны нет других интересов, нежели положительно решить данный вопрос. Он достаточно уверен в себе, умеет слушать других и идти на компромисс. Он способен изменить свою точку зрения под давлением аргументов. Считая изначально других людей порядочными, он не стесняется попросить об одолжении и со своей стороны тоже готов оказать любезность. Для ассертивного поведения индивида характерно спокойствие, уравновешенность. Создается впечатление, что ему (его вербальным и невербальным проявлениям) несвойственна напряженность и натянутость. Речь такого человека выразительна и вразумительна. Темп речи — равномерный. Взгляд — открытый, не бегающий. Человек, ведущий себя ассертивно, создает вокруг себя благоприятную ауру. От него исходит уверенность, он ничего не внушает себе заранее. Если у него что-то не получается, он не винит в неудаче других людей (см. раздел о локусе контроля). В случае неудачи он способен убедить себя, будто это, собственно, его успех. Он уважает моральные принципы и не считает аморальное поведение ассертивным.
Особенности мышления
4. Интуиция, понимание. Сильные лидеры не нуждаются в обилии данных. Они схватывают суть дела интуитивно и быстро, обнаруживая удивительную способность отличать существенные стороны ситуации от несущественных.
5. Способность к разработке нескольких проблем одно-временно.
6. Устойчивость в ситуации неопределенности. Ему не страшна неизвестность или отсутствие обратной связи. Белые пятна не мешают его деятельности.
Управление эмоциями
1. Способность делать ставку на других. Он помогает росту других, не жалея на это время, всегда готов помочь профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице.
2. Сензитивность. Они способны поставить себя на место другого, восприимчивы к чужим чувствам. Им свойственна эмпатия, дающая возможность ощущать, что чувствуют и даже думают их коллеги.
3. Идентификация себя с делом. Они способны переносить неудачи без чувства поражения или унижения. Их привлекает сам процесс достижения результата; они не стремятся быть всемогущими и всеведущими, не пытаются делать все за всех. Они получают настоящее удовлетворение от успеха других, а не от собственного неограниченного могущества. Их власть происходит из уважения, которое они внушают. Они не стремятся занять много постов, знают себе цену и удовлетворены ею, у них полная уверенность в себе. Благодаря сильному чувству идентификации они способны принимать непопулярные решения.
4. Способность к сочувствию. Проявляя сочувствие к другим, не ожидают, что за это их будут любить. Непредвзято и точно оценивают своих подчиненных. Понимают, что невозможно угодить всем, т.к. это сделает их неспособными руководить.
5. Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере. Он обязательно заинтересован в том, что оставит после себя. Не стремится к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы.
6. Независимость. Осознают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, прислушиваются к ним, но когда дело доходит до принятия окончательного решения, они проявляют независимость. Приняв решение на основе всех имеющихся в их распоряжении фактов, они придерживаются его. Такого лидера нельзя принудить присоединиться к решению, с которым он не согласен: он скорее подаст в отставку, чем станет делать то, что идет в разрез с его взглядами и убеждениями.
Личностные качества
1. Гибкость. Он может одновременно решать несколько задач и переключаться с одного направления деятельности на другое. Открыт для восприятия новых идей, развивает в себе гибкость, понимая, что легко оказаться ограниченным своими предпочтениями и увлечениями.
2. Устойчивость к стрессу. Умеет заботиться о своем телесном и психическом здоровье. Не позволяет обстоятельствам и времени управлять собой, делает это сам. Он хорошо чувствует себя при таком образе жизни. Чувствуя действие стресса, он знает, что предпринять, чтобы избежать урона для здоровья.
3. Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель в жизни, работе. Наличие цели предполагает планирование, и каждый день приближает лидера к достижению поставленной цели.
4. Чувство юмора. Наибольшего успеха добиваются руководители, обладающие чувством юмора. Они способны видеть юмористическую сторону там, где другие видят только трагедию. Они не позволяют неудачам угнетать себя, способны найти в ситуации что-то забавное.
5. Личностная цельность. Лидер хорошо представляет себе, каков он, к чему стремится, как живет — во всех смыслах слова. Он последователен, стремится, чтобы его слова не расходилось с делами. Живет в мире с самим собой, с ним легко общаться, окружающие чувствуют себя с ним непринужденно, независимо от их должности или общественного положения. Люди не испытывают страха и охотно поверяют ему свои горести и заботы; только личностная цельность лидера делает это возможным.
Приложение 1
Приложение 4
ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Лидерство.
Управленческий потенциал руководителя и его составляющие
План:
1. Составляющие управленческого потенциала (интеллект, креативность, агрессивность, ассертивность).
2. Особенности поведения успешного руководителя.
3. Приложения.
1 Составляющие управленческого потенциала
1.2 Интеллект
В эпоху рыночных отношений, кроме частной собственности на средства производства, жилье, землю, существует и интеллектуальная собственность личности. Знания, умения и навыки, полученные и приобретенные в процессе обучения и практики, владение технологиями, методами и методиками рациональной организации деятельности становятся своеобразным товаром и входят в сферу услуг, которые может сегодня предложить рынок.
Необходимо ввести понятие об интеллекте и креативности как важнейшие характеристики личности.
Интеллект (от латинского intellectus — разумение, постижение) – это относительно устойчивая структура умственных способностей, являющая собой сплав опыта и знаний, наложенных на такие природны качества, как любознательность, изобретательность, сообразительность Это способность личности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению, классификации,. Это умение творчески применять полученные знания, определять цели, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспосабливаясь к окружающей среде и жизненным обстоятельствам.
В структуре интеллекта выделяют такие факторы, как словарный запас, понимание слов, беглость речи, легкость оперирования информацией, пространственная ориентация, ассоциативная память, скорость восприятия, логическое мышление.
Показателем интеллекта является уровень умственного развития (УУР или IQ) (коэффициент интеллекта). Это способность к свободному оперированию знаниями и умениями, обеспечивающая усвоение новых знаний и умений. Это состояние познавательных и творческих возможностей личности. IQ определяются тестами.
Что касается природы интеллекта, то взгляды современных психологов можно соотнести с тремя основными позициями относительно того, какой процент в количественных показателях IQ (УУР) можно отнести за счет генетических различий между людьми (1), а какой за счет влияния среды (2), обучения и воспитания (3).
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!