История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-06-23 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
И среды в интеллекте
Таблица 1
Влияние наследственности, % | Влияние среды, % | |
1 | 80 | 20 |
2 | 50 | 50 |
3 | 20 | 80 |
Как видим, в любом случае признается возможность совершенствования, коррекции интеллекта за счет факторов среды.
Установлена значимая связь IQ с доходом семьи, уровнем образования, профессией родителей, типом школы, качеством воспитания и обучения в дошкольных учреждениях.
У городских детей оказался более развитым вербальный компонент интеллекта, у деревенских — практический, прикладной.
Cамый благоприятный возраст для формирования интеллекта – дошкольный и младший школьный. В подростковом возрасте этот процесс поддается коррекции, а к 16—27 годам достигается стабильность в показателях интеллекта. Поэтому этот возраст считается самым благоприятным для получения специального образования, открытий, продвижения в карьере. Предположение о том, что с возрастом интеллект снижается, серьезных подтверждений не получило.
1.2 Креативность
IQ не единственные критерии возможностей личности. Уровень интеллекта дополняется уровнем креативности.
Креативность (от латинского creato — сотворение, создание) — это способность к творчеству, необычным и неожиданным решениям, восприимчивость к новым идеям, преодоление устоявшихся стереотипов. Это способность удивляться и умение находить решения в нестандартных ситуациях.
Такое определение креативности дал П. Торренс (США), который ввел его в психологию и показал, что уровень креативности коррелирует (связан) с достижениями в организаторской деятельности (менеджмент), а также в учебной и профессиональной. Люди с нормальным и высоким коэффициентом интеллекта, но не обладающие высоким уровнем креативности, редко достигают большого успеха даже при полном владении управленческими и профессиональными технологиями. Однако обязательным признаком творческой одаренности является уровень интеллекта не ниже верхней границы средней нормы, так как именно этот уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
Какова же природа креативности? Если природа интеллекта связывается как с врожденными, так и социальными факторами, то относительно креативности пока нет единого мнения. Одни считают, что творческий потенциал человека — это есть нечто данное природой, другие (а их сегодня большинство) утверждают, что он тоже поддается формированию и коррекции. Уже имеющийся опыт школ и курсов по развитию креативности в США, Японии и Европе, а также в России и на Украине свидетельствует, что специально организованное обучение способам креативного поведения, моделированию творческих действий в различных сферах деятельности (и особенно в области менеджмента) показывает существенный рост показателей креативности и усиление таких качеств личности, как открытость новому опыту, любознательность, изобретательность, способность к нестандартным решениям.
1.3 Агрессивность
Управление по гибкому алгоритму, ставящее в центре взаимодействие личность, ее потребности, несовместимо с агрессивностью участников делового или социального взаимодействия. Новая парадигма управления исключает агрессивность как личное или ситуативное качество руководителя и персонала. При подборе кадров и работе с ними уровень агрессивности является одним из показателей профессиональной пригодности.
Агрессивность определяется как повышенная активность, не мотивируемая ситуацией, стремление доминировать, подавлять и решать конфликты силовыми методами.
Вполне вероятно, что деструктивный компонент нашей активности является одним из созидательных факторов деятельности (вспомним вечный закон единства и борьбы противоположностей, открытый задолго до К.Маркса). Нормальное развитие личности приводит к тому, что формирует у человека способность к преодолению препятствий и стремление справиться с фрустрационными состояниями. Для выживания в социуме каждая личность должна, по мнению психологов, иметь определенный уровень агрессивности. Закомплексованность, связанная с авторитарной направленностью воспитательной системы, приводит к пассивности, неспособности к волевому акту, конформности.
В основном агрессия — это разрушительное поведение, противоречащее нормам морали и этики и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее им физический ущерб либо вызывающее у них психический дискомфорт.
Агрессивные действия чаще всего выступают в качестве средства достижения какой-нибудь цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности, как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. При этом агрессивные действия далеко не всегда адекватны ситуации.
Виды агрессии:
· физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;
· косвенная агрессия — агрессия, которая окольным путем направлена на другое лицо (сплетни, шутки), и агрессия без направленности (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу);
· раздражительность — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;
· негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета или руководства. Это поведение в границах от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся традиций или законов;
· обида — зависть или ненависть к окружающим, обусловленная чувством гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;
· подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что окружающие намерены причинить вред;
· вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через звуковую форму (визг, крик), так и через содержание словесных фраз (проклятия, ругань, брань);
· чувство вины — убеждение индивида в том, что он является плохим человеком, наличие у него угрызений совести (так называемая агрессия вовнутрь).
Ассертивность
Ассертивность (assertiv — англ. — уверенность в себе, своих притязаниях) — это способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Это умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику и решительно говорить себе и окружающим "нет", когда этого требуют обстоятельства.
Не овладев азами ассертивности, трудно добиваться решения задачи при наличии препятствий, менять, когда это нужно, тактику своего поведения.
В какой степени мы решительны и не позволяем вить из себя веревки, а в какой слишком деликатны и податливы и нам не хватает решительности, чтобы отстоять себя и настоять на своем?
Человек, ведущий себя ассертивно, способен четко и ясно сформулировать, о чем идет речь, какой ему видится ситуация. Его отличает позитивное отношение к другим людям и адекватная самооценка. Он не скрывает, что ему известно и насколько справедливо и выполнимо его требование. Он показывает, что у уважаемой им противоположнойстороны нет других интересов, нежели положительно решить данный вопрос. Он достаточно уверен в себе, умеет слушать других и идти на компромисс. Он способен изменить свою точку зрения под давлением аргументов. Считая изначально других людей порядочными, он не стесняется попросить об одолжении и со своей стороны тоже готов оказать любезность.
Для ассертивного поведения индивида характерно спокойствие, уравновешенность. Создается впечатление, что ему (его вербальным и невербальным проявлениям) несвойственна напряженность и натянутость. Речь такого человека выразительна и вразумительна. Темп речи — равномерный. Взгляд — открытый, не бегающий. Человек, ведущий себя ассертивно, создает вокруг себя благоприятную ауру. От него исходит уверенность, он ничего не внушает себе заранее. Если у него что-то не получается, он не винит в неудаче других людей. В случае неудачи он способен убедить себя, будто это, собственно, его успех (нет поражений, есть обратная связь). Он уважает моральные принципы и не считает аморальное поведение ассертивным.
Психологический анализ шкалы ассертивности (различия между пассивностью, ассертивностью и агрессивностью)
На одном полюсе шкалы ассертивности расположены пассивность, закомплексованность, на другом — агрессивность, т.е. уверенность в своем праве решать все за других и манипулировать ради своей выгоды окружающими.
1. Человек, ведущий себя пассивно (хотя и субъективно страдающий от этого), не умеет четко заявлять о своих желаниях и потребностях. В такой же мере он беззащитен перед сильными и наглыми требованиями других, даже очень близких людей. В его действиях прочитывается неуверенность в себе, он мучается от того, что не может должным образом противостоять натиску и тем самым выразить свое истинное отношение к ситуации. Пассивный человек не обладает иммунитетом против манипуляционных трюков. В напряженных ситуациях он всегда занимает позицию "ведомого". При этом достаточно малой толики критики, содержащейся в обращении противоположной стороны, и он начинает каяться, извиняться, объясняться и оправдываться, беря на себя часто (если собеседник — руководитель) его грехи и промахи. Неудачи ослабляют и без того не слишком сильное его самосознание (самооценка его падает, а уровень притязаний занижается, он машет на себя рукой и примиряется с навязанной ему позицией "ведомого"). Иногда он пытается овладеть ситуацией при помощи интриги, что, в сущности, не что иное, как одна из форм скрытой агрессии.
Однако, продолжая анализ этой категории людей, необходимо учитывать, что не всегда уступка другой стороне или отказ от удовлетворения каких-либо личных потребностей является проявлением пассивности. Каждый человек вполне может решить, что данное конкретное дело не стоит тех усилий, которых оно требует от него ("Зачем я буду с ними связываться? Зачем мне это нужно?"). Каждый из нас имеет право проявить великодушие. Тогда, уступая окружающим, мы реализуем свои желания. Действуя осознанно, мы в дальнейшем не изводим себя мыслями по поводу того или иного факта и не твердим себе, что нужно было поступить иначе.
2. Человек, ведущий себя агрессивно, старается добиться своего любой ценой и чаще всего в ущерб другим. Он не считается с их доводами. Поступая подобным образом, он разрушает доверие к себе окружающих. И хотя он достигает желаемого, однако тем самым настраивает окружающих против себя. И при случае они платят ему той же монетой. "Измена" самых "верных" и "преданных" членов "команд" своему "руководителю" в управленческих и даже политических структурах власти — примеры тому. Сегодня этим никого не удивишь. Руководитель, ведущий себя агрессивно (т.е. работающий по "жесткому" алгоритму), чаще всего достигает лишь одного — временного избавления от напряжения. Его самомнение скорее всего переходит в псевдосамосознание. Поэтому он старается свои неудачи перевести в успехи. А если это и не получается, то обвиняет свое окружение в том, что оно постоянно вставляет ему палки в колеса.
Агрессия — это не только нанесение физического ущерба или вербальная форма ее проявления. Формой агрессии могут быть сарказм и ирония, равно как и медоточивые речи, которые часто к делу не относятся и только объективно способствуют деградации личности того, кому они предназначены. Чем более "причесанным" и изощренным является этот вид агрессии, тем меньше агрессивности усматривает ее носитель в своих действиях. Вот только окружение чаще всего понимает и улавливает наличие подтекста, хотя и не всегда способно вовремя дать ему правильную оценку и тем самым вернуть чувство меры и реальности своему лидеру.
3. Пассивные и агрессивные действия во многом они сходны. Противоположная сторона расценивается как "противник", и последующая цель – навредить ему. Следовательно, необходимо быть осторожным, не всегда говорить то, что думаешь, любую информацию подавать избирательно. Различие между пассивным и агрессивным поведением в том, что агрессивный человек наносит упреждающие "превентивные" удары, тогда как пассивный открыто дает понять, что не претендует на победу.
4. Человек, ведущий себя ассертивно, способен четко и ясно сформулировать, о чем идет речь, какой ему видится ситуация. Его отличает позитивное отношение к другим людям и адекватная самооценка. Он не скрывает, что ему известно и насколько справедливо и выполнимо его требование. Он показывает, что у уважаемой им противоположной стороны нет других интересов, нежели положительно решить данный вопрос. Он достаточно уверен в себе, умеет слушать других и идти на компромисс. Он способен изменить свою точку зрения под давлением аргументов. Считая изначально других людей порядочными, он не стесняется попросить об одолжении и со своей стороны тоже готов оказать любезность. Для ассертивного поведения индивида характерно спокойствие, уравновешенность. Создается впечатление, что ему (его вербальным и невербальным проявлениям) несвойственна напряженность и натянутость. Речь такого человека выразительна и вразумительна. Темп речи — равномерный. Взгляд — открытый, не бегающий. Человек, ведущий себя ассертивно, создает вокруг себя благоприятную ауру. От него исходит уверенность, он ничего не внушает себе заранее. Если у него что-то не получается, он не винит в неудаче других людей (см. раздел о локусе контроля). В случае неудачи он способен убедить себя, будто это, собственно, его успех. Он уважает моральные принципы и не считает аморальное поведение ассертивным.
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!