Урок. О словах «мой мазхаб - достоверный хадис», часть 2 — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Урок. О словах «мой мазхаб - достоверный хадис», часть 2

2022-10-03 32
Урок. О словах «мой мазхаб - достоверный хадис», часть 2 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мне хотелось бы обратить внимание на две вещи:

 

1. Некоторые обманщики приводят слова Ибн аш-Шихны из «Хашия» Ибн Абидина и внушают людям, что Ибн Абидин никак их не прокомментировал, давая понять, что это и есть мнение ученых мазхаба, особенно самого Ибн Абидина, да помилует его Аллах, который является последним из поздних мухаккыков[1] мазхаба.

 

То же самое они делают, приводя слова имама аш-Шаʼрани, да помилует его Аллах, из «Аль-Мизан аль-кубра», прячась за этими словами и говоря: вот он признанный суфийский ученый, мнение которого принимается последователями имамов мазхабов. Да, это так. Но это тот случай, когда слова правильные, а ими хотят обосновать ложь и облачить ее в одежды истины.

 

2. Слова Ибн Абидина, да помилует его Аллах, в комментарии к цитате из Ибн аш-Шихны: «И очевидно, что они касаются тех, кто разбирается в текстах, способен отличить действительные от отмененных», ‒ имеют огромную важность. И слово «очевидно» означает, как мы часто говорим сегодня, что это «само собой разумеющееся». И он, да помилует его Аллах, имеет в виду, что это ограничение относится к абсолютно ясным вещам, о которых нельзя забывать или сомневаться, принимать их или нет. Это настолько же очевидно, как то, что слова «солнце взошло» означают, что сейчас день, а не ночь. Аналогично этому слова имама «если хадис достоверен – то это мой мазхаб» ясно и недвусмысленно означают следующее: речь идет о тех, кто способен анализировать шариатские тексты, различать отменяющие (хадисы) и отмененные и так далее. И недопустимо невеждам и попавшим в заблуждение студентам даже претендовать на эту степень!

 

И эти злонамеренные обманщики забыли данное ограничение, без которого нельзя обойтись. И все мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся!

 

И передал слова Ибн аш-Шихны вместе с комментарием Ибн Абидина к ним выдающийся ученый, муфассир, мухаддис, факих, уважаемый шейх Абдуль-Гаффар ʼУюн ас-Суд аль-Ханафи, да помилует его Аллах (1290–1349 г. по хиджре) в своей полезной работе «Дафʼ аль-аухам ʼан масъаля аль-кыраа хальфа аль-имам». Он пишет: «Это правильное ограничение. Ведь мы видим в наше время многих обманутых людей, претендующих на знание, которые думают, что они поднялись выше звезд, тогда как они на самом дне. Они читают книгу хадисов и, находя там хадис, противоречащий, например, мазхабу Абу Ханифы, говорят: «Выбросьте мазхаб Абу Ханифы и возьмите хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Однако может быть такое, что это хадис отмененный, или он противоречит хадису с более сильным санадом[2], или есть еще какие-то другие причины, по которым его нельзя практиковать. А это человек не знает об этом. И если им дать возможность практиковать хадисы без ограничений, они впадут в заблуждение во многих вопросах и собьют с истинного пути других».

 

Претендующие на следование Сунне тут могут возмутиться: как вы можете обвинять в заблуждении тех, кто практикует Сунну и дает людям ответы в соответствии с ней?! На это мы ответим: «Да, обвиняем. Если они не достигли соответствующего уровня». И мы обвиняем их в заблуждении не за саму практику Сунны – прибегаем к защите Аллаха от такого! ‒ а за то, что они претендуют на степень, которой не достигли[3].

 

До нас эту мысль высказал имам в хадисе и фикхе Абу Мухаммад Абдуллах ибн Вахб аль-Мисри, один из величайших учеников имама Малика в Пресветлой Медине и имама Лейса ибн Саʼда в Египте. Он – да помилует его Аллах – сказал: «Хадис – область заблуждения для всех, кроме ученых»[4].

И имам Ибн Аби Зейд аль-Кейруани, да помилует его Аллах, сказал: «Ибн ʼУейна сказал: «Хадис – область заблуждения для всех, кроме факихов». Смысл этих слов: другие (не факихи) могут воспринять буквально то, что требует толкования, которое содержится в другом хадисе. Или доказательство в нем скрыто. Или же хадис не принимается по какой-либо причине. Или еще что-то, о чем знают только те, кто обладает обширными знаниями и изучал фикх»[5].

 

[1] Ученые, которые, передавая разные мнения мазхаба, указывают, какое из них сильное, какое – слабое. Прим. пер.

 

[2] Цепочкой передатчиков. Прим. пер.

 

[3] См. нашу книгу «Адаб аль-ихтиляф» (с. 60 – 61) и далее.

 

[4] Как передано в «Тартиб аль-мадарик» (т. 1, с. 96) имама Кади ʼИяда, да помилует его Аллах.

 

[5] «Аль-Джамиʼ», с. 118. Эти слова позаимствовал имам поздних маликитов Халиль ибн Исхак аль-Джунди, автор знаменитого «Мухтасара». Также см. похожее толкование этих слов у Ибн Хаджара аль-Макки в «Фатава аль-хадисия» (с. 283).

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.