Урок. О словах «мой мазхаб - достоверный хадис», часть 4 — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Урок. О словах «мой мазхаб - достоверный хадис», часть 4

2022-10-03 31
Урок. О словах «мой мазхаб - достоверный хадис», часть 4 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слова шафиитов:

 

Шейх Абу Амр, то есть имам Ибн ас-Салях[1], да помилует его Аллах, сказал:

 

«Практиковать буквальный смысл слов имама аш-Шафии нелегко, и не каждый факих имеет право независимо практиковать тот хадис, который он считает доводом. И среди тех шафиитов, кто пошел этим путем, есть те, кто практиковал хадисы, которые намеренно не брал сам имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, даже зная об их достоверности, поскольку увидел препятствие (для их использования), не замеченное другими.

 

Так, например, ученик имама аш-Шафии Абу аль-Валид Муса ибн Аби аль-Джаруд сказал: «Достоверен хадис «пост того, кто выполнил кровопускание (хиджаму), и того, кому его выполнили, – нарушается».

 

Следовательно, я могу сказать: «Имам аш-Шафии сказал: «Пост того, кто выполнил кровопускание, и того, кому его выполнили, – нарушается»». И ученые опровергли эти слова Абу аль-Валида, поскольку имам аш-Шафии не принял этот хадис, зная о его достоверности, потому что, согласно его мнению, этот хадис отмененный. И имам аш-Шафии объяснил, почему он отмененный и привел этому доказательства[2]»».

 

Здесь заканчивается цитата из имама ан-Навави, который приводит слова Ибн ас-Саляха[3].

 

Мне показалось полезным добавить сюда краткое изложение слов имама аль-Каусари, которые мы приведем и поясним полностью далее[4]:

 

Если нам стало ясно, что имам мазхаба вынес данное решение, не приложив усилий (для глубокого изучения вопроса), а последовав за другими.


Выяснилась истина, и стали очевидны доводы, противоположные данному решению.

И стала ясной, как день, ошибка имама в этом вопросе.

 

В этом случае недопустимо приписывать имаму это мнение, противоречащее ясному доказательству, поскольку иджтихад разрешен только в тех вопросах, по которым нет ясного текста. Конец слов шейха Каусари.

 

Ибн Хибан, да помилует его Аллах, допустил оплошность сильнее, чем Ибн Аби аль-Джаруд. Он пишет в своем «Сахихе» [5]:

 

«Все основы[6], о которых мы говорили в наших книгах, и все ответвления[7], которые мы вывели из Сунны в наших сочинениях, – все это мнения аш-Шафии, и он отказался от того, что в его книгах, даже если известно, что он это говорил. Это потому что я слышал, как Ибн Хузейма передавал от аль-Музуни, что аш-Шафии сказал: «Когда достоверен для вас хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то возьмите его и оставьте мои слова»».

 

Я не понимаю, как Ибн Хибан осмелился сказать такое: что нужно отбросить книги имама аш-Шафии ради того, что Ибн Хибан привел в своих книгах, якобы это и есть мазхаб аш-Шафии, просто на основе этих непонятных слов!

 

Мы про эти слова Ибн Хибана скажем так: эти и подобные слова достоверно передаются не только от аш-Шафии, но и от других имамов, почему бы и к их мазхабам не отнести те основы, что ты привел, и те ответвления, что ты вывел?!

[1] В книге «Адаб аль-муфти валь-мустафти», с. 118.

 

[2] См. раздел «Ихтиляф аль-хадис» в книге имама аш-Шафии «Аль-Умм» (т. 8, с. 529) и «Аль-Маджму’» (т. 6, с. 406).

 

[3] См. книгу "Аль-Аджвиба аль-мардыйя ’аналь-асъиля аль-маккийя" хафиза Валиуддина аль-’Ираки, да помилует его Аллах, (с. 65). Нет нужды его цитировать здесь, смысл его слов такой же, как мы привели.

 

[4] В данной книге. В конце раздела о первой причине расхождений имамов. Прим. пер.

 

[5] Т. 5, с. 497 (2125). Издание «Муасаса ар-рисаля».

 

[6] Шариатские тексты, хадисы. Прим. пер.

 

[7] Конкретные решения фикха. Прим. пер.

 

 

УРОК. О СЛОВАХ «МОЙ МАЗХАБ - ДОСТОВЕРНЫЙ ХАДИС», ЧАСТЬ 5

Мнение шафиитов

Шейх аль-Каусари[1] сказал: «Слова имама аш-Шафии «достоверный хадис – мой мазхаб» не означают: любой хадис, о котором кто-либо сказал, что достоверен, я беру и отказываюсь от своего прежнего мнения. Нет, смысл этих слов такой: если хадис достоверен по его (имама) условиям и стало ясно, что он может служить доводом, я беру. А иначе возникнет путаница в его мазхабе.

Когда Абу Мухаммад аль-Джувайни попытался собрать в книгу вопросы, по которым существуют хадисы, достоверные, по его мнению, и приписать их имаму аш-Шафии, опираясь на эти переданные от аш-Шафии слова [2], то его современники обрушились на него с критикой. Знатоки хадисов увидели, что он посчитал достоверными те хадисы, которые таковыми не являются, и решения, выведенные из них, выдал за решения имама аш-Шафии. Тогда они помешали ему составить эту книгу».

У имама Такы ас-Субки, да помилует его Аллах, есть работа под названием «Смысл слов имама аль-Матляби: «Если хадис достоверен, то это мой мазхаб»». Вначале автор приводит слова имама Ибн ас-Саляха и имама ан-Навави, которые я уже частично процитировал, и соглашается с ними. Далее он пишет: «Это объясняет, почему такого уровня достичь тяжело, чтобы никто не был введен в заблуждение».

Затем через две строки имам пишет: «Что касается истории про Ибн Аби аль-Джаруда, то опровержение (ученых) направлено на него и недостатки его исследования, а не на сами слова имама аш-Шафии и возможность их применения. И среди тех, кто согласился с Ибн Аби аль-Джарудом, был Абу аль-Валид ан-Нисабури, Хассан ибн Мухаммад, потомок Са’ида ибн аль-‘Аса, один из крупнейших имамов-шафиитов, который умер в 349-м году (по хиджре). Он клялся Аллахом, опираясь на это (эти доводы) [3], что нарушение поста у того, кто совершил хиджаму, и того, кому ее совершили – это мазхаб аш-Шафии. И ученые указали ему на его ошибку: имам аш-Шафии отказался от использования этого хадиса, зная о его достоверности, поскольку считал его отмененным [4]. Также указали и на ошибку Ибн Аби аль-Джаруда. В этом вопросе ошиблись и некоторые муджтахиды, однако обнаружить ошибку тут тяжело из-за широты для толкования…

Передается, что Абу аль-Хасан Мухаммад ибн Абдуль-Малик аль-Караджи аш-Шафии, факих и мухаддис, не читал дуа-кунут в утреннем намазе, говоря: «Я считаю достоверным, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прекратил читать кунут в утреннем намазе…»

И я – имам ас-Субки говорит о себе – тоже перестал читать кунут в утреннем намазе на какое-то время, затем узнал, что достоверно то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перестал читать в кунуте дуа против (племен) Ри’ль и Закван, а также кунут не в утреннем намазе. Что же касается того, что он, да благословит его Аллах и приветствует, перестал читать дуа после стояния (кыям) в утреннем намазе, то об этом есть хадис Исы ибн Махана, к которому есть замечания, однако здесь не место для исследования данного вопроса. После этого я снова начал читать кинут и читаю его до сих пор. И в этом нет ничего, что противоречило бы мнению аш-Шафии, просто это недостаток, который иногда возникает в некоторых наших исследованиях». Конец слов имама ас-Субки.

И в этой цитате содержится урок для разумеющих! Если такие вещи совершал Ибн Аби аль-Джаруд, который был учеником имама аш-Шафии, и степень которого в науках известна, а также Абу аль-Валид ан-Нисабури, который подобен ему или даже выше, который был не просто передатчиком (хадисов), но и имамом в науке хадиса, но который при этом клялся Аллахом и приписывал имаму аш-Шафии практику хадиса, от которого аш-Шафии намеренно отказался, считая его отмененным, – если они совершали подобные вещи, то что говорить про наших современников! Могут ли они следовать за пониманием слов имама аш-Шафии, ничего в них не смысля?!

 

[1] В примечании к биографии имама Абу Юсуфа у Аз-Захаби, да помилует их Аллах (с. 63).

[2] Возможно, шейх, да помилует его Аллах, имеет в виду переписку, которая имела место между имамом аль-Байхакы и имамом аль-Джувайни, да помилует их Аллах, и которую любезно привел Тадж ас-Субки в книге «Табакат» (т. 5, с. 76 и далее) в биографии аль-Джувайни.

[3] Подробнее о Ибн Аби аль-Джаруде и хадисы про хиджаму см. в 16-й части. Прим. пер.

[4] См. слова хафиза аз-Захаби, да помилует его Аллах.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.