Критерии выделения жанров (жанрообразующие категории) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Критерии выделения жанров (жанрообразующие категории)

2022-10-03 176
Критерии выделения жанров (жанрообразующие категории) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В литературе - структурно-композиционные особенности произведения (рассказ, повесть, роман);

В живописи - предмету изображения (портрет, пейзаж, натюрморт);

В музыке – назначение, т.е. функция (эстрадная музыка, опера, духовная музыка).

В журналистике жанры выделяются на основании нескольких категорий:

1. Характер и специфика объекта (предмета познания).

Предмет заметки – конкретный факт действительности, отдельное событие; статьи – масштабная проблема; предмет рецензии – отображение реальной действительности в художественном произведении и т. д.

2. Назначение (функция).

Заметка сообщает новость; статья – исследует, анализирует проблему; обозрение создает панораму действительности за какой-то временной период и т.д.

3. Масштаб охвата действительности.

Заметка сообщает о конкретных фактах и событиях, происходящих в определенное время и в конкретном месте; статья исследует проблему, для чего необходимо выявить ее истоки (прошлое), предсказать возможные последствия (будущее).

4. Авторская оценка, уровень выводов и обобщений.

Заметка только сообщает о фактах и событиях; репортаж создает авторский образ события; корреспонденция дает авторскую оценку проблемы. Различный уровень исследования предмета (минимальный в заметке, максимально глубокий в статье) предполагает разные основания для авторской оценки, выводов, обобщений.

5. Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств.

Как способ познания действительности публицистика представляет собой синтез научного (теоретического), художественного (эмоционально-образного) и эмпирического (опытного) способов. Однако конкретные жанры предполагают доминирование того или иного начала.

Заметке свойственны эмпирические методы познания (наблюдение, изучение документов); статье - научные (анализ, сравнение, сопоставление и др.).

Соответственно используются и адекватные литературно - стилистические средства. Так, статья предполагает логичность авторских рассуждений, аргументированность; очерк немыслим без образных характеристик; фельетон, памфлет требуют иронии или сарказма; интервью предполагает сохранение особенностей речи собеседника.

В журналистике определить жанр конкретного произведения (то есть выделить свойства его формы и содержания, общие для целого типа произведений) можно только по совокупности названных жанрообразующих категорий.

 


12. Жанровая система журналистики. Критерии выделения жанровых
групп.


Журналистские произведения различных жанров, то есть типов, могут иметь некоторые общие признаки, присущие нескольким типам.

Это позволяет объединять такие типы в жанровые группы.

· Заметка, отчет, интервью и репортаж, составляющие группу информационных жанров, имеют общую доминирующий признак - функцию (сообщатьо фактах и явлениях действительности).

· По этому же признаку выделяется и группа аналитических жанров. Их функция - анализ, интерпретацияфактов, событий, явлений действительности.

· Группа художественно-публицистических жанров выделяется по такому общему признаку, как используемые изобразительные средства. Очерк, зарисовка, эссе предполагают применение литературных изобразительных средств – типизации, образности, художественного вымысла.

· Общий признак группы сатирических жанров – специфический предмет (социально-негативное явление, деятельность, асоциальное поведение).

Объединение жанров в жанровые группы происходит не просто в силу наличия общего признака, а на основе его обязательности для данной группы и доминирования над другими.

Признак, объединяющий жанры в жанровые группы, одновременно выступает разграничителем, отделяющим жанровые группы друг от друга.

Современная система жанров отечественной журналистики

Информационные (новостные) жанры Заметка Отчет Интервью Репортаж

Функция

Аналитические жанры Корреспонденция Статья Обозрение Рецензия Обзор СМИ Социологическое резюме Рейтинг (Опрос, Версия, Расследование -?)

Используемые изобразительные средства

Художественно-публицистические жанры Очерк Зарисовка Эссе Письмо

предмет

Сатирические жанры Фельетон Памфлет Реплика Пародия Эпиграмма

Эволюция жанровой системы

1. Внутрижанровая эволюция (корреспонденция, очерк, передовая статья)

2. Появление новых жанров (социологическое резюме, рейтинг, обзор рынка).


13. Информационные жанры. Общие жанровые признаки новостных
жанров.


Когда говорят о журналистике информационной (новостной), то ее своеобразие видят, прежде всего, в оперативности сообщений о новых событиях. Журналист-информатор стремится первым донести до читателя те сведения, которые определяются как "новость прессы". Вспомним, что новость - это творчески преобразованные факты с расчетом на их восприятие аудиторией, то есть так сорганизованные, чтобы неожиданное, сенсационное сочеталось со значимым, помогающим в социальной ориентации. Наряду с этим гносеологическим понятием существует и онтологическое понятие новости, где она определяется как нечто, что интересно большей части сообщества и что было неизвестно ей прежде. Новостью может стать только интересное, необычное и значимое событие, происшедшее за последние двадцать четыре часа. То есть, прежде всего, важны ощутимая своевременность происшествий или высказанных мнений, их явная близость аудитории, драматизм, выход на общечеловеческую тематику и экстраординарность. Это, в конечном итоге, и служит для журналиста принципом отбора новостей. Поэтому он обязан заранее планировать или хотя бы предвидеть результаты своей деятельности по отбору «новости для прессы». Чтобы можно было верно судить о событии, журналист стремится ответить на шесть главных вопросов: что именно произошло, кто, где, когда, как и по какой причине совершил действие или оказался в плену обстоятельств. Эти традиционные вопросы сформулировал еще в I веке римский оратор Марк Фабий Квинтилиан. И до сих пор журналисты всего мира пользуются этой простой, но очень емкой информационной формулой. Целью обращения к аудитории с новостными материалами могут быть: оповещение о произошедшем или готовящемся факте, событии, явлении, ориентирование в социальной и политической обстановке, включение читателя в активную жизнь общества, побуждение его к коррекции своих мыслей и поступков. В отечественной науке выделяются следующие основные виды новостей: событие, происшествие, мероприятие, итоги деятельности, планирование. Западные исследователи предлагают иную дифференциацию. Они выделяют семь категорий: новость, несущая определенное значение-смысл - социальный, экономический, политический, человеческий; новость-«драма»; новость-«сюрприз»; новость о личности; скандальная новость, в том числе и криминальная; новость о масштабном событии; близость события к потребителю новости. Так сложились два направления – новостное и проблемно-аналитическое - в перспективном развитии средств массовой коммуникации. Ярко выраженное сегодня стремление к американизации прессы сказывается, прежде всего, на развитии новостной журналистики. "Новость прессы" - особый литературный продукт, который пользуется огромным спросом в постиндустриальном обществе, где информация становится главным товаром. Она «продается» публике, будучи «упакованной» в привлекательные сенсационные обертки. Те, кто занимает ключевые посты на телевидении, в газетах и других СМИ занимаются «установлением пунктов повестки дня», то есть выдвигают на первый план одни вопросы, а другие предают забвению. Одним из способов идеологического производства новостей является процедура выбора темы новостей. Эта процедура требует, чтобы факт был вырван из реального контекста его происхождения таким образом, чтобы его можно было поместить в новый, символический контекст: тему новостей. Поскольку свойство заслуживать освещение определяется темами, внимание, уделяемое событию, может быть несоразмерным его значению, актуальности или своевременности. Информационная функция средств массовой коммуникации включает в себя четыре обязательных компонента: во-первых, нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом, во-вторых, удовлетворение общих интересов и любознательности, в-третьих, информационное обеспечение инновационных процессов, обучение и самообразование, и, в-четвертых, поиск советов, необходимой информации для принятия решений. В связи с этим роль информационной журналистики, исполняющей все эти функции, значительно возрастает. Ведь в последнее время количество поступающей к человеку информации настолько велико, что он уже не в силах самостоятельно разобраться в ней, определить критерии истинности и принять верное решение. Ведь в доидустриальной среде основную информационную нагрузку нес личный контакт с другим человеком. Позднее сформировалась книжная культура, где печатные средства массовой коммуникации преобладали до недавнего времени. В постиндустриальном обществе все большее значение приобретает экранная культура, создаваемая на основе аудиовизуальной техники. Отныне производство, хранение, передача и потребление информации производится на принципиально иной технологической основе, приводящей к децентрализации коммуникационных каналов. Доступность и разнообразие информации, получаемой по современным каналам массовой коммуникации, приводят, с одной стороны, к значительной однородности культурно-информационного пространства, а с другой - к огромному разнообразию этой информации, из которой человек может выбирать то, что отвечает его ориентациям. Если общество будущего действительно таково, то роль журналиста в нем будет сведена к простому ретранслятору фактов: передача информации без каких-либо комментариев. Но с другой стороны, журналист рисует перед своей аудиторией определенную картину мира, отбирая и выстраивая в определенной последовательности факты. В этом смысле новостная журналистика несет в себе и воспитательную функцию, ориентируя человека не только в выборе духовных ценностей, но и формируя в его сознании смысл жизни. Причем человеку, жизнь которого связана с однообразной работой, подчинением бюрократии, социальной изоляцией и низким уровнем солидарности средства массовой коммуникации предлагают картины мира, далеко не во всем согласующиеся с его реальным жизненным миром. И это, как ни парадоксально, помогает ему расслабиться и отвлечься от своих каждодневных проблем. Не акцентируя внимание на том, что журналист так или иначе формирует общественное мнение через подбор фактов, американские исследователи печати считают вопиющей нелепостью присутствие открытого выражения взглядов в новостной журналистике: многие учебники по США и Великобритании настаивают на том, что в новостях должна быть только информация, а комментарии - основа аналитических материалов. Право на собственное мнение имеют лишь специальные или зарубежные корреспонденты, дающие по ходу дела ремарки. Читатель, по твердой убежденности сторонников чистой информационной журналистики, желает знать, что увидел и что обнаружил журналист, а не то, как и почему это произошло. На самом же деле, информационные тексты только выигрывают от использования элементов анализа и компонентов публицистики. Скажем, если при сообщении новости журналист покажет причинно-следственную зависимость или сообщит о новых толкованиях и взглядах, то сможет достигнуть эффекта, получившего название сенсация интерпретации. Для этого журналист должен вести дневник новостей, отмечающий развитие событий. Журналистика новостей, выделяя из потока событий наиболее значимые или наиболее яркие факты, создает материалы, сильные прежде всего эффектом "самоочевидности факта". Но информационная журналистика – это вовсе не "фотографирование" событий. Это кропотливый труд, отнимающий у журналиста немало времени и сил. Строгий анализ происходящих в мире событий позволяет правильно и своевременно отобрать из множества фактов те, которые становятся "новостью прессы". Среди главных требований, предъявляемых к этому виду товара, - оперативность, краткость, компактность и точность. Западные исследователи выделяют двенадцать факторов, определяющих факт как новость: частота повторяемости, масштабность, ясность смысла, адаптированность (учет социокультурного контекста восприятия факта), согласованность с ожиданиями аудитории, сенсационность, динамизм (непрерывное развитие некогда начавшегося события), комбинированность (сочетание серьезности и развлекательности), причастность к событиям ведущих государств мира, отражение жизни «звезд» политики или культуры, персонификация (жизнь личности или тех, кто персонифицирует определенное социальное или политическое явление), ожидаемая негативность последствий события, - только так журналист может заинтересовать своим сообщением аудиторию. Первые шесть из названных факторов считаются наиболее важными в современной новостной журналистике. Распространение электронных средств вновь приводит мир к состоянию племенного общества - "общества уха", - где доминирующим средством передачи информации была речь. Глобальная коммуникационная сеть подобна центральной нервной системе человека, передающей краткую оперативную информацию. В этом новом мире, прежде всего за счет стремительного сжатия пространства, времени и информации, человек получает возможность одновременно соучаствовать в событиях, происходящих на огромном расстоянии друг от друга. Он как мозг получает информацию и выбирает единственно приемлемый вариант поведения. И от того, насколько ответственно к своей роли отнесется журналист, наполняющий "мозг" достоверными сведениями, зависит развитие общества в целом. В постиндустриальном обществе информационная журналистика прочно занимает свою нишу, позволяя журналисту обрести новый социальный статус. Основными жанровыми моделями новостной журналистики сегодня считаются заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, репортаж, некролог. Каждая из этих моделей, отвечая основным жанрообразующим признакам новостной журналистики, имеет специфические черты, заключающиеся в умении представлять новость через обмен репликами, показывать наглядные особенности происшедшего, воссоздавать события или прояснять ситуацию.

 


14. Заметка как жанр новостной журналистики.

Заметка - наиболее старый и распространенный жанр новостной журналистики. Из коротких, в 10 - 20 строк, заметок почти полностью состояла первая русская газета “Ведомости”:

«Из Казани пишут. На реке Соку нашли много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль Московскому государству».

Ведущим жанром заметка остается и в “Санкт-Петербургских ведомостях”, выходивших с 1728 года. С газетных страниц заметка проникает в журналы, получившие в 18 веке значительное развитие.

Благодаря таким качествам, как лаконичность, малый объем и оперативность, заметка и в наше время остается основным информационным жанром для сообщения событийных новостей.

Так как интересные для аудитории события происходят во всех сферах жизни (в политике, экономике, культуре, науке, искусстве и т.д.), то тематика заметок практически безгранична, как их география.

Слово “заметка” имеет несколько значений. Заметки в широком смысле - это форма раздумий, размышлений по поводу увиденного, прочитанного. В газетах и журналах можно встретить рубрики “Заметки писателя”, “Путевые заметки”. Нас же интересует заметка как жанр информационной журналистики, как специфическая форма сообщения читателю новостей.

Жанровые характеристики заметки

Предмет - конкретное событие действительности, актуальное или интересное для аудитории. Требования оперативности и лаконичности не позволяют журналисту глубоко анализировать событие, пристально его изучать, выяснять все детали и нюансы, всесторонне оценивать, по крайней мере на этапе подготовки первого сообщения. Заметка сообщает только самое главное о событии.

Функция заметки - оперативное сообщение основной информации о событии. Чтобы успешно ее реализовать, достаточно полно и объективно выяснить главное, получить точные ответы на классические вопросы: кто и что сделал, где и когда это случилось, как и почему произошло.

Масштаб охвата действительности в заметкеограничен пространственными и временными рамками рассматриваемого события.

Авторская оценка, уровень выводов и обобщений. Информационная база заметки чаще всего не является достаточной для глубоких выводов и широких обобщений. Этого не требует и информационная природа данного жанра (заметка сообщает о факте, но не анализирует его).

Вместе с тем в ряде случаев жанр заметки позволяет автору выразить свое отношение к событию, дать его общую оценку, чаще всего чувственно-эмоциональную.

Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств.

Собирая необходимую для написания заметки информацию, журналист используетпреимущественно эмпирические методы познания действительности, прежде всего наблюдение. Конечно, применение в случае необходимости других присущих научному способу познания методов (например анализа, сравнения, аналогии и т.д.) и даже других способов познания действительности вовсе не исключено, но эмпирика в данном случае явно преобладает.

Газетная заметка - самый оперативный жанр печати, призванный быстро и точно передавать наиболее важную информацию о событиях, происходящих в самых разных сферах общественной жизни.

Этими факторами обусловлена важнейшая стилевая черта заметки - лаконизм, сжатость изложения; официальный тон, обезличенность сообщения; разнообразие словаря.

Лексика заметки.

Содержание заметок чрезвычайно разнообразно: промышленность, сельское хозяйство, наука, культура, спорт, международные события, политическая жизнь страны, происшествия - все входит в ее сферу. Поэтому лексика заметки многотемна и многопредметна. Лексическую основу заметки составляют общеупотребительные слова.

Однако именно многотемность и многопредметность обусловливают возможность использования в заметке терминов.

Отбор терминов должен быть дифференцированным, так как использоваться в заметке может лишь терминология общепонятная, широко употребляемая (эпидемия, проект бюджета, инфляция, атмосферное давление и т.п.).

Узкоспециальные термины следует употреблять лишь в силу их “информационной необходимости”, если их пропуск или замена общепонятным словом невозможны, приведут к неполноте либо неточности сообщения.

Другим отличительным признаком заметки является активное использование газетной фразеологии, то есть устойчивых словосочетаний: оказываеть помощь, столкнуться с трудностями, ведутся работы по..., приобретать размах, не остается сомнений, осуществляется под эгидой, стол переговоров, переговоры на высшем уровне, ниже прожиточного уровня, за чертой бедности и тому подобное.

Стиль заметки - это преимущественно книжно-деловой стиль, поэтому обороты разговорной речи, сленг, жаргонизмы в ней обычно не встречаются. Отбор лексических средств определяется книжно-деловым стилем этого жанра и необходимостью точно и кратко сообщить о факте, явлении, событии.

Грамматические особенности заметки.

Синтаксический строй заметки отличается значительной сложностью. Стремление вместить большой объем информации в ограниченную форму объясняет преобладание сложных и осложненных предложений.

Компактности изложения способствует использование причастных и деепричастных оборотов, пояснительных конструкций, вводных слов и предложений, однородных членов..

Синтаксический строй заметок носит статичный характер, не воспроизводит событие в движении. Поэтому основным морфологическим средством в заметке являются имена существительные: их обычно в 4-8 раз больше, чем глаголов.

Среди глаголов преобладают формы с ослабленным лексическим значением: глаголы бытия (будет, были, являются); модальные глаголы (может, предполагается); фазовые глаголы (начинается, продолжается).

Грамматические особенности заметки: сложность структуры предложений, наличие причастных и деепричастных оборотов, пояснительных конструкций, вводных слов и предложений, однородных членов, преобладание имен над глаголами

Из рассмотренных схем построения новостных материалов для создания заметки чаще других применяется “перевернутая пирамида”, но возможны и другие.

Заметка в современных СМИ

В современных изданиях мы можем встретить заметку, стоящую на полосе как самостоятельный материал, но чаще на страницах газет и журналов заметки объединяется в специальные информационные подборки (новостные блоки).

Принципы организации подборок:

- Потематике новостей - “Новости вокруг науки” (“Педагогический калейдоскоп”), “Арт-фонарь”(“Наша газета”), “Спортивный телетайп” (“Кузбасс”);

- На основе географии событий - “Новости. Кузбасс”, “Новости. Россия” (“Кузнецкий край”), “Пульс планеты” (“Правда”, ”Труд”);

- На основе временного периода - “От четверга до четверга” (“Общая газета”);

- По источнику информации- “НЕГА сообщает” (“Независимая газета”);

- Поспецифике аудитории - “Проблемы молодежи”, “Акселерация” (“Педагогический калейдоскоп”);

- По форме подачи информации- “Новости с комментарием”, “Новости без комментария” (“Наша газета)”, “Одним абзацем” (“Кузнецкий рабочий”).

Иногда новости объединяются в блок по нескольким общим признакам: “Хроника происшествий: Прокопьевск” (“Кузнецкий край”). Есть немало других возможностей составления новостных подборок. В “Комсомольской правде”, например, использовались следующие рубрики:

· “Короче некуда” - предельно краткая новостная “смесь”, нередко курьезного характера;

· “Сообщаем подробности” - подборки заметок, содержащих дополняющую, развивающую информацию об актуальных событиях в стране и за рубежом;

· “Короткая версия”, “Все новости - в номер” - “горячие” новости из-за рубежа;

· “О чем судачит планета” - заметки о звездах зарубежного кино, шоу-бизнеса;

· “О чем говорит страна” - заметки о неординарных событиях и происшествиях в России.

Сегодня во многих печатных СМИ объем новостной информации снижается, что ведет к унификации форм подачи новостей (НГ).

 


15. Виды заметки.

· Хроника - предельно краткое сообщение о событии. Содержит только основные сведения, часто отвечает только на часть вопросов (например, на вопросы что?, где?, когда?). Публикуется главным образом в подборках, без заголовков и подписей авторов.

 

· Собственно заметка - сообщение, содержащее основные и минимально необходимые дополнительные сведения о событии. Как правило, отвечает на все классические вопросы, имеет заголовок или хедлайн, часто - подпись автора. На газетных полосах может помещаться и как отдельный материал, и в подборках новостей.

 

 

· Расширенная информация- подробное сообщение о событии, содержащее, наряду с главными сведениями, дополнительную информацию о нем. Этот вид заметки нередко включает в себя и комментарий, выражающий оценочное отношение автора к описываемому событию. Встречается как в газетах, так и в еженедельниках и журналах, преимущественно как самостоятельный материал.

Существуют разные виды заметок, которые могут быть названы ее жанровыми видами. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто появляющиеся на страницах современной периодической печати, но, разумеется, отнюдь не исчерпывающие собой перечень возможных типов (жанровых видов) заметки.

Существует несколько разновидностей заметок:

· Событийная заметка содержит сообщение о каком-либо событии или положении дел в какой-либо сфере.

 

· Анонс сообщает о предстоящих культурных мероприятиях, выставках, концертах, открытии новых сооружений.

 

 

· Аннотация информирует о вышедших книгах, статьях.

 

· Заметка может представлять собой и мини-рецензию.

 

 

· Одна из разновидностей заметки - блиц-портрет. Такая заметка содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.

 

· Мини-обозрение представляет собой фактологическую заметку, в нём описано не одно событие, а некоторая совокупность событий, объединённых временем или темой.

 

 

· Мини-история часто встречается в изданиях для семейного чтения, предметом отображения в ней является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей.

 

· Мини-совет содержит информацию программного типа, например, советы по хозяйству, поддержанию здоровья

 


16. Новость как главный элемент содержания заметки, особенности подачи
новости в разных видах заметки.

Жанровое определение «заметка» соотносится с типом материала, отличающегося небольшими (с точки зрения устоявшихся в журналистике соответствующих представлений об объеме публикаций) размерами, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления (знакомства с этим предметом). В таких материалах если и упоминается о том, из какого источника почерпнута информация, то очень кратко; обычно не рассказывается о глубине этого изучения, о том, какими методами была получена информация о предмете. Не излагается ход этого изучения, авторские эмоции, которыми оно сопровождалось, и т.п. Главное для заметки – именно краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы. Причем эти события, явления, проблемы, стороны личности человека должны выступать для аудитории как «новость», т.е. потенциальная информация, превышающая то, что уже известно читателям. Чем больше будет это «превышение» (естественно, в рамках доступного осознанию), тем значимее будет новость.

 


17. Отчет как жанр новостной журналистики.


Отчет - информационный жанр, представляющий собой развернутое, детализированное и хронологически последовательное сообщение о социально-значимом или интересном для аудитории событии.

Как и заметка, отчет - один из старейших жанров печатной периодики. Уже в первых европейских газетах публиковались подробные сообщения о королевских приемах, о встречах иностранных послов. В петровских “Ведомостях” читатели находили отчеты о военных действиях, о поездках царя, о состоянии торговых дел.

Так, в номере «Ведомостей» от 2 июля 1709 года было помещено пись­мо Петра царевичу, сообщавшее о победе над шведами под Полтавою. Сообщение, написанное по свежим следам события, содержало главные сведения о событии, на что указывал сам автор: «подробно вскоре писать будем, а ныне за скоростию невоз­можно».

Подробный отчет Петра «о зело превеликой виктории», которая была одержана благодаря храбрости солдат «малою войск наших кровию», о тысячах взятых в плен шведских солдат и офицеров, среди которых оказались и «генерал фелтмаршал господин Рейншилт, купно с четырми генера­лы», а также «министр граф Пепер с секретарями Емерлином и Ци-дергермом», появился в номере от 15 июля.

Но, хотя в отчетах рассказывалось о самых разных событиях, этому жанру изначально был присущ некоторый официальный оттенок. Эта специфическая черта в полной мере сохранилась в русской журналистике 19 века и перешла в советскую. “О чем сообщают в отчетах? О собраниях и конференциях, о встречах и совещаниях, о судебных заседаниях и тому подобных событиях...” (“Жанры советской газеты”, М., 1980).

Действительно, тематика жанра в советской журналистике весьма узка - предметом отчета становились преимущественно официальные мероприятия (партийные съезды, пленумы и собрания, сессии Советов, официальные торжества, приезды зарубежных политических деятелей и т.д.). За эти тематические рамки выходили только спортивные и судебные отчеты, но последние появлялись на страницах газет не очень часто.

Приданный жанру официальный характер обусловливал жесткий схематизм материалов, протокольный язык и стиль, использование штампов, лишал журналистов возможности творчески подойти к освещению события. Поэтому особой популярностью у авторов жанр отчета не пользовался.

Сегодня тематика жанра значительно расширилась. Наряду с традиционными отчетами (о заседаниях правительства, государственной Думы, деловых поездках руководителей страны и т.д.) на страницах газет и журналов встречаем отчеты о конкурсах красоты, о религиозных службах, о тренировках космонавтов, о событиях светской жизни и о многом другом. Да и традиционные отчеты уже не пишутся по строгим канонам - тон их стал более свободным, язык - ярким, авторы не боятся выразить собственное отношение к событию, даже если оценивают его критически.

Жанрообразующие признаки отчета

Предметом отчета является завершившееся событие, актуальное или интересное для аудитории, или завершенный этап события.

Заметку можно написать и опубликовать даже до события, если журналист располагает достоверными сведениями о нем. Ведь задача автора - оперативно сообщить новость, рассказать только самое главное.

Отчет же пишется лишь о завершившемся событии, так как его функция - сообщение полной (насколько это возможно и необходимо) детализированной информации о событии в рамках его пространственно-временной схемы. Как новостной жанр отчет уступает заметке в оперативности, но несет большую информационную нагрузку.

Как и в заметке, масштаб охвата действительности в отчете определяется конкретным событием.

Авторская оценка, уровень выводов и обобщений. Хронологически последовательное воспроизведение уже завершившегося события позволяет автору отчета выделить его главные черты, наиболее характерные проявления, уделить внимание деталям, определить важность отдельных фактов и дать общую оценку.

Наличие достаточно полной информации о событии, знание (благодаря завершенности) его места в ряду других явлений действительности делают возможными в отчете авторские выводы и обобщения. При этом важно учитывать, что оценочные элементы в отчете могут быть как результатом чувственно-эмоционального восприятия события, так и итогом логического анализа.

Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств. Наряду с эмпирическими (главным образом наблюдением) автору отчета приходится активно применять такие теоретические методы познания действительности, как анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Стилистические особенности отчета определяются, во-первых, его принадлежностью к новостным жанрам (отсюда - характерная тенденция к экономии языковых средств), и, во-вторых, конкретной темой.

Если отчет об официальном правительственном мероприятии предполагает определенную сдержанность тона, использование нейтральной лексики, то в отчете, например, о финале конкурса красоты “Мисс Москва” совершенно уместны и эпитеты, и метафоры, и слова молодежного жаргона. Вполне допустим и ироничный тон - так автор показывает свое отношение к этому и аналогичным конкурсам.

Жанр отчета позволяет использовать все схемы построения новостных материалов. Вместе с тем есть определенная зависимость между композицией отчета и его видом.

 


18. Специфика новостного элемента в разных видах отчета. Деталь в отчете.

В отчете должны быть изложены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т.д.). Отчету свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета – точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст. Информационный отчет-это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), т.е. о том событии, на котором совершается большой обмен информацией. В отчете должны быть представлены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т.д.). Отчету свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета – точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст. Виды отчета. Прямой информационный отчет – воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы. Аналитический отчет – рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков. Тематический отчет – нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших выбранную им тему.

Жанр информационного отчета – один из часто используемых информационными агентствами. Отчет представляет собой развернутое, детализированное сообщение о конкретном событии – конференции, заседании, симпозиуме, семинаре, собрании и т.д. В информационном отчете целью автора является точное (хотя и без подробностей и комментариев) изложение увиденного и услышанного.

 

 

19. Репортаж как жанр новостной журналистики.


Латинское “reportare” - “передавать, сообщать”. В первой половине Х1Х века в Англии словом “репортер” стали называть журналистов, сообщавших в редакции новости о дебатах в парламенте, о судебных процессах. Позднее название закрепилось за сотрудниками СМИ, работающими в сфере новостной журналистики.

Как газетный жанр репортаж начал формироваться относительно рано. Отдельные репортажные элементы встречаются уже в первых периодических изданиях. Они появлялись тогда, когда авторы, стремясь полнее отразить описываемые события, сообщали не только об их фактической основе, но и о своих собственных впечатлениях, испытанных эмоциях, пережитых чувствах.

Во второй половине Х1Х века понятие «репортаж» прочно связывается с понятием «сенсация». Западные, прежде всего американские журналисты используют этот жанр, чтобы рассказывать читателям о пикантные истории из жизни миллионеров, высшего света, живописать ограбления, уличные происшествия и т.п.

Такой же процесс развивается и в России – «Русское слово», «Новое время», «Московский листок», «Газета-копейка» и другие издания охотно публикуют яркие и живые описания скандалов, происшествий. При этом авторы часто искусственно драматизируют происходящее. Материал для таких репортажей часто добывался «…окольными путями, хитростью, порой обманом и даже ценою риска быть спущ


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.