Жанрообразующие признаки интервью — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Жанрообразующие признаки интервью

2022-10-03 128
Жанрообразующие признаки интервью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет интервью - событие или явление действительности в субъективно-личностном восприятии; собственно личность.Интервьюер не сам рассказывает о событии, а предоставляет такую возможность своему собеседнику. Задача журналиста - добиться, чтобы рассказ был полным, интересным, достоверным. Насколько успешно она решается, зависит от многих факторов, прежде всего от выбора собеседника, подготовки к интервью и умения вести беседу.

Функция интервью - передача информации о событии или явлении, полученной из первоисточника (очевидец, участник события, компетентный специалист); передача сведений личностного характера. Естественно, что журналист не может быть свидетелем всех происходящих событий. Чтобы грамотно рассказать о некоторых явлениях, нужны специальные знания; наконец, интерес для аудитории представляет и информация личностного характера, разглашать которую без согласия гражданина журналист не вправе (частная жизнь известных людей, их взгляды и убеждения и т.д.) Именно в таких ситуациях журналисты и прибегают к жанру интервью, обращаясь за нужными сведениями к их носителям.

Масштаб охвата действительности. Как правило, интервью связано с конкретным событием, имеет конкретный информационный повод. Однако данный жанрдопускает более широкое освещение событий, чем другие новостные жанры. В качестве источника информации журналист выбирает наиболее компетентного собеседника, обладающего максимально полными знаниями по интересующему вопросу. Как правило, это позволяет получить не только общую, но и сущностную информацию о событии, узнать о его причинах, связях с другими

событиями и явлениями, возможных последствиях. К этому нередко добавляется и личностное отношение собеседника к предмету. В результате аудитория получает более глубокую и масштабную картину происходящего.

Авторская оценка, уровень выводов и обобщений. В получаемых от непосредственного носителя сведениях почти всегда присутствует субъективный момент. Следовательно, интервьюер может передать аудитории не только объективные факты, но и отношение своего собеседника к предмету разговора. В случаях, когда и сам журналист располагает важной информацией, возможна дискуссия, сопоставление взглядов, мнений и оценок. В совокупности данные факторы позволяют достигать в некоторых видах интервью высокого уровня обобщений, делать глубокие и обоснованные выводы.Можно говорить о том, что отдельные виды интервью, оставаясь по форме информационным жанром, в содержательном аспекте становятся аналитическими (интерпретация становится доминирующей функцией).

Способ познания действительности и характер литературно-стилистических средств.Жанр интервью предполагает активное использование различных способов и методов познания действительности. Случайный свидетель, например, необычного природного явления рассказывает журналисту о том, что он наблюдал, какие чувства и эмоции при этом испытывал. Информация ученого, которого журналист попросил прокомментировать событие, будет основана на анализе имеющихся сведений, на сравнении данного явления с другими... Нетрудно представить и ситуации, когда в основу материала составит информация, полученная, допустим, метафизическим или художественным способами познания.

Главная стилистическая особенность интервью - организация текста на основе диалога. Конечно, собеседников может быть и несколько, но и в этом случае материал оформляется как связанная общей темой беседа. Задавая вопросы, предлагая кому-либо высказаться, журналист направляет ее в нужное русло.

Очевидно: если журналист обращается к кому-то за информацией, значит, этот человек или лучше знает предмет разговора, или именно его точка зрения особенно интересна аудитории. На первый план, таким образом, выходит не автор интервью, а его собеседник. При этом читатель не только получает какие-то сведения, но и составляет свое представление о сообщающим их человеке.

Исходя из этого, автор интервью должен представить своего собеседника, в случае необходимости дать портретную характеристику и, что особенно важно, сохранить (а иногда и подчеркнуть) особенности его речи. Последнее, разумеется, делается с учетом требования декодируемости текста и норм литературного языка.

Еще одна характерная черта интервью определяется спецификой вопроса. “Для меня самое главное - исследование вопроса, хотя может случиться, что при этом мы исследуем и того, кто спрашивает, то есть меня самого, и того, кто отвечает” (Сократ). Именно по вопросам аудитория судит о журналисте.

Вопрос в интервью - не только метод получения сведений, но форма движения авторской мысли, призванная обеспечить сотворчество журналиста и его собеседника.

Таким образом, кроме информативной функции в интервью вопрос имеет еще две:

  • психологическую (должен способствовать созданию атмосферы сотрудничества между журналистом и собеседником);
  • стилистическую (является композиционным стержнем будущего текста).

 

 


29. Виды интервью. Формы интервьюирования.


Виды интервью

Как и в случае с другими новостными жанрами, в литературе можно встретить различные классификации интервью.

По способу организации текста - интервью-монолог (подробный ответ собеседника на один вопрос) и интервью-диалог (серия вопросов и ответов).

По количеству участников - индивидуальное интервью (один собеседник); коллективное интервью (два и более участников); интервью-анкета (группа людей отвечает на один вопрос или одинаковые вопросы).

Некоторые исследователи классифицируют интервью по степени участия автора. Если роль журналиста сводится только к тому, чтобы направлять беседу в нужное русло, говорят о традиционном интервью; если же журналист спорит с собеседником, комментирует его ответы, высказывает собственные мнения и оценки, - такое интервью называют комментированным.

Однако наибольшее распространение получила классификация по целевому назначению, выделяющая следующие виды интервью:

Информационное интервью - материал, оперативно сообщающий основные сведения о событии в виде высказываний очевидца или участника;

Интервью- консультация - беседа журналиста с компетентным собеседником по вопросам, представляющим интерес для аудитории. Авторами вопросов часто выступают читатели, зрители или слушатели, что отражается в названиях рубрик: “Интервью по вашей просьбе”, “Интервью с письмом в руках” и т.п.;

Интервью-анкета (опрос) – беседа журналиста с группой людей, которым задаются одинаковые вопросы или вопрос (цель – выявление мнений). Может проводиться в устной или письменной формах, по телефону;

Проблемное интервью - беседа журналиста с компетентным собеседником (собеседниками) с целью обсуждения актуальной проблемы. Этот вид интервью уже по своей задаче не может ограничиваться информационной функцией и предполагает, что собеседники не только поделятся с журналистом знаниями, но и проанализируют ситуацию, дадут объективную оценку, наметят пути решения проблемы.

Информационно-личностное интервью - беседа журналиста с человеком, личность или деятельность которого привлекает общественное внимание. Целью информационно-личностного интервью является духовных, нравственных качеств собеседника, раскрытие его внутреннего мира.

Все названные виды интервью отличаются по назначению, но имеют и общие свойства. В частности, можно утверждать, что во всех случаях поток информации направлен от собеседника к журналисту. Именно собеседник располагает необходимыми сведениями; задача журналиста состоит в том, чтобы получить их и ретранслировать аудитории.

Иное дело, когда сам журналист обладает большим объемом знаний по обсуждаемому вопросу. В этом случае участники интервью могут обмениваться информацией, сопоставлять свои точки зрения и оценки, вести дискуссию. Движение информационного потока происходит в двух направлениях - от собеседника к журналисту и от журналиста к собеседнику. Интервью такого типа называют интервью-беседа.

Интервью-беседа - самый сложный вид интервью, требующий серьезной подготовки. Как правило, за него берутся журналисты, специализирующиеся на определенной тематике.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.