Классификация интервью по М. Лукиной — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Классификация интервью по М. Лукиной

2022-10-03 142
Классификация интервью по М. Лукиной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- Информационное интервью

- Оперативное интервью (сжатый вариант информационного, краткий комментарий).

- Блиц-опрос

- Интервью-расследование

- Интервью-портрет

- Креативное интервью

Формы организации интервью.

  1. Индивидуальное интервьюирование
  2. Пресс-конференция
  3. Брифинг
  4. «Круглый стол»
  5. Телефонное интервью
  6. Интернет-интервью (на форуме, в чате)
  7. Уличный опрос (streettalk).

 

 


30. Подготовка к интервью и процесс интервьюирования.

Эффективность процесса общения зависит от многих объективных и субъективных факторов. Значит, успех или неудача интервью определяется тем, насколько хорошо владеет журналист профессиональными умениями и навыками, позволяющими преодолевать всевозможные барьеры общения.

Конечно, у каждого опытного интервьюера есть арсенал собственных приемов, помогающих вызвать собеседника на откровенность. Обобщение опыта многих журналистов позволило американским исследователям УолтеруБингхему и Брюсу Муру разработать методику проведения интервью.

Работа над интервью включает четыре фазы.

Подготовка к интервью.

1. Точная формулировка проблемы (что именно надо узнать и с какой целью).

2. Ознакомление с проблемой путем сбора уже имеющейся о ней информации (из различных источников - литература, пресса, статистические данные и т.д.). Это повышает компетентность журналиста, помогает лучше понять суть проблемы и избежать ошибок на следующих этапах подготовительной работы.

3. Формулировка вопросов. Составление общего списка вопросов, выделение наиболее важных, ответы на которые обязательно надо получить. Главные вопросы целесообразно формулировать в нескольких вариантах (прямой вопрос, косвенный вопрос, вопрос-утверждение, вопрос-предположение и т.д.) – на случай, если собеседник не ответит на прямой вопрос.

4. Выбор собеседника. Сведения по интересующей проблеме можно получить у разных людей. Идеальный вариант - найти наиболее

компетентного и одновременно согласного поделиться информацией человека. Но даже в таком случае полезно узнать о характере собеседника, его привычках, интересах и т. д. Неплохо иметь резервную кандидатуру - на случай, если взять интервью у первого кандидата по какой-то причине не удастся.

5. Предварительная договоренность о встрече. Заранее согласовав наиболее удобное место и время, журналист обеспечивает психологический комфорт себе и собеседнику. Практика показывает, что в большинстве случаев люди чувствуют себя комфортнее в привычной обстановке - дома, на работе, в любимом месте отдыха. А журналисту это дает возможность увидеть естественную для интервьюируемого среду, совместить интервью с личными наблюдениями.

Интервьюирование.

1. Представление. Назвать полное имя, СМИ, которое представляете, если интервью официальное – показать служебное удостоверение. Иногда необходимо обозначить тему разговора, убедиться, готов ли собеседник к интервью именно по интересующей вас проблеме.

Главная задача данного этапа - произвести на собеседника благоприятное впечатление. Имеет значение: внешний вид журналиста, его манера держаться, точность высказываний (правильно ли произносит журналист имя собеседника, называет его должность и т.п.).

Часто, чтобы убедить собеседника в важности разговора, журналисты ссылаются на большой интерес к предмету интервью со стороны аудитории; с другой стороны, можно дать понять собеседнику, что он интересует вас не только как носитель определенной информации, но и как личность.

Некоторые журналисты используют такой прием: в начале беседы напоминают собеседнику о чем-то приятном для него (спортсмену - о лучшем результате, ученому - о сделанном открытии или вышедшей из печати книге и т.д.).

2. Начало интервью.

Начинать интервью следует с легких и наименее спорных вопросов.

Время от времени надо задавать вопросы, ответы на которые известны журналисту - это позволит увидеть, насколько правдив собеседник.

Вопросы задаются в четкой, ясной форме. Не стоит задавать вопросы, допускающие односложные ответы (кроме случаев, когда нужен именно конкретный однозначный ответ).

Иногда хороший результат приносят незавершенные вопросы - собеседнику кажется, что журналист в затруднительном положении, у него возникает желание помочь. Однако злоупотреблять этим приемом не стоит.

Распространенная ошибка - чрезмерно сложная структура вопросов, стремление задать несколько вопросов в одном. Собеседник в такой ситуации теряется, путает главное и второстепенное, сбивается с темы беседы.

Внимательно слушайте собеседника. Если ответ на какой-то из вопросов непонятен, попросите объяснить или уточнить сказанное. Не бойтесь избыточной информации - ее можно оставить за рамками материала. Зато по главным вопросам будет полная ясность.

Необходимо отличать факты, приводимые собеседником, от его догадок, предположений, гипотез. В случае необходимости можно в корректной форме уточнить, является ли сказанное фактом или это мнение вашего собеседника.

Формулируйте вопросы так, чтобы всегда предполагался развернутый ответ. Нельзя спрашивать: “Не хотите ли рассказать о...”. При такой постановке вопроса в ответ можно услышать просто “нет”.

Если собеседник уклоняется от ответа, вопрос надо перефразировать и вновь задать несколько позже. Иногда помогает такой прием: журналист дает понять собеседнику, что знает ответ на поставленный вопрос, что ему нужна не собственно информация, мнение, оценка собеседника.

Самые сложные или неприятные для собеседника вопросы задаются в конце беседы. Во-первых, собеседник уже разговорился, уже не воспринимает журналиста как абсолютно незнакомого человека. Во-вторых, даже если острые вопросы вызовут негативную реакцию собеседника, это не испортит интервью, так как на большую часть вопросов уже получены ответы.

Есть смысл продолжить беседу и после того, как вы закрыли блокнот или выключили диктофон. Часто именно в это момент человек начинает говорить абсолютно искренне. Старайтесь точнее запомнить то, что вас интересует. Если вы сумеете корректно распорядиться этими сведениями, ваш собеседник, возможно, разрешит оставить их в тексте материала.

Закончив интервью, поблагодарите собеседника - он потратил на вас свое время. Договоритесь о том, как с ним связаться, если в процессе подготовки материала к печати возникнут новые вопросы.

В ходе интервью абсолютно недопустимо:

  • подсказывать ответы;
  • стремиться к доминированию над собеседником;
  • задавать провокационные вопросы, вопросы, унижающие достоинство собеседника;
  • вести себя нескромно.

3. Постинтервью.Закончив беседу, сразу зафиксируйте все, что показалась вам важным (результаты наблюдения за поведением собеседника, возникавшие ассоциации, детали обстановки и т.д.). Это поможет нарисовать верный психологический портрет собеседника - для аудитории важно не только то, что говорится, но и то, кто это говорит.

Серьезная проблема на данном этапе - проверка полученной информации. Дело в том, что даты, имена, географические названия и многое другое люди обычно называют по памяти. Если же речь идет о событиях, отдаленных по времени, ошибки почти неизбежны. Не исключен и другой вариант - собеседник может иметь собственные планы относительно интервью и сознательно искажать факты.

4. Работа над текстом. Сначала разрабатывается структура материала. Как представить собеседника? Как скомпановать вопросы? Нужны ли авторские комментарии? Если да, то как их лучше подать?, - вот далеко не полный перечень вопросов, стоящих перед журналистом.

Немалых усилий требует и литературная обработка ответов собеседника. Главная трудность состоит в том, чтобы, не нарушая норм литературного языка, сохранить специфику речи собеседника и одновременно сделать текст понятным массовому читателю.

Визирование – согласование окончательного текста интервью с собеседником. С точки зрения закона – не обязательно, сточки зрения профессиональной этики – обязательно.

 


31. Функции вопроса в интервью. Виды вопросов по форме, по функции, по
воздействию на собеседника.

Типы вопросов.

1. Основные.

· Прямой вопрос – ясный вопрос, побуждающий собеседника к прямому и конкретному ответу (Правда ли, что вы являетесь сторонником смертной казни?).

· Непрямой вопрос – вопрос, позволяющий собеседнику рассуждать по определенной теме в обобщенной форме (Как вы в принципе относитесь к смертной казни?).

· Открытый вопрос – вопрос общего характера, не ограничивающий ответ по форме и содержанию (Чем, по вашему мнению, вызван очередной скачек цен на сырую нефть?).

· Закрытый вопрос – вопрос, требующий утвердительного или отрицательного ответа (Вы лично будете голосовать за данный законопроект?).

2. Функциональные (дополнительные) вопросы.

· Уточняющие вопросы (задаются после неясного или двусмысленного ответа на основной вопрос). Пример: Мне показалось, что вы не согласны с позицией своей фракции. Так ли это?

· Развивающие вопросы (вопросы, позволяющие собеседнику расширить тему или ввести в ней новый аспект). Пример: Вы сказали, что принимаемые правительством меры не приведут к снижению инфляции. Почему?

· Уличающие вопросы (задаются, если в ответах есть явные противоречия; когда ответы противоречат проверенной информации, имеющейся у журналиста). Пример: Вы говорили, что в городе снизилось число ДТП. А вот официальная статистика свидетельствует о росте ДТП на 5% за прошедший квартал. Кто ошибается?

· Количественные вопросы (задаются для выяснения количественных характеристик объекта или события). Пример: И все-таки, сколько бюджетных мест будет сокращено?

· Гипотетические вопросы (побуждающие собеседника к прогнозированию, выдвижению гипотез, предположений). Пример: Чем же грозит человечеству глобальное потепление?

· Переходные вопросы (вопросы, позволяющие менять направление беседы). Пример: Ну вот, о работе поговорили. А как вы отдыхаете?

3. Вопросы, которых следует избегать:

- риторические;

- подсказывающие;

- льстивые;

- провокационные.

 

32. Композиционные особенности интервью. Язык интервью.


Композиция интервью и стандартные средства выражения

Несмотря на большое разнообразие видов интервью, его «структурно-композиционные черты… остаются достаточно стабильными: зачин – основная часть – концовка».

Вводное и заключительное слово журналиста – это и художественное оформление текста, и выражение интонационной завершенности или начала беседы, и оценка происходящего. В одних случаях зачин и концовка могут быть выражены репликами журналиста, то есть графически они не

выбиваются из текста интервью.

 

Другой вариант – зачин и концовка представляют собой монолог автора, не выделенный как реплика, либо существует так называемая «врезка», вкратце информирующая о герое интервью.

На страницах газет часто появляются материалы, сочетающие черты жанраинтервью и очерка, репортажа, статьи; здесь реплики перемежаются авторским текстом-комментарием, рассуждением, иллюстрацией.

 

Основной коммуникативной единицей интервью является реплика, которая, сцепляясь с другой репликой, образует диалогическое единство. Ученые выделяют различные типы диалогических единств, например:

· вопрос - ответ,

· вопрос - контрвопрос,

· побуждение - вопрос,

· побуждение – повествование,

· повествование – побуждение

· и так далее.

 

Для интервью более характерно диалогическое единство вопрос – ответ. От размещения вопросов и связи между ними напрямую зависит композиция интервью. Выделяются интервью со свободной композицией и интервью, композиция которых импровизированная беседа. Интервью со свободной композицией отличается тем, что вопросы в нем можно переставлять, так как они едины лишь своей широкой тематикой, изменение места вопросов не влияет на течение разговора.

 

Композиция импровизированного интервью представляет собой совершенно иной тип отношений вопросов и ответов, при котором «вопрос порождается предшествующим ответом собеседника, вследствие чего перестановка вопросно-ответных единств невозможна». Ход такой беседы непредсказуем, либо прогнозируется лишь в общих чертах, роль журналиста сводится к тому, чтобы не дать собеседнику уйти от интересующей темы.

 

На практике чаще встречается тип композиции интервью, представляющий нечто среднее между вышеперечисленными типами. Обычно интервьюер имеет примерный план заготовленных вопросов, к которым по ходу беседы добавляются вопросы с просьбой проиллюстрировать, пояснить факт и тому подобное (типа «А не покажете на конкретном примере?»). При этом исходные, основные вопросы, «коротко обозначая темы следующих за ними отрезков текста –

ответов, делают содержательную структуру текста и композицию его прозрачными, легко обозримыми (вот тема текста, сейчас пойдет речь о такой детали, сейчас о следующей)». Текст такого интервью часто делится на главки, что облегчает его восприятие, включаются авторские комментарии и так далее. Итак, композиция интервью зависит от размещения вопросов и связи между ними; существует два основных типа композиции – свободная, при которой порядок вопросов произвольный, и композиция импровизированного интервью, вкотором вопросы нельзя поменять местами, поскольку они вытекают один из другого. В интервью представлен широкий спектр вопросов, реплик, различны и типы связей реплик между собой. Все это в совокупности определяет вид интервью

 


33. Информационные жанры телевидения.

Телевидение возникло как электронный способ передачи на расстояние звукозрительных образов реальной действительности и, став новым средством массовой информации, во многом восприняло функции, методы и формы творчества печати и радио.

Естественно, этот процесс не был механическим. Как жанровая система публицистики в целом, так и отдельные жанры приобрели на телевидении немало специфических черт. Изменения обусловливались в первую очередь богатством выразительных средств ТВ - движущийся зрительный образ, звук, неподвижное изображение, текст.

Однако определение жанра телевизионного произведения возможно на основе критериев, применяемых общей теории журналистики - своеобразия объекта познания, функции, масштаба освещения действительности, авторской позиции и уровня выводов и обобщений, особенностей выразительно-изобразительных средств.

Что же касается жанровых групп, то здесь практика телевидения выработала свой, особый подход, увязав общепублицистический функциональный критерий с тремя основными вариантами изображения реальности и соответствующими им способами композиционной организации телематериалов.

1. Простая фиксация реальности. Автор стремится с максимальной объективностью показать конкретное событие. Композиция таких материалов диктуется развитием самого объекта. Такой подход к изображению реальности характерен для новостной тележурналистики.

2. Интерпретация фактов, явлений и событий в русле стоящей творческой задачи. Композиция определяется не фабулой события, а замыслом автора. Этот подход реализуется в жанрах аналитической тележурналистики.

3. Образное отражение действительности. Сохраняя документальность, автор может использовать художественные выразительные средства вплоть до актерской игры. Композиция зависит от образной системы, избранной автором.

Доминирующая функция как общий, объединяющий признак жанровой группы не утрачивает свое значение: новостные жанры сообщают, аналитические интерпретируют,художественно-публицистические типизируют, обобщают, раскрывают типическое через индивидуальное.

Жанровая система современного телевидения:

· Новостные жанры - заметка (сюжет), выступление, интервью (его разновидность - пресс-конференция), репортаж;

· Аналитические жанры - беседа, комментарий, корреспонденция, обозрение;

· Художественно публицистические жанры - зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Заметка (сюжет). На телевидении заметкой называют как короткое устное сообщение о событии, так небольшой видеоматериал, показывающий основные моменты развития события в их естественной последовательности. Заметка (сюжет) - основной жанр телевизионных новостных программ.

· Вербальная (устная) заметка передается без видеоряда. Это происходит, когда новость представляет несомненный интерес для аудитории, а сделать видеосъемку события невозможно (или видеоматериалы еще не получены). Иногда вербальные заметки передаются блоками (подборками), объединенными по тематике.

 

· Видеозаметки (сюжеты) разделяются на две группы.

К первой относятся сообщения о традиционных по форме событиях (чаще всего - официального характера) - сессии законодательных органов, визиты, пресс-конференции и так далее. Стандартный монтажный лист, применяемый в таких случаях, позволяет оператору самому, без участия журналиста, отобрать нужный визуальный материал. Дальнейшая работа - монтаж отснятого материала и написание закадрового текста. Закадровый текст заметок этого типа читает ведущий информационной программы или диктор.

Вторая разновидность - сценарная (авторская) заметка - требует активного участия журналиста во всем творческо-производственном процессе. Журналист отбирает событие, заранее продумывает характер съемки и монтажа. Нередко готовится полный сценарный план, включающий определение идеи и темы сюжета, краткое изложение содержания, поэпизодное изобразительное решение.

Таким образом, работа журналиста при подготовке авторской заметки включает следующие действия: выбор темы, разработка идеи, изучение объекта, создание сценарного плана, участие в съемке и монтаже, написание текста.

Закадровый текст сюжета обычно читает сам автор. Работая над ним, журналист должен учитывать два важнейших обстоятельства. Во-первых, отличие устной речи от письменной. Во-вторых - наличие видеоряда. Текст телевизионной авторской заметки должен быть информационно насыщенным, но лаконичным, не содержать сложных языковых конструкций и труднопроизносимых слов, канцеляризмов, профессионализмов и непонятных аудитории терминов. Недопустимо дублирование видеоряда вербальной частью заметки.

Отчет. Предметом отчета на телевидении выступают, как правило, события повышенной социальной значимости.

· Некомментированный отчет готовится следующим образом: событие (чаще всего - какое-то официальное мероприятие) полностью записывают, затем показывают в сокращенном варианте.

· Комментированный отчет. Сценарный план отчета заранее не пишется, но журналист, задумавший комментировать событие, должен наблюдать его развитие. Кроме того, присутствие журналиста на съемке поможет и при монтаже, и при написании текста.

· Специфической разновидностью отчета можно назвать и прямую трансляцию какого-либо события (важные политические события, спортивные состязания). В таких ситуациях журналист комментирует происходящее «по ходу» действия, что возможно только при наличии опыта и специальных знаний, умений и навыков.

Интервью. Английское interview переводится как «беседа». Любопытна семантика термина: префикс inter имеет значение взаимодействия, а одно из значений слова view - взгляд, мнение. Интервью, таким образом, можно трактовать и как обмен мнениями, взглядами.

В печати такой обмен информацией осуществляется лишь в интервью-беседе. На телевидении же диалог, общение является формой существования многих публицистических программ («Герой дня», «Час пик», «Времена», «Момент истины» и другие). Тележурналист в таких случаях не просто берет интервью, он строит на основе беседы целостную передачу, выступает как интервьюер и как ведущий одновременно.

Нас, однако, интересует телеинтервью как информационный жанр журналистики, поэтому остановимся на наиболее часто встречающихся в новостных программах типах интервью.

· Протокольное интервьюпроводится для получения официальных разъяснений по каким-то важным и актуальным проблемам. Интервьюируются политики, государственные деятели, служащие органов управления, бизнесмены и другие лица, обладающие необходимой информацией, способные полно и компетентно ответить на вопросы.

Вопросы протокольного интервью, как правило, заранее согласовываются; официальный характер беседы не позволяет “по ходу” менять ее сценарий, задавая внезапно появившиеся вопросы или добиваясь от собеседника развития темы, дополнений и уточнений. Роль журналиста в данном случае сводится к четкой, точной и корректной формулировке вопросов. Высказывать в протокольном интервью собственное мнение журналиста не принято.

· Интервью-анкетапозволяет выяснить мнения различных людей по какому-либо вопросу. Обычно проводится как серия стандартных интервью - собеседникам задается один и тот же вопрос (или вопросы). Хотя интервью-анкета и не представляет большой сложности, начинающих журналистов иногда постигают неудачи из-за неверно выбранного предмета разговора. Избранный для интервью вопрос должен отвечать трем требованиям: быть дискуссионным, вызывать общественный интерес, находиться на уровне компетенции опрашиваемых.

· Информационное интервьюможно встретить как в новостных, так и в публицистических программах. Собеседником может быть любой человек, располагающий необходимыми журналисту сведениями. Беседа не носит официального характера, поэтому ее тон близок к обычному, может иметь эмоциональную окраску.

Получение нужной информации - главная цель интервью. Но опытные журналисты нередко усложняют задачу, стремятся одновременно выявить особенности личности собеседника. Средством достижения этой цели выступают индивидуализированные вопросы и импровизация.

Кроме названных, современное телевидение активно использует и другие виды интервью:

· портретное интервью

· проблемное интервью

· пресс-конференцию

· телемост, дискуссию

Однако эти разновидности интервью выходят за рамки информационности и по своей функции, содержанию, структуре, изобразительным средствам примыкают к группе аналитических жанров.

Репортаж. На телевидении, как и в печати, репортажем называют оперативный образно-эмоциональный рассказ о событии, очевидцем или участником которого был журналист.

Газетный репортер должен словами “нарисовать” увиденное событие, описание - главная составляющая его творческой работы. Это относится и к радиорепортерам.

На телевидении все иначе. Событие здесь фиксируется телекамерой, нередко журналист и зритель наблюдают его одновременно. Рассказывать о происходящем, описывать его нет смысла. Телерепортер должен сосредоточить внимание на закадровых пояснениях, на рассказе о тех обстоятельствах события, которые зрители не могут наблюдать.

По способу трансляции репортаж на ТВ бывает

· прямым (транслируется в эфир в момент события)

· фиксированным (предварительно записывается на видео)

По особенностям звукового сопровождения различают

· синхронный (содержащий естественные шумы события и речь его участников)

· немой (видеоряд лишен естественных шумов и звуков, закадровый текст читает диктор или сам репортер)

Практика телевидения выработала несколько разновидностей репортажа.

· Событийный репортаж показывает развитие события в реальном времени и пространстве. Репортер следует за событием, стараясь зафиксировать его важнейшие моменты, создать для зрителя точный зрелищно-звуковой образ происходящего.

Этот вид репортажа сложен тем, что телерепортер не может, осмыслив увиденное, отредактировать свой материал. Между тем нередко события развиваются по своей логике, ломая все предварительные заготовки.

Поэтому репортер должен уметь мгновенно ориентироваться в изменяющейся ситуации, отделять главное от второстепенного, выбирать для показа фрагменты, полностью раскрывающие суть события и одновременно наиболее зрелищные.

· Тематический репортаж связан с показом интересного или актуального для зрителей регулярно происходящего действия (репортаж о празднике, о работе городского транспорта, о предновогодней торговле, о жизни творческого или спортивного коллектива и т. д.).

Тематический репортаж, затрагивающий острые социальные вопросы, часто называют проблемным.

Естественно, что такой репортаж требует серьезной сценарной подготовки. Определяются ключевые моменты действия, участники, последовательность показа.

Задача репортера - найти нестандартный подход к освещению события, заметить важные и интересные детали, облечь информацию в доступную и увлекательную форму.

· Постановочный репортажпредполагает создание искусственной ситуации с целью выявления естественной реакции людей на те или иные обстоятельства. Часто при этом используется скрытая камера.

Заметим, что информационная функция однозначно доминирует в репортаже событийном. Тематический и проблемный репортажи не только сообщают о фактах и явлениях действительности, но и исследуют социальные, нравственные и другие проблемы, то есть нередко решают задачи аналитической журналистики.

34. Основные информационные жанры радио.


Система жанров складывалась на радио исторически. Некоторые жанры перешли в радиожурналистику из системы печати, другие возникли и развивались уже на радио в силу его специфики.

Как и в печати, жанры радиожурналистики делятся на три основные группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

При этом критерии разграничения жанровых групп, свойственные жанрам печати, сохранились.

А вот сами радиожанры существенно отличаются и от жанров периодической печати.

Средство передачи информации на радио - звук (речь, музыка, шумы). Именно этот факт и обусловил как специфическое использование в радиожурналистике традиционных жанров печати, так и появление особых радиожанров (беседа, радиоперекличка, радиокомпозиция).

К информационным (новостным) жанрам радиожурналистики относят информационную заметку, радиокорреспонденцию, радиорепортаж и интервью.

Как и в печати, новостные жанры радио имеют общую функцию - оперативно сообщать слушателям важнейшую информацию об актуальных или интересных событиях.

· Информационная заметка - основной жанр новостных радиопрограмм. Всегда связана с конкретным событием, сообщает аудитории новость или дополнительные сведения об известных событиях.

Тематика информационной заметки весьма широка. Основные требования - точность, объективность, оперативность, актуальность.

Для подготовки текста радиозаментки вполне годятся схемы построения новостных материалов, применяемые в печати. Однако есть и специфический прием - повторение сути сообщения. Радиослушатель не может вернуться к тому, что уже произнес диктор, поэтому повторение важнейшей информации в конце сообщения помогает ему понять и запомнить сказанное.

Отсюда - особая композиционная схема. Например, “перевернутая пирамида” для радио выглядит так:

ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН

ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД - ЛИД

КОРПУС - КОРПУС - КОРПУС

КОРПУС ------ КОРПУС

КОРПУС

ХЕДЛАЙН – ХЕДЛАЙН - ХЕДЛАЙН – ХЕДЛАЙН

Такое построение может использоваться и в отдельном материале, и в радиопрограмме в целом:

АНОНС - АНОНС - АНОНС - АНОНС - АНОНС

НОВОСТНЫЕ СООБЩЕНИЯ

по степени убывания значимости

------------------ // -----------------

-------------- // -------------

--------- // ---------

---- // ----

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ ГЛАВНОГО

Технические возможности радио позволяют достигать полной оперативности, то есть рассказывать о событии в тот момент, когда оно происходит. Наиболее полно это проявляется в радиорепортаже, но и в заметке активно используются приемы актуализации новости за счет подчеркивания оперативности сообщения. Многие радиозаметки начинаются, например, так: “Только что нам стало известно...”, “В эти минуты в Москве начинается матч...” и т. п.

Еще одна уникальная возможность радио - документальная звукозапись. В радиозаметке она чаще всего используется в виде речи участника (очевидца) события, логически продолжающей предшествующий дикторский текст.

Заметки пишут корреспонденты, а читают, как правило, дикторы. Этот факт вместе со спецификой восприятия информации аудиторией (на слух) обусловливает особые требования к языку радиозаметки. Суть их в том, что текст должен быть удобопроизносимым и полностью понятным.

Не следует:

- Употреблять незнакомые слушателям слова. Если без этого нельзя обойтись - обязательно пояснить, расшифровать;

- Усложнять фразы. Оптимальное количество слов в предложении - 10 - 12. Средняя фраза газетного сообщения превышает 20 слов и содержит несколько смысловых единиц, что оправдано - читатель всегда может приостановить чтение и вникнуть в смысл. Радиослушатель такой возможности лишен. Поэтому в радиозаметке лучше использовать простые предложения, каждое из которых логически продолжает предшествующее.

- Употреблять аббревиатуры, сокращения.

На слух с трудом воспринимаются личные имена (особенно иностранные), должности, цифры. Чтобы облегчить их восприятие и запоминание, имена и должности можно повторять в различных формах, сокращения - расшифровывать, цифры - давать в сравнении с тем, что хорошо известно слушателю.

Радиокорреспонденция.

В печати корреспонденция относится к группе аналитических жанров. Радиокорреспонденция - жанр информационный, ее можно соотнести с расширенной информацией.

Функция радиокорреспонденции состоит в том, чтобы более подробно, чем в радиозаметке, рассказать о событии и дать ему оценку.

Нередко заметка и корреспонденция для радио готовятся одновременно - заметка для выпусков новостей, корреспонденция - как самостоятельный материал. Корреспонденцию, как правило, читает не диктор или ведущий, а сам автор - это повышает уровень достоверности.

Иногда радиокорреспонденция строится как подробный, детализированный и хронологически последовательный рассказ о событии. В этом случае она напоминает газетный отчет.

Другая схема предполагает условное разделение материала на два элемента - собственно сообщение о новости и авторский комментарий к ней. Такую разновидность радиокорреспонденции называют комментированной новостью.

Радиорепортаж - наиболее специфический жанр радиожурналистики. Именно в нем особенно ярко реализуется способность радио рассказывать о событии в тот момент, когда оно происходит.

Выполняя ту же функцию, что и газетный репортаж (оперативно, достаточно подробно и эмоционально сообщить об авторском видении неординарного события), радиорепортаж использует для этого собственные выразительные средства радио - слово, шумы, музыку.

Рассказ журналиста о событии по мере его развития с одновременной передачей в эфир называется прямым репортажем. Именно этот вид репортажа развивался на радио до внедрения электромагнитной звукозаписи. И хотя современная техника позволяет радиожурналистам вести “репортажи” не выходя из студии, профессионал всегда понимает, что только прямая причастность репортера к событию создает ту эмоциональную искренность, адекватную происходящему динамичность, без которых слушатели никогда не ощутят эффект присутствия.

И все-таки необходимость записи репортажа на пленку есть. Во-первых, событие может происходить в то время, когда большая часть аудитории не слушает радио. Во-вторых, не всегда на освещение события можно выделить столько эфирного времени, сколько оно длилось в действительности. В таких случаях, перемещая событие во времени или сокращая его действительное время, журналист выбирает для монтажа самое существенное, динамичное, эмоциональное - те наиболее яркие фрагменты, совокупность которых воссоздаст достаточно полную картину происходившего.

Разумеется, такой репортаж уже нельзя назвать прямым - мы имеем дело не с реальным событием, а с его воспроизведением. Факты, отраженные в рассказе репортера, сжимаются, уплотняются, соединяются друг с другом путем исключения разделявших их промежутков времени.

Воспроизводимые фрагменты события соединяются не механически - журналист связывает их своим комментарием, описательным рассказом или иным способом.

Композиция радиорепортажа. Вводная часть включает два обязательных элемента - мотивировка темы и описание места события. Мотивируя тему репортажа, журналист сообщает, о чем идет речь, объясняет значение события и определяет свою задачу. Описательный рассказ предполагает описание места действия, погоды, обстановки, внешности и настроения участников события.

Основная часть - рассказ репортера о событии. Кроме речи автора, может содержать интервью с участниками и очевидцами, комментарии специалистов.

В заключительной части автор подводит итог происшедшего, дает его оценку.

Репортажи о крупных, многоплановых событиях могут вести несколько репортеров. В такой ситуации особенно важно четко распределить их обязанности. Один журналист, например, может описывать развитие события, другой - комментировать и оценивать происходящее, третий - интервьюировать участников. Поочередное включение микрофонов позволит слушателям получить более полную информацию о событии.

Радиорепортаж функционирует как самостоятельно, так и в качестве составной части большой радиопередачи. При этом, однако, он полностью сохраняет свое основное качество - представляет собой достоверное отражение реального события, увиденного автором.

Интервью. Интервью, как и репортаж, пришло на радио из печатных СМИ. Используется и как самостоятельный материал, и как составная часть сложной радиопередачи (новостной программы, радиожурнала), и как элемент другого жанра (репортажа, очерка).

В первом варианте интервью обладает композиционной и сюжетной завершенностью.

Композиция:

- Вводная часть (мотивировка темы, представление собеседника, постановка задачи);

- Основная часть (взаимосвязанные и взаимообусловленные вопросы журналиста в рамках определенной темы и соответственно ответы собеседника, освещающие тему);

- Заключение (как правило, журналист напоминает, с кем и о чем шел разговор и повторяет основные выводы).

Совпадая с газетным по предмету отражения, по функции и другим критериям, радиоинтервью имеет специфические черты, обусловленные способом передачи информации. Так, журналист-газетчик сам излагает ответы собеседника. Даже диктофонная запись беседы, как правило, специально обрабатывается для печати. Радиоинтервью нередко идет в прямой эфир, то есть создается в тот момент, когда его получает слушатель.

Конечно, предварительная запись на пленку позволяет вносить в текст коррективы, например, изменить порядок вопросов, переформулировать некоторые из них, сократить затянутые ответы. Но и в этом случае радиоинтервью сохраняет голос, стиль речи, интонацию говорящего. Таким образом, если в газетном интервью важно, что сказал собеседник, то в радиоинтервью - что и каксказал.

Следовательно, интервью для радио требует особенно тщательной подготовки. Чаще всего она проводится в форме предварительной беседы с интервьюируемым, во время которой выясняется его взгляд на обсуждаемую проблему, настрой на беседу, корректируются и уточняются вопросы, определяется их последовательность.

Интервью, использованное в качестве элемента сложной передачи или другого жанра, чаще всего не имеет композиционной и сюжетной завершенности и может существовать только в рамках целого.


35. Особенности подачи новостных сообщений на ТВ. Текст и видеоряд.

36. Особенности подачи новостных сообщений на радио. Специфика
композиции радионовостей.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.