Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2022-10-03 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Уой, вот едут они, и доезжают
До одной, ладно выстроенной,
Высокой и просторной кошары,
А там, говорят, человек двадцать,
Месили тесто, говорят,
Из сырой ячменной муки,
Пекли караваи чуть меньше
Мельничных жерновов.
Там они видят потом, говорят,
Бурдюк из десяти бычьих шкур,
Полный вкусного айрана,
Были готовы и другие блюда,
Бора, хоть и был растерян,
Поздоровался и, говорят,
Решился спросить:
– О молодцы, для кого
Приготовлено это множество еды и питья?
– Для Чолак-тулпара, – сказали они, –
А его жена уже, – сказали, –
Понесла ему обед,
Мы думаем, что этого не хватит,
Боимся, что он нас побранит.
Когда этот тулпар те блюда съест,
И когда закончит вспашку своего поля,
И придет сюда,
Больше нам приготовить нечего,
Ох, да и хватит ли у нас сырой муки?
– Ага, – сказали всадники, –
Где находится пашня
Чолак-тулпара, о котором вы упомянули?
– Если поедете вон туда, –
Сказал один из них (пекарей), –
На равнине увидите его.
Жена Чолак-тулпара,
Одетая нарядно,
Угощая мужа на меду и масле
Приготовленной снедью, говорят,
Повернулась в ту сторону,
Увидела тех троих товарищей,
И сообщила однорукому тулпару:
– Из нижней теснины, ой,
Несколько всадников, – говорит, – едет!
Молвит однорукий тулпар: «Это добро, –
Говорит, – того, кто любит гостей,
Любит и Тейри-творец.
Они же, подъехав,
Пахарю приветливо говорят:
– Успешной работы, бедный пахарь!
– Добро пожаловать, – отвечает (пахарь), –
Будьте близкими, молодцы, –
Так говорит им пахарь.
– Если мы станем близкими,
Одного из упряжных волов
Зарежешь ли ты для нас, – говорят, –
Если мы станем близкими,
Нас, как добрых гостей, – говорят, –
|
Впустишь ли в дом? – говорят.
– О, вы, конечно, мои гости,
Упряжного вола я заколю,
И свою соху брошу в огонь,
Когда огонь разгорится,
И я зарежу упряжного вола,
Будет навар,
Ой-та, ой да, будет вам пища!
Встал он и запряг своих быков,
Множество ячменя, как песок,
Высыпал наземь, уой, уорайда,
Лукошко наподобие кадки,
Вмещающее девятьсот ведер,
Привесил сбоку,
А рассыпанного по земле ячменя
Была большая куча.
Смотрят три этих путника
И видят чудо,
Соха, лежавшая возле пахаря,
Была сделана из огромного дуба,
И красиво украшена золотом,
Держаки усыпаны самоцветами,
А на дышло нанесены были
Удивительные серебряные узоры.
Так велика, говорят,
Была эта соха,
Что могла стать тяжелым грузом
Для семи лошадей, говорят,
И сам пахарь был наряден,
Сапоги его были из красного сафьяна,
И чекмень на нем
Был красиво расшит галуном.
Упряжные волы его
Рыжие, говорят,
Ого-го, да еще и пестрые,
А это вовсе не волы –
А девяносто девять диких кабанов,
В соху они были впряжены
Цепями, говорят,
И поле, которое он пахал, поверь,
Было удивительно тучным,
Борозды, которые он прокладывал,
Были, словно сорвавшиеся с гор
Большие плоские камни,
Словно стоящие в ряд скалы.
И сказал тогда Бора,
Уповая на мужчину-пахаря:
– Мы пришли беглецами, – сказал, –
Поможешь ли ты нам? –
Так его попросил и рассказал о том, что видел:
– Эти три брата, – сказал он, –
Без промедления прибудут сюда,
И меня опять
Уведут к себе домой,
Захотят, чтобы я у них был
Вместо игрушки.
Однорукий пахарь, говорят,
Весь этот отряд мужчин
Положил под борозду,
Взял ком почвы, вывороченный сохой,
И накрыл их.
Когда он это закончил,
Один из этих трех братьев
Примчался туда, уой-тай,
И подступил к пахарю,
Напирая грудью, говоря:
– Ах ты, негодяй,
Пес, рожденный от пса,
Моего пленника-карлика
Ты, наверное, спрятал,
Если не вернешь, – говорит, –
В такую попадешь беду,
|
Которая станет примером!
Однорукий пахарь,
Раздумывая, говорят,
Но не колеблясь,
Схватил этого могучего всадника,
И рывком, говорят, сбросил с коня,
А из своей бороды
Вырвал один волос и связал им
Его руки и ноги.
Следом за ним, сердитые,
Приехали два других брата,
Вздумали накричать на пахаря,
Могучий тот муж обоих
Поймал и связал,
И уложил их всех на землю.
Потом, говорят,
Молодцев из под комьев дерна,
Вытащил он, осторожно дотягиваясь рукой,
И, как гостей, говорят,
Пригласил к себе.
Приходят они в одну башню,
О, если взглянуть
На пиршественный стол,
То весь он был, говорят, заставлен
Дорогими напитками и яствами,
И пахарь воссел,
Расспросил их (гостей),
И сам стал рассказывать:
– Девять очень сильных,
Смелых братьев нас было,
«Кто может быть сильнее нас?», –
Так мы говаривали.
И вот так же говоря,
Вышли мы в дорогу, эйра,
И долго ехали,
В дороге застали нас дождь и град,
В предвечернее время промочило нас,
И тогда, пытаясь найти укрытие,
Мы увидели пещеры в скале,
И вскачь въехали в одну из них.
То была не пещера, – говорит, –
А громадный человеческий череп,
Откуда нам было знать об этом,
Выбрали мы его глазницу,
И в ней заснули, захрапели.
И вот, когда мы спали,
Проходивший мимо молодой пастух,
Нацелившись в глазницу черепа,
Сунул в нее свой пастуший посох,
Играючи поднял его
И швырнул в сторону.
Все мои восемь братьев
Погибли тогда,
Левая моя нога при падении
Стала хромой,
Видите сами, рука моя была сломана,
Еле-еле, с большим трудом,
Я один вернулся (домой).
Никогда, о душа моя,
Не говорите, что сильнее вас нет никого,
На всякого сильного
Найдется кто-то еще сильнее,
Уой, не будем же, – сказал он, –
Помехой или обвинителями никому!
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!