Хула, богохульство, святотатство и кощунство в Священном Писании и в жизни Церкви — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Хула, богохульство, святотатство и кощунство в Священном Писании и в жизни Церкви

2021-06-30 51
Хула, богохульство, святотатство и кощунство в Священном Писании и в жизни Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Под кощунством, святотатством или богохульством в Священном Писании Ветхого Завета подразумевалось произнесение хульных, оскорбительных слов на Бога, а также недозволенное использование священных сосудов, святынь, то есть всего того, что посвящено Богу. В греческой «Энциклопедии, посвящённой религии и этике» (Εγκυκλοπαίδια θρησκευτικά και ηθικά) мы находим следующие важные сведения о том, что такое хула.

 

«Хула (ἡ βλασφημία) на церковном языке означает оскорбление Бога или надругательство в целом над божественным, главным образом словом. В любой религии хула считается самым тяжёлым грехом, за который виновный привлекается серьёзному наказанию. В Ветхом Завете совершенно ясно говориться, что «богов да не злословиши, и князю людей твоих да не речеши зла» (Исх. 22, 28)». А также в другом месте говорится: «кто будет злословить Бога своего, тот понесёт грех свой, хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьёт его все общество», «выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьёт его камнями» (Там же, ст. 15)…

 

В Новом Завете таким же образом говорится о хуле как о самом тяжёлом грехе, в особенности, когда речь идёт о хуле на Святого Духа (Мф. 12, 31). В Откровении Иоанна Богослова говорится о звере, что «даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно» и что «отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе»(13; 5-6). Апостол Павел, сообщая о своей жизни до его обращения к христианству, сам её характеризует: «прежде был хулитель и гонитель» (1 Тим. 1, 13), из чего становится очевидным, что под хулой понимается и в целом богоборческое поведение человека. Он убеждает Тимофея (2 Тим. 3, 2-5), как, впрочем, и других грешащих людей, устраняться и хулителей.

 

В сознании иудеев и христиан хула является противоположностью вечному и славословию Бога и всему созданному Им. Нечестивые и грешники становятся виновниками как хулящие имя Божие «во языцех» и «постоянно» (Ис. 42, 5). Точно также толкует и составитель древнейшего христианского 2-го послания Климента Римского, в котором говорится: «Ибо говорит Господь: «Вас ради присно Имя Мое хулится во языцех» (Ис. 52, 5), – и ещё: «Горе тому, чрез которого хулится Имя Моё». Чем хулится? Тем, что не исполняем того, что говорим. Ведь язычники, слыша из уст наших изречения Божии, прекрасные и величественные, дивятся им; но затем, заметив, что дела наши недостойны произносимых нами слов, обращаются, напротив, к хуле, говоря, что всё это какая-то басня и заблуждение.

 

 Ибо когда они услышат от нас, что Бог говорит: «Нет благодати вам, если любите любящих вас, но благодать вам, если любите врагов и ненавидящих вас» (ср. Лк.6:32–35), – когда они это услышат, удивляются преизбытку благости. Когда же увидят, что мы не любим не только ненавидящих, но и любящих нас, насмехаются над нами, и хулится Имя Божие». (гл. 13, 2-4) Согласно Апостольским Постановлениям:«Но кто уличён в соделании чего–нибудь беззаконного, тот не только самому себе повредил, но и навлёк хулу на общее тело Церкви и на святое учение» (кн. 8, 3). Согласно Святому Ерму, «потому для них есть покаяние, что они не хулили Господа своего и не были предателями рабов Божиих; но, стремясь к корысти, они обольщали людей». А посему и Отцы Церкви, а в особенности Иоанн Златоуст, дают в самых тёмных красках характеристики хулителю и хуле.

 

В древней Церкви богохульники часто отлучались от Церковного тела. Сщмч. Ипполит Римский вполне ясно говорит, что «хулящий Святого Духа подлежит удалению из святого клира». [21]

 

Но, кроме хулы, мы встречаем в церковной лексике слово святотатство, или кощунство (ἱ εροσυλία, βεβήλωση, sacrilegium). В кодексе гражданского Римского права императора Феодосия II (составлен в 438 г. по Р. Х.) под святотатством (sacrilegium) понималось: “отступничество (от христианства), ереси, расколу, иудаизму, язычеству, действиям против неприкосновенности церквей и духовенства или привилегиям церковных судов, осквернение таинств и нарушение субботы. Франкские соборы средневековья подчеркивали преступление захвата церковной собственности. Наихудшим кощунством из всех было осквернение Чаши Евхаристии, действие, обычно караемое пытками и смертью.» [22] Это понимание святотатства и кощунства органично вошло в сознание Церкви Христовой. Кощунство понималось в средневековье как «непочтительное обращение со священной вещью»[1]. К священным вещам они относили священников (personas sacras (acc.)), священные места  (locos sacros (acc.)) и собственно священные вещи: освящённые сосуды (vasa consecrata), священные образы (imagines sacrae), реликвии.» [23]

 

Итак, хула, богохульство (ἡ βλασφημία, blasphemous), святотатство и кощунство (ἡἱ εροσυλία, sacrilegium) являются синонимичными словами, и, если первые два преимущественно относились к оскорблению словом Бога, еретическому учению, то два вторые термина в основном касаются образа поведения и высказываний человека в отношении того, что является священным для веры, обращению со святыми предметами, нравственные падения, а также смущение и попирание религиозной совести верующих. (См. A Patristic greek lexicon. Edited by G. W. H. Lampe. Oxford.1961., p. 671 ἡἱεροσυλία, 'ο ἱερόσυλος)

 

«ИНСТРУКЦИЯ» РПЦ И ВЕРООПРЕДЕЛЕНИЕ VII ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА И СВЯТОТАТСТВО

 

Вселенский собор, заседания которого проходили в Никее, принял важное вероопределение, «орос», в котором богодуховновенными Отцами Церкви «следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию Кафолической Церкви и Духу Святому, в ней живущему» [24]со «всяким тщанием и осмотрительностью» определяют необходимость благоговейного почитания святых икон как «чествования их лобызанием и почитательным поклонением (τιμητικήν προσκύνησιν)». То есть этот способ (τρόπος) или форма (modus) православного почитания священных изображений предполагает не какое иное проявление почтения к святыни, а как благоговейное. Нам следует обратить внимание на то, что сам образ почитательного поклонения священных изображений, икон, как и других святынь церковных включает в себя: участие в богослужении, воскурение фимиама, благоговейное лобзание. Это именно та форма почитания, которая не допускает исключения чего-то из перечисленного. В отличие от западного христианства, священные иконы несут в себе не только дидактическое наставление, но и имеют мистическое наполнение.

 

Как правило, при разговоре о Вероопределении Вселенского собора, о его содержании, авторы научных статей, публикаций и фундаментальных исследований преимущественно останавливают своё внимание преимущественно на догматической стороне иконопочитания. Приводя при этом только эту часть текста соборного ороса: «Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах (των πρωτοτύπων) и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμητικήν προσκύνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρείαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздаётся изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит (διαβαίνει) к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображённого на ней». Даже такая обстоятельная и глубокая статья протоиерея Валентина Асмуса в Православной Энциклопедии, посвящённая VII Вселенскому собору, оставляет без внимания последнюю часть вероопределения. [25] А именно она и говорят о «τρόπος» иконопочитания. Кратко его можно обозначить словом «почитательное поклонение», что, как мы видели выше, делается Святыми Отцами.

 

Инструкция предписывает «19. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане».

 

Не менее странным кажется и следующий пункт Инструкции: «9. Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной Литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан». То есть Инструкцией воспрещается преподавать крест мирянам для его лобызания. Мы говорили о том, что именно лобызание священных икон и сосудов является важнейшей формой почтительного поклонения, согласно вероопределению VII Вселенского собора. Следовательно, Инструкция налагает запрет на почитание Креста так, как учит наша Церковь. Интересен тот факт, что почитание Креста и сосудов никогда не отрицали даже иконоборцы. Приведём лишь для более ясного понимания святости креста слова прп. Иоанна Дамаскина: "Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет), но образ, как символ Христа... Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он."(«Точное изложение православной веры», кн. 4, гл. 11 «О Кресте, где ещё и о вере»)

 

В современной богослужебной практике указания Инструкции последовательно привели к тому, что священнослужители не прикладываются к священным иконам и Евангелию на аналое после совершения полиелея на Утрени, или после молебна, совершаемого по окончании Божественной Литургии. Мы, согласно учению Церкви об священных предметах и иконопочитании, расцениваем такие действия как вид иконоборчества в интерпретации Франкфуртского собора 794 г., рассматривавшего священные иконы только как картинки, имеющие чисто повествовательно-назидательный характер.

 

Не менее важной оказывается и заключительная часть вероопределения VII Вселенского собора, которая не только является, как полагает профессор А. В. Карташов, «церковной карой на непослушных», но и разъяснением некоторых важных сторон «τρόπος» (иконопочитания) и отношения к священным предметам, сосудам:

 

«Итак, мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и придумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено Церкви, будет ли то Евангелие, или изображение Креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно (дерзающие) с хитростью и коварно выдумывать что-либо из того, чтобы ниспровергнуть хотя какое-либо из находящихся в Кафолической Церкви законных преданий, и наконец (дерзающие) давать обыденное употребление священным сосудам и досточудным обителям, - определяем, чтобы таковые, если будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были отлучаемы».[26]

 

Мы хотели бы обратить внимание на последнюю часть его, где говорится о запрещении давать «обыденное (профанное – в переводе Карташова) употребление (κοινο ῖ ςχρ ῆ σθαι) священным сосудам». Речь идет, безусловно, и прежде всего, о священных сосудах, которые употребляются при совершении Божественной Литургии, таинства Евхаристии: святая чаша-потир, дискос, звездица и лжица. [27] Последняя, по толкованию многих Отцов Церкви символизирует клещи, которыми был взят уголь и положен в уста пророка Исайи (Ис. 6, 6-7). Однако это место из Ветхого Завета включено в качестве паремии на некоторые Богородичные праздники, а посему некоторые Отцы Церкви относили клещи к Богоматери. Священные сосуды, чего даже не отвергали иконоборцы, не являются простыми, обыденными предметами, но священными. Это означает, как мы читаем в ДВС, что «когда мы целуем и объемлем различные священные сосуды, то надеемся, что получаем через них некоторое освящение.» [28] То есть через почитание и лобзание святых иконы, так как «они по самому имени своему полны святости и благодати... обозначая [икону] известным именем, мы относим честь её к первообразу; целуя её и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение».[29]

 

По свидетельству Вальсамона, авторитетнейшего византийского канониста, данному им в специальном ответе о священности сосудов Марку Александрийскому, священные сосуды не требовали чтения над ними специальных молитв, поскольку само их участие в священнодействии Божественной Евхаристии давало им освящение.[30]

 

Пункт 5 Инструкции настаивая на том, что «причастникам воздерживаться от лобзания Чаши», тем самым входит в явное противоречие с учением Церкви Христовой.

 

Что же означает в тексте вероопределения запрет на «общее употребление» священных сосудов? -  Ответ мы можем найти уже в 73 Правиле святых Апостолов, которым «сосуд златый, или серебряный, никто уже не присвоит на своё употребление». Речь идёт о запрете брать из храма евхаристические сосуды и использовать их в домашних целях. [31] Такое использование священных сосудов в Церкви всегда расценивалось как святотатство (ἱ εροσυλία).[32]

 

Об этом же говорится и в 10 правиле Двукратного Константинопольского собора, который проходил в 861 году, то есть вскоре после окончания иконоборчества и Торжества Православия (843 г.) в Константинопольской Церкви. «…Того ради святый собор определил: те, кои Святую Чашу, или дискос, или лжицу, или досточтимое облачение трапезы, или глаголемый воздух, или какой бы то ни было из находящихся в олтаре священных и святых сосудов или одежд, восхитят для собственной корысти, или обратят в употребление несвященное, да подвергнутся совершенному извержению из своего чина. Ибо едино из сих есть осквернение святыни, а другое святотатство. А взимающих для себя или для других, на несвященное употребление, сосуды или одежды, вне олтаря употребляемыя, и правило отлучает, и мы купно отлучаем: совершенно же похищающих оные подвергаем осуждению святотатцев».

 

Аристин в своём комментарии этого правила дает пояснение, что все эти действия со священными сосудами, будь то на личное употребление, будь то на нецерковное употребление или повседневное, обыденное расценивается как святотатство:

 

«Восхищающие для собственной корысти святый потир, или дискос, или облачение, или лжицу, или так называемый воздух, или вообще что нибудь из священных сосудов, или одежд, или употребляющие их на несвященное употребление, должны быть извержены. Ибо одно значит – осквернить, а другое – совершить святотатство. А которые обращают на несвященное употребление для себя самих, или для других, употребляющиеся вне святилища, сосуды или одеяния, должны быть отлучены; кто же совсем похищает, да будет осужден как святотатец.» [33]

 

«Священные сосуды прежде всего считаются священными предметами православного богослужения», - читаем мы в современной статье на греческом языке, - «К ним, получившим освящение, не следует прикасаться иначе как с крайним благоговением и прятать от невежественных людей и иноверцев. Так как они вверены и посвящены Господу, то их запрещается использовать для общих нужд».[34]

 

В наше время нам пришлось столкнуться с несколько специфичным отношением к священным сосудам, которые предписаны «Инструкцией». Так называемая обязательная дезинфекция священных сосудов, запрет на их лобызание верующими, дезинфекция святых икон, естественно, не имеет никакого отношения к благоговейному отношению к священным сосудам. Хотя при их использовании в повседневной церковной жизни, за богослужением мы их отираем платом и даже можем промывать тёплой водой. Однако все эти действия, как мы видим, вызваны разными обстоятельствами и целями, которые являются проявлениями благочестивого благоговейного отношения к святыне. В случае с «Инструкцией» мы сталкиваемся с очевидным фактом веры в то, что священные сосуды являются или могут быть передатчиками инфекционных заболеваний. Но возможно ли такое? Мы верим, что такое невозможно.

 

В Элладской Церкви и в Константинопольской Церкви высказались однозначно, что никакой передачи инфекции при причащении лжицей во время Божественной Литургии невозможно, поскольку святой лжицей мы преподаём Тело и Кровь Христову. Священный Синод Элладской Церкви в частности высказался следующим образом: «3) Что касается членов Церкви, то посещение Божественной Евхаристии и причащение из Общей Чаши Жизни, конечно, не может быть причиной передачи болезней, потому что верующие всех времён знают, что участие в Святом Причастии, даже в разгар пандемии, с одной стороны, является признанием, доказанным на деле, личной преданности Живому Богу, а, с другой стороны, великим проявлением любви, которая фактически одерживает победу над всяким человеческим т и, возможно, оправданным страхом: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Иоанна 4, 18). Члены Церкви знают, что общение, то есть связь, является плодом любви и содействием свободе именно потому, что она игнорирует подозрения, сомнения и страхи.

 

Дискуссии и мнения, которые были услышаны в последние дни по всей проблеме, даже о возможном запрете Божественной Евхаристии, начинаются с другой отправной точки и имеют другой подход. Те, кто приходят «к Богу со страхом, верой и любовью» и совершенно свободны от какого-либо властного принуждения, то они причащаются Тела и Крови Христа, которые становятся «лекарством бессмертия», «во оставление грехов и жизнь вечную».[35]

 

А Тело и Кровь Христовы - это Сам Христос, Источник Жизни. В многочисленных статьях и выступлениях греческих клириков и иерархов звучал вполне однозначный ответ – никакой передачи вирусов во время святого Причащения быть не может. [36] В связи с этим Вселенская Патриархия приняла важное решение о сохранении способа причащения мирян неизменным.

 

Далее мы специально приведём текст Заявления Вселенской Патриархии.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА ОТ 25 ИЮНЯ 2020 ГОДА Ἀ ΝΑΚΟΙΝΩΘΈΝ ΑΓΊΑΣ ΚΑΙ ΙΕΡΆΣΣΥΝΌΔΟΥ (25 ΙΟΥΝΊΟΥ 2020 - ΓΙΑ ΤΗΝΟΛΟΚΛΉΡΩΣΗΤΩΝ ΤΑΚΤΙΚΏΝΕΡΓΑΣΙΏΝ ΤΗΣ)

 

С 23 по 25 июня 2020 г. в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези (Женева) состоялась очередная сессия Священного Синода Вселенского Патриархата за текущий месяц. В первый день вместе с членами Священного Синода на совещании присутствовали и участвовали в обсуждениях большинство иерархов Вселенской кафедры на территории Европы.

 

Во время заседания были зачитаны и рассмотрены все послания предстоятелей Поместных Православных Церквей, полученные до сегодняшнего дня. В ответ на послание Вселенского Патриарха от 17 мая сего года, посвящённое вопросу о способе преподания Святого Причастия, который стал актуален в связи с пандемией коронавируса, было с удовлетворением отмечено, что мнения участников заседания совпадают с позицией Вселенской Патриархии, которая заключается в следующем:

 

1) Таинство Святого Причастия не подлежит обсуждению, потому что мы верим, что через Святое Причастие верным преподаётся Тело и Кровь Христа Спасителя «во оставление грехов и в жизнь вечную» и что через Таинство Таинств причастникам не может передаться никакая болезнь. А посему Церковь непоколебимо и непреклонно продолжает держаться учения о сущности Таинства Божественной Евхаристии.

 

2) Что касается способа преподания Пречистых Таин верующим, Церковь как верный и неусыпный страж соблюдает Священное Предание, неразрывно связанное с повседневной церковной практикой и опытом жертвенной любви; сохраняет действующие с древности и вплоть до сегодняшнего дня установления, переданные нам Святыми Отцами, и не находит никакой необходимости в изменении способа причащения, даже под давлением внешних факторов.

 

В то же время, Матерь-Церковь, заботясь об особых нуждах своих чад в диаспоре, призывает служащих там пастыреначальников, чтобы они, с пастырской деликатностью, ответственностью и сознательностью, временно применяли икономию в виду проблем, возникающих из-за местных законов штатов, всегда координируя свои действия со священным центром в Фанаре, ради большей духовной пользы христоименитого народа.

 

Женева, 25 июня 2020 г.

 

Генеральный секретариат Священного Синода [37]

 

 В Послании монастыря святой Екатерины на Синае относительно недопустимости изменения способа преподания святого Причащения говорится: “ Он также призывает всех к усердной молитве, вере и покаянию, смиренно подчеркивая для тех, кто противится способу преподания Божественного Причащения, что таковые по сути ставят под сомнение Таинство Божественной Евхаристии. Участие в Божественной Евхаристии касается верующих и было, и является и остается вопросом веры, и что при такой своей позици, эти люди пресекают и избегают неизмеримой милости и человеколюбия Божия, которые мы призываем денно и нощно, ибо они являются единственно возможным разрешением от пандемии».[38]

 

Профессор Д. Целенгидис делает в своем интервью важное резюме относительно образа и способа причащения в истории нашей Церкви: «То, как именно должна действовать Церковь в том или ином случае, практически в мельчайших деталях определяется Священными Канонами — прежде всего теми из них, которые утверждены на Вселенских Соборах. Всё, что содержится в Священном Писании и Священных Канонах, составляет богодухновенную жизнь нашей Церкви, поскольку Церковью руководит Дух Святой…

 

Есть соответствующие каноны, согласно которым необходимо сохранять этот способ. В своих комментариях различные канонисты подчёркивают опасность того, чтобы освящённое Тело Христово находилось у человека в руках (сейчас мы говорим о другом, более позднем периоде в истории Церкви). Они отмечают, что многие люди могут по неосторожности уронить Тело Христово или унести его из храма для других целей. Церковь всегда заботится о том, чтобы в точности соблюсти надлежащие меры по защите Святого Причастия…

 

Говоря о нынешней ситуации и о проблеме, возникшей в наше время, мы должны указать на две основные вещи. Во-первых, мы должны безо всяких сомнений верить, что Святые Дары — это действительно Тело и Кровь Христовы, к которым мы приступаем «со страхом Божиим, верою и любовию», то есть с горячим желанием соединиться со Христом и получить духовное вспомоществование для оставления грехов — прощение которых мы уже получили в Таинстве покаяния и исповеди — и стать причастными жизни вечной. Ведь именно это является главной целью: не просто получить прощение, но и восприять обновление, стать «новой тварью» (2 Кор 5, 17) и приобщиться вечной жизни Бога в Троице. Вопрос о священном характере Святых Христовых Таин не подлежит никакому обсуждению, поскольку относится к области нашей веры.

 

Вопрос о способе преподания Святого Причастия в данной конкретной ситуации, во время так называемого «коронавирусного кризиса», содержит одну очень тонкую опасность. Мы не можем применять способ, который бы укреплял или, если можно так выразиться, «подпитывал» маловерие у некоторых верующих, которые имеют подозрение, что болезнь может передаваться через лжицу, с которой причащался другой, возможно, больной человек. Это является признаком неверия. Такой человек, по-видимому, не осознает, Чего причащается. Он причащается того самого Тела и той самой Крови, которые победили смерть, победили лукавого, победили грех, а значит, являются носителем жизни, источником бессмертия. Никакие микробы не могут действовать там, где присутствует Тело Божие, пожигающее всё, что не является Богом.

 

Вот почему я полагаю, что мысль о так называемой «защите» таких верующих — это от лукавого, и каждая попытка оказывать «снисхождение» такому маловерию приводит к ложной икономии и подпитывает это неверие. [39]»

 

Мы полностью разделяем позицию профессора Д. Целенгидиса, в которой выражается голос православного богословия.

 

Мы хотели бы здесь также привести слова митрополита Диоклийского Каллиста (Уэр) о важном духовно-мистической смысле иконы: “Икона - это не просто религиозный рисунок, призванный вызвать у смотрящего соответствующие эмоции; это один из способов, с помощью которого нам открывается Бог. Через иконы православный христианин получает видение духовного мира».

 

Но, с другой стороны, мы не можем с глубокой печалью не расценивать навязчивые положения «Инструкции» Священного Синода РПЦ от 17 марта 2020 как ввержение всей нашей поместной Церкви в состояние маловерия, узаконение действий, в первую очередь относящихся к «Относительно Причащения Святых Христовых Таин» пп.1,, 3, 5, а также п.19 как «святотатство» или " кощунство" (ἱ εροσυλία, βεβήλωση, sacrilegium), попирание совести верующих людей и противоречие действительной практике Церкви, веры Церкви в священный характер богослужебных сосудов и икон, не говоря уже о священном антидоре и литийном хлебе. В конце концов, многие из предписанных Инструкцией мер, и в первую очередь дезинфекция святой лжицы и священных сосудов, являются следствием полного неверия в действительную Божественную силу Таинства святой Евхаристии, через которое невозможно никакое заражение, поскольку в святой Чаше Сам Господь Иисус Христос, и Он же в каждой частичке раздробленных Святых Даров. (См. св. Николай Кавасила «Толкование на Божественную Литургию», а также свт. Симеон Солунский и др.) Сама мысль о возможном заражении через Таинство Причащения и через священные сосуды является не чем иным, как богохульством. А богохульство порождает кощунственные действия - дезинфекцию святой лжицы, святой Чаши.

Мы надеемся, что предпринятый нами труд в этой статье поможет нашему Священноначалию кардинальным образом пересмотреть положения «Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции» и некоторые из них отменить, прекратить гонения на духовенство и мирян, преосвященных архиереев, которые вполне оправданно отказываются от исполнения предписаний этого документа.

 

Редакция «Православного Апологета», 2020 г. 24(11) ноября, память прп. Феодора Студита

 

[1] См. ВСЕЛЕНСКИЙ VII СОБОР. https://www.pravenc.ru/text/155500.html

 

[2] См.

 

[3]De imaginari buso ratio I, PG, t.94, p. 1245, 16 B

 

[4] Тамже, 16 C

 

[5] См. Αρχιμ. ΧερουβείμΒελέτζας. ΘΕΟΛΟΓΙΑΤΗΣΕΙΚΟΝΑΣ - ΑΙΡΕΤΙΚΕΣΑΠΟΚΛΙΣΕΙΣ (Εισήγησηστο Φροντιστήριο ΚατηχητώντηςΙ. Μητροπόλεως Κερκύραςκαι Παξώντην 25η Ιανουαρίου 2010). https://xerouveim.blogspot.com/2010/01/blog-post_25.html

 

[6][6] См. The Seventh Ecumenical Council and the veneration of iconsin Orthodoxy «Вместе со Священным Писанием иконография и молитва - это врата в тайну православной духовности. В православной традиции принято, что иконы являются живым памятником Божественной энергии (св. Иоанн Дамаскин, P.G. 94: 1248CD) и средством получения исцеления и благодати»..// http://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1015-87582014000500005

[7] См. Прот. Валентин Асмус. Богословие Собора. ВСЕЛЕНСКИЙ VII СОБОР// https://www.pravenc.ru/text/155500.html

 

[8]Там же: «Франкский король Карл Великий и его придворные теологи отнеслись к определению VII Вселенского Собора с полным неприятием. Правда, латинский перевод, который они получили, извратил терминологическое различение «служения» и «поклонения». Папа Адриан I принял Собор, но король Карл просил его не признавать II Никейский Собор. Папа был настолько зависим от военной и политической поддержки Карла, что повёл двойную игру. Он сообщил королю, что призна́ет Собор, только когда убедится, что в Византии истинное иконопочитание восстановлено. Созванный кор. Карлом в 794 г. Франкфуртский Собор, притязавший на статус «вселенского», признал еретическими и византийское иконоборчество, и византийское иконопочитание, и предлагал в отношении икон руководствоваться учением свт. Григория Великого».

 

[9] http://www.patriarchia.ru/db/text/5608607.html

 

[10] См. также статью в журнале Фома. https://foma.ru/jepidemii-i-zaraznye-bolezni-kak-prichashhali-svjashhenniki-v-xix-veke.html

 

[11] См. Настольная книга священноцерковнослужителя. Т. 2, с. 1142

 

[12] Исповедь и причащение больных. При посещении заразительных больных…, с. 1142

 

[13] См. Настольная книга с. 1138

 

[14] https://foma.ru/jepidemii-i-zaraznye-bolezni-kak-prichashhali-svjashhenniki-v-xix-veke.html

 

[15] https://foma.ru/jepidemii-i-zaraznye-bolezni-kak-prichashhali-svjashhenniki-v-xix-veke.html

 

[16] Способ Святого Причащения и искушение маловерием: интервью с профессором Димитриосом ЦеленгидисомΠερίτης Kαινοτομίας του Tρόπου Mετάδοσηςτης Θ. Κοινωνίας: Συνέντευξημετον κ. ΔημήτριοΤσελεγγίδη. https://apologet.spb.ru/ru/ церковная-жизнь/4178-sposob-svyatogo-prichashcheniya-i-iskushenie-maloveriem-intervyu-s-professorom-dimitriosom-tselengidisom.html

 

[17] См. ΙωάννηςΛίτινας. Από τηδιδασκαλία τουΑγίουΣυμεώνΘεσσαλονίκης για τουςιερούς ναούς (Из учения святого Симеона Солунского о священных храмах. http://aktines.blogspot.com/2020/08/blog-post_72.html. В русском переводе см. https://apologet.spb.ru/ru/церковная-жизнь/67-актуальные-темы/ 4092-ioannis-litinas-iz-ucheniya-svyatogo-simeona-arkhiepiskopa-solunskogo-o-svyashchennykh-khramakh.html)

 

[18] https://apologet.spb.ru/ru/ богословие /91-voprosy-kanonicheskogo-prava/4168-vasilij-tulumutsis-bogoslov-basilei-s-t-ul-umtsis-e-l-g-s-kommentarij-svyatogo-nikodima-svyatogortsa-na-28-pravilo-pyato-shestogo-vselenskogo-sobora-sx-liasm-s-t-u-i-a-a-tis-pe-e-tis-i-ume-i-is-su-d-u-ap-t-agi-i-dim-t-agi-reiti.html

 

[19] https://apologet.spb.ru/ru/ богословие /91-voprosy-kanonicheskogo-prava/4179-iskazheniya-svyashchennykh-kanonov-prodolzhayutsya-ocherednaya-kleveta-na-prepodobnogo-nikodima-svyatogortsa-ne-vsyakomu-dukhu-verte-o-nevernoj-interpretatsii-kommentariya-prp-nikodima-svyatogortsa-na-28-pravilo-vi-vselenskogo-sobora.html

 

[20] https://apologet.spb.ru/ru/ церковная-жизнь/67-актуальные-темы/4178-sposob-svyatogo-prichashcheniya-i-iskushenie-maloveriem-intervyu-s-professorom-dimitriosom-tselengidisom.html

 

[21] Εγκυκλοπαίδια Θρησκευτικά και ΗθηκάΑθήναι.1963, τόμ. 3, σελ. 931

 

[22] https://www.britannica.com/topic/sacrilege#ref280633

 

[23] https://ru.wikipedia.org/wiki/Святотатство

 

[24] ἐπακολουθοῦντεςτῇθεηγόρῳδιδασκαλίᾳτῶνἁγίων πατέρωνἡμῶν, καί τῇ παραδόσειτῆς καθολικῆςἐκκλησίας ∙ τοῦγάρἐν αὐτῇοἰκήσαντος ἁγίου πνεύματος
 

[25] См. Протоиерей Валентин Асмус. ВСЕЛЕНСКИЙ VII СОБОР.(II Никейский). https://www.pravenc.ru/text/155500.html

 

[26] Цитация вероопределения по - Деяния Вселенских Соборов. СПб 1996, т. IV, Собор VI, VII, c. 591

 

[27] См. ΛΟΪΖΑ ΜΟΛΕΣΚΗ ΤΑ ΙΕΡΑ ΣΚΕΥΗ ΚΑΙ ΑΜΦΙΑ ΚΑΙ ΟΙ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΚΟΙ ΣΥΜΒΟΛΙΣΜΟΙ ΤΟΥΣ. ΜΕΤΑΠΤΥΧΙΑΚΗ ΔΙΠΛΩΜΑΤΙΚΗ ΕΡΓΑΣΙΑ που υποβλήθηκεστο Τμήμα Ποιμαντικής και Κοινωνικής Θεολογίας τηςΘεολογικής Σχολήςτου Α.Π.Θ. ΣΥΜΒΟΥΛΟΣ ΚΑΘΗΓΗΤΗΣ Αρχιμ. ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΣΚΡΕΤΤΑΣ ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ 2007б σελ. 94- 105

 

[28] ДВС с. 541 последняя часть относительно священных сосудов и монастырей в тексте Манси: «ἔτιγεμήνὡςκοινοῖςχρῆσθαι τοῖςἱεροῖςκειμηλίοιςἠτοῖςεὐαγέσι μοναστηρίοις ∙ ἐπισκόπους μένὄντας ἤκληρικούς καθαιρεῖσθαι προστάσσομεν, μονάζοντας δέἤ λαϊκούςτῆςκοινωνίας ἀφορίζεσθαι. ((Mansi 13, 377-380)

 

[29] ДВС, с. 541 У прп. Иоанна Дамаскина: «осеняемым благодатью Божественного Духа». 1-е защитительное слово против порицающих святые иконы., с. 12,  «Ибо святые и при жизни были исполнены Святого Духа, также и по смерти их благодать Святого Духа неистощимо пребывает и в их душах, и в телах, лежащих в гробах, и в их чертах, и в святых их изображениях, не по причине сущности, а вследствие благодати и (Божественного) действия”. Там же., с. 16, XIX

 

[30] ΤΑ ΙΕΡΑ ΕΥΧΑΡΙΣΤΙΑΚΑ ΣΚΕΥΗ ΚΑΙ Ο ΣΥΜΒΟΛΙΣΜΟΣ ΤΟΥΣ - ΜΕΡΟΣ ΠΡΩΤΟ. https://pathanasios.gr/index.php/orthodoksi-periigisi/themata-leitourgikis-eftaksias/3052-psxz

 

«Ἀρκεῖἡτοποθέτηση σκευῶν καίσκεπασμάτων στήν καθαγιασμένη ἁ-γία Τράπεζα ἡἐπ᾽ αὐτῶνἀπόθεση καίἡδι᾽ αὐτῶνκάλυψητοῦΣώματος καίτοῦΑἵματος τοῦΚυρίουγιάτόνἁγιασμότους, χωρίςἀνάγνωσηεὐχῶν καίχωρίςχρήσηδι᾽ἁγίουΜύρου»

 

[31] См. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматино-Истийского. С., с.154

 

[32] Там же

 

[33] Канонические правила Православной Церкви с толкованиями.

Костантинопольский собор, во храме святых Апостолов бывшего, глаголемого двукратный 861 г.

 

https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-dvukratnyj-sobor/#0_10

 

[34] https://pathanasios.gr/index.php/orthodoksi-periigisi/themata-leitourgikis-eftaksias/3052-psxz

 

«Τάεὐχαριστιακάσκεύηθεωροῦνται ὡςτά κατ᾽ἐξοχήνἱεράἀντικείμενα τῆςὀρθοδόξου λατρείας. Δένἐπιτρέπεται νάἀγγίζονται παράμόνοἀπότούςἱερωμένουςμέἄκρα εὐλάβεια καίνά περικρύπτονται ἀπότούςἀμυήτουςἤτούςἀλλόθρησκους.

Ὡςἀνατεθειμένα καίἀφιερωμένα στόνΚύριο, ἀπαγορεύεται νάχ


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.