Учение Православной Церкви об иконопочитании и отношении к священным сосудам — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Учение Православной Церкви об иконопочитании и отношении к священным сосудам

2021-06-30 32
Учение Православной Церкви об иконопочитании и отношении к священным сосудам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мы начали нашу статью с цитации труда выдающегося святого Православной Церкви, гимнотворца, великого богослова и первого систематизатора вероучения нашей Церкви прп. Иоанна Дамаскина. И это мы сделали совершенно не случайно, поскольку именно на все три послания-защитительных слова прп. Иоанна Дамаскина, как на авторитетные вероучительные творения, опирались Святые Отцы VII Вселенского собора для формулировки догмата об иконопочитании.[1] Провозглашая «вечную память» прп. Иоанну Дамаскину Отцы Собора тем самым свидетельствуют о важности личности прп. Иоанна Дамаскина в вопросе об иконопочитании. Все его труды являются более полным, можно так сказать, нежели предельно краткое соборное вероопределение, изложением православного вероучения о священных иконах.[2]

 

VII Вселенский собор, опираясь на творения прп. Иоанна Дамаскина, мы ещё раз это подчеркнём, формулируя догмат об иконопочитании, указывает на очень важную его сторону – мистическую сторону всякого священного изображения, священных сосудов и священного места. То есть священно всё то, что посвящено Богу, и оно не является просто историческими картинками, для напоминания и воспоминания священной истории, но «исполненными Божественной силы и благодати» (ὡ ςθείας ἐ νεργείας κα ὶ χάριτος ἕ μπλεων)[3], «осеняемыми Божественной благодатию» (διάτο ῦ θείουΠνεύματος ἐ πισκιαζομένων χάριτι)[4].

 

Кроме того, поклонение и почитание икон, согласно вероопределению VII Вселенского собора означает особое действие, выраженное словами «благоговение» ((ἡ ε ὐ λάβεια) и «лобзание» (τ ὸἀ σπασμόν), «почтительное поклонение» (τιμητικήν προσκύνησιν). Эти слова являются взаимодополняющими и уточняющими, раскрывающими образ поклонения священным предметам и изображениям. Все они с благоговением лобзаются. Этот образ почитания священных сосудов, который фиксируется во всех служебниках при совершении Проскомидии, а также Диатаксисах Восточной Православной Церкви, всегда являлся и является отличительной особенностью иконопочитания на Православном Востоке от т. н. иконопочитания на Западе, которое крайне ущербно. Франкский Запад, осудивший деяния VII Вселенского собора, отверг мистическое восприятие священных изображений, и, как следствие отверг и тот образ благоговейного почитания священного, который утвердили, как «предание Кафолической Церкви» святые Отцы Вселенского собора.[5]

 

Итак, согласно церковному Священному Преданию и учению VII Вселенского собора, каждый священный предмет и священная икона, священные мощи являются святыней, как вместилища действующей Божественной благодати. Этим и объясняются многочисленные чудеса исцелений и врачеваний через них людей.[6]

 

Однако, в наше время, время распространения коронавирусной эпидемии, мы столкнулись с явлениями внутри церковной жизни, которые противоречат этой священной церковной традиции и учению Церкви Христовой, сеют неверие в действенность Божественной благодати, её врачующее, просвещающее действие, и низводят священные предметы и сосуды до простых вещей и картинок.[7] Все они напоминают некую разновидность ереси иконоборчества, следование решениям полуиконоборческого Франкфуртского собора 794г.[8]

 

Документ священного Синода РПЦ от 17 марта 2020г «Инструкция настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции», несостоятельность аргументация его положений

 

Мы не можем отрицать факта повсеместного распространения коронавирусной инфекции и осознавать существования реальной угрозы для жизни каждого человека. Однако на это явление должна быть у православного человека реакция не «панического страха», «боязни смерти», а подчинена рассудку и чувству глубокой веры в Божественный Промысел. Мы полагаем, что именно панический страх перед эпидемией коронавируса и маловерие породили такой совершенно неприемлемый для Православной Церкви документ как «Инструкция настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции»[9]. Породили этот Документ и богословское невежество, которое достаточно распространено в Русской Православной Церкви.

 

Невооруженным взглядом видно, что этот Документ составлен поспешно, им буквально навязывается всей Русской Православной Церкви то, что является совершенно неприемлемым для церковного сознания. При знании богословия Православной Церкви несложно расценить многие «рекомендации» как иконоборчество и святотатство, кощунство. Кроме того, авторы, чтобы любой ценой доказать правильность «инструкций» ошибочно и поспешно ссылаются на 2-й том «Настольной книги священноцерковнослужителя», написанной С. В. Булгаковым, опубликованной с одобрения Правительствующего Священного Синода, где, по мнению авторов Инструкции имеются все основания и обоснование вводимых «мер» в условиях нынешней эпидемии.[10]

 

Создаётся впечатление, что составители Инструкции рассчитывали лишь на молниеносный успех и богословское невежество духовенства и народа Русской Православной Церкви, которые, доверившись Священному Синоду, не станут проверять и перепроверять верность ссылок и утверждений. Тем не менее, несмотря на искусственно и преднамеренно созданный разрыв греческого православного мира с русским православным миром, мы не раз сталкивались с тем, что именно в Греции, где имеется достаточное количество высокообразованного духовенства и глубоко укорененного в православной традиции, появлялись неоднократно статьи с серьезными критическими замечаниями в адрес этой Инструкции. К сожалению, даже публикации таких статей на нашем интернет-ресурсе никак не повлияли на позицию высшего Священноначалия нашей Церкви. Далее мы укажем на необоснованность авторов Инструкции Священного Синода РПЦ отстаивать многие свои положении ссылкой на «Настольную книгу священноцерковнослужителя» и на комментарий прп. Никодима Святогорца на 28 правило VI Вселенского Собора.

 

 

А) Необоснованность «Инструкции» ссылки на «Настольную книгу священноцерковнослужителя»

 

В Инструкции в отношении Причащения Святых Христовых Тайн в п.1 рекомендуется «с учётом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий [1], — преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем её в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов.»

 

В качестве подтверждения того, что рекомендуемая мера является «исторической практикой Православной Церкви», авторы Инструкции делают ссылку на 2-й том «Настольной книги» и на толкование прп. Никодимом Святогорцем 28 правила VI Вселенского собора.

 

Однако ни «Настольная книга священнослужителя» С. Булгакова, ни толкование прп. Никодима Святогорца на 28 правило ничего не говорят о подобной практике при богослужении в храме. Внимательное их изучение говорит, что такой «исторической практики в Православной Церкви» не существовало.

 

Но что же было? Частично в «Настольной книге» говорится о мерах необходимой предосторожности священника и прислушивания к рекомендациям врачей при причащении на дому болящих тяжёлой заразной болезнью, то есть при индивидуальном причащении или группы лиц, изолированных в больнице.[11]

 

Вот некоторые из рекомендаций:

 

2) Сидя или стоя у постели больного, надо остерегаться, чтобы дыхание больного не направлялось прямо на посетителя; при этом не следует прикасаться к белью, подушке и одеялу, а тем более к телу больного, или сидеть у самого изголовья постели…

 

3) Не следует, находясь у больного, глотать свою слюну, (…), а равно пить и есть что-либо, так как слизистая оболочка в полости рта очень восприимчива к заразному яду, который вместе со слюною и пищею легко может перейти в кровь и заразить её…

 

4) После посещения больного следует быть не менее четверти часа, на свежем воздухе, переменить белье с одеждою, умыться и вдруг после этого не принимать пищи,

 

5) Наконец, вообще во время эпидемии, надо вести жизнь умеренную и правильную…[12]

 

В «Настольной книге» нет никаких «особых рекомендаций», которые по своему внешнему действию и содержанию предполагали, как это делается в «Инструкции» мысли о передаче инфекции через святое Причащение или священные сосуды. Давайте сопоставим текст Инструкции (И) и Настольную книгу (Нк):

 

И: «преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем её в воду с последующей утилизацией воды».

 

Нк: «При причащении страждущих какой-либо заразительной болезнью… сначала надо причащать здоровых, а затем больных, причём каждый раз лжицу немедленно следует обтирать особым чистым куском холста. Этим же куском обтереть и уста причастника. Если будет больных несколько, то при причащении каждого из них следует наблюдать ту же предосторожность, имея для каждого больного особый кусок холста.»[13]

 

В нынешней практике большинства приходов РПЦ святую лжицу после причащения каждого прихожанина чаще окунают в спиртовой раствор и не дают целовать чашу и не обтирают платом уста, а подают каждому индивидуальную салфетку. Такими действиями священнослужителей, которые в совести многих верующих вызывают протест и неодобрение, подаётся повод верить в то, что во время Причащения Тайн Христовых может каким-то образом передаться вирус.

 

В поддержку положений Инструкции в журнале «Фома» была опубликована статья «Эпидемии и заразные болезни: Как причащали священники в XIX столетии».[14] Автор статьи подробно и тщательно описывает дореволюционную практику на основании «Настольной книги для священноцерковнослужителей». Однако редакторы журнала "Фома" в публикации статьи делают недозволенный приём, чтобы сбить с внимания и с толку читателя. Вместо того, чтобы сделать подробное описание Консисторских предписаний и рекомендаций, редакция журнала «Фомы» в самом начале статьи в качестве некоего лозунга рефреном прописывает «Фома» уже писал о том, что ничего принципиально нового в инструкции Патриархии для московских приходов и монастырей о мерах безопасности в храмах нет. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» Сергея Васильевича Булгакова».[15]

 

Однако при внимательном, а не беглом прочтении вполне добросовестно написанной статьи, любой трезвомыслящий человек не найдёт подтверждений для большинства положений Инструкции. Протирать лжицу специальным платом и причащать сначала здоровых, а потом больных, а также рекомендовать больным не приходить в храм, а причащаться Тайн Христовых на дому – вот к чему сводятся все рекомендации отдельных Консисторий и вовсе не подтверждают положения Инструкции. И это в первую очередь касается «рекомендаций» Инструкции в разделе «Относительно Причащения Святых Христовых Таин».

 

В связи с этим нам видится совершенно неприемлемым п. 5 Инструкции «Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши». Священные сосуды получают своё освящение от их использования в величайшем таинстве Святой Евхаристии. И это освящение передаётся благоговейно целующим Чашу причастникам Тайн Христовых, и вовсе не может идти и речи о каком-то заражении вирусом.[16]

 

Сами рекомендации в «Настольной книге» также специфичны, но они носят чисто рекомендательный характер, а не ультимативный, как это делается в Синодальной Инструкции. И мы нигде в «Настольной книге» не найдём решений Святейшего Правительствующего Синода, особых циркуляров, предписаний, а тем более требований и принуждения, проявления какой-то нездоровой нетерпимости ко всякой иной практике и иному пониманию.

 

В принципе, в «Настольной книге» мы находим рекомендации преимущественно касающихся причащения заразных тяжелобольных в частных условиях, или "на дому". И это понятно, так как православный храм – это не «место, где люди могут заразиться», а «жилище Божие», «Небом и его уже осеняет сила Святого Духа», где, как подчёркивает свт. Симеон, архиепископ Солунский, «Он освящает свои бездушные храмы. В священных местах, где призывается Христос или Его Матерь, или Его святые, совершаются многочисленные знамения. И не дерево, и не камни являются источником освящающей силы, ибо они являются творением Божием, а призыванием Бога и вселением благодати Святого Духа».[17]

 

Б) Необоснованность Инструкции ссылки на комментарий прп. Никодима Святогорца на 28 правило VI Вселенского собора

 

Тоже самое относится и к ссылке Инструкции на 28 правило VI Вселенского собора, а точнее, на комментарий прп. Никодима Святогорца этого правила.

 

Текст самого правила:

 

«Понеже уведали мы, что в различных церквах, по некоему усилившемуся обычаю, виноград ко олтарю приносится, и священнослужители, соединяя оный с безкровною жертвою приношения, сим образом обоя купно разделяют народу: того ради необходимым признаём, да никто из священнослужителей впредь сего не творит, но да преподают народу едино приношение, во оживотворение и грехов отпущение: приношение же винограда священники да приемлют, яко начатки, и, благословляя оный особо, да преподают просящим, во благодарение Подаятелю плодов, коими, по определению Божию, тела наши возращаются и питаются. Аще же кто из клира учинит вопреки заповеданному, да будет извержен от своего чина.»

 

Более того, смысл появления 28 правила Вселенского собора заключается не в том, чтобы давать какие-то рекомендации для индивидуального причащения, а в том, чтобы воспретить священнику вводить какие-либо обрядовые новшества, как упоминаемое в правиле - смешивание с виноградом и виноградным соком Тела Христова, «бескровное Жертвоприношение».

 

Обстоятельная критика сторонников понимания комментария прп. Никодима Святорца на 28 правила была дана в ряде статей на греческом языке:

 

1) Василий Тулумцис (ΒασίλειοςΤουλουμτσής, Θεολόγος) Комментарий святого Никодима Святогорца на 28 правило Пято-Шестого Вселенского Собора (Ο σχολιασμός του ΚΗ΄ Κανόνα της Πενθέκτης Οικουμενικής Συνόδου από τονάγιο Νικόδημοτον αγιορείτη.) [18]

 

2) Искажения Священных Канонов продолжаются... Очередная клевета на преподобного Никодима Святогорца... Не всякому духу верьте! О неверной интерпретации комментария прп. Никодима Святогорца на 28 правило VI Вселенского собора. [19]

 

3) Способ Святого Причащения и искушение маловерием: интервью с профессором Димитриосом Целенгидисом (Περίτης Kαινοτομίας τουTρόπου Mετάδοσηςτης Θ. Κοινωνίας: Συνέντευξημετον κ. ΔημήτριοΤσελεγγίδη).[20]

 

Авторы этих статей показали ошибочность мнений тех комментаторов прп. Никодима, которые. Как и Инструкция, считают, что в комментариях на 28 правило даётся некое право на повсеместное применение т. н. дезинфекции святой лжицы во время богослужения за святым Причащением в условиях современной пандемии.

 

Во-первых, авторы названных нами статей указывают на смысл самого 28 правила: «В Священных Канонах Церкви определено, что нельзя делать в отношении преподания Божественной Евхаристии. Есть, например, совершенно ясное 28-е правило Шестого Вселенского Собора, подтверждающее соответствующее Правило Святых Апостолов. Это правило гласит, что Святое Причастие не может быть преподано с использованием другого вещества, например, винограда. Для тех людей, которые по болезни или по иной причине не могут присутствовать на богослужении и причаститься из Святого Потира в храме, это правило предписывает совершение причащения на дому, другим приемлемым способом и с подобающим благоговением». (профессор Целенгидис),

 

«28 правило Пято-Шестого Собора повторяет содержание 3 и 4 Апостольских Правил. Эти правила говорят о запрете приносить различные вещества и плоды для совершения бескровной Божественной Евхаристической жертвы вопреки установленным продуктам.» (Василий Тулумцис)

 

«Центр внимания делается на том, о чём упоминает св. Никодим, - это не преподание Таинств из отдельной Чаши и их последующая дезинфекция, как ошибочно сказано в комментарии, а на не смешивании приносимых плодов или других веществ с божественным Причастием.» (Василий Тулумцис).

 

Во-вторых: «Прежде всего, следует пояснить, что в комментарии св. Никодима говорится о необычном причастии больных, которое происходит не в рамках богослужения внутри церкви, но и вне её в незапланированное время, в известных случаях, когда священник берёт из Дарохранительницы часть высушенного преждеосвященного в Великий Четверг хлеба и приносит его к прикованным к постели или вообще немощным, чтобы они смогли бы принять участие в общей Божественной Евхаристии. Поэтому, в любом случае, совершенно неуместно использовать этот комментарий для поддержки мер по предотвращению якобы распространения инфекционных болезней через Божественное Причащение, совершаемой Божественной Евхаристии». (Василий Тулумцис).

 

В-третьих: «…святой Никодим Святогорец отнюдь не охвачен сомнениями и фобиями относительно возможной передачи болезней через божественное Причащение» (Василий Тулумцис).

 

В-четвёртых: способ хранения Святых Даров и преподания их тяжелобольным людям, о котором упоминает прп. Никодим Святогорец, относится в тяжёлой эпохе турецкого османского рабства, в котором находились порабощённые греки в 18 столетии. Вместо этого он предлагает другой способ преподания Божественного Причастия как страждущим от чумы, так и тем, кто уже переболел этой ужасной болезнью, но не умер, а приобрёл к ней иммунитет. Таких людей называли словом «морты» (гр. μόρται), и они находились в изоляции от общества из опасения, что они могут оставаться носителями инфекции и заразить ею других.

 

Этот способ был очень прост, и его легко было применить в этот страшный и бедственный период, «когда над всеми нависла мрачная тень ужаса и невыносимого рабства». Св. Никодим советовал священникам выделить для таких целей один чистый сосуд (конечно же, только для этого употребления). Священник помещал в этот сосуд Святые Дары, а затем лично приходил в те дома, где были смертельно больные или носители этой ужасной инфекции, и причащал их Святых Христовых Таин. Безусловно, после причащения тяжелобольных иерей потреблял оставшиеся Дары. Этот священный сосуд должен был храниться безукоризненно чистым, чтобы там не оставалось даже малейших частичек святыни, поскольку обычно его использовали не сразу, а по мере необходимости, какое-то время спустя. Сосуд очищали с помощью простых «моющих средств» той эпохи, с особым благоговением, как предназначенный только для Бога и для Его Таин!» (Искажения Священных Канонов продолжаются…)

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.