Преподаватель: Новикова Любовь Павловна — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Преподаватель: Новикова Любовь Павловна

2021-06-30 33
Преподаватель: Новикова Любовь Павловна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Год

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I.   Методологические основы развития музыкального мышления младших школьников…………………………………………………………...5

 

1.1. Музыкальное мышление и его многоуровневость ……………………....5

1.2. Развитие теории музыкального мышления в трудах зарубежных и отечественных исследователей…………………………………………………7

1.3. Структура музыкального мышления…………………………………........8

 

Глава II. Теоретические основы развития музыкального мышления младших школьников…………………………………………………………...15

2.1. Психофизиологические особенности развития младших школьников…15

 

Глава III. Формы и методы работы по развитию музыкального мышления младших школьников на уроках музыки………………………….19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………24

Приложение………………………………………………………………………26

 


Введение

 

Необходимость многогранного исследования сферы развития музыкального мышления у детей осознается как острая актуальная проблема современной музыкальной педагогики. Наиболее благоприятен для развития музыкального мышления средствами музыки младший школьный возраст, так как именно в этот период закладывается базовая культура человека, фундамент всех видов мышления. В настоящее время односторонне рационалистический подход образовательной системы переживает кризис, и взоры многих педагогов и родителей обращены в сторону искусства.

Проблема музыкального мышления как таковая существует в современной науке относительно недавно и является одной из самых притягательных в теоретическом музыкознании, музыкальной педагогике и психологии. В то же время генетические истоки этой проблемы просматриваются с достаточно далеких времен (XVIII век – И. Ф. Гербарт, Э. Ганслик, Г. Риман).

Долгие годы внимание исследователей сосредотачивалось на отдельных компонентах процесса обучения и воспитания. И только в XX веке педагоги обратились к личности ребёнка, стали развивать их мотивации в обучении, пути формирования потребностей. В Европе и в России были созданы концепции, напрямую выводящие к проблемам музыкального мышления. В работах В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. Н. Холоповой и др., раскрывается культурологический уровень музыкального мышления, в которых смысл музыкального произведения рассматривается через интонации, жанры и стили историко-культурных контекстов эпох. Социальный аспект проблемы исследуется в работах А. Н. Сохора, Р. Г. Тельчаровой, В. Н. Холоповой. В работах Б. В. Асафьева, М. Г. Арановского, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского и др., рассмотрено историческое становление и развитие музыкального мышления.

Музыковедческий уровень, прежде всего, через интонационную специфику музыкального искусства, как основу музыкального образа, изложен в трудах Б. В. Асафьева, М. Г. Арановского, Л. А. Мазеля, Е. В. Назайкинского, А. Н. Сохора, Ю. Н. Холопова, Б. Л. Яворского и других.

С другой стороны, и сама музыкальная педагогика накопила богатый материал, так или иначе связанный с проблемой музыкального мышления (исследовательские работы Т. А. Барышевой, В. К. Белобородовой, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускаса).

Но всё же остается много неясностей в сфере образного музыкального мышления. Само понятие «музыкальное мышление» еще не получило статуса строго научного термина. Дело не только в относительно недостаточной изученности этого явления, но и в его отличиях от того что, именуется собственно мышлением.

 На основе теоретического анализа,  можно выявить различные подходы в исследовании музыкального мышления: культурологический, социологический, логический, исторический, музыковедческий, психолого-педагогический. Они позволили наполнить данную категорию следующим содержанием: музыкальное мышление – включает в себя основные закономерности мышления вообще, а его специфика обусловлена образностью, интонационной природой музыкального искусства, семантикой музыкального языка и активным самовыражением личности в процессе музыкальной деятельности.

Интонация является основной категорией музыкального мышления.

Существуют два структурных уровня: «чувственный» и «рациональный». Связующим звеном между ними служит музыкальное (слуховое) воображение.

К первому уровню относятся следующие компоненты: эмоционально-волевой и музыкальные представления.

Ко второму уровню  — ассоциации, творческая интуиция,  логические приёмы мышления (анализ, синтез, абстракция, обобщение),  музыкальный язык.

Музыкальное мышление формируется в социальной среде, на его развитие оказывают влияние различные факторы: семья, ближнее окружение (родные, друзья), средства индивидуальной и массовой коммуникации, уроки музыки в школе и т. д.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.