Показатели экономической конъюнктуры — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Показатели экономической конъюнктуры

2017-05-22 423
Показатели экономической конъюнктуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучение общехозяйственной конъюнктуры и конъюнктуры товарного рын­ка необходимо начинать с изучения показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на рынке изменения и определить тенденции в разви­тии конъюнктуры. В странах Запада сложилась целая система статистических данных, характеризующих движение общехозяйственной и товарной конъюн­ктуры. Рассмотрим эти показатели и укажем специфические черты их приме­нения в России. Все показатели, используемые для изучения конъюнктуры, можно систематизировать по группам: производство, внутренний товарообо­рот в странах, показатели внешней торговли и кредитно-денежной сферы.

1. Данные о промышленном производстве. В эту группу показателей входят:

1.1. Валовый внутренний продукт. Показатель исчисляется в соответствии с методологией Европейской системы интегрированных счетов и СНС ООН. Расчет показателя в России ведется с 1989 г.

1.2. Индекс физического объема промышленной продукции. Является основ­ным показателем динамики выпуска промышленной продукции. Индекс физического объема промышленной продукции свидетельствует о тем­пах промышленного развития отдельных стран, а сопоставление свод­ного и отраслевых индексов характеризует специфику происходящих в экономике страны изменений. Для исчисления этого показателя ис­пользуется метод, основанный на динамике натуральных показателей продукции по твердо установленному набору товаров с последующей агрегацией в общепромышленный индекс. Обычно индекс физического объема промышленной продукции исчисляется по формуле агрегатного индекса. Индекс физического объема за длительный период определяется цепным методом, то есть путем перемножения индексов за отдельные периоды.

1.3. Использование производственных мощностей. Показатель применяется только в США; аналога этого показателя в России нет. Это некий синте­тический показатель, который определяется по данным выборочных об­следований и показывает, насколько запас финансовых ресурсов страны привлекается к производству продукции от максимально возможного уровня привлечения запаса капитала. Под этой мощностью понимается наибольший уровень выпуска, который можно произвести в условиях некоторой реалистичной модели производства с учетом нормального времени простоев и при наличии достаточных ресурсов для управления станками и оборудованием. Доля фактического объема выпуска от мак­симального объема выпуска и есть показатель использования производ­ственных мощностей. Показатель использования производственных мощностей снижается в период экономического спада и, наоборот, по­вышается в период экономического подъема. Считается, что если пока­затель использования производственных мощностей достигает уровня 82% (или 0,82, если в долях единиц), то, как только он достигает этой отметки, начинает повышаться инфляция. Этот показатель рассчитыва­ется в США только по отраслям обрабатывающей промышленности. Уве­личение инфляции при достижении такого уровня происходит по следу­ющей причине: спрос на продукцию обрабатывающей промышленности, если показатель достигает этой отметки и выше, начинает превышать возможности производителей по увеличению объемов производства. При этом возникает ситуация, когда спрос превышает предложение, что при­водит к росту цен на соответствующую продукцию, и этот рост цен мо­жет вызвать общее увеличение инфляции. Поэтому показатель использо­вания производственных мощностей связан как с индексом физического объема промышленного производства, так и с теми индексами, которые характеризуют ВВП.

1.4. Индекс цен производителей. Характеризует динамику цен на товары производственного назначения (без учета налогов, транспортных издер­жек, торговых наценок). Публикуется в Российской статистике. Рассчи­тывается по данным выборочных обследований путем дезагрегирования товаров, производимых в рамках отдельной товарной группы, затем в каждой товарной группе выбирается товар-представитель, прослежива­ется изменение цен на него, и на основе этих данных рассчитывается средневзвешенное изменение цен на все товары данной группы. Индекс цен производителей определяется как индекс Ласпейреса.

1.5. Расходы на капитальное строительство. Отчет о стоимости введенных в действие объектов капитального строительства. В России аналогичные данные не публикуются, однако соответствующие статьи отчета могут быть получены по данным о вводе в действие жилых домов, объектов со­циально-культурного назначения, ввода в действие основных фондов.

1.6. Заказы на товары длительного пользования и прочие товары; производ­ственные запасы. Определяется количество заказов, поступивших произ­водителям, а также уровень товарных запасов в промышленности. Кроме того, заказы на товары длительного пользования характеризуют уровень покупательной способности населения. Объем их производства в буду­щем периоде определяется по результатам 7-процентной выборки промыш­ленных предприятий на основе данных о количестве заказов на товары длительного пользования. В российской статистике не рассчитывается.

1.7. Уровень безработицы. Расширение производственных мощностей и вы­пуска продукции, как правило, сопровождается привлечением новых ра­ботников. Наоборот, свертывание производства обычно сопровождается абсолютным сокращением числа занятых. Следовательно, данные о занятости и заработной плате являются косвенными показателями, ко­торые могут характеризовать изменения в объеме промышленного про­изводства. В каждой стране существует своя методика расчета этого показателя. В развитых странах она основана на методических разработ­ках МОТ, где численность безработных, а соответственно и уровень безработицы, рассчитывается как отношение числа безработных к числу экономически активного населения. В свою очередь, экономически актив­ное население — это общая сумма численности занятых и безработных:

УБ = ЧБ / ЭАН; ЭАН = 3 + Б,

где УБ — уровень безработицы;

ЧБ — число безработных;

ЭАН — число экономически активного населения.

Численность безработных, численность экономически активного населе­ния и численность занятых в методике МОТ определяются только по данным выборочных обследований. В зависимости от специфики модели занятости в отдельных странах методика МОТ может трансформироваться, адаптировать­ся с учетом модели занятости данной страны. Однако общий принцип остается неизменным: уровень безработицы, численность безработных и экономически активное население определяются по данным выборочных обследований. Эти различия могут касаться, в частности, того, кого считать безработным по дан­ным этих обследований, каков трудоспособный возраст. По методике МОТ гра­ница трудоспособного возраста составляет от 15 до 72 лет. Что касается Рос­сии, все эти показатели определяются в настоящее время тремя способами: первый способ — по методике МОТ на основе выборочных обследований; вто­рой — по балансу трудовых ресурсов и третий способ — по данным учета реги­страции безработных в службе занятости. Баланс трудовых ресурсов публику­ют по результатам обработки статистической отчетности предприятий, которые они направляют в органы государственной статистики. В качестве занятых в нем учитываются только занятые на предприятиях данного региона, о которых были предоставлены данные в статистические органы. Третий спо­соб в настоящее время является основным. В качестве безработных он рас­сматривает лишь официально зарегистрированных безработных. Эти данные получают из Федеральной службы занятости, ее региональных и местных цен­тров. Следует заметить, что данные о численности безработных, зарегистриро­ванных в службе занятости, существенно отличаются друг от друга.

2. Показатели внутреннего товарооборота. В группу этих показателей входят:

2.1. В странах Запада широко используется показатель «продажа автомоби­лей», по нему оценивается уровень покупательной способности населе­ния. Этот показатель в российской статистике не рассчитывается, вмес­то него можно использовать удельный вес расходов населения на непро­довольственные товары в общей сумме расходов на потребление. Если действительно нужны данные о расходах на автомобили, публикуются данные, по которым можно составить тренды обеспеченности населе­ния автомобилями.

2.2. Розничный товарооборот. Это объем продажи населению товаров через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на веще­вых, смешанных и продовольственных рынках. Обороты розничной тор­говли являются одним из важнейших конъюнктурных показателей, даю­щих возможность оценить изменения в платежеспособном спросе населения. Сокращение оборота розничной торговли, уменьшение про­даж универмагов свидетельствуют о понижении платежеспособного спроса населения. И наоборот, расширение продаж говорит о повыше­нии спроса в стране. Розничная торговля в ходе цикла развивается параллельно промышленному производству. В фазе подъема, когда про­мышленное производство расширяется, растут и обороты торговли, в фа­зе кризиса происходит сокращение и производства, и торговли. Объем розничного товарооборота по официально учтенным предприятиям опре­деляется на основе отчетных данных этих предприятий об объеме това­ров, продаваемых ими населению. Объем продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках определяется по данным тамо­женной статистики. Товарооборот городского рынка по продаже сель­скохозяйственной продукции определяется по данным статистической отчетности, охватывающей рынки 132 крупных городов России. Разница расчета этого показателя в России и в развитых странах состоит в том, что в развитых странах этот показатель рассчитывается по данным выбо­рочных обследований, затем эти результаты выборочных обследований переносятся на генеральные совокупности. В России он рассчитывается на основе сплошной отчетности предприятий. На Западе эти показатели публикуются в определенный день месяца, а, например, в Великобритании даже в определенное время. В России эти показатели публикуются нерегулярно и с большим запозданием.

2.3. Личные доходы и потребительские расходы. Структура денежных дохо­дов и расходов населения публикуется в статсборниках. В основу ее по­ложены данные выборочных обследований потребительских бюджетов, проводимых органами российской статистики.

2.4. Строительство жилья. В российской статистике нет аналога. Можно ис­пользовать показатели ввода в действие жилых домов (квадратных метров площади) и числа построенных квартир. В США этот показатель публикуется один раз в месяц.

2.5. Индекс потребительских цен (ИПЦ). ИПЦ рассчитывается как сводный индекс, кроме того, в настоящее время имеются индексы отдельных его компонентов: индекс цен на продовольственные товары, индекс цен на непродовольственные товары и индекс цен на услуги. В оперативной информации Госкомстата есть еженедельные данные об индексе потре­бительских цеп на набор из 19 основных продуктов питания, что являет­ся оперативной характеристикой инфляции. Сводный ИПЦ рассчитыва­ется как индекс цен Ласпейреса, то есть состав потребительской корзи­ны фиксируется на уровне какого-то базисного периода. В настоящее время состав этой потребительской корзины пересматривается один раз в год.

2.6. Индекс дефлятор ВВП. Это наиболее общий индикатор инфляции, по­скольку он измеряет динамику цен на все товары и услуги (как производ­ственного назначения, так и потребительские). Рассчитывается по фор­муле Пааше, то есть количество произведенной продукции фиксируется на отчетный период. При расчете индекса дефлятора валовой внутренний продукт разбивает­ся на отдельные компоненты, затем каждая из компонент дефлируется с помощью индекса цен, который рассчитывается для этой компоненты, и дефлированные значения этой компоненты вновь собираются, скла­дываются и получается объем ВВП в ценах базисного года. В этом боль­шое отличие индекса потребительских цен от индекса дефлятора. В Рос­сии определяется один раз в год.

2.7. Продажа нового жилья. Определяется общая стоимость проданного но­вого жилья. В российской официальной статистике не рассчитывается. Возможна приблизительная оценка путем умножения общей площади введенных в действие жилых домов (квадратных метров) на рыночную цену 1 кв. м общей площади. В данном случае показатель лучше рассчи­тывать дифференцированно по регионам.

2.8. Товарные запасы и объем продаж в промышленности. Характеризует товарные запасы (наиболее важным является их изменение), а также общий объем продаж производителей, объемы оптовой и розничной про­дажи. В российской статистике не рассчитывается.

2.9. Потребительский кредит. Данные об объеме выданных населению кре­дитов по следующим направлениям: покупка автомобиля, покупка дома, прочие цели. В российской статистике не рассчитывается. В качестве приблизительной оценки можно использовать объем кредитов, предо­ставленных коммерческими банками предприятиям, организациям и на­селению.

2.10. Цены на сельскохозяйственную продукцию. Публикуются два индекса цен. В США публикуется индекс цен на сельскохозяйственную продук­цию отдельно по продукции растениеводства и животноводства. Россий­ский аналог — индекс цен реализации сельскохозяйственной продукции заготовительным организациям. Можно также рассчитывать на основе данных об индексе продукции сельского хозяйства в фактически действо­вавших ценах и индексе физического объема сельскохозяйственной про­дукции.

3. Показатели внешней торговли. К этим показателям относится:

3.1. Дефицит торгового баланса. Торговый баланс (строка платежного балан­са РФ). До 1994 г. этот показатель соответ­ствовал тому показателю российской статистики, который назывался сальдо внешней торговли. Показатель сальдо внешней торговли рассчи­тывается с учетом торговли со странами ближнего зарубежья.

4. Данные, характеризующие положение в кредитно-денежной сфере.

Важной закономерностью денежного обращения является расширение денеж­ной массы в фазах оживления и подъема в связи с ростом массы товаров в обра­щении и повышением цен, заработной платы и т. д. Во время кризиса и депрес­сии сокращение реального воспроизводства уменьшает потребность в деньгах и вызывает сокращение массы денег в сфере обращения и накопления их в виде сокровищ. К показателям этой группы относится:

4.1. Учетный процент или цена банковского капитала. Учетный процент воз­растает на последних стадиях повышающейся конъюнктуры и к моменту кризиса достигает наивысшей точки. Его снижение начинается обычно к концу периода депрессии.

4.2. Эмиссия ценных бумаг. Под эмиссией ценных бумаг понимается выпуск их на рынок с целью мобилизации свободных денежных ресурсов для рас­ширения и обновления основного капитала или увеличения оборотных средств. Иногда эмиссия проводится в целях реконверсии, то есть заме­ны одних ценных бумаг другими. Например, высокопроцентные бумаги заменяются другими бумагами с более низким процентом дохода. Размер эмиссии увеличивается в период подъема, достигая максимума накану­не кризиса, и резко падает в фазе кризиса и депрессии, когда полное прекращение или сокращение обновления основного капитала делает излишним обращение к рынку ссудного капитала. Эмиссия ценных бу­маг определяется как состоянием сферы производства, рентабельностью промышленных и прочих предприятий и т. д., так и состоянием рынка ссудных капиталов, размерами имеющихся в наличии средств, ссудным процентом и т. д. Особое значение имеет выпуск новых ценных бумаг: акций и облигаций. На изменение курса акций оказывают влияние и ко­лебания ссудного процента. При падении ссудного процента курс акций повышается, и наоборот, при повышении ссудного процента курс акций понижается. Выпуск новых ценностей или эмиссия капиталов имеет, конечно, большое показательное значение, но изменения показателей курса происходят тогда, когда перемена конъюнктурной фазы уже опре­делилась, и потому они не всегда дают материал для предсказаний конъ­юнктуры. В этом отношении весьма чуткими к предстоящим изменени­ям являются данные по курсам акций и облигаций. Для того чтобы иметь возможность проследить их движение, обычно составляются индексы акций и индексы облигаций. Из первых часто выделяется индекс акций торговых и промышленных предприятий. Колебания курсов акций обыч­но происходят в значительно больших пределах, чем изменения других конъюнктурных показателей. Повышение курсов акций, и в первую голо­ву акций торговых предприятий (и обычно одновременное понижение курса облигаций), предшествует растущей конъюнктуре. Курсы акций повышаются в значительно большей степени, чем увеличивается произ­водство. При кризисе, когда начинается массовый панический «сброс» обесценивающихся бумаг, падение курсов акций также происходит в го­раздо больших размерах, чем, например, падение товарных цен и сокра­щение производства.

4.3. Валютный курс (его повышение или понижение) оказывает непосред­ственное воздействие на платежный и внешнеторговый балансы стра­ны, на конкурентоспособность экспортируемых товаров.

5. Дефицит государственного бюджета. Этот показатель характеризует превышение государственных расходов над государственными доходами. Оп­ределяется по данным о государственном бюджете. Показатель не является особо информативным с точки зрения состояния экономики. Он очень легкопрогнозируем. В США, например, аналитики обычно за 2-3 недели до объявления этого показателя почти точно прогнозируют его величину. Этот показатель подвержен серьезным сезонным колебаниям, связанным с определенной налоговой системой страны, т. е. су­ществуют периоды в течение года, когда дефицит бюджета снижается за счет резкого возрастания налоговых поступлений. Поэтому сами по себе цифры де­фицита госбюджета ни о чем не говорят, другое дело, что эти цифры сравнива­ют с плановым показателем бюджета, и эта разница между фактическими и плановыми показателями позволяет определить потребности государства в покрытии дефицита и проанализировать, предвидеть те экономические меры, которые будут приняты государством для покрытия этого дефицита.

Рыночная ситуация на микро- и макроуровнях достаточно наглядно отобра­жается показателями деловой активности, которые позволяют градуиро­вать состояние рынка. Понятие деловой активности включает портфель зака­зов, то есть число и объем заключенных контрактов (договоров, заказов, соглашений и т. п.) на покупку или продажу; характеристики совершенных сделок: их число и размер, динамику и частоту, а также ряд показателей рын­ков ценных бумаг, инвестиций, труда и некоторые макропоказатели экономи­ки. Индексы таких показателей деловой активности используются в целях ана­лиза рыночной экономики в целом. Они входят в сложную прогнозную модель рынка, получившую название экономического барометра.

Экономический барометр — система экономических показателей, применяемых для анализа и прогнозирования конъюнктуры. Для построения экономического барометра из показателей хозяйственной деятельности всех сфер экономики выбираются те, которые имеют циклические колебания. Каждый из показателей «очищается» от долговременного тренда и от сезонных колебаний. Большое значение имеют лаги между циклическими из­менениями показателей, относящихся к разным группам по сходному цикличе­скому поведению. Главная цель построения экономического барометра — со­здать инструмент, который бы четко предсказывал экономическую погоду.

Согласно классификации Национального бюро экономических исследова­ний (NBER) США, различают три типа экономических параметров — опережа­ющие, запаздывающие и соответствующие.

Элементы опережающих показателей.

1. Среднее за неделю число отработанных рабочими обрабатывающей промышленности человекочасов.

2. Среднее за неделю число первичных заявлений на получение пособий по безработице.

3. Общая сумма (в сопоставимых ценах) новых заказов производителей на потребительские и промышленные товары.

4. Удельный вес компаний, сообщавших о снижении объема поставок, в об­щем числе компаний.

5. Индекс формирования «чистого бизнеса» (index of net business formation).

6. Общая сумма контрактов и заказов на производство оборудования и стро­ительство (реконструкцию) заводов (в сопоставимых ценах).

7. Индекс количества разрешений на строительство нового жилья.

8. Изменение производственных и торговых запасов (в сопоставимых це­нах).

9. Индекс цен на материалы, отражающий конъюнктурные колебания (огла­шенное значение).

10. Фондовый индекс, включающий 500 обыкновенных акций.

11. Денежный агрегат М2 (в сопоставимых ценах).

12. Изменение объема, потребительских и промышленных кредитов.

Индекс рассчитывается специалистами Национального бюро экономиче­ского анализа Департамента торговли США.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.