История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Две игрушки — поменяемся местами

2017-05-20 606
Две игрушки — поменяемся местами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

(О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие моторной ловкости, внимания, коор­динации движений.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 5 и более.


Необходимые приспособления: две игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.

Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточ­но трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре - поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).

Услышь свое имя

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­
вожность, ЗПР. ^

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 5—15.

Необходимые приспособления: мяч.

Описание игры: играющие становятся в круг, спина­ми внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, броса­ет его в круг, называя при этом имя. Названный ребе­нок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.

Комментарий: часто в порыве игры первый участ­ник очень сильно забрасывает мяч, и названный ребе­нок не может его поймать. В таком случае с детьми оговариваются штрафк, которые будут накладываться на первых игроков. Это может быть и чтение стихотво­рения, и прыжки на одной ноге по кругу — все зависит от участников.

Замок

Цель: развитие мелкой моторики, самомассаж. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА.

Возраст: 3-4 года. Количество играющих: любое.


Описание игры: ведущий читает стихотворение, а дети выполняют определенные движения, разученные заранее.

На двери висит замок. Движения типа «буравчик».

Кто открыть его бы мог? Дети быстро соединяют пальцы в «замок», это дви­жение повторяется несколько раз.

Потянули... Руки, соединенные «замком», вытягивают вправо, за­тем влево.

Покрутили... Руки, соединенные «замком», вытягивают вперед, за­тем к себе.

Постучали...

Пальцы в «замке», ладошками «аплодируют»не­сколько раз.

И — открыли!

Пальцы разъединяют, ладони держат на весу парал­лельно друг другу.

Комментарий: такие имитационные игры, в основе которых лежат детские стихи, потешки, сопровождае­мые движениями, можно придумывать самостоятельно, так как почти любое детское стихотворение имеет в своей основе ритмический рисунок, легко перекладываемый на движения.

Слепые фотографы (М. Сигимова)

Цель: развитие внимания, памяти, тактильной чув­ствительности.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: трое или. более.


Описание игры: детям предлагают запомнить («сфо­тографировать») несколько предметов и их расположе­ние, а после этого завязывают им глаза и перемешивают предметы. Играющие должны на ощупь определить пред­меты и расставить их так же, как они лежали. Если игра проводится в группе, то можно обратить внимание дру­гих детей на то, как «спорят» руки «фотографов».

Комментарий: эта игра направлена на развитие мел­кой моторики или, другими словами, чувствительности и умелости пальцев рук детей, которая на уровне мозго­вых структур непосредственно связана с интеллектом. По­этому такие игры должны занимать одно из основных мест в работе с дошкольниками.

Третий лишний

Цель: развитие внимания, ловкости и быстроты реакции.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: четное, не менее 10-ти.

Описание игры: играющие разбиваются на пары и становятся по кругу на расстоянии 1-2 м друг от друга. В парах игроки становятся один за другим. Затем выби­рают водящих, один из них за кругом убегает от другого. Когда первый водящий пробегает два полных круга или видит, что ему не уйти от погони, он становится впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становится водящим и убегает от второго водящего. Если водящий осалил убе­гающего, то они меняются ролями. Водящим нельзя пе­ребегать через круг, в этом случае он становится догоня­ющим.

Комментарий: игра требует сосредоточенности и со­образительности. Необходимость четкого соблюдения пра­вил и высокий темп делают игру интересной.

Игра характеризуется высокой эмоциональной интен­сивностью, поэтому не рекомендуется проводить ее меж­ду занятиями или незадолго до сна.


Кенгуру

Цель: развитие координации движений.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: мячи.

Описание игры: играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который ус­тановлен на расстоянии 20—30 м. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

Комментарий: эта игра-эстафета подходит для детей любого возраста, полезна она и для взрослых. На первый взгляд, игра проста и не требует усилий. Но несмотря на кажущуюся легкость, она достаточно трудна для детей-дошкольников, требует некоторой тренировки.


Кто больше?

Цель: развитие ловкости и координации.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: мяч, веревка, мелкие

предметы.

Описание игры: мяч закрепляют на веревке и привя­зывают к перекладине или суку дерева так, чтобы он почти касался земли, а под ним раскладывают мелкие предметы (10—15).Играющий поднимает мяч до уровня плеч, отпускает его и бежит следом к разложенным пред­метам. Его задача — собрать как можно больше предме­тов и вернуться в исходное положение, не будучи заде­тым мячом.

Комментарий: чтобы дети собирали предметы как можно быстрее, предлагается ввести дополнительное пра­вило: игрок может собирать предметы, пока мяч не оста­новится.


 




 


Двойственность игровой задачи (собирать предметы и одновременно следить за тем, чтобы не задел мяч) ус­ложняет игру, но и делает ее более интересной. Ведь ре­бенку необходимо произвольно распределить внимание между разнонаправленными по сути действиями.

Гонка мячей

Цель: развитие умения действовать сообща, развитие моторной ловкости.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 6-16.

Необходимые приспособления: два мяча разных цве­тов.

Описание игры: дети становятся в круг, делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны начина­ют бросать мячик членам своей команды, а игроки пере­дают его дальше по кругу. Побеждает команда, капитан которой получит свой мяч раньше.

Игру можно немного усложнить, если предлояшть та­кие условия: капитаны команд оббегают круг и лишь затем передают мяч следующему игроку. Побеждает ко­манда, игроки которой первыми закончат бегать.

Комментарий: в этой игре дети на практике осваива­ют навыки командного взаимодействия, основанного на осознании того, что победа команды зависит от каждого ее участника.

Крокодил в болоте (Л. Названова)

Цель: развитие двигательной активности и воспита­ние умения сдерживаться.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 4—6 лет.

Количество играющих: 5-6.

Необходимые приспособления: различные геометрические фигуры, вырезанные из картона — «кочки» на болоте.


Описание игры: по ковру раскладывают «кочки». Дети — «охотники», они ловят крокодила, молча и как можно тише прыгая с кочки на кочку. В роли крокодила лучше всего выступить взрослому, так как он ловит незадачли­вых «охотников», которые сильно шумят («крокодил» на­зывает имя, и «охотник» должен подойти к нему).

Комментарий: число «крокодилов» может увеличи­ваться по мере развития игры. Также будет интересно расширить сюжет, ввести какие-то дополнительные ог­раничения. Например, можно договориться, что когда наступает ночь, прыгать можно только по квадратным «кочкам», а когда день — по круглым. Команды «День!», «Ночь!» взрослый может подавать голосом, а может ис­пользовать какой-нибудь звуковой сигнал, что также бу­дет способствовать развитию навыков регуляции своего поведения.

Вулкан (Л. Названова)

Цель: развивать воображение и способность к пере­воплощению, развивать кругозор.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: много.

Описание игры: ведущий становится в центре площад­ки, это «вулкан», рядом с ним стоят 2-3 ребенка («ла­ва»). Пока «вулкан» спокоен, «лава» находится рядом с ним, «вулкан» даже может обнять «лаву», чтобы она не убежала раньше времени. Остальные дети становятся во­круг «вулкана».

«Вулкан» начинает игру: «Стоит высокая-превысокая гора — вулкан, а на ее склонах живут люди. Они работа­ют: строят дома, стирают, танцуют и т. д. (слушая пере­числение, дети, стоящие вокруг «вулкана», выполняют движения, показывая, что делают люди). Но вот вулкан просыпается, внутри него разогревается лава, вулкан гу­дит, но люди его не слышат, потому что заняты своими делами (дети показывают, какими). И вдруг вулкан взрыва-


ется, падают камни, лава вырывается и нагоняет людей» — «вулкан» отпускает «лаву», и она начинает гоняться за другими детьми, пойманных приводят к «вулкану».

Комментарий: чтобы дети хорошо смогли «войти» в роль, необходимо достаточно длительное время, игра может занять около 30—40 минут (если детям будет инте­ресно, они могут играть еще дольше). Перед началом игры можно потренировать детей в имитации тех или иных действий людей, в отдельное упражнение может пре­вратиться игра в «вулкан» и «лаву», что только усилит творческую способность детей.

Тропинка

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выпол­няют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди-стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке — как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми спра­вились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в со­ответствии с правилами. Она будет полезна как конф­ликтным детям, так и замкнутым.


Видящие пальцы (М. Сигимова)

Цель: развитие тактильной чувствительности, актив­ного словаря.

Нарушение: СДВГ, ЗПР, РДА.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый предлагает детям провести эксперимент: закрыть глаза и провести легонько кончи­ками пальцев по ткани одежды, а затем повторить движения, открыв глаза. Потом снова закрыть глаза и представить себе одежду, вспоминая, как она выглядит. А теперь можно попробовать сравнить ткань, которую уже ощупали и рассмотрели, с какой-нибудь другой — напри­мер с обивкой стула.

Комментарий: необходимо стимулировать детей к раз­вернутому рассказу о своих ощущениях, о чувствах, воз­никших в процессе экспериментирования с той или иной тканью. Можно помочь детям вопросами: «На что это похоже?», «Что ты видишь сейчас?», «Тебе приятно (не­приятно)?».

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, раз­витие слухового внимания.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: двое или более.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похло­пав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».


«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадова­лась».

«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, оби­делся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Макси­мом».

Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разго­варивать или играть.

Ситуации можно подбирать из непосредственной жиз­ни детей. Наверняка их будет немало.

Эта игра наглядно демонстрирует эффективность и мно­гофункциональность игровой деятельности вообще, так как в ней можно соединять, казалось бы, разные вещи.

Раздувайся, пузырь (Р. Калинина)

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие вни­мания.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих: группа.

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в ку­лачки, поставленные один на другой, как в.дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увели­чивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдул­ся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игро-


вые действия. В частности, на каждый вдох делали один Такие игры-развлечения любят дети любого возра­ста так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.

Интервью (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активно­го словаря, умения вступать в диалог.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревож­ность, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: трое и более.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди ста­новятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто за­трудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необхо­димо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Давайте познакомимся! (Р. Калинина)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих. любое.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок дол­жен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.


Комментарий: эта игра помогает познакомиться с деть­ми, которые только что пришли в группу, а также вов­лечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего иг­рока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, кото­рому будет кидать мяч.

Магнит и шарики (Л. Названова)

Цель: развитие воображения и способности к перевоп­лощению, расширение кругозора детей.

Нарушение: СДВГ, агрессивность," застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 4—6 лет.

Количество играющих: группа.

Описание игры: выбирают «магнит», он садится в сто­роне. Затем ведущий говорит остальным детям: «Я про­изношу волшебные слова — крибле-крабле-бумс — и пре­вращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, стал­киваясь, они должны сказать: «тук-тук-тук». Они не об­ращают внимания на «магнит». Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в резиновые шари­ки!». Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, гово­рят: «Пум-пум-пум!» — и не обращают внимания на «маг­нит». Ведущий: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в железные шарики!» — дети бегают, при столкновении говоря: «Дон-дон-дон!». Увидев «магнит», они все уст­ремляются к нему. «Магнит» медленно передвигается, а дети, взявшись за него руками, следуют за ним. Веду­щий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в бу­мажные шарики!». Дети бросают «магнит» и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!». В конце игры ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в детей».

Комментарий: важно напомнить детям характерные особенности того или иного материала, чтобы им было легче передать их в движении. Чтобы предотвратить силь­ные столкновения, можно предупредить детей, что тогда


«шарики» «лопаются» или «раскалываются» — выхо­дят из игры.

Лови-лови! (Р. Калинина)

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.

Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему па­лочку, затем становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколь­ко участников.

Комментарий: игра сильно возбуждает детей, поэто­му ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активи­зировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.

«Мирные» и «воинственные»

Цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание; стимулировать общение; развитие способно­сти различать звуки; высвобождение энергии.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 6-10.

Необходимые приспособления: музыкальный инстру­мент для каждого играющего.

Описание игры: все дети выбирают себе музыкальные

инструменты. Те, кто выбрал тихо звучащие, относятся

к племени «мирных», а те, чьи инструменты звучат гром-

- к племени «воинственных». По легенде, племена

живут на разных берегах, поэтому общаться могут толь­ко посредством звуков, по очереди играя на музыкаль­ных инструментах. Дети могут сопровождать исполнение танцами, соответственно музыке — спокойными или энер­гичными.

Комментарий: важно оговорить с детьми, что гром­кость звучания инструмента — это отражение его харак­тера, который можно показать движением, танцем, ми­микой. Но даже характер можно изменить, если очень постараться. И после того, как одни дети «навоюются» вдоволь, а другим надоест быть «мирными», можно пред­ложить попытаться изменить характер. Это хорошая воз­можность для детей попробовать разные стили поведе­ния, найти для себя наиболее подходящий.

Как пройти? (Р. Калинина)

Цель: расширение знаний детей об окружающем, раз­витие коммуникативных навыков детей.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый начинает игру: «У зайчика заболели ушки. Что он должен сделать?» — «Пойти к врачу». — «А как его найти?» — «В больнице». — «Где найти больницу?» — и т. д. Дети рассказывают, где находится больница, как туда добраться. Так же можно «ходить» в магазин, библиотеку и т. д. Если игра проводится в условиях детского сада, то молено предложить детям самим проводить больного к кабине­ту медсестры и т. д.

Комментарий: в процессе игры с детьми младшего возраста такие ситуации можно упростить, оговаривая лишь действия в той или иной ситуации. С детьми стар­шего дошкольного возраста таким образом можно изу­чать свой город, поселок, микрорайон. Также в игре мож­но уточнять и расширять знания детей о тех или иных сторонах общественной жизни.


Найди игрушку (Р. Калинина)

Цель: снижение чувства страха, развитие внимания. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: не менее трех.

Необходимые приспособления: небольшая игрушка.

Описание игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой веду­щего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». За тем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой». Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте, где была найдена. Местоположение игрушки можно задавать, опи­сав функцию помещения («моет посуду» или ее дей ^твия («лежит, закрыв глаза»).

Комментарий: эта игра поможет детям лучше ориен­тироваться в помещениях и комнатах. Поэтому она мо­жет использоваться в процессе сопровождения адаптации ребенка к условиям детского сада, так как часто у малы­шей наблюдается боязнь всего незнакомого, им трудно сориентироваться в новой обстановке.

Мышка

Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контак­ту с другими людьми.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3-6.

Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок.

Описание игры: двое детей садятся на стулья друг на­против друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу пер­вого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается


в соответствии с темпом звучания музыки. Первый учас­тник игры сидит спокойно, он не должен пытаться пой­мать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях.

Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.

Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки тоже, как и люди, имеют свой характер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плав­но и медленно, а под другие хочется попрыгать.

После игры с первым участником нужно поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было при­ятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ре­бенком его чувств и переживаний.

Час тишины и час «можно» (Н. Кряжева)

Цель: развитие произвольности поведения.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 2—3 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «мож­но». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами — рисова­нием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется — бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, оби­жать кого-либо и т. д.

Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрос­лому будет проще контролировать поведение детей в лю­бой момент. Например, когда нужно, чтобы разгорячен-


ные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно».

Зеваки (М. Чистякова)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: взрослый и группа детей.

Необходимые приспособления: колокольчик или по­гремушка.

Описание игры: дети становятся в ряд или в круги идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому коло­кольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хло­пают в ладоши четыре раза и идут в обратном направле­нии. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры. У детей младшего возраста выполнение этого правила может вызвать плач. Поэтому можно предло­жить ребенку, чтобы не расстраивать его, лишь посидеть 1—3 минуты на лавочке в качестве штрафа, а затем снова включиться в игру.

Комментарий: сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.

Говори! (Е. Лютова, Г. Монина)

Цель: развитие внимания и произвольности.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: взрослый + один ребенок (груп­па детей).

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отве­чать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь потом сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например:

«Какие времена годы вы знаете?»... «Говори!»


«Какое сейчас время года?»... «Говори!»

«Какой сегодня день недели?»... «Говори!»

«Какой сейчас месяц?»... «Говори!»

«Сколько дней в неделе?»... «Говори!»

«Сколько дней в году?»... «Говори!»

«Какого цвета платье у Маши?»... «Говори!»

«Какого цвета столы в группе?»... «Говори!» — и т. д.

Комментарий: включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересной. В связи с тем, что импульсивность преобладает в поведении детей-дошколь­ников, им трудно, поймав мячик, не ответить сразу.

Слушай хлопки (М. Чистякова)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети свободно передвигаются по ком­нате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в сторо­ны), на два хлопка они должны отреагировать превра­щением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова дви­гаться свободно.

Комментарий: игра помогает в развитии произволь­ного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

Обзывалки (Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: не менее двух.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом


обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редис­ка», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя оби­жаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хо­рошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго заду­мываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Гусеница (Е. Коротаева)

Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чув­ствительности.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: трое и более.

Необходимые приспособления: мячики по количеству играющих.

Описание игры: детям предлагается стать, положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики меж-


ду своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться рука­ми до мяча строго запрещается. Образовавшаяся «гусе­ница» должна пройти по определенному маршруту, ко­торый указывает взрослый или первый ребенок.

Комментарий: взрослый должен регулировать скорость движения «гусенички», чтобы предотвратить падения детей.

Охота на тигров (Е. Карпова, Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: не менее 4-х.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отвора­чивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водя­щий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого ока­залась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытяги­вает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водя­щим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сна­чала присмотреться к тому, как играют другие дети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмо­ции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (см. игры, подобные «Море волнуется...», «Ца­ревна-Несмеяна»).

Давай поговорим

Цель: развитие коммуникативных навыков. Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: любой. Количество играющих: два или больше.


Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает пред­положение и завязывается беседа. В конце можно спро­сить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оце­нок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и за­стенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступ­ления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться зада­вать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.