Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Выкладывание различных фигур из заданного числа палочек

2017-05-20 624
Выкладывание различных фигур из заданного числа палочек 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Цель: развитие мышления, воображения, мелкой мо­торики.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 6-8 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: палочки.

Описание игры: ребенку предлагается из определенно­го числа палочек (можно использовать спички, очищен­ные от серы) сложить какую-нибудь фигуру. Можно до­говориться, что разрешается использовать другие необ­ходимые предметы.

Комментарий: если в игре принимает участие не­сколько человек, интереснее устроить так, чтобы они не видели фигур, создаваемых другим играющим. Срав­нивать можно как каждую фигуру, так и несколько фигур, созданных за определенное время. Детей, при­думавших самые оригинальные фигуры, необходимо отметить словесно.


Знайка (И. Климина)

Цель: развитие внимания, зрительной памяти.

Нарушение: СДВГ.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: мольберт с рисунком.

Описание игры: дети выбирают «Знайку», он стано­вится рядом с мольбертом с собственным рисунком. Дети по очереди задают ему всевозможные вопросы. «Знайка» должен ответить на них быстро и правильно.


Комментарий: вопросы могут касаться цветовой гам­мы рисунка, изображенных на нем предметов, их распо­ложения. Интересно задать вопросы о том, помнит ли «Знайка», как расположен рисунок на мольберте и что он вообще рисовал.

Дорисуй фигуры

Цель: освоение эталонов формы, развитие мелкой мо­торики.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 2-3 года.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления: рисунок с недорисован­ными линиями в изображениях геометрических фигур.

Описание игры: ребенку дают заготовленные рисун­ки с неполными изображениями геометрических фигур и предлагают дорисовать недостающие линии.

Комментарий: в процессе рисования ребенок должен обозначать, какую именно фигуру он дорисовывает в на­стоящий момент. Можно попросить его найти все такие же, объединить их одной линией или закрасить одним цветом. Необходимо разнообразить способы узнавания фигур, чтобы ребенок лучше их запомнил и ему легче было их различать.


Нехотелка (авторская)

Цель: развитие двигательной активности, межполушар-ного взаимодействия, мыслительных процессов.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, -РДА, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 8-10 человек.

Описание игры: чтение стихотворения дети сопровож­дают соответствующими движениями.

Некий мальчик, мой знакомый, {дети шагают)

Убежал вчера из дома, {дети бегут)

Не хотел он умываться, {на слова «не хотел» машут головой, затем имитируют умывание)

Одеваться, {имитируют одевание)

Убираться, {имитируют подметание)

Надоело есть и пить {имитируют процесс еды и пи­тья)

И спасибо говорить, {кланяются)

Не хотел на пианино {имитируют игру на пианино)

Гаммы нудные играть

И за ручку с мамой чинно {ходьба)

Час по улице гулять.

Не хотел остаться дома {на слова «не хотел» машут головой, на слова «остаться дома»присаживаются на корточки)

И ушел вчера из дома, {ходьба)

Он один на белом свете, {разводят по кругу руками)

Он свободен, словно ветер, {«полет птицы»)

Что захочет — то захочет, {хватательные движения)

Что не хочет — не захочет. {Отталкивающие движе­ния)

Шел он, шел, и вот ему {ходьба)

Скучно стало одному: {кулачком подпереть подборо­док, опустить голову)

Кто возьмет его за руку, {пожимание плечами, «не­знайка» с поворотом туловища)


Кто развеет сказкой скуку? (имитация движений «утят»)

Слово некому сказать.

Захотел он есть и спать, (имитация еды и сна)

Захотел увидеть маму, («бинокль»)

Захотел он даже гамму

Громко, весело сыграть, (имитация игры на пианино, высоко поднимая руки)

Тут же мальчик мой знакомый

Повернул обратно к дому, (ходьба)

Все, что раньше не терпел,

Нехотелка захотел, (кивки в знак согласия)

Комментарий: такие игры очень нравятся детям. Но кроме того, они способствуют общему развитию.

Делаем зарядку

Цель: развитие внимания, элементов логического мыш­ления, регуляции движений собственного тела.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, РДА, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки 20x30 см со схематичным изображением человечков.


Описание игры: детям показывают по очереди рисун­ки, он должен посмотреть на них и принять такую же позу, какая изображена на картинке. После этого можно провести «зарядку»: детям показывают картинки, а они должны выполнять движения, которые на них нарисова­ны, до тех пор, пока им не покажут новую картинку. Тот, кто не успел вовремя сориентироваться и продолжа­ет делать старое упражнение, выбывает из игры.

Комментарий: в эту игру можно играть и одному ре­бенку.

Игра учит детей пользоваться схемами, моделями.

Задачу можно усложнить: если игра проводится сис­тематически, дети легко запомнят, под каким номером какая картинка. Поэтому взрослый может давать опре­деленное количество звуковых сигналов для смены дви­жений.

Закрась фрукты

Цель: развитие способности цветовосприятия.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 2—3 года.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления: рисунки с черно-белым изображением различных фруктов, или овощей, или цве­тов, или животных; цветные карандаши.


Описание игры: ребенку дают картинки с черно-белы­ми изображениями предметов или животных и предлага­ют их раскрасить цветными карандашами в соответству­ющие цвета.

Комментарий: данная игра направлена на передачу естественного цвета предлагаемых групп предметов. По­этому взрослый должен следить, чтобы ребенок придер­живался этого правила.

Игра может включаться в занятия по ознакомлению с окружающим миром как дополнительный метод.

Чудесный лес

Цель: развитие творческих способностей.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: один и более.

Необходимые приспособления: большие листы с нари­сованными деревьями и контурами или отдельными ли­ниями, ветками деревьев или неопределенными силуэта­ми; карандаши.

Описание игры: детям раздают листы с рисунками, на которых нужно дорисовать то, что лишь намечено: вет­ки, животных, муравьев и бабочек. Каждый ребенок ри­сует то, что, как ему кажется, там должно быть нарисо-


вано, может быть, даже какие-то фантастические вещи. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все заго­товленные фигурки.

Если в игре принимают участие несколько детей, то можно устроить обсуждение рисунков, сочиняя в ходе его сказочную историю о чудесном лесе.

Так же можно играть в «Чудесный луг», «Чудесное море», «Чудесный дом» и т. д.

Комментарий: роль взрослого в этой игре заключает­ся, в основном, в ее организации и подготовке необходи­мых материалов.

Если дети младшего дошкольного возраста, им лучше предложить трафареты-заготовки в виде животных, цве­тов, насекомых и т. д. (которые можно изготовить самим или купить готовые). Детям более старшего возраста лучше предлагать заготовки-рисунки в виде различных линий на листе бумаги.

На что похожа фигурка? (И. Барташникова, А. Барташников)

Цель: развитие речи; творческого воображения; уме­ния создавать несколько образов и выбирать из них са­мый оригинальный; умения выделять различные призна­ки предмета.


 




 


Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: изображения абстракт­ных фигур, напоминающие одновременно несколько пред­метов.

( Описание игры: ребенку показывают заранее подго­товленные картинки, а он должен сказать, что бы это могло быть. Когда, по его мнению, он назовет все, можно попросить рассказать подробнее об этих предметах.

Комментарий: начать игру взрослый может с демон­страции, обязательно объясняя при этом, почему тот или иной рисунок похож на предмет.

Может возникнуть ситуация, когда у ребенка нет вер­сий. Тогда можно предложить ему посмотреть на изобра­жение под другим углом, повертеть картинку в руках, закрыть какую-то часть рисунка и т. д. Можно также попросить ребенка представить какую-то фигурку сверху и снизу: например, если смотреть на два кружочка (один в другом) снизу, то это будет гриб, а если сверху — то бублик.

Поощряются все версии, причем особенно нужно от­метить оригинальные.

Задание можно усложнить, предложив совершенно аб­страктные рисунки, на которых, даже по вашему мне­нию, невозможно увидеть что-то определенное. Если ре­бенок сможет увидеть на них предметы, это свидетель­ствует о высокой степени развития творческого вообра­жения.

Другим вариантом игры может быть создание таких рисунков самим ребенком, а потом пусть он сам предло­жит взрослым (или другим детям) отгадать, что на них изображено.

В конце игры нужно обязательно спросить ребен­ка, какой предмет показался ему самым интересным и почему.


Город (И. Томашпольская)

Цель: формирование представления о классификации по двум признакам.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 4-5 человек.

Необходимые приспособления: игровые поля, наборы геометрических разноцветных фигур — по количеству иг­рающих.

Описание игры: дети на игровых полях строят город, размещая фигуры-домики в соответствии с названиями улиц и проспектов. Карту можно нарисовать вместе с детьми


для более четкого понимания, что на Красноквадратной улице, например, будут только квадратные красные дома (классификация по двум признакам).

Волшебные кляксы

Цель: развитие творческого воображения, мышления, речи.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: изображения клякс.

Описание игры: ребенку предлагается несколько изоб­ражений клякс. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше версий. Затем сам ребенок должен назвать самую интересную, на его взгляд, версию и объяснить, почему он так думает.

Комментарий: хорошо, если игре предшествует под­готовительная работа, проведенная вместе с детьми — по созданию клякс. Это очень увлекательное занятие, при котором вхождение в игру произойдет очень орга­нично.


Если в игре принимает участие несколько детей, то они должны называть версии по очереди. Нужно сле­дить, чтобы версии были правдоподобными и действи­тельно имели сходство с называемыми предметами. Ког­да все выскажутся, нужно попросить детей выбрать са­мую оригинальную идею и объяснить, почему они так

считают.

Выигрывает ребенок, назвавший больше всех версии

или предложивший самую интересную версию.

При ответе замечайте, какие образы возникают у де­тей: целостные или основанные на какой-то одной дета­ли, подвижные или нет, важна ли для детей форма и цвет. Если дети оценивают все эти качества, это хорошо, если нет — подскажите им, покажите на примере, что в этой кляксе можно увидеть и что-то еще.

Дотронься до...

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закреп­ление знаний об эталонах цвета.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: старше 5-ти лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирают ведущего. Ведущий кричит: «Дотронься до... (и называет какой-нибудь цвет)», — а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтобы все дети принимали участие в игре.

Комментарий: после того как дети найдут источник нужного цвета, взрослый командой «Замри!» оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания..

Художник

Цель: развитие речи, памяти и наблюдательности. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: два и более.


Описание игры: ребенок представляет, что он худож­ник. Его задача — внимательно рассмотреть того, кого он будет рисовать, а потом отвернуться и описать его словами. Другие дети по описанию должны догадаться, о ком идет речь.

Комментарий: в процессе игры обращается внима­ние детей на правильное использование терминов (на­пример глаза карие, а не коричневые, волосы — кашта­новые и т. д.). «Портрет» должен касаться только вне­шних особенностей того или иного ребенка.

Узнай и назови

Цель: развитие речи, тактильной чувствительности.

Нарушение: РДА, ЗПР, СДВГ.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: различные мелкие пред­меты по количеству играющих, поднос, повязки на каж­дого ребенка.

Описание игры: детей рассаживают по кругу и завязы­вают им глаза. Затем взрослый (или выбранный веду­щий) раздает каждому ребенку предметы-сюрпризы. Дети ощупывают их. Ведущий собирает предметы на поднос, дети снимают повязки с глаз и разглядывают предметы, они должны найти свой предмет и назвать его.

Комментарий: время на обследование предметов мо­жет быть произвольным. Если же время ограничить, это сделает игру более интенсивной.

Эта игра полезна для всех детей, но особенно эффек­тивна в работе с расторможенными.

Сочиним историю

Цель: развитие речи, воображения, умения работать в группе.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: старше 5-ти лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: взрослый начинает историю: «Жили-


были...» — далее придумывают дети. Каждый участник игры говорит по предложению. Роль ведущего состоит в том, чтобы направить рассказ по нужному сценарию, сде­лать его более осмысленным.

Комментарий: начало может быть любым, например: «В одном большом (маленьком) сказочном (волшебном) городе (лесу)...», «За тридевять морей...» и т. д. Перед началом игры важно настроить детей на фантазирова­ние, включение героев из разных сказок и т. д.

В конце игры ведущий целиком пересказывает полу чившуюся историю.

Повторяй за мной

Цель: развитие внимания, моторной координации.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: два и более.

Описание игры: выбирается ведущий. Он говорит ка­кую-нибудь считалку и одновременно ритмично соверша­ет повторяющиеся движения: хлопает себя по коленям, поднимает руки, кивает. Дети должны точно повторить движения. В какой-то момент ведущий меняет порядок движений. Ребенок, который вовремя не заметил этого, выбывает из игры, а ни разу не ошибшийся становится ведущим.

Комментарий: считалки с детьми нужно разучить за­ранее. Игра всегда проходит весело, дети играют увле­ченно.

Смена ведущего может быть также оговорена заранее. Например, после трех считалок выбирается новый.

Карлики и великаны

Цель: развитие внимания.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: два и более.

Описание игры: сначала выбирается ведущий. Он по-


дает команды и вместе со всеми их выполняет. При слове «карлики» дети должны присесть, а услышав: «Велика­ны!» — встать. Время между командами можно увеличи­вать или уменьшать по договоренности.

Комментарий: ведущий может «ошибаться», путая слова и действия. Нельзя давать следующую команду, пока предыдущую выполнили не все дети.

Кто наблюдательнее

Цель: развитие восприятия формы.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: один или более.

Описание игры: ребенку за одну минуту предлагается назвать пять предметов — круглых, прямоугольных, квад­ратных, овальных. Повторять предметы нельзя. Если игра проходит в группе, то ребенок, не сумевший назвать пред­меты за минуту, выбывает.

Комментарий: если в игре участвуют дети младшего дошкольного возраста, то перед началом игры лучше по­вторить с ними геометрические фигуры, показать и на­звать их. Естественно, этих детей ограничивать времен­ными рамками не рекомендуется.

Подарки

Цель: развитие воображения, коммуникативных на­выков, моторики.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий (взрослый) предлагает каждому придумать подарок для соседа справа (это могут быть различные предметы, цве­ты и т. д.). Нельзя ничего говорить, ребенок должен показать свой подарок жестами, а принимающий пода­рок — показать этот предмет на картинке или показать, как он будет им пользоваться. Получивший подарок по­казывает свою пантомиму следующему.


Комментарий: остальные дети должны внимательно наблюдать за тем, что происходит. В случае ошибки они должны предложить свои варианты использования по­дарка. Игра продолжается с того ребенка, который дал

правильный ответ.

Пользоваться словами может только взрослый.

Если подарки однотипны, можно остановить игру и по­говорить с детьми о том, что здесь подарком может быть все что угодно. Главное, чтобы это был приятный подарок.

Угадай и найди

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти.

Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: один.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: взрослый рассказывает ребенку о ка­кой-либо игрушке. Ребенок задает вопросы, если он еще не понял, о чем идет речь, а затем он должен найти игрушку в комнате.

Комментарий: игра может происходить по схеме «ре­бенок — ребенок», т. е. взрослый в игре может не уча­ствовать. При описании той или иной игрушки начинать лучше со второстепенных деталей или косвенных при­знаков. Например, можно сказать, что с этой игрушкой больше любят играть девочки, и т. д.

Что слышно?

Цель: развитие умения сосредотачиваться, соотносить звуки и действия.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: один или несколько..

Описание игры: взрослый предлагает ребенку послу­шать и запомнить, что происходит за дверью. Потом ре­бенок должен рассказать, что он слышал. После этого так же обращают внимание на окно, затем снова на дверь.


Впоследствии ребенок должен точно рассказать, что за чем происходило за окном и за дверью.

Комментарий: взрослый сам должен сосредоточиться на звуках, чтобы помочь детям в случае затруднений или исправить в случае ошибок.

Можно усложнить задачу, если предложить детям вес­ти рассказ по очереди.

Четыре стихии

Цель: развитие внимания.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: дети садятся в круг. Ведущий предла­гает им при слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» — вытянуть вперед, при слове «воздух» — под­нять вверх, при слове «огонь» — вращать кистями. Ошиб-шийся выходит из игры.

Комментарий: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. На­пример, сказать: «Воздух!» — а показать движение «зем­ли».

Кричалкишепталкимолчалки (И. Шевцова)

Цель: развитие восприятия, произвольности поведения.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: силуэты ладони, выре­занные из картона красного, желтого и синего цвета.

Описание игры: изображения ладоней — это сигналы, которым должны подчиняться дети: красная ладонь — «кричалка», она означает, что можно кричать и бегать; желтая ладонь— «шепталка», она разрешает тихо раз­говаривать и ходить; синяя — «молчалка», сигнализи­рует о том, что нужно замереть на месте или лечь и за-


молчать. Сигналы подаются без системы, но заканчивать игру необходимо синей ладонью.

Комментарий: для детей младшего возраста показ ладошки лучше сопровождать звуковым сигналом. А за­тем постепенно его убирать.

В работе с расторможенными детьми «кричалку» луч­ше использовать реже, чем «шепталку» или «молчал-ку». В то же время детям замкнутым и малообщитель­ным чаще необходимо предлагать именно «кричалку».

Угадай-ка

Цель: развитие воображения.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: один или больше.

Необходимые приспособления: мелкие материалы раз­личной формы, размера и фактуры: зерна, семена, бу­синки, камешки и т. д., белый лист бумаги.

Описание игры: 10-12 различных предметов склады­вают вместе, перемешивают и бросают с небольшой высо­ты на бумагу. При падении предметы образуют разнооб­разные изображения. Дети должны сказать, на что это похоже.

Комментарий: дети могут начать просто фантазиро­вать. В этом случае нужно просить их детально описать предлагаемый объект, т. е. если ребенок говорит, что похоже на мордочку собаки, он должен показать, где уши, где нос и т. д.

На один бросок может быть придумано несколько пред­метов. И чем их больше, тем лучше.

Узнай предмет

Цель: развитие восприятия и тактильной памяти. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 4—6 лет.

Количество играющих: один или больше. Необходимые приспособления: мешок, разные мелкие предметы — игрушки, катушки, ручки и т. д.


Описание игры: ребенку предлагается определить на ощупь, какие вещи находятся в мешке. Если детей не­сколько, то задание немного другое: ведущий определяет на ощупь предмет и описывает его словами, а остальные дети должны угадать, что это за предмет.

Комментарий: необходимо, чтобы ребенок дал как можно более полное описание выбранного предмета. Ему можно помогать вопросами, касающимися размера, фор­мы, материала, предназначения этого предмета.

Вместо мешка можно приготовить коробку необходи­мого размера (например из-под электрочайника) с боко­вой прорезью круглой формы. А если ее оклеить разны­ми картинками, она станет настоящим украшением дет­ского уголка.

Круг, треугольник, квадрат

Цель: развитие восприятия цвета, формы и величины.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления: наборы, состоящие из больших и маленьких кругов, квадратов и треугольни­ков желтого, синего, зеленого и красного цветов.

Описание игры: ребенку дают карточки и затем задания:

1) Дай квадрат кукле, треугольник мишке и положи круг в кузов машины. Покажи красный треугольник, синий квадрат, принеси желтый круг из машины.

2) Выбери все круги. Отдельно сложи красные круги, синие круги, зеленые круги.

3) Покажи треугольник. Покажи треугольники: зеле­ные, синие, желтые, красные.

4) Собери все квадраты. Выбери все желтые и синие квадраты.

5) Собери все большие квадраты, круги, треугольники.

6) Собери все маленькие квадраты, круги, треугольники.

7) Покажи маленькие зеленые и синие треугольники, большие красные и желтые квадраты, большой желтый круг, большой синий квадрат и маленький желтый круг.


Комментарий: игра будет малоинтересна, если не при­думать привлекательную для детей мотивацию. Напри­мер мишке, зайке и кукле подарили игрушки (фишки), а они все перепутали, надо им помочь.

Найди игрушку

Цель: развитие восприятия, внимания и памяти.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: два и более.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: в комнате расставляют игрушки (до 10 штук), затем выбирают ведущего. Ведущий загадыва­ет какую-либо игрушку и начинает ее описывать. Задача других детей — задать вопросы, которые помогут прояс­нить, что это за игрушка, а затем найти ее. Нашедший становится ведущим и описывает следующую игрушку. Игра продолжается, пока все дети не побывают в роли ведущего.

Комментарий: перед началом игры дети должны вни­мательно рассмотреть все игрушки вместе со взрослым, который в описании обращает внимание на характерные отличия игрушек друг от друга. Немаловажным также является указание на второстепенные малозаметные де­тали, например бантик у куклы или пуговка на комбине-зончике у мишки.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.