Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Безмолвное мироздание, ты, что меня окружаешь

2021-06-02 66
Безмолвное мироздание, ты, что меня окружаешь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

 

Море было огромнее неба.

Но огромней ли моря небо сейчас?

Море вышло навстречу — всей ширью,

и сужается — сзади нас.

 

То, что нас уносит, — не море?

Нас к лазури оно вознесет!

(То есть — к нам?) В моем сердце трепещущем

мироздания сердце живет.

 

(И становится море — черным,

одиночеством волн полно;

снова море — от края до края,

всюду море — и только оно.)

 

Высь, ты нас в небеса поднимаешь,

низвергаешь в пучину опять, —

бесконечное это круженье

суждено ли кому осознать?

 

Мирозданье, меня окружившее,

закружившее шар земной, —

что ты нам подаешь на ладони,

что ты просишь своей немотой?

 

Необъятность, глухая, слепая,

в моем сердце всегда трепещи

и в круженье своем непрерывном

цельность жизни и цель отыщи!

 

Перевод В. Андреева

 

177

 

 

…Знаю, стала ты светом,

но не ведаю, где ты,

и не знаю, где свет.

 

Перевод А. Гелескула

 

Цвета; Идеи

 

 

Цвета, в которые свет одевает тело,

бодрят, будоражат, уводят от небытия;

идеи, в которые тень одевает душу,

гнетут, будоражат, мне не дают житья.

 

Зачем нам эти цвета, зачем нам идеи эти,

перемешавшие тень и свет?

Они существуют?

Или их нет?..

Их судьба, быть может, — светотени небытия?

Небытие меж светом и тенью — это судьба моя?

 

Перевод Н. Горской

 

179. Ты одна…

 

 

Нет, не Венера, ты —

одна, навсегда:

моя звезда вечерняя,

моя утренняя звезда.

 

Перевод В. Андреева

 

180. Говорит мне река Гвадиана [34]

 

 

Вспомни мои зеркала,

где отражалось тогда

все, что река унесла…

Не постарела вода.

 

Перевод А. Гелескула

 

Эта безбрежная Атлантика

 

 

Бездна одиночества одна.

И один идешь к ней издалека

одиноко, как одна волна

в одиноком море одинока.

 

Перевод А. Гелескула

 

182. Цвет твоей души [35]

 

 

Тебя цéлую, — солнца яркий свет

сливается с листвой, что им прогрета,

в поток единый; половодье света —

моя любовь, в которой смерти нет.

 

Но ни зеленый цвет, ни белый свет

не донесут мне от тебя привета;

прощаясь, миру оставляет лето

цвет солнца — темно-золотой: твой цвет.

 

Он — цвет твоей души; в твоих глазах

огонь струится, золотом мерцая;

день светозарный гаснет, в небесах

цвет золота на красный цвет меняя;

ты угасаешь; Но в твоих глазах —

мой мир и вера: жизнь моя земная!

 

Перевод В. Андреева

 

 

Приложение

 

6

 

 

Над слюдою речного плеса,

над стеклом в золотых отливах —

зачарованный берег в белых

тополях и зеленых ивах.

 

Бьется в русле уснувшем сердце,

льется в сонной излуке лето,

и реке упоенной снится

женский голос, и голос флейты.

 

Зачарованный берег… Ивы

окунулись в затон глубокий

и целуют во сне ветвями

золотое стекло затоки.

 

И рукою подать до неба,

и течет это небо сонно,

голубым серебром тумана

гладя водную гладь и кроны.

 

Примечтался сегодня сердцу

этот берег с плакучей ивой,

и решило оно за счастьем

плыть по воле волны сонливой.

 

Но у самой воды внезапно

на глаза навернулись слезы:

зачарованный голос песню

пел совсем у другого плеса.

 

Перевод С. Гончаренко

 

10

 

 

Я не вернусь, и ночью,

молчащей, теплой, спокойной,

весь мир уснет под лучами

своей луны одинокой.

 

Тела моего здесь не будет,

и войдет свежий ветер

в открытые настежь окна,

чтобы справиться о моей душе.

 

Не знаю, будут ли ждать меня

из долгой двойной отлучки

и беречь воспоминания

со слезами и поцелуями.

 

Но будут цветы и звезды,

и вздохи, и надежды,

и поцелуи на улицах

под тенью ветвей и стен.

 

И опять прозвучит рояль,

как этой спокойной ночью,

но не будет того, кто слушает

задумчиво у моих окон.

 

Перевод О. Савича

 

25

 

 

Ночь и ночная дорога —

это одно и то же.

К тайне твоей любви

иду по черному бездорожью.

 

К тайне твоей любви —

ветром морей тревожных,

светом горных вершин,

ароматной цветочной дрожью.

 

Перевод Н. Горской

 

Пиренеи

 

 

(Воскресная ностальгия)

 

Над испанской границей вечерняя тишь…

Под негаснущим солнцем вершины искрятся —

мирозданья врата… Очертанья шиферных крыш

остались во Франции — задником декораций.

 

С колокольни Сальента к нам долетает звон —

воскресный… Ветер в зеленых скалах резвится.

И пахнет югом. И западный горизонт

багрян. И светло струится пшеница.

 

Мычанье красных коров, тяжелых от молока,

идиллических пастбищ очарованье.

И речь пастуха сердцу до боли близка…

И над родиной — тень вечернего умиранья…

 

Блаженство, покой, глухомань. И бредут стада,

и — как звездами высь — полны луга бубенцами.

Глухомань, блаженство, покой. И поет вода,

и колокольчики вторят звонкими голосами.

 

Перевод Н. Горской

 

Осенняя песня

 

 

По золотой дороге уходят дрозды, уходят… А куда?

По золотой дороге розы уходят, уходят… А куда?

По золотой дороге, по золотой дороге я бреду…

А куда? Осень, ответь. Ответьте, птицы и цветы.

 

Перевод В. Михайлова

 

95

 

 

Сначала явилась в белом,

чиста, как сама невинность,

и я влюбился по-детски.

 

Потом пришла разодетой

в немыслимые наряды,

и я ее втайне проклял.

 

А там предстала царицей,

кичащейся жемчугами…

О, как я зашелся гневом!

 

Но сбросила эту роскошь,

и я улыбнулся.

 

Осталась в одной тунике,

чиста, как была когда-то.

И вновь я в нее поверил.

 

Потом сорвала тунику

и встала совсем нагою…

Поэзия, моя му΄ка,

нагая, моя навечно!

 

Перевод Б. Дубина

 

95

 

 

Сначала пришла невинной —

под девическим покрывалом,

и я, как дитя, влюбился.

 

Но платье она сменила —

разоделась, будто для бала,

и я от нее отвернулся.

 

Явилась потом царицей,

в драгоценностях небывалых,

и в гневе я задохнулся!

 

…Но она раздеваться стала.

И я улыбнулся.

 

Осталась в одной тунике,

маня простотой античной.

И вновь я к ней потянулся.

 

И сняла под конец тунику

и во всей наготе предстала…

О поэзия, — страсть моей жизни! —

нагая, моя навеки!

 

Перевод Н. Горской

 

116

 

 

Бабочка света,

красота ускользает,

едва прикоснусь к ее розе.

 

И гонюсь я за ней, ослепший…

И то там, то здесь настигаю…

 

А в руках остаются

одни очертания бегства!

 

Перевод А. Гелескула

 

Вечер

 

 

Как ясно, на ветру шумя в деревьях,

мне говорит душа,

что я во всем.

 

Перевод А. Гелескула

 

138

 

 

Что в руке у меня? Я не знаю —

ты ли это, легче пушинки,

или — это лишь тень твоя?

 

Перевод В. Михайлова

 

Песня

 

 

(Серебристый тополь)

 

В кроне птица поет,

ключ — в корнях камыша.

С песней вод и высот

оживает душа.

 

Птица звезды качнет,

ключ — побег камыша.

Зыби вод и высот

отзовется душа.

 

Перевод Б. Дубина

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]  Плавскин 3. И. Испанская литература Х1Х — ХХ веков. М., 1982, с. 17. (здесь и далее — примечания В. Андреева.)

 

[2]  Тертерян И. А. Испытание историей. Очерки испанской литературы ХХ века. М., 1973, с. 65.

 

[3]  Jiménes J. R. El Modernismo. Mexico, 1962, р. 17.

 

[4]  Раlau de Nemes G. Vida y оbra de Juan Ramón Jiménez. Мadrid,1957, р. 61.

 

[5] Цит. по предисловию Н. Малиновской в кн.: Хименес Х. Р. Избранное. М., 1981, с. 9.

 

[6] Здесь и далее стихи даны в переводе автора статьи.

 

[7] Jiménez J. R. Españoles de tres mundos. Madrid, 1960, р. 63.

 

[8]  Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969, с. 119.

 

[9] Цит. по кн.: Плавскин З. И. Испанская литература ХIХ — ХХ веков. М, 1982, с. 119.

 

[10]  Альберти Р. Затерянная роща. М., 1968, с. 204.

 

[11] Цит. по кн.: Раlau de Nemes G. Vida y obra Juan Rаmón Jiménez. Madrid,1957, р. 293.

 

[12]  Islas. Santa Clara, Cuba, 1965, N 3, р. 115.

 

[13]  La Torre. Puerto Rico, 1957, N 5, р. 91.

 

[14] Стихотворением «На заре» (Alba) открывается «Третья поэтическая антология» Хименеса (первая вышла в 1917 году, вторая — в 1922).

 

[15] Ночью ветер сбросил на землю статую Амура… П. Верлен (фр.).

Эпиграф — из стихотворения Поля Верлена (1844–1896) «Сброшенный Амур» (L'Amour par terre).

 

[16] Из-за нежности я погубил свою жизнь. А. Рембо (фр.).

Эпиграф взят из стихотворения Артюра Рембо (1854–1891) «Песня самой высокой башни» (Chanson de la plus haute tour).

 

[17]  Ночь Всех Святых — праздник Всех Святых отмечается 1 ноября.

 

[18]  Святая мать кармелитов — Дева Мария-дель-Кармель — покровительница моряков Испании (Кармель — гора в северной части Палестины, где со второй половины ХII века находилась первая община нищенствующего монашеского ордена кармелитов).

 

[19] Стихотворение создано, вероятно, под впечатлением от знаменитого стихотворения Поля Верлена Il pleure dans mon coeur. В пользу этого говорят и сама тематика произведения Хименеса, и количество строф. Эпиграф (ставший у Хименеса рефреном) напоминает эпиграф, предпосланный Верленом своему стихотворению (автором эпиграфа, как указывает Верлен, является Артюр Рембо, но произведение Рембо, откуда взята эта строка, не найдено до сих пор).

 

[20]  Мачадо Антонио (1875–1939) — испанский поэт, эссеист и драматург. В 1936 году сам Хименес различие между своей поэзией и поэзией Мачадо определил так: «Антонио Мачадо, великий поэт, пропускает мир сквозь себя, переваривает мир внутри себя. Я же по-другому: я создаю свой мир внутри себя».

В своем творчестве и Хименес, и Мачадо неоднократно обращались к античной мифологии, в частности, к образу Аполлона — покровителя искусства и бога солнца. В данном стихотворении Хименес, описывая закат и сравнивая лучи солнца со струнами лиры, дает характерную для обоих поэтов интерпретацию образа Апполона.

 

[21]  Гипускоа — провинция, входящая в состав Страны Басков (северо-восток Испании).

 

[22] Грядущие леса скрытно колышутся в нынешних. Морис де Герен (фр.).

Герен Жорж Морис де (1810–1850) — французский поэт-романтик.

 

[23]  Сальент — город в Каталонии, расположен неподалеку от Барселоны (юго-восток Испании).

 

[24]  Бастерра Рамон де (1888–1930) — испанский поэт (по национальности баск).

 

[25]  Вифлеем — в оригинале слово belen, означающее «изображение рождения Христа».

 

[26] Это и следующее стихотворение — из цикла «Памятник любви» (Monumento de amor; 1916). Цикл создан под впечатлением от комедии Шекспира (1564–1616) «Сон в летнюю ночь».

Оберон и Титания — персонажи этой комедии, царь и царица фей и эльфов.

 

[27] Это стихотворение и следующие три — из книги «Дневник поэта-молодожена» (Diario de un poeta reciencasado; 1917), созданной Хименесом во время его первой поездки в Америку. Поэт отплыл из города Кадис в конце января 1916 года и вернулся в Испанию пять месяцев спустя — в конце июня.

 

[28]  Могер — город в Андалусии (юго-запад Испании), в котором родился и провел детство Хименес.

 

[29]  Уэльва — портовый город в Андалусии.

 

[30]  Ла-Рáбида — старинный монастырь, находящийся неподалеку от Уэльвы.

 

[31]  Минерва — в римской мифологии покровительница ремесел и искусств; отождествляется с греческой богиней мудрости Афиной; на ее плече изображали сову — символ мудрости.

 

[32] Стихотворением «Реквием» (Requiem) в «Третьей поэтической антологии» открывается раздел «На другом берегу» (En el otro costado), созданный поэтом в эмиграции.

 

[33] Возможно, стихотворение «Неизменно только одно» (Рего lо solo) создано под впечатлением от стихотворения Генриха Гейне (1797–1856), широко известного у нас в переводе М. Ю. Лермонтова — «На севере диком стоит одиноко…». Лермонтов несколько изменил смысл стихотворения Гейне. Если верно, что стихотворение Хименеса связано с произведением Гейне, то переводчик испанского поэта пошел «по пути Лермонтова»: дело в том, что и по-немецки, и по-испански слова «сосна» и «пальма» — мужского и женского рода, по-русски они — женского рода. Надо сказать, что Хименес высоко ценил творчество немецкого поэта книгу («Далекие сады» (Jardines lejanos; 1904) он посвятил «бессмертной памяти Генриха Гейне».

 

[34]  Гвидиана — одна из крупнейших рек Пиренейского полуострова, впадает в Атлантический океан в Андалусии.

 

[35] Стихотворение: «Цвет твоей души» (Еl color de tu alma) — последнее в «Третьей поэтической антологии»

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.