С пространственными отношениями — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

С пространственными отношениями

2021-06-01 35
С пространственными отношениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образовательная ситуация № 1 (2)

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений при прочтении готового графического плана всех помещений группы.

Педагогическая задача. Обучение детей ориентировке в помещениях группы при помощи готового плана (повтор ситуации № 21 для детей средней группы).

Материал. Выполненный на чертежном листе в соответствующем масштабе общий план всех помещений группы (групповая комната, спальня, туалет, раздевалка). Кроме периметра на плане изображаются основные предметы мебели (шкафчики в раздевалке; в помещении группы - основные предметы мебели, стоящие вдоль стен, главные предметы из уголков для игр и других функциональных помещений, в спальне - кровати); мелкие игрушки.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Педагог спрашивает, помнят ли дети, что нарисовано на этом рисунке. (Если дети перешли в новое помещение, проводится подробная ориентировка во всех помещениях по принципам, излагавшимся в планах для средней группы). Спрашивает, где изображены двери в раздевалку, спальню, в туалет; где окна каждого помещения. Показ на плане сопровождается показом тех же ориентиров в помещениях.

Далее в одном из помещений, например, раздевалке, проводится игра. Перед тем, как начать игру, воспитатель просит, чтобы дети показали дверь в раздевалку, и приглашает их пройти в это помещение. План переносится туда же и кладется либо на пол, либо на детский (низкий) столик у входной двери раздевалки. Сориентировав план соответствующим помещению образом и предложив детям встать с одной стороны плана, воспитатель просит детей «отгадать», где изображены окна, входная дверь и дверь в группу. Педагог задает вопросы о раздевалке: «Покажи на рисунке (плане), где твой шкафчик». Затем, показывая на плане изображение шкафчиков, выясняет: «А это что нарисовано?» Убедившись в том, что дети верно идентифицируют изображение со шкафчиками, предлагает игру:

"Я покажу чей-нибудь шкафчик на рисунке. Тот, чей шкаф я покажу, подойдет к нему». Все дети, читая план, находят свои шкафы.

В следующей ситуации этого типа предлагается аналогичная игра в спальне: «Покажи на рисунке, где твоя кровать». Перед началом игры воспитатель убеждается в том, что дети верно показывают на плане дверь в спальне. Затем приглашает детей пройти в спальню, ориентирует план соответствующим этому помещению образом; все дети и встают с одной стороны плана и отгадывают, где изображены окна и дверь спальни. Показывая на плане изображение кроватей, воспитатель выясняет у детей, понимают ли они, что нарисовано. Все им и, читая, находят свои кровати.

В третьей ситуации проводится игра в прятки. Предварительно воспитатель в разных помещениях группы - в групповой комнате, раздевалке, спальне - прячет игрушки. Рассказывает детям, что в группе спрятались игрушки, показывает на плане их местоположение, в дети находят игрушки в помещении. Затем взрослый и дети меняются ролями: дети прячут игрушки в помещении, показывают их местоположение на плане, а воспитатель находит игрушки. Игры подобного типа следует повторять до тех пор, пока воспитатель не убедится, что все дети свободно читают план.

Образовательная ситуация №№ 3 (4-5)

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений при прочтении плана этажа помещения детского гида.

Педагогическая задача. Обучение детей ориентировке в помещениях детского сада (этажа) при помощи готового плана.

Материал. Выполненный на чертежном листе в соответствующем масштабе план этажа детского сада, флажки разного цвета, игрушки; для обозначения мест на плане маленькие кружки разных цветов из наклеивающейся бумаги.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Дети совместно с воспитателем осматривают этаж детского сада, выделяют основные ориентиры (входную и другие двери, окна). Осмотр проводится дважды с противоположных сторон этажа.- Если помещение группы находится на этом этаже, осмотр проводится и с ной позиции. Затем в тех местах, где начинался осмотр, воспитатель собирает детей у плана, сориентировав его относительно помещения.

Проводится анализ основных составляющих плана таким образом, чтобы внимание детей обращалось на те ориентиры, которые предварительно были осмотрены.

Воспитатель предлагает детям «отгадать», где на плане изображена дверь в их группу или входная дверь в детский сад или дверь в музыкальный зал и т.д., сопровождая свои вопросы показом этих ориентиров в помещении. Показ проводится следующим образом: либо воспитатель, либо верно «отгадавший» ориентир ребенок ставят около него в помещении флажок.

Чтобы дети «не потеряли» ориентир на плане, воспитатель отмечает его кружком. После того, как расставлены флажки и кружки* (первые - в помещении, вторые - на плане), у предварительно осмотренных ориентиров дети показывают и находят самостоятельно новые элементы плана и соответствующие этим элементам объекты в помещении, играя: покажи на плане, где (допустим кабинет врача, кухня).

В конце занятия проводятся игры в прятки: часть детей прячет игрушки, другие их находят. Те, кто прячут, показывают местоположение спрятанных игрушек на плане детям, которым предстоит найти игрушки в помещении. Можно играть в настоящие прятки, когда все дети, кроме одного-двух водящих, прячутся разных местах помещения, а воспитатель показывает на плане водящим места спрятавшихся детей. Как в любой игре в прятки, водящие меняются местами. Игры подобного типа следует проводить до тех пор, пока воспитатель не убедится, что все дети читают план.

Образовательная ситуация № 6

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений в процессе прочтения готового поэтажного плана помещения детского сада.

Педагогическая задача. Обучение детей ориентировке в помещениях детского сада (этажа) при помощи готового плана.

Материал. Готовый графический план помещения детского сада. Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Дети совместно с воспитателем осматривают все этажи помещения детского сада, выделяя на каждом этаже основные ориентиры (входные двери в группы, зал, столовую и т.д.). После возвращения в свою группу, воспитатель вывешивает план помещения детского сада, инициирует его основные составляющие (этажи, входные двери, ряды оконобращая подробное внимание на те ориентиры, которые былиосмотрены). Затем последовательно проводятся игры: «Покажи на плане» (например, зал или кухню и т.д.); «Прятки» — детям, которые будут «водить» (искать спрятавшихся) помогает план, потому что на нем отмечены места спрятавшихся детей. Помощник воспитателя уводит двух или большее количество детей, прячет их, а воспитатель показывает оставшимся на плане, где они спрятались. Как в любой игре в прятки, дети меняются ролями. Можно, чтобы дети по предварительному договору с воспитателем, показав места на плане, где они прячутся, прятались самостоятельно, а другие их искали. Главное, чтобы контроль осуществлялся с помощью плана, так как детям важен результат — найти, и они часто вне зависимости от мест, указанных на плане, стремятся к результату. Это занятие можно повторять до тех пор, пока дети не научатся свободно пользоваться поэтажным планом помещения детского сада.

Примечание: каждый раз перед анализом плана следует верно сориентировать детей относительно их местоположения на плане, т.е. путем опроса (если не получится, то прямого показа) обозначить на пиане помещение их группы: «Где наша группа?» — «Здесь наша группа».

Образовательная ситуация № 7

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений в процессе прочтения плана открытого пространства.

Педагогическая задача. Обучение детей ориентировке на открытом пространстве (участке для прогулок) при помощи плана.

Материал. Доска, мелки шести цветов; листы бумаги и по одному простому и цветному карандашу для детей, пять спрятанных на участке для прогулок группы игрушек.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Предварительно на прогулке воспитатель обращает внимание детей на форму участка для прогулок (длинные, короткие его стороны), на расположение основных объектов на участке (кусты, крупные деревья - не больше двух, - веранда, горка, пароход). Рассмотреть участок следует с четырех сторон. Потом договориться с детьми, с какой стороны они будут рисовать его план на занятии.

На занятии дети сидят за столами, а воспитатель мелом на доске рисует план участка, обозначая те объекты, которые были предварительно рассмотрены на участке, напоминая детям, что план нарисован с той стороны, с которой они договаривались. Спрашивает нескольких детей об обозначениях («что это я нарисовала?»). Если никто не догадался, воспитатель объясняет обозначения

(«договоримся, это будет пароход, это - кусты и т.д. и вы будете рисовать их так же»). Затем стирает план и просит детей нарисовать планы участка для прогулок.

После того, как дети выполнят задание, воспитатель еще раз рисует на доске план участка, собирает детские планы и вешает их рядом со своим. Проводится анализ планов: чьи планы такие же, как план воспитателя, чьи не совсем такие и почему, чьи совсем не такие. Вопросы воспитателя, адресованные детям, должны содержать:

1)    соотнесение позиций, с которых изображено на плане пространство (договаривались, что станем рисовать участок с этой стороны, там, где стоит, допустим, дерево);

2)    соотнесение местоположений изображенных на планах объектов с их местоположением в пространстве.

Затем воспитатель говорит, что на участке спрятались игрушки. Отмечает на своем плане разноцветными мелками их местоположение и, выбрав из детских планов правильный, говорит, что Саша (Маша) нарисовали план с той стороны, с которой договаривались, что все стороны участка у него (нее) изображены правильно и все предметы (перечисляет) нарисованы в тех местах, где они расположены на участке. Поэтому на прогулку будет взят Сашин (Машин) план, на котором сейчас он (она) отметят места спрятанных игрушек с тем, чтобы на участке все дети могли искать игрушки, пользуясь Сашиным (Машиным) планом. Количество используемых на участке для поиска игрушек планов определяется их правильностью, так же как и количество занятий этого типа, которые проводятся до тех пор, пока воспитатель не убедится, что дети верно воспроизводят план по памяти.

** Поскольку на следующих трех занятиях выполняется аналогичное задание, у воспитателя есть возможность тем детям, которые справились с описанным заданием,

Образовательная ситуация №№ 8-10

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений в процессе прочтения и изображения плана открытого пространства.

Педагогическая задача. Обучение детей ориентировке на (Порытом пространстве (участке для прогулок) и изображению его в виде макета.

Материал. Тот же, что и для предыдущей ситуации (см. ситуацию№7),

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Аналогичен ходу предыдущего занятия. Отличия - в каждой образовательной ситуации дети рассматривают другой участок, изображают и используют для поиска игрушек план другого участка. Кроме того, изменения, по сравнению с предыдущим занятием, состоят в следующем: на планах остаются изображения крупных объектов (веранды, кустарника или забора), но более мелкие объекты меняются, допустим: изображается не пароход, горка и т.п., по усмотрению воспитателя. Общее количество изображаемых мелких объектов не должно превышать 5—7. На плане воспитателя и соответственно на детских планах отмечаются разные места, где на участке спрятаны игрушки (секреты), которые дети отыскивают по собственноручно изготовленным планам.

Образовательная ситуация № 11

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений при прочтении плана всего участка детского сада.

Педагогическая задача. Обучение детей ориентировке в пространстве детского сада, изображенного в виде макета.

Материал. Макет участка детского сада. Кукла. Планы участка для всех детей группы (20 х 25 см, 20 х 30 см), простые карандаши и карандаши четырех цветов для каждого ребенка, большой план у ног питателя.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

На прогулке воспитатель рассматривает вместе с детьми все открытое пространство детского сада, здание детского сада, предупреждая, что готовит для них сюрприз. В группе показывает макет участка детского сада. Он располагается таким образом, чтобы дети имели возможность его рассмотреть. Воспитатель демонстрирует его детям, рассказывая по порядку, что это - здание детского сада, это веранды, это кусты, показывает вход на участок детского сада. Задает вопросы детям: «Где передняя часть здания, где задняя его часть, где дверь, в которую они входят, где их веранда и т.п.»

Затем говорит, что у каждого есть план, на котором нарисован участок детского сада. Спрашивает детей, как они думают, что обозначено на плане. Дети отвечают (в случае необходимости воспитатель) - что большой прямоугольник обозначает здание детского сада, маленькие - веранды, кружки - кусты. Затем воспитатель достает куклу и говорит, что кукла будет путешествовать по участку детского сада (кукла ходит по макету), и, где она остановится первый раз, - дети поставят на своих планах красный кружок, где второй раз - синий кружок, а где третий раз - зеленый кружок. Затем макет поворачивается на 180°. Кукла путешествует по макету, а воспитатель обращает внимание детей на то, что макет перевернут, и кукла, начиная путешествие от входа, останавливается в определенном месте, которое дети обозначают на своих планах простым карандашом. Кукла останавливается в 3-4 местах на макете. Дети ставят отметки на своих планах.

Догадаются ли дети перевернуть свои планы? В случае необходимости воспитатель указывает им на то, что планы следует перевернуть и поворачивает свой план на 180°, объясняя, что вход теперь там же, где и на макете.

В конце занятия все детские планы вывешиваются, и планы, на которых верно отмечены места остановок куклы, отмечаются воспитателем.

Образовательная ситуация № 12

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений при прочтении плана всего участка детского сада.

Педагогическая задача. Обучение детей ориентировке в пространстве детского сада, представленного в виде макета.

Материал. Макет участка. Кукла. Планы участка для всех детей группы, карандаши четырех цветов для каждого ребенка, большой план у воспитателя.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Вначале повторяет первую часть занятия, описанного в плане №11.

Макет поворачивается на 90° влево. Кукла «путешествует» по макету, а воспитатель обращает внимание детей на то, что макет повернут. Предлагает кому-нибудь из детей повернуть план так, чтобы он был расположен так же, как и макет (в случае необходимости это делает макетом. Затем кто-нибудь из вызванных детей «путешествует» вместе с куклой по макету (остановки в двух местах), а остальные в местах остановки куклы ставят отметки карандашом определенного мне га. Затем воспитатель возвращает макет в исходное положение, а дети поворачивают планы в то же положение.

Макет поворачивается на 90° вправо. Ребенок, вызванный к большому плану, поворачивает его на те же 90°. Все дети соответственно располагают свои планы. Другой ребенок, «путешествуя» с куклой по макету, останавливается еще в двух пунктах, а дети на своих планах цветными карандашами (другого, чем в первом случае, цвета) отмечают места, где кукла остановилась.

В конце все планы выставляются на доску, и правильные отмечаются воспитателем.

 

Образовательная ситуация № 13

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений при прочтении плана всего участка детского сада.

Педагогическая задача. Обучение детей ориентировке в пространстве детского сада, представленного в виде макета.

Материал. Макет участка, цветы, планы участка для всех детей группы, карандаши.

 

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Вначале повторяет ситуацию, описанную в планах № 11 или № 12. Затем дети делятся на четыре команды. Каждая команда становится с четырех сторон макета.

Дети держат в руках планы, на каждом из которых обозначено место, куда на макете следует посадить цветок (места разные). Сначала цветы сажают дети I команды, затем II и т.д. После того, как «цветы посажены», воспитатель «срывает» их, собирает в букет, говорит, что теперь команды поменяются местами. Раздает детям цветы, и они опять их «сажают» на макете.

Опять воспитатель «срывает» цветы, собирает в букет, а команды меняются местами. 4-2; 1-3; и опять сажают цветы. Последняя смена 3-4; 1-2.

В случае необходимости эту ситуацию можно разделить на две (в зависимости от длительности его проведения).

Образовательная ситуация № 14

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений об открытом пространстве (участке детского сада, представленного в виде макета) при изображении на плане направлений движения в пространстве.

Педагогическая задача. Обучение детей ориентировке в пространстве детского сада, представленного в виде макета.

Материал. Макет участка. Кукла. Планы участка для всех детей группы, карандаши четырех цветов для каждого ребенка, большой план участка у воспитателя.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель рассказывает детям историю о ребенке, который первый раз пришел в детский сад, увидел здание детского сада (показ здания на макете), веранды на участках для прогулок (показ на макете), вход - ворота (показ), дорогу от входа (показ) и т.д. Объекты для показа выбираются воспитателем (число их не должно превышать 10).

«Новому ребенку» (кукле) воспитатель предложил пройти на участок для прогулок их группы. «Ребенок» не знает, как пройти. Воспитатель показывает, как пройти, прочерчивая простым карандашом путь на своем плане.

Глядя на план воспитателя и, следуя изображенному пути, ребенок- кукла находит нужную веранду на макете. Затем воспитатель, давая задания ребенку-кукле найти тот или иной объект на макете, просит детей помочь кукле, нарисовав на своих планах путь следования в заданное место. Предлагается 4 варианта задания (по числу карандашей разных цветов у каждого ребенка). В конце занятия дети на своих планах показывают кукле-ребенку место, к которому следует прийти «тем путем, который нарисован, потому что перепутать место нельзя». Каждый ребенок группы, показав место и путь на своем плане, берет куклу и располагает ее в соответствующем месте на макете, (в случае ошибок воспитатель вмешивается, предоставляя детям возможность. самостоятельно или с помощью взрослого исправить ошибку)

 

Образовательная ситуация №№ 15 -18

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений при прочтении плана открытого пространства за пределами его видимой части.

Педагогическая задача. Обучение детей ориентировке в открытом пространстве.

Материал. Выполненный на чертежном листе графический план всего участка детского сада, разноцветные кружки (диаметром 1 см) или квадратики (1 х 1см), скотч, планы для детей (20 х 25 см или 20х 30 см), карандаши.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Все занятия описываемого типа начинаются с того, что на прогулке воспитатель вместе с детьми обходит весь участок детского сада*. Дети осматривают участок, выделяя основные ориентиры (здание детского гида, веранды, вход на участок, дорожки и т.д.) с помощью вопросов ши питателя, содержащих напоминание о предыдущих занятиях: «Вы у же видели на макете здание детского сада, входные двери, свою и другие веранды и знаете в каких местах участка они расположены»; Ещё вы рисовали не только свой участок, но и другие»; «Мы сейчас осмотрим весь участок и вспомним, где располагается вход на участок, где веранды, какая из дорожек ведет к нашей веранде, по какой вы  ходите домой» и т.д. Количество осматриваемых объектов не должно превышать 10.

Если на первом занятии этого типа осмотр следует начинать от и хода на участок, то на последующих трех занятиях позиция начала осмотра изменяется (с противоположной от входа стороны и с боковых I трон участка). При смене позиций воспитатель напоминает детям о HIM, как поворачивался макет участка, добавляя, что настоящий участок повернуть нельзя, поэтому следует самим осматривать его с разных сторон.

Продолжаются занятия в помещении. Воспитатель вывешивает пиан участка, на котором разными кружками (квадратиками)обозначены места «спрятавшихся» игрушек (кладов, секретов). Рассказывает детям историю о заблудившихся игрушках, о Карлсоне, (Буратино), который побывал на участке и в разных местах спрятал разные вещи. Сюжеты варьируются от занятия к занятию по усмотрению воспитателя. Затем говорит, что каждый должен выбрать для себя ту’ игрушку (клад, сюрприз), который он будет искать на участке, для чего на своем плане отметит крестиком это место: «Посмотрите на мой план. Кто будет искать игрушку, место которой отмечено красным кружком?» - один из детей ставит крестик на своем плане и т.д. После того как дети обозначат места на своих планах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание, собирает и подписывает детские планы.

На прогулке планы раздаются, и дети ищут игрушки (клады, сюрпризы) на участке. Так же, как и осмотр участка, поиск игрушек должен начинаться с разных сторон участка (на 1 занятии - от входа на участок, на 2 - с противоположной от входа стороны, на 3 и 4 занятиях - с боковых сторон участка). Если при изменении позиции, с которой начинается поиск, дети сами не догадываются повернуть план, сориентировав его относительно местности, воспитатель им помогает. В этой связи следует отметить, что последняя часть занятий (поиск) проводится индивидуально с каждым ребенком. Воспитатель, собрав детей, вызывает ребенка, предложив другим наблюдать и ждать, найдет ли (Андрей, Марина) игрушку, и следует за ним. Оставлять детей лучше с помощником воспитателя или с кем-либо из взрослых.

Занятия этого типа проводятся до тех пор, пока воспитатель не убедится в том, что дети свободно ориентируются на участке по плану.

Образовательная ситуация №№ 19 - 20

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений при прочтении плана открытого пространства (ближайшей к детскому саду местности)

Педагогическая задача. Обучение детей ориентировке в пространстве ближайшей к детскому саду части улицы, изображенной в виде макета.

Материал. Макет местности (улицы, части улицы), игрушки; планы местности (улицы, части улицы) размером 20 х 25 см или 25 х 30 см, карандаши разных цветов для детей, большой план у воспитателя.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Повторяет ход ситуаций №№ 11-13. По усмотрению воспитателя выбираются местность (улица) известная детям. На макете и соответственно на планах, воспроизводятся основные крупные объекты (дома, дорога) и ряд других (светофор, кусты, деревья). Количество |воспроизведенных объектов не должно превышать 20. Этого типа задания следует предлагать до тех пор, пока дети не будут свободно ориентироваться по плану на макете.

Образовательная ситуация №№ 21 - 22

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений при прочтении плана ближайшей к детскому саду местности

Педагогическая задача. Обучение детей ориентировке в прост­ранстве ближайшей к детскому саду части улицы, изображенной в виде макета.

Материал. Макет местности (улицы, части улицы), кукла, планы для детей, план для воспитателя, карандаши разных цветов.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Повторяет ход занятия № 14. Сюжет для занятия выбираетсявоспитателем. Занятие следует повторить до тех пор, пока дети, ориентируясь по изображенному на планах путям следования куклы, не станут точно повторять те же пути на макете, приводя куклу в обозначенное место.

Образовательная ситуация № 23

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространствен­ныхпредставлений в процессе прочтения и изображения плана открытого пространства

Педагогическая задача. Обучение детей изображению плана участка для прогулок и использованию его для дальнейшей ориентировки на участке.

Материал. Доска, мелки шести цветов; листы бумаги, по одному простому и цветному карандашам для детей, пять спрятанных на у частке для прогулок группы игрушек.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Предварительно на прогулке воспитатель обращает внимание детей наформу участка для прогулок (длинные, короткие его стороны), на расположение основных объектов на участке (кусты, крупные деревья, не больше двух, веранда, горка, пароход). Рассмотреть участок следует с четырех сторон. Потом договориться с детьми, с какой стороны они будут рисовать его план в группе.

В группе дети сидят за столами, а воспитатель мелом на доске рисует план участка, обозначая те объекты, которые были предварительно рассмотрены на участке, напоминая детям, что план нарисован с той стороны, о которой они договаривались. Спрашивает нескольких детей об обозначениях. Если никто не догадался, воспитатель объясняет обозначения (договоримся, это будет пароход   , это — кусты     и т.д.; и вы будете рисовать их так же). Затем стирает план и просит детей нарисовать планы участка для прогулок.

После того, как дети выполнят задание, воспитатель еще раз рисует на доске план участка, собирает детские планы и вешает их рядом со своим. Проводится анализ планов: чьи планы такие же, как план воспитателя, чьи не совсем такие и почему, чьи совсем не такие. Вопросы воспитателя, адресованные детям, должны уточнять: 1) соотнесение позиций, с которых изображено на плане пространство (мы договаривались, что станем рисовать участок с этой стороны, там, где стоит дерево); 2) соотнесение местоположений изображенных на планах объектов с их местоположением в пространстве.

Затем воспитатель говорит, что на участке спрятались игрушки. Отмечает на своем плане разноцветными мелками их местоположение и, выбрав из детских планов правильный, говорит, что Саша (Маша) нарисовали план с той стороны, с которой договаривались, что все стороны участка у него (нее) изображены правильно и все предметы (перечисляет) нарисованы в тех местах, где они расположены на участке. Поэтому на прогулку будет взят Сашин (Машин) план, на котором сейчас он (она) отметят места спрятанных игрушек с тем, чтобы на участке все дети могли искать игрушки, пользуясь Сашиным (Машиным) планом. Количество используемых на участке для поиска игрушек планов определяется их правильностью, также как и количество занятий этого типа, которые проводятся до тех пор пока воспитатель не убедится, что дети верно воспроизводят план по памяти.

 

Образовательная ситуация №№ 24 - 26

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений в процессе прочтения и изображения плана открытого пространства

Педагогическая задача. Обучение детей изображению плана участка для прогулок и использованию его для дальнейшей ориентировки на участке.

Материал. Тот же, что и на предыдущем занятии (см. план № 23).

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Аналогичен ходу выполнения предыдущего задания. Отличия в каждой из ситуаций: дети рассматривают другой участок, изображают н используют для поиска игрушек план этого участка. Кроме того изменения по сравнению с предыдущим занятием состоят в следующем: на планах остаются изображения крупных объектов веранды, кустарника или забора), но более мелкие объекты меняются. Допустим, изображается не пароход, а горка и т.п. по усмотрению воспитателя. Общее количество изображаемых мелких объектов не должно превышать 5-7. На плане воспитателя и соответственно на детских планах отмечаются разные места, где на участке спрятаны игрушки (секреты), которые дети отыскивают по собственноручно изготовленным планам.

Образовательная ситуация №№ 27 - 29

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственыхпредставлений в процессе изображения ограниченного пространства по памяти.

Педагогическая задача. Обучение детей изображению плана помещения (раздевалки, спальни) и использованию его для ориентировки в помещении.

Материал. Листы бумаги, карандаши, самоклеящиеся картинки по числу детей; план раздевалки, спальни; доска, мел.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Дети сидят за столами в помещении групповой комнаты. Воспитатель говорит, что приготовил для каждого самоклеющиеся картинки, показываетих и предлагает нарисовать план раздевалки или спальни ню выбору воспитателя). Напоминает, что следует нарисовать стены, окна, двери и шкафчики (кровати). Тем, кто правильно нарисует план и на нужном месте свой шкафчик (кровать), воспитатель дает картинку,которую можно будет наклеить на свой шкаф (кровать). Затем воспитатель рисует на доске обозначения стен, окон, дверей и предметов мебели. Дети выполняют задание, после чего воспитатель рисует на доске план этого помещения, собирает детские планы, сопоставляет их между собой, проводя анализ — соотнесение местоположения основных объектов в помещении с их местоположением на планах (своем и детских). Всем детям раздает картинки, которые они наклеивают на свои шкафчики (кровати).

Ход следующих занятий аналогичен описанному. Для тех детей, которые на предыдущем занятии успешно справились с заданием, следует предложить нарисовать по памяти другое ограниченное пространство. Занятия этого типа проводятся до тех пор, пока все дети не справятся с заданием изображения плана помещения по памяти. Необязательно, чтобы все дети смогли изобразить планы всех помещений. Возможно, чтобы более слабые нарисовали план одного из помещений, правильно изобразив взаимное расположение основных объектов (дверей, окон, своего шкафа, кровати).

Образовательная ситуация № 30 - 33

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространственных представлений при прочтении плана открытого пространства.

Педагогическая задача. Обучение детей ориентировке (в представлении и в реальности) в ближайшей к детскому саду местности при помощи планов.

Материал. У воспитателя и у детей готовые графические планы улицы (местности), карандаши. Количество изображенных на планах элементов не более 25, при этом разных — не более 10 элементов.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Предварительно на прогулке воспитатель обращает внимание детей на расположение основных объектов на улице, на их размер, основную форму (дома, деревья и др.). На занятии в группе дети рассматривают план улицы (местности), а воспитатель объясняет обозначения на плане (10 элементов). Под диктовку воспитателя дети отмечают на своих планах те изображения, которым соответствуют искомые на улице (местности) объекты. Каждый ребенок должен отметить свой объект.

На улице дети, пользуясь своими планами, находят «свои» объекты (дом, дерево и др.). В ситуациях этого типа следует начинать поиск с разных мест улицы (местности) для того, чтобы дети имели возможность самостоятельно ориентировать план относительно своей позиции на местности.

Подобные задания в дальнейшем могут предлагаться в виде игры «Прятки»: одни дети отмечают на планах места, где они будут прятаться, другие ищут их по этим отметкам на улице. Возможно использование других игровых форм организации ситуаций, которые проводятся до тех пор, пока дети не научатся свободно ориентироваться по плану и ориентировать его относительно местности.

Образовательная ситуация № 34

Образовательно-развивающая задача. Развитие пространствен­ных представлений при изображении открытого пространства

Педагогическая задача. Обучение детей изображению по памяти плана улицы.

Материал. Листы бумаги и карандаши (простой и цветной).

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

В группе воспитатель предлагает детям нарисовать план улицы (местности), на которой они играли в «Прятки», искали «ископаемые», «секреты» и т.п., и цветным карандашом нарисовать маршрут к тому иди иному заданному воспитателем объекту (дому, светофору, мы и мшу и т.д.).

Продолжается занятие на улице (местности): дети, пользуясь своими планами и планами других детей, проходят по маршрутам, которые обозначены на планах.

Занятия этого типа проводятся многократно, до тех пор, пока дети научатся рисовать план знакомой улицы или местности, передавая в изображении взаимное расположение объектов на местности и их условные обозначения (например, дерево — кружок, дом — прямоугольник и т.д.).

 

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Образовательная ситуация № 1

(Конструирование по замыслу детей)

Образовательно-развивающая задача. Придумывание постройки, ее схематическое изображение, воплощение замысла в конструкции.

Педагогическая задача. Учить детей самостоятельно выбирать тему будущей постройки и придумывать способ ее сооружения; использовать при обдумывании замысла схематический рисунок задуманного предмета с указанием в нем местоположения основных его частей.

Материал. Раздаточный: по 8-10 деталей разной формы. Дополнительный: дети отбирают самостоятельно.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

1.Рассмотреть с детьми предложенные им наборы строительных деталей, напомнить их конструктивные свойства и возможные способы соединения. 2. Заинтересовать детей заданием. Например, прикасаясь «волшебной палочкой» к столу каждого ребенка, выразить надежду, что они придумают много своих собственных интересных построек. 3. Дать детям план разработки замысла в виде серии вопросов (какой предмет они задумали, для чего такой предмет служит, какие будут в нем самые нужные части, как их можно построить из имеющихся деталей, что надо добавить). 4. Предложить детям реализовать этот план сначала в виде схематического рисунка, изображающего общий вид предмета и его частей, затем в виде конструкции из строительных деталей. 5. По окончании строительства дети сравнивают готовую конструкцию с ее предварительным изображением. 2-3 ребенка должны показать на своих рисунках хотя бы одну какую-то часть предмета, соотнести ее с готовой постройкой и рассказать, как она построена из строительных деталей.

 

Образовательная ситуация № 2

(Графическое изображение строительных деталей и их комбинации)

Образовательно-развивающая задача. 1. Изображение деталей с трех позиций (спереди, сверху, сбоку). 2. Изображение схемы комбинации из


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.