Готовым изображениям с трех разных сторон) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Готовым изображениям с трех разных сторон)

2021-06-01 73
Готовым изображениям с трех разных сторон) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образовательно-развивающая задача. 1. «Чтение» схем-разверток построек из 2-3 деталей (конструирование по схеме). 2. Придумывание комбинации из тех же деталей.

Педагогическая задача 1. Учить детей «читать» схемы-развертки конструкций из 2-3 элементов. 2. Придумывать собственную комбинацию из тех же деталей.

Материал. Демонстрационный:        схемы-развертки двух конструкций. Раздаточный: кирпич, конус, 2 куба, полукуб; бумага, карандаш.

узнавать на схемах построек все эти детали правильно. 2. Предложить детям самим составить 3 изображения конуса на листе, расчерченном крестом на 4 части. Сравнить полученные изображения с образцом воспитателя. 3. Затем детям можно предложить (последовательно) две конкретные инструкции: а) из двух фигур — куба и цилиндра и б) из трех фигур — двух кубов и кирпичика. Дети должны изобразить эти конструкции с одной позиции — вид прямо (спереди) — с помощью трафарета. Изображения построек с других позиций составляются совместно с воспитателем, т.е. по показу им способа действий. Для изображения детям даются листы бумаги, расчерченные крестом на 4 части.

развертки двух построек из трех элементов. Раздаточный: набор деталей (полукуб, брусок, треугольная призма, пластина); трафареты, листы бумаги, карандаш.

 

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

1.    Предложить детям догадаться, сколько деталей изображено на схеме-развертке и объяснить, почему они так думают. 2. Вместе с детьми проанализировать изображение, соотнося между собой все три схемы деталей, отображающие их с разных сторон. 3. Дети воспроизводят из конкретных деталей постройку, изображенную на схеме-развертке. 4. Предложить детям самостоятельно воспроизвести с помощью деталей вторую постройку, изображенную на схемах. Пригласить одного из детей к демонстрационному столу для воспроизведения этой постройки. Обратить внимание детей на то, что некоторые фигуры композиции на фронтальном изображении (вид прямо, спереди) не видны, но они изображены на других схемах (вид сверху и сбоку), поэтому можно догадаться, какие это детали и как они расположены по отношению друг к другу. 5. Из имеющихся деталей дети создают собственную постройку и составляют ее схему во фронтальной проекции — вид прямо.

Образовательная ситуация № 6

(«Чтение» схем-разверток на новом материале)

Образовательно-развивающая задача. 1. «Чтение» схем- разверток построек из 2-3 деталей (конструирование по схеме).

2.    Придумывание комбинации из тех же деталей.

Педагогическая задача. То же, что в плане № 5.

Материал. Демонстрационный: схемы-развертки построек (из трех элементов каждая). Раздаточный: полукуб, кубик, цилиндр, кирпичик, конус, брусок, треугольная призма; бумага, карандаш.

 

 

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Аналогично предыдущему. Занятие можно разбить на два.

 

 

Образовательная ситуация № 7
(Замена крупных деталей наборами мелких элементов и их
графическое изображение)

Образовательно-развивающая задача. Расчленение схематического изображения на части.

Педагоги ческая задача 1. Формирование у детей умения расчленять схематическое.изображение крупной фигуры на мелкие части, соответствующие тем мелким деталям, из которых крупная фигура может бытьсоставлена. 2. Отработка точности глазомерных соизмеренийпри составлении целостного изображения из нескольких частей.

Материал. Демонстрационный: крупные строительные детали, грифельнаядоска, цветные мелки. Раздаточный: крупные строительные детали (полукуб, брусок, треугольная приема); мелкие детали (кирпичики, брусочки, кубики, призмы); трафареты 5:1, бумага, карандаш.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Предложить детям изобразить на листе бумаги крупные строительные детали в нескольких экземплярах с одной и той же позиции.2. Составить аналоги крупных деталей из мелких путем их комбинирования. 3. Предложить детям расчертить контурные схемы крупныхдеталей в соответствии с тем, какими наборами мелких фигур онирасполагают, затем построить новые варианты соединения деталей и изобразить  их в схемах «на глаз».

 

Образовательная ситуация № 8

(Расчленение контурной схемы предмета, ее детализация)

Образовательно-развивающая задача. Расчленение схематического изображения на части.

Педагогическая задача 1. Развитие у детей внутреннего плана действий (план представлений). 2. Обучение умению последовательно анализировать контурную схему: а) узнавать изображенный предмет, б) определять место положения его основных частей, в) «примерять» (т.е. соотносить с пространством схемы и друг с другом) строительные детали, предложенные для воспроизведения постройки, г) расчленять контурную схему в соответствии с представлением о возможной конструкции предмета.

Материал. Демонстрационный: контурные схемы объектов большего масштаба, чем схемы для детей, расчлененные схемы тех же объектов. Раздаточный: 2 контурные схемы, соответствующие им наборы строительных деталей, 2 карандаша (простой и цветной).

 

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

1. Предложить детям на выбор любую из двух имеющихся контурных схем и соответствующий ей строительный материал. 2. Дать план анализа схемы: а) представить себе, что именно на схеме изображено, б) определить составные части изображенного объекта, в) прикинуть мысленно («на глаз») для какой части предмета подходит каждая из имеющихся деталей, как эти детали будут соединяться друг с другом. 3. Затем дети вносят в схемы необходимые расчленения, делают это простым карандашом, цветным карандашом вносят в схемы уточнения и воспроизводят постройку из строительных деталей.

Образовательная ситуация № 9

(Упражнение в построении предметов

по контурному образцу — головоломка)

Образовательно-развивающая задача. Расчленение схематического изображения на части, построение плоскостного изображения из частей по вычерченной схеме.

Педагогическая задача. 1. Обучение детей расчленению контурной схемы предмета на части конструкции, ориентируясь на форму и размеры деталей, предложенных для воспроизведения объекта. 2. Обучение детей созданию фигуры предмета из частей по расчлененной схеме.

Материал. Демонстрационный: контурная схема рыбки или самолета, плоские фигуры разной формы и размера. Раздаточный: индивидуальные контурные схемы ракеты, плоские и объемные фигурки (детали) разной формы и величины, карандаши — простой и цветной.

 

 

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Детям показывается контурный образец «рыбки» или «самолета» и имеющиеся к ним детали. Воспитатель накладывает один плоский треугольник на схему, обнаруживает недостающую часть, находит ее (второй треугольник), затем заполняет фигурками остальную часть контурной схемы. Сбрасывает фигурки, расчерчивает схему на части и снова заполняет ее квадратами и треугольниками (или объемными деталями - кубики и треугольные призмы).

Затем предлагает детям перевернуть лежащие перед ними листы бумаги и посмотреть на схему, которая там нарисована. Спрашивает, какой предмет там изображен. Это ракета. Предлагает соотнести со схемой имеющиеся у детей плоские фигурки (квадраты и треугольники), найти для них место на схеме, снять фигурки и расчертить схему на соответствующие части, затем заполнить сходу объемными элементами по тину аппликации. После этого можно предложить другие схемы, например, кораблика, домика для самостоятельной работы по расчленению схемы и составлению целого изображения из плоских треугольников.

Образовательная ситуация № 10

(Построение конструкций-головоломок)

Образовательно-развивающая задача. Построение условных структурных изображений животных из имеющихся деталей.

Педагогическая задача. 1. Упражнение детей в построении условных структурных изображений животных из имеющихся деталей. 2. Внесение изменения в строение животного, придавая изображениям эмоционально-выразительный характер.

Материал. Схемы, изображающие животных (зайца, кошку, собаку идр.) плоскостные и объемные эталонные геометрические фигуры, пригодные для составления условно-символических изображений животных в масштабе 1:1.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

На примере анализа одной схемы воспитатель знакомит детей с фигуркой животного, воспроизводит ее сначала из плоских геометрических деталей, затем из объемных в горизонтальной плоскости (по типу аппликации). После этого показывает другую схему того же животного, изображающую его в другом состоянии и другой позе.

Каждому ребенку предлагается серия схематических изображений животных одного вида разной конструкции, в разных позах: серии зайцев, кошек, собак, домашних птиц, а также забавных человечков.

Сначала задания выполняются с помощью педагога, затем самостоятельно.

 

 

Образовательная ситуация № 11

(Упражнения на конструирование фигурок животных)

Образовательно-развивающая задача. Построение условных структурных изображений животных из имеющихся деталей.

Педагогическая задача. Развитие у детей умения конструировать из плоскостных и объемных деталей разной величины и формы фигурки любимых животных, вносить изменения в их первоначальные позы.

Материал. Раздаточный: лист бумаги, карандаш, плоские и объемные геометрические фигуры (по выбору детей).

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель расспрашивает детей об их любимых животных (живых и игрушечных). Дети вспоминают некоторые забавные эпизоды из жизни этих животных. Затем он предлагает им рисунки 1—2 животных в двух разных позах (сидит, спит, бежит, играет). Дети их изображают (строят) с помощью деталей: а) плоских геометрических фигур — по типу аппликации и б) объемных деталей, в процессе соединения которых разрешается использовать пластилин для крепления частей фигуры, создаваемой в вертикальной плоскости. Построенную фигуру можно изменять, придавая разные положения ее частям.

 

Образовательная ситуация № 12

(Составление схематических изображений конструкции домиков из
7-8 элементов строителя)

О бразовательно-развивающая задача. Изображение схемы постройки

Педагогическая задача. I. Закрепление навыков графического и (поражения строительных деталей с двух позиций (вид прямо, вид сбоку). 2. Обучение соизмерению элементов конструкции между собой и соответствующему их изображению на схемах: а) с помощью трафаретов, б) без трафаретов, путем глазомерного сопоставления изображаемых фигур с одной из них, принятой на «единицу и измерения» (обычно это квадрат определенной величины, с которым сравниваются другие фигуры.

Материал. Демонстрационный: два готовых образца конструкции. Раздаточный: наборы строительных деталей, соответствующие тем, из которых составлены образцы конструкций (2 полукуба, 2 бруска, 3 длинных кирпичика, I среднего размера и 2 маленьких, 5 кубиков и 1 треугольная призма); листы бумаги, карандаш, трафареты.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

1.Показать детям несколько фигур из предложенного набора, найти на трафаретах соответствующие прорези, сравнить фигуры между собой по форме и величине, напомнить детям прием накладывания трафарета на лист при изображении смежных сторон у соприкасающихся фигур.

2. Поупражнять в изображении одной из фигур, имеющихся в наборе. Сначала это сделать при помощи трафарета, потом на глаз.

3. Составить с помощью трафарета схему (вид спереди) одной постройки. (Вариант постройки дети выбирают сами). Пользуясь этим и изображением (сами постройки закрываются ширмой), дети (самостоятельно создают конструкцию, затем изображают ее вид сбоку. Желающим можно предложить обменяться схемами и построить и горой вариант конструкции домика.

 

 

Образовательная ситуация № 13
(Строительство декоративной стенки по графической модели)

Образовательно-развивающая задача. Построение графических моделей на основе анализа постройки.

Педагогическая задача. 1. Обучение детей воспроизведению конструкции предмета (декоративной стенки) по схематическому ее изображению в одной из плоскостных проекций (вид спереди). 2. Обучение последовательному анализу схемы.

Материал. Демонстрационный: схема конструкции. Раздаточный: набор деталей, соответствующий составу элементов схемы.

 

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Рассмотреть графическое изображение конструкции, назвать предмет, описать его внешний вид (общую конфигурацию, протяженность, высоту и ширину), легкость или тяжеловесность; обратить внимание детей на связи внешнего вида постройки с составом деталей, особенностями их формы, размеров, ракурса и пространственного расположения. 2. Помочь детям выделить на схеме сначала изображения основных частей конструкции (опоры, перекрытия, простенки), затем дополнительных и совместно наметить план возведения постройки. 3. Отрабатывать правильный выбор деталей, их точное пространственное соотношение и соединение, показать, что от этого зависит прочность постройки.

Образовательная ситуация № 14

(«Отгадай, что построено» — упражнение в речевом планировании

Хода решения задачи)

Образовательно-развивающая задача. Овладение способом речевого планирования действий конструирования.

Педагогическая задача. 1. Обучение детей при анализе предмета придерживаться определенного плана, т.е. последовательной постановки серии вопросов сначала общего характера — о назначении предмета, его внешнем облике в целом, затем более конкретных —; о частях предмета, их особенностях и строении.

Материал. Демонстрационный. Ширма, набор рисунков, изображающих разные предметы, постройки (избушка на курьих ножках, самолет, качели, ледяной дворец, мост и др.); набор из 5-7 строительных деталей (2 полукуба, 2 конуса, цилиндр, усеченнаяпризма) постройка (ракета, грузовик) или игрушечная пожарная машины.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель предлагает детям поиграть в «Угадайку». Он будет отгадывать предмет, который дети выберут сами из нескольких, изображенных на картинках. Эту картинку они должны поставить иереи ширмой лицом к себе, так чтобы воспитатель ее видел. Воспитатель задает вопросы (в логике, указанной выше, а дети отвечают на них только «да» или «нет»). Игра проводится 2-3 раза в разных вариантах и может быть повторена на одном-двух следующих занятиях. Вопросы могут быть примерно такими: «Это обычный предмет?- Нет. Это сказочный предмет? — Да. Он служит для передвижения? — Нет. В нем живут? — Да. Он стоит на земле? — Да. Он небольшой? — Да. Он без окон, без дверей? — Да. Он на курьих ножках? - Да. Это изба бабы Яги? — Да.

Затем роли меняются. Воспитатель строит за ширмой постройку, дети отгадывают, что построено. Чтобы дети не гадали, а выясняли, чтобы не ограничивались только перебором названий предметов, следует попросить их задавать как можно больше разных вопросов о спрятанной постройке. По ходу игры воспитатель отмечает удачные вопросыдетей, выстраивает их в нужной последовательности, стимулирует дальнейший поиск правильного решения.

Третьим вариантом игры (и, следовательно, планирования поиска решения задачи) может служить отгадывание особенностей конструкции, а затем и предмета по заранее показанным строительным деталям. из которых она будет построена (5-6 элементов). В этом случае логика поиска решения меняется. Детям предлагают сначала выяснить как расположены эти детали в постройке, и по этой конструкции определить и назвать предмет.

В    конце занятия воспитатель отмечает удачные вопросы, их последовательность, что и привело к правильному решению.

 

Образовательная ситуация № 15

(Составление схемы фасада дома по конкретному образцу

Постройки)

Образовательно-развивающая задача. Построение графических |" и ней на основе анализа постройки.

Педагогическая задача. Обучение действию графического Моделирования в процессе составления схемы фасада дома.

Материал. Демонстрационный: образец постройки. Раздаточный: детали, соответствующие элементам образца, лист бумаги, два карандаша (черный и цветной), лекала.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. 1. Детям предлагают рассмотреть постройку, назвать ее, выделить в ней основные части, сравнить их по высоте и ширине. 2. Дать план анализа постройки (что в центре, что по бокам, одинаковое это или разное, какие детали находятся в центральной части фасада, какие в боковых, как они расположены, что лежит внизу, что сверху). 3.       Последовательно по заданному плану дети составляют схему постройки. Если глазомерная оценка изображаемых в схеме фигур недостаточно точна, можно предложить воспользоваться трафаретом. 4.       Образец закрывается, дети воспроизводят постройку по собственным схемам, затем сверяют с конкретным образцом. 5. По готовой постройке можно составить другие схемы (вид сверху или сбоку) и соотнести их с первой.

Образовательная ситуация № 16

(Составление фронтальной схемы — вход в метро)

Образовательно-развивающая задача. Построение графических моделей конкретной конструкции.

Педагогическая задача. 1. Обучение детей изображению фронтальной схемы предмета по конкретному образцу конструкции.: 2. Показ разных вариантов конструкции входов в метро, выделяя в них общие части. 3. Обучение детей умению словесно описывать постройку и намечать план ее построения.

Материал. Демонстрационный: 3 готовых образца постройки.. Раздаточный. Подбирают самостоятельно с помощью составленной схемы. Трафареты, бумага, карандаши.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

1.    Анализ образцов в логике, описанной в предыдущих планах.

2.    Сравнение конструкций, предложенных в виде образцов, выбор одной из них (по желанию каждого) для воспроизведения.

3.    Составление схемы выбранной постройки, внесение в нее изменений и дополнений по собственному замыслу (карандашом другого цвета).

4.    По окончании строительства предложить 1—2 детям описать свою постройку, рассказать о тех изменениях, которые внесены в нее по сравнению с образцом.

 

Образовательная ситуация № 17

(Строительство вокзала по схеме)

Образовательно-развивающая задача. 1. Овладение способом планирования конструктивных действий на основе применения готовых графических моделей построек. 2. Осуществление сотрудничества с партнером в процессе создания общей постройки.

Педагогическая задача. 1. Обучение планомерному анализу многоэлементной схемы постройки, выделению в ней основных структурных частей и определению их возможного назначения. 2. Обучение детей приемам партнерского взаимодействия при совместном создании постройки.

Материал Демонстрационный. Схема постройки (вид спереди). Раздаточный: дети отбирают сами.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

1. Анализ схемы, выделение основных частей строения.

2. Объединение детей в пары для совместного конструирования. Обсуждение с детьми возможных способов сотрудничества при выполнении данного задания.

3.  Предложение детям зарисовать вид вокзала сверху.

 

Образовательная ситуация № 18

(Конструирование дома по готовой схеме)

Образовательно-развивающая задача. Овладение способом планирования конструктивных действий на основе применения готовых графических моделей построек.

Педагогическая задача. I Ознакомление детей с конструкциями предметов, имеющих свободное внутреннее пространство. 2. Обучение детей ориентировке в этих свойствах с помощью двух плоскостных схематических изображений (с разных сторон) предмета путем анализа их состава, соотнесения схем между собой и сравнения их с реальными постройками.

Материал. Демонстрационный, схематические изображения конструкции дома в двух разных проекциях (вид спереди и вид сверху). Раздаточный: 8 кубиков, 7 кирпичиков, 3 пластины, 2 треугольные призмы и 1 цилиндр каждому ребенку.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. 1. Беседа с детьми о домах, их основном назначении, о тех частях предмета, которые необходимы для выполнения его функции. 2. Детям предлагают поочередно рассмотреть два схематических изображения конструкции дома. Каждая схема дает свое особое представление о строении предмета. Вид спереди — о пространственном расположении стен, окна, крыши, их строении (составе строительных элементов, из которых построен фасад дома). Вид сверху (без крыши) характеризует площадь, занимаемую домом, форму дома, указывает местоположение стен, дверей и окон, форму строительных деталей, из которых дом будет построен. На этой схеме можно найти и место фасада, изображенного на первой схеме, и форму элементов, из которых построены все стены. 3. Проводится соотнесение между собой элементов конструкции, изображенных на этих схемах. Это подводит детей к пониманию того, что один и тот же предмет выглядит по- разному с разных позиций. 4. После проведения такого анализа предмета с помощью указанных моделей дети строят дом, сверяя его конструкцию с этими моделями. В том случае, если допущенные при этом ошибки не исправляются, можно предложить детям конкретный образец конструкции этого дома, 5. Когда дома построены, дети могут: самостоятельно попробовать изобразить их в третьей проекции (вид дома сбоку), а также создать новый по сравнению с заданным вариантом схемы, изображающей дом сверху после построения его крыши.

 

Образовательная ситуация № 19

(Строительство двухэтажного дома с лесенкой)

Образовательно-развивающая задача. Овладение способом планирования конструктивных действий на основе применения готовых графических моделей построек

Педагогическая задача. Аналогичное предыдущему.

Материал. Демонстрационный: схемы фасада дома и его вида сбоку. Раздаточный: соответствует указанному на схемах, бумага, карандаш.

 

 

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

1.Рассмотреть и описать схемы постройки, соотнести их между собой. 2. Строить дом парами. Помочь детям распределить обязанности и осуществить сотрудничество.

 

 

Образовательная ситуация № 20

(Конструирование по мотивам сказки «Колобок» или «Смоляной

Бычок»)

Образовательно-развивающая задача. Разработка собственного конструктивного замысла в контексте реализации сказочного сюжета.

Педагогическая задача. Развитие у детей умения подбирать условно-символические заместители для персонажей сказки из деталей строителя, планировать с их помощью последовательность событий сказки и воспроизводить в постройках обстановку сказки и разыгрывать с помощью «персонажей» эпизода сказки по составленному (совместно с воспитателем) наглядному плану.

Материал. Демонстрационный: доска с мелом или фланелеграф и плоскостные геометрические фигурки разной формы. Раздаточный: по выбору детей.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель вместе с детьми вспоминает содержание выбранной для занятия сказки. Дети называют персонажей сказки, описывают ее обстановку и события. Затем воспитатель предлагает составить на доске наглядный план разыгрывания сказки. Он поочередно приглашает к доске (фланелеграфу) детей, предложивших наиболее удачную форму символического замещения соответствующих эпизодов сказки. Каждый из них при этом объясняет, почему он выбрал дня этого эпизода именно такие заместители (графические изображения или плоские фигурки, их комбинации). С помощью вопросов  воспитатель направляет внимание детей не только на внешние особенности персонажей и ситуации, но и свойственные им черты характера, поведения и настроения.

Когда план будет составлен, дети попарно воспроизводят на своих столах более конкретную обстановку сказки и скомбинированные из 2-3 элементов фигурки персонажей. Воспитатель заранее советует детям договориться о том, как они будут при этом действовать. По окончании строительства каждая пара рассказывает один из эпизодов сказки.

Образовательная ситуация №№ 21- 22

(Конструирование по мотивам сказки «Гуси-лебеди»)

Образовательно-развивающая задача. Разработка собственного конструктивного замысла в контексте реализации сказочного сюжета.

Педагогическая задача. Развитие у детей умения: 1) подбирать соответствующий материал и составлять из него условно-символические заместители персонажей сказки, затем с их помощью разыгрывать ее отдельные эпизоды; 2) воспроизводить в постройках отдельные фрагменты обстановки сказки; 3) действовать по плану, представленному в наглядной форме (в виде последовательно расположенных схематических изображений эпизодов сказки).

Материал. Строительные детали по выбору детей, листы бумаги, цветные карандаши.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Занятие проводится поочередно с двумя подгруппами детей. Сначала осуществляется подготовка к разыгрыванию сказки, затем ее воспроизведение детьми. В соответствии с этим занятие может быть разделено на два. Ведущим является воспитатель. На первом занятии детям читают сказку и обсуждают ее содержание, выделяют события, действующих персонажей. Затем воспитатель помогает детям распределить между собой роли, отмечая при этом, что все роли для игры интересны. Он предлагает каждому нарисовать свой персонаж на листе бумаги. Затем на доске или фланелеграфе эти рисунки располагаются в той последовательности, которая соответствует развитию сюжета сказки. Воспитатель обозначает стрелкой направление движения событий сначала в одну сторону, потом в обратную. При составлении этого наглядного плана и его повторном рассматривании дети вспоминают ход событий сказки, характеризуют персонажей. Воспитатель предлагает подумать о том, можно ли с помощью строительных деталей показать все, что происходило в сказке, как и из каких деталей можно построить печку, яблоню или молочную речку и кисельные берега, изобразить детей или гусей- лебедей и т.д. Приглашает их пофантазировать. На этом подготовку к разыгрыванию сказки можно закончить.

На следующем занятии воспитатель с помощью детей воспроизводит на доске (фланелеграфе) из рисунков план действий, соответствующий сюжету сказки. Затем предлагает детям нос произвести из деталей строителя образ своего персонажа (найти соответствующие заместители и составить из них либо условно-символическую фигуру Маши, се подруг, Вани» родителей, Бабы-Яги, гусей-лебедей, либо постройки домов, печки, яблони, речки), расположить их или на столах, или на полу, занять свои места. Затем (пазка разыгрывается. Воспитатель читает сказку (от автора), а дети, ответственные за персонажи, изображают соответствующие эпизоды, показывают действия героев и воспроизводят их слова. Маша, Ваня, гуси-лебеди могут перемещаться вместе со своими фигурками, а остальные персонажи могут менять свою конструкцию в зависимости от изображаемого отношения к Маше и ее поведению: яблоня может сдвигать ветки, чтобы «спрятать» детей, печка — закрывать заслонку, речка — менять форму берега и т.д. Дети, не принимающие участия в непосредственном разыгрывании сказки, выступают в качестве зрителей, а при повторном разыгрывании — в качестве персонажей.

Образовательная ситуация № 23

(Конкретизация общей схемы в процессе конструирования грузовых

Машин)

Образовательно-развивающая задача. Овладение способом изображения обобщенной схемы объекта и преобразования ее в расчлененную схему конструкции.

Педагогическая задача. 1. Обучение детей составлению обобщенной графической модели на основе выделения в реальных предметах (два вида игрушечных грузовых машин) функционально идентичных частей. 2. Обучение сопоставлению общей схемы предметов с конкретными образцами их конструкции. 3. Ознакомление с приемами изменения общей схемы (ее расчленение, дополнение, детализация), ее конкретизации.

Материал. Демонстрационный: игрушечные грузовые машины и два варианта их конструкции из деталей строителя. Раздаточный: два варианта наборов строительных деталей (по одному каждому ребенку). Первый набор включает 1 пластину, 2 кирпичика средней длины, 2 бруска, 1 кубик, 2 маленьких брусочка, 2 цилиндра и 2 маленьких конуса (для фар). Второй набор состоит из 1 большой и 1 маленькой пластины, 8 мелких кирпичиков, кубов разной величины, 2 цилиндров для колес и 2 для фар.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

1. Заранее строятся два варианта конструкции грузовых машин и закрываются ширмой. Для анализа строения машин детям предлагают хорошо и детально выполненные игрушки. 2. На основе выделения в реальных предметах (игрушечных грузовичках) основных функциональных частей машины дети самостоятельно составляют общую схему грузовой машины. Последовательность действий по составлению схемы может быть предложена детям в словесной форме. Она дается либо целиком, либо пошагово в зависимости оттого, как ее берут дети. 3. Показ конкретных образцов конструкции грузовой машины. Внесение в общую схему уточнений, отражающих строение одного из образцов. (Можно предложить детям создать две общие схемы и в каждую внести свои уточнения). 4. После того, как схемы будут конкретизированы, дети строят тот вариант конструкции, для которого у них есть строительный материал.

Образовательная ситуация № 24

(Конструирование военных машин — составление и конкретизация

обобщенной схемы предметов)

Образовательно-развивающая задача. Овладение способом изображения обобщенной схемы объекта и преобразования ее в расчлененную схему конструкции, конструирование по изображенной схеме.

Педагогическая задача. Обучение детей: 1) выделению в группе предметов общих функциональных частей, изображению этих частей на схеме; 2) внесению в общую схему военной машины дополнений, соответствующих частным особенностям конструкции машин определенного назначения; 3) созданию конструкции машин по самостоятельно составленной и дополненной схеме и проверка правильности работы с помощью конкретного образца постройки; 4) использованию в процессе организации работы словесно сформулированного плана действий.

Материал. Раздаточный: три разных набора строительных деталей ню одному на каждого ребенка). В каждый набор входят 4 цилиндра,

1 пластины (прямоугольная и квадратная), 1 полукуб, 2 треугольные призмы, I усеченная призма или кубик с прорезью. Кроме того, дается дополнительный материал для постройки прожектора, ящика для I нарядов или зенитки. Листы бумаги и 2 карандаша на каждого ребенка.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

I Воспитатель показывает детям три военные машины. Просит найти в них части, имеющие одинаковое назначение, назвать их. Спрашивает, чем машины отличаются друг от друга. Подчеркивает важность фактурных различий. 2. Затем предлагает нарисовать общую для всех машин схему строения. Лучше всего их общие части видны сбоку, поэтому и на схеме лучше всего нарисовать вид машин сбоку. 3. После того, как дети нарисуют общую схему, воспитатель ставит перед ними свой образец такой схемы и просит детей по нему проверить свои изображения, исправить ошибки или нарисовать схему заново по готовому графическому образцу. 4. Затем детям предлагают посмотреть на свой строительный материал и определить, какого вида машину они смогут из него построить. Специально следует обратить их внимание на специфические части конструкции, соответствующие их узкому назначению. Детям предлагают красным карандашом пополнить общие схемы изображением специальных частей машины (прожектора — кружком, ящика со снарядами — узким прямоугольником, пушки — в виде полоски и прямоугольника). Можно предложить одному из детей показать на общей схеме, где должны быть помещены дополнительные изображения. 5. Затем дети строят свои машины, пользуясь уже готовыми схемами. Готовую постройку сверяют с конкретным образцом, изготовленным воспи- I отелем. 6. Когда работы будут уточнены можно предложить детям посмотреть, как выглядят их машины спереди и зарисовать вид машины спереди в виде схемы. Желающие могут составить схему — вид машины сверху.

Образовательная ситуация № 25

(Конструирование трамвая по схемам

«вид сбоку» и «вид спереди»)

Образовательно-развивающая задача. Овладение способом изображения обобщенной схемы объекта и преобразования ее в расчлененную схему конструкции, конструирование по изображенной схеме.

Педагогическая задача. 1. Продолжать обучение детей составлению и использованию в процессе конструирования схематических изображений предметов с разных позиций. 2. Закрепление умения выделять на схемах основные структурные части предмета, определять их назначение. 3. Отработка у детей умения вносить в общую схему предмета дополнения, изображающие особенности конструкции каждого конкретного образца.

Материал. Демонстрационный: два образца конструкции трамвая, общая схема трамвая (вид сбоку и вид спереди), картина, изображающая конкретный трамвай. Раздаточный: изображения трамвая с двух сторон (вид спереди и вид сбоку), набор деталей строителя, пригодный для воспроизведения одного из двух конкретных образцов конструкции трамвая, цветной карандаш.

 

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

1.    Рассмотреть изображение трамвая на картине, выделяя в нем основные функциональные части предмета. То же самое проделать при рассматривании схематических изображений трамвая с двух сторон.

2.    Рассмотреть конкретные образцы построек (или расчлененные схематические изображения конструкции трамвая), выделить, назвать и описать пространственное положение элементов конструкции.

3.    Внести уточнения в общие схемы (показать, из каких деталей трамвай постр


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.