Развитие элементов логического — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Развитие элементов логического

2021-06-01 54
Развитие элементов логического 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЫШЛЕНИЯ

Образовательная ситуация № 1

Образовательно-развивающая задача. Знакомство с сериационными отношениями; освоение действия сравнения двух ряда» объектов, выстроенных по принципу систематического убываний признака (величина, размер).

Педагогическая задача. Обучение детей выделению признан, общего для различных животных, использованию заместителей как объектов, отражающих выделенный признак и моделей - как объектом, изображающих закономерность изменения признака (уменьшение).

Материал. Раздаточный: 5 карточек с изображениями зверей (слона, бегемота, волка, зайца, белки) и 5 квадратиков разной величины («домики» для животных).

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации Воспитатель вспоминает вместе с детьми, какие существуют  животные. Поощряет все ответы о местах обитания, внешнем виде, питании и др. Однако в итоге делает вывод, что все животные разного размера.

Предлагает детям рассмотреть животных на картинках и разложить их в ряд по порядку: «Первым будет слон. А кто будет следующим за слоном? (Если дети затрудняются в выборе животного, можно помогать им вопросами: Почему первым у нас стоит слон?.. Потому что он среди животных самый большой)... А следующий?..» Бегемот и т. д. Дети  у себя на столах (в верхней части) выкладывают картинки в последовательности, соответствующей уменьшению размера животных — от самого большого (слона) до самого маленького (белки).

После этого воспитатель говорит детям, что квадратики будут домиками для животных, обращает их внимание на то, что квадраты разные («Есть домики побольше, есть домики поменьше»), и предлагает выстроить и домики для зверей по порядку.

Затем дети «расселяют» зверей в подходящие для них домики и проводят соотнесение одного ряда объектов с другим («В каком домике будет жить слон?.. Какой домик подойдет бегемоту?.. А зайчику?)  выбирают соответствующий размеру  животного квадрат и накладывают на него картинку с изображением этого животного.

После этого животные «уходят погулять» — картинки с их изображениями выкладываются по порядку в стороне от «домов».

Воспитатель, показывая в случайной последовательности «домики» квадраты, предлагает детям угадать, кто из животных живет в нем.

 

 

Образовательная ситуация № 2

Образовательно-развивающая задача. Овладение действием построения из заместителей сериационного ряда величин; освоение действий использования сериационного ряда в качестве модели сериационных отношений между наглядно представленными объектами.

Педагогическая задача. Обучение детей выделению признака, общего для предметов различных видов транспорта, обучение их пользованию заместителей как объектов, отражающих выделенный признак, и моделей - как объектов, изображающих закономерность Вменения признака (уменьшение).

Материал. Демонстрационный: 7 полосок разной длины, карточки с изображением самолета, легковой машины, поезда, грузовика, парохода, трамвая, лодки.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель вспоминает вместе с детьми как можно передвигаться, чтобы попасть из одного места в другое, какой для этого существует транспорт. Поощряет все ответы детей. Однако в итоге делает вывод, что все предметы движутся с разной скоростью.

Далее дети на доске раскладывают карточки с изображениями вида транспорта по скорости их передвижения — от «самого быстрого» до «самого медленного» и сравнивают эти виды транспорта по скорости, отвечая на вопросы воспитателя («Какой транспорт самый быстрый?..», «А теперь какой самый быстрый?..»). После этого, дети выпирают карточки с изображением оставшихся видов транспорта и т.д.

Затем воспитатель показывает детям полоски разной длины и помогает найти способ разложить эти полоски таким образом, чтобы ими можно было заменить карточки с изображениями видов транспорта: самолета, легковой машины, поезда и т.д. Если дети не смогли найти такой способ, воспитатель помогает им вопросами

(«Какой полоской можно заменить самый быстрый вид транспорта - самолет?.. А какой полоской — самый медленный?.. Какую полоску  можно взять вместо легковой машины?» и т.д.). На доске выстраивается ряд полосок, убывающих по длине, параллельно ряд карточек с изображениями видов транспорта, расположенных по принципу уменьшения скорости их передвижения. Воспитатель обращает внимание детей на полученные на доске ряды: «Почему длинная полоска может заменить карточку с самолетом?.. Правильно! самолет самый быстрый, а полоска рядом с ним — самая длинная. Почему рядом с легковой машиной мы положили эту полоску? (Воспитатель показывает вторую по величине полоску). Да, автомобиль не такой быстрый, как самолет, но быстрее остальных видов транспорта, поэтому полоска здесь меньше той, которой можно заменить самолет. А почему карточку с лодкой мы можем заменить этой полоской (воспитатель показывает самую маленькую полоску соответствующую скорости передвижения лодки)?.. Правильно, лодка — самый медленный вид транспорта, а полоска — самая короткая» и т.д. Ряд из карточек с изображениями видов транспорта закрывает (карточки заменили полосками).

После этого дети сравнивают виды транспорта по скорости передвижения, отвечая на вопросы воспитателя (при этом вида транспорта не называются, а показываются лишь полоски, обозначающие их): «На чем можно быстрее добраться из одного города в другой?» или «Какой транспорт быстрее?» (воспитатель показывает полоски, замещающие легковую машину и грузовик или самолет и пароход и т.д. Неуверенным в ответе детям можно предложить проверить себя, приоткрыв ряд с карточками и сопоставив длины полосок и скорость передвижения видов транспорта.

Примечание. Для более слабой подгруппы количество видов(транспорта можно сократить до 4—5.

Образовательная ситуация № 3

Образовательно-развивающая задача. Овладение действиями построения из заместителей сериационного ряда величин; освоения действий по использованию сериационного ряда в качестве модели сериационных отношений наглядно представленных объектов.

Педагогическая задача. Обучение детей выделению признака, объединяющего различных бабочек, выстраиванию их в ряд по мере уменьшения этого признака с опорой на заместители, обучение использованию заместителей как объектов, отражающих выделенный признак так и моделей - как объектов, изображающих закономерность изменения признака (уменьшение).

Материал. Демонстрационный '. 5 карточек с изображением разных по яркости бабочек. Раздаточный: 5 кружков разной величины, лист с условно обозначенными лесом и поляной, на поляне — схематическое изображение цветов (ромашки, колокольчика; василька, одуванчика), елочки.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Дети рассматривают бабочек и, сравнивая их по яркости окраски, выстраивают на доске ряд — от самой яркой, красивой бабочки до мои некрасивой (дети договариваются о том, что красота бабочки это кость окраски ее крыльев). У себя на столах дети выкладывают ряд кружков (убывающих по величине), которыми можно заменить изображения бабочек: самая красивая — самый большой кружок; (снующая «по красоте» бабочка — второй по величине кружок и т.д.

Затем воспитатель рассказывает детям о том, что бабочки летали на поляне около леса, устали и сели отдохнуть. У каждого ребенка своя поляна (воспитатель объясняет условные обозначения на листе) и бабочки могут сесть там, куда он их «посадит». Дети раскладывают кружки на условные обозначения па листах, а затем рассказывают, где разместились на их поляне «самая красивая» бабочка; бабочка, которая лучше только «самой некрасивой», «самая некрасивая» и т.д.

Примечание. В слабой подгруппе можно сократить количество бабочек до 3—4 или «рассаживать» бабочек под диктант (картинки с сражениями бабочек в соответствии с диктантом перекладываются трону в сериационной последовательности): «самая красивая» бабочка села отдохнуть на ромашку; «самая некрасивая» — на василек; «самая красивая из оставшихся — на елочку; «самая некрасивая» из тех, что остались — на одуванчик; последняя — на колокольчик.

Образовательная ситуация № 4

Образовательно-развивающая задача. Развитие представлений о сериационных отношениях между объектами; освоение действий по использованию модели сериационных отношений между объектами.

Педагогическая задача. Обучение детей выделению признака, общего для воды разной температуры, обучение использованию заместителей как объектов, отражающих выделенный признак и моделей - как объектов, изображающих закономерность изменений признака (уменьшение).

Материал. Демонстрационный: 5 кружков разной величины фланелеграф. Раздаточный: лист бумаги, разделенный на 5 столбцом, к верхней части каждого столбца — круг определенного размера (круги последовательно уменьшаются по величине). Для работы у доски и для каждого ребенка — набор карточек с изображениями заварочным чайника, тарелки, маленького ребенка (малыша), комнатного растения (цветок в горшочке), кружки, окна.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации Воспитатель рассказывает детям историю о том, как одна забывчивая хозяйка приготовила в кастрюлях воду, которая по-разному нагрета. В этой кастрюле (воспитатель показывает самый большой кружок) кипяток, а в этой (показывает на самый маленький кружок) — вода из холодильника, очень холодная. Только эта хозяйка забыла, какой водой что можно делать. А сделать ей нужно много: вымыть окна (воспитатель показывает карточку с изображением окна и оставляет её на фланелеграфе), посуду (карточку с изображением тарелки оставляет  на фланелеграфе), заварить чай (карточку с изображением заварочного чайника), искупать малыша (карточка с изображением маленького ребенка), остудить в кружке компот (изображение кружки) и полить цветы (изображение комнатного растения). Разложите у себя на листочках с кружками картинки так, чтобы забывчивая хозяйка знала, какой водой что можно «делать». Дети выкладывают карточки на свои листочки под нужные кружки. Допустимы различные варианты  правильного распределения картинок (от самого большого кружка к самому маленькому): 

Заварочный чайник,         Посуда,                          Малыш,    Цветок,                    Компот

                                           окно                      посуда,   окно,

                                                                              окно     компот

 

 

Образовательная ситуация № 5

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями.

Педагогическая задача. Обучение детей установлению соотношения объектов по определенному признаку (высота полета).

Материал. Раздаточный: карточки с изображением ракеты, монета, птицы, бабочки.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассмотреть картинки и найти: 1) то, что выше всего летает; 2) то, что летает выше бабочки и ниже самолета; 3) то, что летает ниже всего; 4) то, что летает ниже самолета; 5) то, что летает выше самолета; 6) то, что летает ниже ракеты, но выше бабочки.

Образовательная ситуация № 6

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий по построению сериационного ряда и использования его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между Сектами.

Педагогическая задача. Обучение детей построению и использованию сериационного ряда для установления отношений между объектами.

Материал. Демонстрационный: два набора по 5 карточек с обряжениями цветов: 1 — лилии, пионы, ромашки, гладиолусы, гвоздики; 2 — хризантемы, нарциссы, астры, тюльпаны, лилии. Раздаточный: 5 кружков разной величины, карточки с изображениями цветов (роз, гвоздик, тюльпанов, ромашек, нарциссов).

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель показывает детям куклу Таню и говорит, что Таня просит помочь детей выбрать цветы ко дню рождения ее мамы. Она знает, какие цветы нравятся ее маме: «Изо всех цветов больше всего маме нравятся розы, а меньше всего — нарциссы. Меньше чем розы, но больше всех других цветов нравятся гвоздики. Больше, чем нарциссы, но меньше остальных цветов нравятся ромашки. Тюльпаны нравятся меньше гвоздик, но больше ромашек». Воспитатель говорит детям, что в магазине много разных цветов, Тане одной будет трудно выбрать букет. А дети смогут сделать подсказку, чтобы выбрать цветы, которые понравятся Таниной маме. «Как можно сделать такую подсказку?.. Нам помогут кружки и карточки с цветами... А как?.. Самый большой кружок будет обозначать самые любимые мамины цветы, самый маленький кружок — цветы, которые меньше всего нравятся Таниной маме и т.д.

Дети выстраивают кружки в ряд по величине. Воспитатель повторяет «рассказ» куклы о цветах, которые нравятся ее маме, а дети выбирают по ходу рассказа карточку с изображением цветов и выкладывают ее на нужный кружок.

Воспитатель рассказывает, что было в цветочных магазинах: «В первом магазине продавали такие цветы (на доске открывается первый набор карточек), а в другом — такие (открывается второй набор)». Дети ориентируются по выложенному на столиках ряду и «дают совет» кукле (пойти в первый магазин и купить гвоздики или во второй — купить тюльпаны).

Затем воспитатель говорит, что прошло некоторое время, и в первом магазине уже продали все гвоздики и лилии (картинки с изображениями этих цветов снимаются с доски), а во втором — астры и тюльпаны (картинки также убираются). Как теперь поступить кукле Тане? Дети снова «дают совет» кукле, ориентируясь на сериационные ряды на своих столах (купить в первом магазине ромашки). Воспитатель предлагает детям нарисовать букет из тех цветов, которые купила кукла Таня своей маме. В заключение рассматриваются получившиеся букеты из цветов, которые нравятся маме куклы Тани и которые купила кукла в магазине.

           

Образовательная ситуация № 7

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий по построению сериационного ряда и использования его в качестве модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами.

Педагогическая задача. Обучение детей построению и использованию сериационного ряда для установления отношений между объектами.

Материал. Демонстрационный: 5 разноцветных силуэтов птиц (синий, желтый, коричневый, зеленый, красный).

Раздаточный: 5 полосок разной длины, цветные карандаши (синий, желтый, коричневый, зеленый, красный).

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Воспитатель рассказывает о том, что детей пригласили стать судьями на конкурсе пения среди птиц. Помогут им в этом важном деле полоски, которые будут обозначать участников конкурса, и цветные карандаши. Воспитатель спрашивает детей, как могут помочь полоски: самая большая полоска будет обозначать победителя; полоска, которая чуть меньше самой большой — занявшего второе место, самая маленькая полоска — занявшего последнее место и т.д.

В конкурсе принимают участие пять птиц: синяя, желтая, коричневая, зеленая, красная (одновременно воспитатель показывает силуэт птицы). Воспитатель рассказывает, как выступили «конкурсанты»: «Синяя птица поет лучше всех. Желтая — лучше всех, кроме синей. Коричневая поет хуже всех. Зеленая — лучше коричневой, но хуже всех остальных. Красная поет хуже желтой и синей, но лучше коричневой и зеленой». По ходу называния воспитателем качества пения птиц дети выбирают полоску подходящей длины, делают на ней «пометку» карандашом нужного цвета и выстраивают в сериационный ряд.

Затем начинается игра в конкурс: воспитатель попарно показывает детям силуэты «выступающих» птиц, а они определяют победителей (в паре), ориентируясь на выстроенный ими ряд полосок. В конце занятия дети «определяют» и «награждают» победителей — птиц, занявших первое, второе и третье места.

 

Образовательная ситуация № 8

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами («последовательный диктант»).

Педагогическая задача. Обучение детей построению и использованию сериационного ряда для установления отношений между объектами.

Материал. Демонстрационный: 5 карточек с изображениями лиц (одного размера) разных детей, доска, мел.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации

Воспитатель предлагает детям сравнить нарисованных ребят по возрасту (отличить изображения можно по каким-либо признакам: цвету волос, глаз, «веснушкам» и г.п. или их сочетаниям) и задаем сравнение по возрасту. Дети поочередно выходят к доске и под изображением названного персонажа черточкой определенной длины отображают его возраст. «Ребенок... (воспитатель описывает первого человечка) — самый старший среди них». Вышедший к доске ребенок под описанным изображением рисует черточку определенной длины (обозначает длиной линии возраст)... «Ребенок... (воспитатель описывает следующего, второго человечка) — младше первого, но старше остальных». Следующий вышедший к доске ребенок подбирает длину черточки так, чтобы она правильно отражала возраст описанного воспитателем персонажа (чертит линию короче первой)... «Ребенок... (воспитатель дает описание следующего, третьего персонажа) —! младше первых двух, но старше остальных». Другой ребенок под описанным изображением должен нарисовать черточку, которая бы отразила возраст персонажа, учитывая длину тех же нарисованных черточек (т.е. черточка должна быть меньше их). «Ребенок... (воспитатель описывает последнего человечка) самый маленький из всех». Ребенок у доски рисует маленькую полоску под последним изображением.

Затем воспитатель просит детей рассказать, какой по возрасту (относительно других) предпоследний человечек и как это можно отметить с помощью полоски. После этого воспитатель называет попарно двух персонажей (например, третьего и пятого, четвертого и второго и т.д.), а дети определяют, кто из них старше, сравнивая черточки под изображениями.

Образовательная ситуация № 9

ЧАСТЬ 1

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами.

Педагогическая задача. Обучение детей построению и использованию сериационного ряда для установления отношений между объектами.

Материал. Демонстрационный: 4 одинаковых схематичных изображения человека, мел. Раздаточный: лист бумаги, карандаш.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель «представляет» человечков (дает им имена) и под каждым схематичным изображением (они расположены в ряд) пишет начальную букву его имени. Дети вслед за воспитателем записывают на своих листах начальные буквы имен человечков (в строчку). Затем воспитатель говорит, что эти человечки не похожи друг на друга по характеру, но можно определить, кто из этих человечков самый веселый. Для этого воспитатель предлагает детям вспомнить, как на предыдущем занятии им помогли черточки, и дает сравнительное описание человечков: «Человечек... (называется имя четвертого) самый невеселый, самый грустный. Человечек... (называется имя третьего) веселее... (называется имя четвертого). Человечек... (называется имя второго) веселее... (называется имя третьего). Человечек... (называется имя первого) веселее (называется имя второго)». Вслед за описанием дети под буквой имени человечка должны нарисовать черточку определенной длины, обозначающую, насколько этот человечек веселый.

Дети выполняют задание на своих листочках. Затем ребенок, правильно выполнивший задание, объясняет и показывает у доски, почему он считает, что самый веселый человечек — первый.

ЧАСТЬ 2

Образовательно-развивающая задача. Знакомство детей с классификационными отношениями между понятиями; выявление умения детей устанавливать родовидовые отношения между понятиями.

Педагогическая задача. Ознакомление детей с классификационными отношениями: обобщение понятий, подбор объектов к определенному понятию.

Материал. Мяч.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Дети встают в круг. Воспитатель называет несколько слов, к которым можно подобрать общее название, дает мяч одному из детей и спрашивает, как можно назвать все одним словом (например, «Как можно назвать, одним словом: платье, рубашка, пальто, свитер?) Ребенок, у которого находится мяч, должен назвать это обобщающее слово («одежда»). Аналогичное задание дается другим детям, но е новыми словами.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть «наоборот»: дает мяч ребенку и называет обобщенное слово. Задача ребенка состоит и перечислении тех объектов, которые этим словом можно назвать («Что можно назвать словом «обувь»? Сапоги, тапки, кроссовки и т.д.»), Аналогичное задание дается другим детям с другими обобщенными понятиями.

Примечание. Можно не использовать мяч, а поощрять правильные варианты фишками и в конце занятия определить победителя.

Образовательная ситуация № 10

ЧАСТЬ 1

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами («диктант вразбивку»).

Педагогическая задача. Обучение детей построению и использованию сериационного ряда для установления отношении между объектами.

Материал. Демонстрационный: 5 карточек с изображениями человечков, доска, мел.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель говорит, что человечки, с которыми дети познакомились на прошлом занятии, любят заниматься спортом. Они приготовили загадку: «Попробуйте отгадать, кто из нас победит в соревнованиях, мо займет второе, а кто третье место».

Затем воспитатель рассказывает, указывая на человечков, кто как быстро бегает относительно других: средний, третий, человечек бегает лучше второго, но хуже четвертого; последний — быстрее четвертого, л первый бегает хуже второго. Ребенок, выходящий к доске, под изображением человечка рисует полоску соответствующей длины.

ЧАСТЬ 2

Образовательно-развивающая задача. Ознакомление с классификационными отношениями между понятиями, определение содержания понятий.

Педагогическая задача. Ознакомление детей с классификационными отношениями: обобщение понятий.

Материал. Демонстрационный: 5—6 карточек с изображением видов посуды (например, чашка, кастрюля, чайник, тарелка, стакан, сковорода и др.) и карточка с изображением животного; 2 обруча.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и спрашивает, есть ли такое слово, которым можно всех их назвать. Если нет, то Почему.

Если дети самостоятельно не нашли «лишнюю» картинку, то воспитатель предлагает найти «заблудившуюся» карточку. Выбираются две-три карточки с изображением посуды и подбирают слово, которым можно все эти предметы вместе назвать. Затем проверяется следующие картинки последовательно — можно ли изображенный предмет назвать еще и посудой.

Картинку с изображением животного откладывают в сторону и объясняют, почему эта картинка лишняя достаточно уточнить, можно ли изображенное на картинке животное назвать посудой. Приемлемыми будут ответы детей, что «это не посуда», «это животное», «это живое» и т.п., для оставшихся — подбирают обобщенное слово. Чтобы в посуду больше не попала другая неподходящая картинка, воспитатель предлагает поместить в один обруч посуду, а в другой, расположенный рядом, — картинку с изображением животного. Картинки в кругах называются обобщенными словами — «посуда» и «животные».

Если возникнут трудности с выделением животного из понятия посуда», можно спросить у детей, почему чашка, кастрюля, тарелка являются посудой. Дети, как правило, перечисляют различные признаки посуды - из нее пьют, в ней готовят и т.п. Итогом должно бьггь заключение, что о животном так сказать нельзя.

Образовательная ситуация № 11

ЧАСТЬ 1

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий по построению и использованию модели словесно обозначенных сериационных отношений между объектами.

Педагогическая задача. Обучение детей построению и использованию сериационного ряда для установления отношений между объектами.

Материал. Раздаточный. Карандаши красного, синего, оранжевого, желтого и фиолетового цвета; листок; кукла.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель говорит, что у куклы Тани есть загадка для детей. Однажды она посадила в горшочки цветы. Через некоторое время в каждом горшочке выросло по одному цветку; красный, синий, оранжевый, желтый и фиолетовый. Кукла просит отгадать, какой цветочек вырос больше, чем остальные, если синий цветок выше фиолетового, желтый — выше синего, оранжевый — выше желтого, а красный — выше оранжевого.

Дети у себя на листочках строят сериационный ряд из разноцветных линий и определяют, какого цвета самый большой цветок.

В слабой подгруппе можно предложить детям кружки разной величины (для построения сериационного ряда), на которых они буду! делать отметки карандашом соответствующего цвета.

ЧАСТЬ 2

Образовательно-развивающая задача. Ознакомление с классификационными отношениями между понятиями, определение содержания понятия.

Педагогическая задача. Ознакомление детей с классификационными отношениями: обобщение понятий.

Материал. См. ситуацию № 10, часть 2 и дополнительно: 2 карточки с изображением посуды (например, ложка и блюдце), 4-5 карточек с изображением животных.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель напоминает, что дети в прошлый раз разложили в круги- обручи карточки с посудой и животными, предлагает разместить другие картинки по кругам. Раскладывая карточки, дети объясняют, почему помещают их именно в этот круг.

Образовательная ситуация № 12

ЧАСТЬ 1

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями.

Педагогическая задача. Обучение детей построению и использованию сериационного ряда для установления отношений между объектами.

Материал. Демонстрационный: три заместителя (кружки или полоски) различной величины: большой, средний и маленький. Раздаточный: карандаш, лист бумаги.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Воспитатель предлагает детям отгадать несколько загадок (разрешается пользоваться карандашом и бумагой):

1)    У кого из девочек самые длинные косички, если у Кати косички короче, чем у Маши?

2)    Кто из мальчиков быстрее бегает, если Костя бегает медленнее Бори?

3)    Кто из детей самый высокий, если Женя выше Тани, а Таня выше Кирилла?

В случае затруднения воспитатель предлагает «разобрать» загадку па доске: а) обозначает с помощью начальных букв имена детей из загадки; б) под буквами расставляются или рисуются заместители (кружки или полоски) соответствующей величины; в) находится

«отгадка».

ЧАСТЬ 2

Образовательно-развивающая задача. Ознакомление с классификационными отношениями между понятиями, определение содержания понятий. •

Педагогическая задача. Ознакомление детей с классификационными отношениями: обобщение понятий, определение содержания понятия.

Материал. Карточки с изображением посуды и животных, разложенные в 2 обруча (см. ситуацию № 11); дополнительно 3—1 карточки с изображением животных. Животные, изображенные на всех картинках, подбираются таким образом, чтобы их можно было разделить на две группы: птицы и звери (млекопитающие).

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. Воспитатель обращает внимание детей на обручи и картинки в них, спрашивает, как можно назвать одним словом картинки, которые лежат в одном и другом круге. Затем воспитатель договаривается с детьми назвать круги словами: один (с картинками посуды) — «посуда», другой (с картинками животных) — «животные». Картинки с изображением посуды и обручи убираются, а картинки с изображением животных дополняются новыми.

Воспитатель с детьми рассматривает картинки с изображениями животных, решают, все ли животные одинаковые, можно ли их разделить на две группы. Если дети не находят решения, воспитатель начинает раскладывать картинки на 2 группы (отбирать птиц или зверей) и предлагает детям продолжить классификацию. Полученные группы дети называют, объясняют, почему выделяются именно эти 2 группы, а воспитатель предлагает поместить картинки в обручи, Затем воспитатель спрашивает, как теперь будут называться круги, почему.

Образовательная ситуация № 13

ЧАСТЬ 1

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями.

Педагогическая задача. Обучение детей построению и использованию сериационного ряда для установления отношений между объектами

Материал. Раздаточный: лист бумаги и карандаш.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку (можно предложить н качестве помощи бумагу и карандаш): «Кто из девочек старше всех, если Аня младше Оли, Оля младше Киры, Кира младше Светы?» и «Кто из мальчиков младше всех, если Петя старше Коли, Коля старше Димы, Дима старше Шуры?» 

В более слабой подгруппе можно всем детям предложить использовать бумагу и карандаш, чтобы отгадать загадки. Загадки предложить более простые: «Кто из девочек старше, если Аня младше (>ли, Оля младше Киры?» и «Кто из мальчиков младше всех, если Петя старше Коли, Коля старше Димы?»

ЧАСТЬ 2

Образовательно-развивающая задача. Ознакомление с графическим отображением классификационных отношений, сравнение понятий но их объемам.

     
 


Педагогическая задача. Ознакомление детей с классификационными отношениями, их графическим изображением. Сравнение понятий по объему на основе графического изображения.

Материал. 10-11 карточек с изображением животных (по 4-5 насекомых и 5-6 птиц).

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель спрашивает детей, кто изображен на картинках, и просит разделить их на две группы. Затем воспитатель мелом рисует одинаковые по величине круги («нет обручей»), в них размешает карточки, дети «называют» круги.

После этого воспитатель просит детей назвать одним словом обе I руппы («животные») и предлагает детям подумать, что и как можно нарисовать, чтобы было видно, что насекомые и птицы — это животные.

Затем дети сравнивают, кого больше — насекомых или животных, птиц или животных, используя круги.

В более слабой подгруппе воспитатель сам рисует большой круг (два меньших круга размещаются внутри него) и спрашивает: 1) как можно его назвать, если два меньших — «насекомые» и «птицы»; 2) почему круг, названный «животные», большой, а два других — меньше; 3) кого больше — насекомых или животных, птиц или животных.

Образовательная ситуация № 14

ЧАСТЬ 1

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями. 

Педагогическая задача. Обучение детей построению и использованию во внутреннем плане сериационного ряда для установления отношений между объектами.

Материал. Игрушечные зайчик, медведь и собака; три мяча разной величины.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель говорит, что на это занятие загадку принесли три зверьки, показывает игрушки — зайчика, мишку и собачку и рассаживает их «спиной» к детям, «отворачивает» игрушки от детей. У каждого из них по мячу. Детям предлагается отгадать, у кого самый большой мяч, а у кого самый маленький. Воспитатель сообщает подсказку: у мишки мяч меньше, чем у зайчика, а у собачки — меньше, чем у мишки.

Затем воспитатель рассаживает игрушки в другом порядке — например, собачка, зайчик и мишка. Соответственно изменяется и подсказка: у зайчика мяч меньше, чем у собачки, у мишки — меньше, чем у зайчика.

После этого воспитатель вновь переставляет игрушки: зайчик, собачка и мишка. Другой становится и подсказка: теперь у собачки мяч больше, чем у зайчика; а у мишки — больше, чем у собачки.

Дети, правильно определившие, у кого из зверьков самый большой, а у кого самый маленький мяч, получают фишки.

ЧАСТЬ 2

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий графического построения модели классификационных отношений между понятиями, сравнение понятий по объемам.

Педагогическая задача. Обучение детей графическому изображению классификационных отношений между понятиями, сравнению понятий по объему на основе графического изображения.

Материал. По 4-5 карточек с изображением разных видов одежды и обуви, листы бумаги, карандаши.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации. После того, как рассмотрены картинки, воспитатель просит детей разделить их на группы и назвать. Затем с помощью вопросов взрослого дети сравнивают понятия «одежда» и «обувь» по объему и обозначают их с помощью кругов одного размера. Воспитатель спрашивает, можно ли нарисовать больший круг, чтобы полученные круги оказались внутри. Если «нет», то почему. Если «да», то как будет называться круг, что он будет обозначать.

Образовательная ситуация № 15

ЧАСТЬ 1 (диагностическая)

Образовательно-развивающая задача. Освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями.

Педагогическая задача. Выявление уровня овладения детьми сериационными отношениями между объектами.

Материал. Карточки с изображением шубы, зимнего пальто и теплой куртки.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель предлагает детям помочь мальчику (или девочке, в зависимости от подобранных картинок с одеждой) выбрать одежду, в которой он не замерзнет на улице в сильный мороз. У этого мальчика (или девочки) есть пальто, шуба и теплая куртка: в шубе теплее, чем в куртке; в пальто теплее, чем в шубе. Что лучше надеть мальчику (или девочке) на улицу? Каждый ребенок сообщает воспитателю свой ответ так, чтобы никто не слышал. Если есть дети, которые не справились с зад


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.