Упражнения на обогащение словарного запаса. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Упражнения на обогащение словарного запаса.

2021-06-01 29
Упражнения на обогащение словарного запаса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Упражнения на обогащение словарного запаса.

Инструкция ребенку: «Назови предметы посуды (мебели или перечисли названия овощей, цветов и т. п.)».
Важно, чтобы ребенок называл и существительные, и глаголы, и прилагательные. Вы ему можете помочь: «Давай играть, кто подберет больше слов на тему „Транспорт“ (или к слову „машина“)».
• Для закрепления в пассивном и активном словаре обобщающих понятий полезно познакомить детей со стихотворениями, в которых перечисляется несколько предметов, соответствующих названному обобщенному понятию.

Каких ты знаешь птиц? Галок, скворцов, уток, синиц, Дятлов, дроздов, сорок и ворон — Птицы летят к нам с разных сторон. Я знаю кукушек, грачей, голубей И сов, и орлов, и еще журавлей. Известны мне чайки, стрижи, воробьи, Прекрасные лебеди и соловьи. К птицам относятся гуси, павлины, Аисты, ласточки, но не дельфины. Мебель, давай, перечислим мы вместе: Сервант и тумбочка, мягкое кресло, Шкаф и диван, стол и кровать... Что ты еще можешь назвать? Ты знаешь, какая бывает посуда? И как без нее нам приходится туго? Попробуй поесть без тарелки и ложки... Без миски никак не накормишь и кошки! Кофейники, чайники, чашки, стаканы — О них вспоминаем мы утречком рано. Кастрюли, салатницы, вилки, ножи... Всегда всю посуду в порядке держи!

И в завершение можно у ребенка спросить: «А теперь назови, какая у нас есть посуда, мебель. Перечисли, каких ты знаешь птиц?»
• Для формирования у ребенка обобщающих понятий важно научить его объединять предметы в однородную группу по их назначению, функции, которую они выполняют в жизни человека и т. д. Результаты группировки закрепляются обобщающими словами: животные, мебель, посуда, одежда, обувь, птицы и др. Работу в этом направлении хорошо проиллюстрирует задание на выделение лишнего предмета:

Давай-ка подумаем, что же здесь лишнее: Картофель, пила, огурец, помидор... Три из картинок подружатся с пищею, А для четвертой подходит топор. Решим и другую задачу на лишнее: Клубника, малина, черника и кот... Какие картинки подружатся с вишнею? Какая с животными в дружбе живет? А дальше найдем мы хороших друзей Для кресла, жука и столовых ножей...

В продолжении ребенок называет мебель, насекомых, посуду и т. д.
• Для речевого развития, расширения словарного запаса детей познакомьте их с многозначными словами, объясните, что одно и то же слово может иметь несколько значений: листок — бумаги, дерева, тетрадки; ручка — у кружки, кувшина, двери, ребенка; дно — у реки, моря, кастрюли, стакана и др. Или предложите ребенку пары слов, в которых надо установить, является ли один из названных объектов частью другого или нет: дом — крыша, ложка — тарелка, хлеб — крошка, стол — ножка, тетрадь — книга.

Упражнение на развитие внимания, навыков звуко-буквенного анализа.

Инструкция ребенку: «Я буду называть слово по звукам. Слово будет обозначать предмет, который ты должен найти на картинке или показать его в комнате (на улице)».
к-о-т = кот
с-т-о-л = стол
р-ы-б-а = рыба
Можно так, по звукам, проговорить любое слово. Ребенок должен отгадать его. А потом поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он теперь произносит слово по звукам, а вы отгадываете: «А теперь ты загадай мне какое-нибудь слово».

Упражнение на отработку слитного чтения и развития речи.

Инструкция ребенку: «Составь из слогов слово и придумай с ним предложение».

Со- ва ня ки Ла- па ма рец Го- лос род лод Ба Ва Ко -за

Уточните с ребенком значение получившихся слов.

Упражнение на развитие логического мышления.

Инструкция ребенку: «Послушай, повтори и объясни разницу в словах».

Автобус шел по дороге. Человек шел в гости. Вова перенес тяжелую ангину. Петя перенес груз через дорогу.

Игры на развитие внимания и памяти.

Игра 1.

В произвольном порядке разложите на столе 5—7 предметов (или картинок). Ребенку (или группе детей) предложите их рассмотреть (примерно 10 с). Затем, отвернувшись от стола, ребенок должен назвать предметы в заданной последовательности.
Варианты игр:
• в момент рассматривания предметов (или картинок) ребенок может проговаривать их названия;
• после просмотра предметов ребенком поменять их местами, чтобы он потом вспомнил и восстановил их в прежней последовательности;
• после того как ребенок рассмотрел предметы (или картинки) и отвернулся, убрать (или добавить) один предмет (или картинку) для того, чтобы он смог определить, какие изменения произошли.

Игра 2.

Покажите ребенку 5—6 предметов, затем, когда ребенок отвернется или выйдет, разложите их в разных местах, доступных взору, чтобы он смог найти эти предметы. Игра может сопровождаться оречевлением ребенком своих действий («Я вижу...», «Я нашел...» и т. д.) или без него, что значительно труднее.

Занятие 2

Игра 1.

Положите один на другой 7—8 предметов. Предложите ребенку назвать их снизу вверх и сверху вниз. Рассмотрев предметы (20—30 с), ребенок должен отвернуться и назвать их в той же последовательности, указывая расположение одних предметов по отношению к другим: карандаш на книге, книга под карандашом.

Игра 2.

После предыдущей игры, больше не предъявляя эти предметы, предложите ребенку назвать, какого они цвета, из чего сделаны, как используются (для чего нужны).
Инструкция ребенку: «Запомни и повтори считалочку»:

Три гуся летят над нами, Три других — над облаками, Два спустились за ручей, Сколько было всех гусей?

В процессе запоминания считалочки ребенку поможет рисунок, обозначение количества гусей спичками, пуговицами, пересчет пальцами.

Зрительный диктант.

Дайте ребенку прочитать один раз слово (предложение), затем закройте его и попросите написать это слово (предложение). После этого попросите ребенка прочитать про себя написанное им слово (предложение), исправить ошибки, если они есть. Затем покажите ребенку следующее слово (предложение) и опять проведите работу в той же последовательности. В заключение вы проверяете диктант из 4—5 слов (предложений), записываете количество ошибок и ставите отметку, но только в том случае, если она положительная.
Например: Это кот. Красная роза. Белый снег. Дети идут.
Не забывайте после каждого занятия отметить успехи ребенка, похвалить его.

Занятие 3

Слуховой диктант.

Инструкция ребенку: «Будь очень внимателен. Сейчас ты запишешь несколько слов (или предложений, это зависит от уровня готовности ребенка), и все они будут написаны тобой без ошибок. Писать ты будешь по волшебной системе, как в сказке. Я произнесу слово (предложение) только один раз, затем ты его повторишь, а потом запишешь». Если письмом ребенок пока не владеет, можно предложение печатать печатными буквами или складывать из разрезной азбуки.

Маша шла по улице. Летел шар. Деревья весело качались.

Игра 1.

Инструкция ребенку: «Расставь буквы в соответствии с цифрами, т. е. напиши рядом с каждой цифрой ту букву, которая стоит в образце».
Вы даете образец:

3 2 8 8 4 2 5
1 8 7 2 6 3 3

Количество цифр в рядах необходимо постепенно увеличивать до 10—15, a количество рядов — до 6—7.

Игра 2.

Покажите ребенку 6—7 цветных карандашей (20 сек), убрав их, предложите ему перечислить карандаши в предъявленной ранее последовательности.

Игра 3.

Предложите ребенку, посмотрев вокруг 15—20 секунд, найти предметы одного цвета (одной формы), назвать их. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей (в данном случае выигрывает тот из детей, кто назовет последний предмет).

Занятие 4

Зрительный диктант.

Предъявите ребенку образец написания нескольких слов (предложений), на который наложите непрозрачный лист бумаги так, чтобы было видно одно лишь слово (предложение). Ребенок в течение нескольких секунд читает и запоминает его. Затем закройте листом бумаги данное слово, а ребенок по памяти пусть запишет его в тетрадь, диктуя себе по слогам. Проверьте написанное ребенком и после этого также повторите работу со следующим словом или предложением.
Зрительный и слуховой диктанты целесообразно проводить на каждом занятии, чередуя их. Систематическое выполнение подобных упражнений стимулирует навыки орфографически грамотного письма.

Идет дождь. Роза цветет.
Мышка бежит. Девочка читает.

Занятие 5

Слуховой диктант.

Инструкция ребенку: «Внимательно послушай предложение, повтори его, напиши и проверь написанное».
Вы произносите предложение, ребенок за вами повторяет его и записывает, медленно проговаривая по слогам. Записывать он может не только ручкой в тетради, но и палочкой в воздухе, пальцем на ладони.
Например: Течет река. Солнце светит. На улице жарко. Дети загорают.

Игра 1.

Постройте детей в шеренгу из 5—6 человек. Выберите ведущего, который должен посмотреть на строй в течение 40—50 секунд, затем, отвернувшись, перечислить, кто за кем стоит (кто перед кем стоит).
Вариант: дети меняются местами (2—3 человека или все), а ведущему надо по памяти восстановить шеренгу.

Игра 2.

В игре могут участвовать до 6 человек. Выберите ведущего. Каждый из стоящих детей должен принять какую-то позу. Ведущий, внимательно рассмотрев позы, должен воспроизвести некоторые из них или все. Остальные дети оценивают правильность воспроизведения позы ведущим.
Варианты игры: «Иголка и нитка» — ведущий точно повторяет движения (действия) каждого игрока в отдельности.

Занятие 6

Игра 1.

Ребенок называет что-либо из окружающих предметов, рассказывает об этом предмете, называет его цвет, определяет, на какой звук начинается слово (постепенно усложняйте условия игры: определить последний звук в слове, количество слогов и т. д.).

Игра 2.

Для этой игры вам понадобятся картинки, разрезанные вертикально (или горизонтально) на несколько частей. Предложите ребенку сложить эти части так, чтобы получилось целостное изображение. Постепенно увеличивайте количество частей: от горизонтальных и вертикальных разрезов переходите к работе с 10—15 неравными частями разной формы.
Варианты: сложить из предложенных вперемешку частей две разные картинки. А если их разрезать вертикально на столько частей, сколько слогов в слове, это поможет закрепить навык воспроизведения слоговой структуры многосложных слов.

Занятие 7

Игра 1.

Попросите ребенка выполнить с закрытыми глазами какое-то знакомое действие (постелить постель, подмести пол).

Игра 2.

Предъявите детям до 10 предметов, дайте им рассмотреть их, предупредив, что про эти предметы будут заданы разные вопросы (например: какого цвета сумка, что сделано из стекла, что вышито на салфетке и т. д.). Дети должны ответить на все вопросы про рассмотренные ими предметы.
Важно, чтобы ребенок не только отвечал на вопросы, но и сам задавал их. Поменяйтесь с ребенком ролями.

Занятие 8

Игра 1.

Начертите на земле (или мелом на линолеуме) круг (квадрат, треугольник), предложите ребенку пройти по контуру фигуры сначала с открытыми глазами, а затем с закрытыми глазами.
Вариант: «Ходьба по буквам» — ребенок или группа детей цепочкой идут по написанной букве, затем без рисунка по заданию педагога (или родителей) проходят «как если бы было написано», затем сами задумывают букву и «проходят ее».
Упражнение поможет закрепить в зрительном восприятии детей графический облик буквы.

Игра 2.

Предложите ребенку с завязанными глазами подойти к доске, взять мел, написать слово, а затем вернуться на место. Посмотрев на написанное, пусть он снова подойдет к доске и сотрет его, исправив перед этим ошибку, если она есть.

Занятие 9

Слуховой диктант.

Инструкция ребенку: «Внимательно послушай предложение, повтори его, напиши и проверь написанное».
Вы произносите предложение, ребенок за вами повторяет его и записывает, медленно проговаривая по слогам. Записывать он может не только ручкой в тетради, но и палочкой в воздухе, пальцем на ладони и пр.

Опустела роща. Мама вяжет шарф. Девочка читает. Природа оживает. Малыши работают. Мама заварила чай.

Занятие 10

Зрительный диктант.

Предъявите ребенку образец написания нескольких слов (предложений), на который наложите непрозрачный лист бумаги так, чтобы было видно одно лишь слово (предложение). Ребенок в течение нескольких секунд читает это слово и запоминает его. Затем вы закрываете листом бумаги данное слово, а ребенок по памяти записывает его в тетрадь, диктуя себе по слогам. За этим следует проверка написанного ребенком, и после этого повторяется запоминание и запись следующего слова или предложения.

Шел сильный дождь.
Машина летела вперед.
Мороз щипал уши.
Визгливая собака замолкла.
Надвигался шторм.

Игра 1.

Предложите ребенку узнать на ощупь с закрытыми глазами предмет (вынимается предмет из коробки или мешочка).
Для развития речи полезно придумывать предложения про каждый предмет: какой он, зачем нужен, что с ним можно делать.

Игра 2.

Определить на ощупь, какая насыпана на блюдце крупа (рис, гречка), соль или сахар, чай или кофе, горох или орехи.
Вариант: Определить на ощупь и поставить по порядку стаканы с водой: горячей, теплой, чуть теплой, холодной.

Игра 3.

Узнать различные предметы, употребляемые в быту, по звуку, который они издают при падении на пол: карандаш, ложка, книга, коробок спичек и др. Ребенок не должен видеть падающего предмета: глаза должны быть закрыты или предметы должны падать за ширмой.

Занятие 11 (Проверочное)

У ребенка уже есть успехи. Проверьте его по заданиям, приведенным ниже, и сравните полученные результаты с результатами занятия 1 (если вы, конечно, завели дневник, о котором мы писали вначале).
Итак, что же у нас изменилось?

Слуховой диктант.

Инструкция ребенку: «Внимательно послушай предложение, повтори его, напиши и проверь написанное».
Вы произносите предложение, ребенок за вами повторяет его и записывает, медленно проговаривая по слогам. Записывать он может не только ручкой в тетради, но и палочкой в воздухе, пальцем на ладони и пр. Фиксируйте время и количество ошибок.
Вертолет прилетел вчера. Мышь тихо скреблась. Огненный шар пылал на небе. Глаза смотрели внимательно.

Игры на развитие внимания.

Игра 1.

Предложите ребенку левой рукой перелистывать страницы книги, рассматривая при этом картинки с целью потом рассказать о них, а правой рукой в это же время писать буквы или рисовать геометрические фигуры, раскрашивать, обводить.

Игра 2.

Предложите ребенку пройтись по комнате как «эквилибрист в цирке»: на голову пусть положит книгу, в одну руку возьмет наполненную водой чашку на блюдце, в другую — три катушки ниток, поставленные друг на друга. Он должен осторожно пройти с этим по комнате, не расплескав воду и ничего не уронив.

По дороге в гости

Вы едете в гости, к бабушке, родственникам. Дорога отнимает, как правило, много времени, и дети нередко скучают. Предлагаем вам поиграть с ребенком, если, конечно, этому не будут мешать внешние обстоятельства.
Итак, вы вышли из дома и идете к остановке автобуса, метро.

Беседа

• Куда мы идем? (К остановке автобуса.)
• Автобус — это какой вид транспорта? (Наземный, пассажирский.)
• А что еще можно отнести к наземному пассажирскому транспорту? (Машину, троллейбус, трамвай.)
• А метро — это какой транспорт? (Подземный.)
• А как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой.)
• Какой грузовой транспорт ты знаешь? (Камаз, трейлер, рефрижератор.)
• Чем отличается автобус от троллейбуса?
• Мы идем в гости; как ты понимаешь, что такое «гости»?
• Кто ты бабушке? (Я бабушке внук.)
• А кто я бабушке? (Ты бабушкина дочь.)
• Кем приходится бабушке дедушка? (Дедушка — бабушкин муж.)
• Что мы подарим бабушке?
Вопросы надо задавать в таком темпе, чтобы ребенок чувствовал азарт игры. Разнообразьте игру по соответствующей ситуации.

Игра 1.

Предложите ребенку называть окружающие вас предметы и первый звук, с которого начинаются их названия.
— Я вижу машину. Первый звук в этом слове — [м]... и т. д.
Или называть слова из 1—2—3 слогов. Или называть все предметы определенного цвета (формы). Кстати, это хорошее упражнение для того, чтобы помочь ребенку перейти из возбужденного состояния в спокойное.

Игра 2.

Предложите ребенку такую игру: вы называете слово, а ребенок составляет с ним предложение. Затем измените условие игры: вы называете слово, а ребенок подбирает определение к нему.

Беседа

• Представь, во что будет одета бабушка (дедушка)?
• Кто еще к ней придет?
• Кто где сядет за столом?
• Что же приготовит нам бабушка? Что бы ты хотел попробовать?
• Сколько тарелок будет стоять на столе?
• Какая посуда есть у бабушки?
• Что у нее дома тебе нравится?

Возвращаясь из гостей

Беседа 1

• Назови людей, которые сидели за столом.
• Опиши одежду тети. (Можно оказать помощь вопросами: «Блузка у тети какая? Брошка на блузке какая?»)
• Вспомни, какое блюдо подавали в начале праздника, какое в конце. А что ты ел? И т. д.

Беседа 2

• Что бы ты изменил в празднике?
• Как бы ты украсил комнату, стол?
• Какие блюда ты хотел бы приготовить?
• Как бы ты закончил праздник?
• Что тебе больше всего понравилось?
• Кого мы позовем к себе в гости? Что приготовим?
• Какие ты знаешь праздники?
• Когда у кого день рождения? А у тебя?
Беседуя с ребенком таким образом, вы не только развиваете его речь, но и такие психические процессы, как память, воображение, внимание.
Мы привели лишь некоторые упражнения, игры, которые вы можете без особого труда использовать в процессе общения с ребенком. Мы уверены, что вы сможете сами пофантазировать и придумать интересные и подходящие вашему ребенку задания.
Играйте, пробуйте, дерзайте — и успех обеспечен!

 

<<Предыдущий раздел <Содержание> Следующий раздел>>

Ишимова О. А. Развитие речемыслительных способностей детей

 

Приложение 2 Занятие 1. Зимний пейзаж Занятие 2. Весенний пейзаж Занятие 3. Летний пейзаж Занятие 4. Осенний пейзаж Занятие 5. Зимний пейзаж. Дети кормят птиц Занятие 6. Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика Занятие 7. Весенний пейзаж. Дети вешают скворечник Занятие 8. Весенний пейзаж. Звери и их детеныши Занятие 9. Летний пейзаж. Луг. Стадо Занятие 10. Летний пейзаж. Отдых людей Занятие 11. Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме Занятие 12. Осенний пейзаж. Дети собирают грибы Занятие 13. Комната Занятие 14. Комната с мебелью Занятие 15. Семья Занятие 16. Сквер Занятие 17. Сквер. Люди Занятие 18. Улица Занятие 19. Улица. Люди Занятие 20. Цирк. Выступление клоуна Занятие 21. Цирк. Выступление фокусника Занятие 22. Двор Занятие 23. Двор. Домашние птицы и животные Занятие 24. Двор. Домашние животные Занятие 25. Африка. Тропический лес Занятие 26. Африка. Дикие животные

 

<<Предыдущий раздел <Содержание>  

 

Упражнения на обогащение словарного запаса.

Инструкция ребенку: «Назови предметы посуды (мебели или перечисли названия овощей, цветов и т. п.)».
Важно, чтобы ребенок называл и существительные, и глаголы, и прилагательные. Вы ему можете помочь: «Давай играть, кто подберет больше слов на тему „Транспорт“ (или к слову „машина“)».
• Для закрепления в пассивном и активном словаре обобщающих понятий полезно познакомить детей со стихотворениями, в которых перечисляется несколько предметов, соответствующих названному обобщенному понятию.

Каких ты знаешь птиц? Галок, скворцов, уток, синиц, Дятлов, дроздов, сорок и ворон — Птицы летят к нам с разных сторон. Я знаю кукушек, грачей, голубей И сов, и орлов, и еще журавлей. Известны мне чайки, стрижи, воробьи, Прекрасные лебеди и соловьи. К птицам относятся гуси, павлины, Аисты, ласточки, но не дельфины. Мебель, давай, перечислим мы вместе: Сервант и тумбочка, мягкое кресло, Шкаф и диван, стол и кровать... Что ты еще можешь назвать? Ты знаешь, какая бывает посуда? И как без нее нам приходится туго? Попробуй поесть без тарелки и ложки... Без миски никак не накормишь и кошки! Кофейники, чайники, чашки, стаканы — О них вспоминаем мы утречком рано. Кастрюли, салатницы, вилки, ножи... Всегда всю посуду в порядке держи!

И в завершение можно у ребенка спросить: «А теперь назови, какая у нас есть посуда, мебель. Перечисли, каких ты знаешь птиц?»
• Для формирования у ребенка обобщающих понятий важно научить его объединять предметы в однородную группу по их назначению, функции, которую они выполняют в жизни человека и т. д. Результаты группировки закрепляются обобщающими словами: животные, мебель, посуда, одежда, обувь, птицы и др. Работу в этом направлении хорошо проиллюстрирует задание на выделение лишнего предмета:

Давай-ка подумаем, что же здесь лишнее: Картофель, пила, огурец, помидор... Три из картинок подружатся с пищею, А для четвертой подходит топор. Решим и другую задачу на лишнее: Клубника, малина, черника и кот... Какие картинки подружатся с вишнею? Какая с животными в дружбе живет? А дальше найдем мы хороших друзей Для кресла, жука и столовых ножей...

В продолжении ребенок называет мебель, насекомых, посуду и т. д.
• Для речевого развития, расширения словарного запаса детей познакомьте их с многозначными словами, объясните, что одно и то же слово может иметь несколько значений: листок — бумаги, дерева, тетрадки; ручка — у кружки, кувшина, двери, ребенка; дно — у реки, моря, кастрюли, стакана и др. Или предложите ребенку пары слов, в которых надо установить, является ли один из названных объектов частью другого или нет: дом — крыша, ложка — тарелка, хлеб — крошка, стол — ножка, тетрадь — книга.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.