Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины

2021-06-01 33
Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕРВЫЕ ШАГИ

В ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ

(программа для подготовительной группы; возраст детей 5–7 лет)

Храм Св. Равноап. Марии Магдалины Церковно–приходская школа

Санкт–Петербург

г. Павловск

2000 г.

Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины

Церковно–приходская школа

«Первые шаги в православном храме»

(программа для подготовительной группы; возраст детей

 5–7лет)

Пояснительная записка.

Программа для подготовительной группы является начальной, подготовительной ча­стью программы обучения в Церковно–приходской школе (ЦПШ) и рассчитана на 1 учебный год. Составлена с учетом основной программы ЦПШ, построенной по концентрическому принципу, суть которого в том, что основная тема – спасение человека через искупительную жертву и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа раскрывается в ходе каждого года обучения в новом аспекте. Программа каждого года имеет свою тематику и предметы, но она обязательно связала с этой заглавной темой.

Цель занятий по данной программе: готовить детей младшего возраста к последующему обучению в ЦПШ, закладывать только основы церковных знаний, прививать лишь первоначальные уроки церковной жизни. Для этого необходимо:

• помочь детям видеть красоту и разумное устроение окружающего мира, утвердить понятие о Боге как о Творце мира;

• учить детей благодарному и бережному отношению ко всему творению;

• пробудить любовь к Господу рассказами о Его любви к людям;

• помочь каждому ребенку вступать в живые отношения с Богом, миром, людьми (через целенаправленную индивидуальную работу);

• учить ребенка распознавать добро и зло, исходя из принципов христианской этики.

• научить первым навыкам молитвы;

• готовить к сознательному участию в церковных таинствах.

Формы проведения занятий.

• рассказ, объяснение, беседа, чтение;

• душеполезные рассказы;

• совместное проговаривание;

• разучивание кратких молитв и церковных песнопений;

• совместное участие в Богослужении;

• прослушивание музыкальных записей, звонов;

• просмотр книг, иллюстраций, слайдов, православных видеофильмов;

• изобразительное творчество (рисование, раскрашивание, вырезание, лепка; работа в мастерской «Рождественский (Пасхальный) подарок»).

Занятие начинается и заканчивается молитвой, проводится при горящей свече.

Желательно, чтобы на каждом занятии звучало евангельское слово (притча, заповедь, отдельный стих или изречение Господа).

Примеры из художественной детской литературы (сказки, рассказы, стихи с нравственным содержанием) использовать как доступную для понимания детей помощь в раскрытии темы занятия.

При подготовке к занятиям и в ходе их проведения необходимо учитывать психологические и физиологические особенности детей младшего возраста.

При подготовке к занятиям:

• определить вопросы для повторения,

• строго отбирать объем информации,

• продумать доступное и краткое объяснение новых для детей слов, не забывать в ходе занятия несколько раз проговаривать новые слова,

• предусмотреть чередование форм и методов работы с детьми с целью привлечения и сосредоточения их внимания,

• помнить, что форма занятия должна позволять ребенку проявлять двигательную активность, продумать паузы для отдыха и их разумное заполнение,

• продумать место, время и форму использования наглядно–иллюстративного материала

Это поможет сделать занятия живыми, содержательными, интересными, запоминающимися.

Программа может быть сокращена, дополнена в зависимости от уровня общего развития детей, подбора и наличия необходимой литературы для примеров. Гибкость: программы обусловлена и разбором ситуаций в жизни детей.

Календарно – тематический план занятий

Начало занятий – первая неделя после церковного новолетия; окончание – после 24 мая (день памяти свв. равноапп. Кирилла и Мефодия, учителей Словенских).

Занятие 2. Твое святое имя.

1. Молитва.  
2. Повторение. Бог – Творец. Использовать иллюстрации «Сотворение мира».
3. Частичка Бога в человеке от его рождения – искра Божия, душа. Рассказ.
  Совесть. Объяснить: совет с Богом. Возжечь свечу, обратить внимание детей: чистая,.прямая греет, возносится к Богу.
  – Как уберечь свою душу, совесть от плохих дел, слов, мыслей? Объяснение: совесть–советчик всегда знает, что хорошо и что плохо (совет с Богом).
4. Ангел–Хранитель. Краткий рассказ, прочесть молитву Ангелу–Хранителю.
  «...Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» (Пс.90, II). Чтение с объяснением.
5. Святое имя дается человеку при крещении. Объяснить: святой.
  – Назовите свое имя полностью. Ввести игровой элемент: дети спрашивают друг у друга «Как твое святое имя?»
  – Что означает твое имя? Дети затрудняются ответить. Пояснить, что в нашей школе они узнают об этом на занятиях. Если группа не большая педагог может кратко рассказать о святых. Подчеркнуть: святое имя надо называть, подходя к исповеди (с 7 |лет) и Святому Причащению.
  – Как ласково называют вас ваши родные и друзья? Беседа.
  – Можно ли называть человека, употребляя клички, прозвища? Объяснить: почему нельзя.
  – Можно ли давать святые имена людей животным? Объяснить: почему нельзя.
6. Молитва святых за людей. Подчеркнуть: необходимо молиться святому, имя которого носим.
7. Святое имя нашего храма. Краткий рассказ. Подробный рассказ на последующих занятиях.
8. Как надо проводить День Ангела Рассказ
9. Творческая работа. Повторение. – Кто сотворил ангелов? Как принято изображать ангелов? Нарисовать ангела или вырезать фигурку ангела, используя трафарет Беседа   Чтение молитвы Ангелу–Хранителю во время работы детей. По мере запоминания, дети вслух молятся с педагогом
10. Молитва.  

Свечечка

В храме на подсвечнике горела маленькая свечечка. Ее зажгли совсем недавно, и когда над ней затрепетал золотой огонек, ей показалось, что у нее открылись глаза. Она осмотрелась и увидела, что рядом с ней стояли такие же свечечки – все они беззвучно горели вокруг нее, и свет каждой из них поднимался вверх, к иконе. Свечечка посмотрела на икону и вдруг увидела чудесные глаза, устремленные на нее. Она затрепетала еще сильнее. «Это Он, это Он», – подумала свечечка и изо всех сил потянулась своим огоньком к Тому, Кто смотрел на нее с иконы с такой любовью. Она еще не знала, как Его зовут, но сразу же поняла, что нет никого на свете сильнее, прекраснее и добрее Его. Потом свечечка услышала, что люди в храме называют Его: Иисус. О, как ей вдруг захотелось стать большой и яркой, чтобы подняться к этим удивительным глазам и сказать Иисусу: «Я люблю Тебя». Ока забыв, что была всего-навсего маленькой церковной свечечкой и не умела разговаривать. Но у нее был ее огонек. И маленькая свечечка старалась гореть ярче других, чтобы Иисус догадался, что она Его любит. Но чем больше проходило времени, тем сильнее таял и плавился ее воск, и тем меньше становилась сама свеча. И когда она стала совсем маленькой, то по–настоящему заплакала, потому что, поняв, что так и не сумеет подняться туда, где светились прекрасные глаза Иисуса. А капельки; воска текли и текли с нее, как горячие слезы. И вот от свечечки почти ничего не осталось. Тогда к ней подошел человек и дунул на нее. Но в последний момент она, вспыхнула так ярко, как будто хотела крикнуть: я хочу быть с Тобой, я очень хочу всегда быть с Тобой. Увидь меня! И ей показалось, что Иисус взглянул нанее...

Когда свечечка вновь открыла глаза, она увидела, что ее обступил удивительный мир. Вокруг колыхались изумрудно–зеленые деревья, все пронизанные ласковым светом. Под ними бежали хрустальные ручьи, и живые цветы пели чудесные песни, а на ветках сидели сказочные птицы и дети, от одежд которых расходились золотые лучи. Дети смеялись и играли с птицами. Вдруг один мальчик увидел ее и сказал: «Смотрите, свечечка, она пришла к нам». А свечечка почувствовала, что с ней творится что–то необыкновенное. Она ощутила такую радость, о какой даже не догадывалась в своей, прежней коротенькой жизни. Дело в том, что маленькая свечечка у всех на глазах превратилась в белоснежного Ангела с огромными,.словно горящими, крыльями и золотыми глазами. Но она почти не заметила того, что с ней случилось, потому что все это время искала глаза Иисуса. И она нашла их. Но теперь они смотрели на нее не с иконы, Она увидела Его Самого, и когда Он протянул к ней руки, маленькая церковная свечечка, превратившаяся в чудесного Ангела, взлетела и села на плечо к Иисусу. Теперь это было совсем легко, и не надо было тянуться вверх изо всех сил и плакать от того, что ничего не получается. «Что же со мной случилось? Как это все произошло! Неужели это правда!» – спросила она, заглядывая в лучистые, самые удивительные на свете, самые бездонные и добрые глаза.

– Это правда, – сказал ей Иисус, – Ты так горячо молилась и тянулась ко Мне! А когда кто-нибудь тянется ко Мне так жарко и настойчиво, Сердце Мое не может отказать ему ни в чем.

– Разве я молился? – удивился Ангел. – Я даже не знаю, что это значит – молиться…

– Молиться, – улыбнулись ей Глаза, – это значит тянуться ко; мне всей сваей жизнью, как тянулась ты, это искать Меня чувствовать Мой взгляд. Ты так хотела быть со Мной, что Я: превратил тебя в Ангела. Теперь ты всегда можешь видеть Меня. Голос Иисуса был так мелодичен и ласков, что свечечке захотелось смеяться и петь. И она запела. Когда она снова заглянула. в необыкновенные глаза, то увидела в них храм; тот самый, где она недавно горела, и подсвечник, и своих сестер–свечек. И она прошептала: «Сильнее горите, сестрицы, сильнее, и ничего не бойтесь», – так прошептала свечечка, ставшая Ангелом, и свечи там, в церкви, закивали в ответ своими яркими золотыми огоньками. Она поняла, что ее услышали. И показалось, что даже люди, молящиеся в храме, расслышали ее слова. «Сильнее горите, сильнее, жарче», – прошептала она людям и, расправив крылья, взлетела в поток радостного, вечно утреннего света, в котором кружились, смеялись и пели дети, птицы и Ангелы. Бескрайнее небо сияло так не нежно и сильно, как будто, вся любовь Иисусовых глаз отразилась в нем.

А. Суздальцев «Православная газета»

 

О ГОСПОДНЕЙ МОЛИТВЕ

Жил да был на свете мальчик по имени Егор, добрый, светлый, послушный. Да вот беда – грамота ему не давалась. Братья его давно уже в школу пошли и буквы выучили, молитвы многие наизусть знают, а Егорка, как ни старался, ничего у него не выходит. Вот и послал егоотец пасти овец да коров, уж коли к ученью не приспособлен.

Рано утром выходил Егор с небольшим стадом и шел подальше на лесные поляны, где трава по пояс, а повсюду небесные незабудки да маков цвет. Красиво кругом. В лесу кукушка кукует, над цветами осы трудятся. Садился обычно Егор под большое дерево и любовался Божьим миром.

Так шли день за днем. Но вот однажды возле того большого дерева увидел мальчик старца.

– Кто ты? – спрашивает Егор.– Странник, что ли? Куда путь держишь?

– Ангел я, к тебе посланный.– Ответствует незнакомец.

– Не похож ты на ангела,– говорит отрок,– ангелов я наиконах видел, они белые, с крыльями. А ты на монаха похож в черной рясе.

Улыбнулся незнакомец наблюдательности мальчика, и говорит:

– Ангел я, потому что послан Богом к тебе. Услышал Бог твою молитву.

Удивился Егор, притих, задумался.

– А как же Бог мою молитву услышал, я и молиться не умею.

– Отчего ж не умеешь? – спросил старец.

– Грамота не идет мне на ум, ни одной молитвы не могу ни прочесть, не запомнить,– с печалью ответил отрок.– Вчера за братом пытался повторять «Отче наш», да и не смог.

– А разве ты с Богом не разговариваешь?

– Разговариваю, почему ж нет. Вот только что по дороге сюда шел и говорил: «Господи, ты на небе, мы на земле, но приди к нам и подай хоть кусок хлебушка на сегодня, мы ведь бедно живем; и прости меня, Боже, что я с братом моим, Митрофаном, повздорил, я уж простил его.

 Спаси нас, Господи,– и меня, и маменьку, и батюшку, и от всякого зла убереги». Вот так говорю

 обычно. Да «аминь» в конце скажу. Вот и все. Разве ж это молитва! Мне бы хоть «Отче наш» выучить...

 Ничего не сказал старец, а только посмотрел ласково на мальчика и провел рукой по воздуху,

 будто занавес отодвинул...

Видит Егорка – вдалеке поверхность моря блестит, а в небольшой оливковой рощице сидит Спаситель с учениками. Ученики спрашивают Иисуса; «Научи нас молиться». Господь отвечает. «Молитесь так:

«ОТЧЕ НАШ, СУЩИЙ НА НЕБЕСАХ! ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ, ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ. ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ, И НА ЗЕМЛЕ, КАК НА НЕБЕ. ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЙ НАМ НА СЕЙ ДЕНЬ; И ПРОСТИ НАМ ДОЛГИ НАШИ, КАК И МЫ ПРОЩАЕМ ДОЛЖНИКАМ НАШИМ; И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ, НО ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВОГО

Егорка от волнения даже глаза закрыл, так внимательно слушал, боялся слово пропустить. А когда открыл глаза, ничего, кроме поляны да стада своего не увидел. Старца нет, да и видение вроде как померещилось. Только стало легко и весело. Поднял Егор руки к небу и вдруг завел: «Отче наш, сущий на небесах!..» И всю молитву до конца пропел, ни разу не споткнувшись. Обрадовался и еще раз повторил. С тех пор Егор всегда помнил эту молитву. Стал мальчик и другие молитвы запоминать. Вскоре и буквы выучил, и читать смог.

Проводник

Шли дремучем лесом люди; шли, шли и заблудились. Нигде ни тропинки, ни просеки. Куда ни пойди, везде непролазная чаща. Как быть? Где дороги? Нашелся один, взлез на высокое дерево, посмотрел край леса и повел туда толпу. Вышли на поляну, отыскали дорогу, верным путем дальше пошли.

Жизнь наша словно лес дремучий. Люди сбились с Божьего пути и не знают часто, куда идти. Столько вокруг всех нас наросло всякой неправды, заблуждений, предрассудков, что они, как ветви густые в лесу, затеняют свет истины. Надо, чтобы кто-нибудь забрался высоко, высоко, поднялся над неправдою к небу, уяснил себе дорогу и потом повел за собою людей.

Детки дорогие, будущие участники общей людской работы во имя счастья всех людей, берегите время, запасайтесь усердно знанием; спрашивайте знающих людей, читайте, думайте, а, главное, вникайте в Слово Божие, в учение Иисуса Христа. Чем глубже слово Христово западет вам в сердце, тем выше подыметесь вы над обычною жизнью, тем лучше разглядите потерянный людьми путь Божьей жизни, тем успешнее выведете других на него.

Мальчик, море и любовь.

В большом городе жил маленький мальчик. Он очень хотел увидеть море. Само это слово «море» как-то особенно волновало его.

– Мама, – попросил он однажды, – расскажи мне, что такое море? Ты ведь видела его.

- Море, мой дорогой, – сказала мама, – это настоящее чудо. Это много-много синей воды и другого берега совсем не видно, потому что он очень далеко. Поэтому солнце заходит прямо в воду. И золотая дорожка бежит издалека, от солнца прямо к твоим ногам, и сверкает, дробится на волнах.

- А еще? – попросил мальчик.

- Море все время шумит. И если живешь недалеко, то ночью кажется, что оно шумит совсем рядом. И еще оно – синее, синее. И огромное.

- Синее и огромное, – повторил мальчик.

Следующим летом мама с мальчиком поехала к морю. Он увидел его утром из окна поезда

- Море, – сказал мальчик, – вот ты какое. Ты такое… такое…

Тут к нему подошла мама.

- Ну, что, узнаешь? – спросила она. – Помнишь, я тебе рассказывала о нем.

- Но ты говорила совсем о другом, – сказал мальчик.

- Как о другом, – удивилась мама, – разве оно не синее?

- Синее…

- Разве над ним не летают белые чайки?

- Летают…

- Разве ты видишь тот берег?

- Нет, не вижу… И все же ты говорила совсем о другом.

Прильнув к окошку поезда, мальчик смотрел на море и не задавал вопросов. Море само говорило о себе.

Потом они вернулись домой в большой город. Однажды мальчик вошел в комнату родителей и увидел на стене Крест. Это Распятие он видел уже много-много раз, но только сегодня он почему-то решил спросить у мамы, для чего она повесила крест с распятым на нем Человеком на стену своей комнаты.

- Ведь ему, наверное, очень больно, – сказал мальчик. – И смотреть на Него тоже больно. Почему Он у тебя в комнате, тебе нравится смотреть на боль?

- Мне нужно смотреть на Любовь, – сказала мама.

- На любовь? – удивился мальчик, – но где же здесь любовь?

- Этот Человек, по имени Иисус, отдал свою жизнь за всех нас.

- И за тебя? – спросил мальчик.

- Да, – сказала мама.

- И за меня?

- Да, мой дорогой. Распятие – высший знак Любви. Любви Божественной. Ведь Иисус Христос был не только Человек, но и Бог.

Мальчик снова посмотрел на крест.

- Но я не вижу здесь любви, – сказал он.

- Ты еще увидишь ее, – отвечала мама, – обязательно увидишь.

С тех пор мальчик часто останавливался перед Крестом, и вот однажды…

Однажды он почувствовал, что с креста в самое сердце ему льется, как золотой луч, Любовь. Казалось, Крест засиял. Мальчик внезапно почувствовал себя счастливым и веселым, как еще никогда на свете, а на глазах у него выступили слезы.

- Вот ты какая, Любовь… – прошептал он. – Ты такая, такая…

И опять, как тогда в поезде, когда он впервые увидел море, он не нашел слов. Он просто видел любовь, и она говорила с ним, и она была похожа на море – бескрайнее, светящееся, бездонное.

А. Суздальцев

Занятие 11. Заповеди любви.

 

1. Молитва.  
2. Повторение. - Что такое заповедь? - Что значит любить? Заповедь любви к Господу.   Беседа..  
3. Душа – родник любви к Господу и Его творению. Чтение рассказа «Родник».  
  - Кто из вас видел родник и пил из него воду? Беседа
  - Кого, кроме людей, питает родник своей чистой водой? Подчеркнуть: все творение Божее.
  - Что в нас должка быть чистым родником любви к Господу и Его творению?  
  - Кто питает наш родник души? «...возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.82-,39). - Кто наши ближние? Чтение с объяснением, проговаривание с детьми.
4 Наши добрые дела (итог прошедшей недели). Все высказываются по кругу.
  - Для кого и зачем вы совершали эти добрые дела? - Вы ожидали вознаграждения за них от других людей? - Почему нет?   Беседа.
  Труд во славу Божию. Объяснение
5. Творческая работа. Нарисовать родник любви.  
6. Молитва.  

Приложение к занятию 11.

Родник.

В лесу близ дороги из-под корней белой березы журчит родник. Как слеза чиста ключевая вода. Приятно в знойную пору испить из родника. Летом в полдень многие подходят к нему освежиться, отдохнуть от жары. Бредет с котомкой за плечами дальний путник; бегают в лесу за ягодами, за грибами малые ребята; идут в поле на работу мужики; озираясь, как травленый волк, выглянет из чащи беглый каторжник, грабитель-убийца, – всех поит студеный родник. Подойдут, напьются досыта и свежие, бодрые дальше свершают свой путь.

Бродит по лесу корова; забежит собака; прискачет серенький трусишка-зайчик; пробираясь к пчельнику или в овес, пройдет между кустами косолапый медведь – и те в роднике утолят свою жажду. Ни для кого у родника нет отказу. Чистый, студеный он течет дальше и дальше, поит людей, поит зверей, поит травку, цветы и деревья.

Извиваясь между корнями в лесу, среди приволья степей, он весело журчит и рокотом своих струй словно хочет сказать людям:

«Добрые люди, берите пример с меня, делайте добро всем без разбору. Пить ведь хочется и злодею, жажда мучает и хищного зверя. Также и добра, ласки, любви, доброго привета хочется каждому человеку. Будьте же вы родником среди людей. Я пою в лесу и в степи водою заморенных жаждою; вы поите любовью в ваших домах и городах замученных неправдою, обиженных чужою злобою. Пусть ни один человек, ни животное никогда не отойдут от вас без вашего доброго слова, без теплой ласки, без дружеского привета. Пусть всякий, кто встретится с вами, отдохнет подле вас душою, обогреется сердцем и радостный, бодрый пойдет дальше к другим, неся им также добро, ласку, любовь и привет. И потечет так вдаль без конца ручеек любви, многих напоить, многих освежит, многим придаст бодрости сил».

Занятие 12. Заповеди любви.

 

1. Молитва.  
2. Повторение. Душа – родник любви к Господу и Его творению. Заповеди любви. Золотое правило.   Беседа..  
3. Любовь и забота о ближних. Чтение рассказа «Тепло и холод».
  Почему всем нам надо заботиться друг о друге? Беседа
  Родные – род; человеческий род – ближние наши. Объяснение.
  Что значит заботиться? Подчеркнуть: дарить радость другим; стремиться помогать другим, не ожидая, пока они нас попросят; и, тем более, не отказывать в помощи, если нас попросили.
  Забота явная – дела, которые мы можем делать, чтобы порадовать близких. По возможности выслушать примеры всех детей.
4 Наши добрые дела (итог прошедшей недели). Игра по кругу.
    Беседа.
    Объяснение
5. Творческая работа. Раскраска «Тайная забота» Беседа по раскраске «Тайная забота» (Приложение)
6. Молитва.  

Приложение к занятию 12.

Тепло и холод.

В громадном доме, в большом зале собрано множество детей. Кто пишет, кто читает, кто занят играми, поет, рисует, каждый при своем деле. Злые люди раскрыли двери, отворили окна, напустили холода, настудили комнату, заморозили детей. Дети зябнуть, кашляют, болеют горлом, умирают от простуды. Пришел добрый человек, затопил печь, развел яркий огонь, нагрел помещение. Тепло стало детям; повеселели все, оправились от простуды.

То же и в жизни среди людей. Холодны мы друг с другом. Стужей какою-то веет от нас, словно в груди у всех не сердце, а льдина. Горе у человека, тоскует он, плачет, – нам нет до него дела, нас чужая беда не тревожит ни мало. Если же хорошо другому, любят его все, хвалят, ласкают, – мы завидуем, сердимся, нам досадно бывает, почему хорошо ему, а не нам. Все это потому, что холодны мы душой, сердце у нас остыло. Оттого и тяжело живется людям, много горестей на земле. Тепла надо больше для жизни, тепла любви к людям! Пусть другие по-прежнему дышат холодом на ближних, мы затеплим в сердце огонек любви Христовой: приласкаем огорченного, поцелуями высушим слезы плачущему, прижмем к груди обиженного, обогреем добрым словом, ласковым взглядом всякого, у кого тяжело на сердце. II посмотрите тогда, как светло станет вокруг, как засияют печальные глаза, разгладятся скорбные морщины на лице! И как все это легко сделать: надо только немножко любви, немножко теплоты души!

Царская корона.

В царской сокровищнице хранится ценная корона. Сделанная искусно из чистого золота, она по краям отовсюду украшена дорогими камнями. Алмазы, рубины, опалы и брильянты горят и сверкают тысячами переливных огней: один блистает, как снег на горной вершине, другой горит, как пурпур зари; этот отливает лазурью моря, тот светится яркою звездою. У каждого камня свой блеск, своя игра, своя красота, своя особая ценность. Ни одного нельзя выбросить, ни одного не пристало унижать перед другими.

Корона эта – русская земля. Основа короны – русский народ; драгоценные камни, украшения ее – живущие в России и составляющие с нами одно – инородцы. Главную силу нашей родины составляют сто миллионов русских людей; по краям их живут немцы, поляки, финляндцы, греки, татары, киргизы, грузины, армяне и сотни других племен. У всех у них свои особенности, свой говор, свои обычаи, вера, но все они наши братья, члены одной семьи, камни одной короны и унижать их значить унижать свою семью, позорить самого себя, не понимать ценности отдельных драгоценных камней.

Занятие 13а. Заповеди Божии (продолжение). Добрые слова.

 

1. Молитва.  
2. Повторение. Что такое Библия.   Краткая беседа, подчеркнуть: Библия учит нас как и что мы должны говорить.
3. Добрые слова. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Втор.5,20), т.е. не клевещи, не говори про другого что-либо плохое, в особенности ложно или напрасно. «Не говорите лжи друг другу...» (Кол. 3, 9). «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших». (Кол.3,8). «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе..,дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4, 29). «Также сквернословие, и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение» (Еф. 5, 4) Чтение с объяснением.
  Чему учит этот рассказ? (какие слова мы должны говорить, какие поступки совершать) Чтение рассказа «Тату ля», беседа.
4. Творческая работа. Педагог рассказывает ситуации из жизни детей, их взаимоотношении друг с другом и со взрослыми людьми. Дети самостоятельно находят слова, чтобы выйти из создавшейся ситуации.  
5. Молитва.  

Приложение к занятию 13а.

Татуля.

В семье было пять братьев и одна сестра. Звали ее Татуля. Пошла она раз гулять и увидала на перекрестке улиц слепую нищую старушку. Та стояла беспомощно и не знала, как перейти через дорогу. Татуля взяла слепую за руку и провела на другую сторону. Поблагодарила старушка добрую девочку и, постукивая клюкой по плитам, побрела дальше. Не прошла Татуля сотни шагов, видит: по рельсам конно-железной дороги наискось переходить мальчик. Сзади наезжает вагон; кондуктор звонит, кричит, а мальчик (оказалось после, был глухой) не слышит ни грохота колес, ни стука копыт, ни кондукторского звонка. Татуля подбежала к глухому, схватила его за руку, оттащила с рельс.

Нагулявшись вдоволь, Татуля повернула назад, Подле самого почти дома она встретила иностранца. Приезжий совсем не знал города, запутался в улицах и не мог попасть к себе, где остановился. Прохожие не понимали его языка, и иностранец стоял среди них, как немой. Татуля заговорила с ним на его родном наречии, наняла ему извозчика и заменила ему язык.

Счастливая, довольная прибежала она домой и, весело щебеча, словно ласточка, быстро рассказала все, что с ней случилось на улице. Выслушали старишие девочку и сказали:

– Умница, Татуля! Будь только такою же всегда и дома с братьями, и в жизни со всеми людьми. Увидишь, кто делает худо, не понимает добра, возьми его как слепого за руку, объясни ему, как надо жить по Божьи. Он хорошо видит глазами, но слеп сердцем, не видит, куда ежу идти, чтобы прийти к Богу. Ты покажи ему. Иной, может быть, рассердится на тебя за это, будет бранить, говорить обидные слова, – ты отвечай ему одною только любовью, добрым словом, дружескою лаской. Он, как глухой, не слышит голоса любви в своем сердце, пусть же услышит, или иначе как почувствует его от тебя. В жизни, вообще, мало слышится сердечных речей, редко молвится доброе правдивое слово. Говорят подолгу и много обо всем; только о правде Божией, о любви искренней Христовой молчат, как немые. Будь, Татуля, языком для них: подскажи им в нужную пору доброе слово.

Выслушала девочка речь старших и задумалась; поняла, что жизнь – не прогулка и что впереди, с годами, много ей предстоять дела.

Кто только знает, исполнит ли Татуля наставление? будет ли всегда, как во время прогулки, смотреть за слепую, слушать за глухого, говорить за немого? Не забудет ли она свои добрые детские думы?

Рождественский цикл

Занятие 14 . Слайд-фильм «Жизнь Иисуса Христа.

Легенда о елочке.

Вифлеемские пастухи, греясь у костра, тихо беседовали. Ночь была тихая, звездная. Один из пастухов, сидевший лицом к востоку, вдруг неожиданно встал и взволнованно сказал: «Смотрите, смотрите скорей на небо: там совершается что-то необыкновенное!» Быстро повернули свои головы пастухи и глазам их представилось неожиданное зрелище: точно солнце взошло среди ночи, такой с неба лился свет. То были Ангелы небесные, ставшие доступными их взору. И услышали пастухи чудное пение Ангельского хора и дивные слова: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение»...

Великая радость наполнила сердца пастухов от сообщенной Ангелами вести о рождении Спасителя мира. Упали они на колени, возблагодарили Бога и пошли поклониться Божественному Младенцу...

Зашумел, загудел соседний лес, тоже услышавший Божественное пение. Заволновались все деревья, им тоже захотелось поклониться Спасителю-Младенцу. «Послушайте меня,» – прогудел старый столетний дуб. – «нельзя нам всем двинуться к пещере, мы займем слишком много места; не лучше ли нам выбрать представителя от каждой породы деревьев послать их поклониться Младенцу-Спасителю.

Послушали деревья старого дуба и быстро сговорились: от каждой семьи отделилось самое старое дерево и стало подле дуба. Задержались только ели, но вот и от них выступила представительница, выбранная не по росту и годам, а по своей красоте: маленькая, стройная и такая пушистая, что и ствола не было видно. Возглавляемые старым дубом, деревья двинулись в путь.

Впереди шагал сам многовековой дуб, рядом могучий кедр, за ним шествовал высокий клен, радостно махая длинными ветвями, и рядом с ним шагала старая липа. И так, попарно, все деревья шли в большом порядке.

Только елка осталась позади и, быстро перебирая своими маленькими ножками, старалась не отставать от своих собратьев.

Старые деревья уже все стояли вокруг пещеры, благоговейно шелестя ветвями, когда, наконец, подошла и елочка. Но, увы, будучи гораздо меньше ростом старых деревьев, за их спинами она не могла видеть пещеры. А ей так хотелось взглянуть на Младенца Христа! Горестно она оглядывалась по сторонам, и увидела на расстоянии, прямо против пещеры, небольшой холмик. Быстро и радостно взошла елочка на холмик и, вытянув свою верхушечку, как только могла, старалась заглянуть в пещеру...

Большая голубая звездочка внезапно скатилась с неба и уселась на елочкину верхушку, а за ней покатились и другие звездочки, поменьше, и рассыпались на елочке разноцветными огнями. Оглядела себя елочка и подумала: «как красиво мигают звездочки, я непременно должна показать их Младенцу Христу»... Счастливая, сияющая, двинулась она к пещере, – не торопясь, чтобы не уронить ни одной звездочки. Увидя ее, такую нарядную, деревья все перед ней почтительно расступились, одобрительно кивая головами. У входа в пещеру остановилось деревцо и склонило свою трепещущую верхушку до самой земли. Шелестя своими ветвями, повторяла она ангельские слова: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение»... и еще ярче замигали на ней звездочки, переливаясь цветными огоньками.

Д. Г. Булгаковский

Занятие 17 . Крещение Господне.

 

1. Молитва.  
2. Повторение. Церковные праздники. Краткая беседа.  
3. Крещение Господне. Краткий рассказ.
  Святой Иоанн Креститель. Показ иконы в храме
  Крещение Иисуса во Иордане. Чтение с объяснением по Библии для детей
  Праздник Богоявления – явление Святой.Троицы во время крещения Спасителя. Икона праздника. Объяснение Показ иконы в храме.
  Зачем Иисусу надо было принять крещение от Иоанна Беседа
  Как рассказывает тропарь праздника о явлении Святой Троицы.   Чтение с объяснение проговаривание с детьми Краткий рассказ  
4 Святая вода. Краткий рассказ
  Великое водоосвящение. Благоговейное отношение к святой воде. Хранение и использование святой воды.   Показать, как надо правильно брать сосуд со святой водой, прочесть молитву и дать возмож-ность детям выпить святой воды.
5. Творческая работа. Нарисовать сосуд со святой водой. Подписать «Святая вода».    
6. Таинство Крещения. Крещение Господне и наше крещение. Где и кем совершается таинство. Объяснить: таинство. Краткий рассказ. Беседа, использовать опыт и наблюдения; детей
7. Молитва.  

 

Занятие 18 . Наши желания (богатство, зависть жадность).

1. Молитва.  
2. Повторение. Заповеди любви. Что значит любить? Кто податель всех благ, даров? Краткая беседа.  
3. Наши желания. Дар благодарения – благодарность. Всегда ли мы пользуемся этим даром, данным нам Господом? Радуемся ли мы, когда благодарим?   Беседа, объяснение Повторение: спаси Боже – спасибо.
  Радость явная и тайная (просить у Господа здоровья близким…) Желание явное и тайное. Привести примеры.
  Что такое желать чужого? Это зависеть от своего желания – зависть. Зависть – рождение зла, грех. Надо довольствоваться тем, что есть, а не потакать своим желаниям, своей зависти и жадности. Слава Богу за все! Объяснение.
  - Как вы понимаете: «корень всех зол есть сребролюбие» (I Тим. 6, 10) «Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели (богатый) со лживыми устами, и притом глупый (Прит. 19, 1). Завистливых и жадных, не благодарных людей Господь вразумляет. Объяснить: сребролюбие. Беседа  
  Кротость и покорность старика. Поведение старухи, черты ее характера. Чтение «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин. Беседа, использовать иллюстрации к сказке.
  Пословица: «Сказка – ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок» Какой урок получили вы от этой сказки? По возможности выслушать мнение всех детей
  Нельзя жить только ради накопления богатства и денег. Деньги, заработанные честным трудом могут сделать много добра, доставить радость людям. Как бы вы распорядилась, если бы были богаты? Подчеркнуть     Беседа
4. Творческая работа. Нарисовать иллюстрацию к сказке. Написать: «Слава Богу за все!»  
5 Молитва.  

Занятие 19. Трудолюбие.

 

1. Молитва.  
2. Повторение. Душа – копилка, сокровищница добрых дел, мыслей, чувств. Душа живет вечно. Краткая беседа.  
3. Труд физический, труд духовный. -Почему автор называет пчелок труженицами? -Куда они собирают, накапливают сладкий цветочный сок? -Для чего людям надо трудиться? Труд – трудолюбие –трудолюбивый человек. Труд физический и труд духовный. Пчелы собирают сок только с хороших, не ядовитых растении. Люди должны брать пример только с хороших поступков других людей, не подражать плохому. Добро – доброделание – благое дело – благодеяние. Чтение рассказа «Улей». Беседа  
4. Творч

Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.