Логопедическое обследование устной и письменной речи детей  (7 – 12 лет). — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Логопедическое обследование устной и письменной речи детей  (7 – 12 лет).

2021-06-01 29
Логопедическое обследование устной и письменной речи детей  (7 – 12 лет). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ЦельВыявление уровня речевого развития, характера и этиологии выявленных нарушений, отслеживание динамики в речи ребенка за весь период обучения в данном учреждении. Правильно проведенное обследование позволяет: дать полное и точное заключение состояния речи детей 7-12 лет; установить степень выраженности нарушения в каждой возрастной группе; подходить системно к анализу нарушения; выявить первооснову дефекта речи, либо его вторичность; определить относительно сохранные функции и процессы; выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.

Задача учителя-логопеда при обследовании – правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого воспитанника с учетом возрастных особенностей. При обследовании устной речи школьников необходимо учитывать:

1 класс: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), звукопроизношение;

2,3 классы: знаки звукобуквенного анализа и синтеза, словообразования и словоизменения;

4 класс: уровень сформированности письма и чтения, владение связной речью;

5, 6 классы: понимание сложных лексико-грамматических конструкций, владение речью как планирующей, регулирующей, коммуникативной функцией.

Таким образом, обследование устной речи включает в себя диагностику всех основных компонентов речи: звукопроизношение, фонематические процессы, лексику, грамматику, связную речь и т.д. с обязательным сбором данных о ходе раннего речевого развития, что помогает установить более точно вид, характер и степень тяжести выявленного дефекта.

Особое внимание необходимо уделять проблеме нарушения письменной речи школьников – одной из самых важных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение – цепи начального обучения – превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Поэтому необходимо своевременно выявить и преодолевать расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся на последующие этапы обучения. В обследовании письменной речи младших школьников необходимо выявить: правильное соотношение звук — буква; обозначение мягкости согласных; последовательность букв в слове; смешение, перестановки, замены букв (и их элементов), слогов по оптическому, артикуляционно-акустическому признаку. В среднем же звене учитывается проявление уровня сформированности орфографических, синтаксических и пунктуационных навыков, развития связной речи.

Обследование проводится 3 раза в год: сентябрь – первичное речевое обследование; январь – промежуточное экспресс-диагностическое обследование; май – итоговое обследование.

Все результаты обследования фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого обследуемого ребенка в индивидуальном листе развития, что обеспечивает передачу информации о ребенке в системе преемственности: начальное звено – среднее звено обучения.

Особенность воспитательно-образовательного процесса детских домов-– круглогодичное поступление детей не только с нормальным психологическим развитием, но и в анамнезе которых отмечается социально-педагогическая запущенность (СПЗ), задержка психического развития (ЗПР), хронические соматические заболевания, патология в строении и функции органов зрения, слуха, органическое поражения мозга в раннем детстве, что замедляет сроки проведения логокоррекционной работы.

Преодоление нарушений устной и письменной речи детей необходимо проводить в двух направлениях:

1) Для детей с ОНР (III), ОНР (IV – НВОНР) с нормальным психологическим развитием.

2) Для детей с ОНР (III), осложненного ЗПР, СПЗ

 

1 –й модуль

«Красиво говорим – грамотно пишем».

Предназначен для проведения коррекционных занятий младшими школьниками (1-2 класс) с нормальным психологическим развитием, и младшими школьниками ЗПР, СПЗ (1-3 класс), вновь прибывших детей, имеющих общее недоразвитие речи (III-IV) с элементами работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии

Цель: целенаправленная коррекция ОНР (III, IV) детей младшего школьного возраста с нормальным психологическим развитием и задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях детского дома.

Задачи: совершенствовать звукопроизношение, формировать фонематические процессы анализа и синтеза, активизировать словарный запас, формировать грамматический строй речи, развивать связную речь, развивать мелкую моторику, вырабатывать у детей навык продуктивной учебной деятельности, предупредить нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории.

Работа в данном блоке проходит в 4 этапа

 

ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ

 

название

сроки

цели

задачи

содержание
1

Подготовительный этап.

Занятий

 

Уточнить речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь); развивать и совершенствовать фонематические представления; определить состояние коммуникативных умений и навыков; осуществлять развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности.

  2

Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.