В бессоюзном сложном предложении укажите предикативные части и определите смысловые отношения, назовите средства выражения этих отношений. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

В бессоюзном сложном предложении укажите предикативные части и определите смысловые отношения, назовите средства выражения этих отношений.

2021-05-28 35
В бессоюзном сложном предложении укажите предикативные части и определите смысловые отношения, назовите средства выражения этих отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

    1. Пока жива была мать, Юра не знал, что отец давно бросил их, ездит по разным городам Сибири и заграницы, кутит и распутничает и что он давно просадил и развеял по ветру их миллионное состояние.

2. Была мануфактура Живаго, банк Живаго, дома Живаго, способ завязывания и закалывания галстука булавкою Живаго, даже какой-то сладкий пирог круглой формы, вроде ромовой бабы, под названием Живаго, и одно время в Москве можно было крикнуть извозчику «к Живаго!», и он уносил вас на санках в тридесятое царство, в тридевятое государство.

3.Склонив колосья, пшеница тянулась в струнку среди совершенного безветрия или высилась в крестцах далеко от дороги, где при долгом вглядывании принимала вид движущихся фигур, словно это ходили по краю горизонта землемеры и что-то записывали.

4. Все они скопом держались какой-нибудь догмы и довольствовались словами и видимостями, а отец Николай был священник, прошедший толстовство и революцию и шедший все время дальше.

5. Там было очень красиво, и живописность места тоже напоминала маму, которая любила природу и часто брала Юру с собой на прогулки.

6. Отец переезжал на службу в Москву, мальчик переводился в московскую гимназию, мать с сестрами были давно на месте, занятые хлопотами по устройству квартиры.

7. Лара хорошо училась не из отвлеченной тяги к знаниям, а потому что для освобождения от платы за учение надо было быть хорошей ученицей, а для этого требовалось хорошо учиться.

8. Лара слышала, как громыхавшая вдали пролетка съехала с булыжной мостовой в желобок коночного рельса и грубая стукотня сменилась плавным скольжением колеса как по маслу. (Б.Пастернак. Доктор Живаго).

 

    Упражнение 42. Произведите синтаксический анализ сложных предложений. Постройте схемы. Дайте характеристику каждого предложения по схеме:

1. Общая характеристика предложения:

· по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);

· по интонации (восклицательное, невосклицательное);

· по виду связи предикативных частей (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное)

2. Для сложносочиненных:

· выделить и обозначить цифрами все предикативные части;

·  разобрать каждую часть по членам предложения с указанием их морфологического выражения;

· дать характеристику предикативных частей  по составу, полноте, наличию осложнения;

· указать и охарактеризовать сочинительные союзы и определить смысловые отношения в предложении;

· охарактеризовать структуру сложносочиненного предложения: гибкая/негибкая, открытая/замкнутая.

3. Для сложноподчиненных:

· выделить квадратными скобками главную часть, круглыми скобками – придаточные части;

· дать характеристику каждой части по составу, полноте и наличию осложнения;

· определить, присловной или неприсловной является придаточная часть;

· указать подчинительные средства связи и дать их морфологическую характеристику;

· для присловных указать контактную рамку и определить вид придаточной части по значению;

· при местоименно-соотносительной и местоименно-союзной связи определить вид придаточной части по семантике;

· для неприсловных определить тип средства связи и вид придаточной части по значению.

4. Для бессоюзного сложного:

· выделить, обозначив цифрами, каждую предикативную часть;

· разобрать каждую часть по членам предложения с указанием их морфологического выражения;

· дать характеристику каждой части по составу, полноте, наличию осложнения;

· определить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

5.  Для сложных синтаксических конструкций:

· определить доминирующую  связь в данной конструкции определить тип предложения по этой связи;

· выделить (квадратными и круглыми скобками) и охарактеризовать каждую предикативную часть по составу, полноте и наличию осложнения;

· разобрать каждую предикативную часть по членам предложения и указать их морфологическое выражение;

·  у все придаточных частей определить и охарактеризовать средство подчинительной связи, присловный или неприсловный характер и вид по значению.

6. Построить схему предложения.

1. Мне кажется, если к старинной стене подвести человека, никогда не видевшего моря, он догадается и даже в полный штиль: за стеной живет что-то могучее и прекрасное, и не успокоится, пока не прикоснется к нему. (Ф.Искандер).

2. Мы проходили через крепостной двор, всегда вкусно пахнущий жареной рыбой, мимо ярко выбеленных рыбацких домиков. (Ф.Искандер).

3. Белье, развешанное на веревках, плотно надувалось ветром, близость моря не давала ему покоя, пеленки подражали парусам. (Ф.Искандер).

4. Море в этих местах наступает на берег: можно заплыть и метрах в двадцати от берега нащупать ногами ржавый обломок стены, неподвижно стоять на нем по грудь в воде, легким движением рук удерживая равновесие. (Ф.Искандер).

5. Я хорошо запомнил день, когда научился плавать, когда я почувствовал всем телом, что могу держаться на воде и что море держит меня. (Ф.Искандер).

6. С набегающей волной иногда выплескивался краб, неуклюже забегал за край скалы и, высовываясь из-за камня, следил за мной злыми, хозяйскими глазами. (Ф.Искандер).

7. Отсмеявшись, она решительно опускала голову, чтобы читать, но   парень опять что-то говорил, и она опять смеялась, и зубы её блестели, как  пена вокруг скалы и как рубашка парня. (Ф.Искандер.).

     8. Рассматривая афиши, я краем уха слушал эту болтовню и прекрасно понимал, что все это вздор, что само предложение отомстить Негодяйке никак не выполнимо, потому что она жила в Тбилиси, а мы жили в Мухусе, так что все это было пустыми словами. (Ф.Искандер.).

     9.  Примерно такое же чувство я испытывал на улице во время футбольной баталии, когда кто-то из близких кричал, чтобы я шел домой, потому что набегался или сильно вспотел; меня всегда раздражал этот наивный эгоизм близкого человека, которому и в голову не приходило, что набегался не только ты. (Ф.Искандер.).

    10.  И чем дальше он читает, тем чаще приходится снимать очки и   дольше держать их над папиросой, потому что солнце идет к закату, а книга    волнует все больше и больше, и когда он доходит до того места, где старый Тарас слезает с коня и ищет свою люльку, я уже чувствую, что будет дальше. (Ф.Искандер.).

 11. У него болела совесть, а когда скрылась Вера, ему стало    казаться, что он потерял что-то очень дорогое, близкое, чего уже не найти ему; он чувствовал, что с Верой ускользнула от него часть его молодости и что минуты, которые он бесплодно пережил, уже более не повторятся. (А.Чехов).

12. Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и, наконец, пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине, как коршун, ожидающий добычу. (М.Лермонтов).

13. У него была способность понимать искусство и подражать искусству, и он подумал, что у него есть то самое, что нужно для художника, и, несколько времени поколебавшись, какой он выберет род живописи: религиозный, исторический жанр или реалистический, он принялся писать. (Л.Толстой).

14. Тетка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро, но вдруг недалеко от нее раздался странный крик, который заставил ее вздрогнуть и вскочить на все четыре лапы. (А.Чехов).

Приложение.

Домашняя контрольная работа

«Сложносочиненное предложение».  


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.