Упражнения (определите их целенаправленность) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Упражнения (определите их целенаправленность)

2021-05-28 27
Упражнения (определите их целенаправленность) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Прочитайте, спишите. В данных вопросительных предложениях найдите слова, которые подают сигнал о вопросе.

Чему научится школьник? Где растут цветы такие?

2. Вставьте в предложения пропущенные слова — сигналы вопроса. ...это лыжи, твои или папины?

...идем мы с Пятачком?

Для систематизации знаний учащихся о типах предложений по цели высказывания предлагается следующее задание.

3. Прочитайте. Можно ли данные предложения разделить на группы? Обоснуйте свой ответ, опираясь па смысл и интонацию прочтения.

Кто в тереме живет?

Медленно падают белые снежинки.

Эй, слуги, позовите царевича!

При многоаспектной работе над словом в процессе изучения всех разделов курса русского языка школьники выполняют различные виды упражнений, составленных из отдельных слов. На языковом материале таких упражнений происходит закрепление дограмматических знаний об употреблении запятой, двоеточия, точки с запятой, тире.

На третьем этапе расширяется представление о типах предложения по цели высказывания, проводится углубленная работа над смысловой стороной высказываний, интонацией, ролью знаков препинания в процессе общения.

Фрагмент урока (изучение)

Урок на тему "Для чего мы задаем вопросы?" посвящен изучению вопросительных предложений. К уроку предлагалось домашнее задание: "Составьте и запишите предложения, содержащие вопросы, с которыми вы обращаетесь к родителям, знакомым или незнакомым людям. Определите, с какой целью задается тот или иной вопрос".

Урок начинается с беседы, в ходе которой учащиеся приводят примеры вопросительных предложений, выделяют их признаки (вопросительные слова, вопросительные частицы, вопросительная интонация). В процессе определения мотивов задавания вопросов возникает проблемная ситуация, появляется потребность найти решение проблемы, имеющей для учащихся практическую значимость. В ходе анализа примеров из произведений художественной литературы школьники узнают, что люди задают вопросы с разной целью: чтобы получить один из нескольких возможных ответов, чтобы получить утвердительный или отрицательный ответ.

Учащимся предлагается прочитать эпизод из сказки К. И. Чуковского "Доктор Айболит", в котором доктор спрашивает с тревогой:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну.

Что станет с ними, больными,

С моими зверями лесными?

Анализ коммуникативной ситуации, представленной в этом эпизоде, позволяет учащимся убедиться в том, что вопрос можно задать, не ожидая, что кто-нибудь на него ответит. Далее в качестве примеров используются ситуации, помогающие осознать, что вопросы задаются еще и для того, чтобы узнать что-то новое.

Знание разных типов вопросов и мотивов их задавания, умение различать вопросы предоставляют детям возможность глубже понять смысл вопросительных предложений, оказывают положительное влияние на формирование их пунктуационной грамотности.

В третьем классе происходит ознакомление школьников с видами предложений по интонации, организуется наблюдение над "восклицательными словами" (Ой! Ах! Эх!), являющимися сигналами к постановке восклицательного знака. Знакомство с формально-грамматическими показателями восклицательных предложений способствует осознанию детьми смысловой и эмоциональной сторон восклицательных предложений.

В систему упражнений по пунктуации вводятся и такие, которые позволяют ученикам увидеть, что неверная постановка знаков препинания может нарушить смысл написанного. Выявление учащимися пунктуационных ошибок, которые приводят к смысловым нарушениям, исправление таких ошибок осуществляется в игре "Не нарушай границу".

Фрагмент урока (изучение)

· - Каждое предложение имеет свою "территорию". "Территория" одного предложения отделяется от "территории" другого границами. Роль "пограничных столбов" выполняют знаки препинания. Если "пограничный столб" оказывается не на месте, то нарушается граница предложения (т.е. слова одного предложения оказываются на "территории" другого). В результате нарушается смысл предложения, получается нелепость. Как вы думаете, что такое нелепость? (Бессмыслица.) Попытайтесь устранить такие нелепости в предложениях, переставив "пограничный столб" так, чтобы он правильно определял границу предложения и его смысл: В реке там рыба на бугре. Мычит корова в конуре. Собака лает на заборе. Поет синичка.

· — Вместе со смыслом границу каждого предложения охраняет интонация. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию в конце предложения.

Учитель демонстрирует образец интонационного оформления предложения.

На этом этапе имеет место тренировка в употреблении точки с запятой; возможности для проведения этой работы предоставлены упражнениями из учебника на группировку слов или форм слов по различным грамматическим или лексическим признакам.

Четвертый этап предполагает организацию работы над знаками препинания в четвертом классе. Школьники знакомятся с употреблением знаков препинания в простых предложениях, осложненных однородными членами предложения, обращением, а также с пунктуацией сложного предложения. На этом этапе формируются умения: использовать данные синтаксические конструкции в собственных письменных высказываниях учащихся; обосновывать выбор места для постановки знака препинания с опорой на структурные, смысловые и интонационные признаки предложения.

При знакомстве с признаками обращения дети узнают, что оно называет того, к кому обращаются с речью; произносится со звательной интонацией; не является членом предложения; выражается существительным в именительном падеже.

Приведем описание урока, направленного на усвоение особенностей обращения.

Фрагмент урока (изучение)

· — Прочитайте и сравните два предложения:

o • Петя прочитал рассказ.

o • Петя, прочитай рассказ.

· — Чем похожи предложения? (В предложениях говорится о Пете.) Что сообщает имя существительное Петя в первом предложении? (Оно сообщает, о ком говорится в предложении.) Что называет имя существительное Петя во втором предложении? (Оно называет того, к кому мы обращаемся с речью.)

Учитель делает обобщение, вводит термин "обращение". Далее организуется наблюдение над характерной для обращения интонаций.

— Прочитайте каждое предложение, обратите внимание на интонацию прочтения имени существительного Петя в каждом предложении.

В ходе наблюдений школьники устанавливают, что в первом предложении данное имя существительное произносится ровным спокойным голосом. Во втором — с особой интонацией, которая помогает привлечь внимание того человека, к которому мы обращаемся с речью. Учитель сообщает детям, что такая интонация называется звательной. Далее проводится наблюдение над употреблением знаков препинания при обращении. В ходе наблюдения учащиеся приходят к выводу, что обращение может стоять в начале, середине и конце предложения. На письме обращение выделяется запятой или двумя запятыми, что зависит от места обращения в предложении.

При изучении предложений с однородными членами происходит систематизация знаний учащихся об употреблении запятой при перечислении, полученных практическим путем на предыдущих этапах. На данном этапе обучения формируется представление школьников о сложном предложении, закладываются основы умения конструировать, употреблять в речи разнообразные структурно-семантические типы сложного предложения.

Таким образом, содержание процесса изучения пунктуации дает возможность показать учащимся неисчерпаемое богатство и выразительность русского языка, а также доказать, что язык является важнейшим средством человеческого общения.

Конспект ДЗ

I-III классы - начальный этап обучения пунктуации, которая, как известно, представляет собой совокупность правил постановки знаков препинания. В начальных классах предметом изучения является постановка четырех знаков препинания: точки, вопросительного знака, восклицательного знака, запятой. Употребление последней ограничено простым предложением с однородными членами. Несмотря на то, что количество пунктуационных правил, изучаемых в начальных классах, незначительно и главным образом они «обслуживают» конец предложения, учителю необходимо в каждом классе систематически работать над пунктуацией, исходя из ее функции в речи и основ, на которых базируется постановка знаков препинания.

Основное назначение пунктуации, как это отмечается в лингвистической литературе,- «указывать на смысловое членение речи». Кроме того, знаки препинания, наряду с другими языковыми средствами, передают смысловые оттенки, свойственные отдельным частям высказывания, раскрывают «взаимоотношение тех частей предложения, между которыми они стоят». Тем самым пунктуация способствует точной передаче и правильному восприятию мыслей. Например, постановка точки на конце предложения указывает на законченность предложения и его повествовательный тип по цели высказывания. Восклицательный знак в конце предложения также указывает на завершенность предложения и на отношение говорящего или пишущего к своему высказыванию.

При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель прежде всего показывает их роль, их назначение в письме иной речи. При этом обращается внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения, т. е. как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим. (Элементарный прием ознакомления с ролью точки - чтение сплошного текста, не поделенного на предложения. Чтение и понимание такого текста затруднено.)

Практическое ознакомление первоклассников с постановкой точки, вопросительного и восклицательного знаков происходит в период обучения грамоте. Дети еще не читают страниц «Букваря», но они устно составляют предложения по картинкам. Учитель обращает внимание учащихся на то, что при произношении (в устной речи) одно предложение отделяется от другого паузой, голос в конце предложения понижается. Дети по заданию учителя делят небольшие тексты (в 3-4-5 предложений) на отдельные предложения и убеждаются, что пауза между ними помогает лучше понять содержание рассказа, так как отделяет одну мысль от другой. Учащиеся упражняются в правильном произношении предложений. Так создается смысловая и интонационная основа для ознакомления с постановкой в конце предложения точки. Это можно сделать еще до чтения, используя графическую схему предложения. Например, дети устно составили предложение Мы любим петь, подсчитали в нем слова и каждое слово обозначили черточкой. После этого составили еще одно предложение: Нам весело - и также каждое слово обозначили черточкой. Учитель говорит: «В устной речи одно предложение от другого мы отделяем паузой. (Произносит предложение.) А в книгах, в газетах используется особый знак - точка, которая показывает, что предложение закончилось, нужно голос понизить и сделать паузу». Через несколько уроков первоклассники начинают читать предложения. Они воспринимают точку как знак конца предложения и сигнал понижения голоса и паузы. При составлении предложений из разрезной азбуки обязательно используется карточка с точкой. При записи предложений на уроках письма учитель тщательно следит за постановкой точки. Учащиеся объясняют, почему нужно ставить точку. Отсутствие точки в конце предложения считается ошибкой и подлежит исправлению. Такое внимание к постановке точки способствует формированию данного навыка.

Вопросительный и восклицательный знаки также вводятся в практику обучения в букварный период. Учащиеся читают предложения, которые по цели своего высказывания являются вопросительными (в них содержится вопрос и говорящий данным предложением хочет о чем-либо узнать). Учащиеся учатся правильно произносить такие предложения, повышая в конце предложения голос. Интонация и смысл предложения создают основу для постановки вопросительного знака, например: Нитки тонки. А канат? Он толст.

Постановку восклицательного знака учащиеся связывают с передачей чувства (удивления, радости, восторга и т. д.) и с особым интонированием предложений.

Более углубленная работа над постановкой точки, вопросительного и восклицательного знаков проводится в процессе изучения раздела «Предложение» во II классе. Именно в этот период происходит осознание синтаксической основы постановки знаков препинания в конце предложения. Изучение членов предложения, связи слов в предложении (см. выше) делает осознанным вычленение предложения из потока речи, а следовательно, и постановку знаков препинания в конце предложения. По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. Например, предложение Летом мы отдыхали в Крыму по цели высказывания является повествовательным, а по интонации может быть восклицательным и невосклицательным в зависимости от чувства говорящего. Спокойный тон передачи мысли потребует постановки точки. Стремление подчеркнуть радость обусловит постановку в конце предложения восклицательного знака. Особенно наглядно для учащихся своеобразие типа предложения проявляется в тексте, в котором повторяется одно и то же предложение, например: Дети ждали приезда отца. Маленькая Ира каждое утро спрашивала у брата: «Папа приехал?» Увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером девочка сообщила своим подружкам: «Папа приехал». Повторяющееся в тексте предложение Папа приехал является разным по цели высказывания: во втором предложении оно вопросительное, а в третьем и в четвертом - повествовательное. Однако в третьем предложении оно произносится с особым чувством радости, поэтому по интонации является восклицательным.

Учитель постоянно воспитывает у учащихся внимание к произносительной стороне предложения, учит соблюдать логическое ударение, повышать или понижать голос в определенной части предложения, делать паузу между предложениями и т. д.

При изучении в III классе предложений с однородными членами учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и с функцией запятой при перечислении.

Постановка запятой в отличие от точки не свидетельствует о конце предложения, а наоборот, указывает на его незавершенность. Учитель путем сравнения двух предложений показывает разницу произношения конца предложения, т. е. передачу интонации точки и интонации запятой. Например: Льдины плыли по реке. (Голос понижается. Делается пауза.) Льдины плыли по реке, сталкивались, натыкались на берега. (Во втором предложении после слов по реке, сталкивались голос понижается незначительно, чувствуется, что сообщение будет продолжено.)

В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над постановкой указанных знаков препинания чрезвычайно важна.

Уже в период обучения грамоте при чтении текстов, помещенных на страницах «Букваря», учитель обращает внимание на постановку тире, двоеточия, обучает чтению с учетом знаков препинания. Например, показывает голосом, как читать предложение, если вместо слова стоит тире: У нас в классе скоро конкурс. Павел нарисовал трактор. Виктор - танк.

На уроках русского языка при выполнении упражнений, связанных с классификацией слов, учитель уже в I классе практически знакомит школьников с постановкой двоеточия или тире при перечислении, а также с постановкой запятой. При этом сообщается название указанных знаков препинания, и дети постепенно начинают пользоваться ими без напоминания учителя (безусловно, если на начальном этапе работы по учебнику «Русский язык» учитель неоднократно на конкретных примерах показывал, что перед перечислением ставится двоеточие, каждое слово отделяется запятой). Перед записью текста предупреждаются ошибки не только орфографические, но и пунктуационные. Это необходимо помнить учителю, и развивать у учащихся пунктуационную зоркость.

Программой не предусмотрено изучение в начальных классах сложных предложений, однако это не означает, что учитель должен обходить молчанием сложные предложения, употребленные учащимися в устной и особенно в письменной речи. Практически, он знакомит младших школьников с некоторыми особенностями сложных предложений, в частности наличием в таких предложениях двух частей:

1) две самостоятельные части объединены в одно предложение, например: Наступил сентябрь, а дни стояли по-летнему жаркие;

2) в предложении одна часть зависит от другой, например: В поле мы видели, как комбайн убирает подсолнечник на силос. Учащиеся находят в каждой части подлежащее и сказуемое и убеждаются в том, что два предложения объединены в одно. Элементарные наблюдения над сложными предложениями позволяют сообщить детям о постановке запятой в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Так, например, в процессе анализа письменных работ, выполненных учащимися (изложений, сочинений), а также при подготовке к написанию разного вида творческих работ сообщается о постановке запятой в сложном предложении, вторая часть которого начинается со слов: который, если, потому что, так как.

Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации, является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. И как бы ни были элементарны знания младших школьников о предложении, именно эти знания обеспечивают осознанное владение предложением в устной и письменной речи.

 

ЕСМП 20.05.2020

1. Практические методы (наблюдение объектов и явлений в природе, опыты с ними).

2. Наглядные методы (работа с демонстрационными объектами, различными, наглядными пособиями).

3. Словесные методы (рассказ, беседа, диалог, лекция).

Наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов) с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Использование практических методов обучения (игра, элементарные опыты и моделирование) в процессе ознакомления с природой позволяет учителю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания.

Словесные методы (рассказы учителя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы) используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их, помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Одними из ведущих методов изучения природы являются практические.

Практические методы обучения - характеризуются тем, что при их применении включаются в процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников. Это разработка плана, ознакомление с объектами, осмысление задания, практическая работа по его выполнению, оформление результатов, подведение итогов выполненной работы и др. Практические методы при изучении природоведения применяются широко, потому что способствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы.

 

Методы обучения являются важнейшим инструментом в руках учителя по руководству процессом обучения природоведению. Следовательно, возникает необходимость раскрытия их сущности и педагогической эффективности. Остановимся кратко на характеристике групп и видов методов обучения, применяемых в обучении естествознанию в начальной школе.

Словесные методы. В процессе обучения естествознанию важным источником знаний является устное или печатное слово. Часто оно иллюстрируется различными наглядными пособиями. Деятельность учителя здесь состоит в том, что он передает сам или организует передачу информации словом. Деятельность ученика заключается в слушании слова.

Слово - самый старый, а когда-то и единственный способ воздействия на учащихся. Но, начиная со времен А.Я. Коменского, роль слова в учебном процессе постепенно ограничивалась, что очень важно для естественнонаучных учебных предметов. В самом деле, одно только словесно-книжное преподавание не может дать правильных, полных представлений о природных объектах и явлениях, без чего процесс осознанного усвоения теории невозможен. Такой подход в обучении практически не позволяет реализовать задачи развития учащихся, а ведь роль природы в этом развитии неоценима. И все же процесс обучения без применения словесных методов не протекает. Живое и печатное слова продолжают оставаться важными способами воздействия на учащихся.

Рассказ - это последовательное повествовательное изложение учебного материала.

В дидактике термин "рассказ" относят не ко всем случаям повествовательного изложения материала, а только к тем, где идет речь о событиях, развертывающихся во времени. Это может быть повествование о биографиях ученых, о географических открытиях, об эволюционных процессах. Основными элементами этого рассказа являются завязка, кульминация и развязка. В повествовательном рассказе очень часто применяется так называемая образная или словесная наглядность.

Приведем пример рассказа-повествования:

"На территории Уральских гор около 2 миллиардов лет назад простиралась мертвая пустыня. Прошло очень много времени, и эта пустыня сменилась морем. На дне его отлагались обломки пород, снесенные с берегов. На смену морю приходили вулканы, из жерл которых изливались мощные огненные лавы. Под действием внутренних сил Земли поднялись высокие горы. За более чем 2 млрд лет неумолимое время в содружестве с солнцем, водой, ветром и живыми организмами разрушило эти громады, превращая их в песок, глину, пыль. Снова возникали и моря, и вулканы, и горы, и снова все разрушалось. Наконец, наступил относительный покой и древние Уральские горы постепенно приняли современный облик".

По характеру изложения можно выделить и другие разновидности рассказа (по Н.А. Рыкову).

Рассказ - это последовательное описательное изложение учебного материала. Рассказ применяется в тех случаях, когда нужно сообщить новую информацию, которая не опирается ни на жизненный опыт учащихся, ни на ранее изученное, ни на наблюдения. Так, метод рассказа учитель применяет для сообщения причин отличий комнатных растений от дикорастущих в наших условиях; различий природы в отдаленных географических зонах. Этот метод применяется, когда возникает необходимость создать образ путем словесного описания, передать классу содержание личных наблюдений и переживаний.

Рассказ должен соответствовать определенным требованиям. Прежде всего, он не должен быть продолжительным. По нашим наблюдениям, рассказ на уроках природоведения не должен превышать 5--7 мин к концу обучения в начальной школе. Такая продолжительность рассказа должна нарастать постепенно, начиная с одной минуты в I--II классах. Очень важно также, чтобы речь учителя была четкой, доступной, живой, образной. Особенно образность необходима в применении рассказа в качестве словесной наглядности. В рассказе учителю надо тщательно следить за применением научной терминологии, не допускать бытовизмов, множества фактов и терминов, при необходимости применять наглядные пособия. В свой рассказ учитель может включать рассказы учащихся, небольшие отрывки из научно-популярной и научно-художественной литературы, обязательно устанавливать связи с изученным.

Положительными сторонами рассказа является то, что ученик за короткий промежуток времени получает довольно большое количество информации, усваивает учебный материал более или менее целостно. Этот метод развивает память, а также такое важное качество личности, как умение слушать рассказ, лекцию. Вместе с тем, это метод формальной передачи информации, которую учащиеся должны принять в готовом виде, на веру. Он слабо развивает творческое мышление детей.

 

Описание деталей, явлений, расположенных в пространстве. Схему построения описания определяет аналитический прием расчленения целого на части.

Вот пример описания строения тела животного: "Один из крупных пушистых хищников - рысь. Длина ее до 1 м, масса 8-15 кг. У рыси острые когти и длинные ноги с широкими лапами. Между пальцами - перепонки, позволяющие передвигаться по рыхлому снегу, не проваливаясь. По бокам головы рыси - бакенбарды, на ушах - кисточки. Рысь водится в глухих лесах. Пятнистая шерсть делает ее незаметной днем среди деревьев".

Во время описания обязательно применение предметных или изобразительных наглядных пособий.

Объяснение - изложение учебного материала, связанного с ответами на вопросы "Как?", "Почему?". Под объяснением понимается словесное истолкование существенных свойств изучаемых объектов, закономерностей рассматриваемых явлений.

Во время объяснения учитель должен:

- четко формулировать проблему;

- использовать примеры, аргументирующие выдвинутые положения;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- применять приемы сравнения, сопоставления изучаемых объектов и явлений;

- логично излагать изучаемый материал.

Приведем пример объяснения причин существования ярусов в лесном сообществе:

"Знаете ли вы, почему растения в лесу расположены ярусами?

Верхний ярус или полог леса представлен деревьями. Они получают самое большое количество света, необходимого для образования питательных веществ в листьях. Большую роль в жизни деревьев верхнего яруса играет ветер. Он опыляет деревья, помогает в распространении плодов и семян (исключение составляет липа, которая опыляется насекомыми).

Этажом ниже растут небольшие деревца. Они вырастут и придут на смену тем деревьям, которые сейчас самые высокие в лесу. Называются эти небольшие деревца подростом.

Третий этаж - это кустарники, которые называют подлеском. Кустарникам требуется меньше света, и они могут расти в тени деревьев. Подлесок играет важную роль в лесном сообществе: его плоды служат кормом многочисленным лесным обитателям. В его зарослях могут укрыться многие виды животных. В свою очередь животные распространяют плоды и семена кустарников, помогая им расселиться во всех уголках леса.

Второй этаж занимают травянистые растения, грибы. Они имеют небольшие размеры и не нуждаются в большом количестве света и тепла.

Самый нижний - первый этаж - в лесу представлен мхами и лишайниками. Они обычно селятся на влажной почве и не требуют много света. Мхи, как губка, впитывают воду и при ее испарении поддерживают влажность в лесу. Лишайники могут селиться на останках деревьев и, разлагая их, участвуют в образовании почвы".

Объяснение часто выделяется как самостоятельный словесный метод преподавания. Объяснение - последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений с формулированием вывода. Разновидностью объяснения является инструктаж к выполнению наблюдений, опытов, практических работ, к различного рода самостоятельным работам, в том числе с тетрадью, учебником, наглядными пособиями. Инструктаж может быть дан письменно и устно. Примером письменных инструкций могут служить задания в учебнике к практическим и лабораторным работам, инструктивные карточки, задания на доске.

Метод объяснения имеет свои достоинства, т. к. способствует формированию навыков учебного труда, практических умений и навыков, развивает мышление и внимание. В то же время он требует от ученика большого напряжения внимания и мысли, поскольку в нем каждое последующее положение вытекает из предыдущего, связано с ним. Поэтому даже небольшой пропуск объяснения лишает ученика воспринять его в целом, а значит - последовательно и качественно выполнить работу.

К словесным методам относятся способы овладения новыми знаниями, источником которых служит устное или письменное слово.

Учитель не может обойтись без словесных методов на любом уроке. Слово учителя сопровождает использование наглядных и практических методов обучения естествознанию.

"Поток информации - вот важнейшее условие полноценного умственного развития", - считал В.А. Сухомлинский. - "То, что ребенок видит сам, - это еще не поток информации. Человеческое воспитание в том и заключается, что старшие передают детям готовые знания об окружающем мире, энергией своей мысли постоянно питают поток информации, воздействующий на ребенка" [69].

В начальной школе применяются следующие словесные методы: рассказ, беседа, учебная дискуссия и работа с книгой.

 

Доказательство - утверждение, подкрепленное фактами. Примером может служить рассказ по теме "Охрана поверхности".

"Нужно ли охранять поверхность? Конечно!

На нашей планете существуют формы поверхности, созданные деятельностью человека. Огромные терриконы остаются после добычи угля в шахтах, появляются отвалы вокруг угольных разрезов и рудников.

Рукотворные горы вовсе не безобидны. Ведь под ними оказалась плодородная земля, которую уже невозможно использовать. Ветер разносит с терриконов тучи пыли, загрязняющей воздух. Стекающая с них дождевая вода, растворяет ядовитые вещества и отравляет почву и водоемы. Страшным бедствием являются карьеры, остающиеся после добычи полезных ископаемых. Это настоящие открытые раны на поверхности земли. Например, в Коркино (Челябинская область) в результате открытой добычи бурого угля образовался самый глубокий в Евразии карьер. Его глубина более 200 м. Если всю горную породу и уголь, вынутый из карьера, поместить в железнодорожные вагоны, то длина состава будет равна расстоянию от Земли до Луны.

Как залечить раны, нанесенные земле?

Карьер можно превратить в пруд и заселить его рыбой, а террикон выровнять, привезти почву и засадить растениями".

Ко всем вышеназванным разновидностям рассказа обычно предъявляются сходные дидактические требования.

Любой рассказ имеет четкую, определенную структуру, доступную для данного возраста детей. Продолжительность рассказа в первом-втором классах - 1-3 мин; в 3-4 классах - 4-5 мин.

Методические требования к рассказу:

- научность, доступность, логичность;

- постановка познавательных задач, нацеливающих детей на восприятие нового материала;

- использование образных примеров, демонстрация наглядных пособий;

- стилистически грамотное изложение, без искажения слов и их неправильного употребления, отсутствие фактических ошибок;

- выделение главного и формулировка основных понятий;

- установление значимых для данной возрастной категории учащихся связей с жизнью.

Одна из целей применения словесных методов обучения - оптимальная активизация познавательной деятельности младших школьников путем использования рассказов поискового характера, усиления их эмоциональной выразительности. Учитель должен помнить, что мышление детей связано с их эмоциональной сферой. В изложении материала желательна подлинная эмоциональность. Знания успешнее всего усваиваются тогда, когда учителю удается повлиять на чувства обучаемых.

В своей книге "Сердце отдаю детям" В.А. Сухомлинский писал: "Иногда заменой чувственного восприятия может быть живое, яркое слово учителя".

Рассказ как метод активного обучения должен решать следующие учебные задачи:

1. Учить детей анализировать.

Например, перед рассказом о растениях тундры детям раздаются гербарии и учитель просит их подумать над вопросом: "Как приспособились растения к жизни в тундре?".

2. Учить сравнивать.

Например, можно попросить детей подумать над вопросом: "Смогла бы береза, растущая в средней полосе России, жить в тундре?". Для ответа на этот вопрос учащимся нужно будет сравнить внешнее строение карликовой березки и березы средней полосы, климатические условия, в которых они растут, и сделать соответствующие выводы.

3. Выделять главные, существенные признаки.

Например, перед тем, как рассказать о северном олене, учитель вывешивает его изображение и ставит познавательную задачу: "Выделите основные черты приспособленности оленя к жизни в тундре".

4. Учить составлять план рассказа и действовать по плану.

Например, учитель может спросить детей, по каким пунктам плана строился рассказ о северном олене и выписать план на доску. Перед рассказом о другом животном дается задание: "Прослушайте рассказ и сделайте вывод, все ли пункты плана были раскрыты в рассказе о животном".

5. Учить задавать вопросы.

Перед рассказом учитель просит каждого ребенка придумать вопрос к рассказу. После рассказа вопросы детей выслушиваются и анализируются.

Нужно отметить, что в чистом виде рассказ в начальной школе применяется довольно редко. Обычно он сопровождается элементами беседы.

Беседа - метод обучения, включающий диалог учителя и учащихся, проводимый по заранее продуманным вопросам.

По дидактическим целям выделяют:

1. Вводную (вступительную) беседу. На ней актуализируются опорные знания, необходимые для изучения новой темы.

Например, при изучении значения почвы в круговороте веществ детей просят вспомнить: "Как образуется почва?", "Какие компоненты входят в состав перегноя?", "Какую роль в почве играют бактерии?", "Какое значение имеет почва в жизни растений?", "Какова роль растений в жизни животных?" Без этих знаний учащиеся не смогут в дальнейшем построить схему круговорота веществ.

2. Беседу - сообщение новой темы. Одной из форм такой беседы является эвристическая беседа (от слова "эврика" - "открываю"). Во время нее вопросы учителя должны подводить детей к маленьким "открытиям".

Например, при изучении любой природной зоны учитель беседует с детьми по вопросам, позволяющим им самим сделать вывод о погодных условиях, почвах, растительном и животном мире в данной природной зоне. При изучении степной зоны можно задать следующие вопросы: "Как расположена зона степей по отношению к экватору?", "Как будут прогревать территорию степей солнечные лучи?", "Где, по-вашему, будет более жаркое и продолжительное лето: в зоне лесов или степей? Почему?", "Сравните изображения леса и степи. Какие характерные особенности природы степи вы заметили?", "Почему в степи преобладают травянистые растения?", "Могут ли в степи постоянно обитать крупные животные? Почему?" и т. д.

3. Обобщающую беседу. На ней систематизируются знания детей, устанавливаются причинно-следственные связи между новыми и уже сформированными представлениями и понятиями.

К такой беседе должна быть подготовлена строго продуманная система вопросов и предполагаемых ответов детей. Следует заранее подготовить вспомогательные и корректирующие вопросы. Они должны быть не только репродуктивными, но и в большей степени носить творческий характер, требовать применения полученных знаний в новых ситуациях. Можно предложить следующие продуктивные вопросы:

- поставленные в новой редакции, по возможности, в виде небольших задач. Например, "Одногорбый верблюд может развить скорость до 16 км/ч. Сколько километров он пройдет за 5 часов?";

- требующие связного ответа-рассказа. Например: "Объясните, почему растения в лесу расположены ярусами";

- вопросы на сравнение природных объектов и явлений. Например: "Могут ли поменяться лесными "этажами" белка и полевка? Объясните свой ответ";

- требующие установления причинно-следственных с


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.