Формирование пунктуационных умений младших школьников — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Формирование пунктуационных умений младших школьников

2021-05-28 31
Формирование пунктуационных умений младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Синтаксические упражнения.

Первый класс.

-Составление словосочетаний по картине;

-Составление предложений по схеме;

-Составление предложений по схеме и по картине;

-Составление предложений из данных слов,словосочетаний;

-Ответы на вопросы, диолог;

-Связывать при рассказывании два соседних предложений;

-Составление небольших связных высказываний;

Второй класс.

-Составление словосочетаний и предложений со словарными словами; со словами-названия предмета, признака, действия;

-Ответы на вопросы и составление диолога берется более обширно;

-Составление устно небольших связных высказываний по картине, об увиденном, о птицах, о растениях и т.д.;

-Распространение предложений по вопросам при помощи данных слов;

-Обращение внимания на части речи, способ их связи, место в предложение;

-Составление предложений из данных слов,словосочетаний;

-Восстановление деформированного текста;

-Объяснение знаков препинания;

-Составление схемы предложений;

Третий класс.

-Составление словосочетаний;

-Составление предложений со словарными словами;

-Составление устно небольших связанных высказываний по картине, об увиденном, о птицах, о растениях и т.д.;

-Распространение предложений по вопросам при помощи данных слов;

-Составление предложений из данных слов,словосочетаний;

-Восстановление деформированного текста;

-Обращение внимания на части речи, способ их связи, место в предложение;

-Объяснение знаков препинания;

-Составление схемы предложений;

-Определение границ предложения;

-Нахождение грамматических основ;

Четвертый класс.

-Нахождение грамматических основ;

-Установление границ предложения;

-Составление предложений из данных слов,словосочетаний;

-Восстановление деформированного текста;

-Объяснение знаков препинания;

-Анализ словосочетаний, предложений;

-Обращение внимания на части речи, способ их связи, место в предложение;

-Подбор подходящего по смыслу пропущенного в предложении слов;

-Составление предложений с однородными членами из двух-трех простых предложений;

-Составление предложений на определенную тему, по картинкам, по наблюдению за природой, замена формы одного предложения формой другого.

 Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. С синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные.

Приведем виды синтаксических упражнений, направленных на развитие речи учащихся. В первую очередь,это упражнения в конструировании словосочетаний различного вида. Составленные детьми словосочетания должны прочно войти в их речь и предостерегать от возможных ошибок в употреблении предложно-падежных форм имени существительного и падежных форм имени существительного и падежных форм имени прилагательного. 

Данные упражнения могут выполняться как письменно, так и устно, как на уроках грамматики, так и при подготовке к любой творческой работе; тогда выполнение подобных упражнений будет служить целям предупреждения и исправления речевых ошибок учащихся:

Итак,виды упражнений в составлении словосочетаний.

1.Составление словосочетаний из данных рядов слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова.

а) День, солнце, ночь, река, поле, птицы // певчие, колхозное, теплая, лунная, яркое, летний.

б) Теплый, ночь; привязать, дерево; скакать, трава; звонкое, смех; заглянуть, окно; встретить, друг; встретиться, друг.

в) Писать, идти, читать, грести // бегло, быстро, сильно, красиво.

2.Составление словосочетаний по данному главному слову путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов.

a) Путь (какой?); дорога (какая?); событие (какое?); тополь (какой?); ель (какая?)

б)   хорошо обращаться (с кем?; с чем?); хорошо относиться (к кому? к чему?);   любить (кого? что?)

в) радоваться чему? (приезд брата); верить во что? (победа); удивляться чему? (успех товарища); помогать кому? (октябрята).

3. Составление словосочетаний по данному зависимому слову (существительному, прилагателному, наречию) путем подбора главноо слова.

a) Товарища (увидел, встретил, заметил, обидел и т.д.), товарищу (рад, сказал, посоветовал, передал и т.д.), с товарищем  (шел, говорил, сидел, поссорился ит.д.),  о товарище  (написал, подумал, вспомнил, сказал и т.д.);

б) топкое, вязкое, лесное,…; горячее, вкусное,…; чистая, глубокая,тихая,…; огромное, синее, теплое,…; умный, добрый, славный….

в) быстро (бежал), медленно (шел), тихо (говорил), редко (ошибался), высоко (летал).

4.Составление словосочетаний по данным однокоренным словам,требующим постановки имен существительных в разных падежах.

a) Благодарить -кого? за что?,   благодарность -кому?;   уважать -кого? за что?, уважение -к кому?;   возвратить -что? кому?, возвращение -кого?;

б) хвалить -кого ?, хвалиться -чем?; сердить -кого?, сердиться -на кого?

5.Составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определенного предлога.

Любовь к …, интерес к …, ненависть к …; отчет о …; заявление о …, мечта о …; надежда на …, наступление на ….

6.Составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке.

Войти в …, забежать за …, отплыть от …, вклеить в …, доставить до …

Следующий вид упражнений, способствующий формированию синтаксического строя речи младших школьников,-это упражнения в составлении предложений.

Назовем основные из них:

а)Составление полного ответа на вопрос учителя.

б)Распространение предложений по вопросам при помощи данных слов.

 в)Составление предложений из данных слов, словосочетаний.

 г)Восстановление деформированного текста.

д)Подбор подходящего по смыслу пропущенного в преложении слова.

е)Составление предложений с однородными членами из двух-трех простых предложений.

з)Составление предложений на определенную тему, по картинкам, по наблюдению за природой, замена формы одного предложения формой другого.

Вот некоторые упражнения, которые можно использовать на уроке при изучении словарных слов.

1.К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составтье предложения.

береза … … … в небе

огурец … … … в доме

воробей … … … в школе

комната … … … в лесу

ученик … … … в огороде

2.Составьте предложение с данными словами.

ветер, капуста, осина, товарищ

3.Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

4.Составьте предложения с данными словосочетаниями.

веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок, узкая лестница’

5.Замените предложения одним словарным словом.Составьте с этим словом свое предложение.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарником.

Край земли у водной поверхности.

Комната для занятий в школе.

6.Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова.Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге-…. (картинка)

Килограмм-это тысача ….(грамм)

Мать родимая-… любимая. (Родина)

7.Из слов составьте предложение.

огород, растет, в, картофель

8.Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Андрюша вынул из кармана носовой платок.

Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на свое маленькое поле.

9.Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился текст.

В гости иду к моему другу петуху. Встретил лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка-сестричка!

10.Разделите текст на предложения. Каждое предложение прочитайте отдельно. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.

На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре площади бьет фонтан в городе есть библиотеки музеи театры на берегу построена прекрасная пристань.

11.Смоделируйте предложение по схеме.

Что?.....................что делают?........................в какие?...............как? во что?..............

Например: Воробьи собираются в шумные стайки.

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед учителем стоит задача- активизировать словарь детей.

Виды упражнений

1.Составление словосочетаний:

-при составление словосочетаний использовать ассоциативное поле, из данных рядов слов путем объединения их по смыслу и при изменении формы слова;

-использование грамматического моделирования (по данному главному слову путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов);

-по данным однокоренным словам или приставочными глаголами;

-составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определенного предлога;

-составление словосочетаний с глаголами синонимами;

2.Составление предложений:

-по схеме или графики;

-на заданную тему;

-по данному падлежащему; с данным словарным словом; с данным словосочетанием;

3.Анализ предложений и словосочетаний;

4.Выделение из предложений словосочетания (со словарным словом);

5.Определение границ предложения;

6.Нахождение основы предложения;

7.Объяснение знаков препинания;

   8.Подбор подходящего по смыслу пропущенного в предложении слов;

9.Восстановление деформированного текста;

10.Разделение текста на предложения;

Составление устно небольших связанных высказываний по картине, об увиденном, о птицах, о растениях и т.д.;

 

Вывод.

Таким образом, одновременно с формированием морфологических понятий идет и осознание синтаксических структур. Язык в современном языкознание рассматривается как система разных уровней. Низшим из которых является фонетика, высшим-синтаксис.

Главная трудность изучения синтаксиса заключается в том, что дети не всегда могут разграничить морфологические понятия от синтаксической. Потому что, по своей функции они переплетаются.

Задача учителя заключается в том, чтобы весьти работу так чтобы предупредить смешение грамматических понятий.

Программа по русскому языку имеет твердый курс на развитие речи учащихся, на повышение их речевой культуры. Вот почему осознанные знания о предложении и его составных частях, словах, словосочетаниях помогают детям в правильном образовании предложений,в грамматически точном их использовании.

Итак, синтаксическое развитие речи детей и развитие их контекстной речи осуществляется в процессе изучения всех синтаксических и морфологических тем, а также при выполнении специальных упражнений по составлению словосочетаний, предложений и связных текстов. Все это является составной частью общей работы по воспитанию культуры речи младших школьников.

 

 

РЯсМП 20.05.2020

 

Фрагмент урока (изучение)

Урок на тему "Для чего мы задаем вопросы?" посвящен изучению вопросительных предложений. К уроку предлагалось домашнее задание: "Составьте и запишите предложения, содержащие вопросы, с которыми вы обращаетесь к родителям, знакомым или незнакомым людям. Определите, с какой целью задается тот или иной вопрос".

Урок начинается с беседы, в ходе которой учащиеся приводят примеры вопросительных предложений, выделяют их признаки (вопросительные слова, вопросительные частицы, вопросительная интонация). В процессе определения мотивов задавания вопросов возникает проблемная ситуация, появляется потребность найти решение проблемы, имеющей для учащихся практическую значимость. В ходе анализа примеров из произведений художественной литературы школьники узнают, что люди задают вопросы с разной целью: чтобы получить один из нескольких возможных ответов, чтобы получить утвердительный или отрицательный ответ.

Учащимся предлагается прочитать эпизод из сказки К. И. Чуковского "Доктор Айболит", в котором доктор спрашивает с тревогой:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну.

Что станет с ними, больными,

С моими зверями лесными?

Анализ коммуникативной ситуации, представленной в этом эпизоде, позволяет учащимся убедиться в том, что вопрос можно задать, не ожидая, что кто-нибудь на него ответит. Далее в качестве примеров используются ситуации, помогающие осознать, что вопросы задаются еще и для того, чтобы узнать что-то новое.

Знание разных типов вопросов и мотивов их задавания, умение различать вопросы предоставляют детям возможность глубже понять смысл вопросительных предложений, оказывают положительное влияние на формирование их пунктуационной грамотности.

В третьем классе происходит ознакомление школьников с видами предложений по интонации, организуется наблюдение над "восклицательными словами" (Ой! Ах! Эх!), являющимися сигналами к постановке восклицательного знака. Знакомство с формально-грамматическими показателями восклицательных предложений способствует осознанию детьми смысловой и эмоциональной сторон восклицательных предложений.

В систему упражнений по пунктуации вводятся и такие, которые позволяют ученикам увидеть, что неверная постановка знаков препинания может нарушить смысл написанного. Выявление учащимися пунктуационных ошибок, которые приводят к смысловым нарушениям, исправление таких ошибок осуществляется в игре "Не нарушай границу".

Фрагмент урока (изучение)

· - Каждое предложение имеет свою "территорию". "Территория" одного предложения отделяется от "территории" другого границами. Роль "пограничных столбов" выполняют знаки препинания. Если "пограничный столб" оказывается не на месте, то нарушается граница предложения (т.е. слова одного предложения оказываются на "территории" другого). В результате нарушается смысл предложения, получается нелепость. Как вы думаете, что такое нелепость? (Бессмыслица.) Попытайтесь устранить такие нелепости в предложениях, переставив "пограничный столб" так, чтобы он правильно определял границу предложения и его смысл: В реке там рыба на бугре. Мычит корова в конуре. Собака лает на заборе. Поет синичка.

· — Вместе со смыслом границу каждого предложения охраняет интонация. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию в конце предложения.

Учитель демонстрирует образец интонационного оформления предложения.

На этом этапе имеет место тренировка в употреблении точки с запятой; возможности для проведения этой работы предоставлены упражнениями из учебника на группировку слов или форм слов по различным грамматическим или лексическим признакам.

Четвертый этап предполагает организацию работы над знаками препинания в четвертом классе. Школьники знакомятся с употреблением знаков препинания в простых предложениях, осложненных однородными членами предложения, обращением, а также с пунктуацией сложного предложения. На этом этапе формируются умения: использовать данные синтаксические конструкции в собственных письменных высказываниях учащихся; обосновывать выбор места для постановки знака препинания с опорой на структурные, смысловые и интонационные признаки предложения.

При знакомстве с признаками обращения дети узнают, что оно называет того, к кому обращаются с речью; произносится со звательной интонацией; не является членом предложения; выражается существительным в именительном падеже.

Приведем описание урока, направленного на усвоение особенностей обращения.

Фрагмент урока (изучение)

· — Прочитайте и сравните два предложения:

o • Петя прочитал рассказ.

o • Петя, прочитай рассказ.

· — Чем похожи предложения? (В предложениях говорится о Пете.) Что сообщает имя существительное Петя в первом предложении? (Оно сообщает, о ком говорится в предложении.) Что называет имя существительное Петя во втором предложении? (Оно называет того, к кому мы обращаемся с речью.)

Учитель делает обобщение, вводит термин "обращение". Далее организуется наблюдение над характерной для обращения интонаций.

— Прочитайте каждое предложение, обратите внимание на интонацию прочтения имени существительного Петя в каждом предложении.

В ходе наблюдений школьники устанавливают, что в первом предложении данное имя существительное произносится ровным спокойным голосом. Во втором — с особой интонацией, которая помогает привлечь внимание того человека, к которому мы обращаемся с речью. Учитель сообщает детям, что такая интонация называется звательной. Далее проводится наблюдение над употреблением знаков препинания при обращении. В ходе наблюдения учащиеся приходят к выводу, что обращение может стоять в начале, середине и конце предложения. На письме обращение выделяется запятой или двумя запятыми, что зависит от места обращения в предложении.

При изучении предложений с однородными членами происходит систематизация знаний учащихся об употреблении запятой при перечислении, полученных практическим путем на предыдущих этапах. На данном этапе обучения формируется представление школьников о сложном предложении, закладываются основы умения конструировать, употреблять в речи разнообразные структурно-семантические типы сложного предложения.

Таким образом, содержание процесса изучения пунктуации дает возможность показать учащимся неисчерпаемое богатство и выразительность русского языка, а также доказать, что язык является важнейшим средством человеческого общения.

Конспект ДЗ

I-III классы - начальный этап обучения пунктуации, которая, как известно, представляет собой совокупность правил постановки знаков препинания. В начальных классах предметом изучения является постановка четырех знаков препинания: точки, вопросительного знака, восклицательного знака, запятой. Употребление последней ограничено простым предложением с однородными членами. Несмотря на то, что количество пунктуационных правил, изучаемых в начальных классах, незначительно и главным образом они «обслуживают» конец предложения, учителю необходимо в каждом классе систематически работать над пунктуацией, исходя из ее функции в речи и основ, на которых базируется постановка знаков препинания.

Основное назначение пунктуации, как это отмечается в лингвистической литературе,- «указывать на смысловое членение речи». Кроме того, знаки препинания, наряду с другими языковыми средствами, передают смысловые оттенки, свойственные отдельным частям высказывания, раскрывают «взаимоотношение тех частей предложения, между которыми они стоят». Тем самым пунктуация способствует точной передаче и правильному восприятию мыслей. Например, постановка точки на конце предложения указывает на законченность предложения и его повествовательный тип по цели высказывания. Восклицательный знак в конце предложения также указывает на завершенность предложения и на отношение говорящего или пишущего к своему высказыванию.

При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель прежде всего показывает их роль, их назначение в письме иной речи. При этом обращается внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения, т. е. как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим. (Элементарный прием ознакомления с ролью точки - чтение сплошного текста, не поделенного на предложения. Чтение и понимание такого текста затруднено.)

Практическое ознакомление первоклассников с постановкой точки, вопросительного и восклицательного знаков происходит в период обучения грамоте. Дети еще не читают страниц «Букваря», но они устно составляют предложения по картинкам. Учитель обращает внимание учащихся на то, что при произношении (в устной речи) одно предложение отделяется от другого паузой, голос в конце предложения понижается. Дети по заданию учителя делят небольшие тексты (в 3-4-5 предложений) на отдельные предложения и убеждаются, что пауза между ними помогает лучше понять содержание рассказа, так как отделяет одну мысль от другой. Учащиеся упражняются в правильном произношении предложений. Так создается смысловая и интонационная основа для ознакомления с постановкой в конце предложения точки. Это можно сделать еще до чтения, используя графическую схему предложения. Например, дети устно составили предложение Мы любим петь, подсчитали в нем слова и каждое слово обозначили черточкой. После этого составили еще одно предложение: Нам весело - и также каждое слово обозначили черточкой. Учитель говорит: «В устной речи одно предложение от другого мы отделяем паузой. (Произносит предложение.) А в книгах, в газетах используется особый знак - точка, которая показывает, что предложение закончилось, нужно голос понизить и сделать паузу». Через несколько уроков первоклассники начинают читать предложения. Они воспринимают точку как знак конца предложения и сигнал понижения голоса и паузы. При составлении предложений из разрезной азбуки обязательно используется карточка с точкой. При записи предложений на уроках письма учитель тщательно следит за постановкой точки. Учащиеся объясняют, почему нужно ставить точку. Отсутствие точки в конце предложения считается ошибкой и подлежит исправлению. Такое внимание к постановке точки способствует формированию данного навыка.

Вопросительный и восклицательный знаки также вводятся в практику обучения в букварный период. Учащиеся читают предложения, которые по цели своего высказывания являются вопросительными (в них содержится вопрос и говорящий данным предложением хочет о чем-либо узнать). Учащиеся учатся правильно произносить такие предложения, повышая в конце предложения голос. Интонация и смысл предложения создают основу для постановки вопросительного знака, например: Нитки тонки. А канат? Он толст.

Постановку восклицательного знака учащиеся связывают с передачей чувства (удивления, радости, восторга и т. д.) и с особым интонированием предложений.

Более углубленная работа над постановкой точки, вопросительного и восклицательного знаков проводится в процессе изучения раздела «Предложение» во II классе. Именно в этот период происходит осознание синтаксической основы постановки знаков препинания в конце предложения. Изучение членов предложения, связи слов в предложении (см. выше) делает осознанным вычленение предложения из потока речи, а следовательно, и постановку знаков препинания в конце предложения. По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. Например, предложение Летом мы отдыхали в Крыму по цели высказывания является повествовательным, а по интонации может быть восклицательным и невосклицательным в зависимости от чувства говорящего. Спокойный тон передачи мысли потребует постановки точки. Стремление подчеркнуть радость обусловит постановку в конце предложения восклицательного знака. Особенно наглядно для учащихся своеобразие типа предложения проявляется в тексте, в котором повторяется одно и то же предложение, например: Дети ждали приезда отца. Маленькая Ира каждое утро спрашивала у брата: «Папа приехал?» Увидев отца, она радостно закричала: «Папа приехал! Папа приехал!» Вечером девочка сообщила своим подружкам: «Папа приехал». Повторяющееся в тексте предложение Папа приехал является разным по цели высказывания: во втором предложении оно вопросительное, а в третьем и в четвертом - повествовательное. Однако в третьем предложении оно произносится с особым чувством радости, поэтому по интонации является восклицательным.

Учитель постоянно воспитывает у учащихся внимание к произносительной стороне предложения, учит соблюдать логическое ударение, повышать или понижать голос в определенной части предложения, делать паузу между предложениями и т. д.

При изучении в III классе предложений с однородными членами учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и с функцией запятой при перечислении.

Постановка запятой в отличие от точки не свидетельствует о конце предложения, а наоборот, указывает на его незавершенность. Учитель путем сравнения двух предложений показывает разницу произношения конца предложения, т. е. передачу интонации точки и интонации запятой. Например: Льдины плыли по реке. (Голос понижается. Делается пауза.) Льдины плыли по реке, сталкивались, натыкались на берега. (Во втором предложении после слов по реке, сталкивались голос понижается незначительно, чувствуется, что сообщение будет продолжено.)

В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над постановкой указанных знаков препинания чрезвычайно важна.

Уже в период обучения грамоте при чтении текстов, помещенных на страницах «Букваря», учитель обращает внимание на постановку тире, двоеточия, обучает чтению с учетом знаков препинания. Например, показывает голосом, как читать предложение, если вместо слова стоит тире: У нас в классе скоро конкурс. Павел нарисовал трактор. Виктор - танк.

На уроках русского языка при выполнении упражнений, связанных с классификацией слов, учитель уже в I классе практически знакомит школьников с постановкой двоеточия или тире при перечислении, а также с постановкой запятой. При этом сообщается название указанных знаков препинания, и дети постепенно начинают пользоваться ими без напоминания учителя (безусловно, если на начальном этапе работы по учебнику «Русский язык» учитель неоднократно на конкретных примерах показывал, что перед перечислением ставится двоеточие, каждое слово отделяется запятой). Перед записью текста предупреждаются ошибки не только орфографические, но и пунктуационные. Это необходимо помнить учителю, и развивать у учащихся пунктуационную зоркость.

Программой не предусмотрено изучение в начальных классах сложных предложений, однако это не означает, что учитель должен обходить молчанием сложные предложения, употребленные учащимися в устной и особенно в письменной речи. Практически, он знакомит младших школьников с некоторыми особенностями сложных предложений, в частности наличием в таких предложениях двух частей:

1) две самостоятельные части объединены в одно предложение, например: Наступил сентябрь, а дни стояли по-летнему жаркие;

2) в предложении одна часть зависит от другой, например: В поле мы видели, как комбайн убирает подсолнечник на силос. Учащиеся находят в каждой части подлежащее и сказуемое и убеждаются в том, что два предложения объединены в одно. Элементарные наблюдения над сложными предложениями позволяют сообщить детям о постановке запятой в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Так, например, в процессе анализа письменных работ, выполненных учащимися (изложений, сочинений), а также при подготовке к написанию разного вида творческих работ сообщается о постановке запятой в сложном предложении, вторая часть которого начинается со слов: который, если, потому что, так как.

Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации, является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. И как бы ни были элементарны знания младших школьников о предложении, именно эти знания обеспечивают осознанное владение предложением в устной и письменной речи.

 

ЕСМП 20.05.2020

1. Практические методы (наблюдение объектов и явлений в природе, опыты с ними).

2. Наглядные методы (работа с демонстрационными объектами, различными, наглядными пособиями).

3. Словесные методы (рассказ, беседа, диалог, лекция).

Наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов) с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Использование практических методов обучения (игра, элементарные опыты и моделирование) в процессе ознакомления с природой позволяет учителю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания.

Словесные методы (рассказы учителя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы) используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их, помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Одними из ведущих методов изучения природы являются практические.

Практические методы обучения - характеризуются тем, что при их применении включаются в процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников. Это разработка плана, ознакомление с объектами, осмысление задания, практическая работа по его выполнению, оформление результатов, подведение итогов выполненной работы и др. Практические методы при изучении природоведения применяются широко, потому что способствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы.

 

Методы обучения являются важнейшим инструментом в руках учителя по руководству процессом обучения природоведению. Следовательно, возникает необходимость раскрытия их сущности и педагогической эффективности. Остановимся кратко на характеристике групп и видов методов обучения, применяемых в обучении естествознанию в начальной школе.

Словесные методы. В процессе обучения естествознанию важным источником знаний является устное или печатное слово. Часто оно иллюстрируется различными наглядными пособиями. Деятельность учителя здесь состоит в том, что он передает сам или организует передачу информации словом. Деятельность ученика заключается в слушании слова.

Слово - самый старый, а когда-то и единственный способ воздействия на учащихся. Но, начиная со времен А.Я. Коменского, роль слова в учебном процессе постепенно ограничивалась, что очень важно для естественнонаучных учебных предметов. В самом деле, одно только словесно-книжное преподавание не может дать правильных, полных представлений о природных объектах и явлениях, без чего процесс осознанного усвоения теории невозможен. Такой подход в обучении практически не позволяет реализовать задачи развития учащихся, а ведь роль природы в этом развитии неоценима. И все же процесс обучения без применения словесных методов не протекает. Живое и печатное слова продолжают оставаться важными способами воздействия на учащихся.

Рассказ - это последовательное повествовательное изложение учебного материала.

В дидактике термин "рассказ" относят не ко всем случаям повествовательного изложения материала, а только к тем, где идет речь о событиях, развертывающихся во времени. Это может быть повествование о биографиях ученых, о географических открытиях, об эволюционных процессах. Основными элементами этого рассказа являются завязка, кульминация и развязка. В повествовательном рассказе очень часто применяется так называемая образная или словесная наглядность.

Приведем пример рассказа-повествования:

"На территории Уральских гор около 2 миллиардов лет назад простиралась мертвая пустыня. Прошло очень много времени, и эта пустыня сменилась морем. На дне его отлагались обломки пород, снесенные с берегов. На смену морю приходили вулканы, из жерл которых изливались мощные огненные лавы. Под действием внутренних сил Земли поднялись высокие горы. За более чем 2 млрд лет неумолимое время в содружестве с солнцем, водой, ветром и живыми организмами разрушило эти громады, превращая их в песок, глину, пыль. Снова возникали и моря, и вулканы, и горы, и снова все разрушалось. Наконец, наступил относительный покой и древние Уральские горы постепенно приняли современный облик".

По характеру изложения можно выделить и другие разновидности рассказа (по Н.А. Рыкову).

Рассказ - это последовательное описательное изложение учебного материала. Рассказ применяется в тех случаях, когда нужно сообщить новую информацию, которая не опирается ни на жизненный опыт учащихся, ни на ранее изученное, ни на наблюдения. Так, метод рассказа учитель применяет для сообщения причин отличий комнатных растений от дикорастущих в наших условиях; различий природы в отдаленных географических зонах. Этот метод применяется, когда возникает необходимость создать образ путем словесного описания, передать классу содержание личных наблюдений и переживаний.

Рассказ должен соответствовать определенным требованиям. Прежде всего, он не должен быть продолжительным. По нашим наблюдениям, рассказ на уроках природоведения не должен превышать 5--7 мин к концу обучения в начальной школе. Такая продолжительность рассказа должна нарастать постепенно, начиная с одной минуты в I--II классах. Очень важно также, чтобы речь учителя была четкой, доступной, живой, образной. Особенно образность необходима в применении рассказа в качестве словесной наглядности. В рассказе учителю надо тщательно следить за применением научной терминологии, не допускать бытовизмов, множества фактов и терминов, при необходимости применять наглядные пособия. В свой рассказ учитель может включать рассказы учащихся, небольшие отрывки из научно-популярной и научно-художественной литературы, обязательно устанавливать связи с изученным.

Положительными сторонами рассказа является то, что ученик за короткий промежуток времени получает довольно большое количество информации, усваивает учебный материал более или менее целостно. Этот метод развивает память, а также такое важное качество личности, как умение слушать рассказ, лекцию. Вместе с тем, это метод формальной передачи информации, которую учащиеся должны принять в готовом виде, на веру. Он слабо развивает творческое мышление детей.

 

Описание деталей, явлений, расположенных в пространстве. Схему построения описания определяет аналитический прием расчленения целого на части.

Вот пример описания строения тела животного: "Один из крупных пушистых хищников - рысь. Длина ее до 1 м, масса 8-15 кг. У рыси острые когти и длинные ноги с широкими лапами. Между пальцами - перепонки, позволяющие передвигаться по рыхлому снегу, не проваливаясь. По бокам головы рыси - бакенбарды, на ушах - кисточки. Рысь водится в глухих лесах. Пятнистая шерсть делает ее незаметной днем среди деревьев".

Во время описания обязательно применение предметных или изобразительных наглядных пособий.

Объяснение - изложение учебного материала, связанного с ответами на вопросы "Как?", "Почему?". Под объяснением понимается словесное истолкование существенных свойств изучаемых объектов, закономерностей рассматриваемых явлений.

Во время объяснения учитель долже<


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.