Вопрос №2. Самозащита покупателя и государственная поддержка потребителя — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Вопрос №2. Самозащита покупателя и государственная поддержка потребителя

2021-05-28 57
Вопрос №2. Самозащита покупателя и государственная поддержка потребителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При приобретении товаров и услуг покупатель может стать жертвой мошенничества со стороны продавца. Рассмотрим неко­торые из применяемых отдельными продавцами мошеннических при­емов.

По данным Госторгинспекции, самое распространен­ное надувательство покупателей в России – 1) обвес. В среднем об­вешивают каждого четвертого покупателя. Риск быть обманутым в уличных торговых точках больший, чем в любом мага­зине. В основном используются следующие способы обвеса не­внимательных покупателей: а) придерживание края весов пальцем; б) использование нестандартных противовесов или просто под­пиленных гирь; в) подкладывание под чашу весов мощного магнита; г) не отрегулированная разница на тару; д) использование инерции, когда товар бросают на весы и сни­мают его до того, как стрелка зафиксирует вес; е) расположение весов под углом, а не прямо перед покупателем (вес товара будет меньше на 100 г) и пр.

Чтобы не стать жертвой обвеса продавца, следует: а) проверять вес товара на контрольных весах; б) во время взвешивания внимательно смотреть на стрелку ве­сов; в) следить, чтобы, взвешивая товар в бумаге, продавец положил такой же лист на противоположную чашу; г) обратить внимание на исправность весов: до взвешивания стрелка должна быть на нуле, во время взвешивания - плавно двигаться по шкале (если она застревает или скачет рывками, то весы неисправны) и т.д.

Самым распространенным мошенничеством за прилавком после обвеса является 2) продажа товара несоответствующего каче­ства. В условиях нестабильной рыночной экономики произво­дители и продавцы часто пытаются навязать потребителям выгод­ные для себя условия приобретения товаров и услуг. Тре­вогу вызывает и то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасной для здоровья людей.

3) Двойная этикетка. Не секрет, что практически каждый товар рано или поздно портится, поэтому производители печатают на этикетке или таре срок годности своего продукта. Однако не каж­дый продавец успевает продать этот товар до истечения срока год­ности. По закону такой товар продавец обязан снять с прилавка и утилизировать, однако недобросовестные торговцы могут изгото­вить этикетки, на которых будет указана совершенно другая дата изготовления. Этикетки часто наклеивают прямо поверх старой, так что, если присмотреться, можно распознать подделку. Если вы вдруг обнаружили подделку этикетки уже дома, и товар явно некачественный, то отнесите его вместе с чеком назад в магазин, вам обязаны его заменить или вернуть деньги.

4) Двойная цена. Суть этого приема состоит в том, что когда то­вар стоит на прилавке, то указана одна цена, а когда вы будете пробивать его на кассе - цена подрастет. Такой вид обмана встречается в крупных супермаркетах, ведь там люди делают покупки в большом объеме, закупаются на неделю или даже месяц! При этом не считают на калькуляторе итого­вую сумму во время выбора товаров. Продавцы объясняют такую «ошибку» тем, что они не успели поменять ценник, одна­ко это их проблемы: продать вам товар они обязаны по той цене, которая указана на ценнике.

5) Лишние товары. Они появляются в вашем чеке, но не в корзине! Когда вы покупаете несколько наименований одного товара, то вам «по ошибке» могут вместо пяти йогуртов посчитать семь! Если на ваше возмущение кассир отвечает, что это случилось из-за технических неполадок, то пригласите администрато­ра: возможно, он даже не знает о таких махинациях кассира! Ни­каких сбоев быть не должно! А если и администратор продолжает настаивать - сделайте запись в книге жалоб. Если обман обнаружится дома, доказать что-либо будет слож­но. Если товаров много, кассир может как бы случайно провести штрих-кодом одного и того же товара несколько раз, тогда в чеке может быть написано не «шоколад × 2», как в случае, когда кассир нажимает на аппарате количество товара, а просто два раза подряд «шоколад». Если чек большой, можно и не заме­тить, что у вас просто 2-е позиции 1-го шоколада.

6) Подмена кодов товара. Возьмем для примера тот же шоколад. Шоколад бывает разный: молочный, горький, с орехами, с мин­далем, с 75% содержанием какао, с 95 % содержанием какао и много-много других видов. Естественно, чем качественнее шоко­лад, тем дороже его цена. Так вот, кассир может вместо вашего товара ввести код более дорогого, а на чеке для наименования товара отводится от восьми символов, т. е. если их восемь, то вряд ли кто-то поймет, какой марки шоколад вам пробили, и шоколад ли это вообще? Может, это шоколадные конфеты той же фабри­ки! Такую подмену можно сделать тогда, когда кассир набирает код товара вручную, мотивируя это тем, что штрих-код не читает­ся, так что обращайте внимание именно на цену этих то­варов.

7) Отсутствие чека. Кассир обязан отдать вам чек. Если чека нет, если его «вообще не выписывают» или вам придется его подож­дать из-за «сбоя», то уже можете заподозрить что-то неладное. Например, кассир может вам сообщить, что из-за сбоя чек при­дется долго ждать, и предложит просто оплатить названную им сумму, при этом сумму он назовет с учетом своих чаевых. Так что будьте внимательны. Скажите кассиру, что чек является основа­нием для оплаты, это документ, который служит доказательством того, что вы что-то купили в этом магазине, и что вы этому мага­зину должны заплатить за этот товар, а если чека нет, то вы склонны считать этот товар подарком, который магазин вам сделал. Если кассир будет с вами спорить - пройдите с пакетом купленных товаров через рамку с сигнализацией. Не зазвенела? Значит, то­вар не украден. Кассиров ваша настойчивость собьет с толку, и они все-таки пробьют вам чек.

8) Чистый развод. Суть махинации заключается в том, что кассир как бы случайно забывает посчитать какую-нибудь мелочь, но кладет эту вещь в ваш пакет. В результате на выходе из магазина срабатывает сигнализация, охранник просит пройти с ним в служебное помещение и начинает вас «разводить на день­ги». Угрожая полицией, он предложит вам оплатить товар в трой­ном размере или же заплатить за то, чтобы не вызывать полицию. Многие пугаются, кто-то платит за то, чтобы не тра­тить время. Однако это незаконно. Во-1-ых, охранник не имеет права брать с вас деньги вооб­ще; во-2-ых, он не имеет права осматривать ваши вещи без полиции, он не имеет права просить вас пройти с ним куда-либо. Все что он может, это вызвать полицию, да и то при наличии на это оснований. Основанием может служить, например, видео­запись того, как вы кладете товар себе в карман, а после не предъяв­ляете его кассиру. Но ваша совесть чиста: товар лежал в корзине, вы выложили его на кассу, кассир упаковал его в пакет. То есть полицию надо вызывать вам, и охранник вряд ли захочет это делать, иначе ему придется отвечать за ложный вызов.

9) Другие уловки. На полках ближе к краю всегда стоят товары, у которых срок годности истекает раньше, а в глубине - самые свежие. Особенно это актуально для кисломолочных продуктов. Взвешенные и упакованные заранее овощи и фрукты могут весить немного меньше, чем указано: иногда указывается вес с упаковкой, хотя это нарушение правил торговли. Дефекты товаров маскируются различными наклейками, под­порченные продукты упаковываются в пищевую фольгу, нарушен­ная или порванная упаковка так же заклеивается различными на­клейками, так что обращайте и на это внимание.

Сегодня многие предпочитают покупать продукты питания в супермаркетах. Рассуждения просты: здесь берешь те продукты, которые понравилась тебе, а не продавцу. В супермаркете можно ку­пить практически все и сразу, то есть экономия вре­мени. Плюс к этому вежливых продавцов-консультантов, ус­лужливых кассиров, и в магазин хочется приходить снова и снова. Чаще всего даже мысли не возникает, что в этом месте вас могут обмануть. А ведь обманывают! Причем способов обмана, которые практикуются в супермаркетах, множество. Они развиваются, растут и совершенствуются ежедневно.

Но можно избежать обмана, если выполнить рекомендации:

а) Сдайте сумочку, гражданка! Итак, мы пришли в супермаркет. Здесь, прежде чем пропустить покупателя в торговый зал, ему предлагают сдать в камеру хранения сумку. Вам предлагают - вы сдаете. При этом надпись на стене магазина гласит: «Администрация не несет от­ветственности за оставленные вещи». По закону сдавать или не сдавать сумку в камеру хранения - это личное дело покупателя, а не обязанность. Юридически магазин не имеет права отказать вам в обслуживании, если вы хотите пройти в торговый зал с вещами. В то же время юристы дают совет: если вас не пускают с сумкой, лучше найдите другой магазин, чем прорываться через кордон.

б) Слон в посудной лавке. Человек, неудачно повернувшись, разбил сто­ящую на полке бутылку вина. Покупателю в такие минуты стано­вится стыдно и страшно от мысли, какая его ждет кара. И камень падает с души, когда он узнает, что придется всего-навсего заплатить за разбитую бутылку на кассе. А этого делать ему и не надо. Гражданский кодекс устанавливает, что при случайной «гибели товара» покупатель не привлекается к от­ветственности. В помещении торгового зала, т. е. до касс, договор розничной купли-продажи не может считаться заключенным, ведь кассовый чек не выдан, деньги за товар не переданы. И пока не доказано, что товар был поврежден потребителем намерен­но, убытки несет торговая организация.

в) Выверните карманы! Теперь, когда мы выбрали и оплатили товар, нам еще предстоит покинуть магазин. Так как требование сдать вещи в камеру хранения мы на законных основаниях про­игнорировали, то теперь разозлившийся охранник попытается покопаться в нашей сумке. Показывать содержимое сумок - это тоже ваше право, но не обязанность. Ни один сотрудник магази­на или охранник не имеет полномочий на проведение досмотра вещей и документов. Охранники об этом знают и, если вы откажетесь показывать сумку, скорее всего, вас пропус­тят. Но если вас подозревают в краже, то вправе задержать до приезда полиции. При понятых, с составлением протокола вас досмотрят. Если факт воровства не имел места быть, можно тре­бовать компенсацию за причиненный моральный вред. Доказа­тельства есть.

Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинили вреда его имуществу. Законодательство о защите прав потребителей в России действует с 1992 г. Государственная поддержка потребителя осу­ществляется на основе закона РФ «О защите прав потребителя» (в ред. от 9.01.1996 г.). Рассмотрим основные положения Закона.

1. Если вследствие недостатков товаров(услуг) был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, то он имеет право на возмещение вреда в полном объеме (ст. 14 закона «О защите прав потребителя», далее указаны статьи данного закона). Если повреждено имущество гражданина: а) ему должна быть предоставлена вещь того же рода и качества либо исправлена поврежденная вещь (недостатки в товаре должны быть устранены изготовителем или продавцом по выбору покупателя); б) потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадле­жащего качества и потребовать возврата уплаченной за него сум­мы (ст. 18).

Требования потребителя должны быть удовлетворены продав­цом в сроки, установленные законом (от 7 до 30 дней). При нарушении сроков устранения недостатков товара или сроков замены товара ненадлежащего качества изготовитель (про­давец) должен заплатить неустойку за каждый день просрочки в размере 1% цены товара. Отсутствие у по­требителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст. 18).

Если вследствие недостатков товаров (услуг) был причинен вред здоровью потребителя, то возмещение в полном объеме означает: а) компенсацию утраченного заработка. Утраченный заработок определяется исходя из заработка потерпевшего к моменту при­чинения ему вреда и степени утраты им профессиональной тру­доспособности. Степень утраты профессиональной трудоспособ­ности (в %) устанавливает судебно-медицинская экспер­тиза; б) возмещение расходов, вызванных повреждением здоровья. К ним относят расходы на усиленное питание, протезирование, уход, приобретение лекарств и т.д.

Потребитель имеет право также на компенсацию морального вреда (ст. 15). Размер компенсации морального вреда определяет­ся судом.

2. Перечисленные требования потребитель вправе предъявить, если недостатки товара были обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. На товары (работы) могут быть установлены гарантийный срок (срок годности) и срок службы. Это сроки ответственности продавца (изготовителя) перед потребителем.

Гарантийный срок - период, в течение которого в случае об­наружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполни­тель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя от­носительно недостатков товара (работы).В течение гарантийного срока вы имеете широкие права на предъявление требований по поводу любых обнаруженных в товаре (работе) недостатков. Установление гарантийного срока является правом изготовителя (исполнителя). Если на товар не уста­новлен гарантийный срок или срок годности, потребитель вправе предъявить к продавцу или изготовителю требования в отноше­нии недостатков товара, если недостатки товаров обнаружены (п. 1 ст. 19) в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи их потребителю.

Срок годности - период, по истечении которого товар (рабо­та) считается непригодным для использования по назначению (п. 4 ст. 5).

Срок годности выполняет также функции гарантийного срока. В течение срока годности вы имеете право: а) на предъявление требований по поводу недостатков в товаре; б) на возмещение вреда. Изготовитель обязан устанавливать срок годно­сти на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (п. 4 ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Срок службы - период, в течение которого изготовитель (ис­полнитель) обязуется (п.1 ст.5) обеспечивать возможность ис­пользования товара (работы) по назначению и нести ответствен­ность за существенные недостатки, возникшие по его вине. В течение срока службы вы имеете право:а) на обеспечение ремонта и технического обслуживания то­вара; б) на предъявление требований по поводу существенных недо­статков в товаре (работе); в) на возмещение вреда. Если срок службы не установлен, вы имеете право предъявлять требования в течение 10 лет со дня передачи вам товара (работы). Установление срока службы товара (работы) также является правом, а не обязанностью изготовителя (исполнителя). Если то­вар (работа) по истечении определенного периода может пред­ставлять опасность для жизни и здоровья потребителя или причи­нять вред, в этом случае изготовитель (исполнитель) обязан уста­навливать срок службы (п. 2 ст. 5).

Если закончились все сроки (гарантийный срок или срок год­ности, срок службы), изготовитель (исполнитель) перестает нести ответственность за товар (работу) во всех случаях, кроме некото­рых случаев причинения вреда.

Вред подлежит возмещению независимо от времени причине­ния, в том числе и после истечения срока службы (годности) в следующих случаях (п. 3 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потре­бителей»): 1) если на товар (результат работы) изготовителем (исполните­лем) должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен; 2) если потребителю не была предоставлена полная и достовер­ная информация о сроке службы или сроке годности; 3) если товар (результат работы) по истечении срока службы или срока годности представляет опасность для жизни и здоро­вья.

3. Потребитель имеет право обменять (не вернуть) непродовольственный товар надлежащего качества, но не подошедший по цвету, форме, размеру на аналогичный товар в магазине, где его приобретали. Данное право сохраняется в течение четырнадцати дней со дня покупки. Товар должен иметь первоначальный вид, фабричный ярлык (ст. 25).

Не обмениваются следующие товары: 1) ювелирные изделия; 2) ткани и другие метражные товары (лента, тесьма); 3) бельевой трикотаж (а также купальники, плавки, трусы); 4) чулочно-носочные изделия; 5) белье для новорожденных и ясельного возраста; 6) постельное белье; 7) предметы личной гигиены; 8) штучные текстильные товары (скатерти, салфетки, полотен­ца, носовые платки); 9) парфюмерно-косметические товары; 10) товары бытовой химии; 11) изделия из пластмассы для приготовления и хранения пищи.

4. Если продавец отказывает покупателю в удовлетворении претензии, то потребитель имеет право обратиться в суд. К иско­вому заявлению потребитель должен приложить следующие доку­менты: товарный или кассовый чек; технический паспорт или другие документы, подтверждающие факт заключения договора с продавцом; акт осмотра товара, подписанный участвующими в осмотре лицами; справки, подтверждающие недостатки товара; копию претензий, направленных продавцу.

Защита интересов потребителя средствами уголовного права осуществляется также посредством запрета заведомо ложной рек­ламы. Признается преступлением использование в рекламе заве­домо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей), совер­шенное из корыстной заинтересованности и причинившее значи­тельный ущерб.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. На какие действия имеет право полицейский, остановив­ ший гражданина на улице?

2. Какое наказание грозит задержанному лицу в случае неповино­ вения сотруднику полиции?

3. Какие типы задержания вы знаете?

4. Опишите ваши действия, если вы оказались в отделении полиции.

5. На что нужно обратить внимание при составлении протокола о задержании?

6. Как следует поступить, если по отношению к гражданину про­ изошло превышение власти со стороны полицейских?

7. Обязан ли гражданин являться в полицию по повестке, если она передана через соседей?

8. Перечислите основные способы мошенничества в отношении по­ купателя.

9. Какие меры защиты от мошенничества вы знаете?

10. На что согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» имеет право потребитель, если вследствие недостатков товаров (услуг) был при­ чинен вред его имуществу?

11. Какую компенсацию может потребовать потребитель, если вслед­ ствие недостатков товаров (услуг) был причинен вред его здоровью?

12. Что такое гарантийный срок и срок годности товара?

13. Что такое срок службы товара?


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.