Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-05-28 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Высокий уровень — умеют характеризовать лес как экосистему, знают типы лесов, знают роль леса в жизни человека, определяют виды древесных, кустарниковых и травянистых растений, определяют животных по следам их жизнедеятельности, знают охраняемые растения и животных, умеют вести себя в природе;
Средний уровень — не точно характеризуют лес как экосистему, знают не все типы лесов, знают роль леса в жизни человека, определяют виды древесных, кустарниковых и травянистых растений, определяют животных по следам их жизнедеятельности, частично знают охраняемые растения и животных, умеют вести себя в природе;
Низкий уровень — не умеют характеризовать лес как экосистему, плохо знают типы лесов, не могут оценить роль леса в жизни человека, плохо определяют виды древесных, кустарниковых и травянистых растений, не могут определять животных по следам их жизнедеятельности, плохо знают охраняемые растения и животных, не всегда умеют вести себя в природе;
Удовлетворительно – 65% правильных ответов и выполненных заданий.
Хорошо – 66 – 94% правильных ответов и выполненных заданий.
Отлично – свыше 95 % правильных ответов и выполненных заданий.
По итогам контролей обучающимся в 1 год обучения будут присваиваются звания по мере их достижений:
«Новичок-боровичок» (на момент начала обучения: нет ни знаний, ни умений в области лесоведения);
«Юный лесовод» (имеет хорошие знания по пройденному материалу);
«Помощник лесничего» (имеет хорошие и отличные знания по пройденному материалу, умеет обращаться с приборами, используемыми в лесоводстве);
Год обучения
Вид | Сроки | Задачи | Содержание | Критерии | Форма |
I | сен-тябрь | Определение фактического уровня знаний по биологии и лесоводству | Контрольный срез по теме «Лес-природная система» | Широта кругозора, знание видов обитателей леса | Викторина |
II | Де кабрь | Определение качества усвоения программы | Контрольный срез по теме «Учимся понимать лес» | Знание основных понятий лесоведения и лесоводства | Тестирование |
III | май | Определение уровня знаний программы (результат усвоения про-граммы II года | Итоговая проверка по пройденным темам | Определение видов растений и животных леса. Знание терминов | Защита рефератов |
Критерии оценивания:
|
Год обучения
Высокий уровень - знают народнохозяйственное значение леса, экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой; имеют понятие об охране природы; знают не менее 10 заповедников России; сезонные изменения в природе, знают не менее 5 видов растений и животных из Красной книги РК, умеют вести себя в природе;
Средний уровень - не всегда точно определяют виды растений и животных; затрудняются в раскрытии экологических взаимосвязей растительного и животного мира с окружающей средой; знают не более 5 заповедников России; допускают ошибки в правилах поведения в природе и в знании охраняемых растений и животных.
Низкий уровень - не могут без ошибок определять растения и животных, не знают значение леса в жизни человека; не знают заповедники в России; затрудняются как правильно вести себя в природе.
Удовлетворительно – 65% правильных ответов и выполненных заданий.
Хорошо – 66 – 94% правильных ответов и выполненных заданий.
Отлично – свыше 95 % правильных ответов и выполненных заданий.
Года обучения
Вид | Сроки | Задачи | Содержание | Критерии | Форма |
I | сен-тябрь | Определение фактического уровня знаний по биологии и лесоводству | Контрольный срез по теме «Лес", "Природные условия" | Широта кругозора, знание видов обитателей леса | Викторина |
II | Де кабрь | Определение качества усвоения программы | Контрольный срез по теме "Лесообразующие породы" | Знание основных понятий лесоведения и лесоводства | Тестирование |
III | май | Определение уровня знаний программы (результат усвоения про-граммы 3 года | Итоговая проверка по пройденным темам | Правильное оформление. Определение видов растений и животных леса. Знание терминов | Защита рефератов |
Критерии оценивания:
|
Года обучения
Высокий уровень - знают народнохозяйственное значение леса, экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой; имеют понятие об охране природы; знают не менее 10 заповедников России; сезонные изменения в природе, знают не менее 5 видов растений и животных из Красной книги РК, умеют вести себя в природе;
Средний уровень - не всегда точно определяют виды растений и животных; затрудняются в раскрытии экологических взаимосвязей растительного и животного мира с окружающей средой; знают не более 5 заповедников России; допускают ошибки в правилах поведения в природе и в знании охраняемых растений и животных.
Низкий уровень - не могут без ошибок определять растения и животных, не знают значение леса в жизни человека; не знают заповедники в России; затрудняются как правильно вести себя в природе.
Удовлетворительно – 65% правильных ответов и выполненных заданий.
Хорошо – 66 – 94% правильных ответов и выполненных заданий.
Отлично – свыше 95 % правильных ответов и выполненных заданий.
По итогам контролей обучающимся 3 года обучения будут присваиваются звания по мере их достижений:
«Магистр лесных наук» (имеет хорошие и отличные знания по пройденному материалу, умеет обращаться с приборами, используемыми в лесоводстве, проводит исследовательскую работу);
«Академик лесных наук» (имеет отличные знания по пройденному материалу, умеет обращаться с приборами, используемыми в лесоводстве, проводит исследовательскую работу, участвует в научных конкурсах и конференциях)
Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Учебно-исследовательской деятельность включает в себя проведение следующих работ:
- ознакомление с информационными, справочными, реферативными изданиями по проблеме исследования;
|
- составление библиографии по теме;
- написание обзорного реферата по теоретической части учебного исследования;
- сбор экспериментального материала по теме исследовательской работы;
- выступление с докладами на занятиях кружка (на конференциях);
- консультации с руководителем по программе исследования.
План деятельность обучающихся в период выполнения учебно-исследовательской работы:
· уточняется выбор темы, определение проблемы, объёма и предмета исследования;
· формулируются цели и задачи исследования;
· проводится теоретический анализ литературы и исследований по проблеме;
· составляется библиография исследования; происходит формулирование рабочей гипотезы;
· определяется место проведения исследования; определяются методы исследования;
· проводится анализ экспериментальных данных; оформляются промежуточные результаты исследования.
Обучающиеся работают с первоисточниками, данными исследований, анализируют результаты исследований, консультируются с руководителем.
Форма оценивания обучающихся второго года обучения осуществляется в форме дифференцированного зачёта. Оценка учитывает качество представленных отчётных материалов (рефераты, учебно-исследовательские работы). Критерии оценивания:
- знание основных положений учебного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой;
- умение использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации;
- умение изложить полученные знания по проблеме исследования в виде сообщений, рефератов, докладов.
Литература
Нормативная база
Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧРЕЖДЕНИЯМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03. Издание официальное. М.: Минздрав России, 2003. - 40 с.
Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы. Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧРЕЖДЕНИЯМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03. Издание официальное. М.: Минздрав России, 2003. - 40 с.
|
Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. Гигиенические требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. ____ -03. Издание официальное. М.: Минздрав России, 2003.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ № 293 от 13 июля 1992 года (действующий). «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности». Приложение №1. ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ, ЭКСПЕДИЦИЙ И ЭКСКУРСИЙ (ПУТЕШЕСТВИЙ) С УЧАЩИМИСЯ, ВОСПИТАННИКАМИ И СТУДЕНТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 декабря 2006 г. № 752.
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11 января 1993 г. №9/32- Ф. О НОРМАХ РАСХОДОВ НА ПИТАНИЕ В ТУРИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ. Приложение 2. Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 декабря 2006 г. № 752. О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Приказ Минобразования России от 23 июля 1996 г. № 378. Приложение 3. «Положение о порядке расследования, учета и оформления несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками системы образования Российской Федерации».
Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844. – журнал «Дополнительное образование и воспитание», 2007, №3, стр. 5-6.
Список рекомендуемой литературы для педагога
По лесоведению
Новаковская Т.В. Биологические экскурсии. Растения леса: Методические указания. Сыктывкар: издание Сыктывкарского университета, с.35, 2000.
Атрохин В.Г. Лесоводство и дендрология: Учебник для техникумов. М.: Лесная промышленность, с.368, 1982.
Браун В. Настольная книга любителя природы. Л.: Гидрометеоиздат, с.280, 1985.
|
Воронцов А.И. Лесная энтомология: Учебник для студентов лесохозяйственных специальных вузов. 4-е издание, М.: Высшая школа, с. 384, ил., 1982.
Гроздова Н.Б. Берёза. (Библиотечка «Древесные породы») М.: Лесная промышленность, с.78, ил, 1979.
Груздев Б.И., Мартыненко В.А., Тарбаева В.М. Современная номенклатура сосудистых растений европейского Северо-востока России. Учебное пособие. Сыктывкар: Издание Сыктывкарского университета, 1999.
Давидов М.В. Ольха (Библиотечка «Древесные породы») М.: Лесная промышленность, с.78, ил., 1979.
Дылис Н.В. Лиственница. (Библиотечка «Древесные породы») М.: Лесная промышленность, с.97, ил., 1979.
Жизнь животных. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1968-1971.
Жизнь растений. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1970-1982.
Заровный Г. М. Опытно-практическая работа учащихся по лесоводству и лесоразведению: Пособие для учителей. Изд. 2-е. М.: Просвещение, с.127, ил., 1976.
Земля девственных лесов (Печоро-Илычский биосферный заповедник) – Сыктывкар, с.159, 183, ил., 9 табл., 2000.
Зимние экскурсии по изучению млекопитающих: Методические рекомендации /С.А. Яновский. Сыктывкар: издание Коми республиканского экологического центра ДО, 2003. -31с.
Иванников С.П. Тополь. (Библиотечка «Древесные породы») М.: Лесная промышленность, 1979. – 85 с., ил.
Исследование и обустройство родника: Методические рекомендации
/ Г.А. Черкасова, Г.Н. Кукса. Сыктывкар: Коми РЭЦ ДО, 2004. -27.
Книга юного лесовода: Курс лекций по основам лесоведения, лесоводства и охраны природы для слушателей Малой лесной академии и членов школьных лесничеств. Изд. 2-е. Петрозаводск, Карелия, 1989. – 256 с., ил.
Ковалёв Б.А. Войди в лес другом. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1987.
Леса Республики Коми. Т. 1-2. М.: Дизайн. Информация. Картография, 1999.
Наш родной край: Книга для чтения по природе и истории родного края (для учащихся 5 классов школ Коми АССР). Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1988. – 143 с.
Остроумов Н.А. Животный мир Коми АССР. Позвоночные. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1972.
Папорков М.А. Школьные походы в природу. М.: Просвещение, 1968.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.-207 с.
Побединский А.В. Сосна. (Библиотечка «Древесные породы») М.: Лесная промышленность, 1979. – 125 с., ил.
Полянский И.И. Ботанические экскурсии: Пособие для учителей. Л., М.: Учпедгиз, 1950, 1968.-292.
Природа Сыктывкара и окрестностей. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1972.
Программы для внешкольных УДОД и СОШ. Исследователи природы. М., 1977.
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М.: Топикал, 1994, С.210-356.
Руководство по использованию карточек «Тайны леса». М: Дизайн. Информация. Картография. 2007, 100с.
Седых К.Ф. Животный мир Коми АССР. Беспозвоночные. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1974.
Следы жизнедеятельности животных: Методические рекомендации / С.А. Яновский. Сыктывкар: Коми РЭЦ ДО, 2003. -10.
Строков В.В. Пернатые друзья лесов: Пособие для учащихся. Изд. 2-е. М.: Просвещение (Мир знаний), 175. –с., ил.
Таланцев Н.К. Кедр. (Библиотечка «Древесные породы») М.: Лесная промышленность, 1979. – 96 с., ил.
Таскаев А.И. Красная книга РК. Москва – Сыктывкар. ДИК Издательство. 1998.
Тони Родд. Лес. Энциклопедический путеводитель. М.: Махаон, 2008 – 304с.
Технология исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие / С.А. Яновский. Сыктывкар: Коми РЭЦ ДО, 2004. – 71.
Учёты птиц: Методические рекомендации / С.А. Яновский. Сыктывкар: Коми РЭЦ ДО, 2003. - 6.
Фалалеев Э.Н. Пихта. (Библиотечка «Древесные породы») М.: Лесная промышленность, 1979. – 85 с., ил.
Филенко А.И. Организация работы в школьных лесничествах. (Методическое пособие). – Йошкар-Ола, 2005.
Шишков И.И., Брановицкий М. Л. Лесоводство с основами лесных культур: Учебное пособие для вузов. М.: Лесная промышленность, 1979. -270 с.
Экскурсия на болото: Методические рекомендации. /Г.А.Черкасова. Сыктывкар: Коми РЭЦ ДО, 2003. – 16.
Определители
Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. Ч. I-III. – М.: Просвещение, 1974-1975.
Определитель насекомых по личинкам. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972.
Падий Н. Н. Краткий определитель вредителей леса. М.: Лесная промышленность, 1979., ил.
Определитель деревьев и кустарников.
Определитель травянистых растений.
Определитель водорослей, лишайников и мхов СССР.
Определители животных.
Определители водных организмов.
Литература для обучающихся
Бобров Р.В. Экзамен на лесничего: Книга для учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение.1990.- 157 с., ил.
Браун В. Настольная книга любителя природы. Л.: Гидрометеоиздат, 1985, 280 с., ил.
Дроздов Н.Н. Энциклопедия. Я познаю мир. Рассказы о животных. М.: Астрель, 2007 – 382с.
Зотов В.В. Лесная мозаика. Лесная мозаика: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Педагогика, 1993. – 240 с., ил.
Жизнь животных. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1968-1971.
Жизнь растений. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1970-1982.
Козлов М., Нинбург Е. Ваша коллекция (пособие для учащихся). М.: Просвещение, 1971.
Нидон К., Потерман И. и др. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М.: «Мир», 1991.
Определитель насекомых по личинкам. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972.
Остроумов Н.А. Животный мир Коми АССР. Позвоночные. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1972.
Природа Сыктывкара и окрестностей. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1972.
Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М.: Топикал, 1994.
Седых К.Ф. Животный мир Коми АССР. Беспозвоночные. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1974.
Советы юным лесоводам: Методическое пособие. В 2-х частях. /Под общей редакцией С.А. Яновского. Сыктывкар, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Сведения о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности.
Учебный кабинет № 104
Кол-во парт:
двуместных – 10 шт.
стулья – 20 шт.
стенд двойной – 1 шт., магниты -15 шт.
Материально техническое обеспечение:
Бинокли 8 – 5 шт.
Бинокуляр (МБИ-10) - 4 шт.
Компьютер (комплект) и мультимедиа-приставка -1шт.
Телевизор – 1 шт., видеоплеёр-1 шт., Фотоаппарат цифровой – 2шт., Магнитофон -1 шт.,
DVD – 1 шт., фильмы о природе (СД и DVD).
Коллекция: зоопарк (около 99 видов), зооуголок (около 15 видов),
террариум-32 вида
Коллекция: дендропарка -109 видов и сортов, комнатных растений -500 видов. Инвентарь: лопаты-8 шт., грабли – 10, Вёдра - 4 шт., носилки -5 0шт., тяпки-10 шт.
Оборудование для выездов в лес: накомарник -10 шт, компас – 22 шт., лупа ручная – 15 шт., спальники-27 шт., котелок – 3 шт., термос-3 шт., рюкзак-9 шт., палатки – 9 шт., складные столы -4 шт., стулья – 27 шт., гербарная сетка – 2 шт., гербарная папка – 1 шт., Рулетка – 10м - 1 шт., микроскопы «Биолам» МБР – 8 шт.,
Автобус ПАЗ 32-053-70.
Парта – 10 шт., стул – 20 шт., стенд двойной – 1 шт. Телевизор – 1 шт., видеоплеер-1 шт., DVD – 1 шт.
Оборудование: Бинокль призменный – 5 шт., Бинокуляр (МБИ-10) - 4 шт., Лупа ручная – 15 шт., гербарная сетка – 2 шт., гербарная папка – 1 шт., микроскоп Биомед 2П-3 – 3 шт.,
Карта "Животный и растительный мир Земли".
Набор муляжей «Грибы».
Дидактические карточки: «Времена года», «Животные наших лесов».
Плакаты: «Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных», «Лист. Природные сообщества», «Окружающий мир. Времена года. Лето Сообщества водоем», «Окружающий мир. Времена года. Зима. Сообщества лес», «Окружающий мир. Земля. Связи в живой природе», «Окружающий мир. Деревья, кустарники, травы. Лесная зона. Тайга», «Пресмыкающиеся и земноводные», «Перелетные птицы» -2, «Птицы» - 2, «Хищные птицы», «Жизненные формы растений», «Биоценоз пресноводного водоема», «Основные типы экосистем Антропогенные экосистемы», «Строение экосистемы. Биотические взаимодействия», «Растения мелколиственного леса»
Гербарии: "Дикорастущие растения", «Лекарственные растения», «Основные группы растений», «Растительные сообщества», «Деревья и кустарники».
Коллекции: «Насекомые-вредители.», «Представители отрядов насекомых», «Семена и плоды», «Семейство бабочек», «Семейство жуков», «Примеры защитных приспособлений у насекомых», «Шишки, семена плодов, деревьев и кустарников», «Лишайники», «Птичьи яйца», «Птичьи гнезда», «Погрызы», спилы деревьев, влажные препараты 5 шт, чучела птиц. Модель - аппликация «Размножение сосны»
Экспозиции:
Животные зоопарка - 90 видов,
Животные зооуголка - 15 видов,
Животные террариума - 32 вида.
Коллекция дендропарка 109 видов, коллекция комнатных растений 500 видов, термометр воздушный бытовой – 1 шт.,
Сельскохозяйственный инвентарь: ведро - 4 шт., носилки -5 шт., окучник -10 шт.
Автобус ПАЗ 32-053-70,
Оборудование для выездов в лес: накомарник -10 шт, компас – 5 шт., спальники-27 шт., котелок – 3 шт., термос-3 шт., рюкзак - 9 шт., палатки – 9 шт., стол складной -4 шт., стул складной – 10 шт., фотоаппарат цифровой – 1 шт., магнитофон -1 шт., рулетка – 10 м - 1 шт.
Приложение
Список терминов используемых в программе «Лесоведение»
Лесовосстановление - искусствкккое восстановление леса.
Дендрология – это наука, изучающая ценные виды интродуцированных и местных деревьев и кустарников.
Дерево – многолетнее растение, имеющее главный ствол, несущий крону.
Лес – это совокупность лесных древесных и иных растений, почвы, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, имеющие внутренние взаимосвязи и связи с внешней средой.
Лесной питомник – питомник, предназначенный для выращивания лесного посадочного материала.
Лесной пожар – неуправляемое (стихийное) распространение огня (горения) в лесу или на лесной площади.
Лесоведение – это научная дисциплина о природе леса.
Полукустарники – многолетние растения с побегами, одревесневающиими в нижней части, полукустарники - преимущественно имеют высоту до 0,8м реже до 1,5.
Лесовозобновление – эстестественное возобновление леса.
Словарь терминов
Алкалоиды — органические вещества, вырабатываемые растениями и некоторыми животными. Благодаря горькому вкусу или способности вызывать серьезные нарушения физиологических процессов алкалоиды защищают растения от поедания животными. Алкалоидами, например, являются кофеин, стрихнин и кокаин.
Апикальное доминирование (доминирование верхушки) — подавление развития боковых побегов растения в пользу роста верхушки. Апикальное доминирование позволяет растениям быстро вытягиваться в высоту.
Ариллус (присемянник) — мясистое образование, частично или полностью покрывающее семена многих растений. Зрелые ариллусы нередко имеют яркую окраску, которая привлекает животных, распространяющих семена.
Ауксины — вещества (гормоны), регулирующие рост и физиологические процессы растений.
Биом — крупные природные зоны с особым климатом и характерным растительным и животным миром. Примеры биомов — травянистые равнины, хвойные леса, пустыни и тундра.
Венчик — часть цветка, состоящая из лепестков.
Вечнозеленые деревья — растения, сохраняющие листву на протяжении круглого года.
Вид — группа живых существ (например, растений), обладающих большим внешним сходством, одинаковым строением и способных скрещиваться друг с другом с образованием плодовитого потомства.
Воздушные корни — придаточные корни, образующиеся на надземных побегах и помогающие растению извлекать влагу из воздуха. У некоторых деревьев (например, фикусов) воздушные корни достигают почвы и образуют в ней настоящие подземные корни.
Ген — участок молекулы ДНК, ответственный за тот или иной признак организма (например, окраску цветков). Гены передаются от родителей к потомкам и опосредуют наследование признаков.
Гибрид — растение или животное, чьи родители принадлежат к разным видам.
Голосеменные — группа (надотдел) растений, размножающихся семенами, но не образующих цветков и плодов. Группа голосеменных включает 4 отдела — хвойные, саговниковые, гнетовые и гинкговые. Большинство голосеменных — деревья, семена у которых образуются в шишках.
Гумус см. перегной
Дваждыперистые листья — перистые листья, у которых листочки, составляющие лист, также являются перистыми.
Двудольные — группа покрытосеменных (цветковых) растений, зародыш которых имеет две семядоли. К двудольным относится большинство листопадных деревьев.
Двудомные растения — растения, у которых мужские (пестичные) и женские (тычиночные) цветки находятся не на одной особи, а на разных. К числу двудомных деревьев относятся, например, ивы и тополя.
ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) — сложное органическое вещество, в молекуле которого заключена вся информация, необходимая для развития и жизнедеятельности организма. ДНК находится в ядрах клеток.
Дождевой тропический лес — область в экваториальном поясе, в которой круглый год жарко и влажно, здесь выпадает свыше 2500 мм осадков. Этот биом — богатейший по числу видов растений и животных.
Древесина — вторичная ксилема, т. е. ксилема, образующаяся в стволах и ветках деревьев в результате деления клеток камбия. Древесина состоит из различных элементов, выполняющих проводящую опорную и запасающую функции. Твердость древесине придает лигнин — сложное химическое вещество, содержащееся в оболочках растительных клеток.
Древесные растения — растения, имеющие надземные побеги с почками возобновления (у травянистых растений надземные побеги — даже деревянистые — всегда однолетние).
Жилки — проводящие пучки в листьях, через которые осуществляется транспорт веществ. Жилки имеются также в чашелистиках, лепестках и плодах растений.
Жилкование — характер расположения жилок в листовой пластинке.
Заболонь — молодые, физиологически активные слои древесины, примыкающие к камбию. От внутренней части ствола (сердцевины), состоящей из старой древесины, заболонь отличается более светлой окраской и меньшей прочностью.
Завязь — нижняя утолщенная часть пестика, содержащая одну или несколько семяпочек. После завязывания семян завязь разрастается и превращается в плод.
Камбий — слой клеток под корой стеблей и корней растений, за счет непрерывного деления которых происходит утолщение этих органов. Камбий имеют лишь голосеменные и двудольные цветковые растения.
Клетка — элементарные живые системы, составляющие основу строения и жизнедеятельности всех живых существ.
Колючки — острые твердые выросты на побегах и листьях, защищающие растения от поедания животными.
Кора — наружный слой тканей, окружающий стволы, ветки и корни деревьев и защищающий расположенные под ним ткани от повреждений и болезней.
Корень — один из важнейших органов растений, служащий для закрепления их в почве и поглощения из нее воды и питательных веществ.
Костянка — сочный односемянный плод, внутренний слой околоплодника которого образует твердую косточку, а средний — мясистую мякоть (как, например, у вишни, сливы или персика).
Ксилема — ткань сосудистых растений, проводящая от корней к листьям воду и питательные вещества.
Культивар см. сорт
Кустарник — многолетнее древесное растение, образующее мощные боковые побеги у самой поверхности земли. В отличие от деревьев у кустарников главный ствол бывает заметен лишь у молодых растений, а затем он перестает отличаться от других побегов.
Кутикула — жировая пленка на листьях, стеблях и плодах многих растений, защищающая их от повреждений и предотвращающая чрезмерные потери влаги.
Лепестки — наружные элементы цветка, формой напоминающие листья. Яркая окраска лепестков многих растений привлекает опылителей.
Лианы — растения с длинными стеблями, не способными самостоятельно удерживаться в вертикальном положении и цепляющимися поэтому за опоры (например, стебли и ветки других растений).
Лигнин — сложное органическое вещество, пропитывающее толстые стенки растительных клеток и придающее им твердость и прочность.
Листопадные деревья — деревья, сбрасывающие листья на время неблагоприятного периода года (например, зимы или засухи).
Листочек — часть сложного листа. ,
Междоузлие — отрезок стебля или ветки между двумя соседними узлами.
Многолетние растения — растения, продолжитель ность жизни которых превышает два года.
Нектар — сладкая жидкость, вырабатываемая нектарниками для привлечения насекомых.
Нектарник — железа, вырабатывающая нектар. Нектарники могут находиться как в цветках, так и на других частях растения.
Однодольные — группа цветковых растений, семена которых содержат только одну семядолю. В стеблях (стволах) однодольных деревьев отсутс.рует камбий.
Однодомные растения — растения, у которых мужские и женские цветки находятся на одном и том же растении. К числу однодомных деревьев принадл*. жат дубы, березы, сосны и ели.
Опыление — перенос пыльцы с пыльника тычинка на рыльце пестика (у цветковых растений) или семязачаток (у голосеменных).
Отделительный слой — слой ткани, состоящий из легко разъединяющихся паренхимных клеток, который формируется у основания листьев перед листопадом.
Пазуха — пространство между стеблем и отходя-; щим от него листом. В пазухах листьев обычно расположены почки.
Пазушный цветок (соцветие) — цветок (соцветие). образующееся в пазухе листа.
Пальмы — группа (порядок и семейство) однодольных древовидных растений, обычно имеющих неветвящийся колоннообразный ствол, увенчанный кроной из крупных перистых или веерных листьев.
Парниковый эффект — защитное действие атмосферы в процессе лучистого теплообмена Земли с мировым пространством. Некоторые промышленные газы, называемые «парниковыми», усиливают естественный парниковый эффект.
Перегной (гумус) — органические вещества почвы, образовавшиеся в результате разложения останков мертвых животных и растений.
Перистые листья — сложные листья, у которых листовые пластинки (листочки) располагаются на центральной оси попарно или поочередно.
Пестик — центральная часть женского или обоеполого цветка, содержащая семязачатки. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи.
Питательные вещества — вещества, которые растения используют для своего роста и развития. Минеральные вещества они поглощают из почвы, ^органические синтезируют самостоятельно в процессе фотосинтеза.
Плод — орган цветковых растений, содержащий семена. Плод формируется из завязи, но в его образовании иногда принимают участие и другие части цветкл.'
Плодолистики — женские части цветка, окружающие зачатки семян (семязачатки). У большинства растений плодолистики срастаются в пестик.
Побег — стебель растения с располагающимися на нем листьями и почками.
Подвид — географически или экологически обособленная часть вида, особи которой отличаются сво- ща признаками от особей другой части того же ви- Ш. Представители разных подвидов одного и того iX4 вида могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство.
Гокрытосеменные (цветковые) — группа (отдел) растений, у которых органами размножения являются цветки, а семена заключены в плодах.
Полулистопадные деревья — Деревья, сбрасывающие ь неблагоприятное время года только часть амстьев.
Почка — зачаток побега или цветка.
Прицветник (прицветный лист) — сильно видоизмененный лист в основании цветка. Иногда цветок шрузкен несколькими прицветниками.
Иростые листья — листья, на черешке которых на-
аквяюгся только одна листовая пластинка.
VPMjPi — пыльцевые зерна (пылинки) растений, со-• рлзщие мужские половые клетки.
*ащ — систематическая категория, объединяющая г ^жатвенные виды. Роды, в свою очередь, объединя-.*. sat в семейства.
Пыияыфе — верхняя часть пестика (плодолистика), дашошающая пыльцевые зерна и способствующая
«жго-уастанию.
Снпммнковые — группа (отдел) голосеменных дре-:::вяи|рб«растений с колоннообразным или бочон-Йадшррыш стволом, увенчанных пучком перистых
к». Органы размножения саговниковых — свое-*УВраэные шишки, называемые стробилами.
Семейство — систематическая категория, объединяющая родственные роды растений и животных. В ботанической систематике семейства, в свою очередь, объединяются в порядки.
Семя — орган семенных растений, выполняющий функции их воспроизведения, расселения и переживания неблагоприятных условий, содержащий зародыш и запасы питательных веществ.
Семядоли — зародышевые листья в семенах растений. Семядоли содержат запас питательных веществ и являются первыми фотосинтезирующими листьями растения.
Семязачаток (семяпочка) — зачаток семени, содержащий яйцеклетку и клетки, из которых образуется эндосперм с запасом питательных веществ.
Сердцевина (ядро) — центральная часть ствола дерева, состоящая из старой древесины.
Сердцевинные лучи — горизонтальные, радиально расходящиеся пучки ксилемы и флоэмы, соединяющие центральную и наружные части ствола.
Сережка — колосовидные поникающие соцветия некоторых деревьев, состоящие из однополых, как правило, невзрачных цветков.
Систематика — раздел биологии, задачей которого является описание, классификация и обозначение существующих и вымерших живых существ.
Сложные листья •— листья, состоящие из нескольких листочков — мелких листовых пластинок, отходящих от общего черешка.
Смола — продукты жизнедеятельности многих деревьев, состоящие из сложной смеси органических соединений. Смолы накапливаются в смоляных ходах (каналах) и выделяются на поверхность коры, защищая деревья от поедания животными и заражения грибами и другими болезнетворными организмами.
Сок — жидкость, обеспечивающая транспорт питательных веществ у растений.
Сорт — разновидность того или иного вида растений, отличающаяся от «дикого типа» одним или несколькими признаками и разводимая в искусственных условиях.
Сосудистые растения — растения, у которых имеются сосуды, проводящие воду и растворенные в ней минеральные соли или органические вещества.
Соцветие — группа цветков, расположенная определенным образом на одном побеге.
Суккуленты — растения с мясистыми сочными листьями (листовые суккуленты) или стеблями (стеблевые суккуленты), способными запасать и долгое время сохранять воду.
Таннины — сложные вещества, вырабатываемые растениями и обладающие способностью подавлять рост многих болезнетворных микробов. Таннины, получаемые из коры некоторых деревьев, используются в качестве дубильных веществ.
Травянистые растения (травы) — растения, у которых надземные прямостоячие части побегов всегда однолетние, а почки возобновления находятся на многолетних подземных побегах (например, кор-
невищах). Травянистые растения бывают одно-, дву-или многолетними.
Транспирация — испарение воды растениями (в основном листьями).
Тычинка — часть мужского или обоеполого цветка, вырабатывающая пыльцу. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника.
Узел — участок побега, на котором расположен лист или почка.
Устьица — микроскопические щелевидные отверстия на поверхности листьев или стеблей, окаймленные замыкающими клетками и служащие для транс-пирации и газообмена между тканями растения и атмосферой.
Флоэма — ткань, по которой в растениях от листьев к другим органам транспортируются сахара и другие питательные вещества.
Фотосинтез — процесс, с помощью которого зеленые растения, используя энергию солнечного света, образуют из воды и углекислого газа сложные органические вещества (сахара).
Хвойные — группа (отдел) голосеменных растений, для которых характерны узкие игловидные листья и деревянистые женские шишки. Большинство хвойных — вечнозеле<
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!