Критерий оценивания (1 год обучения) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Критерий оценивания (1 год обучения)

2021-05-28 26
Критерий оценивания (1 год обучения) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Высокий уровень — умеют характеризовать лес как экосистему, знают типы лесов, знают роль леса в жизни человека, определяют виды древесных, кустарниковых и травянистых растений, определяют животных по следам их жизнедеятельности, знают охраняемые растения и животных, умеют вести себя в природе;

       Средний уровень — не точно характеризуют лес как экосистему, знают не все типы лесов, знают роль леса в жизни человека, определяют виды древесных, кустарниковых и травянистых растений, определяют животных по следам их жизнедеятельности, частично знают охраняемые растения и животных, умеют вести себя в природе;

       Низкий уровень — не умеют характеризовать лес как экосистему, плохо знают типы лесов, не могут оценить роль леса в жизни человека, плохо определяют виды древесных, кустарниковых и травянистых растений, не могут определять животных по следам их жизнедеятельности, плохо знают охраняемые растения и животных, не всегда умеют вести себя в природе;

       Удовлетворительно – 65% правильных ответов и выполненных заданий.

Хорошо – 66 – 94% правильных ответов и выполненных заданий.

Отлично – свыше 95 % правильных ответов и выполненных заданий.

 

По итогам контролей обучающимся в 1 год обучения будут присваиваются звания по мере их достижений:

«Новичок-боровичок» (на момент начала обучения: нет ни знаний, ни умений в области лесоведения);

«Юный лесовод» (имеет хорошие знания по пройденному материалу);

«Помощник лесничего» (имеет хорошие и отличные знания по пройденному материалу, умеет обращаться с приборами, используемыми в лесоводстве);

 

 

Год обучения

 

Вид Сроки Задачи Содержание Критерии Форма
I сен-тябрь Определение фактического уровня знаний по биологии и лесоводству Контрольный срез по теме «Лес-природная система» Широта кругозора, знание видов обитателей леса Викторина
II Де кабрь   Определение качества усвоения программы Контрольный срез по теме «Учимся понимать лес» Знание основных понятий лесоведения и лесоводства Тестирование
III май Определение уровня знаний программы (результат усвоения про-граммы II года Итоговая проверка по пройденным темам Определение видов растений и животных леса. Знание терминов Защита рефератов

Критерии оценивания:

Год обучения

       Высокий уровень - знают народнохозяйственное значение леса, экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой; имеют понятие об охране природы; знают не менее 10 заповедников России; сезонные изменения в природе, знают не менее 5 видов растений и животных из Красной книги РК, умеют вести себя в природе;

       Средний уровень - не всегда точно определяют виды растений и животных; затрудняются в раскрытии экологических взаимосвязей растительного и животного мира с окружающей средой; знают не более 5 заповедников России; допускают ошибки в правилах поведения в природе и в знании охраняемых растений и животных.

       Низкий уровень - не могут без ошибок определять растения и животных, не знают значение леса в жизни человека; не знают заповедники в России; затрудняются как правильно вести себя в природе.

       Удовлетворительно – 65% правильных ответов и выполненных заданий.

Хорошо – 66 – 94% правильных ответов и выполненных заданий.

Отлично – свыше 95 % правильных ответов и выполненных заданий.

 

Года обучения

 

Вид Сроки Задачи Содержание Критерии Форма
I сен-тябрь Определение фактического уровня знаний по биологии и лесоводству Контрольный срез по теме «Лес", "Природные условия" Широта кругозора, знание видов обитателей леса Викторина
II Де кабрь   Определение качества усвоения программы Контрольный срез по теме "Лесообразующие породы" Знание основных понятий лесоведения и лесоводства Тестирование
III май Определение уровня знаний программы (результат усвоения про-граммы 3 года Итоговая проверка по пройденным темам Правильное оформление. Определение видов растений и животных леса. Знание терминов Защита рефератов

Критерии оценивания:

Года обучения

       Высокий уровень - знают народнохозяйственное значение леса, экологические взаимосвязи растительного и животного мира с окружающей средой; имеют понятие об охране природы; знают не менее 10 заповедников России; сезонные изменения в природе, знают не менее 5 видов растений и животных из Красной книги РК, умеют вести себя в природе;

       Средний уровень - не всегда точно определяют виды растений и животных; затрудняются в раскрытии экологических взаимосвязей растительного и животного мира с окружающей средой; знают не более 5 заповедников России; допускают ошибки в правилах поведения в природе и в знании охраняемых растений и животных.

       Низкий уровень - не могут без ошибок определять растения и животных, не знают значение леса в жизни человека; не знают заповедники в России; затрудняются как правильно вести себя в природе.

       Удовлетворительно – 65% правильных ответов и выполненных заданий.

Хорошо – 66 – 94% правильных ответов и выполненных заданий.

Отлично – свыше 95 % правильных ответов и выполненных заданий.

По итогам контролей обучающимся 3 года обучения будут присваиваются звания по мере их достижений:

«Магистр лесных наук» (имеет хорошие и отличные знания по пройденному материалу, умеет обращаться с приборами, используемыми в лесоводстве, проводит исследовательскую работу);

«Академик лесных наук» (имеет отличные знания по пройденному материалу, умеет обращаться с приборами, используемыми в лесоводстве, проводит исследовательскую работу, участвует в научных конкурсах и конференциях)

 

 

 

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся

 

Учебно-исследовательской деятельность включает в себя проведение следующих работ:

- ознакомление с информационными, справочными, реферативными изданиями по проблеме исследования;

- составление библиографии по теме;

- написание обзорного реферата по теоретической части учебного исследования;

- сбор экспериментального материала по теме исследовательской работы;

- выступление с докладами на занятиях кружка (на конференциях);

- консультации с руководителем по программе исследования.

 

План деятельность обучающихся в период выполнения учебно-исследовательской работы:

· уточняется выбор темы, определение проблемы, объёма и предмета исследования;

· формулируются цели и задачи исследования;

· проводится теоретический анализ литературы и исследований по проблеме;

· составляется библиография исследования; происходит формулирование рабочей гипотезы;

· определяется место проведения исследования; определяются методы исследования;

· проводится анализ экспериментальных данных; оформляются промежуточные результаты исследования.

Обучающиеся работают с первоисточниками, данными исследований, анализируют результаты исследований, консультируются с руководителем.

 

Форма оценивания обучающихся второго года обучения осуществляется в форме дифференцированного зачёта. Оценка учитывает качество представленных отчётных материалов (рефераты, учебно-исследовательские работы). Критерии оценивания:

- знание основных положений учебного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой;

- умение использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации;

- умение изложить полученные знания по проблеме исследования в виде сообщений, рефератов, докладов.

Литература

Нормативная база

Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧРЕЖДЕНИЯМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03. Издание официальное. М.: Минздрав России, 2003. - 40 с.

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы. Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧРЕЖДЕНИЯМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03. Издание официальное. М.: Минздрав России, 2003. - 40 с.

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. Гигиенические требования к условиям, содержанию и организации режима базовых палаточных лагерей различного типа в летний период. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. ____ -03. Издание официальное. М.: Минздрав России, 2003.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ № 293 от 13 июля 1992 года (действующий). «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности». Приложение №1. ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ, ЭКСПЕДИЦИЙ И ЭКСКУРСИЙ (ПУТЕШЕСТВИЙ) С УЧАЩИМИСЯ, ВОСПИТАННИКАМИ И СТУДЕНТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 декабря 2006 г. № 752.

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11 января 1993 г. №9/32- Ф. О НОРМАХ РАСХОДОВ НА ПИТАНИЕ В ТУРИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ. Приложение 2. Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 декабря 2006 г. № 752. О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Приказ Минобразования России от 23 июля 1996 г. № 378. Приложение 3. «Положение о порядке расследования, учета и оформления несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками системы образования Российской Федерации».

Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844. – журнал «Дополнительное образование и воспитание», 2007, №3, стр. 5-6.

 

 

Список рекомендуемой литературы для педагога

По лесоведению

Новаковская Т.В. Биологические экскурсии. Растения леса: Методические указания. Сыктывкар: издание Сыктывкарского университета, с.35, 2000.

Атрохин В.Г. Лесоводство и дендрология: Учебник для техникумов. М.: Лесная промышленность, с.368, 1982.

Браун В. Настольная книга любителя природы. Л.: Гидрометеоиздат, с.280, 1985.

Воронцов А.И. Лесная энтомология: Учебник для студентов лесохозяйственных специальных вузов. 4-е издание, М.: Высшая школа, с. 384, ил., 1982.

Гроздова Н.Б. Берёза. (Библиотечка «Древесные породы») М.: Лесная промышленность, с.78, ил, 1979.

Груздев Б.И., Мартыненко В.А., Тарбаева В.М. Современная номенклатура сосудистых растений европейского Северо-востока России. Учебное пособие. Сыктывкар: Издание Сыктывкарского университета, 1999.

Давидов М.В. Ольха (Библиотечка «Древесные породы») М.: Лесная промышленность, с.78, ил., 1979.

Дылис Н.В. Лиственница. (Библиотечка «Древесные породы») М.: Лесная промышленность, с.97, ил., 1979.

Жизнь животных. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1968-1971.

Жизнь растений. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1970-1982.

Заровный Г. М. Опытно-практическая работа учащихся по лесоводству и лесоразведению: Пособие для учителей. Изд. 2-е. М.: Просвещение, с.127, ил., 1976.

Земля девственных лесов (Печоро-Илычский биосферный заповедник) – Сыктывкар, с.159, 183, ил., 9 табл., 2000.

Зимние экскурсии по изучению млекопитающих: Методические рекомендации /С.А. Яновский. Сыктывкар: издание Коми республиканского экологического центра ДО, 2003. -31с.

Иванников С.П. Тополь. (Библиотечка «Древесные породы») М.: Лесная промышленность, 1979. – 85 с., ил.

Исследование и обустройство родника: Методические рекомендации
/ Г.А. Черкасова, Г.Н. Кукса. Сыктывкар: Коми РЭЦ ДО, 2004. -27.

Книга юного лесовода: Курс лекций по основам лесоведения, лесоводства и охраны природы для слушателей Малой лесной академии и членов школьных лесничеств. Изд. 2-е. Петрозаводск, Карелия, 1989. – 256 с., ил.

Ковалёв Б.А. Войди в лес другом. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1987.

Леса Республики Коми. Т. 1-2. М.: Дизайн. Информация. Картография, 1999.

Наш родной край: Книга для чтения по природе и истории родного края (для учащихся 5 классов школ Коми АССР). Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1988. – 143 с.

Остроумов Н.А. Животный мир Коми АССР. Позвоночные. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1972.

Папорков М.А. Школьные походы в природу. М.: Просвещение, 1968.

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.-207 с.

Побединский А.В. Сосна. (Библиотечка «Древесные породы») М.: Лесная промышленность, 1979. – 125 с., ил.

Полянский И.И. Ботанические экскурсии: Пособие для учителей. Л., М.: Учпедгиз, 1950, 1968.-292.

Природа Сыктывкара и окрестностей. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1972.

Программы для внешкольных УДОД и СОШ. Исследователи природы. М., 1977.

Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М.: Топикал, 1994, С.210-356.

Руководство по использованию карточек «Тайны леса». М: Дизайн. Информация. Картография. 2007, 100с.

Седых К.Ф. Животный мир Коми АССР. Беспозвоночные. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1974.

Следы жизнедеятельности животных: Методические рекомендации / С.А. Яновский. Сыктывкар: Коми РЭЦ ДО, 2003. -10.

Строков В.В. Пернатые друзья лесов: Пособие для учащихся. Изд. 2-е. М.: Просвещение (Мир знаний), 175. –с., ил.

Таланцев Н.К. Кедр. (Библиотечка «Древесные породы») М.: Лесная промышленность, 1979. – 96 с., ил.

Таскаев А.И. Красная книга РК. Москва – Сыктывкар. ДИК Издательство. 1998.

Тони Родд. Лес. Энциклопедический путеводитель. М.: Махаон, 2008 – 304с.

Технология исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие / С.А. Яновский. Сыктывкар: Коми РЭЦ ДО, 2004. – 71.

Учёты птиц: Методические рекомендации / С.А. Яновский. Сыктывкар: Коми РЭЦ ДО, 2003. - 6.

Фалалеев Э.Н. Пихта. (Библиотечка «Древесные породы») М.: Лесная промышленность, 1979. – 85 с., ил.

Филенко А.И. Организация работы в школьных лесничествах. (Методическое пособие). – Йошкар-Ола, 2005.

Шишков И.И., Брановицкий М. Л. Лесоводство с основами лесных культур: Учебное пособие для вузов. М.: Лесная промышленность, 1979. -270 с.

Экскурсия на болото: Методические рекомендации. /Г.А.Черкасова. Сыктывкар: Коми РЭЦ ДО, 2003. – 16.

Определители

 

Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. Ч. I-III. – М.: Просвещение, 1974-1975.

Определитель насекомых по личинкам. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972.

Падий Н. Н. Краткий определитель вредителей леса. М.: Лесная промышленность, 1979., ил.

 

Определитель деревьев и кустарников.

Определитель травянистых растений.

Определитель водорослей, лишайников и мхов СССР.

Определители животных.

Определители водных организмов.

Литература для обучающихся

Бобров Р.В. Экзамен на лесничего: Книга для учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение.1990.- 157 с., ил.

Браун В. Настольная книга любителя природы. Л.: Гидрометеоиздат, 1985, 280 с., ил.

Дроздов Н.Н. Энциклопедия. Я познаю мир. Рассказы о животных. М.: Астрель, 2007 – 382с.

Зотов В.В. Лесная мозаика. Лесная мозаика: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Педагогика, 1993. – 240 с., ил.

Жизнь животных. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1968-1971.

Жизнь растений. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1970-1982.

Козлов М., Нинбург Е. Ваша коллекция (пособие для учащихся). М.: Просвещение, 1971.

Нидон К., Потерман И. и др. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М.: «Мир», 1991.

Определитель насекомых по личинкам. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972.

Остроумов Н.А. Животный мир Коми АССР. Позвоночные. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1972.

Природа Сыктывкара и окрестностей. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1972.

Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М.: Топикал, 1994.

Седых К.Ф. Животный мир Коми АССР. Беспозвоночные. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1974.

Советы юным лесоводам: Методическое пособие. В 2-х частях. /Под общей редакцией С.А. Яновского. Сыктывкар, 2005. 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

 

Сведения о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности.

 

 

Учебный кабинет № 104

Кол-во парт:

                 двуместных – 10 шт.

стулья – 20 шт.

стенд двойной – 1 шт., магниты -15 шт.

Материально техническое обеспечение:

Бинокли 8 – 5 шт.

Бинокуляр (МБИ-10) - 4 шт.

Компьютер (комплект) и мультимедиа-приставка -1шт.

Телевизор – 1 шт., видеоплеёр-1 шт., Фотоаппарат цифровой – 2шт., Магнитофон -1 шт.,

DVD – 1 шт., фильмы о природе (СД и DVD).

Коллекция:  зоопарк (около 99 видов), зооуголок (около 15 видов),

террариум-32 вида

Коллекция: дендропарка -109 видов и сортов, комнатных растений -500 видов. Инвентарь: лопаты-8 шт., грабли – 10, Вёдра - 4 шт., носилки -5 0шт., тяпки-10 шт.

Оборудование для выездов в лес: накомарник -10 шт, компас – 22 шт., лупа ручная – 15 шт., спальники-27 шт., котелок – 3 шт., термос-3 шт., рюкзак-9 шт., палатки – 9 шт., складные столы -4 шт., стулья – 27 шт., гербарная сетка – 2 шт., гербарная папка – 1 шт., Рулетка – 10м  - 1 шт., микроскопы «Биолам» МБР – 8 шт.,

Автобус ПАЗ 32-053-70.

 

Парта – 10 шт., стул – 20 шт., стенд двойной – 1 шт. Телевизор – 1 шт., видеоплеер-1 шт., DVD – 1 шт.

Оборудование: Бинокль призменный – 5 шт., Бинокуляр (МБИ-10) - 4 шт., Лупа ручная – 15 шт., гербарная сетка – 2 шт., гербарная папка – 1 шт., микроскоп Биомед 2П-3 – 3 шт.,

Карта "Животный и растительный мир Земли".

Набор муляжей «Грибы».

Дидактические карточки: «Времена года», «Животные наших лесов».

Плакаты: «Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных», «Лист. Природные сообщества», «Окружающий мир. Времена года. Лето Сообщества водоем», «Окружающий мир. Времена года. Зима. Сообщества лес», «Окружающий мир. Земля. Связи в живой природе», «Окружающий мир. Деревья, кустарники, травы. Лесная зона. Тайга», «Пресмыкающиеся и земноводные», «Перелетные птицы» -2, «Птицы» - 2, «Хищные птицы», «Жизненные формы растений», «Биоценоз пресноводного водоема», «Основные типы экосистем Антропогенные экосистемы», «Строение экосистемы. Биотические взаимодействия», «Растения мелколиственного леса»

Гербарии: "Дикорастущие растения", «Лекарственные растения», «Основные группы растений», «Растительные сообщества», «Деревья и кустарники».

Коллекции: «Насекомые-вредители.», «Представители отрядов насекомых», «Семена и плоды», «Семейство бабочек», «Семейство жуков», «Примеры защитных приспособлений у насекомых», «Шишки, семена плодов, деревьев и кустарников», «Лишайники», «Птичьи яйца», «Птичьи гнезда», «Погрызы», спилы деревьев, влажные препараты 5 шт, чучела птиц. Модель - аппликация «Размножение сосны»

Экспозиции:

Животные зоопарка - 90 видов,

Животные зооуголка - 15 видов,

Животные террариума - 32 вида.

Коллекция дендропарка 109 видов, коллекция комнатных растений 500 видов, термометр воздушный бытовой – 1 шт.,

Сельскохозяйственный инвентарь: ведро - 4 шт., носилки -5 шт., окучник -10 шт.

Автобус ПАЗ 32-053-70,

Оборудование для выездов в лес: накомарник -10 шт, компас – 5 шт., спальники-27 шт., котелок – 3 шт., термос-3 шт., рюкзак - 9 шт., палатки – 9 шт., стол складной -4 шт., стул складной – 10 шт., фотоаппарат цифровой – 1 шт., магнитофон -1 шт., рулетка – 10 м - 1 шт.

 

Приложение

Список терминов используемых в программе «Лесоведение»

 

 

Лесовосстановление - искусствкккое восстановление леса.

Дендрология – это наука, изучающая ценные виды интродуцированных и местных деревьев и кустарников.

Дерево – многолетнее растение, имеющее главный ствол, несущий крону.

Лес – это совокупность лесных древесных и иных растений, почвы, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, имеющие внутренние взаимосвязи и связи с внешней средой.

Лесной питомник – питомник, предназначенный для выращивания лесного посадочного материала.

Лесной пожар – неуправляемое (стихийное) распространение огня (горения) в лесу или на лесной площади.

Лесоведение – это научная дисциплина о природе леса.

Полукустарники – многолетние растения с побегами, одревесневающиими в нижней части, полукустарники - преимущественно имеют высоту до 0,8м реже до 1,5.

Лесовозобновление  – эстестественное возобновление леса. 

 

Словарь терминов

 

Алкалоиды — органические вещества, вырабатываемые растениями и некоторыми животными. Благодаря горькому вкусу или способности вызывать серьезные нарушения физиологических процессов алкалоиды защищают растения от поедания животными. Алкалоидами, например, являются кофеин, стрихнин и кокаин.

Апикальное доминирование (доминирование верхушки) — подавление развития боковых побегов растения в пользу роста верхушки. Апикальное доминирование позволяет растениям быстро вытягиваться в высоту.

Ариллус (присемянник) — мясистое образование, частично или полностью покрывающее семена многих растений. Зрелые ариллусы нередко имеют яркую окраску, которая привлекает животных, распространяющих семена.

Ауксины — вещества (гормоны), регулирующие рост и физиологические процессы растений.

Биом — крупные природные зоны с особым климатом и характерным растительным и животным миром. Примеры биомов — травянистые равнины, хвойные леса, пустыни и тундра.

Венчик — часть цветка, состоящая из лепестков.

Вечнозеленые деревья — растения, сохраняющие листву на протяжении круглого года.

Вид — группа живых существ (например, растений), обладающих большим внешним сходством, одинаковым строением и способных скрещиваться друг с другом с образованием плодовитого потомства.

Воздушные корни — придаточные корни, образующиеся на надземных побегах и помогающие растению извлекать влагу из воздуха. У некоторых деревьев (например, фикусов) воздушные корни достигают почвы и образуют в ней настоящие подземные корни.

Ген — участок молекулы ДНК, ответственный за тот или иной признак организма (например, окраску цветков). Гены передаются от родителей к потомкам и опосредуют наследование признаков.

Гибрид — растение или животное, чьи родители принадлежат к разным видам.

Голосеменные — группа (надотдел) растений, размножающихся семенами, но не образующих цветков и плодов. Группа голосеменных включает 4 отдела — хвойные, саговниковые, гнетовые и гинкговые. Большинство голосеменных — деревья, семена у которых образуются в шишках.

Гумус см. перегной

Дваждыперистые листья — перистые листья, у которых листочки, составляющие лист, также являются перистыми.

Двудольные — группа покрытосеменных (цветковых) растений, зародыш которых имеет две семядоли. К двудольным относится большинство листопадных деревьев.

Двудомные растения — растения, у которых мужские (пестичные) и женские (тычиночные) цветки находятся не на одной особи, а на разных. К числу двудомных деревьев относятся, например, ивы и тополя.

ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) — сложное органическое вещество, в молекуле которого заключена вся информация, необходимая для развития и жизнедеятельности организма. ДНК находится в ядрах клеток.

Дождевой тропический лес — область в экваториальном поясе, в которой круглый год жарко и влажно, здесь выпадает свыше 2500 мм осадков. Этот биом — богатейший по числу видов растений и животных.

Древесина — вторичная ксилема, т. е. ксилема, образующаяся в стволах и ветках деревьев в результате деления клеток камбия. Древесина состоит из различных элементов, выполняющих проводящую опорную и запасающую функции. Твердость древесине придает лигнин — сложное химическое вещество, содержащееся в оболочках растительных клеток.

Древесные растения — растения, имеющие надземные побеги с почками возобновления (у травянистых растений надземные побеги — даже деревянистые — всегда однолетние).

Жилки — проводящие пучки в листьях, через которые осуществляется транспорт веществ. Жилки имеются также в чашелистиках, лепестках и плодах растений.

Жилкование — характер расположения жилок в листовой пластинке.

Заболонь — молодые, физиологически активные слои древесины, примыкающие к камбию. От внутренней части ствола (сердцевины), состоящей из старой древесины, заболонь отличается более светлой окраской и меньшей прочностью.

Завязь — нижняя утолщенная часть пестика, содержащая одну или несколько семяпочек. После завязывания семян завязь разрастается и превращается в плод.

Камбий — слой клеток под корой стеблей и корней растений, за счет непрерывного деления которых происходит утолщение этих органов. Камбий имеют лишь голосеменные и двудольные цветковые растения.

Клетка — элементарные живые системы, составляющие основу строения и жизнедеятельности всех живых существ.

Колючки — острые твердые выросты на побегах и листьях, защищающие растения от поедания животными.

Кора — наружный слой тканей, окружающий стволы, ветки и корни деревьев и защищающий расположенные под ним ткани от повреждений и болезней.

Корень — один из важнейших органов растений, служащий для закрепления их в почве и поглощения из нее воды и питательных веществ.

Костянка — сочный односемянный плод, внутренний слой околоплодника которого образует твердую косточку, а средний — мясистую мякоть (как, например, у вишни, сливы или персика).

Ксилема — ткань сосудистых растений, проводящая от корней к листьям воду и питательные вещества.

Культивар см. сорт

Кустарник — многолетнее древесное растение, образующее мощные боковые побеги у самой поверхности земли. В отличие от деревьев у кустарников главный ствол бывает заметен лишь у молодых растений, а затем он перестает отличаться от других побегов.

Кутикула — жировая пленка на листьях, стеблях и плодах многих растений, защищающая их от повреждений и предотвращающая чрезмерные потери влаги.

Лепестки — наружные элементы цветка, формой напоминающие листья. Яркая окраска лепестков многих растений привлекает опылителей.

Лианы — растения с длинными стеблями, не способными самостоятельно удерживаться в вертикальном положении и цепляющимися поэтому за опоры (например, стебли и ветки других растений).

Лигнин — сложное органическое вещество, пропитывающее толстые стенки растительных клеток и придающее им твердость и прочность.

Листопадные деревья — деревья, сбрасывающие листья на время неблагоприятного периода года (например, зимы или засухи).

Листочек — часть сложного листа.                        ,

Междоузлие — отрезок стебля или ветки между двумя соседними узлами.

Многолетние растения — растения, продолжитель ность жизни которых превышает два года.

Нектар — сладкая жидкость, вырабатываемая нектарниками для привлечения насекомых.

Нектарник — железа, вырабатывающая нектар. Нектарники могут находиться как в цветках, так и на других частях растения.

Однодольные — группа цветковых растений, семена которых содержат только одну семядолю. В стеблях (стволах) однодольных деревьев отсутс.рует камбий.

Однодомные растения — растения, у которых мужские и женские цветки находятся на одном и том же растении. К числу однодомных деревьев принадл*. жат дубы, березы, сосны и ели.

Опыление — перенос пыльцы с пыльника тычинка на рыльце пестика (у цветковых растений) или семязачаток (у голосеменных).

Отделительный слой — слой ткани, состоящий из легко разъединяющихся паренхимных клеток, который формируется у основания листьев перед листопадом.

Пазуха — пространство между стеблем и отходя-; щим от него листом. В пазухах листьев обычно расположены почки.

Пазушный цветок (соцветие) — цветок (соцветие). образующееся в пазухе листа.

Пальмы — группа (порядок и семейство) однодольных древовидных растений, обычно имеющих неветвящийся колоннообразный ствол, увенчанный кроной из крупных перистых или веерных листьев.

Парниковый эффект — защитное действие атмосферы в процессе лучистого теплообмена Земли с мировым пространством. Некоторые промышленные газы, называемые «парниковыми», усиливают естественный парниковый эффект.

Перегной (гумус) — органические вещества почвы, образовавшиеся в результате разложения останков мертвых животных и растений.

Перистые листья — сложные листья, у которых листовые пластинки (листочки) располагаются на центральной оси попарно или поочередно.

Пестик — центральная часть женского или обоеполого цветка, содержащая семязачатки. Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи.

Питательные вещества — вещества, которые растения используют для своего роста и развития. Минеральные вещества они поглощают из почвы, ^органические синтезируют самостоятельно в процессе фотосинтеза.

Плод — орган цветковых растений, содержащий семена. Плод формируется из завязи, но в его образовании иногда принимают участие и другие части цветкл.'

Плодолистики — женские части цветка, окружающие зачатки семян (семязачатки). У большинства растений плодолистики срастаются в пестик.

Побег — стебель растения с располагающимися на нем листьями и почками.

Подвид — географически или экологически обособленная часть вида, особи которой отличаются сво- ща признаками от особей другой части того же ви- Ш. Представители разных подвидов одного и того iX4 вида могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство.

Гокрытосеменные (цветковые) — группа (отдел) растений, у которых органами размножения являются цветки, а семена заключены в плодах.

Полулистопадные деревья — Деревья, сбрасывающие ь неблагоприятное время года только часть амстьев.

Почка — зачаток побега или цветка.

Прицветник (прицветный лист) — сильно видоизмененный лист в основании цветка. Иногда цветок шрузкен несколькими прицветниками.

Иростые листья — листья, на черешке которых на-

аквяюгся только одна листовая пластинка.

VPMjPi — пыльцевые зерна (пылинки) растений, со-• рлзщие мужские половые клетки.

*ащ — систематическая категория, объединяющая г ^жатвенные виды. Роды, в свою очередь, объединя-.*. sat в семейства.

Пыияыфе — верхняя часть пестика (плодолистика), дашошающая пыльцевые зерна и способствующая

«жго-уастанию.

Снпммнковые — группа (отдел) голосеменных дре-:::вяи|рб«растений с колоннообразным или бочон-Йадшррыш стволом, увенчанных пучком перистых

к». Органы размножения саговниковых — свое-*УВраэные шишки, называемые стробилами.

Семейство — систематическая категория, объединяющая родственные роды растений и животных. В ботанической систематике семейства, в свою очередь, объединяются в порядки.

Семя — орган семенных растений, выполняющий функции их воспроизведения, расселения и переживания неблагоприятных условий, содержащий зародыш и запасы питательных веществ.

Семядоли — зародышевые листья в семенах растений. Семядоли содержат запас питательных веществ и являются первыми фотосинтезирующими листьями растения.

Семязачаток (семяпочка) — зачаток семени, содержащий яйцеклетку и клетки, из которых образуется эндосперм с запасом питательных веществ.

Сердцевина (ядро) — центральная часть ствола дерева, состоящая из старой древесины.

Сердцевинные лучи — горизонтальные, радиально расходящиеся пучки ксилемы и флоэмы, соединяющие центральную и наружные части ствола.

Сережка — колосовидные поникающие соцветия некоторых деревьев, состоящие из однополых, как правило, невзрачных цветков.

Систематика — раздел биологии, задачей которого является описание, классификация и обозначение существующих и вымерших живых существ.

Сложные листья •— листья, состоящие из нескольких листочков — мелких листовых пластинок, отходящих от общего черешка.

Смола — продукты жизнедеятельности многих деревьев, состоящие из сложной смеси органических соединений. Смолы накапливаются в смоляных ходах (каналах) и выделяются на поверхность коры, защищая деревья от поедания животными и заражения грибами и другими болезнетворными организмами.

Сок — жидкость, обеспечивающая транспорт питательных веществ у растений.

Сорт — разновидность того или иного вида растений, отличающаяся от «дикого типа» одним или несколькими признаками и разводимая в искусственных условиях.

Сосудистые растения — растения, у которых имеются сосуды, проводящие воду и растворенные в ней минеральные соли или органические вещества.

Соцветие — группа цветков, расположенная определенным образом на одном побеге.

Суккуленты — растения с мясистыми сочными листьями (листовые суккуленты) или стеблями (стеблевые суккуленты), способными запасать и долгое время сохранять воду.

Таннины — сложные вещества, вырабатываемые растениями и обладающие способностью подавлять рост многих болезнетворных микробов. Таннины, получаемые из коры некоторых деревьев, используются в качестве дубильных веществ.

Травянистые растения (травы) — растения, у которых надземные прямостоячие части побегов всегда однолетние, а почки возобновления находятся на многолетних подземных побегах (например, кор-

невищах). Травянистые растения бывают одно-, дву-или многолетними.

Транспирация — испарение воды растениями (в основном листьями).

Тычинка — часть мужского или обоеполого цветка, вырабатывающая пыльцу. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника.

Узел — участок побега, на котором расположен лист или почка.

Устьица — микроскопические щелевидные отверстия на поверхности листьев или стеблей, окаймленные замыкающими клетками и служащие для транс-пирации и газообмена между тканями растения и атмосферой.

Флоэма — ткань, по которой в растениях от листьев к другим органам транспортируются сахара и другие питательные вещества.

Фотосинтез — процесс, с помощью которого зеленые растения, используя энергию солнечного света, образуют из воды и углекислого газа сложные органические вещества (сахара).

Хвойные — группа (отдел) голосеменных растений, для которых характерны узкие игловидные листья и деревянистые женские шишки. Большинство хвойных — вечнозеле<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.