При заболеваниях органов пищеварения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

При заболеваниях органов пищеварения

2021-05-27 31
При заболеваниях органов пищеварения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сестринский процесс

 

При заболеваниях органов пищеварения

 

 

учебное пособие для студентов


 

Иркутск

ИГМУ

2015


УДК 614.253.5:616.34(075.8)

ББК 54.13я73

 

 

Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета

ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России

в качестве учебного пособия

для студентов педиатрического факультета

(протокол № 3-4 от 01.12.2015г)

 

 

Составитель:

 

С.А. Гуцуляк – канд. мед. наук, доцент каф. педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ МинздраваРоссии.

 

.

 

Рецензенты:

 

Е.И. Жданова – доцент каф. детских болезней ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.

В.А. Новожилов - д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой детской хирургии ГБОУ ВПО ИГМУМинздрава России.

 

 

С34 Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения: учебное пособиедля студентов / сост. С.А. Гуцуляк, ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.- Иркутск, 2015.- 24 с.

 

Пособие предназначено для студентов, при проведении клинического практического занятия по дисциплине «Теория и практика сестринского дела», содержат аннотацию к теме, блок теоретической информации, ситуационные задачи, тестовый контроль.

 

 

УДК 614.253.5:616.34(075.8)

ББК 54.13я73


 

2


Оглавление  
Список сокращений 3
Значение изучения темы 4
Формирование системы пищеварения 5
Дисфункция гепатобилиарного тракта 6
Сестринский процесс при хроническом гастродуодените у детей 8
Сестринский процесс при остром гастрите 11
Сестринский процесс при язвенной болезни 13
Ситуационные задачи 15
Тесты для оценки достигнутого уровня знаний 19
Рекомендуемая литература 21

 

 

Список сокращений

АД – артериальное давление

ДБТ – дисфункция гепатобилиарного тракта

ДПК – двенадцатиперстная кишка

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ЖП – желчный пузырь

Нр – Helicobacter pylori

ФЭГДС – фиброэзофагогастродуоденоскопия

ЦНС – центральная нервная система

ЧДД – частота дыхательных движений

ЯБ – язвенная болезнь

 

 

Значение изучения темы:

Уметь

 

· грамотно вести дискуссию по важнейшим вопросам теории сестринского дела;

 

· различать информацию возможную для доведения до родителей и пациентов;

 

· создать комфортные психологические отношения в условиях пребывания в стационаре с ребенком, родителями, персоналом, коллегами;

 

· устанавливать психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми и их родителями;

 

· собрать анамнез болезни и жизни, сделать заключение по анамнезу;

 

· оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка и их соответствие возрастным нормативам;


 

4


· провести клиническое обследование системы пищеварения у здорового и больного ребенка, сделать заключение по результатам;

 

· консультировать пациента и семью по вопросам профилактики заболеваний органов пищеварения;

 

· проводить реабилитационные и профилактические мероприятия;

 

· общаться с пациентами в процессе профессиональной деятельности;

 

· выявлять неотложные и угрожающие жизни состояния.

 

Владеть

 

· медицинской этикой и деонтологией;

 

· чутким отношениям к пациентам и их родственникам;

 

· методами психологической коррекции при организации охранительного режима в условиях лечебно-профилактических учреждений;

 

· методикой общего осмотра и осмотра отдельных частей тела

 

· методами измерения антропометрических показателей (массы, роста);

 

· методикой измерения температуры тела;

 

· методикой исследования пульса;

 

· методикой измерения артериального давления;

 

· методами пропаганды здорового образа жизни;

 

· осознавать здоровье как ценность;

 

· методикой сбора анамнеза при заболеваниях органов пищеварения.

 

 

Формирование системы пищеварения

 

Формирование органов пищеварения начинается с 3–4-й недели эмбрионального периода, когда из энтодермальной пластинки (внутренняя полость зародыша) образуется первичная кишка.

На переднем конце ее на 4-й неделе возникает ротовое отверстие, а несколько позднее на противоположном конце появляется анальное отверстие. Кишка быстро удлиняется.

У плода желудочно-кишечный тракт начинает функционировать на 16–20-й неделе внутриутробной жизни:

* уже выражен глотательный рефлекс;

* в слюнных железах обнаруживается амилаза: участвует в процессе пищеварения;

* в желудочных – пепсиноген: расщепляет в процессе пищеварения белки и пептиды;

* в тонкой кишке – секретин: стимулирует работу поджелудочной железы.

Слизистая оболочка полости рта

 

* нежная,

* суховатая,

* богата кровеносными сосудами,

* легко ранима.

 

Слюнные железы

 

* развиты слабо, продуцируют мало слюны.

* В большей степени функционируют подчелюстная, подъязычная железы у детей грудного возраста, у детей после года и взрослых – околоушная.

* Активно функционировать слюнные железы начинают к 3–4-му месяцу жизни, но даже в возрасте 1 года объем слюны (150 мл) составляет 1/10 от количества ее у взрослого человека.

 

Пищевод

 

* у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму.

* длина у новорожденных составляет 10 см, с возрастом она увеличивается,

* диаметр пищевода становится больше.

* в возрасте до года слабо выражены физиологические сужения пищевода, особенно в области кардиального отдела желудка, что способствует частому срыгиванию пищи у детей 1-го года жизни.

 

Желудок

 

* у детей грудного возраста расположен горизонтально, что объясняет склонность детей первого года жизни к срыгиванию и рвоте.

 

Печень

 

* Печень у детей относительно большая,

* у новорожденных она составляет около 4 % массы тела (у взрослых 2 % массы тела).

* У детей раннего возраста желчеобразование менее интенсивное, чем у детей старшего возраста.

 

План ухода

 

Обеспечить организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима

Реализация ухода:

Независимые вмешательства:

 

- провести беседу с пациентом/родителями о заболевании и профилактике осложнений; Мотивация: Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей.

* Создание режима щажения ЖКТ,

* обеспечение максимальных условий комфорта. * Уменьшение боли.

 

Организация досуга Реализация ухода:

 

Независимое вмешательство:

 

- рекомендовать родителям принести любимые книжки, игрушки

Мотивация:

 

Создание комфортных условий Создание комфортных условий в палате Реализация ухода:

 

Независимые вмешательства:

 

- контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания;

- контролировать регулярность смены постельного белья;

- контролировать соблюдение тишины в палате

Мотивация:

 

Удовлетворение физиологических потребностей во сне и отдыхе


 

7


Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий Реализация ухода:

 

Независимые вмешательства:

 

- провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости соблюдения личной гигиены;

- рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье;

- контролировать и оказывать помощь ребенку при проведении гигиенических мероприятий Мотивация:

 

Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением диеты Реализация ухода:

 

Независимые вмешательства:

 

- проведение беседы с пациентом и/или родителями об особенностях питания, о необходимости соблюдения диеты;

- рекомендовать родителям приносить для питья: минеральные воды

Мотивация:

 

Удовлетворение физиологической потребности в пище Выполнять назначения врача Реализация ухода:

 

Зависимые вмешательства

 

- раздача лекарственных препаратов индивидуально в назначенной дозе, регулярно по времени;

- объяснить пациенту и /или родителям о необходимости приема лекарственных препаратов;

- провести беседу о возможных побочных эффектах лекарственных препаратов;

- провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости проведения назначенных лабораторных исследований;

- научить маму/пациента правилам сбора мочи, кала;

- обеспечить посудой для сбора мочи и кала; контролировать сбор мочи и кала;

- перед каждым инструментальным исследованием провести психологическую подготовку ребенка/родителей

- объяснить цели и ход проведения исследования,

- научить ребенка правилам поведения,

- сопроводить на исследование.

 

Мотивация:

 

* Профилактика осложнений.

 

* Раннее выявление побочных эффектов,

* Диагностика заболевания.

* Оценка работы печени, желчного пузыря, протоков, ЖКТ.

* Контроль эффективности проводимого лечения.

* Психологическая поддержка.

* Диагностика заболевания.

 

Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение Реализация ухода:

 

Независимые вмешательства:

 

- контроль аппетита, сна;

- выявление жалоб;

- измерение температуры тела утром и вечером;

- контроль физиологических отправлений;

- при ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу


 

 

8


Мотивация:

 

Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений

 

Этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

 

Цель сестринского ухода: Способствовать выздоровлению, не допустить развитиеосложнений.

 

Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима

 

Независимые вмешательства:

 

- Провести беседу с пациентом/ родителями о заболевании и профилактике осложнений

- Ограничить воздействие внешних раздражителей

Мотивация:

* Создание режима щажения ЖКТ,

* обеспечение максимальных условий комфорта.

* Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей.

* Уменьшение боли.

Организация досуга

Реализация ухода:

 

Независимое вмешательство:

 

Рекомендовать родителям принести любимые книжки, игрушки Мотивация:

Создание комфортных условий

Создание комфортных условий в палате

 

Независимые вмешательства:

 

- контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания;

- контролировать регулярность смены постельного белья;

- контролировать соблюдение тишины в палате


 

 

10


Мотивация:

Удовлетворение физиологических потребностей во сне и отдыхе Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий Реализация ухода:

 

Независимые вмешательства:

 

- провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости соблюдения личной гигиены;

- рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье;

- контролировать и оказывать помощь ребенку при проведении гигиенических мероприятий Мотивация:

 

Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением диеты Реализация ухода:

 

Независимые вмешательства:

 

Проведение беседы с пациентом и/или родителями об особенностях питания, о необходимости соблюдения диеты.

* Рекомендовать родителям приносить для питья минеральные воды Мотивация:

* Удовлетворение физиологической потребности в пище Выполнять назначения врача раздача лекарственных препаратов

 

* объяснить пациенту о необходимости приема лекарственных препаратов; * провести беседу о возможных побочных эффектах

* провести беседу с пациентом о необходимости проведения назначенных лабораторных исследований;

* научить правилам сбора мочи, кала; обеспечить посудой для сбора мочи и кала; * контролировать сбор мочи и кала;

* перед инструментальным исследованием провести психологическую подготовку ребенка, объяснить цели и ход проведения исследования, научить ребенка правилам поведения, сопроводить на исследование.

Мотивация:

 

* Ликвидация инфекции.

 

* Профилактика осложнений.

* Раннее выявление побочных эффектов.

* Диагностика заболевания.

* Оценка работы ЖКТ

 

Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение

 

* контроль над аппетитом, сном;

 

* выявление жалоб;

* измерение температуры тела утром и вечером;

* контроль физиологических отправлений;

* при ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу Мотивация:

Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

Факторы агрессии

 

* Повышенная продукция соляной кислоты и пепсина (кислотно-пептический фактор)

 

* Нарушение моторики и кровообращения

* Пилорический хеликобактер

 

Защитные факторы:

 

* слизисто-бикарбонатный барьер;

 

* нормальная регенерация;

 

* достаточное кровоснабжение;

 

* «антродуоденальный кислотный тормоз»

 

Сестринский процесс

 

Провести беседу с пациентом и его близкими о необходимости строго соблюдать диету

 

* Информировать пациента о медикаментозном лечении язвенной болезни (лекарственных препаратах, дозах, правилах их приема, побочных эффектах, переносимости).

* Убедить пациента в необходимости регулярного приема назначенных лекарственных препаратов.

* Осуществлять контроль за пищевыми/питьевыми передачами пациенту родственниками и близкими.

* Оказывать помощь при рвоте.

* Постоянно контролировать соблюдение пациентом диеты, режима питания и полупостельного режима.

* Контролировать массу тела пациента

 

Осложнения язвенной болезни: Кровотечение Симптомы кровотечения:

 

* Рвота жидкими массами цвета кофейной гущи

* Черный жидкий стул - «мелена»

* Слабость

* Головокружение

* снижение артериального давления

* пульс при кровотечении частый, слабого наполнения

* кожные покровы бледные и влажные

Доврачебная помощь:

 

* Вызвать врача

 

* Успокоить пациента, уложить, повернув голову набок (профилактика асфиксии)


 

14


* Приготовить лоток и полотенце для ухода при рвоте

* Положить пузырь со льдом на эпигастральную область

* Запретить пить, принимать пищу, разговаривать

* Контролировать общее состояние пациента, цвет кожных покровов. сознание, пульс, артериальное давление.

 

Ситуационные задачи

Задача №1

 

Ребенку 1 месяц, поступил на обследование и лечение. Диагноз: пилоростеноз?

 

пилороспазм?

 

Ребенок беспокойный. Настоящий вес ребенка 3200,0. Кожные покровы бледные, чистые, подкожно-жировой слой развит недостаточно (истончен на животе и бедрах). Дистония. Живот слегка вздут, мягкий, безболезненный при пальпации, видимой перистальтики не наблюдается. Стул 3 раза в сутки, желтого цвета, кислого запаха. Контрольное кормление 100,0.

 

Из анамнеза: от первой беременности, роды 1-е в ягодичном предлежании, вес при рождении 3000,0, рост 49 см. Срыгивания начались еще в роддоме, были редкими 1–2 раза в день, затем участились и с 3-недельного возраста отмечались почти после каждого кормления, за последнюю неделю появилась рвота «фонтаном».

 

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

 

2. Проведите беседу с мамой о необходимости проведения рентгенологического исследования желудочно-кишечного тракта.

 


 


 

Задача № 2

 

На стационарном лечении находится девочка 9 лет.

 

Диагноз: хронический гастродуоденит.

 

Девочка жалуется на боли в животе режущего характера, боли появляются приступообразно через несколько минут после приема пищи и длятся 30–40 минут. Локализация боли – верхняя часть живота. Периодически сопровождается тошнотой, рвотой. Девочка по характеру упрямая, капризная. Девочка от 1-й беременности, доношенная. Учится хорошо. Последние 3 года питается беспорядочно, часто в сухомятку, т.к. родители работают и обслуживать девочку некому. Девочка живет в семье с отчимом, в семье частые ссоры.

 

Объективно: девочка пониженного питания. Бледная, синие тени под глазами. Пульс 88 уд./мин., ЧДД 20 в минуту, АД 100/60. Живот при пальпации мягкий, болезненный в эпигастральной области.

 

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

 

2. Проведите беседу о диетическом питании.

 

3. Продемонстрируйте технику фракционного исследования желудочного сока.

 


 

Задача №3

 

Девочке 8 лет. Диагноз: дискинезия желчевыводящих путей.

 

Жалобы на тупые ноющие боли в области правого подреберья, тошноту, отрыжку, периодическую рвоту. Боли усиливаются после употребления жирной пищи. Стул со склонностью к запорам. Аппетит у девочки плохой.

 

Мама считает дочку больной в течение последних 2-х лет.

 

Объективно: кожные покровы бледные, суховатые на ощупь. Девочка пониженного питания. Язык влажный, густо обложен у корня белым налетом. Пульс 88 уд./мин., ЧДД 22 в минуту, АД 100/50. Живот при пальпации мягкий, болезненный в области правого подреберья, при поколачивании по реберной дуге справа возникает боль.

 

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

 

2. Проведите беседу о рациональном питании детей школьного возраста.

 

3. Продемонстрируйте технику дуоденального зондирования.

 

 


 

 

Задача №4

 

На прием к участковому педиатру обратилась мать с ребенком 4-х лет.

После осмотра был выставлен диагноз: энтеробиоз.

Жалобы на зуд в перианальной области, боли в животе, снижение аппетита, тошноту, нарушение сна, отмечается также ночное недержание мочи. Девочка со слов матери стала капризной, раздражительной. Заболела около 2-х недель назад.

Девочка активная, кожные покровы бледные, живот мягкий, слегка болезненный при пальпации вокруг пупка, вокруг ануса следы расчесов.


Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните матери необходимость соблюдения санэпидрежима и обучите ее методам профилактики энтеробиоза.

3. Продемонстрируйте взятие мазка на энтеробиоз.

 

 

Задача №5

 

Ребенок 13 лет страдает язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки, неоднократно находился на лечении в стационаре. Утром, собираясь в школу, заметил у себя темный дегтеобразный стул. Появилась слабость, головокружение, шум в ушах.

 

Задания

1. Определите состояние пациента.

 

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

 

3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.

 

г) измерить АД;

 

д) при низком артериальном давлении ввести подкожно раствор кордиамина 1,3 мл по назначению врача.

 

3. Техника измерения АД согласно алгоритму выполнения манипуляции.

 

Информационное обеспечение

 

1. http://elibrary.ru/ defaultx.asp (Научная электронная библиотека)

2. http://www.consilium– medicum.com/magazines/ magazines/polik/uchped/- журнал «Участковый педиатр», издание Consilium – Medicum

3. http://www.internist.ru/ (всероссийская образовательная интернет-программа для врачей)

4. http://www.pulmonology.ru/ (российское респираторное общество)

5. http://www.rlsnet.ru/ (справочник лекарственных средств РЛС)

6. http://www.scsml.rssi.ru (Электронная библиотека 1-го МГМУ им. И. М. Сеченова)

7. http://www. mir.ismu.baikal.ru Интернет – сайт ГОУ ВПО ИГМУ

8. http://www. MED – edu. Ru - Медицинский видеопортал

9. http: //www.hedklin.ru - Московский НИИ педиатрии и детской хирургии -

10. http://www. nczd.ru - НЦЗД РАМН

11. http: // scsml.rssi.ru - Центральная научно – медицинская библиотека ММА им. И. М. Сеченова -

 

Учебное издание


 

23


 

 

Гуцуляк Светлана Александровна

 

Сестринский процесс

 

при заболеваниях органов пищеварения

 

 

учебное пособие для студентов


 

Иркутск

ИГМУ

2015


УДК 614.253.5:616.34(075.8)

ББК 54.13я73

 

 

Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета

ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России

в качестве учебного пособия

для студентов педиатрического факультета

(протокол № 3-4 от 01.12.2015г)

 

 

Составитель:

 

С.А. Гуцуляк – канд. мед. наук, доцент каф. педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ МинздраваРоссии.

 

.

 

Рецензенты:

 

Е.И. Жданова – доцент каф. детских болезней ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.

В.А. Новожилов - д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой детской хирургии ГБОУ ВПО ИГМУМинздрава России.

 

 

С34 Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения: учебное пособиедля студентов / сост. С.А. Гуцуляк, ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.- Иркутск, 2015.- 24 с.

 

Пособие предназначено для студентов, при проведении клинического практического занятия по дисциплине «Теория и практика сестринского дела», содержат аннотацию к теме, блок теоретической информации, ситуационные задачи, тестовый контроль.

 

 

УДК 614.253.5:616.34(075.8)

ББК 54.13я73


 

2


Оглавление  
Список сокращений 3
Значение изучения темы 4
Формирование системы пищеварения 5
Дисфункция гепатобилиарного тракта 6
Сестринский процесс при хроническом гастродуодените у детей 8
Сестринский процесс при остром гастрите 11
Сестринский процесс при язвенной болезни 13
Ситуационные задачи 15
Тесты для оценки достигнутого уровня знаний 19
Рекомендуемая литература 21

 

 

Список сокращений

АД – артериальное давление

ДБТ – дисфункция гепатобилиарного тракта

ДПК – двенадцатиперстная кишка

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ЖП – желчный пузырь

Нр – Helicobacter pylori

ФЭГДС – фиброэзофагогастродуоденоскопия

ЦНС – центральная нервная система

ЧДД – частота дыхательных движений

ЯБ – язвенная болезнь

 

 

Значение изучения темы:


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.239 с.