Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-05-27 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Сестринский процесс
При заболеваниях органов пищеварения
учебное пособие для студентов
Иркутск
ИГМУ
2015
УДК 614.253.5:616.34(075.8)
ББК 54.13я73
Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета
ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России
в качестве учебного пособия
для студентов педиатрического факультета
(протокол № 3-4 от 01.12.2015г)
Составитель:
С.А. Гуцуляк – канд. мед. наук, доцент каф. педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ МинздраваРоссии.
.
Рецензенты:
Е.И. Жданова – доцент каф. детских болезней ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.
В.А. Новожилов - д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой детской хирургии ГБОУ ВПО ИГМУМинздрава России.
С34 Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения: учебное пособиедля студентов / сост. С.А. Гуцуляк, ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.- Иркутск, 2015.- 24 с.
Пособие предназначено для студентов, при проведении клинического практического занятия по дисциплине «Теория и практика сестринского дела», содержат аннотацию к теме, блок теоретической информации, ситуационные задачи, тестовый контроль.
УДК 614.253.5:616.34(075.8)
ББК 54.13я73
2
Оглавление | |
Список сокращений | 3 |
Значение изучения темы | 4 |
Формирование системы пищеварения | 5 |
Дисфункция гепатобилиарного тракта | 6 |
Сестринский процесс при хроническом гастродуодените у детей | 8 |
Сестринский процесс при остром гастрите | 11 |
Сестринский процесс при язвенной болезни | 13 |
Ситуационные задачи | 15 |
Тесты для оценки достигнутого уровня знаний | 19 |
Рекомендуемая литература | 21 |
Список сокращений
|
АД – артериальное давление
ДБТ – дисфункция гепатобилиарного тракта
ДПК – двенадцатиперстная кишка
ЖКТ – желудочно-кишечный тракт
ЖП – желчный пузырь
Нр – Helicobacter pylori
ФЭГДС – фиброэзофагогастродуоденоскопия
ЦНС – центральная нервная система
ЧДД – частота дыхательных движений
ЯБ – язвенная болезнь
Значение изучения темы:
Уметь
· грамотно вести дискуссию по важнейшим вопросам теории сестринского дела;
· различать информацию возможную для доведения до родителей и пациентов;
· создать комфортные психологические отношения в условиях пребывания в стационаре с ребенком, родителями, персоналом, коллегами;
· устанавливать психологический и речевой контакт со здоровыми и больными детьми и их родителями;
· собрать анамнез болезни и жизни, сделать заключение по анамнезу;
· оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка и их соответствие возрастным нормативам;
4
· провести клиническое обследование системы пищеварения у здорового и больного ребенка, сделать заключение по результатам;
· консультировать пациента и семью по вопросам профилактики заболеваний органов пищеварения;
· проводить реабилитационные и профилактические мероприятия;
· общаться с пациентами в процессе профессиональной деятельности;
· выявлять неотложные и угрожающие жизни состояния.
Владеть
· медицинской этикой и деонтологией;
· чутким отношениям к пациентам и их родственникам;
· методами психологической коррекции при организации охранительного режима в условиях лечебно-профилактических учреждений;
· методикой общего осмотра и осмотра отдельных частей тела
· методами измерения антропометрических показателей (массы, роста);
· методикой измерения температуры тела;
· методикой исследования пульса;
· методикой измерения артериального давления;
· методами пропаганды здорового образа жизни;
|
· осознавать здоровье как ценность;
· методикой сбора анамнеза при заболеваниях органов пищеварения.
Формирование системы пищеварения
Формирование органов пищеварения начинается с 3–4-й недели эмбрионального периода, когда из энтодермальной пластинки (внутренняя полость зародыша) образуется первичная кишка.
На переднем конце ее на 4-й неделе возникает ротовое отверстие, а несколько позднее на противоположном конце появляется анальное отверстие. Кишка быстро удлиняется.
У плода желудочно-кишечный тракт начинает функционировать на 16–20-й неделе внутриутробной жизни:
* уже выражен глотательный рефлекс;
* в слюнных железах обнаруживается амилаза: участвует в процессе пищеварения;
* в желудочных – пепсиноген: расщепляет в процессе пищеварения белки и пептиды;
* в тонкой кишке – секретин: стимулирует работу поджелудочной железы.
Слизистая оболочка полости рта
* нежная,
* суховатая,
* богата кровеносными сосудами,
* легко ранима.
Слюнные железы
* развиты слабо, продуцируют мало слюны.
* В большей степени функционируют подчелюстная, подъязычная железы у детей грудного возраста, у детей после года и взрослых – околоушная.
* Активно функционировать слюнные железы начинают к 3–4-му месяцу жизни, но даже в возрасте 1 года объем слюны (150 мл) составляет 1/10 от количества ее у взрослого человека.
Пищевод
* у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму.
* длина у новорожденных составляет 10 см, с возрастом она увеличивается,
* диаметр пищевода становится больше.
* в возрасте до года слабо выражены физиологические сужения пищевода, особенно в области кардиального отдела желудка, что способствует частому срыгиванию пищи у детей 1-го года жизни.
Желудок
* у детей грудного возраста расположен горизонтально, что объясняет склонность детей первого года жизни к срыгиванию и рвоте.
Печень
* Печень у детей относительно большая,
* у новорожденных она составляет около 4 % массы тела (у взрослых 2 % массы тела).
* У детей раннего возраста желчеобразование менее интенсивное, чем у детей старшего возраста.
План ухода
Обеспечить организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
|
Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
- провести беседу с пациентом/родителями о заболевании и профилактике осложнений; Мотивация: Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей.
* Создание режима щажения ЖКТ,
* обеспечение максимальных условий комфорта. * Уменьшение боли.
Организация досуга Реализация ухода:
Независимое вмешательство:
- рекомендовать родителям принести любимые книжки, игрушки
Мотивация:
Создание комфортных условий Создание комфортных условий в палате Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
- контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания;
- контролировать регулярность смены постельного белья;
- контролировать соблюдение тишины в палате
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне и отдыхе
7
Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
- провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости соблюдения личной гигиены;
- рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье;
- контролировать и оказывать помощь ребенку при проведении гигиенических мероприятий Мотивация:
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением диеты Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
- проведение беседы с пациентом и/или родителями об особенностях питания, о необходимости соблюдения диеты;
- рекомендовать родителям приносить для питья: минеральные воды
Мотивация:
Удовлетворение физиологической потребности в пище Выполнять назначения врача Реализация ухода:
Зависимые вмешательства
- раздача лекарственных препаратов индивидуально в назначенной дозе, регулярно по времени;
- объяснить пациенту и /или родителям о необходимости приема лекарственных препаратов;
- провести беседу о возможных побочных эффектах лекарственных препаратов;
- провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости проведения назначенных лабораторных исследований;
|
- научить маму/пациента правилам сбора мочи, кала;
- обеспечить посудой для сбора мочи и кала; контролировать сбор мочи и кала;
- перед каждым инструментальным исследованием провести психологическую подготовку ребенка/родителей
- объяснить цели и ход проведения исследования,
- научить ребенка правилам поведения,
- сопроводить на исследование.
Мотивация:
* Профилактика осложнений.
* Раннее выявление побочных эффектов,
* Диагностика заболевания.
* Оценка работы печени, желчного пузыря, протоков, ЖКТ.
* Контроль эффективности проводимого лечения.
* Психологическая поддержка.
* Диагностика заболевания.
Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
- контроль аппетита, сна;
- выявление жалоб;
- измерение температуры тела утром и вечером;
- контроль физиологических отправлений;
- при ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу
8
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений
Этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре
Цель сестринского ухода: Способствовать выздоровлению, не допустить развитиеосложнений.
Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима
Независимые вмешательства:
- Провести беседу с пациентом/ родителями о заболевании и профилактике осложнений
- Ограничить воздействие внешних раздражителей
Мотивация:
* Создание режима щажения ЖКТ,
* обеспечение максимальных условий комфорта.
* Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей.
* Уменьшение боли.
Организация досуга
Реализация ухода:
Независимое вмешательство:
Рекомендовать родителям принести любимые книжки, игрушки Мотивация:
Создание комфортных условий
Создание комфортных условий в палате
Независимые вмешательства:
- контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания;
- контролировать регулярность смены постельного белья;
- контролировать соблюдение тишины в палате
10
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне и отдыхе Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
- провести беседу с пациентом и/или родителями о необходимости соблюдения личной гигиены;
- рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье;
- контролировать и оказывать помощь ребенку при проведении гигиенических мероприятий Мотивация:
|
Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением диеты Реализация ухода:
Независимые вмешательства:
Проведение беседы с пациентом и/или родителями об особенностях питания, о необходимости соблюдения диеты.
* Рекомендовать родителям приносить для питья минеральные воды Мотивация:
* Удовлетворение физиологической потребности в пище Выполнять назначения врача раздача лекарственных препаратов
* объяснить пациенту о необходимости приема лекарственных препаратов; * провести беседу о возможных побочных эффектах
* провести беседу с пациентом о необходимости проведения назначенных лабораторных исследований;
* научить правилам сбора мочи, кала; обеспечить посудой для сбора мочи и кала; * контролировать сбор мочи и кала;
* перед инструментальным исследованием провести психологическую подготовку ребенка, объяснить цели и ход проведения исследования, научить ребенка правилам поведения, сопроводить на исследование.
Мотивация:
* Ликвидация инфекции.
* Профилактика осложнений.
* Раннее выявление побочных эффектов.
* Диагностика заболевания.
* Оценка работы ЖКТ
Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение
* контроль над аппетитом, сном;
* выявление жалоб;
* измерение температуры тела утром и вечером;
* контроль физиологических отправлений;
* при ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
Факторы агрессии
* Повышенная продукция соляной кислоты и пепсина (кислотно-пептический фактор)
* Нарушение моторики и кровообращения
* Пилорический хеликобактер
Защитные факторы:
* слизисто-бикарбонатный барьер;
* нормальная регенерация;
* достаточное кровоснабжение;
* «антродуоденальный кислотный тормоз»
Сестринский процесс
Провести беседу с пациентом и его близкими о необходимости строго соблюдать диету
* Информировать пациента о медикаментозном лечении язвенной болезни (лекарственных препаратах, дозах, правилах их приема, побочных эффектах, переносимости).
* Убедить пациента в необходимости регулярного приема назначенных лекарственных препаратов.
* Осуществлять контроль за пищевыми/питьевыми передачами пациенту родственниками и близкими.
* Оказывать помощь при рвоте.
* Постоянно контролировать соблюдение пациентом диеты, режима питания и полупостельного режима.
* Контролировать массу тела пациента
Осложнения язвенной болезни: Кровотечение Симптомы кровотечения:
* Рвота жидкими массами цвета кофейной гущи
* Черный жидкий стул - «мелена»
* Слабость
* Головокружение
* снижение артериального давления
* пульс при кровотечении частый, слабого наполнения
* кожные покровы бледные и влажные
Доврачебная помощь:
* Вызвать врача
* Успокоить пациента, уложить, повернув голову набок (профилактика асфиксии)
14
* Приготовить лоток и полотенце для ухода при рвоте
* Положить пузырь со льдом на эпигастральную область
* Запретить пить, принимать пищу, разговаривать
* Контролировать общее состояние пациента, цвет кожных покровов. сознание, пульс, артериальное давление.
Ситуационные задачи
Задача №1
Ребенку 1 месяц, поступил на обследование и лечение. Диагноз: пилоростеноз?
пилороспазм?
Ребенок беспокойный. Настоящий вес ребенка 3200,0. Кожные покровы бледные, чистые, подкожно-жировой слой развит недостаточно (истончен на животе и бедрах). Дистония. Живот слегка вздут, мягкий, безболезненный при пальпации, видимой перистальтики не наблюдается. Стул 3 раза в сутки, желтого цвета, кислого запаха. Контрольное кормление 100,0.
Из анамнеза: от первой беременности, роды 1-е в ягодичном предлежании, вес при рождении 3000,0, рост 49 см. Срыгивания начались еще в роддоме, были редкими 1–2 раза в день, затем участились и с 3-недельного возраста отмечались почти после каждого кормления, за последнюю неделю появилась рвота «фонтаном».
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу с мамой о необходимости проведения рентгенологического исследования желудочно-кишечного тракта.
Задача № 2
На стационарном лечении находится девочка 9 лет.
Диагноз: хронический гастродуоденит.
Девочка жалуется на боли в животе режущего характера, боли появляются приступообразно через несколько минут после приема пищи и длятся 30–40 минут. Локализация боли – верхняя часть живота. Периодически сопровождается тошнотой, рвотой. Девочка по характеру упрямая, капризная. Девочка от 1-й беременности, доношенная. Учится хорошо. Последние 3 года питается беспорядочно, часто в сухомятку, т.к. родители работают и обслуживать девочку некому. Девочка живет в семье с отчимом, в семье частые ссоры.
Объективно: девочка пониженного питания. Бледная, синие тени под глазами. Пульс 88 уд./мин., ЧДД 20 в минуту, АД 100/60. Живот при пальпации мягкий, болезненный в эпигастральной области.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу о диетическом питании.
3. Продемонстрируйте технику фракционного исследования желудочного сока.
Задача №3
Девочке 8 лет. Диагноз: дискинезия желчевыводящих путей.
Жалобы на тупые ноющие боли в области правого подреберья, тошноту, отрыжку, периодическую рвоту. Боли усиливаются после употребления жирной пищи. Стул со склонностью к запорам. Аппетит у девочки плохой.
Мама считает дочку больной в течение последних 2-х лет.
Объективно: кожные покровы бледные, суховатые на ощупь. Девочка пониженного питания. Язык влажный, густо обложен у корня белым налетом. Пульс 88 уд./мин., ЧДД 22 в минуту, АД 100/50. Живот при пальпации мягкий, болезненный в области правого подреберья, при поколачивании по реберной дуге справа возникает боль.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Проведите беседу о рациональном питании детей школьного возраста.
3. Продемонстрируйте технику дуоденального зондирования.
Задача №4
На прием к участковому педиатру обратилась мать с ребенком 4-х лет.
После осмотра был выставлен диагноз: энтеробиоз.
Жалобы на зуд в перианальной области, боли в животе, снижение аппетита, тошноту, нарушение сна, отмечается также ночное недержание мочи. Девочка со слов матери стала капризной, раздражительной. Заболела около 2-х недель назад.
Девочка активная, кожные покровы бледные, живот мягкий, слегка болезненный при пальпации вокруг пупка, вокруг ануса следы расчесов.
Задания
1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
2. Объясните матери необходимость соблюдения санэпидрежима и обучите ее методам профилактики энтеробиоза.
3. Продемонстрируйте взятие мазка на энтеробиоз.
Задача №5
Ребенок 13 лет страдает язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки, неоднократно находился на лечении в стационаре. Утром, собираясь в школу, заметил у себя темный дегтеобразный стул. Появилась слабость, головокружение, шум в ушах.
Задания
1. Определите состояние пациента.
2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.
г) измерить АД;
д) при низком артериальном давлении ввести подкожно раствор кордиамина 1,3 мл по назначению врача.
3. Техника измерения АД согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Информационное обеспечение
1. http://elibrary.ru/ defaultx.asp (Научная электронная библиотека)
2. http://www.consilium– medicum.com/magazines/ magazines/polik/uchped/- журнал «Участковый педиатр», издание Consilium – Medicum
3. http://www.internist.ru/ (всероссийская образовательная интернет-программа для врачей)
4. http://www.pulmonology.ru/ (российское респираторное общество)
5. http://www.rlsnet.ru/ (справочник лекарственных средств РЛС)
6. http://www.scsml.rssi.ru (Электронная библиотека 1-го МГМУ им. И. М. Сеченова)
7. http://www. mir.ismu.baikal.ru Интернет – сайт ГОУ ВПО ИГМУ
8. http://www. MED – edu. Ru - Медицинский видеопортал
9. http: //www.hedklin.ru - Московский НИИ педиатрии и детской хирургии -
10. http://www. nczd.ru - НЦЗД РАМН
11. http: // scsml.rssi.ru - Центральная научно – медицинская библиотека ММА им. И. М. Сеченова -
Учебное издание
23
Гуцуляк Светлана Александровна
Сестринский процесс
при заболеваниях органов пищеварения
учебное пособие для студентов
Иркутск
ИГМУ
2015
УДК 614.253.5:616.34(075.8)
ББК 54.13я73
Рекомендовано методическим советом педиатрического факультета
ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России
в качестве учебного пособия
для студентов педиатрического факультета
(протокол № 3-4 от 01.12.2015г)
Составитель:
С.А. Гуцуляк – канд. мед. наук, доцент каф. педиатрии №2 ГБОУ ВПО ИГМУ МинздраваРоссии.
.
Рецензенты:
Е.И. Жданова – доцент каф. детских болезней ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.
В.А. Новожилов - д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой детской хирургии ГБОУ ВПО ИГМУМинздрава России.
С34 Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения: учебное пособиедля студентов / сост. С.А. Гуцуляк, ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России.- Иркутск, 2015.- 24 с.
Пособие предназначено для студентов, при проведении клинического практического занятия по дисциплине «Теория и практика сестринского дела», содержат аннотацию к теме, блок теоретической информации, ситуационные задачи, тестовый контроль.
УДК 614.253.5:616.34(075.8)
ББК 54.13я73
2
Оглавление | |
Список сокращений | 3 |
Значение изучения темы | 4 |
Формирование системы пищеварения | 5 |
Дисфункция гепатобилиарного тракта | 6 |
Сестринский процесс при хроническом гастродуодените у детей | 8 |
Сестринский процесс при остром гастрите | 11 |
Сестринский процесс при язвенной болезни | 13 |
Ситуационные задачи | 15 |
Тесты для оценки достигнутого уровня знаний | 19 |
Рекомендуемая литература | 21 |
Список сокращений
АД – артериальное давление
ДБТ – дисфункция гепатобилиарного тракта
ДПК – двенадцатиперстная кишка
ЖКТ – желудочно-кишечный тракт
ЖП – желчный пузырь
Нр – Helicobacter pylori
ФЭГДС – фиброэзофагогастродуоденоскопия
ЦНС – центральная нервная система
ЧДД – частота дыхательных движений
ЯБ – язвенная болезнь
Значение изучения темы:
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!