Медико-социальные и психологические аспекты смерти. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Медико-социальные и психологические аспекты смерти.

2021-05-27 33
Медико-социальные и психологические аспекты смерти. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смерть -прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого его гибель

в более широком смысле - необратимое прекращение обмена веществ в живой суб­станции, сопровождающееся разложением белковых тел.

 

 

В зависимости от причин, обусловливающих наступле­ние смерти, у высших животных и у человека различа­ют:

1) физиологическую смерть, или естественную, насту­пающую в результате физиологического (естественного) старения;

2) патологическую смерть, или преждевременную, вы­зываемую болезненными состояниями организма, пора­жением жизненно важных органов.

 

Вопросы, связанные с изучением механизмов процесса умирания, а также возникающих при этом клинических, биохимических и морфологических изменений в организ­ме, составляют предмет танатологию.

 Причины и меха­низмы смертельного исхода в каждом конкретном случае именуются как танатогенез. Состояние, пограничное меж­ду жизнью и смертью, называется терминальным. Оно включает 3 стадии.

1 Предагональное состояние.

Сознание пациента еще сохранено, но оно спутанно, артериальное давление постепенно снижается, пульс рез­ко учащается и становится нитевидным, дыхание учаща­ется и углубляется, кожные покровы бледнеют. Предаго­нальное состояние при многих хронических заболевани­ях может продолжаться в течение нескольких часов и заканчивается развитием терминальной паузы (кратко­временное прекращение дыхания), продолжающейся от 5—10 с до 3—4 мин. и сменяющейся агональным перио­дом.

2. Агония (от греч. борьба).

Характеризуется кратковременной активизацией ме­ханизмов, направленных на поддержание процессов жиз­недеятельности. Вначале за счет растормаживания под­корковых центров отмечается некоторое повышение ар­териального давления, увеличение частоты сердечных со­кращений, иногда даже восстановление сознания (непро­должительное, на несколько минут). Вслед за этим кажу­щимся улучшением состояния резко падает артериаль­ное давление (до 10—20 мм рт. ст.), сердечные сокраще­ния урежаются (до 20—40 в мин/), дыхание становится неравномерным, поверхностным, с редкими, короткими и глубокими дыхательными движениями и, наконец, со­всем прекращается, сознание угасает. Происходят непро­извольные мочеиспускание и дефекация. Зрачки расши­ряются, исчезает роговичный рефлекс. Наблюдаются об­щие тонические судороги, температура тела снижается на 1-2 градуса, продолжительность агонального периода у пациентов, умирающих от хронических заболеваний, может быть несколько часов, после чего развивается кли­ническая смерть.

3. Клиническая смерть.

Продолжительность этого периода 5-6 мин. Это обра­тимый этап умирания, при котором исчезают внешние проявления жизнедеятельности организма (дыхание, сер­дечные сокращения), однако не происходит еще необра­тимых изменений в органах и тканях. В этот короткий период еще возможно восстановление жизненно важных функций с помощью реанимационных мероприятий.

Запомните! Признаки клинической смерти:

— отсутствие пульса на' сонной артерии;

— артериальное давление равно нулю;

— отсутствие дыхания;

— нет реакции зрачков на свет (зрачки не сужаются);

— отсутствие сознания.

 

Признаки биологической смерти:

—  помутнение роговицы, размягчение глазного яблока;

— снижение температуры тела до температуры окру­жающей среды;

— трупные пятна;

— трупное окоченение.

 

Констатация биологической смерти производится вра­чами отделений стационара (если больной скончался в боль­нице), поликлиник и скорой помощи (в тех случаях, ког­да пациент умер дома), а также судебно-медицинскими эк­спертами (при осмотре трупа на месте его обнаружения), по совокупности признаков биологической смерти.

Стадии горевания.

1- я  стадия. Психологический шок, в особенности если эта потеря внезапна, может перейти в психические при­падки и истерику. Шок приводит к реакции отрицания («Этого не может быть!»), иногда отрицание приводит к желанию изоляции от окружающих. Чисто рассудочно человек может понимать истинное положение вещей, но на уровне эмоций он его попросту не приемлет.

2- я стадия. Обостренная реакция злости, гнева, ярос­ти. Злость может быть направлена на семью или обслу­живающий персонал. Если раньше еще была надежда, то на втором этапе ее сменяет отчетливое понимание проис­ходящего. Он спрашивает себя: «Почему именно мне это выпало?» Он страдает от этой мысли.

3- я стадия. Сделка (торговля). Сделка с небом, с судь­бой, с жизнью, с высшими силами. Человек обращается к Богу со своими просьбами, мольбами, он обещает ему что-то сделать, если он даст ему возможность дожить до определенной даты или исцелить его самого или его близ­кого.

4- я стадия. Депрессия, человек испытывает растерян­ность и отчаяние. Человек поглощен осознанием своих поступков, накопившейся за всю жизнь вины. В этот пе­риод человек часто плачет, отчужден, теряет интерес к дому и к собственной внешности.

5- я                                    стадия. Принятие, полное смирение. Человек же­лает лишь отдохнуть, уснуть. Принятие потери может рассматриваться как наиболее положительная реакция, поскольку она сопровождается большим желанием сде­лать все возможное, чтобы смягчить боль утраты.

ЭВТАНАЗИЯ

Эвтаназия (от греч. хорошо и смерть) ~ намеренное i ускорение смерти или умервлещение неизлечимого боль­ного с целью прекращения его страданий. Термин эвтаназия впервые употреблен английским философом Ф. Бэ­коном в XVII столетии для определения «легкой смерти» и с XIX в. приобрел значение умертвить кого-либо из жалости.

В последние годы широко обсуждается вопрос о допус­тимости эвтаназии. Однако проблема не нова. К эвтана­зии прибегали в глубокой древности. В первобытных пле­менах убивали соплеменников, ставших обузой. В Спар­те сбрасывали со скалы младенцев, родившихся слабыми и больными, поощряли самоубийство стариков. Теперь мы считаем подобные обычаи варварскими и не достой­ными цивилизованного общества. Тем не менее эвтаназия узаконена в некоторых странах. Нидерланды — первая в мире страна, в которой официально разрешена практика прерывания жизни неизлечимо больных людей. Голланд­ский парламент значительным большинством голосов одоб­рил законопроект, легализирующий эвтаназию. Теперь ее может проводить по многократно выраженному жела­нию больного врач, проконсультировавшись со своими коллегами.

В американском штате Орегон закон о медицинском самоубийстве был принят в 1994 г., но вступил в силу лишь с ноября 1999 г. после ожесточенных судебных разбирательств по поводу его отмены.

В Дании разрешена «пассивная эвтаназия», решение о которой может принять сам больной.

Активная эвтаназия — это прямое причинение смерти больному, находящемуся в терминальном состоянии, на­пример, путем «смертельной инъекции».

Пассивная эвтаназия — это особая тактика лечения, ухода за терминальными больными, в основе которого лежит отказ от экстраординарных методов лечения, «в результате чего смерть причиняет сама природа».

 

Методические указания для студентов по самостоятельной внеаудиторной работе по теме 1. «Гериатрия как наука. Предмет и задачи её изучения. Система организации гериатрической службы. Методы исследования, структура заболеваемости и особенности течения у лиц пожилого и старческого возраста. Реабилитации пациентов пожилого и старческого возраста»

        Учебное пособие предназначено для студентов по специальности (группы специальностей): 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень среднего профессионального образования

        Оценка здоровья стареющего человека требует особого подхода, специальных знаний, поэтому подготовка медицинских работников в области гериатрии является очень важной и актуальной. Знания и умения, полученные студентами после изучения данной дисциплины, позволяют выпускнику применять их в повседневной деятельности.

 

Цель данного учебного пособия:                                                                     

· самостоятельное, углубленное изучение вопросов геронтологии и гериатрии

· развитие логического и клинического мышления

· закрепления самостоятельно изученного материала.

Студенты должны иметь представления:

-об истории становления гериатрии как науки,

- об основных принципах организации гериатрической помощи в нашей стране и за рубежом, перспективы её развития;

- о направлениях гериатрической реабилитации;

Студенты должны знать:

· Основные положения гериатрии;

· Принципы организации гериатрической помощи в России;

· Лечебно-профилактические и медико-социальные учреждения гериатрической помощи;

· Организацию работы подразделений гериатрической помощи;

· Структуру заболеваемости гериатрических пациентов в мире, Российской Федерации, регионе.

· Особенности протекания заболеваний у людей пожилого и старческого возраста;

· Распространенность и специфичность заболеваний пожилого и старческого возраста;

· Реабилитация людей пожилого и старческого возраста;

 

Рекомендуемый порядок работы с методическим пособием: необходимо последовательно ознакомиться с вопросами и рекомендуемой литературой, выполнить задания по самоконтролю и сравнить с эталонами ответов, если возникают затруднения при выполнении заданий, необходимо вернуться к рекомендуемой литературе и внимательно изучить ее, также рекомендуется выписывать основные определения и понятия

 

В ходе работы с данным методическим пособием, при решении поставленных задач, при работе с учебным материалом необходимы знания из других областей и дисциплин (терапия, инфекционная безопасность, фармакология, профилактика и др.).

 

Критерии, обеспечивающие успешную самостоятельную работу

· Умение сосредоточиться, чётко выполнять рекомендации и следовать указаниям.

· Умение самостоятельно анализировать, выделять главное.

· Умение контролировать полученные знания, рассуждать, делать соответствующие выводы

Задания для самоподготовки

    Вопросы Литература Цель Самоконтроль
1. Тесты 1-го уровня     Конспект лекции, Е.И. Ковтун, А.А.Шепелева»Сестринское дело в гериатрии) Изд. 2 Ростов н/Д: Феникс, 2008.Стр. 6-25,43-56                                Выявить исходный уровень знаний.     Задание №1
2. Из каких разделов состоит геронтология?   Конспект лекции, С.А.Филатова, Л.П.Безнадежная Геронтология Изд. 5 Ростов н/Д: Феникс, 2009.Стр. 6-9                                Знать разделы геронтологии Задание №2
3. Укажите основные категории проблем старения Конспект лекции, С.А.Филатова, Л.П.Безнадежная Геронтология Изд. 5 Ростов н/Д: Феникс, 2009.Стр. 13-14         Знать категории проблем старения и их основные характеристики Задание №3
3. Укажите возрастные периоды Конспект лекции, С.А.Филатова, Л.П.Безнадежная Геронтология Изд. 5 Ростов н/Д: Феникс, 2009.Стр6-9         Знать основные возрастные периоды Задание №4
4. Укажите группы высокого риска людей пожилого возраста по классификации ВОЗ Конспект лекции, С.А.Филатова, Л.П.Безнадежная Геронтология Изд. 5 Ростов н/Д: Феникс, 2009.Стр34-36 Знать группы высокого риска людей пожилого возраста Задание №5
  5.   Структура гериатрической службы   Конспект лекции, Е.И. Ковтун, А.А.Шепелева»Сестринское дело в гериатрии) Изд. 2 Ростов н/Д: Феникс, 2008.Стр. 43-51      Знать организацию медико-социальной помощи населению   Задание №6  
  6.   Какие цели гериатрической реабилитации?   Конспект лекции, Е.И. Ковтун, А.А.Шепелева»Сестринское дело в гериатрии) Изд. 2 Ростов н/Д: Феникс, 2008.Стр. 57-64 Знать цели гериатрической реабилитации   Задание №7    
    7.   Общие принципы ухода за пожилыми больными     С.А.Филатова, Л.П.Безнадежная Геронтология Изд. 5 Ростов н/Д: Феникс, 2009.Стр. 73-118 Знать общие принципы ухода за пожилыми больными Задание №8  
8. Тесты 2-го уровня     Конспект лекции, Е.И. Ковтун, А.А.Шепелева»Сестринское дело в гериатрии) Изд. 2 Ростов н/Д: Феникс, 2008.Стр. 6-25,43-56       Самоконтроль приобретенных знаний       Задание №9    

 

 

Задание №1

Укажите верный ответ

 

1.Геронтология –это учение о болезнях пожилого и старческого возраста?

А) да;

      Б) нет:

2.Инфекция типа гриппа относятся к «старчески обусловленным» заболеваниям?

     А) да;

     Б) нет:

3.Замедленное старение ведет к увеличению жизни?

     А ) да;

     Б) нет:

4. 60-74года-старческий возраст?

     А) да;

      Б ) нет:

5.Гериатрические больницы (отделения) оказывают помощь на дому?

       А) да;

 Б) нет:

6.Социальная реабилитация это ресоциализация?

       А) да;

 Б) нет:

7.Одиночество определяет пожилых людей в группу повышенного риска?

      А ) да;

 Б) нет:

 

Задание №2

 

Составьте схему:                        Разделы геронтологии

         
   

 



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.