Часики-часы (Беседа о часах) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Часики-часы (Беседа о часах)

2021-05-27 28
Часики-часы (Беседа о часах) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часики-часы (Беседа о часах)

Весь век идёт Ерёмушка:

Ни сна ему, ни дрёмушки,

Шагам он точным счёт ведёт,

И всё-же с места не сойдёт. (Часы)

А для чего человеку нужны часы? А  человеку нужно знать время? Как вы думаете: можно время пощупать, понюхать, потрогать?

А что можно делать со временем? Ничего. Время может быть настоящим, прошедшим, будущим. Человек определяет время по часам.

Уже и не верится, что в давние времена люди и не знали ничего о часах. Сначала древние люди распознавали день, ночь, утро, вечер. Позже час стали измерять длиною стопы. Три ступни – вечер, а если ты собираешься прийти в гости «в 4 стопы», то не спеши, ещё рано. Потом пользоваться такими часами стало неудобно, потому, что длина стопы у всех людей разная и время давало сбой. Нашлись изобретатели, которые предложили на поляне вкопать столб и солнце, идя по кругу светило на столб, а от него тень падала на землю, на которой был очерчен круг. Но прошло время и определение время по тени себя изжило. Человек задумался над тем, как создать часы.

Первые часы были солнечными. В Древнем Вавилоне на вершине самой высокой пирамиды был поставлен глиняный столб. Площадь возле столба расчертили линиями. Когда тень приближалась к линии, жрец кричал: «Знайте, вольные и рабы, всё население царства, волею бога прошёл ещё один час. Пять часов после восхода солнца!»

Вторыми часами оказался:

«В деревне есть часы такие

Не мёртвые, а живые,

Ходят без завода.

Они птичьего рода».

По крику петуха люди определяли время. Но и это вскоре стало неудобно, поскольку петух спал, сидя на жёрдочке, а если падал с неё, то и кукарекать начинал раньше. А как было определять время, если петуха не было?

О цветах-часах

Человек изобрёл водяные часы.

Они состояли из двух сосудов, в один из которых нужно было постоянно добавлять воду. И они также оказались неудобными.

Стали люди думать и гадать, какие придумать часы, чтобы они показывали время и ночью, и днём, и в пасмурную погоду. И придумали песочные часы.

В них нет ни стрелок, ни цифр и сделаны они из стекла, а в середине находится песок. (Показать детям принцип работы песочных часов). Но со временем и эти часы стали неудобными.

В 996 году в немецком городе Магдебург был изобретен первый механический будильник, который работает до сих пор.

Мастер Генлейн изобрёл карманные часы. А через 50 лет появилась на часах минутная стрелка. Секундная стрелка появилась через 200 лет.

Прогресс, наука ушли далеко вперёд: человек изобрёл электронные часы, кварцевые часы, часы, работающие на солнечных батарейках. Кроме того, существуют цветы-часы.

Сказочные часы

Но самое интересное, что существуют сказочные часы. Это взрослые позаботились о детях. Эти часы висят на стене центрального театра кукол в городе Москве. На вершине часов стоит петух, а вокруг него 12 домиков. Каждый час из одного из домиков появляется сказочный персонаж. А когда часы бьют 12 ночи из каждого домика выходят козёл, сова, ворона, заяц, лисица, обезьяна, кот, баран, поросёнок, коза и волк и все вместе начинают танцевать под музыку.

Недаром говорится: «У каждого времени свои обычаи». Больше всего часы уважают тех людей, которые умеют планировать своё время. Недаром часам дано магическое слово «тик-так», что напоминает стук человеческого сердца. И это очень важно, потому что они именно как сердце, отвечают за ритмы нашей жизни.

И коль мы с вами живём во времени, а народная пословица гласит «время – золото», потому нет ничего дороже времени. Время нужно использовать с толком. Так, чтобы изготовить мебель, нужно время, чтобы добыть уголь или сварить сталь – нужно время.

Чтобы приготовить уроки – нужно время. А как вы думаете – одинаково ли времени нужно для этих трёх дел? Ваш урок длится 45 минут. За это время учитель вам объясняет новую тему, опрашивает вас, задаёт домашние задания, вы работаете ещё в классе. Но звенит звонок – вот она, перемена.

Можно ли на перемене сделать то, что вы делали на уроке? Нет. А почему? Правильно. Время течёт очень быстро, а чтобы успеть сделать полезное дело, необходимо его беречь и правильно использовать. Для этого существует режим дня. (Рассказ о режиме дня)

И недаром народная мудрость гласит: «время – деньги» - ведь на каждое дело нужно определённое время. «Кончил дело – гуляй смело».

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

А теперь послушайте сказку Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени», Василия Сухомлинского «Вчерашний день».

Ведут часы секундам счёт,

Ведут минутам счёт.

Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Умеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Умеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

- Хороший был денёк!

 

Я желаю, вам ребята, чтобы вы могли всегда уверенно сказать: «День у меня сегодня был хороший!»

 

"Время. Часы – прибор, отсчитывающий время"

Цель: развитие временных отношений у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно.

Задачи:

  • Закрепить умение детей ориентироваться во времени по часам (с точностью до часа);
  • Познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями;
  • Учить детей изготавливать простейшие водяные часы;
  • Развивать основы речевого этикета, обогащать словарь детей за счет слов: часовщик, водяные, солнечные, масляные, механические, электронные часы;
  • Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Материал: разнообразные часы (солнечные, восковые, водяные, механические (карманные, наручные, настенные), электронные, гиревые, кварцевые; иллюстрации с изображением масляных и водяных часов; карточки с цифрами от 1 до 12; песочные часы интервалом 1 минута, 4 кувшина с водой; пластиковые бутылки емкостью 1,5 литра; раздаточный материал – игра “Режим дня”.

Методы и приемы:

  • Наглядный метод (демонстрация часов, иллюстраций; показ способа изготовления водяных часов)
  • Практический метод (самостоятельное изготовление водяных часов)
  • Словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, словесная игра)
  • Игровой метод (загадывание загадки; развивающие игры, которые активизируют интеллектуальные возможности дошкольников)

План занятия:

1. Вводная часть

  • Организационный момент
  • Введение в тему

1. Основная часть

  • Актуализация чувственного опыта детей
  • Рассказ и беседа педагога с детьми о разных видах часов
  • Объяснение и показ педагога по изготовлению водяных часов
  • Практическая работа – Изготовление водяных часов
  • Рассказ педагога о механических часах
  • Рассказы детей о часах
  • Физкультминутка
    Игра “Ходят стрелочки по кругу”.

III. Заключительная часть.

  • Развивающая игра “Режим дня”
  • Итог занятия.
  • Игра “Разбегалочки”
  • Рефлексия.
  • Продолжительность занятия 25–30 минут.

Ход занятия.

Вводная часть

Дети подходят к кабинету интеллектуального развития.

Педагог: Дети, в нашем детском саду открывается музей “Хочу все знать и измерять”. В нем находятся разнообразные предметы для измерения: длины, массы, давления, времени, температуры. Как вы думайте, что это за предметы?

Дети: Весы, линейки, часы, термометры и т.д.

Педагог. Мы попадем на выставку. А что это за выставка? Послушайте загадку и отгадайте:

Мы днем не спим,

Мы ночью не спим,

И днем, и ночью

Стучим, стучим.

Дети. Это часы.

Дети проходят в кабинет, в котором оформлен мини-музей “Хочу все знать и измерять”.

II. Основная часть

Дети садятся на стулья, которые стоят полукругом.

Педагог. Для описания астрономических явлений нужно точно фиксировать моменты времени, которые происходят, а для этого необходимо уметь измерять время, используя специальный прибор – часы.
Дети, посмотрите на выставку часов. Чем похожи они между собой?

Дети. У часов есть цифры, стрелки.

Педагог. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и настоящее. Я расскажу вам историю появления часов.

Первыми часам, которые придумали люди - были солнечные часы (2 тысячи лет назад).

Показ макета часов.

– У них не было ни стрелок, ни циферблата. Это была большая палка, воткнутая в землю. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень, и значит, скоро вечер.
Как вы думайте, удобны ли такие часы?

Дети. Нет, если нужно узнать время всегда придется к ним бегать.
И еще они не удобны тем, что в пасмурную погоду не определишь время.

Педагог. Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели масляные часы.

Показ иллюстрации масляных часов.

Как они устроены? Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени. Как вы думайте, а удобны ли эти часы?

Дети. Нет. Часы могут упасть и возникнет пожар.

Педагог. В нашем музее есть восковые часы.

Показ восковых часов.

Педагог. Но эти часы работали только в помещении, где нет ветра.

Педагог. В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.
Я предлагаю вам, сделать такие часы.

Объяснение педагога по изготовлению часов.

Для изготовления водяных часов нам потребуется пластиковая бутылка, предварительно разрезанная на две части. Пробка у бутылки с отверстием. Еще нам нужен маркер, песочные часы (1 минута) и кувшин с водой.

Дети разбиваются тройками и проходят к столам.

III. Заключительная часть

Педагог. Послушайте стихотворение Валентина Берестова “Часы”.

Без четверти шесть!

Без пятнадцати шесть!

Хотите услышать приятную весть?

Так что же случилось

Без четверти шесть?

Какая такая приятная весть?

А то, что я сам,

Понимаете, САМ

Умею часы узнавать по часам.

Ты прав. Так и есть,

Без пятнадцати шесть!

Спасибо тебе за приятную весть!

Педагог. Вы тоже умеете определять время по часам. Мы сейчас поиграем.

Развивающая игра “Режим дня”

У детей карты с нарисованными циферблатами часов и разрезанные картинки с режимными моментами. Каждый циферблат часов разного цвета. Картинки с изображением режимных моментов на обратной стороне тоже разного цвета.

Задание: составить режим дня.

Дети проверяют правильность выполнения самостоятельно (используется самоконтроль). Педагог предлагает перевернуть картинки с изображением режимных моментов на другую сторону. Педагог сообщает детям о том, что если цвет циферблата совпал с цветом картинки значит, они думали так же, как воспитатель. Но, мнение детей может отличаться от мнения педагога. Дети делают вывод.

Педагог. Вот и подошло наше путешествие в историю часов к концу.

IV. Итог занятия

Игра “Разбегалочки”.

Педагог. Раз, два, три встань по три.

Дети по команде педагога разбегаются тройками. Педагог раздает карточки с вопросами “ЧТО?”, “КАК?”, “ЗАЧЕМ?”

Дети вместе с педагогом подводят итог занятия.

Педагог. Я предлагаю вам на прогулке вместе с воспитателем, в солнечную погоду, изготовить солнечные часы. Для этого вы подготовите камушки, палку, цветы и продумайте с мамами и папами эскизы этих часов. А затем их изготовите на участке.

 

Конспект ООД. «Определение времени по часам».

Вид занятия: комбинированное

Тип занятия: усвоения новых и закрепления ранее приобретённых знаний

Тема: Определение времени по часам

Возраст детей: 5-6 лет

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций, чтение книг, разучивание стихов, беседы о времени, режиме дня

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: будильник (мягкая игрушка, цифры (для будильника, иллюстрации (солнечные, водяные, песочные) часы, экспонаты музея часов.

Раздаточный: часы для каждого ребёнка (по количеству детей, мяч для игры «Назови часы», карточки с цифрами от 1 до 12 для игры «Ходят стрелочки по кругу».

Словарь новых слов: циферблат, заводная головка, песочные часы, водяные, масляные часы.

Цель: закрепить умение детей определять время по часам.

Задачи:

1. Закреплять умение играть в различные дидактические и подвижные игры, развивать умение более точно высказывать свои мысли, интересно рассказывать об увиденном, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

2. Воспитывать культуру речевого общения, уважение к мнению, интересам других; умение принимать и оказывать помощь.

3. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Основные части занятия:

1. Сюрпризный момент (появление в группе будильника)

2. Беседа об устройстве часов. Игра «Который час?»

3. Сообщение информации о появлении часов, их разновидностях.

4. Физкультминутка «Тик-так»

5. Игры «Назови часы» (с мячом, «Ходят стрелочки по кругу» (подвижная,

«Режим дня» (развивающая)

6. Посещение музея часов.

Последующая работа: рисование по полученным впечатлениям, игры.

Список литературы:

1. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Время. Часы// М.: Издательство «Ювента», 2004

2. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада. -М.:Просвещение, 1991

3. Шорыгина Т. А. «Беседы о пространстве и времени», ТЦ «Сфера», 2009

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром я проснулась от того, что кто-то тихо плачет в комнате. Смотрю, а это мой будильник. Я спросила: «Что случилось?» А будильник мне говорит: «Я был этой ночью в стране снов, и злой волшебник заколдовал меня: забрал у меня все цифры». Теперь я больше не могу помогать людям вставать вовремя, не опаздывать на работу, в детский сад. Не знаю, что мне делать? Мне очень нужно вернуть цифры, но одному мне никак не справиться. Я пожалела будильник и взяла его с собой, надеюсь, что мы ему поможем - подарим новые цифры. Но для этого нам нужно постараться и выполнить различные задания. Ну что, ребята, поможем будильнику?

Дети: Да.

Воспитатель: Сначала давайте вспомним, как устроены часы? Что есть у часов?

Дети: Корпус, стрелки, циферблат, заводная головка.

Воспитатель: Что нарисовано на циферблате?

Дети: Цифры.

Воспитатель: Кто знает, а что обозначают цифры?

Дети: Цифры обозначают часы.

Воспитатель: Как называются стрелки, показывающие время?

Дети: Длинную стрелку называют минутной, а короткую часовой.

Воспитатель: Скажите, а чем отличаются часы друг от друга?

Дети: Формой, величиной, цветом.

Воспитатель: Чем похожи?

Дети: На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на мои часы. Кто может сказать, какое время они показывают?

Дети: Два часа.

Воспитатель: Куда "смотрит" минутная стрелка?

Дети: Минутная стрелка "смотрит" вверх на 12.

Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?

Дети: Часовая стрелка показывает на 2.

Игра «Который час?»

Воспитатель называет определенное время. Дети на своих часах двигают стрелки, устанавливая их на указанный час.

Воспитатель: Покажите на своих часах 2 часа.

Воспитатель: Попробуйте показать 1 час. Куда показывает минутная стрелка?

Дети: Минутная стрелка показывает на 12.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?

Дети: Часовая стрелка показывает на 1.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я вам расскажу историю появления часов. Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.

Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Солнечные часы показывали время только в солнечный день, ночью они не работали. (Показ иллюстрации солнечных часов)

Как вы думаете, удобны ли такие часы?

Дети: Нет, так как эти часы показывали время только в солнечную погоду.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Такими часами люди пользовались недолго и придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Но … прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека. Чем они были не удобны? (Показ иллюстрации водяных часов)

Дети: В них надо постоянно подливать воду.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин.

Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов). Они показывают время и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени. Их до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

Как вы думаете, а такими часами удобно пользоваться?

Дети: Нет, так как эти часы надо все время переворачивать.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Ребята, часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту. Их нужно через минуту переворачивать. А как вы думаете, одна минута – это много или мало? Сейчас мы проверим, много ли это - 1 минута.

Физкультминутка

Тик-так, тик-так —

Все часы идут вот так:

Тик-так. (Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)

Смотри скорей, который час:

Тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачивайтесь в такт маятника.)

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)

Тик-так, тик-так.

Чтоб совсем проснуться

Чтоб совсем проснуться,

Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Спину тоже разминаем,

Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)

Поворот за поворотом,

То к окну, а то к стене.

Выполняем упражненье,

Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ну как, долго мы играли? А теперь я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Согласны?

Дети: Да.

Игра «Молчанка»

(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок.)

Воспитатель: А теперь 1 минута - это много или мало?

Дети: Много.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго?

Дети: Время тянется долго, если делать нечего, а когда играешь, рисуешь, время проходит быстро.

(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)

Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

Продолжим наш разговор о часах. Люди пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени.

- Как вы думаете, чем неудобны были все эти часы?

Дети: Все эти часы были неудобными, так как солнечные часы ночью и в пасмурную погоду не работали, песочные часы нужно переворачивать, в водяные часы нужно постоянно подливать воду.

Воспитатель: Совершенно верно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал механические часы, который повесили на высокую башню. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки и эти часы были неудобны. Почему?

Дети: Их было видно не изо всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.

Воспитатель: И люди придумали такие часы, которые можно было повесить в каждом доме. Итак, появились разные часы, и сейчас во время игры вы мне их назовёте.

Игра «Назови часы»

Воспитатель бросает мяч и просит назвать, одним словом

- часы, которые стоят на полу … напольные

- часы, которые висят на стене … настенные

- часы, которые звонят по утрам … будильник

- часы, которые стоят на камине … каминные

- часы, которые работают на батарейках … электронные

- часы с песком … песочные

- часы, которые носят на руке … наручные

- часы на башне Кремля … Кремлевские

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами узнали, что бывает много разных часов. А сейчас давайте представим, как они работают.

ЗАНЯТИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЧАСОВ» (С ПОСТАНОВКОЙ ФИЗИЧЕСКОГО ОПЫТА).

Цель: Познакомить детей с действием солнечных, песочных и водяных часов. Научить детей ориентироваться в прошлом часов; развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них.

Ход беседы:

Знайка прислал нам письмо и посылку. Я сейчас прочитаю письмо. Здесь загадка написана. Мы должны отгадать, загадку, тогда увидим отгадку.

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь

Стучим, стучим.

- Правильно, это часы. Посмотрите. Знайка изобразил свои часы и прислал нам. Давайте прислушаемся к этим часам, они приглашают нас в путешествие. Сегодня мы поговорим о часах. Очень часто вам говорят: «Заканчивайте, осталось 5 минут» - и смотрят на часы. Или: «В десять часов идем на физкультурное занятие». А если бы не было часов, знал бы человек, когда ему вставать, когда завтракать, когда идти на работу? Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов:

Петя, Петя, петушок, -

Золотой гребешок,

Петя рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает!

- Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда и везде ли есть петух? (Точное время нельзя узнать по петушку. Петушок может заболеть. Он может кричать раньше времени.)

- Правильно, по пению петуха трудно определить точное время: то он свалится с жердочки и закричит раньше времени, то лиса его унесет. А если петушок проспал, будит солнышко. Какие первые часы придумал человек? (Солнечные часы. Их очень легко сделать: начертить круг, палочку в середину поставить, отметить цифры, тень будет падать. Так мы узнаем, который час.)

- Верно. Человек заметил, что утром солнце находится справа от жилья, вечером слева, а днем – прямо над домом. И еще он заметил, что если солнышко находится сзади, то тень всегда спереди, если солнышко справа, то тень слева. Мы с вами наблюдали это. И человек подумал: нельзя ли сделать солнечные часы. (Показывает картинки с изображением солнечных часов.) Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему? (Часы работают только в солнечную погоду. Их в дом не принесешь. Ночью и вечером они не работают.)

- Человек стал думать и придумал водяные часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. Но такие часы были неудобны – все время приходилось доливать воду. (Показывает опыт). Затем человек создал песочные часы.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

На улицах, башнях, в метро висят большие электронные часы. У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули! Еще минута – снова прыгнули.

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.

Есть еще карманные, наручные, настольные, настенные часы, часы-кулон и много других часов. Не забыли взрослые и о детях. Они придумали часы-сказку.

 

БЕСЕДА «СОВРЕМЕННЫЕ ЧАСЫ»

Цель: Продолжать знакомить детей с историей изобретения часов (современные часы); подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.

 

БЕСЕДА С ПОСЛЕДУЮЩИМ НАБЛЮДЕНИЕМ

 

«ЧАСЫ-ЦВЕТЫ».

Цель: Продолжать знакомить детей с различными видами часов. Дать понятие детям, что время можно определять по живой природе. Учить детей наблюдать за природой, ее изменениями; показать детям на конкретных цветах (одуванчик, шиповник и др.) определения времени.

 

БЕСЕДА «КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ»

Цель: Расширять знание детей о разных видах часов. Познакомить с главными часами нашей Родины.

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ?»

Цель: Закреплять знания детей о различных видах часов, их строении. Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность.

Ход игры:

Игра строится на вопросах. Примерные вопросы:

  • При помощи какого прибора измеряется время?
  • Всегда ли были часы?
  • Как люди измеряли время до появления часов?
  • Как называются главные часы нашей Родины, и где они находятся?
  • Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?
  • Почему о часах можно сказать: «недремлющие часовые»?
  • Можно ли остановить время или его увидеть?
  • Что главное в часах?
  • Какая стрелка важнее?
  • Что можно сделать за одну минуту, за полчаса, час и т.д.?

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«КТО БЫСТРЕЕ?»

Цель: Научить детей прослеживать историю предмета, т.е. какими часами люди пользовались в прошлом, пока не изобрели часы, которыми пользуются в настоящее время.

Материал: Картинки с изображением часов прошлого и настоящего

Ход игры: Дети сидят за столами (не менее 3-х). Перед каждым участником набор картинок, на которых изображены предметы из прошлого. Ведущий называет: «Часы». Дети должны найти картинки, на которых изображены предметы, заменявшие часы раньше. Выигрывает тот, кто первым найдет все нужные картинки.

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«КАЖДОМУ ПРЕДМЕТУ СВОЕ ВРЕМЯ»

Цель: Закрепить умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему.

Материал: Два домика: один – музей прошлого, другой – музей настоящего, картинки с изображением всех видов часов (можно использовать предметы).

Ход игры:

Воспитатель показывает детям два домика – музей прошлого и настоящего и коробку с картинками (предметами).

Воспитатель просит детей помочь разобрать картинки (предметы), лежащие в коробке. Необходимо взять картинку (предмет), назвать его, рассказать, когда он не пользовался (раньше или сейчас, игра заканчивается, когда все картинки разложены.)

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ВЫБЕРИ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЧАСОВ».

Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность.

Материалы: Предметные картинки с изображением частей часов.

Ход игры: Детям предлагается из заданных предметов выбрать те детали, которые есть в часах.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

«ЧАСОВАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Цель: Расширять знания о профессиях взрослых, а, именно, познакомить детей с профессией «часовщик». Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

Роли: Мастер – воспитатель

Клиенты – дети.

Предварительная работа: Беседы – рассказы о строении часов; изодеятельность; дидактические игры.

 

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

«МАГАЗИН ЧАСОВ».

Цель: Расширять и закреплять знания детей о различных видах часов. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение оказывать услугу, делать приятное.

Материал: Набор предметных картинок (предметы с изображением часов, касса, чеки, деньги).

Ход игры: Дети покупают в магазине часы. Заявки продавцу поступают в виде загадок, которые он должен разгадать. Продавец рассказывает покупателям, как надо пользоваться покупкой:

- Из каютки в каютку

Пробегают малютки,

Считают минутки (Песочные часы)

  • Мы бьем исправно

Каждый час,

Но вы, друзья,

Не бейте нас (Часы с боем)

  • За деревянной дверцей

Бьется чье-то сердце (Часы с кукушкой) и т.д.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ «ЧАСЫ И ВРЕМЯ»

Цель: Развивать способности ребенка, понимать ценность времени в жизни человека; формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

Материал и оборудование:

  • часы песочные, механические, электронные;
  • картинки с изображением солнечных, водяных, парафиновых и других видов древних часов.

Эксперимент: Рассмотреть различные виды часов: древние и современные.

Изготовить вместе с детьми песочные, парафиновые часы. В ясный день на прогулке можно сделать солнечные часы.

Засечь время продолжительностью 1 мин (2мин) на разных часах и за это время что-то нарисовать, придумать, изобразить. Выяснить, меняется ли количество дел за промежуток времени, если ориентироваться на различные виды часовых механизмов.

Вывод: Продолжительность минуты не зависит от того, какими часами ее измеряют. Самые точные часы – электронные. За 1-2 минуты можно успеть что-то сделать, поэтому время необходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.

 

ОПЫТ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ СОЛНЕЧНЫХ ЧАСОВ».

Цель: Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.

Материалы: Стержень (палочка) с заостренным концом.

Ход:

Взрослый проводит опыт на улице. Обсуждает вместе с детьми, какие есть части суток, чем они отличаются (светлее или темнее, освещенность Солнцем), почему это происходит (Земля вращается вокруг Солнца, и солнечных лучей то больше, то меньше попадает на данную поверхность земли), какие бывают часы (механические, песочные и пр.) Детям рассказывают о том, что раньше время определяли по Солнцу и солнечным часам. Взрослый предлагает сделать солнечные часы по алгоритму: начертить на листе бумаги ровный круг, точно в центре закрепить колышек и в течение дня на окружности делать отметки и ставить цифры в соответствии со временем. Дети учатся пользоваться солнечными часами.

 

 

ТРУД «ФАБРИКА ЧАСОВ»

Цель: Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин часов».

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВОДЯНЫХ И ПАРАФИНОВЫХ ЧАСОВ.

Цель: Развивать любознательность детей в процессе изготовления часов совместно со взрослыми, формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

Материал: Свеча, металлические шарики, 2 чашки, часы с секундомером.

Ход изготовления:

Парафиновые часы: Берется свеча по всей длине, через равные промежутки вдавливаются 3 железных шарика. Зажигаем свечу, засекам время и определяем, за сколько времени свеча сгорает до каждого шарика (шарик должен упасть). В конце определяем, сколько времени прошло.

Водяные часы: Берем пластиковую чашку, делаем в дне отверстие. К чашке привязываем веревки и подвешиваем. Под этой чашкой ставим другую. Наливаем в верхнюю чашку воды. Каждую минуту отмечаем уровень воды в нижней чашке. Это приспособление используется как минутные часы.

ДОСУГ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЧАСОВ»

Цель: Закрепить знания детей об истории часов. Подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части), определять признаки материала; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т.д.); подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.

Материалы: Предметные картинки с изображением часов; различные часы.

Ход досуга:

  • Кто это у нас плачет? (Оглядывает детей, заглядывает за ширму) Да это же Петрушка! Что с тобой? Ты же всегда смешишь детей, а сейчас плачешь?

Петрушка: В том-то и дело, что я хотел сегодня попасть на детский праздник, но, пока собирался, он уже закончился. Я посмотрел на улицу, солнце еще светило, подумал, что успею, зашел в магазин игрушек…. и опоздал! Солнце меня подвело.

  • Подожди, Петрушка, не плачь. Давай разберемся. Почему солнце тебя подвело?

Петрушка: Но у меня же нет часов. А как люди раньше узнавали время? Подскажите мне! (По солнцу) Ну вот. Я посмотрел на солнце, увидел, что оно светит, подумал, что успею, и зашел в магазин ….

  • Петрушка, Петрушка, мы это уже слышали. Но ведь солнце светит целый день. Давай спросим у ребят, что они думают, как по солнцу можно определять время? (Если солнце низко – еще утро, если солнце высоко – день. Или по тени.) Вы говорите правильно, но люди стали задумываться, как точнее узнать время, и придумали настоящие солнечные часы.

Петрушка: Ух ты, как интересно! А я-то ду


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.225 с.