Беседа. «измерение времени». — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Беседа. «измерение времени».

2021-05-27 25
Беседа. «измерение времени». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: Дать знания об истории появления и изобретения часов человеком, познакомить с устройством первых механических часов.

Ход беседы:

История изобретения часов уходят в глубокую древность. Первыми были солнечные часы, время которых узнавали по тени установленного предмета. Затем появились песочные: они измеряли время, за которое песок из верхнего сосуда пересыпался в нижний. Такой же принцип был положен в основу водяных часов. Люди использовали даже огненные часы. Время измерялось по скорости сгорания деревянной палочки, свечи, шнура.

Примерно в IX – X веках были изобретены первые механические часы.

Про человека, изготавливающего часы, в летописи сказано «мастер и художник». Это высшая похвала любого мастера – искусного художника своего дела. Имя мастера было Лазарь. Он родился в Сербии, поэтому его и прозвали Лазарь Сербин. Он пришел «от Святая горы». Святая гора Афон возвышается в части Греческого острова Айон-Орос в Эгейском море. Там был мужской монастырь. Из этого монастыря пришел монах Лазарь, искусный мастер, который изобрел в Москве первые на Руси механические башенные часы.

Механизм этих часов состоял из вала с намотанной на него веревкой. К концу веревки прикреплялась гиря, при опускании гири и вращения вала не останавливались, использовался маятник. Это был груз, подвешенный на тонком стержне. Маятник соединялся с зубьями большого колеса. Таким образом, что за одно качание маятника колесо поворачивалось на один зубец. Маленькое колесо соединялось со стрелками часов и приводило их в движение по циферблату. Позднее веревку с грузом заменили пружиной.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

На улицах, башнях, в метро висят большие электронные часы. У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули! Еще минута – снова прыгнули.

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.

Есть еще карманные, наручные, настольные, настенные часы, часы-кулон и много других часов. Не забыли взрослые и о детях. Они придумали часы-сказку.

 

ЗАНЯТИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЧАСОВ» (С ПОСТАНОВКОЙ ФИЗИЧЕСКОГО ОПЫТА).

Цель: Познакомить детей с действием солнечных, песочных и водяных часов. Научить детей ориентироваться в прошлом часов; развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них.

Ход беседы:

Знайка прислал нам письмо и посылку. Я сейчас прочитаю письмо. Здесь загадка написана. Мы должны отгадать, загадку, тогда увидим отгадку.

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь

Стучим, стучим.

- Правильно, это часы. Посмотрите. Знайка изобразил свои часы и прислал нам. Давайте прислушаемся к этим часам, они приглашают нас в путешествие. Сегодня мы поговорим о часах. Очень часто вам говорят: «Заканчивайте, осталось 5 минут» - и смотрят на часы. Или: «В десять часов идем на физкультурное занятие». А если бы не было часов, знал бы человек, когда ему вставать, когда завтракать, когда идти на работу? Я вам напомню потешку, а вы постарайтесь догадаться, кто здесь выполняет роль часов:

Петя, Петя, петушок, -

Золотой гребешок,

Петя рано встает,

Голосисто поет,

Деткам спать не дает!

- Давным-давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку!» Но можно ли по пению петуха определить точное время? Всегда и везде ли есть петух? (Точное время нельзя узнать по петушку. Петушок может заболеть. Он может кричать раньше времени.)

- Правильно, по пению петуха трудно определить точное время: то он свалится с жердочки и закричит раньше времени, то лиса его унесет. А если петушок проспал, будит солнышко. Какие первые часы придумал человек? (Солнечные часы. Их очень легко сделать: начертить круг, палочку в середину поставить, отметить цифры, тень будет падать. Так мы узнаем, который час.)

- Верно. Человек заметил, что утром солнце находится справа от жилья, вечером слева, а днем – прямо над домом. И еще он заметил, что если солнышко находится сзади, то тень всегда спереди, если солнышко справа, то тень слева. Мы с вами наблюдали это. И человек подумал: нельзя ли сделать солнечные часы. (Показывает картинки с изображением солнечных часов.) Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему? (Часы работают только в солнечную погоду. Их в дом не принесешь. Ночью и вечером они не работают.)

- Человек стал думать и придумал водяные часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. Ее становилось все меньше и меньше. Но такие часы были неудобны – все время приходилось доливать воду. (Показывает опыт). Затем человек создал песочные часы.

Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находится маленький электрический моторчик, который работает при помощи батарейки. Такие часы заводить не надо. А заводная головка служит только для перевода стрелок.

На улицах, башнях, в метро висят большие электронные часы. У них стрелки прыгают по команде командира – главных часов. Прошла минута – прыгнули! Еще минута – снова прыгнули.

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.

Есть еще карманные, наручные, настольные, настенные часы, часы-кулон и много других часов. Не забыли взрослые и о детях. Они придумали часы-сказку.

 

БЕСЕДА «СОВРЕМЕННЫЕ ЧАСЫ»

Цель: Продолжать знакомить детей с историей изобретения часов (современные часы); подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.

 

БЕСЕДА С ПОСЛЕДУЮЩИМ НАБЛЮДЕНИЕМ

 

«ЧАСЫ-ЦВЕТЫ».

Цель: Продолжать знакомить детей с различными видами часов. Дать понятие детям, что время можно определять по живой природе. Учить детей наблюдать за природой, ее изменениями; показать детям на конкретных цветах (одуванчик, шиповник и др.) определения времени.

 

БЕСЕДА «КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ»

Цель: Расширять знание детей о разных видах часов. Познакомить с главными часами нашей Родины.

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ?»

Цель: Закреплять знания детей о различных видах часов, их строении. Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность.

Ход игры:

Игра строится на вопросах. Примерные вопросы:

  • При помощи какого прибора измеряется время?
  • Всегда ли были часы?
  • Как люди измеряли время до появления часов?
  • Как называются главные часы нашей Родины, и где они находятся?
  • Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?
  • Почему о часах можно сказать: «недремлющие часовые»?
  • Можно ли остановить время или его увидеть?
  • Что главное в часах?
  • Какая стрелка важнее?
  • Что можно сделать за одну минуту, за полчаса, час и т.д.?

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«КТО БЫСТРЕЕ?»

Цель: Научить детей прослеживать историю предмета, т.е. какими часами люди пользовались в прошлом, пока не изобрели часы, которыми пользуются в настоящее время.

Материал: Картинки с изображением часов прошлого и настоящего

Ход игры: Дети сидят за столами (не менее 3-х). Перед каждым участником набор картинок, на которых изображены предметы из прошлого. Ведущий называет: «Часы». Дети должны найти картинки, на которых изображены предметы, заменявшие часы раньше. Выигрывает тот, кто первым найдет все нужные картинки.

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«КАЖДОМУ ПРЕДМЕТУ СВОЕ ВРЕМЯ»

Цель: Закрепить умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему.

Материал: Два домика: один – музей прошлого, другой – музей настоящего, картинки с изображением всех видов часов (можно использовать предметы).

Ход игры:

Воспитатель показывает детям два домика – музей прошлого и настоящего и коробку с картинками (предметами).

Воспитатель просит детей помочь разобрать картинки (предметы), лежащие в коробке. Необходимо взять картинку (предмет), назвать его, рассказать, когда он не пользовался (раньше или сейчас, игра заканчивается, когда все картинки разложены.)

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ВЫБЕРИ, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЧАСОВ».

Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность.

Материалы: Предметные картинки с изображением частей часов.

Ход игры: Детям предлагается из заданных предметов выбрать те детали, которые есть в часах.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

«ЧАСОВАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Цель: Расширять знания о профессиях взрослых, а, именно, познакомить детей с профессией «часовщик». Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.

Роли: Мастер – воспитатель

Клиенты – дети.

Предварительная работа: Беседы – рассказы о строении часов; изодеятельность; дидактические игры.

 

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

«МАГАЗИН ЧАСОВ».

Цель: Расширять и закреплять знания детей о различных видах часов. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение оказывать услугу, делать приятное.

Материал: Набор предметных картинок (предметы с изображением часов, касса, чеки, деньги).

Ход игры: Дети покупают в магазине часы. Заявки продавцу поступают в виде загадок, которые он должен разгадать. Продавец рассказывает покупателям, как надо пользоваться покупкой:

- Из каютки в каютку

Пробегают малютки,

Считают минутки (Песочные часы)

  • Мы бьем исправно

Каждый час,

Но вы, друзья,

Не бейте нас (Часы с боем)

  • За деревянной дверцей

Бьется чье-то сердце (Часы с кукушкой) и т.д.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ «ЧАСЫ И ВРЕМЯ»

Цель: Развивать способности ребенка, понимать ценность времени в жизни человека; формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

Материал и оборудование:

  • часы песочные, механические, электронные;
  • картинки с изображением солнечных, водяных, парафиновых и других видов древних часов.

Эксперимент: Рассмотреть различные виды часов: древние и современные.

Изготовить вместе с детьми песочные, парафиновые часы. В ясный день на прогулке можно сделать солнечные часы.

Засечь время продолжительностью 1 мин (2мин) на разных часах и за это время что-то нарисовать, придумать, изобразить. Выяснить, меняется ли количество дел за промежуток времени, если ориентироваться на различные виды часовых механизмов.

Вывод: Продолжительность минуты не зависит от того, какими часами ее измеряют. Самые точные часы – электронные. За 1-2 минуты можно успеть что-то сделать, поэтому время необходимо ценить и правильно его распределять в течение дня.

 

ОПЫТ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ СОЛНЕЧНЫХ ЧАСОВ».

Цель: Продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.

Материалы: Стержень (палочка) с заостренным концом.

Ход:

Взрослый проводит опыт на улице. Обсуждает вместе с детьми, какие есть части суток, чем они отличаются (светлее или темнее, освещенность Солнцем), почему это происходит (Земля вращается вокруг Солнца, и солнечных лучей то больше, то меньше попадает на данную поверхность земли), какие бывают часы (механические, песочные и пр.) Детям рассказывают о том, что раньше время определяли по Солнцу и солнечным часам. Взрослый предлагает сделать солнечные часы по алгоритму: начертить на листе бумаги ровный круг, точно в центре закрепить колышек и в течение дня на окружности делать отметки и ставить цифры в соответствии со временем. Дети учатся пользоваться солнечными часами.

 

 

ТРУД «ФАБРИКА ЧАСОВ»

Цель: Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин часов».

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВОДЯНЫХ И ПАРАФИНОВЫХ ЧАСОВ.

Цель: Развивать любознательность детей в процессе изготовления часов совместно со взрослыми, формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

Материал: Свеча, металлические шарики, 2 чашки, часы с секундомером.

Ход изготовления:

Парафиновые часы: Берется свеча по всей длине, через равные промежутки вдавливаются 3 железных шарика. Зажигаем свечу, засекам время и определяем, за сколько времени свеча сгорает до каждого шарика (шарик должен упасть). В конце определяем, сколько времени прошло.

Водяные часы: Берем пластиковую чашку, делаем в дне отверстие. К чашке привязываем веревки и подвешиваем. Под этой чашкой ставим другую. Наливаем в верхнюю чашку воды. Каждую минуту отмечаем уровень воды в нижней чашке. Это приспособление используется как минутные часы.

ДОСУГ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЧАСОВ»

Цель: Закрепить знания детей об истории часов. Подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части), определять признаки материала; научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т.д.); подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.

Материалы: Предметные картинки с изображением часов; различные часы.

Ход досуга:

  • Кто это у нас плачет? (Оглядывает детей, заглядывает за ширму) Да это же Петрушка! Что с тобой? Ты же всегда смешишь детей, а сейчас плачешь?

Петрушка: В том-то и дело, что я хотел сегодня попасть на детский праздник, но, пока собирался, он уже закончился. Я посмотрел на улицу, солнце еще светило, подумал, что успею, зашел в магазин игрушек…. и опоздал! Солнце меня подвело.

  • Подожди, Петрушка, не плачь. Давай разберемся. Почему солнце тебя подвело?

Петрушка: Но у меня же нет часов. А как люди раньше узнавали время? Подскажите мне! (По солнцу) Ну вот. Я посмотрел на солнце, увидел, что оно светит, подумал, что успею, и зашел в магазин ….

  • Петрушка, Петрушка, мы это уже слышали. Но ведь солнце светит целый день. Давай спросим у ребят, что они думают, как по солнцу можно определять время? (Если солнце низко – еще утро, если солнце высоко – день. Или по тени.) Вы говорите правильно, но люди стали задумываться, как точнее узнать время, и придумали настоящие солнечные часы.

Петрушка: Ух ты, как интересно! А я-то думал…

  • Петрушка, хочешь пойти с нами в музей часов? Ты увидишь, какие часы были раньше, и я все расскажу о них.

Петрушка: Конечно! Пошли.

Под музыку дети делают разные движения (физкультурная минутка) и затем приходят в музей.

  • Вот и макет солнечных часов. Сначала люди делали их на земле. Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом, вместо стерженька для стрелок – колышек. Ходит солнце по небу, а по площадке ходит тень от колышка. Как вы думаете, удобны такие часы? (Нет, к ним нужно всегда бегать смотреть.) А можно пользоваться такими часами в пасмурную погоду? (Солнца не будет и тень не будет падать. Часы не будут нужны. Еще такие часы могут затоптать или сломать колышек.)
  • Да, такими часами люди не долго пользовались, изобрели масляные часы. Как они устроены? (Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени.) Удобны такие часы? (Нет, они могут упасть, и получится пожар.

Петрушка: Вот здорово, ведь в доме станет светло-светло и лампа будет не нужна! (Все сгорит, и ты, Петрушка, тоже.) Ну а если часы не упадут? (Нужно будет всегда следить, не кончилось ли масло, подливать его.) А это что за свечка? Зачем она здесь?

  • Это - тоже часы. Как, вы думаете, узнавали время по свечке? (Когда свечка сгорит, прошел день.)
  • А если свечка маленькая, она быстро сгорит. Вот смотрите, на ней снизу доверху начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло часов. Удобны такие часы? (Нет, нужно много свечек и на улице не узнаешь время, ведь нельзя же носить свечку с собой, она погаснет.) Поэтому люди изобрели песочные часы. Как они работают, чем удобны и чем не удобны? (В них сыплется песок, и люди по этому узнают, который час. Их можно носить с собой и все время переворачивать.) Но песок в них сыпется только 5 минут, и приходится считать время по минутам. (По ним можно засекать время. Например, успеешь или нет пробежать вокруг сада.) Людям с этими часами не очень удобно и они придумали простой механизм. Смастерили большие механические часы, повесили их на высокой башне. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки эти часы тоже неудобны. Почему? (Их видно не из всех домов. Надо выходить на улицу и смотреть, который час.) И какие тогда часы придумали люди? (Которые носят на руке, их можно везде носить.)
  • Но раз люди стали точно узнавать время, им и вставать нужно было в одно и то же время. Что для этого они изобрели? (Будильник. Его заводят, он звенит.)
  • В если, например, человек чем-то занят на работе, а через час ему нужно куда-то идти, что ему делать? Все время смотреть на часы? Он будет отвлекаться. (Завести будильник, положить часы перед собой, сказать кому-нибудь, чтобы ему напомнили.)
  • А вот для чего человек придумал электронные часы, которые работают на батарейках. Их можно поставить на то время, какое нужно, и они подадут сигнал. Это настоящие чудо-часы.

Петрушка: Почему здесь стоит петух? (По нему тоже раньше узнавали время.) Как это? (Он утром кукарекал и всех будил, а вечером кукарекал, что бы люди ложились спать.)

  • Ну, вот и все часы, а сейчас мы с вами вернемся в группу, и каждый нарисует часы, которые он хотел бы иметь, но только совсем другие, новые, которые еще никто не придумал.

Под музыку дети возвращаются и начинают рисовать.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.