Особенности художественной культуры эпохи 19 век — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности художественной культуры эпохи 19 век

2021-05-27 31
Особенности художественной культуры эпохи 19 век 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные художественные стили

Развитие искусства в XIX в. характеризуется переплетением различных стилей — академизма, разных вариантов классицизма, ампира, романтизма, реализма — в первой половине века, во второй половине века идут активные поиски новых художественных стилей и появляются также импрессионизм и натурализм. Одни из этих стилей могли сочетаться и дополнять друг друга, другие находились в отношениях антагонизма.

 

Академизм

Как направление (в основном в изобразительном искусстве) академизм сложился начиная с XVI в. в художественных академиях Европы. Первые академии появились в Италии (1600, Болонья), но там они были объединениями свободных художников, изучавших античное наследие и большое внимание уделявших рисунку. Государственными учреждениями академии становятся во Франции, где в 1648 г. в Париже была создана Королевская академия живописи и скульптуры.

По ее образцу в XVII—XVIII вв. были созданы академии в Вене, Берлине (1699), Лондоне, а в XIX в. даже в некоторых провинциальных городах. Приняв за основу классическое античное наследие, эти академии сформулировали эстетическую доктрину классицизма, постепенно превратив ее в догму, в систему «вечных» канонов, отклонение от которых не допускалось. Именно в академиях была создана система художественного образования, обязательными элементами которого стали рисунок, анатомия, композиция. Постепенно академии становятся оплотом консерватизма в искусстве.

 

Д. Энгр. Эдип и Сфинкс

Считая современную действительность недостойной изображения, академизм провозглашал некие вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далекие от реальности сюжеты (в основном из античной или библейской мифологии и древней истории).

В XIX в. академизм начинает противостоять всем новым формам художественного творчества. Общепризнанный лидер европейского академизма XIX в. — французский художник Жан Огюст ДоменикЭнгр (1780—1867). В России академизм представлен в творчестве Александра Иванова (1806—1858) и Карла Брюллова (1799—1852). Академисты вели борьбу с романтиками, реалистами, натуралистами, не замечая, как сам академизм постепенно вырождается в салонное искусство. Поэтому закономерным стал его распад и исчезновение. К концу XIX в. отдельные его элементы сохранились в ряде стран в формах неоклассицизма.

 

 

Ампир

Стиль ампир, имперский стиль (фр. empire — империя), распространенный в первые три десятилетия XIX в. в архитектуре и декоративном искусстве, представлял собой завершение эволюции классицизма. Как и классицизм, ампир ориентируется на античность в качестве образца, причем основное внимание переносит на архаическую Грецию и императорский Рим. Этот стиль воплощает величие, воинскую силу, мощь государства. Поэтому среди наиболее употребительных выразительных средств — мощные дорический и тосканский ордера, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т.п.). Также часто архитекторы использовали древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т.д.).

В стиле ампир строят не только дворцы, но и триумфальные арки, памятные колонны, часто повторяющие древнеримские образцы

Ампир довел до логического конца проявившееся еще в классицизме стремление к простоте форм и декора. Поэтому появляются большие нерасчлененные плоскости стен, массивные геометрические объемы. При этом в каждой стране ампир получил самобытные черты.

Неоклассицизм

Вандомская колонна. Париж

Отлита по желанию Наполеона в 1807 г. из австрийских и русских пушек по образцу колонны Траяна

Так принято называть классицизм второй половины XVIII — первой трети XIX в. в отличие от классицизма XVII — первой половины XVIII в. В целом неоклассицизм по-прежнему обращается к искусству античности как норме и идеальному образцу. Противопоставляет поискам новых выразительных средств идеальные, вневременные образы, очищенные от всего конкретноисторического.

Вообще, стремление использовать античные образы и сюжеты, ясность и строгость поэтического языка, стилизация античных мотивов вновь и вновь будут проявляться в европейском искусстве и позже — в конце XIX — первой половине XX в. В основном в официальной архитектуре, скульптуре, живописи. Однако механическое применение классических формальных приемов, нарочитое выпячивание классических мотивов нередко приводили к созданию схематичных, безжизненных или псевдовозвышенных, помпезных сооружений.

Романтизм

Атмосфера постоянного духовного и идейного брожения по всей Европе, вызванная циклом буржуазных революций, развитием социальных и национальных движений, нашла свое наиболее адекватное выражение в романтическом бунтарстве. Само понятие «романтизм» трактуется неоднозначно. Чаще всего романтизм понимается как художественное направление или метод в искусстве, а реже — как особое мировоззрение, широко распространившееся в философии, гуманитарных науках и искусстве Европы и Америки с конца XVIII в. по 40-е годы XIX в. Многочисленные формулировки и проявления в самых разных областях духовной жизни и искусства позволяют рассматривать его также в качестве общекультурного движения, претендовавшего на создание целостного мировоззрения. При этом ориентация романтизма на искусство является весьма существенной, но не самой главной его чертой.

Термин «романтизм» возник гораздо раньше, чем само художественное направление, носившее это название. До XVIII в. эпитет «романтический» указывал на некоторые стилевые особенности литературных произведений, написанных на романских языках. Это были романсы, романы и поэмы о рыцарях. В конце XVIII в. романтическое уже понимается шире: как авантюрное, фантастическое, духовно-возвышенное, удивительное, призрачное.

Возникновение романтизма связано с разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство справедливого общества на разумных началах и с критической реакцией на серую, грубую, унылую, лишенную какой-либо поэзии буржуазную действительность. Протест вызывали способ производства, бездушный практицизм повседневной жизни, ведущие к искажению природы человека, лишавшие его целостности и универсальности. Неудовлетворенность реальным миром порождала стремление его изменить, толкала худож-ников-романтиков к уходу от него в далекое прошлое, в мир мифологии или же в выдуманные миры будущего. Романтиков манила необычность, сказочность, фантастика, мир раскрепощенных человеческих чувств.

Романтики впервые высказали догадку, что человеческое бытие неизмеримо богаче его социальной действительности. Человек с помощью воображения переносился в другие культурные миры и мог творить их сам. Отвлекаясь от действительности, романтик вступал в неизведанные, воображаемые миры, открывал в себе нечто уникальное, принадлежащее только ему. Именно потому каждый человек для романтизма был неповторимым и оригинальным.

 

К.Д. Фридрих. Странник над морем тумана. Одиночество человека в бесконечном мире передается в фигуре героя, стоящего к зрителю спиной и наблюдающего этот огромный мир

Романтическое сознание не только воспроизводило идею самобытной индивидуальности, оно создавало принципиально новое представление о богатстве и неисчерпаемости внутреннего, духовного мира человека. Отсюда высокое духовное напряжение, творческий взлет, интуитивное прозрение — главные черты романтического сознания. Происходило перемещение акцента в художественном творчестве на культивирование сильных переживаний и страстей, которые захватывали целиком, так как отвечали самым глубоким чувствам человеческой личности. Поэтому романтического героя — необычную, уникальную личность — показывали в необычных обстоятельствах, позволяющих проявиться всем его лучшим качествам.

Своего расцвета романтизм достиг в 1820—1830-е годы, но даже в апогее своего развития он представлял собой крайне разнородное художественное течение в идейном, образном, стилистическом и авторском отношении. Поэтому романтизм нашел свое отражение в самых разнообразных формах культуры. Литература, живопись, театр, архитектура, музыка отражали разочарование и неприятие действительности, порождали меланхолию, скорбь, чувство одиночества. Способом выражения этих настроений стал символизм. Стилистика романтизма вытекала из потребности адекватно выразить всю гамму переживаний человека — отсюда широкое использование метафор, символов. Стремление передать силу духа, борющегося с косностью реального мира, наполняло романтические образы внутренним порывом, энергией, динамизмом.

Доминирующей темой произведений романтиков стал конфликт между героем и окружающим миром, между идеалом и реальностью. Отвергая принципы классицизма, романтики создавали новые литературные жанры (романтическая драма, исторический роман, сказки лирико-философского и фантастического характера). Для произведений романтиков характерны национальный колорит, интерес к историческим и философским темам, причудливость композиции, метафоричность языка, использование иронии и гротеска. Соответственно этим особенностям романтизм породил новый тип личности, стиль поведения и жизни. Для романтической личности характерны индивидуализм, свободолюбие, оппозиционность существующему общественному порядку и культуре, мятежный дух, мечтательность и стремление к недостижимому идеалу.

Общие для мировоззрения романтиков культ сильных страстей и порывов, интерес к фольклору, тяга к прошлому и дальним странам по-разному отражались в национальных культурах соответствующих стран. Проявление романтизма в литературе, музыке, изобразительном искусстве также существенно различалось.

Трагический конфликт между героем и окружающей средой стал господствующей темой и в литературе, и в музыке, и в живописи. Мотив одиночества пронизывает творчество писателей и поэтов — Байрона, Гейне, Шелли, Стендаля, Пушкина, Лермонтова. В музыкальном искусстве Шумана, Шуберта, Берлиоза, Вагнера он преломляется и как мотив тоски о недосягаемо прекрасном мире, и как восхищение перед красотой и величием природы.

Романтизм положил начало культуре XIX в., но к середине столетия в литературе, театре, живописи практически исчерпал себя. Только в музыке судьба романтического направления сложилась по-иному. Музыка занимала особое место в эстетике романтизма. Отвергая культ разума, романтики стремились воздействовать на чувства, а это лучше всего достигалось музыкой. Не подражая никакой другой форме, музыка лучше всякого другого вида искусства способна выразить желание, настроение, сумятицу чувств, эмоциональные переживания, духовный мир человека. Бурное конфликтное развитие общества, растущий драматизм, а также тонкий лиризм личных чувств находили свое выражение в различных музыкальных жанрах. Этим определялось то важное место, которое занимала музыка в духовной жизни XIX в., вошедшего в историю музыкальной культуры как золотой век романтизма.

После Французской революции 1848 г. отчетливо проявился кризис романтизма, уходящего от участия в общественной жизни, замыкающегося в узком круге чисто культурных проблем. Основную часть добропорядочных буржуа волновало, прежде всего, собственное благополучие. Для большинства публики, не имевшей художественного образования, искусство не имело большого значения, оно было доступно и необходимо лишь в развлекательной форме, поэтому ведущую роль в европейской культуре заняли другие стили.

Импрессионизм

Поражение европейских революций, разочарование в духовных устремлениях буржуазии, осознание ее неспособности защитить гуманистические идеалы вызвали социальный, политический и духовный кризисы буржуазного общества. Общественное сознание второй половины и конца XIX в. также пережило это состояние. Повсеместно наблюдался уход от социальных проблем действительности, аполитичность. На смену концептуальным картинам мира пришло поклонение эмпирической реальности, данной непосредственно человеческим ощущениям.

Реалистическое искусство с его высоким уровнем отражения реальности не смогло уловить все стороны действительности, выразить мир человека со всей полнотой. Поэтому начинаются активные поиски новых художественных стилей и выразительных средств. Стремление к еще более пристальному взгляду на мир, к еще большей детализации привело к появлению во второй половине века таких крупных художественных направлений, как импрессионизм и натурализм.

Произошел переход от драматического восприятия к созерцательному мироощущению, отождествляющему субъекта с объектом. В итоге этих процессов в недрах французского реализма сформировалось новое художественное стилевое направление, получившее название «импрессионизм» (фр. impression — впечатление).

Свое название новый художественный стиль получил от названия картины художника Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» («Impressionsollillevant»), вызвавшей бурный интерес зрителей в Салоне 1874 г. Под этим случайным названием объединилась группа независимых художников, оппозиционно настроенных к идеалам официального академического искусства, но отличавшихся яркой творческой индивидуальностью. Собственно история импрессионизма охватывает всего 12 лет: с первой выставки в 1874 г. по последнюю, восьмую, в 1886 г. Но предыстория этого направления в культуре значительно длиннее. Его истоки лежат в борьбе романтиков с академистами. В 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», который и положил начало утверждению стиля импрессионизма.

Творчество импрессионистов не ставило своей целью критику социальной действительности, оно было обращено к обыденным вещам и ситуациям, любовно воспроизводило тихую прелесть заброшенных уголков старого сада и шум парижских бульваров. Импрессионисты были убеждены, что темой и сюжетом картины может быть непосредственное впечатление от увиденного. Изобразить неповторимость мимолетных состояний природы, передать изменчивые настроения было целью творчества импрессионистов. Поэтому они больше всего дорожили соприкосновением души с натурой, придавая особое значение впечатлению, наблюдению за разнообразными явлениями окружающей действительности. Недаром они терпеливо ждали ясных, теплых дней, чтобы писать картины на открытом воздухе — на пленэре.

Творческий метод импрессионистов предполагал работу на пленэре, создание этюдов, поскольку они стремились фиксировать отдельный миг состояния природы. Но, декларируя эстетическую ценность мимолетного, случайного впечатления, импрессионисты оказались в плену натуралистического мышления, заменив живопись внешним, поверхностным взглядом на предмет, абстрагируя его от всех пространственно-временных смысловых связей.

Правдивость искусства импрессионисты видели не в тождестве с реальностью, поэтому они никогда не стремились к тщательному подражанию, копированию природы. Они считали, что живопись должна воссоздать момент, в который человек смотрит на мир как будто впервые, непредвзятым взглядом ребенка. В этом «чудном мгновении» человеку раскрываются те стороны природы, которые не могут быть постигнуты с помощью разума. Поэтому сущность импрессионистского понимания мира заключается в поразительном умении сконцентрировать красоту, высветить глубину уникального явления, факта и воссоздать преображенную реальность. В импрессионизме раскрылась способность человека видеть мир непосредственно, интуитивно. Так возникает качественно иной, привлекательный, насыщенный и одухотворенный мир.

Э. Дега. Абсент

 

Картина изображает все увеличивающуюся изоляцию отдельного человека в стремительно растущем в то время Париже.

Во время первого показа в 1875 г. картина была негативно оценена критиками, посчитавшими ее уродливой и отвратительной.

Большое влияние на формирование импрессионизма оказали японские гравюры, попавшие в 1860-е годы с «открытием» Японии в Париж. Они подсказали те новые художественные приемы, которыми стали пользоваться молодые художники — яркий и гармоничный колорит, воздушная перспектива, восприятие природы как бесконечной смены впечатлений.

Импрессионисты стремились выразить не только то, что они видят, но и то, как видят. Отсюда в импрессионизме большое внимание к передаче света, дающего вещам зримость, раскрывающего их цветовое богатство. Однако цветовое видение мира не было абсолютно субъективным. Оно отражало реально существующие природные законы. Основа сложной техники импрессионистов — теория разложения цветов. Цвет создается вибрацией света на поверхности предметов в зависимости от наклона лучей. Движение воздушных масс может изменять формы предметов, в природе нет смешанных тонов, их образуют сочетания семи красок спектра, который искусственно составляет наш глаз. Импрессионисты отказались от темных земляных красок в пользу чистых, спектральных цветов. Импрессионисты не смешивают на палитре эти четыре основных цвета спектра, а раскладывают их один возле другого прямо на холсте. Наиболее известными мастерами этого стиля стали Клод Моне (1840—1926), КамильПиссаро (1830—1903), Огюст Ренуар (1841—1919).

Как и любое другое крупное явление в культуре, импрессионизм приобрел со временем социальный оттенок. Импрессионисты были бунтовщиками, и общество видело в них угрозу своему спокойствию. Против них ополчились официальное искусство, реакционная пресса, буржуазная публика, которые вместе выступали как «общественное мнение». Это мнение не желало понимать импрессионизм, так как он не отвечал его практическим интересам. Публика, привыкшая к помпезной салонной живописи, не принимала ни сюжетов художников, отказавшихся от подражания вечным канонам красоты, ни их живописной манеры. Импрессионистов упрекали в неумении рисовать и в незаконченности работ. Потребовалось около полутора десятилетий, чтобы новое художественное направление в живописи получило общественное признание.

В целом импрессионизм отразил противостояние духовного мира человека прагматизму, закрепощению чувств, что породило потребность в раскрытии эмоционального мира, проявлении душевных качеств личности. Не случайно в художественном сознании импрессионизма заметно ослабевает роль интуитивной, спонтанной реакции на мир. Растворив цвет в свете и воздухе, лишив предметы монументальности, представив мир текущим, ярким, светлым праздником, импрессионисты предопределили ключевую тенденцию в развитии мировой культуры. В своем творчестве они сумели выразить тот принципиальный факт, что человеческий мир может состоять не только из одних социальных проблем, коллизий, потрясений, но и представлять собой яркую, светлую, красочную реальность. Здесь все зависит лишь от того, какой выбор сделает сам человек, способен ли он преодолеть драматическую прозу своего существования и перейти в мир прекрасного.

Примерно на середину 1880-х годов приходится своеобразный перелом в развитии французской культуры, во время которого импрессионизм переживает кризис и в нем образуются два течения — неоимпрессионизм и постимпрессионизм.

Натурализм

Это направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в., стремилось к объективному, точному, бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности.

Ж. Бастьен-Лепаж. Сенокос

 

В центре внимания натурализма человеческий характер, обусловленный физиологической природой и средой, под которой понималось непосредственное бытовое и материальное окружение. Одним из первых французских художников Бастьен-Лепаж изобразил крестьянский быт в духе натурализма.

Натурализм возник под влиянием успехов естествознания, и прежде всего физиологии, с помощью которой и предполагалось изучить человеческий характер. Философской основой натурализма стал позитивизм, требовавший от исследователя изучать только те факты, которые получены экспериментальным путем, и отрицавший возможность философских обобщений. Этим натурализм принципиально отличался от критического реализма, стремившегося создать типические характеры и показать в своих произведениях законы общественного развития. Некоторые критики даже противопоставили натурализм критическому реализму как искусство, стоящее вне общественных, эстетических и этических норм, воспринимающее жизнь без переработки в рамках социально-философских концепций. Поэтому натуралистический метод в целом достаточно ограничен, и выдающиеся писатели и художники, провозглашая себя натуралистами, нередко выходили за пределы этого метода, исследуя в своих произведениях не естественные, а общественные факторы и их влияние на человека. Но в основном натурализм стал обоснованием пессимистических убеждений в неизменности человеческой природы и тщетности попыток улучшения общества. Бесстрастность, с которой натуралисты описывали своих героев и среду их обитания, стала оправданием для ухода от борьбы в мир позитивных фактов и нейтральных истин, привела к появлению целого ряда произведений, пассивно копирующих второстепенные детали действительности.

Натурализм начал формироваться в произведениях и теоретических работах Ж. Шанфлери, Г. Флобера и братьев Гонкур. Его окончательное оформление связано с именем Эмиля Золя (1840—1902), который разработал теорию направления и попытался осуществить ее в своем творчестве. Постепенно вокруг него сложилась натуральная школа, просуществовавшая недолго и распавшаяся уже в конце 1880-х годов. Заслугой натурализма стало освоение целого ряда новых для искусства тем — интерес к грубой правде жизни, «жизнь» таких социальных организмов, как завод, магазин. Немало внимания натуралисты уделяли также изучению роли подсознательного в человеческой психике.

В области сценического искусства натуралисты потребовали «переживать, а не играть» пьесу, изучать жизни и следовать исторической, бытовой и психологической правде, точно воспроизводя среду обитания героев. Для них спектакль был «куском жизни», перенесенным на сцену. Как правило, драматурги- натуралисты изображали жизнь деклассированных слоев общества, нищих, проституток, многим авторам был свойствен повышенный интерес к болезненным проявлениям человеческой психики.

Европейская литература XIX в.

Литература этой эпохи дала миру так много гениев и созданных ими подлинных шедевров, что рассказать подробно о них в небольшой главе учебника нет никакой возможности. Поэтому речь пойдет лишь о фигурах первой величины, представляющих ведущие художественные стили.

Романтизм в литературе

Новый век в литературе начинается с романтизма. В идейной программе романтизма нашли выражение понимание ограниченности буржуазных просветительских идеалов, крушение надежд на победу провозглашенных революцией принципов «свободы, равенства и братства», неудовлетворенность общественными порядками капиталистической эпохи. В отличие от просветителей XVIII в., горячо веривших в безусловность исторического прогресса, романтики столь же односторонне видели преимущественно теневую, негативную сторону капиталистического развития. Разоблачение уродства и прозы буржуазной действительности, стремление к цельности развития человеческой личности и гармоническому общественному устройству были неразрывно связаны у романтиков с поисками новых идеалов, приобретавших в условиях того времени иллюзорный, утопический характер. В различной направленности этих исканий раскрывается глубокая неоднородность романтического движения. Если прогрессивная часть романтиков обращалась в своих утопиях к будущему, возлагая надежды на переустройство общественного порядка, то представители консервативных групп в романтизме идеализировали добуржуазное, средневековое прошлое, которому придавалась видимость патриархальной идиллии.

Таким образом, романтизм в литературе не был единым. В нем явственно различаются две тенденции — прогрессивный и реакционный романтизм. Прогрессивный романтизм явился выражением протеста широких общественных кругов против капиталистического и феодального порядка, господства политической реакции. В лучших своих проявлениях он поднимался до подлинно революционного романтизма. Искусство прогрессивного романтизма, выдвинувшее Дж. Байрона, П.Б. Шелли, В. Гюго, А. Мицкевича, поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского и В.К. Кюхельбекера, молодых А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, прямо или косвенно связано с национальными и социальными освободительными идеями. Художники прогрессивного романтизма отразили в своем творчестве борьбу народных масс за свободу, их стремление к справедливости и счастливому будущему, героизм и душевное благородство человека. Прочно связанные с лучшими национальными традициями, с народным творчеством (в музыке и поэзии), прогрессивные романтики стремились цельно и ярко воплотить в своем творчестве дух народа. Возникнув в резкой и непримиримой борьбе с догмами позднего классицизма и академизма, прогрессивный романтизм во многих случаях стал исходным пунктом для развития реалистического искусства XIX в. В этом отношении характерна творческая эволюция Дж. Байрона, Стендаля, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Г. Гейне.

Идейную основу реакционного романтизма составляют реакция на победу буржуазного строя и на идеологию буржуазного просветительства, страх перед революционными народными движениями. Выступая нередко с резкой, хотя и односторонней критикой капиталистического общества, реакционные романтики искали выход из социально-исторических противоречий в апологии средневекового прошлого, монархии и религии. Они пропагандировали «возвышение» искусства над жизнью, выдвигали на место разума и логики религиозную мистику. Реакционный романтизм также обращался к жизни народа и народному творчеству, но при этом обычно фальсифицировал их, идеализируя «органический» патриархальный уклад жизни, рисуя народную жизнь неподвижной и косной, а народ — благочестивым и покорным. Эстетика реакционного романтизма была разработана главным образом немецкими философами, писателями и критиками: В. Г. Ваккенродером, Л. Тиком, Ф. Новалисом, братьями А. и Ф. Шлегелями, Ф.В. Шеллингом. Реакционный романтизм явился предшественником таких художественных направлений XIX—XX вв., как символизм и модерн.

Характерная чертой романтизма — чрезвычайное многообразие форм и вариаций. В каждой стране романтизм имеет свои особенности.

Немецкий романтизм. Г. Гейне и Э.Т.А. Гофман

Первые немецкие романтики, среди которых были критики Август (1767—1845) и Фридрих (1772—1829) Шлегели, писатели В. Г. Ваккенродер (1773—1798), Л. Тик (1773—1853), Ф. Новалис (1772—1801), понимали свободу творчества как субъективный произвол. Отказываясь от конкретного жизненного содержания в искусстве, они заменили его фантастикой и мистикой. Немецкие романтики поднимали в поэзии значение народности, изучали и собирали фольклор. Филологи братья В. и Я. Гримм создали собрание немецких сказок на основе фольклора.

Самыми крупными представителями романтизма в немецкой литературе были Гейне и Гофман.

Знаменитый поэт и публицист Генрих Гейне (1797—1856) называл себя «последним королем тысячелетнего царства романтизма», и многочисленные его стихи подтверждают этот эпитет. В творчестве Гейне реальное жизненное содержание выражено средствами романтической эстетики. Образец художественной прозы Гейне — «Путевые картинки». В этой книге лирико-романтическое начало сочетается с пуб-лицистическо-сатирическим, романтический пафос сменяется иронией, восторженные описания природы уступают место грубым разоблачениям немецких националиГлава 18

656

стов. В 1844 г. выходит в свет поэма «Германия. Зимняя сказка», написанная после путешествия на родину. В ней переплетаются радость от встречи с родиной и чувство обиды за царящий там произвол прусской военщины и чиновников.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776—1822) — немецкий писатель, график, художник-декоратор, композитор. Известность ему принесли сказки и либретто балетных спектаклей («Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Принцесса Брамбилла»). В центре литературных произведений Гофмана — судьба художника-творца, его столкновение с прозаическим бытом, бегство от него в фантастические миры. Героям Гофмана противостоят ничтожества, присваивающие чужие таланты и способности, маленькие уродцы, чудом обретающие власть над миром («Крошка Цахес»). В то же время в литературных сказках писателя («Щелкунчик и мышиный король») господствующими идеями являются отзывчивость, добросердечие, душевная щедрость.

 

Обложка издания «Житейские воззрения Кота Мурра». 1855

Гофман — автор «Житейских воззрений кота Мурра», первого постмодернистского романа. Сибаритствующий Кот Мурр пишет записки о своих любовных похождениях с кошечкой Мисмис на обратной стороне драматичной биографии гениального музыканта капельмейстера ИоганнесаКрейслера, и таким образом под одной обложкой оказываются два жизнеописания — филистера Мурра и энтузиаста Крейслера. Это лучшее воплощение центральной идеи писателя о противостоянии двух миров. И в этом своем последнем романе Гофман устранил мнящийся ему когда-то разрыв между художником и обывателем, вызывающе перемешав в романе две жизни — две формы существования.

Английский романтизм и «байронический герой»

В Англии былее резко, чем в Германии, обособились прогрессивный и реакционный романтизм. Представители прогрессивной линии — поэты П.Б. Шелли, Дж. Байрон и У. Ките, писатель В. Скотт, реакционной — У. Вордсворт и С. Кольридж.

Начало английского романтизма связано с именами поэтов Озерной школы — Уильяма Вордсворта (1770—1850) и Самюэля Тейлора Кольриджа (1772—1834). Первое совместное произведение Вордсворта и Кольриджа — сборник «Лирические баллады» (1798) — стало программным, наметив отказ от старых классицистических образцов и провозгласив демократизацию проблематики, расширение тематического диапазона, ломку системы стихосложения. Они требовали от поэта изображения не великих исторических событий и выдающихся личностей, а повседневного быта скромных тружеников, простых людей, тем самым явившись продолжателями традиций сентиментализма. Вордсворт и Кольридж апеллировали к внутреннему миру человека, их интересовала диалектика его души. Они взывали к национальному самосознанию, подчеркивали в противовес универсальным классицистическим канонам самобытное, оригинальное в английской истории и культуре. Одним из главных принципов новой школы было широкое использование фольклора.

Поэты-романтики Байрон, Ките и Шелли Центральной фигурой европейского романтизма был лорд Джордж Гордон Байрон (1788—1824). Крупнейший английский поэт стал основоположником жанров лирико-эпической поэмы («Паломничество Чайльда Гарольда») и романа в стихах («Дон Жуан»). Главным открытием Байрона было создание им нового характера — «байронического героя», соединившего в себе добро и зло, существующего в двух ипостасях: богоборческой («Прометей»), свободолюбивой и сатанинской, демонической («Корсар», «Абидосская невеста»). Байрон первым начал осознавать судьбу художника-творца эстетически. Лирика Байрона — это сам поэт, его чувства, его биография. Его книги, особенно произведения, предназначенные для умозрительного театра («Мариино Фальеро», «Сарданапал»), пронизанные бунтарским духом, воспроизводят конфликт сильной личности с обществом. Уже первые песни «Чайльда Гарольда» сделали Байрона знаменитым.

Байрон был не только поэтом — свою литературную деятельность он сочетал с политической, выступая с речами в палате лордов. Он был таким же бунтарем и одиночкой, как его герои. В 1820 г. примкнул к движению карбонариев, а в 1823 г. стал участником освободительной войны в Греции, во время которой заболел и умер. Влияние поэта на мировую литературу было огромным.

Особенности художественной культуры эпохи 19 век

Художественная культура сыграла огромную роль в утверждении гуманистических идеалов европейского общества. Искусство взяло на себя великую миссию нравственного и духовного совершенствования людей. Творчество наиболее ярких писателей, художников, музыкантов подготовило общественное сознание к тому, чтобы уважение прав и свобод индивида, его человеческого достоинства стало естественным регулятором поведения каждого человека. Критический взгляд на современность сочетался в искусстве с верой в необходимость торжества справедливости и свободы. Преодолевая односторонность рационализма XVIII в., писатели и художники сумели представить человека как целостную личность, часто усиливая при этом роль индивидуального начала и эмоциональной стороны его жизни. Предметом искусства стали окружающий мир и природа, внутренний мир человека, его впечатления и оценка действительности. Во всем многообразии раскрылись индивидуальные особенности творческой манеры художников.

Но изменившаяся историческая и духовная ситуация закономерно отразилась и на художественной культуре. Она продолжала успешно развиваться: возникали новые стили, школы, течения. Шло неуклонное обмирщение искусства — снижение доли религиозного и увеличение доли светского искусства. Светское искусство утверждало ведущую роль человека, личностного начала, демонстрировало интерес к окружающему человека миру во всех его проявлениях — от бытовых до героических. Художественная культура претерпевала существенные изменения и в институциональном аспекте. Хотя уже в XVIII в. произошло осознание специфики художественной деятельности, только в XIX в. сложилась ее классическая модель в виде системы институтов художественной культуры.

В XIX в. происходят величайшие археологические открытия, сделавшие доступной для человека культуру великих цивилизаций прошлого — Месопотамии, Египта, Греции. Наряду с Древним миром были открыты и Средние века (свое забытое прошлое), и мусульманский мир. Появились общедоступные музеи, наглядно демонстрировавшие единство человечества, огромный творческий потенциал самых разных народов. Они становятся замечательной школой для художников.

Однако в художественной культуре проявляются и кризисные тенденции, так как она все сильнее чувствует себя невостребованной, никому не нужной. Одна из причин такого состояния художественной культуры заключалась в том, что пришедшая к власти буржуазия имела весьма невысокий культурный и эстетический уровень. Духовные потребности буржуа были слишком ограниченны. Они исповедовали философию утилитаризма, в которой главными ценностями выступали польза и удовольствие в их узком понимании. А произведения искусства к получению прибыли отношения не имели. Правда, к середине столетия ситуация изменилась, и богатые буржуа начали активно покупать предметы искусства, так как обладание или воспринималось как внешнее свидетельство принадлежности к просвещенной элите общества. Однако внутренняя, духовная, глубокая тяга к искусству все же отсутствовала.

В свою очередь, и искусство в целом не принимало буржуазной культуры с ее ограниченностью и заземленностью, которые не побуждали художника к творчеству, а превращали его в простого ремесленника, угождавшего вкусам своих заказчиков. Реакция настоящего искусства на новые исторические обстоятельства была негативной. Выходом из ситуации стало либо бегство в мир грез, фантазии и воображения, избранное романтиками и сторонниками «чистого искусства», либо критическая позиция по отношению к реальному миру, которую занимали реалисты, и критические реалисты в особенности.

В этой <


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.