Реализм. Критический реализм — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Реализм. Критический реализм

2021-05-27 44
Реализм. Критический реализм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Середина XIX в. стала временем интенсивного развития духовной культуры в ведущих странах Европы. Среди ее многообразных проявлений особенно заметное распространение получил реализм, отличавшийся исключительной многогранностью. Его возникновение было вызвано тем, что к середине XIX в. капиталистические отношения в Европе достигли состояния зрелости, и тогда сложилась новая историческая реальность. В ней предметом художественной культуры становилась современная действительность и существующая в ней личность. Окружающая человека социальная среда приобретала значение силы, определяющей поведение человека, заставляющей его исходить из условий и обстоятельств реального мира, а не из своей «свободной» воли. Мотивы человеческого поведения объяснялись не явлениями субъективного духа, а реальными жизненными коллизиями. Главный интерес общественного сознания перемещался с внутренних переживаний человека на взаимосвязь внешних обстоятельств и порождаемых ими поступков и переживаний. Новое видение мира было названо реализмом.

Впервые термин «реализм» был использован применительно к произведениям культуры только в середине XIX в. Тогда французский литературный критик Жан Шанфлери употребил это понятие для обозначения эстетики, противостоящей романтизму и символизму. Но реализм является категорией более глубокой, нежели отдельные художественные стили в искусстве. В широком смысле слова он является своеобразным эстетическим стержнем культуры, который ощущался уже и в эпоху Возрождения — «ренессансный реализм», и в эпоху Просвещения — «просветительский реализм». Но с 1830-х годов реалистическое искусство, стремившееся к точному отображению окружающего мира, невольно обличало буржуазную действительность и поэтому получило название критического реализма. Реалисты не мистифицировали его как романтики, а критиковали, реально оценивая современную действительность. Распространению реализма, укреплению его традиций способствовали его неразрывная связь с аналитическими способностями, критическим мышлением, с устремленностью к логике здравого смысла, жаждой абсолютно достоверного постижения бытия.

Реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Такая позиция не означала простого копирования того, что есть. Творческий метод реализма предполагает всесторонний анализ, глубокое проникновение в суть явлений и фактов, типизацию, отбор и оценку событий. Поэтому представители реализма стремились к максимальной объективности, конкретно-историческому отражению действительности. Избегая копирования реального, преодолевая эмпирическую данность, в отличие от натурализма реалисты находили наиболее существенные проявления бытия, подвергая факты духовному осмыслению, жесткому отбору, изображая жизнь в формах самой жизни. Они заговорили четким, ясным, твердым языком, который пришел на смену зыбким, метафорическим реалиям.

Реализм сумел показать мир в его подробностях, в закономерностях и случайностях, во всем богатстве взаимосвязей. Реалистический герой не выглядел оторванным от мира и находящимся с ним в вечном и непрестанном противостоянии. Напротив, он многими связями соотносился с миром, являясь представителем конкретного социального слоя, он нес в себе основные черты мира. В реализме оформился один из главных его принципов — принцип типического. Реалисты установили, что типические характеры формируются только в типических обстоятельствах, под их влиянием. А к числу типических обстоятельств они относили социальные условия жизни людей. Герой реалистического произведения выступал не просто как частный случай того или иного отношения с миром, он сам носитель общего, поэтому через судьбу отдельного человека автор-реалист показывал судьбу общества, времени, народа, эпохи. Именно принцип типизации (отбор самого существенного и передача его в наиболее очевидной форме) позволил реализовать другие принципы реализма: стремление к объективности, особое внимание к детализации, раскрытие всеобщих связей и зависимостей действительности.

Стремлению к объективному отображению реальности соответствовали и специфические для реализма средства художественного выражения: обращение к современным сюжетам, культ простоты и непосредственности, правдоподобие даже в мельчайших деталях. В то же время выдающиеся представители реализма стремились выразить в своем творчестве гармонию чувственного и рационального, духовного и материального, идеала и жизни. В реалистической живописи обнаружилось стремление художников гармонично уравновесить цвет и линию, богатый колорит и рисунок, придать композиции ясность и логическую законченность.

Основной вклад реализма XIX в. в развитие культуры состоит в углубленном исследовании судьбы личности, зависящей от социальной среды, прежде всего литературой, в меньшей степени — изобразительным искусством и музыкальным театром. Диапазон интересов и аспектов рассмотрения действительности был очень широк.

Реализм XIX в. не всегда ставил перед собой большие социальные задачи, ограничиваясь подчас продолжением и развитием реалистических тенденций XVIII в., правдивым описанием течения повседневной жизни. Особенно это проявилось в живописи — пейзажной и жанровой (О. Домье, Г. Курбе, барбизонцы, О. Кипренский, А. Венецианов) и в литературе (0.Бальзак, Г. Флобер, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь). «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться... Я твердо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей... Это совершенно физический язык», — писал Г. Курбе.

Художественная ориентация реализма определила особенности его творческого метода. Изменилась роль авторского сознания — теперь требовалось не подчеркивать позицию художника, а скрывать ее, провозглашая объективность художественного исследования. Все стилевые проблемы были подчинены идейно-содержательным задачам. Так, в литературе использовался широкий диапазон средств, позволяющих найти более точный, содержательно богатый тон повествования; в театре возросла роль режиссуры, призванной создавать ансамбль разнородных средств сценической выразительности для служения реалистическим целям (отказ от декоративности и пышности, искренность актерской игры и т.д.).

В поисках новых выразительных средств реалисты шли на самые смелые эксперименты. Барбизонская школа художников открыла новые принципы пейзажной живописи, были найдены новые возможности передачи света и воздуха. В музыке и оперном театре также происходили стилистические изменения: драматургия музыкального действа и характеристика героев приблизились к реальной жизни, в профессиональную музыку включалась народная песенная мелодия, широко использовались современные бытовые жанры.

Все эти поиски были ориентированы на то, чтобы как можно полнее выразить основную стилевую установку реализма: выявить нравственную, политическую и художественную несостоятельность буржуазного общества, показать его уродующее воздействие на психологию и поведение человека. Такая установка отдавала в художественной культуре приоритет литературе, а в ней — жанрам романа и повести, оказывавшим влияние на все другие жанры. Серьезным было также влияние прозаических жанров литературы на другие виды искусства — прежде всего на графику, в которой широкое развитие получили сатирические и юмористические формы, а затем и на живопись; прозаический бытовой жанр начал вытеснять поэтически возвышенные жанровые формы (изображение сцен сельскохозяйственного и фабричного труда).

Импрессионизм

Поражение европейских революций, разочарование в духовных устремлениях буржуазии, осознание ее неспособности защитить гуманистические идеалы вызвали социальный, политический и духовный кризисы буржуазного общества. Общественное сознание второй половины и конца XIX в. также пережило это состояние. Повсеместно наблюдался уход от социальных проблем действительности, аполитичность. На смену концептуальным картинам мира пришло поклонение эмпирической реальности, данной непосредственно человеческим ощущениям.

Реалистическое искусство с его высоким уровнем отражения реальности не смогло уловить все стороны действительности, выразить мир человека со всей полнотой. Поэтому начинаются активные поиски новых художественных стилей и выразительных средств. Стремление к еще более пристальному взгляду на мир, к еще большей детализации привело к появлению во второй половине века таких крупных художественных направлений, как импрессионизм и натурализм.

Произошел переход от драматического восприятия к созерцательному мироощущению, отождествляющему субъекта с объектом. В итоге этих процессов в недрах французского реализма сформировалось новое художественное стилевое направление, получившее название «импрессионизм» (фр. impression — впечатление).

Свое название новый художественный стиль получил от названия картины художника Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» («Impressionsollillevant»), вызвавшей бурный интерес зрителей в Салоне 1874 г. Под этим случайным названием объединилась группа независимых художников, оппозиционно настроенных к идеалам официального академического искусства, но отличавшихся яркой творческой индивидуальностью. Собственно история импрессионизма охватывает всего 12 лет: с первой выставки в 1874 г. по последнюю, восьмую, в 1886 г. Но предыстория этого направления в культуре значительно длиннее. Его истоки лежат в борьбе романтиков с академистами. В 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на очередную выставку, устроили свой «Салон отверженных», который и положил начало утверждению стиля импрессионизма.

Творчество импрессионистов не ставило своей целью критику социальной действительности, оно было обращено к обыденным вещам и ситуациям, любовно воспроизводило тихую прелесть заброшенных уголков старого сада и шум парижских бульваров. Импрессионисты были убеждены, что темой и сюжетом картины может быть непосредственное впечатление от увиденного. Изобразить неповторимость мимолетных состояний природы, передать изменчивые настроения было целью творчества импрессионистов. Поэтому они больше всего дорожили соприкосновением души с натурой, придавая особое значение впечатлению, наблюдению за разнообразными явлениями окружающей действительности. Недаром они терпеливо ждали ясных, теплых дней, чтобы писать картины на открытом воздухе — на пленэре.

Творческий метод импрессионистов предполагал работу на пленэре, создание этюдов, поскольку они стремились фиксировать отдельный миг состояния природы. Но, декларируя эстетическую ценность мимолетного, случайного впечатления, импрессионисты оказались в плену натуралистического мышления, заменив живопись внешним, поверхностным взглядом на предмет, абстрагируя его от всех пространственно-временных смысловых связей.

Правдивость искусства импрессионисты видели не в тождестве с реальностью, поэтому они никогда не стремились к тщательному подражанию, копированию природы. Они считали, что живопись должна воссоздать момент, в который человек смотрит на мир как будто впервые, непредвзятым взглядом ребенка. В этом «чудном мгновении» человеку раскрываются те стороны природы, которые не могут быть постигнуты с помощью разума. Поэтому сущность импрессионистского понимания мира заключается в поразительном умении сконцентрировать красоту, высветить глубину уникального явления, факта и воссоздать преображенную реальность. В импрессионизме раскрылась способность человека видеть мир непосредственно, интуитивно. Так возникает качественно иной, привлекательный, насыщенный и одухотворенный мир.

Э. Дега. Абсент

 

Картина изображает все увеличивающуюся изоляцию отдельного человека в стремительно растущем в то время Париже.

Во время первого показа в 1875 г. картина была негативно оценена критиками, посчитавшими ее уродливой и отвратительной.

Большое влияние на формирование импрессионизма оказали японские гравюры, попавшие в 1860-е годы с «открытием» Японии в Париж. Они подсказали те новые художественные приемы, которыми стали пользоваться молодые художники — яркий и гармоничный колорит, воздушная перспектива, восприятие природы как бесконечной смены впечатлений.

Импрессионисты стремились выразить не только то, что они видят, но и то, как видят. Отсюда в импрессионизме большое внимание к передаче света, дающего вещам зримость, раскрывающего их цветовое богатство. Однако цветовое видение мира не было абсолютно субъективным. Оно отражало реально существующие природные законы. Основа сложной техники импрессионистов — теория разложения цветов. Цвет создается вибрацией света на поверхности предметов в зависимости от наклона лучей. Движение воздушных масс может изменять формы предметов, в природе нет смешанных тонов, их образуют сочетания семи красок спектра, который искусственно составляет наш глаз. Импрессионисты отказались от темных земляных красок в пользу чистых, спектральных цветов. Импрессионисты не смешивают на палитре эти четыре основных цвета спектра, а раскладывают их один возле другого прямо на холсте. Наиболее известными мастерами этого стиля стали Клод Моне (1840—1926), КамильПиссаро (1830—1903), Огюст Ренуар (1841—1919).

Как и любое другое крупное явление в культуре, импрессионизм приобрел со временем социальный оттенок. Импрессионисты были бунтовщиками, и общество видело в них угрозу своему спокойствию. Против них ополчились официальное искусство, реакционная пресса, буржуазная публика, которые вместе выступали как «общественное мнение». Это мнение не желало понимать импрессионизм, так как он не отвечал его практическим интересам. Публика, привыкшая к помпезной салонной живописи, не принимала ни сюжетов художников, отказавшихся от подражания вечным канонам красоты, ни их живописной манеры. Импрессионистов упрекали в неумении рисовать и в незаконченности работ. Потребовалось около полутора десятилетий, чтобы новое художественное направление в живописи получило общественное признание.

В целом импрессионизм отразил противостояние духовного мира человека прагматизму, закрепощению чувств, что породило потребность в раскрытии эмоционального мира, проявлении душевных качеств личности. Не случайно в художественном сознании импрессионизма заметно ослабевает роль интуитивной, спонтанной реакции на мир. Растворив цвет в свете и воздухе, лишив предметы монументальности, представив мир текущим, ярким, светлым праздником, импрессионисты предопределили ключевую тенденцию в развитии мировой культуры. В своем творчестве они сумели выразить тот принципиальный факт, что человеческий мир может состоять не только из одних социальных проблем, коллизий, потрясений, но и представлять собой яркую, светлую, красочную реальность. Здесь все зависит лишь от того, какой выбор сделает сам человек, способен ли он преодолеть драматическую прозу своего существования и перейти в мир прекрасного.

Примерно на середину 1880-х годов приходится своеобразный перелом в развитии французской культуры, во время которого импрессионизм переживает кризис и в нем образуются два течения — неоимпрессионизм и постимпрессионизм.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.