Основные художественные стили — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Основные художественные стили

2021-05-27 68
Основные художественные стили 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие искусства в XIX в. характеризуется переплетением различных стилей — академизма, разных вариантов классицизма, ампира, романтизма, реализма — в первой половине века, во второй половине века идут активные поиски новых художественных стилей и появляются также импрессионизм и натурализм. Одни из этих стилей могли сочетаться и дополнять друг друга, другие находились в отношениях антагонизма.

 

Академизм

Как направление (в основном в изобразительном искусстве) академизм сложился начиная с XVI в. в художественных академиях Европы. Первые академии появились в Италии (1600, Болонья), но там они были объединениями свободных художников, изучавших античное наследие и большое внимание уделявших рисунку. Государственными учреждениями академии становятся во Франции, где в 1648 г. в Париже была создана Королевская академия живописи и скульптуры.

По ее образцу в XVII—XVIII вв. были созданы академии в Вене, Берлине (1699), Лондоне, а в XIX в. даже в некоторых провинциальных городах. Приняв за основу классическое античное наследие, эти академии сформулировали эстетическую доктрину классицизма, постепенно превратив ее в догму, в систему «вечных» канонов, отклонение от которых не допускалось. Именно в академиях была создана система художественного образования, обязательными элементами которого стали рисунок, анатомия, композиция. Постепенно академии становятся оплотом консерватизма в искусстве.

 

Д. Энгр. Эдип и Сфинкс

Считая современную действительность недостойной изображения, академизм провозглашал некие вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далекие от реальности сюжеты (в основном из античной или библейской мифологии и древней истории).

В XIX в. академизм начинает противостоять всем новым формам художественного творчества. Общепризнанный лидер европейского академизма XIX в. — французский художник Жан Огюст ДоменикЭнгр (1780—1867). В России академизм представлен в творчестве Александра Иванова (1806—1858) и Карла Брюллова (1799—1852). Академисты вели борьбу с романтиками, реалистами, натуралистами, не замечая, как сам академизм постепенно вырождается в салонное искусство. Поэтому закономерным стал его распад и исчезновение. К концу XIX в. отдельные его элементы сохранились в ряде стран в формах неоклассицизма.

 

 

Ампир

Стиль ампир, имперский стиль (фр. empire — империя), распространенный в первые три десятилетия XIX в. в архитектуре и декоративном искусстве, представлял собой завершение эволюции классицизма. Как и классицизм, ампир ориентируется на античность в качестве образца, причем основное внимание переносит на архаическую Грецию и императорский Рим. Этот стиль воплощает величие, воинскую силу, мощь государства. Поэтому среди наиболее употребительных выразительных средств — мощные дорический и тосканский ордера, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т.п.). Также часто архитекторы использовали древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т.д.).

В стиле ампир строят не только дворцы, но и триумфальные арки, памятные колонны, часто повторяющие древнеримские образцы

Ампир довел до логического конца проявившееся еще в классицизме стремление к простоте форм и декора. Поэтому появляются большие нерасчлененные плоскости стен, массивные геометрические объемы. При этом в каждой стране ампир получил самобытные черты.

Неоклассицизм

Вандомская колонна. Париж

Отлита по желанию Наполеона в 1807 г. из австрийских и русских пушек по образцу колонны Траяна

Так принято называть классицизм второй половины XVIII — первой трети XIX в. в отличие от классицизма XVII — первой половины XVIII в. В целом неоклассицизм по-прежнему обращается к искусству античности как норме и идеальному образцу. Противопоставляет поискам новых выразительных средств идеальные, вневременные образы, очищенные от всего конкретноисторического.

Вообще, стремление использовать античные образы и сюжеты, ясность и строгость поэтического языка, стилизация античных мотивов вновь и вновь будут проявляться в европейском искусстве и позже — в конце XIX — первой половине XX в. В основном в официальной архитектуре, скульптуре, живописи. Однако механическое применение классических формальных приемов, нарочитое выпячивание классических мотивов нередко приводили к созданию схематичных, безжизненных или псевдовозвышенных, помпезных сооружений.

Романтизм

Атмосфера постоянного духовного и идейного брожения по всей Европе, вызванная циклом буржуазных революций, развитием социальных и национальных движений, нашла свое наиболее адекватное выражение в романтическом бунтарстве. Само понятие «романтизм» трактуется неоднозначно. Чаще всего романтизм понимается как художественное направление или метод в искусстве, а реже — как особое мировоззрение, широко распространившееся в философии, гуманитарных науках и искусстве Европы и Америки с конца XVIII в. по 40-е годы XIX в. Многочисленные формулировки и проявления в самых разных областях духовной жизни и искусства позволяют рассматривать его также в качестве общекультурного движения, претендовавшего на создание целостного мировоззрения. При этом ориентация романтизма на искусство является весьма существенной, но не самой главной его чертой.

Термин «романтизм» возник гораздо раньше, чем само художественное направление, носившее это название. До XVIII в. эпитет «романтический» указывал на некоторые стилевые особенности литературных произведений, написанных на романских языках. Это были романсы, романы и поэмы о рыцарях. В конце XVIII в. романтическое уже понимается шире: как авантюрное, фантастическое, духовно-возвышенное, удивительное, призрачное.

Возникновение романтизма связано с разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство справедливого общества на разумных началах и с критической реакцией на серую, грубую, унылую, лишенную какой-либо поэзии буржуазную действительность. Протест вызывали способ производства, бездушный практицизм повседневной жизни, ведущие к искажению природы человека, лишавшие его целостности и универсальности. Неудовлетворенность реальным миром порождала стремление его изменить, толкала худож-ников-романтиков к уходу от него в далекое прошлое, в мир мифологии или же в выдуманные миры будущего. Романтиков манила необычность, сказочность, фантастика, мир раскрепощенных человеческих чувств.

Романтики впервые высказали догадку, что человеческое бытие неизмеримо богаче его социальной действительности. Человек с помощью воображения переносился в другие культурные миры и мог творить их сам. Отвлекаясь от действительности, романтик вступал в неизведанные, воображаемые миры, открывал в себе нечто уникальное, принадлежащее только ему. Именно потому каждый человек для романтизма был неповторимым и оригинальным.

 

К.Д. Фридрих. Странник над морем тумана. Одиночество человека в бесконечном мире передается в фигуре героя, стоящего к зрителю спиной и наблюдающего этот огромный мир

Романтическое сознание не только воспроизводило идею самобытной индивидуальности, оно создавало принципиально новое представление о богатстве и неисчерпаемости внутреннего, духовного мира человека. Отсюда высокое духовное напряжение, творческий взлет, интуитивное прозрение — главные черты романтического сознания. Происходило перемещение акцента в художественном творчестве на культивирование сильных переживаний и страстей, которые захватывали целиком, так как отвечали самым глубоким чувствам человеческой личности. Поэтому романтического героя — необычную, уникальную личность — показывали в необычных обстоятельствах, позволяющих проявиться всем его лучшим качествам.

Своего расцвета романтизм достиг в 1820—1830-е годы, но даже в апогее своего развития он представлял собой крайне разнородное художественное течение в идейном, образном, стилистическом и авторском отношении. Поэтому романтизм нашел свое отражение в самых разнообразных формах культуры. Литература, живопись, театр, архитектура, музыка отражали разочарование и неприятие действительности, порождали меланхолию, скорбь, чувство одиночества. Способом выражения этих настроений стал символизм. Стилистика романтизма вытекала из потребности адекватно выразить всю гамму переживаний человека — отсюда широкое использование метафор, символов. Стремление передать силу духа, борющегося с косностью реального мира, наполняло романтические образы внутренним порывом, энергией, динамизмом.

Доминирующей темой произведений романтиков стал конфликт между героем и окружающим миром, между идеалом и реальностью. Отвергая принципы классицизма, романтики создавали новые литературные жанры (романтическая драма, исторический роман, сказки лирико-философского и фантастического характера). Для произведений романтиков характерны национальный колорит, интерес к историческим и философским темам, причудливость композиции, метафоричность языка, использование иронии и гротеска. Соответственно этим особенностям романтизм породил новый тип личности, стиль поведения и жизни. Для романтической личности характерны индивидуализм, свободолюбие, оппозиционность существующему общественному порядку и культуре, мятежный дух, мечтательность и стремление к недостижимому идеалу.

Общие для мировоззрения романтиков культ сильных страстей и порывов, интерес к фольклору, тяга к прошлому и дальним странам по-разному отражались в национальных культурах соответствующих стран. Проявление романтизма в литературе, музыке, изобразительном искусстве также существенно различалось.

Трагический конфликт между героем и окружающей средой стал господствующей темой и в литературе, и в музыке, и в живописи. Мотив одиночества пронизывает творчество писателей и поэтов — Байрона, Гейне, Шелли, Стендаля, Пушкина, Лермонтова. В музыкальном искусстве Шумана, Шуберта, Берлиоза, Вагнера он преломляется и как мотив тоски о недосягаемо прекрасном мире, и как восхищение перед красотой и величием природы.

Романтизм положил начало культуре XIX в., но к середине столетия в литературе, театре, живописи практически исчерпал себя. Только в музыке судьба романтического направления сложилась по-иному. Музыка занимала особое место в эстетике романтизма. Отвергая культ разума, романтики стремились воздействовать на чувства, а это лучше всего достигалось музыкой. Не подражая никакой другой форме, музыка лучше всякого другого вида искусства способна выразить желание, настроение, сумятицу чувств, эмоциональные переживания, духовный мир человека. Бурное конфликтное развитие общества, растущий драматизм, а также тонкий лиризм личных чувств находили свое выражение в различных музыкальных жанрах. Этим определялось то важное место, которое занимала музыка в духовной жизни XIX в., вошедшего в историю музыкальной культуры как золотой век романтизма.

После Французской революции 1848 г. отчетливо проявился кризис романтизма, уходящего от участия в общественной жизни, замыкающегося в узком круге чисто культурных проблем. Основную часть добропорядочных буржуа волновало, прежде всего, собственное благополучие. Для большинства публики, не имевшей художественного образования, искусство не имело большого значения, оно было доступно и необходимо лишь в развлекательной форме, поэтому ведущую роль в европейской культуре заняли другие стили.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.