Стратегия поведения и способы защиты в зоне их действия — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Стратегия поведения и способы защиты в зоне их действия

2021-05-27 33
Стратегия поведения и способы защиты в зоне их действия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Говоря о социальных проблемах безопасности жизнедеятельности вряд ли можно пройти мимо таких явлений современной российской действительности, как вооруженные конфликты различного уровня и интенсивности. Одной из важнейших их причин является отсутствие взаимопонимания между людьми, социальными группами, политическими движениями и государствами.

С точки зрения исторической практики конфликты, если они не носят антагонистический, а тем более вооруженный характер, в принципе, нормальное явление общественной жизни. Не следует вводить общественность в заблуждение относительно того, что возможна бесконфликтная жизнь. Любой грамотный человек понимает, что всеобщая гармония интересов – это миф. Государство, общество и отдельные граждане будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если они не будут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, и будут следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов. Смысл этих правил, как отмечает известный российский социолог А.Г. Здравомыслов, состоит в том, чтобы не допускать насилия как способа разрешения конфликтов; найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственное действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов; добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте1.

Полностью разделяя эту позицию, авторы данного учебного пособия вместе с тем считают, что вооруженные конфликты не могут считаться нормой цивилизованного общества. Поэтому с точки зрения безопасности жизнедеятельности человеку, предметно занимающемуся вопросами социальной безопасности, следует, во-первых, четко представлять сущность и содержание современных региональных вооруженных конфликтов, причины их возникновения и возможные последствия, предпосылки перерастания в локальные войны, возможные пути их локализации и прекращения, а во-вторых, знать стратегию поведения человека и основные способы его защиты в зоне вооруженного конфликта.

     Знание поднятых проблем способствуют осознанному отношению человека к конфликтом различных уровней и проявлений и вооружают их навыками защиты от их деструктивных последствий, поэтому рассмотрение этих вопросов составляют содержание данной главы учебного пособия.

Конфликты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие общества. С одной стороны, конфликт является источником и формой проявления социально-политических изменений, предотвращая стагнацию и окостенелость общественных систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и институтов. В этом смысле конфликт выступает как форма регулирования противоречивых интересов различных групп общества, способствует ликвидации напряженности в отношениях между ними. С другой стороны, конфликт представляет серьезную угрозу дестабилизации общества и может привести к катастрофическим последствиям – анархии, революциям, войнам.

Влияние конфликта на социальную структуру может быть различным и во многом зависит от организации общества. В тоталитарном (закрытом) обществе с жестким социальным делением конфликт протекает в острых формах и имеет более разрушительные последствия, часто приводя к дестабилизации системы отношений. В плюралистическом (открытом) обществе, где социальные перегородки менее жестки, существует большое число промежуточных групп и институтов между ними, а каналы коммуникаций разветвленные, конфликты менее разрушительны для системы в целом и протекают в менее острой форме.

     Существование конфликтов различной степени интенсивности, пересекающихся между собой, приводит к их взаимному ослаблению и распылению, что способствует предотвращению раскола всего общества по какому-либо одному признаку. Наконец, существование и стабильное функционирование демократического процесса (выборов, парламентских учреждений, плюрализма политических партий, других форм социального контроля) создает реальную возможность правового регулирования и институализации конфликта в обществе с целью их своевременного разрешения. Они становятся управляемыми.

     Помимо конфликтов, возникающих внутри общества, имеют место межгосударственные, региональные и международные конфликты, требующие специального социологического и политического анализа. Это же относится к получившим в последнее время широкое распространение межнациональным конфликтам.

Одним из сам опасных видов конфликтов является вооруженный конфликт, который представляет собой крайне острую форму разрешения противоречий между государствами или военно-политическими группировками внутри государства, характеризующаяся двусторонним применением военной силы.

В широком смысле слова под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение, чаще всего на государственной границе, связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитета того или иного государства, или же не почве политических противоречий внутри государства. Иначе говоря, война и вооруженный конфликт – это в сущности однопорядковые социальные явления, различающиеся лишь степенью применения насилия для достижения определенных политических целей.

Война по своей сути есть ничто иное, как продолжение политики тех или иных государств (социальных групп) иными, а именно насильственными средствами. Любая война имеет политическое содержание, ибо она составляет часть политики государства как внутренней, так и внешней. Исторический опыт двух мировых и сотен локальных войн показывает, что войны готовятся, как правило, заблаговременно, в течение длительного времени и эта подготовка охватывает собственно политическую, а также экономическую, дипломатическую, идеологическую, военную, морально-психологическую сферы, разведывательную деятельность, мобилизационные мероприятия и т.д.

Война имеет и свое особое, специфическое содержание, каковым выступает вооруженная борьба – организованное применение вооруженных сил государств, вооруженных отрядов или других формирований каких-либо политических группировок для достижения политических и военных целей. Вооруженная борьба может вестись и в несанкционированных политикой формах, включающих отдельные военные стычки, военные инциденты, террористические акции и т.п., а также в форме политизированных вооруженных конфликтах, которые возникают в отношениях между отдельными государствами или внутри них при отсутствии общего состояния войны.

Однако вооруженный конфликт отличается от военной стычки, военного инцидента, а тем более от террористической акции. Военная стычка или военный инцидент, к которому обычно причастны небольшие группы людей, нередко происходит в результате недоразумения, случайного столкновения, в то время как вооруженный конфликт является следствием агрессивной политики каких-либо военно-политических сил, которые преднамеренно провоцирует военное столкновение для достижения своих целей. Террористические акции вообще имеют иную природу, о которой речь пойдет в другой главе. Поскольку чаще всего, вооруженные конфликты охватывают определенную географическую область, включающую враждующие государства (регион мира) или какую-то локальную территорию (регион) внутри государства, то их нередко называют региональными.

Региональный вооруженный конфликт вызревает на почве трудноразрешимых противоречий (исторических, территориальных, экономических, политических, межэтнических и пр.) между соседними государствами или различными социально-политическими группировками внутри страны. Начинается, как правило, внезапно, без официального объявления о предпринимаемой военной акции, ведется более или менее кратковременно, небольшими военными силами и средствами, с ограниченными политическими целям. Уход от решения региональных проблем ведет к обострению ситуации в регионе и перерастанию регионального конфликта в локальную войну.

Локальная война – это вооруженное столкновение в отдельном регионе планеты между двумя или несколькими государствами, затрагивающее преимущественно только их интересы и осуществляющееся с ограниченными политическими и военно-стратегическими целями, т.е. охватывающее относительно небольшое число участников и ограниченный географический район.

Понятие «локальная война» возникло в последней четверти XIX века, когда капитализм стал перерастать в свою высшую империалистическую стадию, порождением которой стали мировые войны. Борьба за передел мира между крупнейшими капиталистическими государствами была связана с серией локальных войн – испано-американской (1898 г.), англо-бурской (189901902 гг.), русско-японской (1904-1905 гг.), Балканской (1912-1913 гг.) и др., которые предшествовали, Первой мировой войне. В ходе подготовки, Второй мировой войны вновь были развязана серия локальных войн – вторжение Японии в Китай и захват Маньчжурии (1931 г.), итало-эфиопская война (1935-1936 гг.), германо-итальянское вмешательство в гражданскую войну в Испании (1936-1939 гг.), советско-финская война (1939-1940 гг.) и др. После Второй мировой войны также произошло более сотни локальных войн и вооруженных конфликтов в различных регионах мира.

     Широкое распространение понятие «локальная война» получило в конце 50-х – начале 50-х гг. прошлого столетия в связи с принятием США военной доктрины «гибкого реагирования», когда они и их союзники по НАТО, сохраняя курс на подготовку к мировой войне, учитывая наличие у СССР мощного ракетно-ядерного потенциала, предусматривали подготовку и ведение локальных войн против социалистических стран и национально-освободительного движения. Значительное место локальным войнам отводилось и в провозглашенной администрацией США в 1971 году стратегии «реалистического сдерживания». И сегодня США и НАТО не отказались от политики локальных войн, свидетельством чему являются локальные войны последних лет в Югославии и на Ближнем Востоке (Ирак, Ливан, Палестина, Израиль и др.).

     Локальные войны и региональные вооруженные конфликты, безусловно имеют свои особенности, такие как различные причины их возникновения, политические и стратегические цели, масштабы, интенсивность, длительность, средства вооруженной борьбы, формы и методы ведения боевых действий и т.д. Однако они имеют и общие черты, среди которых выделяются следующие:

- ограниченность военно-политических целей, обусловленная политической обособленностью и разрешением противоречий с помощью вооруженного насилия;

- зависимость их хода и исхода от вмешательства мировых держав или их коалиций (экономическая и дипломатическая поддержка, участие в военных действиях на той или иной стороне, поставки вооружений и боевой техники и т.д.);

- зависимость от мирового общественного мнения (акции протеста, отказ в международной поддержке, экономическая и политическая блокада и др.);

- задействование в них, как правило, ограниченных вооруженных сил, ведение боевых действий обычными средствами при постоянной угрозе применения сторонами других, более мощных сред поражения;

- очаговый характер боевых действий войск;

- неопределенность продолжительности военных действий;

- массированное применение информационной обработке войск и населения противника и др.

Как уже отмечалось, локальных войн и вооруженные конфликты возникают на социально-политической, экономической, межэтнической почве, в связи с нарушениями территориальной целостности или ущемлением суверенитета. Прекращение их, и урегулирование связанных с ними проблем происходит на государственном уровне, дипломатическим путем, с помощью третьих стран, международных организаций, использование политики национального примирения и т.д.

     Опасность этих социально-политических явлений состоит в том, что они часто приобретают затяжной характер (Ближний Восток, Югославия, Абхазия, Южная Осетия, Чечня и др.), имеют тенденцию к расширению состава участников, интернационализации масштабов и перерастанию в войны с более широкими политическими целями. Военные события на Ближнем Востоке, в Югославии и некоторых других регионах планеты со всей очевидностью показывают, что локальные войны и военные конфликты создают угрозу применение оружия массового уничтожения с непредсказуемыми политическими, социально-экономическими и экологическими последствиями. Следовательно, различие между ними становятся все более условными, хотя существующая классификация войн и военных конфликтов по социально-политическим и военно-техническим признакам сохраняет в целом свое принципиальное значение.

     В войнах и военных конфликтах задействованы два основных фактора – люди и оружие. Поэтому радикальный путь исключения этих явлений из жизни современного общества состоит в решительном сокращении вооруженных сил и вооружений, в демилитаризации международных отношений и проведении всеми государствами политики мира. Однако после эйфории конца 80-х – начала 90-х годов прошлого столетия, связанной с исчезновением противостояния социализма и капитализма, СССР и США, появились новые военные угрозы, идущие от международного терроризма в лице мусульманского фундаментализма, претензией США на лидерство в современном мире и наступлением НАТО к Восток непосредственно к границам России, о чем достаточно определенно подчеркивается в Концепции национальной безопасности РФ.

Современная общественно-политическая практика свидетельствует, что после развала СССР во многих бывших его «горячих» точках – на Кавказе: Армения. Азербайджан, Грузия, Абхазия, Чечня, в Таджикистане, в Приднестровье на почве региональных противоречий стали возникать вооруженные конфликты, угрожающие перерасти в локальные войны. Этим конфликтам присущ, как правило, межнациональный характер.

Подобные явления имели и имеют место не только на территории бывшего СССР. Ярким образцом такого рода конфликтов является Югославия. Межэтническую с примесью религиозной окраску носил вооруженный конфликт в Афганистане. Но, говоря о подобных социально-политических явлениях, хотелось бы остановиться на вооруженных конфликтах именно на территории России и в ближнем зарубежье, т.к. именно они затрагивают интересы миллионов наших сограждан, настоящих и бывших. К великому сожалению, конец ХХ века ознаменовался для нашего народа вспышкой межнациональных вооруженных конфликтов, которые носят, пожалуй, самый жестокий, беспощадный и бессмысленный характер. Так, если Великая Отечественная война, в которой защищали Советскую Родину представители всех народов многонационального Союза ССР, родила массу героев, то межнациональные конфликты породили преступников – мутантов, называющих себя борцами за национальное освобождение, хотя эта борьба их народам ничего не принесла, кроме разрушений, нищеты и горя. В этих войнах не может быть победителей. Развязавшие их политики, на словах за мирное решение проблем, но на деле все выходит иначе.

При этом не следует сбрасывать со счетов и влияние преступных кланов на разжигание конфликтов. Напряженность, как правило, возникает при засилье представителей тех или иных национальных меньшинств в наиболее престижных и доходных социальных нишах и местах, на которые претендуют и менее удачливые представители коренного населения. Отсюда и позорный для России феномен неприятия представителей народов Кавказа, получивших клеймо «лица кавказской национальности», и другие этносоциальные стереотипы, имеющие преимущественно локальный характер, не приобретая широких масштабов.

Как показывает опыт многих стран и регионов бывшего СССР (Закавказье, Приднестровье), наиболее опасны этнотерриториальные конфликты. Главная предпосылка для их возникновения – наличие компактно расселенных национальных меньшинств. Вполне правомерные требования предоставления национально-территориальной автономии,становятся потенциально опасны, если район проживания национальных меньшинств непосредственно граничит с основным этническим массивом в соседнем государстве, и автономия может послужить ступенью к «воссоединению». По этой причине в международных соглашениях по правам меньшинств территориальная автономия не отнесена к числу неотъемлемых прав национальных меньшинств в отличие от культурной автономии и принципа равноправия. Стремление к отделению с целью создания собственного государства или присоединения к другому чревато еще более серьезными последствиями, вплоть до гражданской войны национальным уклоном. Расчеты национальных сепаратистских движений на то, что путем длительной вооруженной борьбы они вынудят существующий строй, в конце концов, согласиться на отделение, в современном мире практически нигде не оправдались.

Начало вооруженным конфликтам в СССР были положены в конце 80-х гг. прошлого столетия. Тогда было зафиксировано 76 территориально-этнических споров, разгоревшихся и еще разгоравшихся, кроме того, еще 80 были на грани перехода в активную стадию. Затем не стало СССР, но споры остались, усилились, ожесточились, унесли тысячи жизней. Одна треть бывшего СССР с населением 30 млн. человек оказались вовлеченными в территориальный передел, сопровождающийся то разгорающимися, то затухающими конфликтами2.

Межэтнический вооруженный конфликт, как правило, не вспыхивает сразу. Он возникает незаметно. Чтобы представить себе этапы его нарастания следует проанализировать, как шло развитие событий в «горячих точках» на территории СССР, в после его развал и СНГ.

Действия начинались на территории какого-либо территориально-этнического образования. Русские и русскоязычное население начинали подвергаться дискриминации при осуществлении кадровой политики и получении образования. Далее резко обостряются социальные противоречия, происходит создание национальных вооруженных формирований, идет силовое и моральное давление на государственные органы, прежде всего суды, прокуратуру, милицию, различные органы управления и жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов. Поднимают голову преступные элементы, которые пытаются проникнуть в органы государственной власти и управления. Затем между сотрудниками милиции и вооруженными формированиями начинают возникать перестрелки, где каждая из сторон обвиняет друг друга в нападении. Резко обостряется криминогенная обстановка, увеличивается количество тяжких преступлений и убийств, раскрываемость их резко снижается.

Несмотря на пока еще мирные отношения двух противоборствующих сторон или новообразованных государств, дороги становятся все опаснее. Убийства и грабежи на них достигают небывалых размеров, ночью машин практически нет. На границах бывших республик люди на постах обыскивают всех без исключения в поисках оружия.

В вооруженный конфликт активно втягивается гражданское население. В зоне конфликта нередки откровенные акты терроризма, убийств, мародерств, волны погромов. Увеличивается число вынужденных переселенцев и беженцев. Это усиливает криминогенную обстановку, тем более, что идет быстрое неконтролируемое вооружение гражданского населения. Нередко стихийно создаются отряды ополченцев. В магазинах пустеют прилавки, все дороже становится продовольствие и все труднее его достать, На улицу по вечерам выходить становится опасно. Противоборство все отчетливее приобретает характер настоящей войны.

Каждому гражданину, прежде всего, следует знать, что война, как и любой род деятельности в цивилизованном обществе регламентирована законодательно. Юридические нормы, предписывающие правила ведения войны направлены на максимальное соблюдение прав военного человека и защиту мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий. В конечном счете, это законодательство, призвано по возможности, затруднить течение конфликта между сторонами, согласившимися применить цивилизованные нормы.

Говоря о вооруженных конфликтах, необходимо, прежде всего иметь в виду существование Гаагских конвенций о законах и обычаях войны (1899, 1907 гг.), Женевских конвенций о защите жертв войны (1949 г.), Гаагской конвенции защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 г.), конвенция о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечности, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1968 г.). Все эти международные документы признаются РФ. Однако в них речь идет о международных вооруженных конфликтах. В нашей же стране и в ближнем зарубежье эти конфликты носили и носят в основном межнациональный (межэтнический) характер. Но и в этом случае стороны обязаны соблюдать международные правовые нормы, касающиеся ведения военных действий. Однако во всех вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР, эти нормы нарушались практически всеми противоборствующими сторонами.

Это касается и наиболее масштабного вооруженного конфликта, происходящего на территории России, – чеченского. В ходе ведения боевых действий чеченские боевики сеяли смерть без разбора, как среди военных, так и среди мирного населения, захват заложников вошел в норму и стал массовым, да и федеральные войска нередко наносили удары по районам, где находилось гражданское населения, и проводили массовые «зачистки» без разбора правых и виноватых. Грубейшее нарушение международного права заключалось и в том, что мирное население не выводилось из районов военных действий. Не применялся в этом конфликте и режим интернирования гражданских лиц, т.к. в этом случае должно наступать четкое применение прав и обязанностей обеих сторон, связанных с предоставлением временного жилья, права переписки и т.д.3. Но, несмотря на указанные издержки, нормы международного права, связанные с ведением военных действий, существуют, и ответственность за их нарушение никто не отменял.

Таким образом, можно констатировать, что конфликты в разных областях общественной жизни и разной степени интенсивности являются достаточно распространенным явлением в современном мире, однако наиболее опасными среди них являются вооруженные конфликты. Охватывая отдельные регионы мира или государства, они чреваты расширением сферы их распространения, переходам к более жестким методам ведения военных действий и эскалацией в локальные войны, которые как свидетельствует история, являются предвестниками мировых войн. Исходя из этого обстоятельства, специалисты в сфере безопасности жизнедеятельности должны четко и ясно представлять себе характер подобного рода общественных явлений, знать стратегию и способы выживания населения в районе боевых действий.

1.Стратегия поведения и способы защиты от локальных войн

и военных конфликтов

Необходимо помнить, что в непростых условиях нахождения в зоне боевых действий отсутствие у людей элементарные знания и навыки выживания приводит к неоправданным жертвам. Их число вполне можно было снизить, сумей люди вовремя распознать опасность, заранее предпринять соответствующие меры, чтобы покинуть опасный район, что лучше всего, создать и припрятать какие-то запасы, чтобы обеспечить свое существование в зоне конфликта. Все аспекты данной проблемы поднять невозможно, но некоторые рассмотреть целесообразно, особенно те, которые касаются жителей городов и крупных населенных пунктов. Специалисты по вопросам выживания дают некоторые полезные советы. Прежде всего, с началом боевых действий вблизи вашего города, целесообразно его покинуть и уехать в безопасное место. Но не у всех есть такая возможность, поэтому надо выживать на месте.

С наступлением военной опасности в регионе может быть введено военное положение, если речь идет об агрессии против РФ или непосредственной угрозе агрессии, или чрезвычайное положение, если речь идет о попытке изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж и т.д.4

Чрезвычайное положение (ЧП ) на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом высшим органам законодательной власти РФ. Его целью является устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ. Согласно Закону РФ «О чрезвычайном положении» на этот период могут предусматриваться следующие меры и временные ограничения:

- приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления;

- установление ограничений на свободу передвижения по территории, введение на ней особого режима въезда и выезда;

- усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

- установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- установление особого порядка, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

- запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;

- запрещение забастовок и иных способов прекращения деятельности организаций;

- ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

- приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

- эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждение в связи с чрезвычайными обстоятельствами5.

При непосредственной угрозе насильственного изменения конституционного строя, захвата власти, вооруженного мятежа и т.д. могут быть осуществлены дополнительные меры и временные ограничения:

- введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность;

- ограничение свободы печати и других СМИ путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

- приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП;

- проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

- ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртовых напитков, спиртосодержащей продукции; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций – наряду с этим также боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

- выдворение лиц, нарушающих режим ЧП и не проживающих на данной территории, за ее пределы;

- продление срока содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в терроризме и других особо тяжких преступников на весь период действия ЧП, но не более чем на три месяца6.

Необходимо обратить внимание на то, что для обеспечения режима ЧП

используются силы и средства органов внутренних войск, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства по делам ГО и ЧС. В исключительных случаях на основании указа Президента РФ дополнительно могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, кроме пограничных, для выполнения следующих задач:

- поддержание особого режима въезда и выезда;

- охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;

- разъединение противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;

- участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

- участие в ликвидации ЧС и спасении жизни людей в составе РСЧС.

Указанные задачи, кроме последней, военнослужащие Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно с сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащих внутренних войск. При этом на них распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники7.

     Целью введения военного положения (ВП), в отличие от ЧП, является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ. В период действия ВП могут в той или иной мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан на территории, на которой вводится ВП применяются меры по организации производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований, создаваемых на военное время и для нужд населения8.

Согласно Закону РФ «О военном положении» при введении на ВП могут применяться следующие меры:

- усиление охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

- введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

- эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений:

- введение и обеспечение особого режима въезда и выезда на территорию, а также ограничение свободы передвижения по ней;

- приостановление деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений, ведущих пропаганду и агитацию, и иную деятельность, подрывающую безопасность РФ;

- привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановления поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

- изъятие необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан, с последующей выплатой государством его стоимости;

- запрещение или ограничение выбора места жительства;

- запрещение или ограничение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

- запрещение забастовок и иных способов приостановления и прекращения деятельности организаций;

- ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

- запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток, осуществление проверки документов, личный досмотр, досмотр вещей, жилища, транспортных средств, задержание граждан (не более, чем на 30 суток) и транспортных средств;

- запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков; в необходимых случаях у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций – изъятие наряду с этим боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

- введение контроля, за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, СМИ, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

- введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля, за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;

- интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с РФ;

- запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории РФ;

- введение в органах государственной власти, органах военного управления, местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;

- прекращение деятельности иностранных и международных организаций, в отношении которых получены достоверные сведения о том, что они осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ9.

На территории, на которой введено ВП, также не проводятся референдумы и выборы в органы государственной власти и местного самоуправления. В период действия ВП в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быт предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены формы собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено ВП, так и на территориях, где ВП отсутствует10.

Могут быть и другие ограничения, связанные с введением ВП или ЧП и началом военных действий. К этому необходимо относиться с пониманием и не пытаться вопреки здравому смыслу пытаться их оспаривать.

Таким образом, под охрану вооруженных сил при военных конфликтах с введением ВП или ЧП в первую очередь попадают вокзалы, аэропорты, транспортные узлы, телевизионные станции, крупные предприятия, банки, редакции СМИ и т.д. Под контролем окажутся телеграф, телефон, почтовая связь. В связи с особым режимом произойдут изменения программ передач радио, телевидения. Может быть приостановлен выход большинства газет и журналов. Не исключено, что будут отменены занятия в учебных заведениях, поэтому сразу необходимо решить проблему контроля, за детьми. Необходимо всегда иметь при себе документы, подтверждающие личность, чтобы не оказаться задержанным.

Обычно в первые дни после введения чрезвычайных мер падает преступность, но это явление временное. Магазины обычно не закрываются, но товары с прилавков быстро исчезают, запрещается продаж


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.